Прозвище дедушки лены в рассказе чучело

Автор: самый зелный опубликовано 03.09.2021 обновлено 03.12.2021 духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился так пушкин

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — так Пушкин наверняка описал бы подготовку к итоговому сочинению, когда сидишь и не знаешь уже, что писать, где искать, как аргументировать свою мысль. В такие минуты хочется отвлечься и сменить пластинку. И нет ничего лучше аудиокниги, которая поможет раскрыть трудную тему в самом неожиданном и оригинальном ключе. А где такие взять? Да из статьи Многомудрого Литрекона! Он подготовил список произведений для итогового сочинения 2021-2022 года. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Здесь Вы найдете список книг для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Мы постарались сделать подборку максимально содержательной. Если что-то упустили, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях! Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
  3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
  4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
  6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
  7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
  8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
  10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
  11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
  12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
  13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
  14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
  15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
  16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
  17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
  18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
  19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
  20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
  21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
  22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
  23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
  24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
  25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
  26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
  2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
  3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
  4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
  5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
  6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
  7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
  8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
  9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
  10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
  11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
  12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
  13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
  14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
  15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
  16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
  17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
  18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
  19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
  20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
  21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
  22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
  23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
  24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
  25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
  3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
  4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
  5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
  6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
  7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
  8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
  10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
  11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
  12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
  13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
  14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
  15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
  16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
  17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
  18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
  19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
  20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
  21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
  22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
  23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
  24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
  25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
  3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
  4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
  6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
  7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
  8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
  9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
  10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
  11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
  12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
  13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
  14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
  15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
  16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
  17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
  18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
  19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
  20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
  21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
  22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
  23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
  24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
  25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Сочинение по тексту Е.Пермяка «Белая ворона» (вариант№15, Сенина Н.А.)

Есть белая овца среди черных овец, Есть белая галка среди серых ворон. Она не лучше других, она просто дает Представление о том, что нас ждет за углом, — это слова из песни группы «Наутилус Помпилиус». И еще вспоминаются слова из песни Высоцкого: Я скачу, но я скачу иначе По полям, по лужам, по росе. Говорят: он иноходью скачет. Это значит иначе, чем все. Что же означает выражение «белая ворона» в русском языке? Для чего используется данное выражение? С давних пор белой вороной называли человека, отличающегося от других. Это противоречивый символ необычности, инаковости, связанный с непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты и беззащитности. Это выражение использовалось еще в сатирах Ювенала, то есть проблема стара как мир и в то же время злободневна, потому что и сейчас есть люди, отличающиеся от других или стремящиеся к тому, чтобы быть не такими, как все.

Проблема исключительности поставлена в сказке Евгения Пермяка. Рассказывая бабушкину версию появления на свет выражения «белая ворона», автор в аллегорической форме изображает людей, которые в попытках выделиться среди других выставляют себя посмешищем: пытаются делать то, к чему они совершенно не способны. Писатель заставляет задуматься о том, что не надо лезть на рожон и выставлять себя посмешищем. Надо заниматься тем, к чему у тебя есть способности и что ты умеешь делать хорошо. Не следует метаться туда-сюда, а нужно искать разумный смысл, все взвесить, а потом делать. Подчеркивая, что желание выделиться среди других внешним видом особенно опасно, автор приводит нас к выводу, что быть не таким, как все, плохо прежде всего для себя: ты излишне привлекаешь к себе внимание окружающих. Я согласна с мнением автора и хочу сказать, что выделяться нужно и можно, но не внешностью, а чем-то другим: своими способностями, если они есть, умениями делать что-то нужное и интересное, несмотря на то, что окружающим не очень нравятся люди, отличающиеся от них. Хочу привести в пример «Балладу о белой вороне» Валерия Панина. Белая ворона выжила в стае, несмотря ни на что, но стая ей не прощала непохожести: Ей — последняя очередь к пище. Да и место — подальше от всех. Относились как к парии нищей, Словно мстили за родственный грех.

Но она всё сносила привычно, Не теряя своей чистоты. И такое в ней было величье, Столько гордости и красоты!

А в полёте — одно загляденье: Белоснежная тень в темноте, Как таинственное наваждение, Фантастический штрих на холсте!

…Капля белая – плёвое дело! Но среди черноты бытия Эта капля светила и грела, И казалось, что нет воронья… Белая ворона в балладе красива не только внешностью, но и поведением. А в повести В.Железникова «Чучело» Лена Бессольцева выделялась среди одноклассников совсем не внешностью, а своей добротой, честностью, чуткостью, образованностью, доверчивостью, им же хотелось, чтоб она была «как все». Но в конце концов они поняли свою неправоту, потому и появились на доске слова: «Чучело, прости нас!» Таким образом, можно и не выделяться из толпы, но быть собой, сохраняя все положительные человеческие качества, а уж если выделяться, то непременно хорошим.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Похожее

Сочинение-рассуждение Белая ворона

Как всем известно, белыми воронами обычно называют людей, которые не похожи на других. Такие люди выделяются из толпы, как белая ворона в стае своих черных родственниц. Чудаки, оригиналы всегда были и будут такими белыми воронами.

Часто «белых ворон» не любят и даже травят — мол, ненормальные, не хочет быть таким, как надо, считает себя умнее всех, и тому подобное. Но стоит ли считать, что такие люди — «неправильные», что всем надо быть одинаковыми или похожими друг на друга?

Я считаю, что, если бы не чудаки, мы бы не имели искусства, а также много открытий и изобретений. В давние времена «все знали», что земля плоская и Солнце вращается вокруг нее. Чтобы предположить, что Земля имеет форму шара, да и еще доказать это, надо было быть настоящей белой вороной. А новые жанры в музыке и изобразительном искусстве? А театр и кино? Чтобы придумать что-то действительно оригинальное, нужно быть творческим человеком, что открыт новым идеям… то есть «белой вороной».

К тому же, здоровое общество всегда терпимо относится к необычным людям, ибо уважает право каждого человека самому выбирать, чем ему заниматься и как выглядеть — естественно, в рамках закона. Как на меня, если начинается массовая травля всех непохожих на большинство, то это является явным признаком того, что в обществе что-то не так. Таким образом, белые вороны — это хорошо для общества.

Похожие материалы:

  1. Сочинение 5 класс «Как я провёл это лето» Ура! Закончился еще один учебный год, а это значит, что впереди меня ждет такое долгожданное лето. А что такое лето? Конечно, самые длительные каникулы, которые…
  2. Сочинение про «Осень» Осень – грустное, но невероятно красивое время года. Я говорю о той поре, когда вся природа вокруг меняет зеленый наряд на желтый, багряный, алый и…
  3. Сочинение про весну Закончились суровые морозы, и везде ощущается дыхание весны. Все пробуждается к новой жизни, дышит свежестью и молодостью. Еще островками лежит снег, а солнышко припекает, и…
  4. Сочинение по картине С. Григорьева Вратарь Сегодня я в первый раз вижу картину художника Григорьева «Вратарь». На ней мастер кисти показывает нам, пожалуй, самую популярную командную игру – футбол. А точнее…
  5. Вид из окна сочинение 6 класс План 1.Вид из окна летом 2.Вид из окна зимой 3.Вид из окна весной 4.Вид из окна осенью Вид из окна моей комнаты, на втором этаже,…
  6. Мой край родной сочинение 7 класс Как много значат для человека родные края, хотя, мы даже не думаем об этом. А ведь многие поэты говорят нам об этом в своих чудных…
  7. Сочинение на тему Мой маленький друг У меня есть кошка. Ее зовут Маня, не знаю, кто ее так назвал, потому что она живет в нашем доме даже дольше, чем я. Маня…
  8. Сочинение на тему: «В память о погибших в Афганистане» Мир. Чистое небо над головой. Полноценная хорошая жизнь. Полная уверенность в завтрашнем дне. Беззаботное и счастливое детство. Спокойная и достойная старость. Что еще нужно человеку?…
  9. Сочинение на тему Волшебная осень Наиболее красивой и прекрасной порой года является осень. Не случайно у многих писателей этот период является самым любимым, о чем свидетельствуют их различные произведения. Величественная…
  10. Сочинение по рассказу «Гобсек» Оноре де Бальзак является автором рассказа «Гобсек». Писатель рисует Францию начала XIX века,а именно накануне Июльской революции. Именно в этом произведении рассказывается о ростовщике и…

Релевантные товары в Online-магазине:

Therme
Белый Лотос Рисовый скраб для тела

299 руб.

La Prairie

White Caviar Белый икорный крем для рук SPF15

4 999 руб.

HASK

Orchid&White Truffle Шампунь для ультраувлажнения волос с экстрактом орхидеи и маслом белого трюфеля

429 руб.

бестселлер sale

Payot

Скраб для тела с экстрактами жасмина и белого чая

от 1 552 руб.

Все товары

И кому верить? Бабушке или дедушке?

Прозвище «белая ворона» известно всем, однако всякий по-разному толкует его.

Моя бабушка толковала так.

Белая ворона вылупилась из яйца обыкновенной чёрной вороны и ничем не выделялась из других. Но вскоре, после того как она оперилась, ей не захотелось жить, как все.

Трудно сказать, почему это произошло. То ли ей было скучно… То ли она вообразила себя необыкновенной и решила выделиться среди других… Или что-то ещё, – может быть, она была одержима жаждой славы, – никто не знает. Только вдруг ворона решила стать солисткой академической оперы.

У неё был достаточно громкий голос и, может быть, куда более звучный, нежели у других, но, к сожалению, кроме «кар-кар», она не могла выкаркнуть ни одной ноты. И вместо того чтобы разъяснить ей, что её голосовых данных недостаточно для оперного пения, – над нею посмеялись. А смех, как известно, не всегда бывает хорошим лекарством. Особенно в юности.

8 стр., 3558 слов

Функционирование лексемы «белый» в поэтических текстах С. Есенина

… Есенина. В стихотворении «Вижу сон. Дорога черная…» появляется образ женщины, которую нельзя любить: к нему едет “нелюбимая милая”: Вижу сон. Дорога черная. Белый … друга: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней … и мать человека. Есенин с большой теплотой описывает свою … дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня одежды Руси … луч уподобляет поэт белоснежному перу, заря у него …

Потеряв надежду стать солисткой оперы, она решила выбрать иной путь.

  • Ну что ж, буду танцовщицей. Для этого не нужен голос.

И она принялась танцевать. Но над ней снова посмеялись.

Цапля сказала:

  • Чтобы стать балериной, недостаточно ног и двух вороньих па – скок-прыг и прыг-скок.

Это ещё больше ранило самолюбие вороны.

  • Тогда покажу, что такое высший пилотаж, – сказала она.

Однако и это вызвало смех. Громче всех смеялись щебетуньи ласточки, которые летали выше и быстрее других.

Ах, если бы они или кто-то другой терпеливо объяснили вороне, что нужно применять себя в жизни по своим способностям и возможностям! Тогда бы, наверно, ворона нашла своё счастье. Но этого не произошло.

Обиженная, раздосадованная, она не захотела разобраться в себе самой и наперекор всем не остановилась.

Так бывает. Ложное самолюбие порождает больное самомнение, которое приводит к самым неожиданным результатам. В данном случае оно привело в парикмахерскую.

  • Я хочу стать белой, – сказала она.
  • Пожалуйста, – ответили ей.

И вскоре жизнь вороны круто изменилась.

Люди кричали:

  • Смотрите! Белая ворона!

Её заметили все. О ней сообщили вечерние газеты как о чуде орнитологии. Она была счастлива! Её самолюбие торжествовало. Но…

Но радость была недолгой. Когда слух о ней прошёл по всей земле, её решили поймать. Одни хотели поселить белую ворону в клетку зоологического парка, другие – превратить её в чучело для музея.

За нею гонялись день и ночь. А она ни жива ни мертва отсиживалась в кустах, пряталась в дуплах от своей шумной славы и наконец исчезла.

Никто не знает, куда она делась. Одни предполагали, что ворона погибла в когтях ястреба, который принял её за белого голубя. Кто-то, смеясь, утверждал, что она, полиняв, стала снова чёрной вороной. Было множество догадок, но это не столь важно. Важно то, что ворона обессмертила себя прозвищем всех тех, кто во что бы то ни стало хочет выделиться из других.

Так заканчивала сказку моя бабушка, но тут же вмешивался дедушка. Вмешивался и начинал рассказывать о белой вороне своё.

У него, как и у бабушки, так называемая белая ворона тоже вылупилась из яйца, снесённого чёрной вороной, и выросла такой же обыкновенной, как и все в её стае. Но однажды у неё в крыле появилось белое перо. На это можно было бы не обращать внимания, если бы не появилось и второе, ослепительно белое перо. А затем – третье, четвёртое… И ворона начала белеть.

А почему? Что было причиной посветления чёрной птицы?

Оказывается, первое перо побелело оттого, что ворона задумалась над своей жизнью. Задумалась – правильно ли живут вороны вообще, хорош ли их образ жизни. Но она задумалась не о себе и не для себя, а обо всех и для всех. Это была очень важная разница. Разница, которая выделяла мыслящую ворону среди остальных.

И первая светлая мысль побелила её перо.

Когда же ворона поняла, что жизнь стаи – это разбой, непрерывная рознь и драка, – у неё посветлело ещё одно перо.

16 стр., 7567 слов

Малевич казимир «черный квадрат» описание картины, анализ,

… Картины Казимира Малевича: «Черный квадрат» Такие названия, как «Мертвый квадрат» и «Пустота» были даны критиками. Для Малевича, однако, этот квадрат символизирует чувство, а полную пустоту олицетворяет белое … понимание эмпирической реальности Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому … жизни. Черный квадрат — это чувство Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, …

На это никто пока не обратил внимания. Но ворона продолжала размышлять о нравах стаи. Одна светлая мысль рождала другую, третью, а вместе с этим светлели новые перья. И этого не могли не заметить.

Её спросили:

  • Что с тобой происходит?

Ей хотелось верить, что слова, идущие от самых глубин сердца, отзовутся в чёрных душах.

Она говорила без боязни. В её словах звучала истина. В её голосе звенел протест. И от этого она становилась светлее и светлее.

Чёрная стая молча слушала окончательно побелевшую ворону. Тысячи злых крылатых разбойниц пронизывали их белую сестру, тысячи когтей и клювов готовы были вонзиться в неё и развеять по ветру ненавистное перо.

И, может быть, им это удастся. Но ничего не изменится. Белая ворона никогда не станет чёрной ни в дедушкиной сказке, ни в светлой людской молве.

В русской литературе есть одно очень эмоционально тяжелое психологическое произведение о школьной травле под названием «Чучело», краткое содержание которого будет передано ниже. Принадлежит оно перу писателя и прозаика Владимира Железникова. 

Рассуждение о героях и их поступках повести после прочтения в классе всегда приводит к противоречивым мнениям и жаркой полемике. В этом и заключается уникальность «Чучела», оно заставляет размышлять и размышлять. 

Помимо повести есть замечательная одноименная картина Ролана Быкова, которую нужно посмотреть каждому школьнику совместно с родителями.

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Железников Владимир Карпович

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей. Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

Главные герои и их характеристика

Лена Бессольцева

Лена Бессольцева – ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.

Николай Николаевич Бессольцев – очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.

Дима Сомов – новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.

Второстепенные персонажи

Одноклассники

Маргарита Ивановна – классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.

Миронова (прозвище — Железная Кнопка) – серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.

Шмакова – самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.

Валя – грубый мальчик без чувства жалости.

Лохматый – самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.

Рыжий – шутник класса.

Васильев – справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.

Краткое содержание повести «Чучело»

В кратком пересказе по главам будут затронуты самые основные события произведения, поэтому его можно передать своими словами в читательском дневнике.

Главы 1 — 4

Лена и класс

Сюжет истории начинается с бегства девочки Лены от одноклассников. Далее рассказывается о городском нелюдимом дедушке Лены – Николае Николаевиче Бессольцеве. 

Этот тихий и замкнутый человек жил в большом бревенчатом доме и тратил все свои деньги на приобретение редких картин. Из-за этого девочку начинают дразнить в школе, ведь ее дед ходит в оборванной одежде – он «Заплаточник».

Ребята собрались на день рождения Димы Сомова, однако Лена – изгой и не приглашена. Увидев девочку, дети кидаются за ней вдогонку, дедушка Лены становится свидетелем этой сцены. Внучка начинает рассказ о причинах ее травли в классе.

Главы 5 — 10

Травля Лены

В первый же день в новой школе ребята в классе стали дразнить ее «внучкой Заплаточника». Доверчивая девочка не понимала истинного смысла этого прозвища и смеялась вместе с ними над этой «шуткой». Так же смеялась она, когда ее начали обзывать «Чучелом огородным». Однако не весело было только одному мальчику – Диме Сомову, который с того дня стал героем для Леночки.

На каникулы класс должен был поехать в Москву на экскурсию. Ребята решают самостоятельно заработать деньги на поездку. В последний день четверти целый класс решает прогулять урок, но учительница Маргарита Ивановна застает Диму Сомова в классе. Мальчик все-таки выдает всю правду о прогуле, свидетелями разговора становятся, спрятавшиеся под партой, Шмакова и Попов.

Лена тоже слышала разговор, так как стояла за дверью. Она не выдает своего «героя» ребятам, так как уверена, что Сомов сознается сам. Весь класс наказывают отменой поездки, а Леночка берет вину Димы на себя. 

Начинается травля девочки. Ребята начинают всячески доводить героиню, то выискивают ее по городу с целью «расплаты», то пугают через окно головой медведя. Сомов тоже отворачивается от Лены и приглашает «травителей» девочки на чай к себе домой.

Главы 11 — 14

Сожжение чучела

Однако на следующий день малодушный и трусливый Дима все-таки приходит просить прощения у Бессольцевой и целует ее. Одноклассник Валька видит это, стягивает висящее после стирки платье девочки и спешит поделиться новостью с остальными ребятами. Дима и Лена бегут вдогонку. 

Одноклассники начинают кидать платье девочки по кругу и в грязь, а Лена бегает за ними в попытках его забрать. Когда доходит очередь Сомова для броска, он с улыбкой швыряет грязное платье другому человеку. Затем ребята надевают платье на шест в виде чучела и поджигают его. Ошеломленная от жестокости ребят Лена начинает доставать горящее платье и обжигает себя.

Девочка объявляет, что уедет из города навсегда, но передумывает. Вместо этого надевает на себя обгоревшее платье и убегает из дома. Теперь она не боится быть чучелом и стрижется налысо. В таком виде она заявляется к своим мучителям и говорит им, что ей жалко каждого из них. Когда девочка уходит, все ребята начинают ссориться и расходятся.

Когда дети узнают о настоящем «предателе», начинается травля Димы, в которой Лена отказывается принимать участие. Ребята узнают, что Лена и дедушка покидают город. Николай Николаевич отдает все картины жителям. 

Вскоре он сам приходит в класс к шестиклассникам и лично дарит им картину, на которой изображена девушка, очень похожая на его внучку. Ребята, в изумлении уставившись на нее, понимают, какую боль причинили Лене Бессольцевой. Рыжий берет мел и выводит на школьной доске: «Прости нас, Чучело!».

Анализ произведения

Одиночество Лены Бессольцевой

По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.

Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.

Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.

«Чучело» — краткое содержание рассказа В. Железникова

К 100-летию со дня рождения артиста: «Москино» приглашает на показы фильмов с Юрием Никулиным

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны». Режиссер А. Герман. 1976 год

Показы пройдут с 14 по 21 декабря в трех кинотеатрах сети — «Молодежном», «Салюте» и «Полете».

Сеть кинотеатров «Москино» приглашает посмотреть на большом экране фильмы с участием Юрия Никулина. 18 декабря исполняется 100 лет со дня рождения легендарного артиста цирка, актера и телеведущего. В честь этой памятной даты в столичных кинотеатрах будут транслировать ленты «Когда деревья были большими», «Чучело» и «Двадцать дней без войны».

Показы пройдут с 14 по 21 декабря. Посетить их можно бесплатно, по предварительной регистрации.

«Юрий Никулин был поистине народным артистом. Прежде всего его имя связано с цирком, где он работал клоуном. Юрий Владимирович верил, что смех помогает преодолеть любые невзгоды, и был горд тем, что умел развеселить своих зрителей. Никулина помнят и по комедиям: в роли Балбеса из фильмов “Кавказская пленница”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, а также в роли Семена Горбункова из “Бриллиантовой руки”. Но не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Никулин был и прекрасным драматическим актером. В честь 100-летия великого артиста мы подготовили ретроспективу драм, в которых Никулин сыграл главную роль», — рассказала Наталья Мокрицкая, генеральный директор сети кинотеатров «Москино».

Показы пройдут в трех кинотеатрах сети — «Молодежном», «Салюте» и «Полете». Фильмы продемонстрируют с 35-миллиметровой пленки из архива «Москино». Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте. Здесь же опубликовано подробное расписание киносеансов. Посетители должны соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Рассадка гостей предусмотрена в шахматном порядке, допустимая заполняемость залов не превысит 50 процентов от общего числа мест.

Программа начнется с показа фильма «Когда деревья были большими» (1961 год, режиссер Лев Кулиджанов). Это история бывшего военного, потерявшего во время войны жену. Сломленный тяготами фронтовых будней и смертью любимой женщины, Кузьма Иорданов перебивался случайными заработками и много пил. Однажды он узнал о девочке Наташе, которая лишилась во время Великой Отечественной обоих родителей и осталась сиротой. Одинокий Кузьма Кузьмич решил выдать себя за отца Наташи.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими». Режиссер Л. Кулиджанов. 1961 год

Кузьма Иорданов — первая драматическая роль Юрия Никулина. Изначально ее должен был сыграть другой актер, но он и режиссер не смогли договориться об условиях съемок. Тогда Лев Кулиджанов неожиданно предложил кандидатуру Никулина — на тот момент известного клоуна и комика, но никак не драматического актера. Юрия Владимировича считали неподходящим претендентом, однако режиссер настаивал на своем. Чтобы вжиться в роль, Никулин ходил по улицам и наблюдал за такими людьми, как Кузьма Иорданов, чтобы понять их поведение и образ мыслей. В результате он смог доказать, что сочетает в себе и комика, и трагика. Увидеть картину «Когда деревья были большими» можно в кинотеатре «Молодежный» 14 декабря в 15:00.

20 декабря в 13:30 в кинотеатре «Салют» покажут драму «Чучело» (1983 год, режиссер Ролан Быков), снятую по одноименной повести детского писателя Владимира Железникова. В центре событий — мужественная и самоотверженная девочка Лена, которая становится жертвой травли. Картина вызвала широкий общественный резонанс, поскольку была одной из первых, где советских школьников представили антагонистами. Некоторые считали, что фильм позорит советских детей, другие, наоборот, отмечали, что история «синего чулка» Лены весьма правдоподобна. Картина получила главный приз на Международном кинофестивале в Лионе и Государственную премию СССР.

Кадр из фильма «Чучело». Режиссер Р. Быков. 1983 год

Юрий Никулин в «Чучеле» исполнил роль Николая Бессольцева, дедушки Лены. Николай Николаевич ведет замкнутый образ жизни, отчего соседи его недолюбливают. Это последняя большая актерская работа Юрия Никулина в кинематографе.

Закончится тематическая программа показом киноленты «Двадцать дней без войны» (1976 год, режиссер Алексей Герман). Он состоится в кинотеатре «Полет» 21 декабря в 17:30. Действие фильма происходит в конце 1942 года. Фронтовой корреспондент, участник Сталинградской битвы Василий Лопатин заезжает в Ташкент, чтобы проконсультировать съемочную группу, работающую над фильмом по его очеркам. Мирная жизнь кажется главному герою непривычной. Василию Николаевичу предстоит провести 20 дней без войны: навестить семью погибшего сослуживца, встретить новый 1943 год и пережить короткую, но яркую любовную историю. Примечательно, что Юрий Никулин сначала отказался играть в драме, полагая, что роль Лопатина ему не подходит. Однако режиссеру Алексею Герману и автору сценария Константину Симонову удалось уговорить его.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны». Режиссер А. Герман. 1976 год

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидове под Смоленском. Его мать и отец были театральными актерами, оба работали в комедийном жанре. В 1925 году Никулины перебрались в Москву. Будущий артист с детства отличался веселым нравом, учителя нередко жаловались родителям на то, что мальчик смешит весь класс и срывает уроки.

После окончания средней школы Никулина призвали в Красную армию. В 1939 году его направили в 115-й зенитно-артиллерийский полк. Во время советско-финской войны эта зенитная батарея охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную Юрий Владимирович воевал под Ленинградом в том же полку, а после контузии и лечения в госпитале был переведен в 72-й зенитный артиллерийский дивизион. Никулин демобилизовался в 1946 году в звании старшего сержанта. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

После войны попытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но театральные комиссии обоих вузов не обнаружили у него актерских задатков. Зато его приняли в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Первое выступление в цирке состоялось в 1948 году.

Когда Никулину исполнилось 60 лет, он перестал выходить на арену: вступил в должность главного режиссера цирка, затем занял пост его директора и художественного руководителя. В общей сложности Юрий Владимирович проработал цирке на Цветном бульваре около полувека.

В кино Никулин дебютировал в 1958 году, исполнив эпизодическую роль в фильме «Девушка с гитарой». Его кинокарьера взлетела после выхода короткометражной ленты «Пес Барбос и необычный кросс» в 1961 году. Роль Балбеса полюбилась зрителям, и персонаж вернулся на экраны в таких картинах, как «Самогонщики», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». Никулин очень серьезно относился к каждой своей работе. Например, готовясь к съемкам фильма «Ко мне, Мухтар!», он много времени провел в милиции, чтобы понаблюдать, как проходит будний день сотрудников. Также Юрий Владимирович посещал питомник собак, чтобы подружиться с исполнителями роли Мухтара (всего в ленте сняли четырех овчарок).

Прозвище дедушки лены в рассказе чучело

Юрий Никулин умер в 1997 году в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Москино» — учреждение в структуре Департамента культуры Москвы, управляющее сетью из 13 городских кинотеатров. В них ежегодно организуют кинопоказы, приуроченные к памятным датам, проводят фестивали авторского кино, премьеры новых фильмов и встречи с известными режиссерами. В синематеке «Москино» хранится около девяти тысяч пленочных копий классики советского кинематографа.

Классный
час для учащихся 5–6 классов «Как не стать «чучелом».


Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных
отношениях учащихся.

Задачи:

-воспитание доброжелательного
отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков
межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-ознакомление с новыми понятиями:
буллинг, моббинг;

-создание благоприятного
психологического климата в классе;

Форма проведения классного
часа
:
беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая
работа обучающихся.

Оборудование:
мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»,
заготовки понятий (ТРАВЛЯ, БУЛЛИНГ, МОБИНГ, раздаточный материал:
смайлики белого, оранжевого, красного цвета; листы бумаги, карандаши.

Видеокейс: отрывок
из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, фрагмент «Сожжение
платья», видеоролик о помощи ребёнку.

Участники:
обучающиеся 5 класса.

Ход классного часа

Организационный момент

Прием «Цепочка пожеланий»

Педагог:

— Доброе утро, мои
дорогие друзья! Обратитесь к классу с пожеланиями к себе и другим по поводу
предстоящей работы.

— Пусть все пожелания сбудутся!
Сегодня мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого
общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и,
конечно, хорошее настроение.

Определение темы беседы.

— Эпиграф сегодняшнего
занятия — высказывание
Бе́рнарда
Шо́у — ирландского драматурга, писателя:

«Теперь, когда мы
научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только
одного: научиться жить на земле, как люди».

Педагог: А теперь послушайте
отрывок из известной сказки:

«Когда утята пришли во двор, другие
утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно
нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же
одна утка подскочила и клюнула его в шею.

— Оставьте его! — сказала
утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и
странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

— Славные у тебя детки! — сказала
старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого.
Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как
дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой
безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и
куры.

Педагог: Итак, ребята, кто вспомнит
как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Совершенно верно, это сказка о
гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше? (ответы детей)

Вы  хорошо помните эту сказку.
Действительно, утенка стали обижать

Так прошел первый день, а потом
стало еще хуже. Все гнали бедного утенка,даже братья и сестры сердито говорили
ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!”А мать прибавляла: “Глаза бы
на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала
птицам корм, отталкивала его ногою.

Педагог: Ребята, скажите, какие
чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других
птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок? (ответы детей)

Педагог: Верно, он был не похож на других
птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную
ситуацию среди людей? (ответы детей)

Педагог: К сожалению, такое явление
бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах.
Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети
не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют,
смеются и шутят. Но это совсем не забава.А именно: когда человека
намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда
отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда
обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это
болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как
если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс
не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно
лечить.

Теперь вернёмся к нашему эпиграфу. — Проанализируем его.

— Как вы его понимаете?
(ответы детей)

— А как это жить на
земле, как люди? (ответы детей)

— Давайте поразмышляем
о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире? (ответы
детей)

— Мы живём в обществе,
в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим
перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это
тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её? Навредить
человеку или простить его? Человек делает выбор между добром и злом.

Предлагаю вам оценить ваш личный
вклад в понятие “травля”.

я никогда в этом
не участвую,

иногда
присоединяюсь, но потом жалею

травил, травлю и
буду травить

Педагог: Как я рада, что никто из
вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал,
потом жалели. Это хороший показатель!

Я предлагаю вам записать свод
правил, которым мы все будем следовать.

(дети работают в
паре и предлагают правила)

Твой класс-это твоя семья.

У нас не выясняют отношения с
кулаками.

Не оскорбляют друг друга.

Не смотрят равнодушно, когда двое
дерутся. Их разнимают.

Не смеются над чужими недостатками.

Не портят чужие вещи.

Дорожить дружбой, ведь мы одна
команда

относиться к окружающим, помня
золотое правило
: не делай людям то, чего не желаешь себе.

Относиться к недостаткам окружающих
терпеливо (и др)

Педагог: — А теперь пусть каждый поставит
под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.

Определение основных понятий

Педагог: В последнее время
появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними
познакомимся (слайды на презентации)

Что такое буллинг.

Буллинг (от
английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это
агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил, и жертва
показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в
физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:  

  • словесной травли (оскорбления,
    злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и
    сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных
    форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Выделяют несколько типов буллинга:

• Физический. Он проявляется,
умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных
повреждений и др. ;

• Поведенческий. Это бойкот,
сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в
невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж,
вымогательства, создание неприятностей.

Экономический – вымогательство или
прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

• Вербальная агрессия. Выражается в
постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

• Кибербуллинг. Самое последнее, но
очень популярное среди подростков.
Травля в интернете через социальные сети,
электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации,
взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является
самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно
защититься и найти источники, откуда исходит угроза.

Моббинг— форма психологического
насилия в виде травли в коллективе.

Виды моббинга: бойкот, придирки,
насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные
издевательства.

И буллинги и моббинг – это
проявление психологического насилия.

Более наглядно продемонстрировать
эти два понятия мне хочется на примере отрывка известного художественного
фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом
фильме исполнила Кристина Орбакайте.

Сюжет фильма следующий: в
провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у
своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и
дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к
девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята
прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной
руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву
в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя.
Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она
становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней
издеваться и даже избивают.

Просмотр видеоролика (отрывок из
фильма «Чучело»)

Обсуждение видеоролика

Педагог:

Какие чувства вы испытывали, когда
смотрели фильм?

Какие желания, побуждения у вас
возникали?

Что вам захотелось сделать?

Какие формы проявления зла вы
увидели при просмотре данного фрагмента?

(Ответы детей: и моббинг, и
буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие,
словесные оскорбления, …Жестокость подростков, унижение сверстников)

Педагог: Вспомните кадры из
фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на
месте главной героини?

Всегда ли мы хорошо поступаем по
отношению к своим сверстникам?

Педагог: Героиня фильма не смогла
найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то
причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей)

-обратиться к родителям, к учителю,
школьному психологу или социальному педагогу, по телефону доверия.

1.     Если вас
травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом
взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи –
это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

2.     Не стоит
бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит.
Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой.
Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

3.     Если вас
травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые
сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого
кибербуллинга.

4.     Если
предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя
виноватыми.

·  ‍Рассказывать о
случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.

·  Нужно укреплять
самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).

·  Нельзя надеяться
отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам.
Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против
агрессии — юмор.

·  Необходимо
избегать ситуаций, в которых возможна травля и отклонять предложения
поучаствовать в ней.

·  Если стал
свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или
посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она
доверяет

Педагог: Каждый из вас
должен знать элементарные правила
: как себя вести в сложной ситуации и куда
обращаться за помощью. А также вы должны осознавать всю ответственность за
проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над
детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно
зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка.
Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Также
необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подведение итогов. Рефлексия

Живите по принципу — «НЕ Поступай
с другими так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Педагог: Ребята, сейчас я вас попрошу
вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить
на следующие вопросы:

— сегодня на занятии мне
понравилось или не понравилось….

— я узнал… (ответы детей)

Педагог: Ребята! Вы только начинаете жить, а
в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого,
жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас
заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом
собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми,
кто будет уважать и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о
буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная
опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на
происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути
помощи и разрешения ситуации.

И в заключении – видеоролик о том,
как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить,
не опоздать….

https://www.youtube.com/watch?v=Gr8ycOze5go&feature=emb_title

  • Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции это
  • Прозапас или про запас как правильно пишется
  • Прозаик автор сборника рассказов темные аллеи
  • Прозаическая литературная сказка это
  • Прожорливая гусеница как пишется