Прозрачно бледный как пишется

Обморожение представляет собой повреждение какой-либо части тела вплоть до омертвения под воздействием низких температур. при длительном пребывании вне помещения, особенно

Обморожение представляет собой повреждение какой-либо части тела (вплоть до омертвения) под воздействием низких температур. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля.
К обморожению на морозе приводят тесная и влажная одежда и обувь, физическое переутомление, голод, вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение, предшествующая холодовая травма, ослабление организма в результате перенесенных заболеваний, потливость ног, хронические заболевания сосудов нижних конечностей и сердечно-сосудистой системы, тяжелые механические повреждения с кровопотерей, курение и пр.

Статистика свидетельствует, что почти все тяжелые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Под влиянием холода в тканях происходят сложные изменения, характер которых зависит от уровня и длительности снижения температуры. При действии температуры ниже -30 градусов С основное значение при обморожении имеет повреждающее действие холода непосредственно на ткани, и происходит гибель клеток. При действии температуры до -10–20 градусов С, при котором наступает большинство обморожений, ведущее значение имеют сосудистые изменения в виде спазма мельчайших кровеносных сосудов. В результате замедляется кровоток, прекращается действие тканевых ферментов.

Признаки обморожения и общего переохлаждения:
— кожа бледно-синюшная;
— температурная, тактильная и болевая чувствительность отсутствуют или резко снижены;
— при отогревании появляются сильные боли, покраснение и отек мягких тканей;
— при более глубоком повреждении через 12-24 ч. возможно появление пузырей с кровянистым содержимым;
— при общем переохлаждении человек вял, безучастен к окружающему, его кожные покровы бледные, холодные, пульс частый, артериальное давление снижено, температура тела ниже 36°С

Выделяют несколько степеней обморожения:

Обморожение I степени (наиболее легкое) обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Пораженный участок кожи бледный, после согревания покрасневший, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отек. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает к 5–7 дню после обморожения. Первые признаки такого обморожения – чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными.

Обморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. В начальном периоде появляется побледнение, кожа становится холодной, утрачивается чувствительность, но эти явления наблюдаются при всех степенях обморожения. Поэтому наиболее характерный признак – образование в первые дни после травмы пузырей, наполненных прозрачным содержимым. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1–2 недель, грануляции и рубцы не образуются. При обморожении II степени после согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение.

При обморожении III степени продолжительность периода холодового воздействия и снижения температуры в тканях увеличивается. Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи с развитием в исходе обморожения грануляций и рубцов. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2–3-й неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до 1 месяца. Интенсивность и продолжительность болевых ощущений более выражена, чем при обморожении II степени.

Обморожение IV степени возникает при длительном воздействии холода, снижение температуры в тканях при нем наибольшее. Оно нередко сочетается с обморожением III и даже II степени. Омертвевают все слои мягких тканей, нередко поражаются кости и суставы.
Поврежденный участок конечности сильно синюшный, иногда с мраморной расцветкой. Отек развивается сразу после согревания и быстро увеличивается. Температура кожи значительно ниже, чем на окружающих участок обморожения тканях. Пузыри развиваются на менее обмороженных участках, где есть обморожение III–II степени. Отсутствие пузырей при развившемся значительно отеке, утрата чувствительности свидетельствуют об обморожении IV степени.

В условиях длительного пребывания при низкой температуре воздуха возможны не только местные поражения, но и общее охлаждение организма. Под общим охлаждением организма следует понимать состояние, возникающее при понижении температуры тела ниже 34 градусов С.

Первая помощь при обморожениях

Прежде всего необходимо согреть пострадавшего в теплом помещении. Согревание пораженной части тела должно быть постепенным, медленным, преимущественно пассивным. Недопустимо (!) растирать отмороженные участки тела руками, тканями, спиртом и уж тем более снегом! (Подобные рецепты на редкость живучи и до сих пор бытуют в народе.) Дело в том, что эти меры способствуют тромбообразованию в сосудах, углубляя процессы деструкции пораженных тканей.
Пострадавшего нужно укутать в теплое одеяло (при общем переохлаждении) или (при отморожении) наложить на пораженную часть тела термоизолирующую ватно-марлевую повязку (7 слоев) для кумуляции тепла и предотвращения преждевременного согревания поверхностных тканей (и, соответственно, образования перепада температур между поверхностными и глубокими тканями). Применение термоизолирующей повязки позволяет в несколько раз замедлить внешнее согревание пораженного участка при обеспечении общего согревания организма.
Если отморожена рука или нога, ее можно согреть в ванне, постепенно повышая температуру воды с 20 до 40° С и в течение 40 минут нежно (!) массируя конечность. На внутреннюю поверхность бедра или плеча можно дополнительно положить теплую грелку. Пострадавшему дают обильное теплое питье – например, сладкий чай.

Профилактика переохлаждения и обморожений

Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать переохлаждения и обморожений на сильном морозе:
— Не пейте спиртного – алкогольное опьянение вызывает большую потерю тепла. Дополнительным фактором является невозможность сконцентрировать внимание на признаках обморожения.
— Не курите на морозе – курение уменьшает периферийную циркуляцию крови, и таким образом делает конечности более уязвимыми.
— Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» – при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло.
— Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для появления потертостей и обморожения. Особое внимание уделять обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги нужно положить теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков надеть шерстяные – они впитывают влагу, оставляя ноги сухими.
— Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Лучший вариант – варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Перчатки же из натуральных материалов хоть и удобны, но от мороза не спасают. Щеки и подбородок можно защитить шарфом. В ветреную холодную погоду перед выходом на улицу открытые участки тела смажьте специальным кремом.
— Не носите на морозе металлических (в том числе золотых, серебряных) украшений.
— Пользуйтесь помощью друга: следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми заметными изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
— Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей – они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до теплого помещения. Если замерзли руки – попробуйте отогреть их подмышками.
— Вернувшись домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, спины, ушей, носа и т.д.
— Как только на прогулке вы почувствовали переохлаждение или замерзание конечностей, необходимо как можно скорее зайти в любое теплое место — магазин, кафе, подъезд – для согревания и осмотра потенциально уязвимых для обморожения мест.
— Прячьтесь от ветра – вероятность обморожения на ветру значительно выше.
— Не мочите кожу – вода проводит тепло значительно лучше воздуха. Не выходите на мороз с влажными волосами после душа. Мокрую одежду и обувь (например, человек упал в воду) необходимо снять, вытереть воду, при возможности одеть в сухую и как можно быстрее доставить человека в тепло. В лесу необходимо разжечь костер, раздеться и высушить одежду, в течение этого времени энергично делая физические упражнения и греясь у огня.
— Перед выходом на мороз надо поесть.
— Дети и старики более подвержены переохлаждению и обморожениям. Отпуская ребенка гулять в мороз на улице, помните, что ему желательно каждые 15-20 минут возвращаться в теплое помещение и согреваться.
При первых признаках обморожения обратитесь в ближайший травмпункт.

Сложные прилагательные пишутся слитно
, если:

  • одна из частей прилагательного не употребляется как самостоятельная (узкогрудый);
  • оно образовано из сочетания слов, одно из которых подчинено другому (железнодорожный);
  • это книжное выражение или научно-технический термин (высокооплачиваемый, низкокалорийный).

Запомните:
пишутся слитно прилагательные, первая часть которых образуется словами:

    высоко (высококалорийный);

    низко (низколетящий);

    густо (густонаселенный);

    трудно (труднопроходимый);

    глубоко (глубокоуважаемый);

    широко (широкораспространенный);

    узко (узковедомственный);

    ниже (нижеизложенные факты);

    выше (вышеперечисленные);

    чисто (чистошерстяной);

    много (многоотраслевой);

    сильно (сильнодействующий);

    крупно (крупногабаритный);

    остро (остросюжетный);

    слабо (слабослышащий).

Сложные прилагательные пишутся через дефис
, если:

  • слово образовано от существительного с дефисным написанием (юго-западный; исключение — слова с приставками: приамударьинский);
  • слово начинается с военно-, массово-, народно-, научно-, учебно- (научно-технический);
  • первая часть заканчивается на -ИКО (историкоархивный);
  • обозначает оттенок цвета (красно-белый);
  • слово образовано из сочетаний имен и фамилий (жюль-верновский);
  • слово образовано из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия (торгово-промыш-ленный);
  • слово образовано из сочетания прилагательного и существительного, но с перестановкой этих слов местами (литературно-художественный)

Запомните:
если в состав сложного прилагательного входит числительное, которое пишется цифрой, слово пишется через дефис: 11-летний.

Отличайте:
сложные слова от словосочетаний, которые имеют:

  • пояснительные слова (густо населенный жителями — густонаселенный);
  • состоят из наречия на -СКИ и прилагательного (дружески настроенный);
  • состоят из наречия на -ЮЩЕ (-ЯЩЕ) и прилагательного (потрясающе красивый);
  • имеют значение сравнения (кристально чистый (как кристалл)).

Тест

1. Укажите, в каком ряду все слова пишутся слитно.

  • а) сине(глазый), (вагоно)ремонтный, (сорока)летний
  • б) (дальне)восточный, (все)ядный, (Ю)процентный
  • в) (пяти)комнатный, (крупно)панельный, (светло)голубой
  • г) (ниже)подписавшиеся, (русско)японская война, (много)обещающий

2. Укажите, в каком ряду все слова пишутся раздельно.

  • а) (максимально)точный, (угрожающе)опасный, (исчерпывающе)полный
  • б) (намеренно)резкий, (неизменно)ровный, (восточно)европейский
  • в) (Алма)атинский, (удивительно)яркий, (высоко) профессиональный
  • г) (максимально)правдивый, (невозмутимо)спокойный, (Южно)австралийская котловина

3. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.

  • а) (ранне)феодальный, (тайно)счастливый, (электронно) вычислительная техника
  • б) (феодально)крепостной, (бесцветно)бледный, (горько)соленый
  • в) (литературно)художественный, (общественно)опасный, (детски)наивный
  • г) (раскатисто)громкий, (народно)поэтический, (северо)морский

Ключи к тестам

Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный
(водопровод), земледельческий
(земледелец, земледелие), новосибирский
(Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например:железнодорожный
(железная дорога), народнохозяйственный
(народное хозяйство),естественнонаучный
(естественные науки), сложноподчинённое
(сложное по способу подчинения), рельсопрокатный
(прокатывающий рельсы), общенародный
(общий для народа),полезащитный
(образующий защиту для полей), металлорежущий
(режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный
, близлежащий
,животрепещущий
, глубокоуважаемый
, свежеиспеченный
, ясновидящий
, сильнодействующий
,дикорастущий
, вечнозелёный
, гладкокрашеный
.

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный
, прямо противоположный
, чисто русский
, детски наивный
, плохо скрываемый
, отчётливо выраженный
.

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трёх основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная
(преграда), индоевропейские
(языки),древневерхненемецкий
(язык), двууглекислый
(газ); также — глухонемой
.

Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных наименований — сочетаний имён и фамилий, а также от названий населённых пунктов, представляющих собой сочетания имён и фамилий, имён и отчеств, например: дизель-моторный
, социал-демократический
, бурят-монгольский
, северо-восточный
, алма-атинский
, орехово-зуевский
,нижне-масловский
, усть-абаканский
, ромен-роллановский
, вальтер-скоттовский
, лев-толстовский
, ерофей-павловичский
.

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий
.

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имён собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский
, заиссыккульский
.

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например:беспроцентно-выигрышный
, выпукло-вогнутый
, партийно-комсомольский
, садово-огородный
,мясо-молочный
, англо-японский
, русско-немецко-французский
(словарь), сине-бело-красный
(флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например:раскатисто-громкий
, горько-солёный
; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый
, ярко-синий
,тёмно-русый
, чёрно-бурый
, синевато-голубой
, золотисто-жёлтый
, пепельно-серый
, бутылочно-зелёный
, лимонно-жёлтый
, изжелта-красный
.

4. Входящие в состав географических собственных имён и начинающиеся с восточно-

, западно-

,северно-

и северо-

, южно-

и юго-

, например: Западно-Казахстанская область
, Восточно-Китайское море
, Южно-Африканский Союз
.

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный
(альманах), политико-массовая
(работа), словарно-технический
(отдел), подзолисто-болотный
, рыхло-комховато-пылеватый
, удлинённо-ланцетовидный
.

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-

, сама-

, например: сам-друг
, сам-третей
, сам-пят
, сама-пята
.

Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов:
жёлто-синий, ярко-красный
; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис:
юго-западный (юго-запад), тянъ-шаньский (Тянь-Шань)
; 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и
:
горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания:
железнодорожный — железная дорога, легкоатлетический — лёгкая атлетика
.

Жёлто-синий (цвет). Юго-западный (юго-запад). Алма-атинский (Алма-Ата). Горько-солёный (горький и солёный). Железнодорожный (железная дорога).

Применяя данное правило, рассуждайте так: (вагоно) ремонтный
— это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (ремонт вагонов)
. Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый
— это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов выпуклый
и вогнутый
, между ними можно вставить союз и
. Значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый.

330
. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Журнально-газетный, общественно-политический, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древне-ру..кий, ру..ко-француз..ий, нефтеналивной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйственный, западноевропейский, чугунолитейный, научно-фантастический, медеплавильный, общественно полезный.

общественно-политический

общественно полезный

331
. Слитно или через дефис? Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке). К какому разряду относятся эти прилагательные?

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско) английский, (стале) литейный, (средне) вековый, (туго)плавкий, (зеленовато) серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

332
. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый; тёмный, каштановый.

333
. Запишите сложные прилагательные, образованные из данных слов.

Образец:
бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зефир.

334
. I. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, которые пишутся слитно, а в другую — прилагательные, которые пишутся через дефис.

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

II. В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец:
Завод для ремонта судов
— судоремонтный завод
.

Бумага, чувствительная к свету
; дело первой очереди
; здание в двенадцать этажей
; многоугольник с равными сторонами
; собрание сочинений в пяти томах
; плодовые и ягодные
культуры; завод для литья чугуна
; женщина с седыми волосами
; мужчина с широкими плечами
; требования санитарные и гигиенические
; производство писчей бумаги
; девушка в семнадцать лет
.

335
. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

336
. Прочитайте два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Буль6а». По вашему мнению, из текста какого типа выписаны эти предложения? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. Объясните значение незнакомых вам слов.

1. Со..це выгл..нуло давно на расчищенном небе и живительным (тепло)творным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем ст..новилась прекраснее. Вся поверхность земли пр..дставлялась (зелёно)золотым ок..аном по которому брызнули ми(л, лл)ионы разных цветов.

2. Вечером вся степь совершенно перемен..лась. Всё пёстрое пространство её охватывал..сь последним ярким отблеском со..ца и постепенно т..мнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она ст..новилась (тёмно)зелёною; исп..рения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру и вся степь курилась благ..вонием. По небу, (изголуба)тёмному, как будто исп..линскою кистью наляпаны были широкие полосы из розов.. золота; изредка белели клоками лё..кие и пр..зрачные обл..ка.

Сложные прилагательные — это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

1022602

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

1022603

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

1022601

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых — четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных — раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

1022604

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

1022605

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

1023247

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Урок русского языка в 6 классе

Цели урока:

    Формирование знаний правописания сложных прилагательных,

    Развивать аналитическое мышление, память учащихся

    Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие есть вопросы по домашнему заданию?

Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

    деревянными изделиями

    утиный нос

    обыкновенным резцом

    стеклянный графин

    кожаный портфель

    оловянный солдатик

    песчаный берег

    безветренный день

    торфяное болото

    соломенная крыша

Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

3. Подготовка к изучению нового материала

На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) — отрывок из произведения И.А.Бунина

В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

Один ребенок читает вслух:

Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый

Сине-лиловый

Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

4. Объяснение нового материала

Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

Например:

бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис:
в учебнике

юго-западный (юго-запад)

, свой пример:

северо-восточный (северо-восток);

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз
и:

Пример:

горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания:

железнодорожный (железная дорога).

Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

Задание: заполнить своими примерами таблицу.

Слитное написание прилагательных

Дефисное написание прилагательных

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить:
общественно полезный и общественно-политический.

5. Первичное закрепление

Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

Тёмно-русый паренёк

Шел на северо-восток

Так он к вечеру устал,

Что лимонно-желтым стал,

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок

В школе скажет педагог:

«Этот парень – голова!»


(«Радионяня»)

Ребята выписывают:
темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

Объяснение детей:

Темно-русый

– сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым

– сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

Какой частью речи является
северо-восток

?

Рассуждение учеников:

Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное –
северо-восточный

, которое будет писаться через дефис.

На доске записано слово
горько-соленый

, учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз
и

горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

Дальний Восток –

Древний Рим –

(языки) восточных славян –

Черные волосы –

Длинные ноги (журавля) –

Широкие плечи (юноши) –

(дом) из крупных паилей –

Учитель спрашивает выборочно.

Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (Зелено)серебристый свет,
    (Не)уловимый свет
    Восход…т над землёй.

    1. (Прозрачно)бледный, как весной,
      Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

      Вдруг молния всю чащу озарила
      Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

    Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

    1. И ягоды (туманно)сини
      На можжевельнике сухом.

      Лишь море в летн…й штиль
      Все так же сыпл…т ласково на рифы
      (Лазурно)фосфорическую пыль.

    В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

    1. Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
      Покачивался на краю неба.

    На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

    Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

6. Итог урока

Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

Железнодорожный

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

    обозначают оттенки цветов: жёлто-синий

    образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный

    Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный

Общественно-политический

7. Домашнее задание

Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.

435. Спишите, обозначьте суффиксы прилагательных, в скобках запишите существительные, от которых образованы данные прилагательные.

Летний (лето), июльский (июль), жаркий (жара), революционный (революция), водяной (вода), утиный (утка), ветреный (ветер), стеклянный (стекло), киевский (Киев), ткацкий (ткань), медленный, поповский (поп), кумачовый (кум), усатый (усы).

436. От следующих существительных образуйте прилагательные, обозначьте словообразовательные суффиксы.

журавлИНый

правдИВый

речНой

московСКий

утрЕННий

деревЯННый

нитЯНой

туманНый

мужествЕННый

белорусСКий

рязанСКий

низКий

437. Образуйте прилагательные с н или нн, запишите их и объясните правописание.

1) Утиный, гусиный, воробьиный, стрижиный (  в отыменных прилагательных, в суффиксах ан ян пишется 1 н)

2) Машинный, диванный, осенний, лунный, конный ( в отыменных прилагательных, когда происходит стык морфем ( стык корня и суффикса) , пишется 2 н)

3) Клюквенный, торжественный, авиационный, революционный, общественный ( в отыменных прилагательных, в суффиксах онн енн пишется 2 н)

4) дровяной и серебряный ( как и в 1 пункте)

Деревянный, Оловянный, Стеклянный — ИСКЛЮЧЕНИЕ, пиши НН

438. Спишите, вставляя н или нн. Объясните правописание н/нн в именах прилагательных.

1. Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь? (Л.) 2. Весна в тот год пришла ранняя и жаркая. (Б.) 3. В дали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко, неизъяснимо-прекрасно краснеют клены. (Б.) 4. Не знаю, имеется ли елка в Туруханске, но в Крутогорске она во всеобщем уважении — это факт для меня несомненный. (С.-Щ.) 5. Все в таинственном молчанье; холм оделся темнотой; ходит в облачном сиянье полумесяц золотой. (П.) 6. Их настороженное чувство ко мне шло от душевной опрятности. (Наг.)

Вспоминаем правило ан, ян, ин, енн, онн.

439. От следующих существительных образуйте прилагательные с суффиксом -к- или -ск-. Объясните правописание этих прилагательных.

Одесский, моряцкий, шведский, январский, кавказский, горняцкий, матросский, молодецкий, коломенский, ноябрьский, генеральский, казахский, французский, рыбацкий.

440. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте словообразовательные суффиксы прилагательных, объясните их написание.

1. Лицо вестового было каменное. (Пауст.) 2. Одна она [гимназистка] в настоящем лыжном костюме, в белой шерстяной вязанке и такой же шапочке. (Б.) 3. Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем сене. (Ч.) 4. Погасло дневное светило; на море синее вечерний пал туман. (П.) 5. Зима была в тот год белая, петербургская. (Наб.) 6. Вечер был прекрасный, и мы опять сидели под греческим куполом беседки над обрывом, глядя на долину, на Рейн, на голубые дали к югу и низкое солнце на западе. (Б.) 7. Привычные к степям — глаза, привычные к слезам — глаза, зеленые — соленые — крестьянские глаза! (Цв.)

441. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов прилагательных.

Холщовый мешок, дрожжевое тесто, грошовое дело, перцовый пластырь, ситцевый сарафан, ежовые рукавицы.

442. От следующих прилагательных образуйте новые прилагательные с суффиксами -oват-/-eват-. Определите, какое значение вносят в семантику прилагательного эти суффиксы.

Трудноватый, бледноватый, большеватый, темноватый, коричневатый, жарковатый, громковатый, грязноватый, беловатый, дымоватый.

443. От тех прилагательных, которые это допускают, образуйте новые прилагательные с суффиксами -оньк-/-еньк-. Объясните, почему от других прилагательных невозможно образовать новые слова с этими суффиксами.

Маленький, добренький, зелененький,  высоконький, кругленький, красненький

444. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите прилагательные, обозначьте в них словообразовательные суффиксы. От каких частей речи образованы прилагательные?

1. В кругу семей, в парах счастливых я гость унылый и чужой, вдали друзей вольнолюбивых теснимый хладною толпой. (П.) 2. Горделивый златоцвет, роскошью своей не чванство: молодым сединам бед лавр пристал — и дуб гражданский. (Цв.) 3. Но если в день печали задумчивой игрой мне струны отвечали… (П.) 4. Чиновник был обидчивый и замученный, и ел диабетический хлебец, и, вероятно, получал мизерное жалованье, был женат, и у ребенка была сыпь по всему телу. (Наб.)

445. Образуйте прилагательные от разных частей речи. Обозначьте словообразовательные суффиксы.

зверский, прыгучий, десятый, здешний, городской, бесстрашный, терпеливый, сиреневатый, дошедший

446. Выпишите имена прилагательные, обозначьте в них словообразовательные суффиксы. Запишите слово, от которого образовано прилагательное, отметьте чередования.

Самостоятельно

447. От следующих слов образуйте прилагательные приставочным способом. Обозначьте приставку, определите, какое значение она вносит в новое слово.

Созвучный, прекрасный, предсмертный, прегрустный, преотчетливый, подотчетный, пожелтевший, принародный, прерадостный, премодный

448. Вспомните правило правописания приставок пре- и при-. Распределите прилагательные на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-. Вставьте пропущенные буквы и запишите.

Приморский, привокзальный, приозерный, приусадебный

прескверный, приволжский, преинтересный, преглубокий, прехитрый, , прежесткий, пришкольный, предобрый, прелюбопытный. пребойкий

449. Какое значение придают слову приставки не-, без-(бес-), анти-? Образуйте прилагательные с этими приставками и запишите их.

невеселый, антигуманный, беспартийный, неудачный, безаварийный, недобрый, нестрогий, нестрашный, ненародный.

Эти приставки придают значение отсутствие или недостаток чего-либо

450. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание не с именами прилагательными.

1. — Вы прочтите, — говорит княжна, несколько раздосадова(н,нн)ая, что разговор, обещавший сделаться интересным, погиб (не)естественной смертью. (С.-Щ.) 2. Заниматься ими [работами] я просто не стану, если срок до казни все равно (не)достаточен для их стройного завершения. (Наб.) 3. Однако же Дмитрий Борисыч далеко (не)спокоен. (С.-Щ.) 4. Краев чужих (не)опытный любитель и своего всегдашний обвинитель, я говорил: в отечестве моем где верный ум, где гений мы найдем? (П.) 5. (Не)приятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. (Пауст.)

451. Образуйте прилагательные приставочно-суффиксальным способом от следующих слов. Объясните правописание приставок без-(бес-).

Беспросветный, безучастный, безразмерный, безудержный, безвкусный, бесславный.
Без — пишется перед гласными и звонкими согласными.
Бес — пишется перед глухими согласными.

452. Выпишите прилагательные, образованные приставочным и приставочно-суффиксальным способами. Обозначьте словообразовательные морфемы. В необходимых случаях объясните правописание прилагательных.

бессонная ночь, неблагодарный, невольная, бесстыдных, неприятный

453. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

1. Над нею [рощей] уже стоит (прозрачно)бледная круглая луна. 2. Живой, смуглый широконосый кадет, не отставая от нее ни на шаг, все подсмеивается над ней, все острит. 3. Предпраздничная печаль и пустота… 4. Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад. 5. Там, где людская, (мглисто)красное пятно света. 6. И серо-голубые глаза налились слезами, покраснели. 7. Между лесом и нами — бледный снег, темно-синие лысины обнажившейся земли. 8. Мерин, пегий, старый, косматый, стоит, опустив голову, на высоком горбе дороги, смотрит на бутылочно-зеленую лужу ледяной воды, налившейся среди снега возле нее…

454. Образуйте сложные прилагательные от существительных, которые пишутся через дефис. Сформулируйте правило правописания таких прилагательных.

Новгород-Северский — Новгород-Северский,  Орехово-Зуево — Орехово-Зуевский, Усть-Болыиерецк —  Усть-Большерецкий, Йошкар-Ола — Йошкар-Олинский, Улан-Удэ — Улан-Удэнский, Нью-Йорк — Нью-Йоркский.

  • Проказник как пишется правильно
  • Прозрачно льдистое как пишется
  • Проектная работа сочиняем волшебную сказку 3 класс
  • Проект сказки у камина
  • Проект рассказ о слове русский язык 3 класс слово солнце