— Понаблюдать за самолетом в небе.
· Прогуляться по осеннему парку
с семьей друга своего ребенка и поиграть с детьми в дружный хоровод
· Прогуляться по осеннему парку и поиграть с детьми в игры: «По
ровненькой дорожке, «Лиса и зайцы», «Догони меня»;
· Почитать книги о дружбе. Оформить коллаж (на 1 страницу) из
фотографий ребенка и его семьи
(закреплять имена, родственные отношения членов семьи).
· Рассматривание
иллюстраций с изображением детей, выполняющих действия с бытовыми предметами;
· Рассматривание
предметов быта;
· Обыгрывание
ситуации «Кукла собирается на прогулку», «Кукла ложится спать», «Мишка кушает»
и др.;
· Рассматривание с
детьми орудий труда и электроприборов (веник, пылесос, савок, ведро, кастрюля,
и т.д.), ситуативный разговор о действиях с ними;
· Рассматривание
игрушек;
· Придумывание
предложений о том, что делает мама (папа). Например: Мама накрывает на стол.
Мама стирает бельё. Мама гладит. Мама читает книгу. И т.п. Папа ремонтирует
кран. Папа забивает гвоздь. Папа смотрит телевизор. Папа читает газету.
· Посетить выставку
детского творчества.
· В вечернее время
обратить внимание ребенка на свет в окнах домов.
· Обратить внимание на
заборы в частном секторе.
· Разбирание и собирание
матрёшек;
· Посещение музеев; выставок
народного быта;
· Домашнее чтение, знакомить с
устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)
· Задание: предложить родителям
совместно с детьми испечь сладкое угощение для дедушки и бабушки;
· Рекомендовать родителям
знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек (матрешки,
неваляшки);
· Задание: предложить родителям
прогуляться вместе с детьми в парк, обратить внимание на деревянные скульптуры
(домики)
· Выучить пальчиковую гимнастику «Моя семья»;
· Послушать песни кота Леопольда про доброту «Если
добрый ты…»;
· Поиграть с детьми в игру с ползанием: «Доползи до погремушки»,
«Проползи в воротца», «Не переползай линию!»;
· Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с
практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.);
· Рассмотреть дома семейные фотографии, закрепить знание
своего имени, имён членов семьи;
· Рассмотреть совместно с детьми ладони мамы, папы,
ребенка, нарисовать с детьми работу
«Ладошки нашей семьи»;
· Рассмотреть с детьми домашние игрушки – куклы, их
части тела, нарядную красочную одежду;
· Создание плаката с фотографиями детей;
· Поиграть в игру «Кто у нас хороший?»;
· Прочитать детям В.Берестов «Больная кукла», «Митя-сам» Э.Мошковская.
—
Рассмотреть
иллюстрации с изображением животных;
—
Рассмотреть
игрушки, изображающие домашних и диких животных, обыграть ситуации: кормление
животного, кормление птиц;
—
Посетить с
детьми контактного зоопарка;
—
Понаблюдать с
ребенком за домашними животными —
собакой и кошкой, птицами, насекомыми;
—
Побеседовать с
ребенком по уходу за домашними животными;
—
Прочитать
сказки о животных;
—
Подкормить птиц
и понаблюдать за способом их передвижения и кормлением;
—
Привлечь
ребенка к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм;
—
Обыграть сказку
«Курочка Ряба», «Теремок» в домашнем театре.
· Наблюдение
за осенними листьями (цвет, форма, как падают, кружатся);
· Поучаствовать
в семейной фотовыставке «Краски осени»;
· Чтение и
рассматривание книг об осени;
· Закреплять
с детьми порядок одевания;
· Понаблюдать
за трудом взрослых на огороде, привлечь к совместной деятельности.
· Посмотреть мультфильм или прочитать
сказку Сутеева «Под грибом»
· Совместно с детьми понаблюдать за
дождем (на улице – капли в лужах, дома – капли, сбегающие по стеклу).
· Поговорить с ребенком об овощах и фруктах;
· Познакомить с работой в саду, огороде;
· Изготовить поделки из овощей и фруктов;
· Проговаривать правила взаимодействия с растениями и
животными;
· Посетить городскую или районную выставку цветов и
плодов;
· Принять участие в выставке «Плоды
осени» в группе.
· При консервировании продумать
варианты участия детей (мытье фруктов, складывание в банку…)
· При консервировании продумать
варианты участия детей (мытье фруктов, складывание в банку…)
·
Рассмотреть
фотографии родного города с привлечением внимания детей на чистоту и красоту
зданий, улиц;
· Познакомиться
с картотекой потешек и стихов для семейных игр и прогулок;
· Оформить
книжку «Мои игрушки»;
· Принять
участие в выставке «Осенние фантазии»;
· Погулять с
детьми по городу, обратить внимание на красоту городского пейзажа;
· Привлекать
ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;
· Закреплять
навыки соблюдения порядка одевания и раздевания;
· Прогуляться с детьми в детский парк –
обратить внимание детей на разные дорожки парка (асфальтированная дорога,
лесная тропинка).
· Прогуляться с детьми в детский парк –
обратить внимание детей на разные дорожки парка (асфальтированная дорога,
лесная тропинка).
· рассматривание иллюстраций из
произведения А.Барто «Игрушки»;
· обыгрывание ситуации: «Кукла заболела»;
· поручение «Собери игрушки!»;
· чтение: «Не мешайте мне трудиться» Е.
Благинина;
· обсуждение с детьми домашних дел
членов семьи (как мама гладит и стирает бельё, как готовит еду для своих детей,
как убирает квартиру, папа чистит снег, чинит стол и т.д.). Во время обсуждения
подчеркивать заботливое отношение мамы к членам семьи.
· прогуляться по весеннему парку и
обратить внимание детей на доброжелательное взаимоотношение родителей и детей.
·посетить выставку, организованную в
старших группах на тему «Моя милая
мамочка» — поделки детей к празднику, воспитывать у детей внимательное
отношение к маме.
01.09.2021-03.09.2021
Здравствуй, детский сад.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
·
приучать
ребенка с/м-но одеваться и раздеваться: при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы
спереди, застежки на липучках);
·
показывать
и называть реальные предметы ближайшего окружения;
·
привлекать
ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;
·
почитать
с ребенком дома народные потешки, книги К.Чуковского, А.Барто;
·
познакомиться
с правилами поведения в детском саду для обсуждения их с ребенком дома;
· Рассмотреть иллюстрации;
· Рассмотреть отражение в зеркале;
· Исполнять движения под плясовую мелодию вместе с
родителями;
· Выполнить несложные постройки «Мебель для куклы Кати».
· Рассмотреть иллюстрации с
изображением явлений природы, животных;
· Рассмотреть игрушки, изображающие
домашних и диких животных, обыграть
ситуацию: кормление животного;· Посетить с детьми контактный зоопарк;
· Понаблюдать с ребенком за домашними
животными — собакой и кошкой, птицами,
насекомыми;· Побеседовать с ребенком по уходу за
домашними животными;
· Прочитать сказки о животных;· Подкормить птиц, понаблюдать за
способом их передвижения и кормлением;
· Привлечь ребенка к уходу за домашним
питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм);· Обыграть сказку «Курочка Ряба»,
«Теремок» в домашнем театре.
· Предложить родителям: выучить с
детьми потешку «Солнышко-вёдрышко».
04.05.2021-07.05.2021
День Победы.
Рекомендации родителям:
· Рассмотреть иллюстрации по военной тематике;
· Рассмотреть солдатиков, игрушки — военные машины;
· Обыграть
ситуацию: парад солдатиков;
· Выполнить несложные действия с флажком, ленточкой в
темпе марша, плясовой мелодии вместе с родителями;
· Прогуляться с детьми по «Саду Победы» или по городу и
рассмотреть праздничное украшение города;
· Выполнить поручение
«Помогу бабушке».
26.04.2021-30.04.2021
Праздник весны и труда.
Рекомендации родителям:
· Рассмотреть иллюстрации с изображением праздничного
стола, украшенные улицы города;
· Выполнить несложные действия с флажком, ленточкой в
темпе марша, плясовой мелодии вместе с родителями.
· Прогуляться с детьми по парку или по городу,
рассмотреть праздничное украшение города; обратить внимание на природу весной,
появление первой травы, закрепление названий цветов спектра;
· «Весной здоровье укрепляем» — провести закаливающие
процедуры с детьми дома;
· Уточнить знания о работе светофора «Наш друг
светофор»;
· Рассмотреть альбом «Наша семья».
·
Организовать
прогулку к водоему, понаблюдать за природными осадками (дождем, снегом).
·
Привлекать
ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость, искупать куклу и
др.).
·
Выучить
любую потешку о воде, песенки, заклички («С гуся-вода»).
·
Почитать
стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии «Игрушки».
·
Предложить
организовать игры с водой: переливание воды из емкости в емкость, наполнить стакан с
помощью черпака или ложки.
·
Игры
в воде (купание).
·
Привлекать
ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют из лужицы, обращать
внимание на необходимость воды для всего живого.
· Рассмотреть
фотографии родного города с привлечением внимания детей на чистоту и красоту
зданий, улиц;
· Почитать
и обсудить художественные тексты: А. Барто; Е. Благинина и др.;
· Привлекать
детей элементарной трудовой деятельности (уборка игрушек, мытьё игрушек и
т.д.);
· Побеседовать
о бережном отношении к игрушкам и другим предметам, сделанным людьми.
· Предложить
родителям с детьми, гуляя в солнечный денек
понаблюдать за солнышком, подставляем ладошки, чтобы оно погрелодетям
ручки.
· Предложить
игры с зеркалом «Солнечные зайчики». Если есть в доме кошка – поиграть с
кошкой, вызвать у детей эмоциональный отклик на то, как кошка ловит солнечных
зайчиков.
· Организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая
внимание ребёнка на птиц;
· Привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их
поведением;
· Почитать рассказы и стихи о птицах;
· Разучить русские народные попевки и потешки о птицах
(«Сорока белобока …», «Ой, утушка моя луговая» и др.).
29.03.2021-02.04.2021
Весна шагает по планете.
Рекомендации родителям:
· Организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая
внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;
· Привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их
поведением;
· Использовать зеркальце для получения солнечных
зайчиков,
· Обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в
соответствии с погодными условиями.
22.03.2021-26.03.2021
Цирк. День смеха.
Рекомендации родителям:
· Организовать экскурсии по городу;
· Организовать рассматривание фотографии
родного города с привлечением внимания детей на культурные заведения (театры,
цирк);
· Почитать и обыграть р.н.с. («Колобок»,
«Теремок», Репка» и др.);
· Организовать домашнее чтение произведений
юмористического характера: К.Чуковский «Закаляка», «Солнышко-ведрышко» и др.
· Порекомендовать родителям посетить с
детьми Цирк.
· Организовать просмотр союз мультфильмов
«Лошарик» 1971г. «Впервые
на арене» 1961г. «Домашний цирк» 1979г.
· Создавать в домашних условиях игровые
ситуации «Расскажем Карлсону, как надо
правильно кушать», «Поучим Вини-Пуха делать
пену» и др.
· Составить схемы правил безопасности
дома.
· Сделать книжку «Как я умываюсь», «Как я одеваюсь»
Цель: закрепление последовательности
этих процедур.
· Побеседовать о здоровье: хорошо ли
быть здоровым? что нужно делать, чтобы
быть здоровым?
· Выполнять утром совместно с
ребёнком комплекс утренней зарядки.
· Предложить родителям сделать
витаминный салат совместно с ребенком;
· Оформить
альбом «По превращению режимных моментов в праздник (кормление, умывание,
одевание, прогулка, отход ко сну)»;
Создать
игровую ситуацию «Маленький помощник», поддерживать желание ребенка помочь
взрослым дома, создать безопасные условия для деятельности;
· Провести
совместное чаепитие «Каждый по-своему маму поздравит»- давать детям
разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками
и взрослыми;
· Предложить
родителям выучить с детьми имена всех членов семьи;
· Принести
фотографии бабушек и мам;
· Рассматривание
иллюстраций на тему семейного быта;
· Создать
условия для возникновения сюжетно-ролевых игр на основе прочитанных
произведений («Дочки-матери», «Дом»);
· Предложить
родителям принести открытки с изображением цветов для составления коллекции
поздравительных открыток;
· Побывать
с детьми в магазине цветов, рассмотреть ‑ разные цветы, отметить их
красоту, что все цветы разные, но красивы каждый по-своему;
·.Рассматривание иллюстраций из произведения
А.Барто «Игрушки»;
· Обыгрывание ситуации: «Кукла заболела»;
· Поручение «Собери игрушки!»;
· Чтение: «Не мешайте мне трудиться» Е.
Благинина;
· Обсуждение с детьми домашних дел членов
семьи (как мама гладит и стирает бельё, как готовит еду для своих детей, как
убирает квартиру, папа чистит снег, чинит стол и т.д.). Во время обсуждения
подчеркивать заботливое отношение мамы к членам семьи.
· Прогуляться по весеннему парку и обратить
внимание детей на доброжелательное взаимоотношение родителей и детей.
· Рассматривание иллюстраций по военной
тематике.
· Рассматривание солдатиков, военных машин.
· Рассматривание семейного фотоальбома.
· Наблюдение за трудовыми действиями папы.
· Прогулка с детьми по городу и
рассматривание праздничного украшения города.
· Прогулка с детьми по городу и
рассматривание праздничного украшения города.
1. Приучать ребенка к правильному обращению с домашними животными, безопасному
для ребенка и для животного;
2.В процессе семейных прогулок показать ребенку безопасные способы
общения с окружающей природой;
01.02.2021-05.02.2021
Азбука
безопасности.
Рекомендации родителям:
· Побеседовать об опасных ситуациях в
семье и в детском саду.
· Посмотреть м/ф « Смешарики – азбука
безопасности» обсудите сюжеты.
· Побеседовать с ребенком о
необходимости соблюдения правил дорожного движения.
· Понаблюдайте за светофором, машинами,
людьми, переходящие дорогу, обсудите правила поведения на улице.
· Прочитать книгу А. Барта «Грузовик».
· Расскажите ребенку об опасных местах
и предметах в доме.
· Учите детей осторожно обращаться с
животными, не дразнить их, избегая опасных действий.
· На прогулке, по дороге в детский сад
и домой закрепляйте знания о правилах безопасности, полученные ранее.
25.01.2021-29.01.2021
Этикет.
Рекомендации родителям:
Обучать детей этикету следует помнить о том, само понятие
«этикет» состоит из таких направлений, как: этикет общения, речевой этикет,
столовый этикет, этикет в одежде, повседневный этикет, семейный этикет,
гостевой этикет, дружественный этикет. Некоторые виды этикета проявляются в
поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка навыки повседневного этикета — значит воспитывать у него
умение содержать в порядке свое место, где он трудится, занимается, играет;
привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам,
книгам.
— Формировать умение с
небольшой помощью взрослого мыть руки, показать правила безопасности при
умывании (горячая вода),
стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в
игровых ситуациях; широко применять элементарные этические нормы: «приветствие»,
«благодарность», «прощание», стимулировать и поощрять стремление детей в
закреплении правил этикета,
— Понаблюдать с ребенком
за поведением взрослых за столом во время еды
— Почитать
с ребенком дома Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет»; Г.Шалаева
«Домашний этикет»; И.Агапова. М.Давыдова «Игры и задания для Чудо-воспитания» -этикет
для детей.
— Познакомиться с
правилами поведения в детском саду для обсуждения их с ребенком дома.
11.01.2021-22.01.2021
В гостях у сказки.
Рекомендиции родителям:
·
Почитать
детям сказку «Колобок», можно послушать аудиозапись;
· Поиграть с детьми в игры; имитационные движения «как бежит лисичка, как мишка
ходит» и т.п.;
· Рассматривание иллюстраций сказок;
· С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами
безопасного для ребенка поведения;
· Почитать детям русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»,
называть героев сказки;
· Разыграть с ребенком небольшой спектакль по любой прочитанной сказке;
· Лепка из соленого теста Колобка, повторять сказки по вопросам взрослого;
· Поиграть в игру: «Соберем Машу на
прогулку», учить ребёнка снимать, одевать расстёгивать одежду;
· Познакомить
ребёнка с улицей на которой он живет. Показать безопасный путь до дома.
· Давать
возможность детям оказывать посильную помощь при подготовке к ужину «Вместе
накрываем к ужину стол». Показывать «много» предметов и «один».
· Рассмотреть
с детьми декоративные узоры на шарфах, шапочках, варежках.
· Прослушать аудиозаписи с песнями и сказками о Новом
годе.
· Рассмотреть
елку на улице, украшенную елку дома; рассмотреть вместе с ребенком новогодние игрушки.
· Поиграть в игру «Подскажи
словечко» по стихотворению К
Чуковского «Елка».
· Разучить
стихотворение о елке.
· Пополнить
домашнюю фонотеку детскими новогодними песнями.
· Изготовить
атрибуты для новогоднего утренника совместно с ребенком.
· Подготовить
вместе с детьми материал для изготовления масок: крупные бусины, красивые
перья, мишура.
·
Познакомить ребёнка с улицей, на которой он живет. Показать безопасный
путь до дома;
·
Побеседовать на тему «Я одеться сам могу»: продолжать обучать ребенка
порядку одевания и раздевания;
·
Давать возможность детям оказывать посильную помощь при подготовке к
ужину «Вместе накрываем к ужину стол». Показывать «много» предметов и «один»;
·
Почитать с ребенком народные потешки, выучить их с детьми;
·
Познакомиться с картотекой потешек, загадок, стихов для семейных игр и
прогулок.
30.11.2020-04.12.2020
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Рекомендации родителям:
· Приучать
ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: при небольшой помощи
взрослого снимать одежду, обувь
(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
· Посетить
с ребенком парк, понаблюдать и полюбоваться снегом, вызвав у детей
положительный отклик;
· Почитать
ребенку: сказки, потешки, стихи о
животных и птицах. Например: «Падает снежок», М.
Картушина. Повторить стихотворение с движениями.
· Рассматривать
иллюстрации в книгах с изображением птиц, домашних животных, диких
зверей (в зимнее время года).
· Рассмотреть рисунки Деда Мороза на
окне; снежинку на варежке;
· Во
время прогулок понаблюдать, как кружатся снежинки.
23.11.2020-27.11.2020
«Кто как готовиться к зиме»
Рекомендации родителям:
· Приучать ребенка самостоятельно
одеваться и раздеваться: при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь
(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках
· Посетить с ребенком парк, понаблюдать
за птицами, белками покормить их;
· Чтение сказок, потешек, стихов о
животных;
· Закреплять название предметов теплой
одежды;
РРассматривать
иллюстрации в книгах.
16.11.2020-20.11.2020
«Транспорт»
Рекомендации родителям:
-
Поиграть с детьми в игру с ползанием. «Доползи
до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!». Цель: Развивать
у детей желание играть вместе со взрослыми в подвижные игры с простым
содержанием. -
Игры с
разными машинками (уточнение цвета, размера). -
В ходе
прогулок по улице наблюдение за транспортом (машины, автобусы.) -
Чтение
художественной литературы А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет»
«Кораблик»). -
Закреплять
название транспорта, правила: не выходить на дорогу, не убегать от родителей. -
Понаблюдать
за самолетом в небе.
09.11.2020-13.11.2020
«Моя семья»
Рекомендации родителям:
Изготовление
фотоальбомов с семейными фотографиями (по видам деятельности: мама готовит
обед, стирает, папа ремонтирует, ведет
машину и т.д.);Чтение
и разучивание стихов о маме, семье;Почитать
ребенку Н. Саконская «Моя мама», Е. Благинина «Мамин день», С. Маршак «Сказка о
глупом мышонке»;Рассмотреть
альбомы с фотографиями ребенка формировать представления ребенка о себе и своем
социальном статусе;Беседы, разговоры о любви
родителей к своему ребенку
«Дружба».
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
· Прогуляться по осеннему парку
с семьей друга своего ребенка и поиграть с детьми в дружный хоровод
· Прогуляться по осеннему парку и поиграть с детьми в игры: «По
ровненькой дорожке, «Лиса и зайцы», «Догони меня»;
· Почитать книги о дружбе. Оформить коллаж (на 1 страницу) из
фотографий ребенка и его семьи
(закреплять имена, родственные отношения членов семьи).
26.10.2020 -30.10.2020
«Наш быт».
Рекомендации родителям:
19.10.2020-23.10.2020
«Народная культура и традиции».
Рекомендации родителям:
— разбирание
и собирание матрёшек;
— посещение
музеев; выставок народного быта;
— домашнее
чтение, знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)
Задание:
предложить родителям совместно с детьми испечь сладкое угощение для дедушки и
бабушки;
Рекомендации родителям: знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек
(матрешки, неваляшки);
Задание:
предложить родителям прогуляться вместе с детьми в парк, обратить внимание на деревянные
скульптуры (домики);
12.10.2020-16.10.2020
«Я-человек»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
· Выучить пальчиковую гимнастику «Моя семья»;
· Послушать песни кота Леопольда про доброту «Если
добрый ты…»;
· Поиграть с детьми в игру с ползанием: «Доползи до погремушки»,
«Проползи в воротца», «Не переползай линию!»;
· Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с
практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.);
· Рассмотреть дома семейные фотографии, закрепить знание
своего имени, имён членов семьи;
· Рассмотреть совместно с детьми ладони мамы, папы,
ребенка, нарисовать с детьми работу
«Ладошки нашей семьи»;
· Рассмотреть с детьми домашние игрушки – куклы, их
части тела, нарядную красочную одежду.
05.10.2020-09.10.2020
«Животный мир».
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
-
Рассмотреть
иллюстрации с изображением животных; -
Рассмотреть
игрушки, изображающие домашних и диких животных, обыграть ситуации:кормление
животного, кормление птиц; -
Посетить с
детьми контактного зоопарка; -
Понаблюдать с
ребенком за домашними животными (собакой и кошкой, птицами, насекомыми); -
Побеседовать с
ребенком по уходу за домашними животными; -
Прочитать
сказки о животных.
28.09.2020-02.10.2020
«Краски осени.»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
-
Наблюдение
за осенними листьями (цвет, форма, как падают, кружатся); -
Поучаствовать
в семейной фотовыставке «Краски осени»; -
Чтение и
рассматривание книг об осени; -
Закреплять
с детьми порядок одевания; -
Понаблюдать
за трудом взрослых на огороде, привлечь к совместной деятельности. -
Посмотреть мультфильм или прочитать
сказку Сутеева«Под грибом».
21.09.2020-25.09.2020
«Урожай.»
Рекомендации родителям:
Поговорить с ребенком об овощах и фруктах;
Познакомить с работой в саду, огороде;
Изготовить поделки из овощей и фруктов;
Проговаривать правила взаимодействия с растениями и животными;
Посетить городскую или районную выставку цветов и плодов;
Принять участие в выставке «Плоды осени» в группе.
При консервировании продумать варианты участия детей (мытье фруктов,
складывание в банку…)
·
обсуждение с детьми домашних дел членов
семьи (как мама гладит и стирает бельё, как готовит еду для своих детей, как
убирает квартиру, папа чистит снег, чинит стол и т.д.). Во время обсуждения
подчеркивать заботливое отношение мамы к членам семьи.
01.09.2020-04.09.2020
«Здравствуй, детский сад.»
Рекомендации родителям:
Мастер- класс для педагогов: « Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми и родителями » Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, специалистов – участников мастер- класса через педагогическое общение с демонстрацией применения метафорических ассоциативных карт( МАК) . Задачи: — ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»; — рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами; — повы си ть интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми. Целевая группа: педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждений Материалы и о борудование: ноутбук, проектор, 4 колоды карт ( К. Крюгер «Я и все – все- все», Ю. Воловикова « Сказка внутри тебя », Хох- Корона Ютта « Монстрики чувств », Т. Зинкевич – Евстигнеева «Тайны женской силы») . Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, буклеты. Ожидаемые результаты: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения МАК( понимание основных принципов и способов работы) ; Практическое освоение педагогами ме тодов и упражнений, предлага емых педагогом на мастер- классе; М отивация к дальнейшему изучению МАК и использованию для решения других педагогических задач. План проведения мастер- класса: 1. Вводная и теоретическая часть. 2. П рактическая часть. 3. Подведение итогов. Рефлексия. Ход мастер- класса Вводная и теоритическая часть Добрый день уважаемые педагоги, я рада приветствовать В ас. Сегодня с вами я педагог- психолог Михайлова Ирина Васильевна. Моей цел ью на сегодняшнем мастер- классе является повышение профессионального мастерства педагогов, специалистов через педагогическое общение с демонстрацией применения метафорических ассоциативных карт( МАК) . Я поставила перед собой следующие задачи: — ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»; — рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами; — повысить интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми. Дошкольный возраст – это период открытий, достижений, сензитивный период для приобретения умений и навыков. Но наряду со всем этим он наполнен кризисными этапами. И на ее пути встречаются и радости и трудности. Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Для выполнения этих требований в своей работе я всегда ищу что- то новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство по основной цели своей работы « Психолого- педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ДОУ». Метафорические ассоциативные карты это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников. Перед вами на экране одна из метафорических карт, расскажите, какие ассоциации она у вас вызывает? ( Ответы педагогов) Спасибо за ответы! Что такое Метафорические ассоциативные карты? ХОЗЯИН КАРТЫ- ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке. Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы. Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что- то своё. МАК- это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание. К сожалению, осознанного в наше й жизни очень мало, только 4% . 96% — это информация, которая хранится в глубине нашего подсознания. МАК помогают получить ответы из глубин подсознания, не травмируя человека. История Создателем первой колоды О- карт был канадский художник Эли Раман. Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельность и был увлечен карточными играми. О н создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения. Карты Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим. Увидев карты немецкий психотерапевт и издатель Моритц Эгетмейер понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека, они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество. У В ас, конечно же, появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты педагогу, работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог, владеющий психологическими знаниями, может видеть связь усвоения знаний и эмоционального состояния ребенка; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами, используя метафоры( ведь сказка- это и есть своего рода метафора) , дети не ставят непробиваемые барьеры, и погружаются в процесс, а изменения не заставляют себя долго ждать… В своей работе я использую карты работая со всеми участниками образовательного процесса. Цель работы с метафорическими картами для воспитателя: • Развитие воображения • Развитие творческого потенциала • Решение трудных жизненных ситуаций • Решение конфликтов в отношениях • Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи • Помощь в достижении целей • Раскрытие ранее неизвестного ( неосознаваемого) потенциала, возможностей. А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы: • Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях; • Сможете понять сами и помочь родителям осознать пр ичины неудач в воспитании детей. МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями ( родительские собрания, круглые столы, мастер- классы) тем самым обеспечивая психолого- педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Возможно использование карт родителя ми для развития ребенка в семье. В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях: • Знакомство и изучение эмоций и настроения; • Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция; • Беседы о хороших и плохих поступках; • Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми; • С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе; Возможно использовать в образовательных областях «Речевое развитие»( рассказ историй по карте) , «Познавательное развитие»( дидакт ический материал) , «Социально- коммуникативное развитие»( проигрывание жизненных ситуаций) , «Художественно- эстетическое развитие»( рисование с использованием карт) . Преимущества применения МАК при работе с детьми: Карты воспринимаются как игра, а игровой формат сни жает напряжение и тревожность. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожно сть. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом д ать такую возможность ребенку. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и п ереживаниях. МАК развивают эм оциональный интеллект ребенка. МАК раз вивают творческую составляющую. В своей работе я использую их при проведении тренинговых занятий с детьми, родителями и педагогами для развития коммуникативных качеств, познавательного интереса, для развития творческого потенциала. А также в индивидуальном консультировании, проработке и терапии аффективных состояний. 2. Практическая часть Игра в карты проходит как обычно за карточным столом, только карты Метафорические К колодам метафорических карт имеется методич еская брошюра. Для разрешения конфликтов, в парном консультировании, при работе с эмоциональными нарушениями, психосоматическими симптомами, а также с детьми в качестве инструмента для развития эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта успешно применяются карты Хох- Корона Ютта « Монстрики чувств ». Спектр возможностей использования карт довольно широк и зависит от креативности и мастерства того, кто их применяет в своей работе. В первую очередь карты незаменимый инструмент диагностики. При этом может быть использована совершенно любая колода. Упражнения для диагностики: Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Какая карта нравится, а какая не нравится. Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам. Техника «Мне помогает, мне мешает…» Цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать. Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Возможно, в начале упражнения детям понадобится помощь. Для детей помладше советуют отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами ( отчаяние, стыд, горе) . Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем. Вывод: Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств, и пониманию, что, то или иное чувство может быть, как помощником, так и оказаться помехой. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький получает маленький опыт- «прививку» от неконтролируемых действий и поступков. В работе с детьми я использую набор карт Камиллы Крюгер «Я и все- все- все». Персонажи этого комплекта – дети. С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться. Варианты работы с картами. «Страх уходи! » Ребенок выбирает карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся. «Мой самый лучший день»/ «О чем мечтается» Ребенок выбирает одну из карт в открытую и рассказывает о том, каким он представляет свой самый лучший день. «Нарисуй продолжение»/ «Нарисуй начало» Ребенок выбирает карту и должен придумать и нарисовать продолжение( начало) сюжета, используя наводящие вопросы: Что изображено на карте? Кто является главным действующим героем изображенной истории? Чем история началась и чем закончилась? Кто я на этой картинке? Что она для меня означает? Разыграем историю На кого я похож? Плохо или хорошо? Техника « Внутренний ребенок » Цель: саморегулирование внутреннего эмоционального состояния. 1. В открыту ю выберите карту «Моё детство» из колоды К. Крюгер «Я и все- все- все» ка к она связана с Вашим детством: Сколько ему лет? О чем он думает, мечтает, к чему стремится? Какие эмоции он испытывает? 2. С таньте этому малышу заботливым родителем, поговорите с ним и скажите все, что хотел бы услышать он от любящих и добрых родителей. 3. Ответьте на вопрос: как часто малыш нуждается в вашей поддержке? Будете ли вы и дальше заботится о нем? 4. Сделайте выводы. В работе с родителями преимущественно использую колоду Юлии Воловиковой «Сказка внутри тебя». Варианты работы с картами. «Сказочный персонаж» Ребенку предлагается охарактеризовать сказочного персонажа, озвучить что он чувствует. Далее, используя различные пейзажи рассказать как меняется его настроение. «Легкое путешествие» Ребенок выбирает карту и рассказывает что это за место, кто живет там, чем оно отличается. Техника «Я могу» Цель: осознание внутренних ресурсов. В восточных сказках все желания выполняет Джинн из Волшебной лампы. Эта лампа перед Вами. Поверьте мне, Джинн там! Выберите взакрытую по порядку 3 карт ы из колоды Ю. Воловиковой «Сказка внутри тебя», которые будут окончанием предложений, запишите их: Я хочу научиться… У меня достаточно сил и способностей, чтобы… Меня вдохновляет… Оставим свои желания, мечты и стремления в Волшебной лампе. Они обязательно сбудутся! «Изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой- то формы, линии. Таким образом, МАК помогают работать с подсознанием. Раскрывают внутренние проблемы, помогают бороться со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить вну тренние переживания. М етодика МАК выполняет задачи нового ФГОС в ДОУ так как: • Игры с картами эмоций и рассказывание сказок( в режимные моменты после прогулки, в часы чтения сказок и как подготовка к инсценировкам, способствуют охране и укреплению и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ( карточки эмоций можно использовать и в уголке эмоций) • Игры и упражнения с МАК направленные на самопознание и изучение отношений, творческое рассказывание и рисование способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; • МАК способствуют формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности; • Многообразие техник МАК и видов колод и наборов обеспечивают вариативность и разнообразие содержания Программы ДО; • МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями ( родительские собрания, круглые столы, мастер- классы) тем самым обеспечивая психолого- педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой- то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. А теперь поработаем над собой с помощью колоды Татьяны Зинкевич- Евстигнеевой «Тайны женской силы» Сделайте глубокий вдох и выдох! Сосредоточьтесь! И задайте самой себе вопрос: «Что мне нужно сделать сейчас и в каком направлении двигаться? » Вы узнаете, рассмотрев свою карту. Я дарю ее Вам на память, чтобы все, что Вы увидели, реализовалось! Ведь женщина это сочетание творчества, желаний и возможностей! Полюбите себя! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ. . . Я люблю себя милую, нежную, озорную, немного небрежную, Я люблю себя разную- разную, даже утром, спросонья, прекрасную! Я люблю себя стильную, сильную, П отрясающую и сексапильную! А порою серьезную, смелую, В этой жизни такую умелую! Я лю блю себя всю, без остатка, З аношу все слова я в тетрадку, Чтоб напомнить любимой себе Я- это ЧУДО на нашей Земле! Большое спасибо за участие в мастер- классе, надеюсь, что мне удалось справиться со своими задачами: познакомить вас с метафорическими ассоциативными картами и научить работать с некоторыми ее техниками. До свидания. До новых встреч. Использованная литература 1. Канц Г. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 2- е изд. – М. : Гинезис, 2014 2. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все- все- все»/ К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб. : Речь, 2016. – 48 с. 3. Метафорические ассоциативные карты «Сказка внутри тебя» 4. Метафорические ассоциативные карты «Тайны женской силы»