Прозаическая сказка что это значит

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 135-136. укм школа россиираздел чудесный мир классики.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

p17 knopka1 knopka4

Реферат на тему “Русская литературная прозаическая сказка 2 й половины XIX века”

Контрольная работа на тему Русская литературная прозаическая сказка 2 й половины XIX века

Содержание
u 1. Сказки К.Д. Ушинского, принципы обработки фольклорных источников
2. Сказки Л.Н. Толстого. Какие концовки для них характерны? Чем вы их объясните? Что привлекает ребенка в сказке «Три медведя»? Какие её особенности определены возрастом читателя? Какими сведениями она обогащает его? Каким персонажам толстовских детских рассказов она близка?
3. Сравнительный анализ сказок Мамина-Сибиряка и сказок Андерсена? Какое место занимает в книге юмор, лирическое начало? Что порицает и что утверждает Мамин-Сибиряк в своих сказках? Какие уроки заключены в них для маленького читателя?
4. Практическая часть: Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех» из «Аленушкиных сказок»
Список литературы

1. Сказки К.Д. Ушинского, принципы обработки фольклорных
источников
Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построен­ная соответственно интересам самого народа, развивает и укреп­ляет в детях ценнейшее — патриотизм, национальную гордость, любовь к народу.
В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, мине­ралах, воздухе, воде. Делалась установка на активную работу мысли и чувств ребенка. Педагог стремился систематизировать по­нятия и представления, «уже существующие в детском уме». Основ­ные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868 —1869), учебные кни­ги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание— 1861), «Род­ное слово» (первое издание— 1864), а также методические посо­бия для учителей.
Учебные книги К. Д. Ушинского энциклопедичны по охвату и многообразию включенных материалов. Здесь начала всех наук: естествознания, географии, биологии, зоологии, логики, истории. Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начинать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества са­мого Ушинского как автора небольших рассказов о животных.
Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.
В небольшом рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое,— говорит,— дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу — будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое.
В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник — в том стиле, который ребенку знаком по песенкам. Однако скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением про­будить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка — не прогневайся».
В рассказе «Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше . Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива — «кума принаряжена: шерсть пушистая, золо­тистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов-выходов, что полы в норе выстланы травой; что лиса — разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика».
Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: так ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошу­тить. Шутливая манера рассказа естественно соединя­ется с поучительностью: в деле надо быть внимательным.
Постепенно усложняя содержание своих рассказов, Ушинский предлагает ребенку «Историю одной яблоньки» — о том, как из оброненного зернышка выросла дикая яблонька. Писатель не упускает ни одной подробности: как проросло зерно — «пустило вниз коре­шок, а кверху выгнало два первых листика», как «из-промеж листоч­ков выбежал стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики» и пр. Все это можно назвать поэзией постиже­ния живого, окружающего нас мира. Ушинский-педагог делал ра­достным само познание. Таков и рассказ «Как рубашка в поле выросла». Здесь говорится о том, как созревал лен, как он цвел, как из льна изготовили кудель, а потом нитки, как соткали полотно, а потом сшили рубашку.
Помимо стремления обогатить ребенка знаниями, в рассказе видно желание внушить ему уважение к труду, опыту и знаниям крестьянина.
Вниманием к крестьянскому жизненному опыту продиктован особенный интерес Ушинского к устному народному твор­честву. И «Детский мир», и «Родное слово» включают множество сказок, переложений былин, загадок, пословиц. Ушинский сам по­яснял причины, побудившие его внести фольклор в учебные книги: по его словам, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Писатель следовал опыту «природных русских педагогов» — бабушек, матерей, дедов, которые, по глубо­кому убеждению Ушинского, «понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу». Не случайно в своих рас­сказах Ушинский стремился воспроизвести бытовые случаи, бытовые сцены, которые давали ребенку больше, чем какие-либо откры­тые поучения. Таков рассказ «Гадюка». Кувыркаясь в сене, мальчик по неосторожности наткнулся на змею. Ушинский подробно гово­рит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Вни­мательный взгляд сразу отличит ужа от змеи по желтым полоскам около головы. У ужа «во рту небольшие острые зубы, он ловит мы­шей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укушение ужа совершенно безвредно». Иное дело — гадюка. Ушинский упоминает о разных случаях, когда гадюка ку­сала скотину и людей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа — ребенок сам может сделать соответствующие выводы.
Познавательным природоведческим рассказам Ушинского близки рассказы на нравственно-этические темы. Это те же расска­зы о птицах и зверях, но с очевидной дидактической установкой. Писатель не прибегает к скучной назидательности. Мораль прямо не сформулирована, но ясна.
В своих рассказах Ушинский предостерегал ребят и против несбы­точных, неразумных желаний.
Важное значение придавал писатель языку своих рассказов и сказок. Автор «Детского мира» и «Родного слова» признавался, что «старался излагать избранные. предметы языком простым, не упо­треблять непонятных для детей слов». Язык рассказов Ушинского тем и прекрасен, что лишен всяких красивостей и чужд тому, что он сам называл «формальным» украшательством, т. е. пустотой и ложью, прикры­той блестящей одеждой.
2. Сказки Л.Н. Толстого. Какие концовки для них характерны? Чем вы их объясните? Что привлекает ребенка в сказке «Три медведя»? Какие её особенности определены возрастом читателя? Какими сведениями она обогащает его? Каким персонажам толстовских детских рассказов она близка?
Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки — русские и зарубеж­ные (народные и литературные).
Сказка «Три медведя» была написана Толстым в 1872 г . для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».
С выразительными деталями и запоминающимися повторами изображаются комнаты медведей, обстановка в их домике, сервировка стола. Кажется, будто детскими глазами неторопливо и с любопытством просматриваются все эти бытовые подробности: три чашки — чашка большая, чашка поменьше и маленькая синенькая чашечка; три ложки — большая, средняя ж маленькая; три стула — большой, средний и маленький с синенькой подушечкой; три кро­вати — большая, средняя и маленькая.
Повествование ведется неторопливо; маленькие слушатели и читатели могут спокойно насладиться полной свободой действий маленькой героини и вообразить себя сидящими вместе с нею у чашек с похлебкой, качающимися на стульчике, лежащими на кро­ватке. Сказочная ситуация настолько насыщена динамикой и на­пряженным ожиданием развязки, что не ощущается отсутствия диалога в первых двух частях сказки. Диалог появляется в послед­ней, третьей части и, нарастая, создает кульминацию сказки: мед­веди увидели девочку: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!»
Сразу за кульминацией следует развязка: девочка оказалась находчивой — она не растерялась и выпрыгнула в окно.
В сказке писатель создал реалистический образ русской де­вочки-крестьянки, храброй, любопытной и шаловливой. Сказка Толстого «Три медведя» до сих пор очень популярна среди детей дошкольного возраста.
Л. Толстой включал в учебные книги и другие зарубежные сказ­ки, максимально приближая их к русской действительности, рус­ским характерам. Для этого он вводил новые бытовые детали, приближал язык к народно-поэтическому. Так, например, сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед». В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного че­ловека было семеро детей — мал мала меньше». Реалистические детали переплетаются с фантастической гиперболой — «самый меньшой был так мал, что, когда он родился, он был не больше пальца».
Родители отправляют детей в лес только от страшной бедности: «Отец с матерью все становились беднее и беднее, и пришлось им под конец так плохо, что нечем стало и детей кормить». В сказке Толстого нет места жестокости родителей; они рады возвращению детей, когда им становится легче жить.
Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познава­тельный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец при­казывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).
Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спо­ром двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.
Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».
В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии».
Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас — своих детях — проверял ее. Он рас­сказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и ху­дожественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармо­нично соединяется с поэтичностью, образностью.

3. Сравнительный анализ сказок Мамина-Сибиряка и сказок Андерсена? Какое место занимает в книге юмор, лирическое начало? Что порицает и что утверждает Мамин-Сибиряк в своих сказках? Какие уроки заключены в них для маленького читателя?
Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки», имеют очень большой успех. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
Мамин Сибиряк также как и Ханс Кристиан Андерсенв в своих сказках сочетает романтику и реализм, фантазию и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре, проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором, сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего.
Особое место в творчестве Мамина-Сиби­ряка для детей занимают сказки. Наибо­лее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894—1897). Назва­ние это не случайно. Писатель посвятил их своей больной дочери Аленушке. Действительно, эти сказки являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, на­сыщены благородными социальными и нравственными идеями.
Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларатив­но, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.
В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной малень­ким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.
Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с глупыми, жад­ными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дыря­вый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и об­виняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учиты­вая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.
Сатира многих сказок Мамина-Сибиряка связана с традиция­ми народной сказки. Особенно ярко эта связь проявилась в про­изведении, не входящем в цикл «Аленушкиных сказок», — в «Сказке о славном царе Горохе и его прекрасных дочерях — ца­ревне Кутафье и царевне Горошине». В духе народной сказки дан образ царя Гороха. Насмешкой звучит его имя. Совсем не славны его дела. Царь Горох очень жаден; он грабит народ, бе­рет дань всем, что попало под руку,— коровами, сапогами, ка­шей, вениками. Мелочность царя Гороха доходит до того, что он, из-за боязни быть обкраденным, считает куски хлеба, сам доит корову. Такой гротескно-сатирический образ царя можно найти только в народной сказке и в лучших образцах русской сатири­ческой литературной сказки.
В сказках Мамина-Сибиряка нередко в условном мире живот­ных действуют жестокие законы социальной розни и антагониз­ма, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и жи­вотных отнюдь не подменяет социальные явления биологически­ми. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя очень важ­ные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Си­биряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувст­вие к слабым, угнетенным.
«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка — классический об­разец того, как надо писать для детей. Вся система художествен­ных образов, композиция, стиль, язык связаны с воспитательны­ми и образовательными целями, которые ставил автор, расска­зывая сказки своей дочери, а затем записывая их для широкого круга читателей.
Художественные приемы сказок соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит ре­альная жизнь, реальные герои. Все они близки и знакомы ребен­ку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привле­кательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Но сказки не были бы настоящими детскими, если бы эти обык­новенные герои не совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные происшествия. Умелое сочетание реальной действительности и фантастики в «Аленуш­киных сказках» импонирует детям. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обыденными: у кук­лы Ани был немного попорчен носик, у Кати недоставало одной руки, «сильно подержанный Клоун» приковылял на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но вот все эти знако­мые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, раз­говаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как жи­вые существа. Как и в народной сказке, говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Во­робей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою. »
В некоторых сказках писатель прибегает к такому приему народной литературы, как гиперболизация. И образ от этого только выигрывает.
В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это умная, не надоедливая мораль, не прямолинейно высказывае­мое нравоучение, а мораль, вытекающая из образов, мораль, ко­торая учит быть человеком.
Образы писателя жизненны, связаны с теми представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые индивиду­альности.
С характером героев связан юмор и в других сказках Мами­на-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
Сказки Мамина-Сибиряка динамичны. Каждый персонаж да­ется в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовст­во под лицемерной речью — дела его разоблачают.
В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, де­рутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться читателя.
Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их ли­ричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы — маленькой Аленушки. Любов­но к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю. »
4. Практическая часть: Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех» из «Аленушкиных сказок»
В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь, тупость, зазнай­ство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он — са­мая умная птица.
«— Ведь я умнее всех? Да?
Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила:
— Ах, какой умный. Кхе-кхе. Кто же этого не знает? Кхе.
— Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц до­статочно, а умнее всех — одна, это я.
— Умнее всех. кхе! Всех умнее. кхе-кхе-кхе!
— То-то» .
Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная пти­ца. Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый малень­кий читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом.
Каждый из обитателей птичьего двора в сказке «Умнее всех» имеет свое лицо, свой характер. «Индюшка была такая скромная и добрая птица и постоянно огорчалась, что Индюк веч­но с кем-нибудь ссорился», — говорит автор и далее раскрывает эти ее качества во взаимоотношениях с Индюком и другими пти­цами. Оправдывает эта героиня и свою внешнюю характеристи­ку. «Среди других птиц она походила на старушку: вечно горби­лась, кашляла, ходила какой-то разбитой походкой, точно ноги приделаны были к ней только вчера». Драчливость Петуха, глупость Гусака и Индюка остроумно разоблачаются в ходе по­вествования.
Но автор не ограничивается только на­меком на глупость своего героя. С юмором изображает он позор­ный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо – Еж, серячок-мужичок, окончательно разоблачает хвастуна. Еж – серя­чок-мужичок противопоставляется чванливому птичьему «порядочно­му» и «благовоспитанному» обществу и по существу и оказывается умнее всех. Мамин-Сибиряк прибегает к приему гиперболизации. Преувеличение чванливой глупо­сти Индюка помогает разоблачению мнимого героя.
Но сказка на этом не кончается. «Порядочное и благовоспи­танное» птичье общество не могло помириться с тем, что какой-то пришелец, мужичок-серячок, критикует одного из самых знатных членов этого общества. Петух и другие птицы готовы набросить­ся на Ежа. В конце концов все переходят на сторону Индюка. В такой концовке заложен большой социальный смысл. Автор разоблачает не только ограниченность обывателей (переносный смысл сказки совершенно очевиден), но и показывает очень раз­витое у них чувство «классового самосохранения».

Список литературы
1. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989.
2. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы и сказки. – М.: Детская литература, 1985.
3. Русская детская литература / Под ред. Ф.И. Сетина. – М.: Просвещение, 1972.
4. Сказки русских писателей / Сост. В.П. Аникина. – М.: Правда, 1985.
5. Толстой Л.Н. Басни, сказки, рассказы. – М.: Детская литература, 1987.
6. Ушинский К.Д. Детям. – М.: Малыш, 1978.

Некоторые характеристики басен более важны его педагогическая цель, анимированные персонажи и простая структура.В литературе басня — это жанр короткого художественного повествования, послание которого

10 характеристик самых важных басен

Содержание:

  • Основные характеристики басен
  • 1- Персонажи обычно животные
  • 2- Рассказчик
  • 3- Очень простая конструкция
  • 4- Длина
  • 5- Человеческие проблемы
  • 6- Предназначен для любой аудитории
  • 7- Литературные ресурсы
  • 8- Педагогическая цель
  • 9- Они отвечают на социально-культурные потребности
  • 10- Мораль
  • Ссылки

Некоторые характеристики басен более важны его педагогическая цель, анимированные персонажи и простая структура.

В литературе басня — это жанр короткого художественного повествования, послание которого направлено на то, чтобы научить моральной истине в конце рассказа. Это одна из наиболее широко используемых форм народной литературы на протяжении всей истории, выживание которой, как считается, связано не столько с письменными или печатными антологиями, сколько с устной передачей.

Его композиция в основном прозаическая. Хотя реже, они также могут быть представлены на метрическом языке как поэтическая композиция. Басни в стихотворной форме, учитывая их краткость и простоту, сохраняют определенную повествовательную структуру.

Первое признанное использование термина «басня» восходит к англо-французскому миру четырнадцатого века. Это слово происходит от латинского малоберцовая кость что означает рассказ, сказка или рассказ и происходит от слова Фари что значит говорить.

Вероятно, его использовали средневековые трубадуры, музыканты, барды и поэты для устной передачи своих историй людям.

В западном мире говорить о басне — это определенно вызывать в памяти имя Эзопа. Сегодня многие сборники моральных повествований известны под названием «Басни Эзопа», которые ходят с древних времен.

Существовал он или нет, этот персонаж произвел большое впечатление на классическую историю литературы, которая дожила до современности.

Их истории оставляют учения и жизненные советы для поколений, универсализируют поведенческие структуры и моральные ценности, одновременно развлекая людей.

Возможно, вам будут интересны эти сказки для детей с моралью.

Основные характеристики басен

1- Персонажи обычно животные

Это, наверное, самое отличительное свойство басен. Персонажи почти всегда являются очеловеченными животными или в лучшем случае антропоморфными, то есть они говорят как люди и ведут себя как люди.

Этот символизм человека в обществе до некоторой степени соответствует типу естественного поведения животного в среде его обитания или его роли в нем.

Во вселенной Эзопа различные животные последовательно представляют определенный аспект человеческого поведения: лиса умна, приспособлена и коварна, лев силен и горд, волк коварен и злобен, собака невинна и доверчива, заяц чванливый, черепаха настойчивая, дикобраз благородный …

Вы также можете найти басни, главными героями которых являются растения, элементы природы или другие предметы. Отсутствие человеческих персонажей в баснях не является исключительным.

Хотя это не модно и не принято, но есть исключения. Точно так же они никогда не являются главными персонажами или определяющими факторами для жанра.

2- Рассказчик

В баснях обычно присутствует рассказчик-наблюдатель в третьем лице, который рассказывает о том, что происходит с персонажами в неопределенном месте и времени. Как и популярные сказки, басни вечны.

3- Очень простая конструкция

Каждая басня начинается с представления ситуации или проблемы, в которой участвует один или несколько главных героев. В процессе разработки разрешение конфликта иногда может быть неуместным или неразрешенным, поскольку сообщение в заключении явно зависит от самой ситуации.

Более сложная структура отвлечет внимание от морального послания к развитию и завершению сюжетной дуги.

4- Длина

Басни — это обычно очень короткие рассказы, в которых простым способом синтезируются аргументы человеческой проблемы.

Идея всегда заключалась в том, чтобы представить персонажей в определенной ситуации, чтобы передать сообщение наиболее конкретным возможным способом. Длинное повествование могло отвлечь внимание читателя от основной цели рассказа.

5- Человеческие проблемы

По большей части в баснях говорится о человеческих недостатках и пороках во взаимодействии персонажей; иллюстрируя ниже последствия такого поведения.

6- Предназначен для любой аудитории

Из-за длины, простоты и простоты басня сфокусирована так, что даже самые маленькие могут усвоить урок, но сообщения идеально подходят для любой аудитории.

При более глубоком анализе вы можете извлечь несколько уроков из одной и той же истории.

7- Литературные ресурсы

У них может быть смешной, знакомый и юмористический тон, в основном они используют сатиру для критики поведения и поведения. Они прибегают к гуманизации и персонификации нечеловеческих элементов.

8- Педагогическая цель

За историей этого типа всегда будет намерение преподать урок или преподать через критику определенного поведения или отношения, которое считается плохим.

Хотя общепризнано, что масштаб того, что хорошо или плохо, может варьироваться в зависимости от культуры коллектива и времени, в большинстве случаев басня имеет дело с более универсальными аспектами человеческого поведения в обществе.

Это позволило ему эффективно передать «правильные» условности поведения в отличие от «неправильных» и их последствий.

9- Они отвечают на социально-культурные потребности

Расширяя идею предыдущего пункта, басня помогает поддерживать структуру ценностей в определенной группе, передавая условности поведения, ожидаемые в обществе, через свое повествование и сообщение.

Таким образом, он учитывает потребность момента — особенно детей — научить, каким должно быть поведение, а также необходимость того, чтобы та же самая моральная структура сохранялась в течение долгого времени.

10- Мораль

Как и все литературные тексты, он стремится оставить сообщение аудитории. В случае с баснями это сообщение почти всегда явное и представлено в конце рассказа в коротком предложении вне повествования, хотя оно может не появляться вообще.

Если бы это было так, то мораль басни вполне очевидна и универсальна. Мораль — это урок жизни и поведения, который предлагает история.

Делая сообщение явным, автор избегает любой другой интерпретации урока, который он хочет дать. Тот, кто прочитает басню, получит то же сообщение.

Ссылки

  1. Литературные устройства. Определение и примеры литературных терминов — Басня. Восстановлено с сайта literarydevices.net.
  2. Джошуа Виммер. Басня в литературе. com. Получено с сайта study.com.
  3. Редакторы Encyclopdia Britannica (1998). Басня. Encyclopdia Britannica. Encyclopdia Britannica, inc. Получено с britannica.com.
  4. Ричард Нордквист (2017) Что такое басни? — Определение и примеры. Получено с сайта thinkco.com.
  5. Характеристики басни. Получено с сайта quizlet.com.
  6. Мерриам Вебстер. Определение Fable. Получено с сайта merriam-webster.com.
  7. Лурдес Доменек, Ана Ромео. Характеристики Басни. Языковые и литературные материалы. Восстановлено с материаловdelengua.org.
  8. Фернанда Паредес (2014). Что такое басня? — Определение, характеристики и виды. Анимационные басни. Восстановлено с fabulasanimadas.com.

Конспект
удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, изучение нового, понятие о
рифме, физкультминутка, самостоятельная работа, игры, конкурсы, итог урока,
домашняя работа на индивидуальных карточках.

Конспект
урока литературы
в 5 классе на тему: Рифма. Способы
рифмовки

Цель:  познакомить
с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать
рифмы к словам.

Задачи: познакомить
с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать
рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

формировать умения
выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения
и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями.

Ход
урока

 І. Организационный этап 

          Учитель:
—  Учебник на столе у вас?

                            
 А ручки и тетрадки?

                              Тогда
урок начнём сейчас,

                              Раз
всё у вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,
 
                              Послушны,
наблюдательны.

                              Чтобы
литературные тайны познавать,

                              Нужно
всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо  проверь,
дружок,

Ты готов начать
урок?

Все ль на месте,
все в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадки?

Все ли правильно
сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет
получать

Только лишь
отметку … («пять»)

Ребята, какое у
вас сегодня настроение? 

Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.

     —
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок,
который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения
работать.

   —  Я  думаю,
что  включиться  в  работу  урока  нам  поможет игра «Запомни  и  назови?».

       Рассмотри 
картинку  и  постарайся  её  запомнить. ( Учитель  закрывает  картинку.).
Затем  предлагает  учащимся  ответить  на  вопросы.

       — Сколько 
чашек  стояло  на  столе ?

       — Была  ли 
среди  фруктов  груша ?

       — Что 
лежало  под  столом ?

       — Что 
было  нарисовано  на  картине ?

       — Какого 
цвета  была  ваза  для  фруктов ?


— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

— Что
необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

— Я не
случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже
необычный. И называется он необычно.


II. Изучение нового материала.

(Читают
название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В
поэтической мастерской».

— Как
вы понимаете его название?

— Как
вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На
экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

Речь
прозаическая и стихотворная. Ритм.

— Наша
речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной
и прозаической.

– Чем
же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?


Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое
в прозаической?

Экран:


Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.


Белый снег, пушистый

в воздухе кружится
 И на землю тихо
 Падает, ложится.


Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А
стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной
лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит
разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте
удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и
есть проявление ритмичности.

В
жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где
их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы,
прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное
чтение статьи учебника).


Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести.
Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).


Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм
задает характер, темп.

Послушайте
и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

(Звучит
«Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).


К какому жанру относится это произведение? (Марш)


Воспроизведите ритм марш хлопками.


А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Экран:

Стихотворный
ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание
определения в парах).

Наблюдение
за рисунком стихотворного ритма.

Экран.

На дво-рах и до-мах

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

(Б-Б-У-Б-Б-У)

И от солн-ца блес-тит

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

(Б-Б-У-Б-Б-У)


Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя
неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте
ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

(Практическая
работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка
стихотворных строк)

Самопроверка.

Экран.

Снег
валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся
белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.

От
него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

III.
Понятие о рифме.

— Что
же такое рифма?


Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения
Н.Носова «Незнайка и его друзья».

(Инсценировка
из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).

Экран.

Рифма-
это созвучие окончаний стихотворных строк.

(Заучивание
определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах,
воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)

— Как
понимаете фразу: «созвучие окончаний»?


Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве
автора.


Каких замечательных поэтов вы знаете?


Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем
наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота
русской зимы.

(Обращение
к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).

Физкультурная минутка


А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три
хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть
опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй глазами
треугольник.

Теперь его
переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру
веди.

Рисуй восьмерку
вертикально.

Ты головою не
крути,

А лишь глазами
осторожно

Ты вдоль по линиям
води.

И на бочок ее
клади.

Теперь следи
горизонтально,

И в центре ты
остановись.

Зажмурься крепко,
не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

   
                 Проведем, друзья,
сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их
так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

Мы привыкли к тому, что в стихотворении, в
песне очень часто одинаково звучат окончания последних слов в определённых
строках, расположенных рядом или через строчку.

Рифма —
это созвучие окончаний стихотворных строк. По- гречески слово «рифмос»
означает «стройность», «соразмерность».

Найдите рифмующиеся строки в прологе к
«Руслану и Людмиле». Обратите внимание, что рифмующиеся строки располагаются в
стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты
применяют перекрёстную, парную, опоясывающую рифмовку.

Перекрёстная
рифма

Рифмуются первая и третья, вторая и
четвёртая строки:

У
лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

Парная
рифма

Рифмуются две строки подряд:

Там
ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой

Опоясывающая
рифма

Рифмуются первая и четвёртая строки:

И
там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Знакомство
с видами рифмы.


Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

Экран.

а)
Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)

б)
Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)

в)
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла,
рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега
с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)


Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная
работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Экран

https://urok.1sept.ru/articles/570314/img1.gif


Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать
рисунок рифмы на индивидуальных карточках).


Итак, что такое стихотворная рифма?


Какие виды рифмы вы узнали?

Самостоятельная
работа.


Определи вид рифмы:

1
вариант.

2 вариант.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

И иней на снегу сверкает.

(Проверка).

Игра
«Подскажи словечко».

(Цель:
Учимся подбирать рифмы к словам).

От буквы
А до буквы Я

Книжка начинается

Шеренга слов стоит.

С надписи «Январь».

Вся эта дружная семья

Значит, называется

Зовется (АЛФАВИТ).

Книжка (КАЛЕНДАРЬ).

Знает даже лодырь и бездельник:

Бывает дом для человека,

Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).

А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).

Когда
порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).

Игра
«Придумай рифму».

На
доске на карточках записаны имена детей класса:

Наталья,
Ксюша, Александр, и др. Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить
двустишья).

В
конце урока учитель дарит детям карточки с сюрпризом: на обратной стороне –
стихи с рифмовками на их имена. (
Приложение 2)

IV.
Подведение итогов урока.

— Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.

V.
Домашнее задание.


Очень рада! Значит можно

Всем в
поэтов поиграть.

И
домашнее заданье

Вам в
стихах хочу я дать.

————————-
океану

—————————
матрос

—————————
обезьяну

—————————
привез

—————————-
тоскуя

————————-
— напролет

————
——————такую

————
—————-поет

——————————юге

————
—————-кустах

—————————-
подруги

————-
—————хвостах

—————————
бананы

—————————
моей

—————————
обезьяны

————
—————людей.

— По
желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить
своих одноклассников.


Задала я вам заданье.

Что ж,
ребята, до свиданья!

Прозвенит
сейчас звонок,

И
закончится урок.

Спасибо
вам, мои друзья!

Всем
очень благодарна я.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

________________________________________________________________________________

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях» и сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь
гномов»

Исследовательская работа

Гуманитарная

Автор:
Селезнёва Алёна Сергеевна, учащаяся 1 класса «Б»

Руководитель:
Степанова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов первой квалификационной
категории

с. Боград, 2019

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………

3

1. Литературный обзор………………………………………………………

5

1.1. Сказка, виды сказок……………………………………………………..

5

1.2. Значение сказок в жизни
человека……………………………………..

6

1.3. История возникновения сказки……………….…………………………..

7

2. Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь
гномов»….

8

3. Выводы………………………………………………………………………

10

Заключение……………………………………………………………………

11

Литература……………………………………………………………………

12

Приложение……………………………………………………………………

13

Введение

Детство
каждого человека связано со сказкой. Это такое время, когда человек верит в
чудеса и волшебство. И всё это волшебное и загадочное приходит в нашу жизнь со
сказкой. У каждого человека  есть своя любимая сказка. Мы её бережно храним в
своём сердце. Со сказки начинается первое знакомство человека  с окружающим
миром, миром литературы, с волшебством. Сказки любят не только дети, но и
взрослые, которые с самого раннего детства знакомы со сказкой.

Актуальность:
В наш век, когда информационные технологии заменяют
живое общение, компьютерные игры, мультфильмы заменяют книгу, люди становятся
духовно беднее и сказка теряет своё высокое предназначение.

            Современные
издатели книг и авторы мультфильмов искажают первоначальный смысл сказки,
превращая её из поучительной с нравственным смыслом в развлекательную.

И
в большинстве семей уже не читают и не рассказывают сказки детям, тем самым
прерывая связь поколений и утрачивая воспитательную ценность сказки. Но в моей
семье любят и читают сказки. У нас с сестрёнкой есть замечательная возможность
окунуться в мир сказки,  научиться отличать добро и зло, положительного героя
от отрицательного, разобраться в поступках героев, благодаря нашей маме,
которая с самого раннего детства читает нам сказки. И, конечно, у меня есть
свои любимые. Одни из моих любимых сказок – это  «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях» и сказка про Белоснежку. А ещё  я заметила, что эти сказки
похожи. Что в них общего,  какие есть различия? Почему они так похожи? С чем
это связано? Мы решили провести сравнительный анализ этих сказок и постараться
узнать, почему сказки разных стран похожи?

Цель работы: Сравнение сказки
А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказки братьев Гримм
«Белоснежка и семь и гномов»

Задачи:

1.      Изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»;

2.      Провести сравнительный анализ этих сказок;

3.      Сделать выводы на основании проведенного исследования.

Объект
исследования:
сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях» и сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Предмет
исследования:
сходства и различия сказок  А.С.
Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»  братьев Гримм «Белоснежка
и семь гномов»

Гипотеза:
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказка
братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» имеют определённые сходства и различия

Методы
и приёмы, используемые в работе:


анализ литературы;


проведение исследования (сравнительный анализ);


анализ полученных результатов.

1.      Литературный
обзор

1.1.
Сказка, виды сказок

Что
же такое сказка? На уроках литературного чтения я узнала, что сказка — это
определённый литературный жанр. Я обратилась за расшифровкой слова «сказка» к
толковым словарям Ожегова и Ушакова. В толковом словаре Ожегова я нашла
такое определение:

Сказка
— это
повествовательное, обычно народно — поэтическое
произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил. [2]

В
толковом словаре Ушакова я нашла такое определение:

Сказка
– это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных
событиях.[7]

Сказки
бывают народные и авторские. Народная сказка

— это прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных
народов. Авторская сказка – это произведение, тесно связанное с народной
сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Также
сказки подразделяются на бытовые, волшебные, о животных.

Бытовая
сказка связана с реальностью, главный персонаж этой сказки обычный человек,
который борется за справедливость и добивается своего с помощью смекалки,
ловкости и хитрости.

В
волшебной сказке герои используют чудесные средства, предметы или волшебных
помощников.

Сказки
о животных – это сказки, в которых в качестве главных героев выступают животные,
птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.[5]

1.2.
Значение сказок в жизни человека

Сказка появляется в  жизни ребенка с самого раннего
возраста,  сопровождает его на протяжении детства и остается с ним на всю
жизнь. Роль сказок велика в воспитании ребёнка, да и в жизни человека в целом.

У каждого из нас разные пути. Жизненный сценарий закладывается в
возрасте до 6-7 лет. А это время, когда мы узнаем  сказки. Персонажи сказок и
их поведение значительно влияют на наше будущее.
Именно любимая сказка задает направление нашей жизни, когда
мы ставим себя на место героя, сравниваем с ним и копируем его поведение в
жизни. Когда мы становимся взрослыми, воспоминания о детстве закрываются от
нас. Но мы поступаем во взрослой жизни точно так же, как любимый герой.

            Сказка – это
программа действий, модель выстраивания жизни. Она закладывает нашу судьбу,
поведение и характер. Она ведет нас, но мы этого  не осознаем. [4]

Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказал, что с помощью сказок
возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки
развивают воображение и фантазию, творческий потенциал человека, учат отличать
добро и зло, пополняют словарный запас, развивают речь, формируют основы
поведения и общения.

В каждой  сказке, можно найти, полный перечень человеческих
проблем и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает
проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений.
Сказка может не только воспитывать, но и
корректировать поведение, в некоторых случаях может снимать сложные
психологические проблемы и стрессы,  тревогу.
[6]

1.3.           
История возникновения сказки

Мы знаем очень много сказок, но никогда не задумывались,
откуда и когда они появились. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки
появились так давно, что с точностью определить время их появления очень
сложно. Так же мы ничего не знаем об авторах первых сказок.  Можно
предположить, что сказки сочиняли крестьяне и пастухи, которые были главными
героями этих сказок. Они же и передавали эти сказочные истории из уст в
уста, от поколения к поколению, изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки
рассказывали не только детям, но и взрослым тоже. Некоторые ученые предполагаю,
что в истоках сказки лежат первобытные обряды.

Фольклорные (народные) сказки происходят из
мифов. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним
племенем как настоящий миф, а другим — как сказочное повествование.
Сказка
объединяла отдельные народы, давала одному народу вести о другом, хотя бы и в
туманных, фантастических образах. Сказка — это живая, неумирающая история
народа, она обрисовывает характерные особенности каждой нации, её взгляды на
жизнь, историю, явления природы.[6]

2.      Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях» и сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Прочитав
сказки
А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях» и  братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» мы выяснили, что в них
есть как сходства, так и отличия. В обеих сказках похожий сюжет. [1]

Братья
Гримм впервые опубликовали сказку о Белоснежке в 1812 году в св
оей
книге старых европейских народных сказок. Однако эту сказку передавали из уст в
уста ещё раньше, в течение столетий.

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин знал много языков, но
немецкий он практически не знал. Так что познакомиться с переводом этой сказки
он смог только на французском языке. Более того, Пушкину не разрешалась
покидать Россию, следовательно, он не мог услышать эту сказку от зарубежных
друзей. 
[3]

Главными
героями сказок являются мать, мачеха, жених, семь друзей. Но  в сказке А.С.
Пушкина – это богатыри, а в сказке братьев Гримм – гномы. В обеих сказках
имеется волшебный предмет – зеркало.

Таблица 1. Сравнение сказки братьев Гримм «Белоснежка
и семь гномов» и А.С. Пушкина «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Характеристика

А.
С. Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Братья
Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Рождение царской дочери

Зимой

Зимой

Несчастье в царской
семье

Царица – мать умерла

Королева-мать умерла

Мачеха

Умная, красивая, но
ленивая, гордая, ревнивая, своенравная, упрямая.

Красивая, но гордая и
надменная.

Волшебный предмет

Говорящее зеркало

Говорящее зеркало

Молодая царевна

Красивая, добрая,
скромная, кроткая, трудолюбивая, ласковая, вежливая.

Красивая, добрая,
трудолюбивая, скромная.

Желание мачехи

Погубить царевну
(свести в дремучий лес, отравить яблоком)

Погубить царевну
(свести в дремучий лес, удушить шнурком для платья, отравленным гребнем,
отравленным яблоком)

Друзья царевны

Семь богатырей

Семь гномов

Жизнь царевны вне замка

Её приняли с радостью,
считали своей сестрой

Её приняли с радостью,
считали своей сестрой

Как умерла царевна

Отравилась яблоком

Отравилась яблоком

Пробуждение царевны

Королевич поцелуем

Принц поцелуем

Заключение сказки

Злая мачеха умирает от
зависти и злости. Царевна выходит замуж

Злую мачеху наказывают,
одевая горячие железные туфли, пока она не умирает. Царевна выходит замуж

Речь сказки

Стихотворная

Прозаическая

Вывод:
сюжет сказок имеет 8 совпадений и 4 отличия. Александр Сергеевич был патриотом
и через всю сказку пронес идею о том, что добро обязательно победит зло, а
любящие, сохранив верность, будут вознаграждены.

3.     
Выводы

Прочитав сказки А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях» и  братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
мы выяснили, что в них есть как сходства, так и отличия.

Проведя сравнительный
анализ, мы выявили, что в обеих сказках похожий сюжет.
Сюжет имеет 8 совпадений и 4
отличия.

 Принимая
в расчёт всё вышесказанное, можно сделать вывод, что наша гипотеза
подтвердилась полностью. Сказки имеют как сходства, так и отличия. Сказки схожи
сюжетом, так как все народы имеют общие корни, развиваются по общим законам,
имеют схожий быт.

Но в то же время на героев сказок накладывает свой отпечаток
фольклорное своеобразие каждого народа. Русская сказка более живая, яркая,
добрая, без насилия и жестокости. Сказка Пушкина прекрасно читается, лучше
понимается, легко запоминается. Эта сказка мне ближе по духу, я считаю, её
шедевром и рекомендую всем прочитать её ещё раз.

Заключение

Да, сказки разных народов имеют удивительное сходство, и это
невозможно объяснить одним только заимствованием. Скорее всего, схожие сказки и
сюжеты встречаются потому, что желания людей разных народностей очень похожи
между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире и его
законах

Сказки  учат нас мудрости, добру, справедливости, учат
понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все
прекрасное и доброе на земле, учат правде, учат жизни. В них главное – это
мораль.  Еще они могут обличать недостатки, рассказывая о несправедливости
и лжи, и  при этом непременно указывают на то, что добро всегда побеждает.

Литература

1.      Гримм братья Якоб и Вильгельм. Белоснежка и семь
гномов. – Москва: Дрофа Плюс, 2005.

2.     
Ожегов С.И. Толковый словарь
русского языка. – Москва: Оникс, 2004.

3.     
Пушкин А.С. Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях. – Москва: Самовар, 2007. 

4.      Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений под. Ред. Н.
Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

5.      Соколов Юрий.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в2-х т./Под редакцией
Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э.Лунина, В. Львова-Рогачёвского, М. Розанова, В.
Чешихина – Ветринского. – М.;Л.: Издательство Л.Д. Френкель, 1925.

6.     
Тайна
русских сказок и Веды

http://via-midgard.info/news/article/10996-tajna-russkix-skazok-i-vedy.html

7.     
Толковый словарь русского
языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос.
изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

  • Прозаическая литературная сказка примеры
  • Проза мгла смысл названия рассказа
  • Прожег или прожог как пишется правильно
  • Проживаешь как пишется правильно
  • Прожорливый как пишется и почему