После драки тиражами не машут, или Как писать боёвку?
Фантастика, детектив, боевик, историческая и современная проза – очень часто писатели описывают рукопашную схватку. Это динамично, эмоционально, это увлекает читателя. Сейчас речь пойдет не о художественных особенностях «боёвки» – это уже сколько бог таланту дал – а о чистом «заклепочничестве». Что должен понимать и учитывать писатель, желающий создать реалистичную сцену рукопашной схватки? Сейчас мы говорим о чистой рукопашке, хотя все это легко можно «переложить» на бой с оружием. Как правило, писатель основывается на:
– сценах из просмотренных ранее кинофильмов;
– сценах из прочитанных ранее книг;
– На личном опыте, который большей частью невелик и неразнообразен;
– документальном видео, найденном в интернете;
– советах специалистов.
Этого недостаточно по одной простой причине – все вышеописанные варианты дают неподготовленному человеку (писателю) информацию о следствиях, а не о причинах, о деталях, а не о базе; об отдельных приемах, а не о принципах. Принципы, базовые основы, за которыми должен уследить литератор – те же самые, которые знает любой тренер или специалист по рукопашному бою, вне зависимости от специфики: вольная борьба, каратэ, бокс, муай-тай…
Итак, три кита, на которых строится поединок:
– Техника;
– Дистанция;
– Тайминг.
Начнем разговор не с техники – ее, родимую, наш брат писатель и видит в первую очередь, ее и описывает. Шагнул влево, взял за запястье, повернул по часовой стрелке… Поэтому начнем с тех моментов, о которых часто забывают, которые не учитывают. На истину в последней инстанции не претендуем, излагаем свои собственные соображения.
ДИСТАНЦИЯ
(расстояние между противниками, динамика его изменения)
– Сверхдальняя дистанция – непосредственное нанесение удара ногой или рукой невозможно. К противнику надо идти, бежать или сближаться, маневрируя. Расстояние не предполагает физического контакта – только психологический.
– Дальняя дистанция – для нанесения удара ногой необходимо сделать шаг к противнику. Без краткого сближения физический контакт невозможен.
– Средне-дальняя дистанция – удар ногой можно нанести с места, для удара рукой необходимо сделать шаг к противнику. Длинный, амплитудный удар позволяет войти в физический контакт, короткий удар – нет.
– Средняя дистанция – удар рукой можно нанести с места. Для захвата (имеется в виду реальный, рабочий, крепкий захват) надо сделать шаг или потянуться к противнику. Область постоянной возможности физического контакта.
– Ближняя дистанция – захват можно провести с места.
– Сверхближняя дистанция – противники находятся в обоюдном тесном захвате. Варианты: в стойке и партер. Область уже состоявшегося физического контакта.
Зависимость техники от дистанции:
Сверхдальняя дистанция:
– техника перемещений и маневра;
– поиск уязвимых мест, оценка боевых качеств противника;
– поединок характеров, попытка испугать врага;
– возможность бегства; поиск вариантов отступления;
– возможность выбора места для плотной схватки (солнце в глаза, рыхлая земля, камни, по колено в воде и т. д.).
– поиск оружия или подручных средств. Применение подручного метательного оружия.
Дальняя дистанция:
– выбор уязвимого места для нанесения удара ногой;
– техника шага (прямой, скрестный, подшагивание и пр.; с финтом или без) с последующим ударом ноги (прямым, боковым, круговым);
– умение избежать негативных последствий собственного «длинного удара» (нырок под вашу бьющую ногу, захват, выводящий из равновесия, и пр.);
– техника серийного продолжения атаки (последующий удар рукой, ногой, коленом, локтем; вход в захват с броском или болевым приемом).
Средне-дальняя дистанция:
– техника входа в атаку с ударом рукой;
– техника быстрых (без подготовки) ударов ногами;
– техника серийных атак руками и ногами;
– техника входа в захват сразу после удара.
Средняя дистанция:
– техника серийных ударов руками по разным уровням и зонам поражения;
– техника входа в захват сразу после удара;
– повышенная агрессивность.
Ближняя дистанция:
– техника захватов (выводящих из равновесия, болевых, ударных, травмирующих, в т. ч. захватов за рот, ноздри, пальцы);
– техника борьбы за захват;
– техника ударов локтями и коленями;
– техника подсечек и подножек.
Сверхближняя дистанция:
– техника смены захватов;
– удары локтями и коленями;
– броски (низкие, средние, высокие);
– подножки, подсечки, болевые и удушающие приемы;
– работа в партере, удержание противника в стойке и на полу.
Психология дистанции: объект нападения ясно чувствует разницу между ситуациями, когда тебя с расстояния обстреливают ногами, сблизившись, бьют сериями ударов рук, взяли в крепкий захват, завалили на пол и ломают или душат.
От дистанции в определенной степени зависит, работает боец серийно или одиночными ударами. У каждого, в зависимости от предпочтений, есть любимая дистанция. Борьба за дистанцию: борец рвется в ближний бой, боксер держится на средней, тхэквондист предпочитает дальнюю и средне-дальнюю.
Дистанция диктует нерв ситуации, плотность ведения боя, степень агрессивности.
Мастер умеет как сокращать дистанцию, так и разрывать ее, не прекращая боя.
Бой против нескольких человек – умение пользоваться дистанцией есть залог выживания. Прорвался к ближайшему, провел сильный удар, схватил «поплывшего» противника, закрылся им от другого нападающего, швырнул первого во второго – и кинулся бежать или, маневрируя, ударил издалека кого-то ногой, отпугнул, заставил отшатнуться и тут же кинулся к следующему…
К сожалению, если писатель не чувствует дистанции в описании боя, он создает технику, невозможную в описываемом случае. Скажем, после удара ногой, который
попал
в противника, не всегда удобно продолжать бить врага ногами дальше – дистанция сократилась, начали работать руки. Из захвата чаще бьют коленями, а не стопой в голову. На средней дистанции редко работают одиночными ударами – идут серии.
ТАЙМИНГ
(выбор оптимального времени для удара, защиты или иного действия)
Три варианта тайминга (противник атакует ударом):
– защита + контратака. Контратака происходит после завершения атаки противника.
– Защита и контратака одновременно с ударом противника.
– Удар на опережение.
Первый вариант: я останавливаю (отвожу) удар противника, после чего контратакую.
Второй вариант: мой удар попадает в противника одновременно с завершением его удара.
Третий вариант: я бью раньше, чем удар противника разовьется в полной мере.
Сочетания этих вариантов (или выбор одного из них) дают тактику боя. Тайминг – в большой степени форма проявления инициативы. Т. е. уступаю, следую или перехватываю. Быстрый, подвижный, но легкий боец бьет на опережение. Средневес ловит противника на его атаках, встречая одновременными контрударами. Тяжеловес или атакует сам, рассчитывая сходу завалить противника, даже если пропустит пару не слишком сильных ударов – или выжидает, защищается, принимает часть ударов на себя и потом уже, улучив момент, переходит в активную контратаку.
ТЕХНИКА
Защитные действия:
– Блоки (жесткая защита)
– Отводы, сбивы (мягкая защита)
– Нырки, уклоны, уходы (защита маневром)
– Захваты, рывки, толчки (защита выведением из равновесия)
Атакующие действия:
– Удары руками (кулак, ладонь, пальцы, запястье; особые положения)
– Удары ногами (стопа, пятка, подъем, ребро стопы, подушечка под пальцами)
– Удары локтями (прямой, боковой, восходящий, нисходящий и пр.)
– Удары коленями (прямой, боковой)
– Удары разными частями тела (предплечье, плечо, голова, ягодицы и др.)
– Подножки и подсечки
– Броски с разной амплитудой
– Болевые приемы (работа на суставы, щипки, болевые захваты и пр.)
– Удушающие приемы (в стойке и в партере).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
«Наши отношения с этими людьми – это состояние постоянной драки»
«Наши отношения с этими людьми – это состояние постоянной драки»
Фундаментальная дилемма, стоящая перед климатологами, заключается в том, что глобальное потепление представляет собой долгосрочную проблему, которая требует, однако, быстрого решения. Поскольку диоксид
Этика журналистского поведения. Уровень профессионализма измеряется усвоением ее норм. Священная заповедь — «не навреди!». Писать или не писать? — не так-то просто временами решить этот вопрос. Профессиональный долг — «посмотреть в глаза»
Этика журналистского поведения. Уровень профессионализма измеряется усвоением ее норм. Священная заповедь — «не навреди!». Писать или не писать? — не так-то просто временами решить этот вопрос. Профессиональный долг — «посмотреть в глаза»
— Что же определяет
ПОСЛЕ ДРАКИ
ПОСЛЕ ДРАКИ
В процессе работы над книгой, по мере изучения источников нами все сильнее овладевало бешенство. Понимаем, что состояние это не из приятных, но избавиться от него мы просто не могли, хотя и понимали, что гнев наш бесперспективен, из категории тех, что после
Неизбежность драки поросят у корыта
Неизбежность драки поросят у корыта
Вторая перспектива краха — это будущая междоусобица внутри путинства. Эти люди неминуемо вцепятся друг другу в глотки!Почему я в этом уверен? Они создают неустойчивую экономическую систему «либерально-нефтяного фашизма».
После драки
После драки
Оригинал этого материала, 07.10. 2008
Андрей ВасильевКак он сам писал в своих комментах: «Я не пользуюсь пидорскими журналистскими методами». Так вот, налицо пидорский метод.Чувак подгреб ко мне в «Маяке» со стаканом и стал втирать про интернет-культуру: дескать,
4. Тезис: «Фантастика издается и продается большими тиражами. Значит, это массовая литература, попса и ширпотреб».
4. Тезис: «Фантастика издается и продается большими тиражами. Значит, это массовая литература, попса и ширпотреб».
Суммарный тираж книг только на русском языке:– Л. Толстой: свыше 600 млн. экз.– А. Пушкин: свыше 500 млн. экз.– А. Н. Толстой и М. Горький – свыше 300 млн. экз.– М.
Дураками после драки не машут
Дураками после драки не машут
Я профукал момент, когда Борис Моисеев и Анастасия Волочкова, самое присутствие которых на белом свете заставляет меня смотреть на жизнь с апокалиптическим возмущением, заделались: один – «моральным авторитетом», вторая– «большой
Как писать?
Как писать?
Товарищи, у нас часто и много говорят о том, как рабкорам и военкорам писать, о слоге и пр. Это, конечно, важные вопросы, но есть вопрос основной, вопрос о том, что в газете нужно писать правду, по совести, и в этом смысле воспитывать наших военкоров. Мне приходилось
Глава 27. Авиация Почему самолеты летают и крыльями не машут?
Глава 27. Авиация
Почему самолеты летают и крыльями не машут?
По сравнению с 1900 годом, сейчас Земля намного меньше. Менее суток надо, чтобы ее обогнуть. На самолете.Воздушный транспорт изменил ритм жизни на Земле и лишь с его развитием появилось такое понятие, как глобализм.
Как об этом не писать!
Как об этом не писать!
Библиоман. Книжная дюжина Как об этом не писать!
Герберт Кемоклидзе. …Тысяча…: Роман. – Ярославль: Индиго, 2010. – 560 с.: ил. В Руговии как? «Всё пошло своим ходом, и вдруг у одного руговчанина по имени Повой стала лучше расти в огороде репа, если на
О чём писать?
О чём писать?
Литература О чём писать? ДИСКУССИЯ Литература на пороге синтеза производственного романа с деревенской прозой
Продолжаем дискуссию о роли русской литературы в жизни современного общества, начатую в № 36, 37, 38, 42–43 «ЛГ». О чём писать? Этот вопрос возникает
Как писать
Как писать
Как писать
Практическая стилистика русского языка
Прежде чем начать разговор о стилистике русского языка, остановимся на том, с чего вообще начинать. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с
Писать или пасти
Писать или пасти
Писать или пасти ОЧЕВИДЕЦ Когда-то много лет назад мне в руки попала не совсем обычная книга Михаила Зощенко. Изданная в конце 30-х годов, она свидетельствовала о том, что писатель понемногу отходит от своей легендарной манеры, потихоньку нащупывает новые
КАК ПИСАТЬ СТИХИ
КАК ПИСАТЬ СТИХИ
Маяковского есть такая статья. Кто читал? Наверное, все читали. Илья Ильинский! Читал? Интересно, многие ли из молодых сейчас ее читали?Но я не о Маяковском, а о другом человеке, который учил поэтов, как писать стихи, и весьма преуспел в этом. Поэты — Михалков
Невозможность не писать
Невозможность не писать
Мередит Маран. Зачем мы пишем: известные писатели о своей профессии. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с. – 2000 экз. Видимо, должны время от времени появляться книги, где писатели рассказывают, почему они пишут и что помогает им на этом пути. В
Весёлые Школьные Частушки
Большая подборка прикольных частушек и четверостиший для школьных мероприятий и праздников.
Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!
***
Я в тетрадь слова писала,
Ударением проверяла.
Ударяла, ударяла
Так, что парту разломала!
***
Мы закончили учиться,
Класс учебники сдавал,
Мой учебник самый чистый —
Я его не открывал.
***
— У тебя одни же двойки,
Ты собрался их солить?!
— В книгу Гиннесса хочу я,
Нужно мне рекорд побить!
***
С неба звездочка упала
И разбилась на куски,
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
***
Когда закончился урок,
Спешите, дети, в пищеблок.
Бублики школьные —
Самые прикольные!
***
Витя наш стихи не любит,
Витя стих не доучил,
И за то сегодня в школе
Пол четверки получил.
***
В школу радостно идет
Первоклассник радостный!
Он завоет через год
От учебы тягостной!
***
Я теперь к доске иду —
Не боюсь ни грамма!
Отвечаю свой урок
Я… под фонограмму.
***
Я как нужно разбежался,
Долго длился мой прыжок,
На уроке физкультуры
Перепрыгнул я песок!
***
Жду каникул очень-очень,
Уж учиться нету мочи!
Поскорей бы детвора
Выспалась уже с утра!
***
Я диктанты обожаю!
Но не знаю, почему
Разрисована тетрадка
У меня под хохлому.
Вот таблица умноженья —
Странное изобретенье.
На один один я знаю,
Остальное — забываю.
***
Если ты моя подружка,
Из несчастья вызволи:
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали.
***
Математика для нас –
Сущее мучение,
И подобно пыткам нашим
Корня нахождение.
***
На уроке гул идет,
Будто едет вездеход.
Это Николай с Камчатки
С Димой диспуты ведет.
***
Наш Илья — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает — ну, хоть плачь!
***
Мне учиться «по приколу»,
Надо только не зевать .
Записать домой заданье
И с решебника списать.
***
— «Я бегу» и «он бежит»,
Что за время, Гена?
Генка думал наш недолго:
— Это — перемена!
***
Мы на логику задачу
Всей семьей решали.
Только правильный ответ
Так и не узнали.
***
У доски я всё сбиваюсь,
Не могу ответ найти.
Может, мне из класса выйти
И по новой в класс войти?!
***
Школа наша лучше всех,
Ждёт её большой успех!
Мы на пять ЕГЭ сдадим,
Всех в районе победим!
***
У родителей забота
Детей в школу собирать:
На ремонт собраться нужно
И на форму деньги сдать!
***
Маша спрятала в кладовку
От родителей тетрадь.
Дружно мыши возмутились:
— Снова двойки нам жевать!
***
Мы с английским языком
Боремся с большим трудом,
Знаем только мы “Good bye!”
Ну а лучше уж прощай.
Я устал , и ни к чему
Нет совсем влечения,
Умотает меня скоро
Это обучение.
***
Наш Сергей с большим успехом
В лыжном кроссе выступал:
Полпути на лыжах ехал
Полпути в снегу лежал.
***
Дворник в мусор выкинул
Жёлтых листьев ворох.
Кончились каникулы,
Доживём до новых!
***
Шестью-шесть не сосчитал
Пятиклассник Вася.
Говорит, учил давно,
Где-то в первом классе.
***
Если Пушкина позвать
В наш литературный класс,
Он не стал бы долго ждать –
Застрелился в тот же час.
***
А на информатике
Мозг наш зависает,
Потому что памяти
Мозгу не хватает.
***
Навели красу и глянец:
Бант, причёска, новый ранец!
Книжки? Их не стоит брать!
Вредно детям груз таскать!
***
Папа мне решил задачу,
Сдал тетрадку я и плачу –
Говорит учитель, взял
Папа чей-то интеграл.
***
Написала Нина дома,
Что в лесу живёт корова.
Ещё Нина, напиши:
В огороде – камыши.
***
На уроке тишина,
Лишь Максим кричит всегда:
«Подождите, не спешите!
Я еще не дописал!
Где читать, мне подскажите!
Я опять от вас отстал!»
***
Наизусть, спросите маму,
Знаю все слова рекламы.
А таблицу, как же так,
Не запомню я никак!
***
Географию мы любим,
Строго изучаем,
Куда в отпуск полететь
Долго выбираем.
В 5 классе появилась
География у нас.
Мы как глобус увидали,
То сломали в тот же час.
***
Много нового узнал
В школе от учителя!
«Слишком грамотный ты стал!»
— Говорят родители!
***
Наша Оленька — силачка,
По плечу ей тяжкий груз:
Сто кило на ней цепочек,
Пряжек, шпилек, разных бус
***
Лёнечка ходил в спортзал.
Лёня мускулы качал.
Лёня, крепок и здоров,
Лупит гирей комаров.
***
Тащу рюкзак я за спиной,
И так проходит день деньской!
Учение – свет, но режет глаз,
Когда с утра приходишь в класс!
***
Горе горькое у Тани,
Всем Танюшу жалко –
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка.
***
Я иду с большим букетом,
В ранце ручка и тетрадь.
Если правда праздник это,
Что трагедией считать?!
***
Дала списать я на контрольной
Все задачи Колечке,
А теперь у нас в тетрадках,
У обоих двоечки!
***
Вася, ты вдруг почему
В «парашют» влепил два Ю?
— Арифметика проста –
Если пара, значит, два!
***
Я портфель свой берегу.
Он мне пригодится.
Хорошо зимой на нем
С горочки скатиться!
***
Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
На уроке булку ела,
Думаешь, не видно?
Подружка моя,
Я ее не ела:
Раз пятнадцать откусила,
Больше не хотела!
***
Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
Ты с мальчишками дерешься,
Думаешь, не видно?
Подружка моя,
Я и не деруся.
Двум по шее надавала,
Третьего боюся!
***
Я иду с большим букетом,
В ранце ручка и тетрадь.
Хорошо забыл за лето,
Как за знания страдать.
***
Ох, устала я, устала —
Корни целый день копала.
Не в лесу и не на грядке,
А в словах в своей тетрадке!
***
Если каждое словечко
Станет виноградиной,
Наедимся мы, конечно,
Болтовнёю Надиной.
***
Катя в школу так летела,
Форму в школу не надела.
Весь урок считал у Кати
Я горошки на халате.
***
Идти в школу не хочу,
Лучше запишусь к врачу!
Буду весело болеть
Из окна на класс смотреть!
Позвоню по телефону,
Расскажу, как клёво дома!
Пусть завидуют друзья,
Как хитрить умею я!
***
Знают все ребята в мире,
Дважды два — всегда четыре!
А кто с этим не согласен,
Тот для общества опасен!
***
Я люблю играть в футбол,
Забиваю классно гол!
Забивает математик
Мне в дневник отличный кол!
***
За пятерками я в школу
Отправлялся в 1-й класс!
Но узнал – лучше столовой
Помещений нет у нас!
***
На плечах твоих не репа,
Это, братец, голова!
И поэтому нелепо
Получать оценку «ДВА»!
Стоит только поднажать —
И в дневник получишь «ПЯТЬ»!
***
К сентябрю, к сентябрю
Я цветы друзьям дарю.
Раз букет, два букет —
Есть подарки, клумбы — нет!
***
Говорит на русском Юра:
«У меня температура,
Я не расскажу стишок,
Память что-то впала в шок».
***
Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
На уроке ты вертелась,
Думаешь, не видно!
Подружка моя,
Я и не вертелась.
Раз двенадцать оглянулась,
Больше не хотелось.
***
Думаете, учат в школе
Вычитать и умножать?
Учат в школе, учат в школе
Интегралы вычислять!
Думаете, учат в школе
По слогам читать слова?
Зададут вам сочинений –
И опухнет голова!
***
Двойку я принес домой,
Спрятать не выходит.
Мама в «Город сетевой»
Вечером заходит…
***
Есть кружок по баскетболу,
И каких кружков тут нет!
Я люблю родную школу,
А особенно буфет.
***
Утомился наш дружок,
От урока просто взмок.
Почему он так устал? —
Весь урок звонок он ждал.
***
На уроке рисования
Приложил я все старания:
Так коня нарисовал,
Что класс в обморок упал.
Физика в 9 классе —
Это просто мозга взрыв.
Начинаю я дымиться,
Лишь тетрадочку открыв!
***
Я с соседкою по парте
Дружбу крепкую вожу.
И за все ее подсказки,
Ей конфеты приношу!
**
Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
***
Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!
***
Приглянулся мне Антон —
Он высокий, стройный,
Жаль, со мною дружит он
Только на контрольной.
***
Ой, спасите! Ой, спасите!
Тонет, тонет Плюшкин Витя.
Вот последний раз вздохнул …
Снова в двойках потонул.
***
Буду грамотным занудой
После этой школы!
А без школы был бы я
Дураком весёлым!
***
Мы с веселыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывем по морю Знаний
К неизведанной земле.
***
Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
Маме ты не помогаешь,
Думаешь, не видно!
Подружка моя,
Я ей помогаю.
Мама коврик пылесосит,
А я не мешаю.
Мы пропели песню вам
Очень уж смешную,
Чтоб никто из вас не знал
Девочку такую.
***
Снова в школу мы идем,
Маму мы не подведем.
Чтоб ей бедной не краснеть,
На собрании не реветь.
***
Миша разобраться хочет:
Оля лучше или Света?
У одной понятней почерк,
У другой вкусней конфеты.
***
У родителей колечко
Просит Юлечка: «С сердечком!»
Папа ей: «Иди в спортзал,
Там я сразу два видал!»
***
Вырасту и стану
Я изобретателем!
Мне для этого к учёбе
Нужно быть внимательным!
***
Ранец — чудо! Только вот,
Милые подружки,
Не влезают в ранец тот
Все мои игрушки!
***
Снова двойку получил,
Дневник красками залил.
Чтобы папа не узнал
И компьютер не забрал.
***
Папа скажет мне решенье,
Мама пишет сочинение.
Завтра в школе я пятерку,
Получу лишь за сноровку.
***
Я на перемене в школе,
Как ракета на просторе,
С диким воплем я несусь,
И запнуться не боюсь.
***
Горько плачет наша Таня —
Получила три случайно.
Тише, Таня, нос утри,
Не беда, что двоек три.
***
Научился я читать,
Прибавлять и вычитать.
Скоро буду бизнесменом,
Стану что-то продавать.
Для других учеба – свет,
Для меня – темнее нет!
Я каникул очень жду…
Тогда в школу не пойду!
***
Физкультурник очень строгий,
Тренирует наши ноги.
Я присел и встать не смог –
Хорошо, что друг помог.
***
Вот предмет литература,
Чтобы смысл её понять,
Нужно нам в библиотеке
Каждый день по книге брать!
***
Подарили как-то Вовке
В день рождения кроссовки.
Хороши! Он, на беду,
Со шнурками не в ладу.
***
Я к уроку не готов
И сижу тихонечко,
В голове полно мозгов,
А в тетради двоечка.
***
Мы в школе под контролем
С восьми и до пяти,
Следят за нами камеры,
Пораньше не уйти.
***
Учим дружно теоремы,
Очень уж стараемся.
Ведь на следующей неделе,
Тесты начинаются.
***
Ну а музыка для нас
Не предмет, а просто класс!
Открывай пошире рот,
А сосед за вас поет.
***
На уроках музыки
Изучаем гаммы.
Стали взрослыми совсем
И поем без мамы.
***
Дважды два равно четыре,
Три плюс два, конечно, пять.
Любит Ваня-восьмиклассник
Математику решать!
***
Костю вызвали к доске.
Он не долго был в тоске.
Написать пример хотел,
Но случайно скушал мел.
***
Как бы нам не перепутать,
Где же Волга, где же Нил.
Перепутаешь немножко,
Может слопать крокодил.
***
Первой ученицей в классе
Я мечтаю стать скорей!
Только бы себя не сглазить,
Но пока что все окей!
***
— Ты за сколько, Вова, можешь
Стометровку пробежать?
— Для своих уж постараюсь
Я рублей за сорок пять.
***
Мы девчушки-хохотушки,
Мы веселые всегда:
Вам споем сейчас частушки,
Да про школьные дела.
***
Наша курочка рябая
Пишет лапой на песке.
Наша Оля точно также
Пишет ручкой на листке.
***
На горе стоит осина,
Под горою вишня.
Дробь на дробь делила Нина —
Ничего не вышло!
***
На труде учились шить,
Только зря старались.
Тряпка вышла, а не фартук,
Как мы ни пытались.
***
У Сережи нету слуха,
Наступил медведь на ухо.
Говорит: «Потише пой –
Хор не слышно за тобой!»
***
Я частушки сочиняю,
Сочинять мне их не лень.
Если б в школу не ходила,
Сочиняла б целый день.
***
Алфавит от «А» до «Я»
Выучил до школы я:
В школу собирался —
Вот и постарался!
***
«Блендамед» и даже жвачки
Укрепляют зубы нам,
Почему ж тогда задачки
Кой-кому «не по зубам»?
***
Ваня учит теоремы,
Очень он старается.
Вот уже как две недели
Папа не ругается.
***
Ноги длинные, большие,
Тренируюсь в беге я.
Почему ж тогда хромает
Успеваемость моя?
***
Первоклассники ребята —
Самые везучие:
Нет домашнего задания —
Этого дремучего.
***
Хорошо быть птичкою,
Плавать рыбкой вольною,
Мотыльком порхать над травкой –
Не писать контрольную!
***
Всех быстрей Андрей бежит
И съезжает с горки,
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке!
***
На уроке у меня,
Разболелась голова.
Лягу спать я, подремлю,
Я тихоня — не шумлю!
**
Учимся в английской школе.
Детства жалко нам до боли!
От зари и до зари
Все листаем словари.
***
Где находится Бомбей?
Отвечайте же скорей!
Это точно знают все,
Это где-то на Луне!
***
С математикой дружу,
Что угодно вам решу,
Только правда, если честно,
Калькулятором грешу…
***
В дневнике – задания на дом.
И стоят «пятерки» рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
***
Я сложил, умножил, вычел,
Написать хотел ответ,
Что за странный юмор вышел,
В килограмме — пять конфет…
***
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожалению, на двоих.
***
Я английский уважаю,
Каждый день его зубрю,
А зачем, не понимаю,
Я Вам честно говорю.
***
Наша школа лучше всех,
И в столовой кормят всех,
И спортзал у нас здесь есть,
И ребят у нас не счесть.
***
Дважды два равно четыре,
Три плюс два, конечно, пять.
Любит Ваня-восьмиклассник
Математику решать!
***
Мы частушки вам пропели
Все они прикольные.
От души шутить хотели
Про науки школьные.
***
Наш биолог очень умный
Дарвин рядом не стоял
Он скрестил бобра и тыкву
Тыквобобр убежал.
1 2
Частушки на день Учителя
Смешные песни переделки про Школу
Тексты песен переделок на выпускной в начальной школе
Анекдоты про Школу
Прикольные картинки про Школу
Из записей в школьных дневниках
Смешные реплики учителей на уроках
Карикатуры по Школу
Картотека дидактических игр по развитию
речи первая младшая группа
Воспитатель: 1категории Кожина
Светлана Николаевна. Г. Славянск на- Кубани.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно
различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое
внимание.
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами
пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит
солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам
будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в
бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда
бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит
игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Идите с нами играть
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка
умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки:
мишку, зайку, лису.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии
2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно
сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать
надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку,
лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети,
когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, кто кричит
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать
слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить
озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову,
собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по
одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит
детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный
взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая
одному из животных, а дети угадывают, кто это
Методические указания. Игру можно повторять
5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами
всех детей.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Сказка «Поспешили — насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую
активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей
умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно
которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать
вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому.
Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка.
Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла.
Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял.
Гогочет: «Го-го-го — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му —
мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал:
«Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали
бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите,
пожалуйста!»
Методические указания. Следует сопровождать
рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания
нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного
ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5
бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и
прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между
двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят на стульях. Взрослый говорит:
«Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их
много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите,
полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает
детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют
несколько раз, каждый раз — с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети
стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном
выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед.
Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае
у него может закружиться голова
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление
звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит
звоночек.
Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает
водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает
глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает
позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда
доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий
открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если
водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз.
Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление
звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить
надо не очень громко.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра « Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание
умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый
приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными
принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а
также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со
спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам
надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля
и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог
вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети
говорили тихо, но не шепотом
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения
делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного
направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из
тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:
На двух столах ставят птичек (у самого края
стола) нарасстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей,
каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на
фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не
надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно
лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть
на птичку несколько раз подряд нельзя.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель. Учить детей определять предмет на слух
по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает
музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.
Краткое описание:
Взрослый знакомит детей с музыкальными
игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки
за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он
играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на
нем.
Методические указания. Следить, чтобы дети
сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех
различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить
то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает
парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький
барабаны, большую и маленькую дудочки
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда
едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал
большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А
маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети
тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте
внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь,
большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от
количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или
2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили
на шепот
РАЗВИТИЕ
ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения
детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а
также речевого слуха.
Кур стерегу
Кудах-тах-
Ам-ам!
Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-у!
Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение
надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, что делают
Цель. Учить детей определять действие по
звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает
следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание:
Педагог показывает детям приготовленные
предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком
по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети
смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти
действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания. Если дети затрудняются
определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они
легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять
предметы, близкие по звучанию.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИ
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения
длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук
п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с
началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз
с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на
маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на
кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике
из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы
кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для
произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не
надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый
ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик
к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при
произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на
одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА.
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом
и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает
для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички,
птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая
свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче
вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит
звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и
пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит?
(«Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала:
«пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка
пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то
у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким»
голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят
образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и
мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким
голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в
гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу,
потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу»
Затем педагог достает котенка, птицу,
птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не
кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них
пределах.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих
действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое
внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2
флажка на каждого ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2
флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут
ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо
следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений;
чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы
дети могли легко выполнять движения
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Рассказ «Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность,
побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение
звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа. Подобрать следующие
игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать
вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в
нем даны.
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
— Теперь ты, петушок, пой!
— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
— Ты спой, Мурка!
— Мяу, мяу, — спела кошка.
— Твоя очередь, уточка!
— Кря-кря-кря, — затянула утка.
— И ты. Мишка!
— Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.
— Ты, лягушка, спой!
— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.
— А ты, кукла, что споешь?
— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические указания. Педагогу следует
сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания
произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по
рассказу.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Птицеферма»
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей
на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие
игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Взрослый показывает детям игрушки и
воспроизводит 3 — 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит:
«Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречунам… (показывает курицу)
курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он
поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает
оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все
участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить,
чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря)
дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания,
другие – 3 — 4.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно
темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа. Педагог готовит 2
картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание
Педагог показывает детям картинку с цаплей и
говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как
зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой
нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас
зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем
педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли,
то прыгают как воробьи.
Методические указания. Менять темп звучания
бубна надо не более 4 — 5 раз
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации
пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог
подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку,
цветы. На другой — сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог
говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует
легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо,
вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали
много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер
(показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно
произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и
как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не
произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.
Методические указания. Педагог следит, чтобы
дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать
словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие
остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с
которыми легко производить различные действия.
Краткое описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога.
(Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый
говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду.
Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я
вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно
выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие
в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого,
третий — второго, первый — третьего.
Методические указания. Педагогу надо следить,
чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие
и простые.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения направлять воздушную
струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает
стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром
горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.
Краткое описание:
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог
говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую.
(Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди
обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Методические указания. Чтобы погудеть в
пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка.
Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти
посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно
из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не
закружилась голова
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Игра «Кот и мыши»
Цель. Учить детей говорить стихотворный текст
тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с
изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.
Краткое описание:
Дети ходят по кругу, в центре которого присел
на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и
бежит за детьми. Пойманные становятся котами
Методические указания. Следить, чтобы дети не
усиливали голос, но и не говорили шепотом
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Упражнение «Гудок»
Цель. Учить детей менять силу голоса от
громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.
Подготовительная работа. Подготовить картинку
с изображением паровоза.
Краткое описание
Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю
и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно
опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук
у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив
руки, замолкают.
Методические указания. Сначала упражнение
показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок
вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре
принимает участие вся группа.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Подбери по цвету»
Цель. Учить детей слитно произносить фразу из
двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Подобрать предметные
картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной
грани
Краткое описание:
Детям раздают картинки, на которых нарисованы
предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки
такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои
картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в
этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки
в кубики.
Методические указания. Следить, чтобы дети
говорили слова слитно, на одном выдохе.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игра «Угадай, близко или далеко поезд»
Цель. Учить детей правильно определять силу
голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.
Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки,
на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй
— удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция,
вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.
Краткое описание:
Педагог ставит на доску 3 картинки с
изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит — ууу.
Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким
голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий
гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда
поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание
тихим голосом.)
Далее педагог произносит звук ус разной силой
голоса, а дети указывают соответствующую картинку.
Методические указания. Если дети будут
отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал
голосом разной силы).
Правильный вариант написания слова: провожаешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова провожаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: провожать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Похожие слова
скажешь, провоцируешь, ремонтируешь