Проверочная работа по сказке царь салтан пушкин 3 класс

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Сказка о царе Салтане

А.С. Пушкин

Литературное чтение 3 класс

Maria Muzja

Ответы (10):

Share

14

Если вспомнить сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане», то в начале идет речь о том, как царь подслушал разговор трёх сестер. Одна говорила, что будь она царица, то устроила бы грандиозный пир. Вторая — что наткала бы для всех полотна. А третья обещала родить царю сына богатыря. Царю понравились слова третьей сестрицы и он сделал ее женой, с условием что она родит ему наследника. Ну а других сестер назначил теми, кем они хотели быть — одну поварихой, а другую ткачихой. Им назначение не понравилось и они решили напакостить. Когда царь уехал на войну и царица родила сына, они подменили ее письмо с добрыми новостями, на письмо следующего содержания:

6fa266d7d48c891f7e91856438e9266e

Царь был разгневан подобными новостями, но тем не менее написал ждать его возвращенья и только тогда он вынесет решение. Но завистливые сестрицы подменили письмо царя на указ бросить царицу и ее дитя в бочку и кинуть в море. Бояре делать этого не хотели, видимо царица была приятным и добрым человеком, но не могли пойти против указа царя и выполнили требование. С тех пор как царь вернулся его мучали сомнение в правильности произошедшего. Он хотел разобраться во всем сам, но его этого лишили, поэтому он был грустен от этого камня сомнений.

Share

7

Это сказка в стихах, давайте смотреть, почему печалился царь Салтан.

Он (Царь Салтан) печалился в этой сказке, потому что скучал по сыну и жене-царице, а сына он еще и не видел.

Ни золото, ни венец, ни престол не заменят Царю Салтану его родных и потерянных, и любимых им людей.

Вот такой ответ.

Share

4

Царь Салтан долгое время прожил без своей царицы и сына, он даже и не знал. живы они или нет.

А все так получилось из-за банальной женской зависти, женщины способны на многое, лишь бы кому-то напакостить.

Печалился Салтан как раз из-за того, что скучал по супруге и по своему ребенку.

Но какова его радость была после того, как они встретились.

Share

3

Царю Салтану действительно было грустно. Он уехал от любимой молодой жены, да ещё ему и весть прислали обманную, что у него какая-то «неведомая зверушка» родилась. Конечно он очень хотел увидеть Царевну и своего наследника, он внутренне чувствовал подвох и обман. Трудно ему было долгое время находиться в разлуке с родными и близкими людьми. Царь не знал долго, что его жена и сын в бочке плыли по морю, еле выжили. Неизвестно ему было и их местонахождение после. Он грустил, печалился, многое думал, но все же справедливость восторжествовала, правда ему открылась и он встретился с женой и своим красавцем отпрыском, который был статный юноша, и вовсе не «неведомая зверушка», как его ему в письме описали злопыхатели.

Share

2

Печалился, это значит испытывал печаль, грустит.

Другими словами, нам надо назвать причину, по которой царь Салтан грустил. Ответ такой, он грустил по своим родным и близким людям, по своей жене с сыну. Он ничего не знает о их судьбе.

Он понимает, что его обманули, сказав, что родилась неведомая зверушка, что даже в гневе он не мог написать такое, чтобы жену и сына бросили в воду. Он думает, есть ли шанс у них выжить. Эти думы одолевают царя, он печален сидит, постоянно думает о случившемся.

В произведении Пушкин нам пишет это такими словами: С грустной думой на лице.

Получается, что на лице его грусть, он задумался о своих родных.

Share

2

Печали царя Салтана в сказке Пушкина связаны с разлукой с близкими ему людьми — женой и сыном. Пусть, он и не ведал, кого родила ему Царица, ведь в послании было написано про «неведому зверушку», но он все равно хотел увидеть своего отпрыска. Недоброжелатели же отправили его семью в море, запертыми в дубовой бочке. И царь долго не знал, где именно они находятся. Вот в этом и заключается причина его тоски-печали.

Share

2

Царь Салтан грустил из-за разлуки со свой Царевной. Царь не знал, кого именно родила Царица, именно поэтому его терзали сомнения. Он страдал и печалился из-за неизвестности, скучал по своей жене.

789f019263ac4213ee306927502d0771

Царя мучали сомнения по поводу того, что Царица родила «неведому зверюшку», а неизвестность хуже всего.

Share

Как мы помним сюжет сказки:»Третья молвила девица», то есть пообещала родить царю Салтану богатыря.

Когда же Царь уехал на войну, туда ему прислали коварную весть, что царица родила » неведому зверушку». Вернувшись домой, Салтан не обнаружил ни царицу, ни » зверушку», хотя хотел сам разобраться, была опять подмена письма.

Царь любил свою молодую жену, и это его печалило, он тосковал в разлуке. Все что произошло, он, хоть и Царь, не мог исправить, и не мог с этим смириться, потому и печалился.

Share

Насколько я помню, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, действительно, царь Салтан был в печали.

А грустила он, насколько я понимаю, из-за разлуки со своей любимой царицей и сыном.

Горечь и разлуку царя Салтана в этой сказке очень точно предал поэт такими строками:

789f019263ac4213ee306927502d0771

Share

Царь Салтан в сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» печалился из-за неведения. Он совершенно не имел понятия, где находятся родные ему люди — сын и жена. Горечь отравляла Салтану душу и он никак не мог с этим смириться.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание сказки в стихах А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В сказке рассказывается о женитьбе царе Салтана и судьбе его сына князя Гвидона, который из-за козней своих тёток попал на необитаемый остров, но благодаря волшебству царевны Лебедь стал могущественным владыкой.

Главные герои

Царь Салтан – добрый и справедливый правитель государства, в котором происходят описываемые в сказке события.

Царица – законная супруга царя Салтана, в прошлом – простая девица.

Князь Гвидон – главный герой сказки. Сын царя Салтана, единственный наследник.

Царевна-лебедь – прекрасная волшебница, исполняющая желания Гвидона в благодарность за свое спасение.

Краткое содержание

Как-то вечером три девицы пряли пряжу возле окна и беседовали. Одна говорила, что приготовила бы пир на весь мир, если бы стала царицей. Другая говорила, что наткала бы полотна на весь мир, если бы была царицей. А третья пообещала родить богатыря для царя, если станет царицей.

 После этих слов в их светлицу вошёл царь. Оказывается, он стоял за забором во время их разговора и все слышал. Ему понравились слова третьей девицей, поэтому он решил жениться на ней, а ее сестер забрать с собой и сделать одну дворцовой поварихой, а второй ткачихой.

В этот же день царь обвенчался с молодой девицей. Пока все гости веселились, сестры новоиспеченной царицы  плакали от злости и зависти. В эту же ночь царица забеременела. И вскоре после этого царь отправился на войну.

Время незаметно пролетело, и у царя родился сын богатырь. Царица сразу же отправила к мужу гонца, но ее сестры вместе с сватьей бабой Бабарихой решили помешать этому. Они заменили гонца на своего, и отправили царю известие о том, что у него родилась «неведома зверушка». Царь разгневался, но приказал ждать своего возвращения. Однако завистливые сёстры царицы подменили письмо. Они написали, будто царь приказывает бросить царицу с ребенком в морскую бездну. Бояре были огорчены известием, но не рискнули ослушаться своего царя, поэтому посадили царицу с сыном в бочку и кинули ее в море.

Сын царя рос не по дням, а по часам. Вскоре бочку, в которой он находился с матерью, выбросило  на сушу. Он выбил дно у бочки, и выбрался наружу. Они оказались на острове. Сын сразу же сделал себе лук и пошел охотиться. Подойдя к морю, он увидел, как на лебедя нападает коршун. Юноша пронзил коршуна стрелой, и тем самым спас лебедя. Лебедь заговорила человеческим голосом и пообещала отблагодарить своего спасителя. Она рассказала, что на самом деле не птица, а девушка, а коршун – это злой чародей.

Спать легли сын и мать голодными, а проснувшись утром, увидели перед собой большой город. Они ещё больше удивились, когда вошли в ворота и народ сразу же принялся их величать. Чуть позже царевича объявили правителем здешних краев. Он назвался князем Гвидоном.

В это время мимо острова проплывал корабль, и все присутствующие на его борту очень удивились, увидев новый город там, где недавно ещё ничего не было. Заметив корабль, князь Гвидон позвал в гости купцов, плывущих на нем. Он расспросил их, чем они занимаются и куда плывут. Выяснилось, что купцы объехали весь свет, а теперь направляются во владения царя Салтана. После того как князь Гвидон провел их, ему стало очень тоскливо. Он очень хотел увидеть своего отца. Об этом узнала белая лебедь и исполнила желание. Она превратила Гвидона в комара, который без труда пробрался на отплывающий корабль.

Вскоре Гвидон увидел своего отца. Купцы рассказали царю Салтану о чудном городе, который появился из ниоткуда. Царь захотел посмотреть на это чудо, но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха не захотели его пускать. Они хитростью стали отговаривать царя, а повариха рассказала о белке, которая грызет орешки с золотой скорлупой. Гвидон разозлился, и укусил повариху в правый глаз.

Вернувшись домой, князь Гвидон снова загрустил. На этот раз он попросил у лебеди волшебную белку. Князь построил для нее хрустальный дом и стал пополнять казну изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Через некоторое время купцы снова пожаловали в гости к Гвидону. Немного погостив, они отправились домой. Там купцы рассказали царю Салтану о белке, которую увидели во дворце князя Гвидона. Царь снова захотел поехать, но ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха снова отговорили его. Ткачиха рассказала о том, что в мире существует другое чудо. Это чудо – тридцать три богатыря, выходящие из морских недр. Гвидон опять рассердился и ужалил ткачиху в левый глаз.

Вернувшись домой, князь Гвидон рассказал лебеди о богатырях. Оказалось, что это ее родные братья. Лебедь попросила их охранять город князя, поэтому каждый день они стали выходить из морских недр и дозором обходить остров.

Вскоре к Гвидону снова заехали купцы, и он с ними вернулся к царю Салтану, но в этот раз в образе шмеля. Купцы рассказали о новом чуде, которое увидели на острове князя Гвидона. Но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха снова решили убедить царя никуда не ехать, поэтому стали говорить, что это вовсе не чудо. Настоящее чудо – заморская принцесса невиданной красоты с месяцем под косой и звездой во лбу. Об этом рассказала Бабариха. Князь Гвидон  ее глаза, поэтому укусил за нос.

Вернувшись домой, князь Гвидон рассказал лебеди о новом чуде, и сказал, что хочет жениться на прекрасной царевне. Оказалось, что лебедь и есть эта царевна. Она согласилась выйти замуж за князя, и вскоре они обвенчались.

Когда купцы опять приехали к князю Гвидону, он попросил их передать царю Салтану, что он обещал приехать в гости. Но в этот раз с ними не поехал во дворец к своему отцу, а остался дома со своей женой.

Услыхав про все чудеса на острове, царь Салтан тут же приказал снарядить флот. На этот раз уловки поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи не подействовали.

Князь Гвидон встретил царя Салтана у берега и повел его во дворец. Царь Салтан своими глазами увидел богатырей, волшебную белку, а затем увидел прекрасную царевну, которая вышла к нему навстречу вместе со своей свекровью. Царь сразу же узнал свою любимую царицу. Он очень обрадовался встрече и даже расплакался от счастья. Поварихе, ткачиха и сватье бабе Бабариха пришлось признаться во всем, но от радости такой их не наказали, а отпустили домой.


Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

В. -1. _____________________________

    1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.

        А) «Горные вершины»    Б)  « Прыжок»     В) « Зимнее утро»              

                                    Г) «Мартышка и Очки»  

        2. К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого  

                 «Лев и собачка»?

А) сказка       Б) басня        В) рассказ     Г) быль

3. Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане ….»?

А) И. А. Крылов       Б) Л. Н. Толстой          В) А. С. Пушкин                                

                                  Г)  М. Ю. Лермонтов

        4. Кого из героев не было в произведении  «Сказка о царе Салтане ….»?

         А) ткачиха     Б) князь  Гвидон    В) кот учёный   Г)  повариха  

5.  Укажи стихотворение  М. Ю. Лермонтова.

        А) «Утёс»     Б) «Зимний вечер»   В) « Зимнее утро»  

                         Г) «Уж небо осенью дышало …»

 6. В каком произведении говорится о дружбе животных?

          А)  «Акула»      Б) « Прыжок»     В) « Лев и собачка»        

                                Г) « Ворона и Лисица»

        7. Как называется явление, о котором написал Л.Н. Толстой?

          А)  смена времён года        В)  вращение Земли вокруг Солнца

       Б)  круговорот воды в природе     Г)  вращение Земли вокруг своей оси

  8. Узнай произведение по ключевым словам:  Капитан, мальчики, пушка, корабль.

Запиши его название «_____________________»     Автор _______________________

9. Вставь название жанра произведения (сказка,  басня, быль)

___________ — это иносказательный нравоучительный комический рассказ в прозе или стихах, в котором действуют животные и вещи, а подразумеваются люди.

10.Запиши фамилию.

Иван Андреевич __________________, Михаил Юрьевич ______________________,

Александр Сергеевич  ____________________,   Лев Николаевич  ___________________

        11. Укажи басню, к которой  подходит пословица:    Других не суди, на себя погляди.

         А) «Ворона и Лисица»              В) «Стрекоза и Муравей»

 Б) «Мартышка и Очки»          Г) «Зеркало и Обезьяна»

        12. Найди лишнее произведение:

        А)  «Акула»      Б) « Прыжок»     В) « Лев и собачка»         Г) « Сивка- Бурка»

13. Какое из приведенных произведений можно назвать научно-познавательным?

А) «Куда девается вода из моря?»        В) «Горные вершины»

Б) «На севере диком…»                          Г) «В тот год осенняя погода…»

14. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?

А) А.С. Пушкин         Б) Л.Н. Толстой     В) М.Ю. Лермонтов              Г) И.А. Крылов

15. О ком из писателей приведенные строки?

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

А) Л. Н. Толстой        Б) А. С. Пушкин       В) М.Ю. Лермонтов              Г) И.А. Крылов

16. Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.

А)А.С. Пушкин           Б) И.А. Крылов          В) Л.Н. Толстой       Г) М.Ю. Лермонтов

В. -2. _____________________________

    1. Запиши фамилию.

     Иван Андреевич __________________, Михаил Юрьевич ______________________,

       Александр Сергеевич  ____________________,   Лев Николаевич  _____________

      2. Укажи произведение А.С. Пушкина

        А) «Горные вершины»    Б)  « Прыжок»     В) « Зимнее утро»      

                               Г) «Мартышка и Очки»  

        3. К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого  

                    «Акула»?

    А) сказка       Б) басня        В) рассказ     Г) быль

4. Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане ….»?

А) И. А. Крылов       Б) Л. Н. Толстой          В) А. С. Пушкин          Г)  М. Ю. Лермонтов

        5. Кого из героев не было в произведении  «Сказка о царе

             Салтане ….»?

         А) князь  Гвидон          Б) швея     В) белка       Г)  повариха  

6.  Укажи стихотворение  М. Ю. Лермонтова.

        А) «Горные вершины»   Б) «Зимнее утро»  В) « Зимний вечер»  

          Г)«Ласточки пропали …»

 7. В каком произведении говорится о дружбе животных?

          А)  « Лев и собачка»     Б) « Котенок»       В) «Акула»      

          Г) « Ворона и Лисица»

        8. Как называется явление, о котором написал Л.Н.

         Толстой?

          А)  смена времён года      В)  вращение Земли вокруг Солнца

          Б)  круговорот воды в природе         Г)  вращение Земли вокруг своей оси

  9. Узнай произведение по ключевым словам:   корабль, шляпа, ружьё,обезьяна

Запиши его название «_____________________»     Автор _______________________

10. Найдите определение басни.

А) большой юмористический рассказ

Б) маленький рассказ

В) сатирическое стихотворение

Г) произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей

        11. Укажи басню, к которой  подходит пословица:    Других  

          не суди, на себя погляди.

         А) «Ворона и Лисица»              В) «Стрекоза и Муравей»

    Б) «Мартышка и Очки»          Г) «Зеркало и Обезьяна»

        12. Найди лишнее произведение:

        А)  «Акула»      Б) « Прыжок»     В) « Лев и собачка»        

        Г) « Сивка- Бурка»

13. Какой из приведенных текстов можно назвать научно-познавательным?

А) «За весной, красой природы…»     В) «На севере диком…»

Б) «Какая бывает роса на траве»       Г) «Горные вершины…»

14. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?

А) А.С. Пушкин         Б) Л.Н. Толстой     В) М.Ю. Лермонтов              Г) И.А. Крылов

15. О ком из писателей здесь говорится?

И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт, никто не запомнил, и мы их не знаем.

А) Л. Н. Толстой        Б) А. С. Пушкин       В) М.Ю. Лермонтов              Г) И.А. Крылов

16. Кто из писателей в детстве вместе с мамой жил в селе Тарханы, недалеко от города Пензы.

А)А.С. Пушкин           Б) И.А. Крылов          В) Л.Н. Толстой       Г) М.Ю. Лермонтов

  • Проверочная работа по сказке пушкина о царе салтане 3 класс с ответами
  • Проверочная работа по сказке снежная королева 5 класс с ответами
  • Проверочная работа по сказке пушкина сказка о царе салтане 3 класс школа россии
  • Проверочная работа по сказке о царе салтане 3 класс 21 век
  • Проверочная работа по сказке морозко 3 класс перспектива