Проверочная работа по сказкам жуковского и пушкина

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

9
класс.
Проверочная работа по родной русской
литературе.

Вариант
1

1.Соотнеси автора
и произведение:

1) В. А.
Жуковский.      А)  «Полководец»

2) А. С.
Пушкин.           Б)  «Певец  во стане русских воинов» 

3) М. И.
Цветаева           в)  «Новобранец 1812 года»

4) И. И.
Лажечников      г)   «Генералам двенадцатого года».

2. Какой
художественный прием применил А.С.Пушкин в стихотворении
«Город
пышный, город бедный»

А) антитеза   б)
оксюморон  в) сравнение

3. К какой лирике
относится стихотворение
А.Ахматовой  « Вновь 
Исакий  в облаченьи»

А) любовная    б)
пейзажная    в) философская

4. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

«   Это было
сложное сооружение. Оцинкованный цилиндр больше метра в высоту увенчивался 
полой металлической  баранкой —  резервуаром для керосина.  По трубкам горючее
поступало в  горелку в низу цилиндра, внутри откидывающегося

в сторону
стеклянного литого полушария. Над горелкой, на специальном крючке
,подвешивался  легкий,  как  из  инея  сотканный,  кисейный,  но  пропитанный
каким-то несгораемым  составом белый колпачок,  похожий на большой  марлевый
напалечник…»

а) Л.
В. Успенский.  «Фонарики-сударики»   Б) Е. И. Носов. «Яблочный спас».  В) А. П.
Чехов. «Степь»

5. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

«И вот, опять лето. Дул теплый ветерок,
шелестела молодая листва, ласточки щебетали в своем гнездышке под крышей
родного дома. Солнце светило в окно, вовсю цвели цветы в мамином саду, скоро
каникулы, что ещё нужно для счастья. Но нет, не в этот раз. Кира упорно
трудилась над учебниками, читала, писала, учила. Ведь наступил тот очень важный
момент, когда ещё немного и свершится её мечта!
»

А) Е.
И. Носов. «Яблочный спас».  Б) В.  П.  Астафьев.    «Далёкая  и  близкая 
сказка»   в) Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»

6. Определите тему
стихотворения
Б. А. Ахмадулиной «Ночь упаданья яблок»:

А) тема любви  б)
тема дружбы  в) тема жизни

7. Кем была на
войне баба Пуля, героиня рассказа
Е. И. Носова
«Яблочный спас»?

А) снайпером  б)
разведчиком  в) танкистом

8. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

На задворках
нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок.Я первый раз в жизни
здесь услышал музыку — скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём же рассказывала
мне музыка  ? О чём-то очень большом,  На что же это жаловалась она, на кого
гневалась?

А) В.  П. 
Астафьев.    «Далёкая  и  близкая  сказка»   б) А. Т. Аверченко. «Русское
искусство».  В) Ю. М. Нагибин. «Ваганов». 

9. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

« Прошло то лето в стремительном
наступлении. Еще в конце июня наша батарея вела огонь с плацдарма на берегу
Днепра, а уже к сентябрю, продвинувшись чуть ли не на шестьсот километров,
подступили к Польше.

Впереди над черепичными крышами и
зелеными кущами городков и местечек, стали маячить непривычные силуэты темных
готических костелов, начиналась иная земля, и в частях царило возбужденное
оживление: Европа!…»

А) А. Т.
Аверченко. «Русское искусство»  б)  Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»    в) Е.
И. Носов. «Переправа». 

10. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

« — Как
же, как же, Марсель знаю, и даже, по совести говоря, не совсем так, как вы. То
есть, не то чтобы очень любовался видом от Собора тамошнего, на горе,
моряцкого, или же буйабесы сравнивал, в каком ресторане лучше, сидя на
набережной, вновь пред синим этим морем… Мне Марсель тяжеле дался, Бог с ним.
Я там восемь месяцев служил чернорабочим, поезда разгружал. Ну и занятие, я вам
скажу…»

А) Б.
К. Зайцев. «Лёгкое бремя»  б)  А. Т. Аверченко. «Русское искусство»   в) В. 
П.  Астафьев.    «Далёкая  и  близкая  сказка»  

11. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

«С
братом Борей, дорогим моим братом Борей, мы плыли на лодке по реке Сестре.

Я
ленился. Сидел на корме, шевелил босою ногой, подталкивал полуживых подлещиков,
пойманных на манную кашу. Подлещики полуживые шевелились у моих ног в воде,
которая всегда набирается во всякую приличиую лодку…»

А)
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»   б) 
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»   в) Е. И.
Носов. «Переправа». 

12. Определи
автора стихотворения:

Мой
народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти

  
А) 
И.
А. Бродский
            
б) 
С.
А. Каргашин      в) Н. П. Майоров

13. Определите, из
какого произведения взят отрывок:

«…Оделся и, сверкая туго накрахмаленным пластроном фрачной
сорочки, отправился на Перу танцевать от излюбленной русской печки.

     Если в
Константинополе вам известна улица и номер дома, то это только половина дела.
Другая половина — найти номер дома. Это трудно. Потому что седьмой номер
помещается между двадцать девятым и четырнадцатым, а шестнадцатый скромно
заткнулся между сто двадцать седьмым и девятнадцатым…»

А) А. Т.
Аверченко. «Русское искусство»    б) В.  П.  Астафьев.    «Далёкая  и  близкая 
сказка»   в) Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»   

14. Определите вид
рифмовки:

Весь город в плавных разворотах, 
И лишь подчёркивает даль 
В проспектах, арках и воротах 
Классическая вертикаль.

(Д.  С. 
Самойлов.  «Над  Невой»)

А) перекрестная  б) парная  в) кольцевая

15. Определите
автора стихотворения:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!…

А) А. С. Пушкин. «Полководец»   б) М. И.
Цветаева. «Генералам двенадцатого года».  В) А. С. Пушкин «Бородинская
годовщина»

На чтение 29 мин. Просмотров 6 Опубликовано

(7)

Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

Почему же он не позвал старую колдунью?

Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

Следующий урок начинаем вопросом:

Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

А вот о дочери его народ помнит.

Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

Почему бор стал лесом?

Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

А благодаря чему это произошло?

Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

Опубликовано 16.08.2020 — 10:32 —

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_zhukovskomu_moy.docx_image1.jpg

— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

— Где все спали? (Во дворце)

— Кто был на зеленом лугу? (Царица)

— Кто уполз в ручей? (Рак)

— Кто спит перед огнем? (Повар)

— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)

— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

—  Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

—  Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

—  Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

—  Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

—  Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

—  Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

—  Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

  1. Интерактивный тест-раскраска.

— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.

Можно немного и передохнуть.

7. Физкультурная минутка

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование  — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой.  Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

3 группа работает над героями сказки. – Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

— Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

 (Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной?     (Сказочные зачин и концовка;  сюжет волшебной сказки;

          чудесные предметы;   число «3»;   положительные и отрицательные герои;   победа добра над злом в финале).

— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей  не характерно для русских народных сказок).

ИТОГ

— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:

  •  Идея – добро побеждает зло
  • Более разнообразные приключения.
  • Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
  • Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
  • Стихотворная речь
  • Построение: зачин, развитие действия, концовка.
  • Волшебные «заколдованные» предметы
  • Употребление устойчивых выражений
  • Автор

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

1. Автор

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Волшебные «заколдованные» предметы

— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

4. Итог урока:

— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.

— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы умные? – Да.

Мы добрые? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? — Да.

А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)

(Выставление оценок)

5. Домашнее задание:

1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из  сказки;

Творческие задания:

  1. иллюстрации к сказке;
  2. Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)

6. Рефлексия:

— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)

У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.

— Спасибо за урок! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жуковский Спящая царевна

Конспект урока литературы в 5 классе В Жуковский » Спящая царевна»….

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

Урок литературы в 5 классе  по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий….

« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин) ( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)

Урок по литературе6 класс…

picture-539974-1417082648.jpg

Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе….

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» и творческие работы детей «Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке», исследовательская работа «Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой»

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: «Сходство и различие сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» с народными ск…

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

В данной разработке  рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка «Спящая царевна», даются характеристики героев….

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк…

  • Мне нравится

. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки

Цели урока: 1. Познакомиться с биографией (начальный этап; по материалу учебника)

2. Провести сравнительный анализ народной сказки со сказкой ;

3. Оценить уровень знания текста сказки ;

4.* Выполнит работу уровней В и С по изучаемому произведению.

1. Вступительное слово. Ход урока. Оформление записей в тетради.

ГјВ  цели урока

ГјВ  ход урока

ГјВ  запись темы, работа с эпиграфом (словарная работа)

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

«Спящая царевна»

Эпиграф (от греч. epigraphГ© — надпись), с 14 в. короткий текст, помещаемый автором перед сочинением или его частью. Э. вносит дополнительную точку зрения на предмет изображения, проясняя его смысл, указывает на традицию, к которой примыкает произведение. (БСЭ)

ЭпиМЃграф (греч. ОµПЂО№ОіПЃО±П†О®В — «надпись»)В — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора иВ т.В п.

К портрету Жуковского

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость. (1818)

2. Работа с биографией поэта.

План (на доске): 1. Детство. 2. Первая публикация. 3. Жуковский и Пушкин.

ГјВ  Современников поражала музыкальность стихотворений Жуковского

ГјВ  Новые темы в русской поэзии, новые жанры, стилистика произведений

ГјВ  Знал много иностранных языков – переводные произведения

ГјВ  Обращался к народной культуре, обычаям в†’ родоначальник народной темы в русской романтической поэзии

– Как вы понимаете смысл эпиграфа?

3. Работа с текстом произведения.

1. Проверка знания текста произведения:

1. Жил-был добрый царь …. Назовите имя царя из сказки «Спящая царевна» Жуковского? (Матвей)

2. Кто предсказал царице рождение дочери? (рак)

3. Напишите цифру, соответствующую количеству приглашённых «чародеек молодых». (11)

4. Почему не пригласили «хромоногую, старую, злую» чародейку? Продолжите фразу: не оказалось в царских кладовых …. (золотого блюда)

5. В каком возрасте царевна должна была умереть? (16 лет)

6. Что должно послужить причиной смерти царевны? (веретено)

7. «Не дам // Без пути ругаться ей // Над царевною моей; // Будет то не смерть, а сон…» Вспомнить, сколько лет «продлится он»? (300)

8. Кто поведал царскому сыну историю о заколдованном бору? (старик)

9. Что пробудило царевну ото сна и сняло чары с замка? (поцелуй)

10. Кому принадлежат слова: «Свадьба, пир, и я там был // И вино на свадьбе пил; // По усам вино бежало, // В рот же капли не попало»? (рассказчику)

Работа в парах – проверка тетради соседа, выставление оценки

2. Анализ произведения.

– Расскажите историю создания сказки «Спящая царевна».

– Вспомните определение жанра «сказка» (тетрадь, учебник). Докажите, что произведение Жуковского можно назвать сказкой.

– Какие виды сказок вы знаете? К какому из них можно отнести «Спящую царевну»? Почему? (волшебная сказка)

– Сравните: «Царевна-лягушка» и «Спящая царевна». В чём отличие?

– Подумаем, в чём сходство и отличие «Спящей царевны» и народных сказок. Составим таблицу.

Народные и литературные сказки

Общее

Различное

1. Сказочный сюжет

2. Элементы произведения (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)

3. Волшебные герои

4. Волшебный помощник

5. Пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным:

ГјВ  Что ни в сказке рассказать,

Ни пером ни описать

ГјВ  «Начал жить да поживать»

ГјВ  Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит

1. Наличие автора

2. Стихотворная форма

3. Книжные выражения:

ГјВ  «Блещут розы по кустам»

ГјВ  «Зданье – чудо старины»

ГјВ  «Пышных комнат нет числа»

ГјВ  «Сном пресёкся разговор»

– Сделайте вывод, используя материал таблицы.

– Проверим ваше умение работать с текстом произведения. Ответьте на вопросы, цитируя текст.

1.В  Почему на пир не пригласили 12 колдунью?

2.В  Как она отомстила?

3.В  Можно ли сказать, что 12 чародейка спасла царевну от смерти?

4.В  Почему царевна и весь замок заснули?

5.В  Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?

6.В  Что помогло пробудить царевну?

– Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с борьбой Добра и Зла?

– Чему учит эта сказка?

3. Работа эпизодом произведения (часть В и С).

*** «Жил-был добрый царь Матвей…» до «Ни пером не описать».

Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов:

В1. Какую чародейку не позвал царь на пир? (12, хромоногую, старую, злую)

В2. Чем отвратителен поступок колдуньи? (злоба переносится на ребёнка)

В3. Как называется композиционный приём, с которого начинается сказка? (зачин)

В4. В каком значении использовано в отрывке слово «пророк»? (предсказатель)

В5. Найдите в данном фрагменте те особенности художественной речи, которые отличают литературную сказку от фольклорной. (царь Матвей (имя героя))

В6. Выпишите из последней части эпизода фразу, характерную для народных сказок. (Ни в сказке сказать, // ни пером не описать»)

4. Итоги урока.

Домашнее задание: 1. «Кубок» (чтение, ответ на вопросы)

2. Р. Стивенсон «Вересковый мёд» (чтение, II часть учебника)

Подпишитесь на рассылку:

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Дети

Русский язык

Литература

Культура

Общество

Искусство

Жуковский А А Авиация • Административное право • Административные регламенты • Администрации • Алкоголизм • Анализ • Аналитика • Анкеты • Асфальтирование • Аукционы Б Б Безопасность • Библиотеки • Благотворительность • Больницы • Бухгалтерский учет • Бюджетное финансирование • Бюджетные программы • Бюджетный дефицит • Бюджеты округов • Бюджеты В В Валюта • Вестники • Внесения изменений • Внеурочная деятельность • Воспитательная работа • Выполнение работ • Выпускники • Высшее образование Г Г Газеты • Газопровод • Генеральные планы • Геодезия и картография • Городские округа • Городские поселения • Государственное управление • Государственные должности • Гражданская оборона • Гражданская служба • Гражданское право • Гражданско-правовые договоры • Графики Д Д Декларации • Деревня • Детское дополнительное образование • Деятельность администраций • Дистационное образование и курсы • Договора аренды имущества • Договора аренды • Договора комиссии • Договора на оказание услуг • Договора на подряд • Договора обслуживания • Договора подряда • Договора управления • Доклады • Документы • Должностные инструкции • Дополнительное образование • Доходы Ж Ж Жилье З З Задания • Заключения • Законы • Замещение • Занятость • Запросы предложений • Запросы цен • Запросы • Защита • Заявки • Земельные участки • Земельный кадастр • Землепользование И И Избирательные комиссии • Извещения • Издательские дома • Издательства • Имущественное право • Имущественные договора • Имущество • Инвестиции • Индивидуальное предпринимательство • Инженерия • Институты • Инструкции • Информация • Искусство • История • Итоги К К Кадастры • Календарные планы • Канализация • Капитал • Классные руководители • Комитеты по градостоительству • Коммерция • Конкурсная документация • Конкурсы • Конспекты уроков • Конспекты • Контракты • Контроль • Контрольные работы • Конференции • Котировочные комиссии • Котировочные цены • Кровельные материалы • Культура Л Л Лексика • Литература М М Малое предпринимательство • Материалы • Межевания • Мероприятия • Местные налоги • Методики • Методички • Методы • Микрорайоны • Многоквартирные дома • Модернизация • Муниципальная собственность • Муниципальные программы • Муниципальные управления • Муниципальный сбор Н Н Надзор • Налоговая система • Налогообложение • Нарушения • Наука • Научная и научно-популярная литература • Научно-практические конференции • Недвижимость • Нормативные материалы • Нравственность О О Обеспечение • Облицовка и отделка • Оборудование • Образовательные программы • Обращения • Обслуживание • Обучение • Общеобразовательные программы • Общественная палата • Объекты недвижимости • Оздоровительные программы • Олимпиады • Определения • Органы местного самоуправления • Ответственность • Отчеты по практике • Отчеты • Охрана труда • Охрана • Оценки П П Педагогика • Первенство • Планирование • Планы мероприятий • Планы развития • Планы социального развития • Планы • Повышение цен • Подготовка к вступительным экзаменам • Подготовка • Пожарная безопасность • Положения • Поселения • Поставки • Постановления • Поэзия • Правонарушения • Предложения • Предпринимательство • Презентации • Приказы о проведении олимпиад • Приказы по школам • Приказы • Приложения • Проверочные работы • Программы мероприятий • Программы повышения квалификации • Программы развития • Программы • Прогресс • Продажа • Проектная документация • Проектно-сметная документация • Проектные декларации • Проектные работы • Проекты договоров • Проекты постановлений • Проекты правил • Проекты • Промышленность строительных материалов • Пропаганда • Протоколы заседаний сельских поселений • Протоколы заседаний • Протоколы котировочных заявок • Протоколы оценок котировочных заявок • Протоколы публичных слушаний • Протоколы рассмотрения заявок • Протоколы • Профессиональная деятельность • Профессиональное образование • Профилактика • Публичные слушания Р Р Работа • Развитие экономики • Развитие • Распоряжения • Расходы • Регламенты • Резервы • Результаты • Реклама • Ремонты • Рефераты • Решения думы • Решения • Руководства С С Самоуправление • Сантехника • Сельские поселения • Семинары • Сметная документация • Сметы в строительстве • Собственность • Соревнования • Социальная защита • Социальная инфраструктура • Среднее образование • Среднее предпринимательство • Статистика • Стоимость имущества • Строительство • Субсидии • Субъекты • Счетные палаты Т Т Таможня • Теплоизоляция • Теплоснабжение • Территориальное планирование • Территория • Техника • Техническая документация • Техническая литература • Технические задания в инженерии • Технологии • Торги • Торговое право • Торговые договоры • Транспорт У У Университеты • Управление имуществом • Управление • Услуги • Уставы муниципальных образований • Уставы сельских поселений • Уставы • Утверждения положений • Учебные планы • Учреждения Ф Ф Фасадные работы • Филиалы • Финансовый анализ • Финансы • Флора • Фольклор • Фонд оплаты труда • Фонды • Функции управления Ц Ц Целевые программы Ш Ш Школьные программы Э Э Экономика • Экономическая эффективность • Экспертиза • Энергоэффективность • Эффективность ЛитератураЛитература: Герои • Жанры

За 14 лет (1831–1845) Жуковским написано 6 сказок. Они навеяны разными источниками – сказками Ш. Перро (В«Спящая царевнаВ», В«Кот в сапогахВ»), братьев Гримм (В«Тюльпановое деревоВ»), древнегреческим эпосом (В«Война мышей и лягушекВ»), русским фольклором (В«Сказка о царе БерендееВ», В«Иван царевич и серый волкВ»).

Со сказок начинается эпический цикл произведений В. Жуковского. Летом 1831 г. он, Пушкин и Гоголь жили в Царском Селе – Пушкин работал над своими В«СказкамиВ», Гоголь писал В«Вечера на хуторе близ ДиканькиВ». Как бы состязаясь с Пушкиным, Жуковский пишет свою сказку В«Спящая царевнаВ». Используя французский источник, он переделывает сказку на русский лад. И В«хлебосольныйВ» царь Матвей, и описание дворцового уклада очень напоминают русские народные сказки:

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле без забот.

Портрет царевны также восходит к русским народным сказкам:В 

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела…

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят…

Сжаты в легких сапожках

Ножки – чудо красотой.

На протяжении всего повествования сохраняется легкая ирония, лукавая насмешка:

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

В«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вонВ».

Жуковский отходит от французской сказки. Там забыли пригласить последнюю 8 фею (у Жуковского волшебниц 12), а здесь не смогли иль не захотели:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

В«Что ж тут делать? – царь сказал. –

Так и быть!В» И не послал

Он на пир старухи звать.

Принято поистине простое, но В«мудроеВ» решение – нет блюда, нет гостьи. Да и волшебный сон царевны Жуковский продлил до 300 лет (вместо ста). Прошли 300 лет – но ничего не изменилось в образе жизни царя Матвея, так юмористически описанного поэтом:

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь…

…

Все бывалое…

В своей сказке В«Спящая царевнаВ» (как и в других сказках) Жуковский сознательно отказывается от романтической мечтательности. В свою сказку, написанную четырехстопным хореем с одними мужскими рифмами (встречается и внутренняя рифма: В«пляшут, блещут мотылькиВ»; В«вьются, пенятся, журчатВ») Жуковский вводит фольклорные мотивы (В«начал жить да поживатьВ», В«старинушка честнойВ», В«давным-давноВ», В«детина удалой царский сынВ»); разговорную речь (В«и не дали без пути ругаться ейВ», В«чтоб веретен духу не было в домахВ», В«за царевной ни ногойВ»); народно-сказочные формулы (В«что ни в сказке рассказать, ни пером не описатьВ», В«по устам вино бежало, в рот ни капли не попалоВ»), но общий колорит сказки нельзя назвать В«простонароднымВ», русским.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Используемые источники:

  • https://info-shkola.ru/analiz-skazki-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/08/16/v-a-zhukovskiy-spyashchaya-tsarevna-shodnye-i-razlichnye-cherty
  • https://pandia.ru/text/80/358/50099.php
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4241-analiz_skazki__spyaschaya_carevna_.html

Контрольная
работа по литературе

1 вариант

I часть.

1. Антоний
Погорельский – это литературный псевдоним. Как на самом деле его зовут?

А) Алексей Пешков; Б) Алексей Перовский; В) Алексей Толстой;
Г) Антон Чехов.

2. Назовите
русского баснописца.

А) И. А. Крылов Б) А. С. Пушкин В)
Н. В. Гоголь Г) Эзоп

3. Кто автор
сказки «Спящая царевна»?

А) А. С. Пушкин Б) И. А. Крылов В)
В. А. Жуковский Г) М. Ю. Лермонтов

4. Назовите автора
сказки «Черная курица, или Подземные жители».

А) И. С. Тургенев. Б) А. С. Пушкин
В) А. Погорельский Г) В. М. Гаршин

5. Какое из
произведений принадлежит перу М. Ю. Лермонтова?

А) «Няне» Б) «Спящая царевна» В) «Волк
на псарне» Г) «Бородино»

6. Какому событию
посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

а) Отечественной войне, б) Бородинскому
сражению, в) Великой отечественной войне.

7. Кто автор
повести «Ночь перед Рождеством»?

А) Н. А. Некрасов Б) Н. В. Гоголь
В) И. С. Тургенев Г) И. А. Крылов

8. Назовите автора
произведения, из которого взяты строки: «Но царевна молодая, тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела»?

А) А. С. Пушкин Б) В. А. Жуковский
В) М. Ю. Лермонтов Г) Н. А. Некрасов

9. Из какого
произведения строки: «Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и
до конца стоять…»?

А) Н. А. Некрасов «На Волге» Б)
М.Ю. Лермонтов «Бородино»

В) В. А. Жуковский «Кубок» Г) И. А.
Крылов «Волк на псарне»

10. Какому событию
посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

А) Отечественной войне Б)
Бородинскому сражению В) Великой отечественной войне.

II часть.

В1. К
кому обращается А.С.Пушкин в строках
«Подруга
дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»

В2. Чему вас
научила сказка «Черная курица»?

III часть.

1 Какому персонажу «Сказки о
мертвой царевне…» принадлежат эти слова?

1.      Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи. ____________________________________

2.      Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет. ____________________________________

3.      Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок! ____________________________________

Справка: Елисей, зеркальце, царица, чернавка, ветер, месяц.

2.Из какого
произведения эти строки? Назовите произведение.

А. «Там королевич
мимоходом   

Пленяет грозного царя….

Там в облаках перед народом

Через леса, через поля

Колдун несет
богатыря»                     

Б. «Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею
своей   

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет».

В. «Сват приехал, царь дал слово,

И приданое готово:

Семь торговых городов,

Да сто сорок теремов…»

3.В
поэзии  М.Ю. Лермонтова употреблено много устаревших слов.

Замените данные слова современными:

Басурманы – … Хват – …… Богатырь-…. Сеча-….

Контрольная
работа по литературе

2 вариант

I часть

1. Как называется басня, мораль которой
такова:

Невежда так же в
ослепленье

Бранит науки и
ученье,

И все учёные
труды,

Не чувствуя, что
он вкушает их плоды.

а) «Волк на
псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под Дубом».

2. Назовите
русского баснописца.

А) Эзоп Б) А. С. Пушкин В) Н. В.
Гоголь Г) И. А. Крылов

3. Кто автор
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А) А. С. Пушкин Б) И. А. Крылов В)
В. А. Жуковский Г) М. Ю. Лермонтов

4. Из какого
произведения строки: «И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на
том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним»?

А) «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича» Б) В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

В) М.Ю. Лермонтов «Бородино» Г) В.
А. Жуковский «Кубок»

5. Кто автор сказки
«Спящая царевна»?

А) Н. А. Некрасов Б) В. А.
Жуковский В) И. С. Тургенев Г) И. А. Крылов

6. Назовите автора
произведения, из которого взяты строки: «Жил-был добрый царь Матвей; жил с
царицею своей он в согласье много лет; а детей все нет как нет»?

А) М. Ю. Лермонтов Б) В. А.
Жуковский В) А. С. Пушкин Г) Н. А. Некрасов

7. Чем была
отравлена царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
ьА) водой
Б) яблоком В) грушей Г) она не была отравлена

8. Какому событию
посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

А) Отечественной войне Б)
Бородинскому сражению В) Великой отечественной войне.

9. От чьего лица
ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова
:

А) Юноши Б) Автора В)
Воина-ветерана – рядового солдата Г) Царя

10. Какая сказка Пушкина начинается
словами:

Царь с царицею
простился,

В путь-дорогу
снарядился,

И царица у окна
Села ждать его одна…

а) «Сказка о царе
Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о
рыбаке и рыбке».

II часть.

В1. К
кому обращается А.С.Пушкин в строках
«Подруга
дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»

В2. Чему вас
научила сказка «Черная курица»?

III часть.

1).Какому персонажу «Сказки
о мертвой царевне…» принадлежат эти слова?

    1. А царевне все ж
      милее,

                         Все ж
румяней и белее.

    1. Крепко связаны ей
      локти.

Попадется
зверю в когти,

Меньше будет
ей терпеть,

Легче будет
умереть.

    1. Там за речкой
      тихоструйной

                           Есть
высокая гора,

                          В ней
глубокая нора…

Справка: Елисей, зеркальце,
царица, чернавка, ветер, месяц.

2. Из какого произведения
эти строки? Назовите произведение.

“…Я царевны не
видало.         

  
Знать, ее в живых уж нет.
   Разве месяц, мой сосед,
   Где-нибудь ее да встретил
   Или след ее заметил”  

«Веретенце, не ленись;

     Пряжа
тонкая не рвись;

     Скоро будет
в добрый час

     Гостья
жданная у нас»

“Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный  рожок!
…   

  Аль откажешь мне в

ответе?                      

Не видал ли где на
свете     

Ты царевны молодой!
      Я жених ей”.

3. В
сказке В.А. Жуковского употреблено много устаревших слов.

Замените
данные слова современными:

Ланиты – …
Очи – …… Чело-…. Уста-….

Слайд 1

Александр сергеевич пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Истоки рождения сюжета.

Текст слайда:

Александр сергеевич
пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Истоки рождения сюжета.
Знакомство с содержанием.


Слайд 2

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.Пушкин

Текст слайда:

«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин


Слайд 3

Путешествие в волшебную страну литературной сказки

Текст слайда:

Путешествие в волшебную страну литературной сказки


Слайд 4

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Виды сказок:сказки о животных,волшебные бытовые

Текст слайда:

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Виды сказок:
сказки о животных,
волшебные
бытовые


Слайд 5

Волшебная сказка В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий при помощи

Текст слайда:

Волшебная сказка

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощников


Слайд 6

Какими признаками обладает народная волшебная сказка? сказочное место действия (тридевятое царство, подводное государство); фантастические персонажи ( леший,

Текст слайда:

Какими признаками обладает народная волшебная сказка?

сказочное место действия (тридевятое царство, подводное государство);
фантастические персонажи ( леший, Баба-Яга, Кащей);
случаются превращения (герои оживают, превращаются в предметы, животных)
героям помогают волшебные предметы или волшебные слова


Слайд 7

Что же такое литературная сказка? Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в

Текст слайда:

Что же такое литературная сказка?

Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору


Слайд 8

Писатели- сказочники

Текст слайда:

Писатели- сказочники


Слайд 9

Петр Павлович Ершов (1815-1869)

Текст слайда:

Петр Павлович Ершов
(1815-1869)


Слайд 10

Владимир Одоевский (1803 – 1869)

Текст слайда:

Владимир Одоевский
(1803 – 1869)


Слайд 11

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950)

Текст слайда:

Павел Петрович Бажов
(1879 – 1950)


Слайд 12

Корней Иванович Чуковский1882 г. – 1969 г.

Текст слайда:

Корней Иванович
Чуковский

1882 г. – 1969 г.


Слайд 13

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)


Слайд 14

Шарль Перро1628 г. – 1703 г.

Текст слайда:

Шарль Перро

1628 г. – 1703 г.


Слайд 15

Ганс Христиан Андерсен1805 г. – 1875 г.

Текст слайда:

Ганс Христиан Андерсен

1805 г. – 1875 г.


Слайд 16

Сергей Владимирович Михалков1913 г. – 2009 г.

Текст слайда:

Сергей Владимирович
Михалков

1913 г. – 2009 г.


Слайд 17

Эдуард Николаевич Успенский22 декабря 1937 г.

Текст слайда:

Эдуард Николаевич
Успенский

22 декабря 1937 г.


Слайд 18

Александр сергеевич пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Истоки рождения сюжета.

Текст слайда:

Александр сергеевич
пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Истоки рождения сюжета.
Знакомство с содержанием.


Слайд 19

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества:

Текст слайда:

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.


Слайд 20

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.   Мастерица ведь была И откуда

Текст слайда:

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
 
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины,— вспоминал о ней поэт.


Слайд 21

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Вечером слушаю сказки – и

Текст слайда:

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает:
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»


Слайд 22

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат

Текст слайда:

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.


Слайд 23

С о слов Арины Родионовны А.С. Пушкин сделал запись : «Царевна заблудилась в лесу . Находит дом

Текст слайда:

С о слов Арины Родионовны А.С. Пушкин сделал запись : «Царевна заблудилась в лесу . Находит дом пустой- убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах,- говорят,- тут был кто-то- али мужчина , али женщина ; коли мужчина, будь нам отец родной или брат названный ; коли женщина , будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими 12 богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровью нальются , то не жди нас».- Первый раз -12 дней, второй- 24, третий -31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель и проч. Мачеха приходит в лес под видом нищенки- собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп …»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 24

В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший

Текст слайда:

В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки. Н. В. Гоголь «судил» состязание. Жуковский тогда написал «Спящую царевну» и «Сказку о царе Берендее» , а Пушкин — «Сказку о царе Салтане…»


Слайд 26

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в Болдино ( в родовом поместье

Текст слайда:

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в Болдино ( в родовом поместье Пушкиных)


Слайд 27

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев

Текст слайда:

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна».
Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки
братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»


Слайд 28

Проверочная работа по содержанию «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» 1. Разместите эпизоды

Текст слайда:

Проверочная работа по содержанию
«Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

1. Разместите эпизоды сказки в хронологическом порядке

1) «…вот Чернавка в лес пошла…»
2) «А царевна всё ж милее…»
3) «Но царевна молодая… между тем росла…»
4) «Царь женился на другой…»
5) Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.
6) «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
7) «В руки яблочко взяла…»
8) «…нищая черница ходит по
9) «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
10) «Будь нам милая сестрица».
11) «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».
12) «Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»
13) «За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет…»


Слайд 29

2. Чей это портрет? А) Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.  

Текст слайда:

2. Чей это портрет?

А) Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
 

Б) Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.


Слайд 30

2. - Кто и к кому обращается со следующими словами? а)Жизнь моя! В чём, скажи, виновна

Текст слайда:

2. — Кто и к кому обращается со следующими словами?

а)Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
 
б) Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
 
в) Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою.


Слайд 31

3. Сколько месяцев ждала царица царя? 4. Когда ( в какой праздник) родилась у царицы дочь?

Текст слайда:

3. Сколько месяцев ждала царица царя?

4. Когда ( в какой праздник) родилась у царицы дочь?

5. Через сколько времени «царь женился на другой»?

6. почему , по мнению мачехи, царевна такая белолицая?

7. Какое приданое давал царь за дочь?

8. Как звали пса?

9. Чем занималась царевна , когда явилась черница с отравленным яблоком?


Слайд 32

10. Кто такая черница? 11. Почему братья-богатыри раздумали царевну хоронить , а положили в гроб хрустальный?

Текст слайда:

10. Кто такая черница?

11. Почему братья-богатыри раздумали царевну хоронить , а положили в гроб хрустальный?

12. После чего царевна проснулась?

13. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном литературном языке.

А) .Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился,
И царица у окна села ждать его одна.
 
Б) .Рано утром гость желанный, день и ночь так долго жданный,
Издалече наконец воротился царь-отец.
 
И) Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…
 


  • Проверочная работа по рассказу старуха изергиль 11 класс
  • Проверочная работа по сказке иван царевич и серый волк 3 класс с ответами
  • Проверочная работа по рассказу мальчики чехов 4 класс
  • Проверочная работа по литературному чтению 2 класс сказки пушкина
  • Проверочная работа по литературному чтению 3 класс волшебные сказки перспектива с ответами