Проверочная работа по рассказу старуха изергиль 11 класс

Данко рис. 2 же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

3b510840 ded6 0133 02d5 12313c0dade2

Антипод
(от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») — в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра — символ эгоизма, Данко — альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

3c983660 ded6 0133 02d6 12313c0dade2

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

3d878010 ded6 0133 02d7 12313c0dade2

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос
(от греч. «страдание, воодушевление, страсть») — эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

3e7b79d0 ded6 0133 02d8 12313c0dade2

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Данко и Ларра — два героя известного рассказа Горького «Старуха Изергиль». Старуха, повествуя о своей жизни, вплетает в это повествование две красивые старинные легенды о сыне орла Ларре и о сыне людей Данко.

Сначала старуха рассказывает о Ларре. Это красивый, гордый и сильный человек. Обычно физическая красота у Горького уже символизирует человека с высокими нравственными идеалами. Но, как оказывается, это не всегда справедливо. Изергиль говорит: «красивые — всегда смелы». Это утверждение верно, судя по ранним рассказам Горького. Ларра смел и решителен. Но все в нем чрезмерно: и гордость, и сила. Он слишком эгоистичен. Сколько пользы мог бы принести Ларра людям, если бы использовал сокровища своей души во благо им! Но он не желает отдавать. Он хочет только брать, и брать самое лучшее.

Ларра, будучи сыном орла, не ценит человеческое общество. Он предпочитает одиночество и свободу. Стремясь к этому, он часто проявляет жестокосердие. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он мечтает лишь об одиночестве, поскольку не видит в жизни среди людей ничего привлекательного. Иногда для нас худшим наказанием является то, что сбываются наши желания. Так было и в случае с Ларрой. Он получил вечное одиночество и вечную свободу блуждать по земле. Но разве может вынести это душа человека, даже если он — сын орла? Нет. Поэтому и страдает душа Ларры. Только в своих вечных скитаниях по земле он понимает, как невыносимо быть одному. Каждому человеку по его природе необходимо общество себе подобных.

В чем же состоит счастье? Горький в рассказе «Старуха Изергиль» так отвечает на этот вопрос: счастье возможно только в любви, а наивысшее счастье — в самопожертвовании. Об этом старуха Изергиль рассказывает в легенде о Данко.

Данко в чем-то похож на Ларру. Он столь же красив, смел, свободолюбив. Но это совсем другой человек. Силы своей души, горение своего сердца он направляет на служение людям.

Вспомним ту часть предания, когда люди начинают разочаровываться в Данко. Их одолевает безверие. В конце концов они даже решаются убить Данко. Но разве это останавливает его, разве ослабляет желание вывести свой народ к свету? Нет. Ларра жил среди людей, не замышлявших против него ничего дурного. Казалось бы, у Данко было гораздо больше причин, чтобы озлобиться и даже возненавидеть людей. Но в нем живет готовность к самопожертвованию и жажда подвига. Он ни одного мгновения не колеблется, когда нужно вырвать из груди сердце! Я думаю, Данко понимал, что подвиг его не оценят, что те люди, которым он осветил дорогу своим сердцем, тут же забудут о нем. Так и вышло. Люди, рванувшись к своей цели, растоптали упавшее на землю горячее сердце Данко. Но он не думал о себе, вырывая сердце. Человек, совершающий подвиг, никогда не думает о себе и о том, как отнесутся к этому люди. Он действует во имя высокой цели. Так и Данко действовал только во имя спасения людей.

В образе Данко Горький воплотил свой идеал революционера. В представлении Горького это человек с горящим сердцем, ведущий людей к свету ценой собственной гибели. Данко готов погибнуть ради своего дела, он освсщает светом темное сознание людей. Так же и революционеры: они борются, невзирая на опасность гибели. Они точно знают, что, погибнув сами, они оставят свои идеи, которые будут освещать людям путь.

Горький утверждает, что в существовании Даико есть смысл, ибо оно было направлено на то, чтобы принести пользу людям. Ларра же стремился только к собственной пользе. Горький, поведав нам судьбу Ларры, утверждает мысль о том, что существование, подобное этому, не может дать ничего, кроме пустоты и одиночества. Даже судьба старухи Изергиль, внешне столь неудавшаяся, на самом деле имеет смысл. И этот смысл заключается в том, что она не жалела сил своей души. Она любила людей, а они, в свою очередь, отвечали ей тем же. Па фоне даже этой жизни существование Ларры кажется жалким.

Сравнивая судьбы Ларры и Данко, Горький делает один важный вывод: лучше короткая, но яркая жизнь, посвященная служению людям, чем вечное эгоистическое существование ради себя самого. Нельзя замыкаться в своем эгоизме. Желая получить как можно больше для себя, ты, скорее всего, потеряешь гораздо больше, чем хочешь приобрести. И наоборот, ты приобретаешь тем больше, чем больше душевных сил потратишь на благо людям. Гораздо живее вырвавший свое сердце Данко, чем получивший вечное существование Ларра. Высокая цель оправдывает любую жизнь, поэтому каждый человек по мере возможности должен стремиться пусть не к подвигу, но к тому, чтобы помогать людям, жить для них.

И – персонажи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Эти образы являются героями-антиподами.

С образом Ларры рассказчик и читатель знакомится тогда, когда старуха Изергиль рассказывает легенду о гордом сыне орла, с образом Ларры – когда героиня повествует о смелом и способном к самопожертвованию человеке. Эти две легенды уже противопоставляют героев: Ларра олицетворяет эгоизм и гордость, Данко является воплощением альтруизма и самопожертвования.

Несмотря на противоположные черты характера и взгляды на жизнь, Данко и Ларра имеют и определенные сходства. Оба персонажа отличались своей красивой внешностью. Однако Данко было красив и смел, а Ларра – красив и холоден. В Ларре тоже можно отметить смелость, которая проявляется в общении со старейшинами племени, как с равными себе. Однако это больше иллюстрирует горделивость, чем смелость.

Ларра считает себя лучше других, первым на всем свете. Эта вера сделала героя эгоистичным и равнодушным к окружающим. Ларра привык делать все, что ему хочется, он привык жить лишь для самого себя. Данко же, наоборот, стремится жить ради благополучия окружающих его людей, поэтому он жертвует собственной жизнью ради спасения своего народа от тьмы. Так, Ларра становится причиной гибели многих людей из племени его матери, а Данко становится тем, кто прекращает все несчастия в судьбе его народа.

Все поступки Ларры основаны на желании добиться собственных целей любым путем, даже самым жестоким. Герой убивает девушку, которая не захотела ему принадлежать. Поступки же Данко построены на искреннем желании помочь людям, даже если для этого придется пожертвовать своими устремлениями. Данко не боится отдать собственную жизнь, чтобы принести своему племени покой и тишину.

О противоположности образов говорит и наружность Ларры и Данко. Взгляд сына орла отличался своей холодностью и гордостью, а глаза Данко воплощали силы и «живой огонь». Так, холод Ларры противопоставлен огню Данко.

Оба персонажа оказались непонятыми окружающими людьми. Однако Ларра был отвергнут племенем за его безнравственные поступки. На Данко же люди ополчились из-за неспособности признать свое собственное бессилие. Данко сделал все ради своего племени, однако люди не поняли его истинных намерений. Это стало причиной ожесточенного конфликта между толпой и Данко. Герой умирает как настоящий герой, совершивший подвиг ради всего человечества. Ларра же обречен на вечное одиночество, он не имеет права на смерть. Герой находится между жизнью и смертью, тело его превратилось в тень, которая не понимает ни поступков людей, ни ей речи.

Примечательно, что к понятию гордости обращается старуха Изергиль и при рассказе о Ларре, и при рассказе о Данко. Но гордость персонажей отличается. Гордость Данко – это его сила, храбрость, смелость и мужественность, которые поспособствовали спасению всего народа от тьмы. Гордость Ларры, а точнее гордыня, заключается в высокомерном отношении к окружающим людям, в уверенности в том, что он является лучшим на свете.

Таким образом, Ларра и Данко – олицетворения противоположных человеческих качеств.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним
    творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить
    главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа
    раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки
    романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала
рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”.
Горького заметили, оценили, в печати
появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют
романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его
отличительные особенности.


Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является
отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с
окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной
к далекому идеалу и потому находящемся в
резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом
пейзаже. Приведите примеры, доказывающие
это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Старуха Изергиль
рассказывает легенды ночью. Ночь – это
самое таинственное, романтическое время
суток);

Какие природные образы вы могли бы
выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в
рассказе? (Природа показана одушевленной,
она живет по своим законам. Природа красива,
величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы
являются символами свободы. Но природа
тесно связана с человеком, она отражает его
внутренний духовный мир. Именно поэтому
природа символизирует безграничность
свободы героя, его неспособность и
нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском,
ночном, таинственном, может реализовать
себя героиня, рассказывающая легенды о
Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха
Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель
использовал такой прием в рассказе? (В своих
легендах героиня рассказа выражает свое
представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. Тем самым
создается система координат, по которой
можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы
выделить? (Три части: 1 часть – легенда о
Ларре; 2 часть – история жизни и любви
Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой
легенды?

Важна ли история появления юноши на свет
для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно,
высокомерно. Он считает себя первым на
земле).

Для романтического произведения
характерен конфликт толпы и героя. Что
лежит в основе конфликта между Ларрой и
людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни.
Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства,
    самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое
    мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не
гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм
героя? (к преступлению, к эгоистическому
произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою
гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание
страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии
индивидуализма? (Он осуждает героя, в
котором воплощена античеловеческая
сущность. Для Горького неприемлемы образ
жизни, поведение, особенности характера
Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором
индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит
библейская история о Моисеи. Давайте
вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики
прослушивают библейскую историю и
сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский
народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в
Египте, и им очень грустно расставаться с
насиженными местами. Составились обозы, и
евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что
отпустил своих рабов. Случилось так, что
евреи подошли к морю, когда увидели позади
себя колесницы египетских войск. Взглянули
евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. Он велел Моисею
ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине
стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,
а Моисей опять ударил палкой по воде, и за
спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь
постоянно заботился о них. Господь велел
Моисею ударить палкой по скале, и из нее
хлынула холодная вода. Много милостей
оказывал Господь евреям, но они не были
признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок
лет они блуждали в пустыне, никак не могли
прийти в землю, обещанную Богом. Наконец,
Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

Сопоставление Библейской истории и
легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и
легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят
людей из опасных для дальнейшего
проживания мест. Путь оказывается трудным,
а отношения Моисея и Данко с толпой
осложняются, так как люди теряют веру в
спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на
помощь Бога, так как исполняет его волю.
Данко испытывает любовь к людям, сам
вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у
Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь
к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви
к людям? (Данко совершает подвиг, спасая
людей от врагов. Он выводит их из тьмы и
хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели
и увидели, что он лучший из них”. Толпа
верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они “стали роптать на
Данко”, так как путь оказался трудным,
многие погибли в пути; теперь толпа
разочаровалась в Данко. “Люди в гневе
обрушились на Данко” потому что они устали,
обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности
испытывают к Данко ненависть, готовы
растерзать его. В сердце Данко вскипает
негодование, “но от жалости к людям оно
погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так
как его любовь к людям безгранична. Именно
любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы
неизбежен. Данко – романтический идеал, но
в основе отношений героя и толпы тоже лежит
конфликт. Это одна из особенностей
романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг
героя. Он восхищается силой, красотой,
мужеством, отвагой Данко. Это торжество
добра, любви, света над хаосом, гордыней,
эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко
самостоятельная работа учащихся. Учащиеся
сопоставляют Данко и Ларру, выводы
записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии



1. Отношение к толпе



2. Толпа — герой



3. Отличительная черта характера



4. Отношение к жизни



5. Легенда и современность





В результате работы учащихся с таблицей
может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии



1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается



2. Толпа — герой

конфликт

конфликт



3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню



4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен



5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,



6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки



7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха
Изергиль”. Как вы думаете, почему именно
так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной
героиней рассказа является все-таки
старуха Изергиль, а легенда нужна для того,
чтобы понять ее характер, понять, что для
нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви
старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня?
Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают,
проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как
считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

img2

img3

Как вы считаете, почему именно к Ларре
относит Горький старуху Изергиль? (ее
любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив
человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку.
Подведение итогов
урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы,
    жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX
    века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В.
    Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997
    г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по
    русской литературе XX
    века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе –
    урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

  • Проверочная работа по рассказу мальчики чехов 4 класс
  • Проверочная работа по литературному чтению 2 класс сказки пушкина
  • Проверочная работа по литературному чтению 3 класс волшебные сказки перспектива с ответами
  • Проверочная работа по литературному чтению 2 класс мир сказок школа 21 века
  • Проверочная работа по литературе 4 класс планета знаний народные сказки