Проверочная работа по рассказу паустовского телеграмма

Автор на чтение 9 мин. просмотров 17 опубликовано 25.04.2021 перед прохождением теста рекомендуем прочитать: вопрос 1 из 11 в каком

На чтение 9 мин. Просмотров 17 Опубликовано

test-1065-preview-11.jpg

Перед прохождением теста рекомендуем прочитать:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>
    • Пояснение: Рассказ Паустовского «Телеграмма» был написан в 1946 году.

    В вопросе ошибка?

  2. Вопрос 2 из 11

    Какую проблему раскрывает Паустовский в рассказе «Телеграмма»?</h3>

    • <label>Родителей и детей;</label>
    • <label>Войны и мира;</label>
    • <label>Добра и зла;</label>
    • <label>Поиска человеком своего места.</label>
    • Пояснение: В своем произведении К. Г. Паустовский раскрывает проблему отцов и детей, проблему материнской любви, одиночества.

    В вопросе ошибка?

  3. Вопрос 3 из 11

    Как называлось село, в котором доживала последние дни Катерина Петровна?</h3>

    • <label>Зайцево;</label>
    • <label>Заборье;</label>
    • <label>Застово;</label>
    • <label>Зарино.</label>
    • Пояснение:«…что будет с этим домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. А в селе – называлось оно Заборье – никого не было…»

    В вопросе ошибка?

  4. Вопрос 4 из 11

    Где жила и работала Настя?</h3>

    • <label>В Москве;</label>
    • <label>В Ленинграде;</label>
    • <label>В Екатеринбурге;</label>
    • <label>В Воронеже.</label>
    • Пояснение:«…Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде…»

    В вопросе ошибка?

  5. Вопрос 5 из 11

    Кем работала Настя?</h3>

    • <label>Секретарем;</label>
    • <label>Адвокатом;</label>
    • <label>Учительницей;</label>
    • <label>Художницей.</label>
    • Пояснение:«…Настя работала секретарем в Союзе художников…»

    В вопросе ошибка?

  6. Вопрос 6 из 11

    Как художники называли Настю?</h3>

    • <label>Хель;</label>
    • <label>Ингрид;</label>
    • <label>Сольвейг;</label>
    • <label>Хельга.</label>
    • Пояснение:«…Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза…»

    В вопросе ошибка?

  7. Вопрос 7 из 11

    Скульптура какого писателя смотрела на Настю насмешливо и с укором?</h3>

    • <label>Пушкина;</label>
    • <label>Лермонтова;</label>
    • <label>Тургенева;</label>
    • <label>Гоголя.</label>
    • Пояснение:«…– Покажите мне вашего Гоголя, – попросила Настя, чтобы переменить разговор…. …– Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу! Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек…»

    В вопросе ошибка?

  8. Вопрос 8 из 11

    Когда девушке принесли телеграмму с сообщением о смерти матери?</h3>

    • <label>Когда Настя собиралась домой;</label>
    • <label>Когда Настя находилась на выставке;</label>
    • <label>Когда Настя сильно заболела;</label>
    • <label>Когда Настя находилась на заседании совета.</label>
    • Пояснение:«…Выставка открылась вечером… В дверях появилась курьерша из Союза – добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму…»

    В вопросе ошибка?

  9. Вопрос 9 из 11

    Кто написал телеграмму, в которой сообщалось, что Настя уже едет домой?</h3>

    • <label>Сама Настя;</label>
    • <label>Молодая учительница;</label>
    • <label>Тихон;</label>
    • <label>Манюшка.</label>
    • Пояснение:«…Тихон пришел на почту, пошептался с почтарем Василием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и долго, вытирая рукавом усы, что-то писал на бланке корявыми буквами. Потом осторожно сложил бланк, засунул в шапку и поплелся к Катерине Петровне.» « — Вот! — сказал Тихон, осторожно развернул телеграмму и протянул ее Катерине Петровне. Но Катерина Петровна ее не взяла, а все так же умоляюще смотрела на Тихона. … Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, пригладил рыжие редкие волосы и глухим, неуверенным голосом прочел: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

    В вопросе ошибка?

  10. Вопрос 10 из 11

    Кто поцеловал в руку умершую Катерину Петровну?</h3>

    • <label>Молодая учительница;</label>
    • <label>Тихон;</label>
    • <label>Манюшка;</label>
    • <label>Настя.</label>
    • Пояснение:«…Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку…»

    В вопросе ошибка?

  11. Вопрос 11 из 11

    Почему Настя уезжала из Заборья крадучись?</h3>

    • <label>Она не хотела решать вопросы, касающиеся их старого дома;</label>
    • <label>Ей было тяжело вспоминать, как умирала ее мать;</label>
    • <label>Она боялась, что ее обвинят в смерти Катерины Петровны;</label>
    • <label>Она ощущала сильную вину и боялась расспросов.</label>
    • Пояснение:«…Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести…»

    В вопросе ошибка?

Опубликовано 27.04.2020 – 21:29 –

Тест по “Телеграмме” Паустовского

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngtest_po_rasskazu_telegramma.docx 13.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

1. О ком идет речь в данных строчках: «..молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, – и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле».

А) о Насте

Б) о Екатерине Петровне

В) о Екатерине Васильевне

Г) о Манюшке

2. Где жила Настя?

А) в Ленинграде

Б) в Москве

Г) в Саратове

Д) в Воронеже

3. Кем работала Настя?

А) продавцом

Б) актрисой

В) секретарем

Г) певицей

4. Как ласково назвала Екатерина Петровна свою дочь в письме?

А) любимая моя

Б) ненаглядная моя

В) голубка моя

Г) солнышко мое

5. Какое описание Насти соответствует тексту?

А) черные волосы и темные глаза

Б) белые волосы и голубые глаза

В) русые волосы и холодные глаза

Г) длинные волосы, собранные в пучок

6. Кто помогает матери Насти доживать свой век?

А) Степан

Б) Тимофеев

В) Паршин

Г) Тихон

7. Как называлась деревня, в которой жила Екатерина Петровна?

А) Вятское

Б) Жуковка

В) Заборье

Г) Полесье

8. О каком дереве идет речь: «Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

А) Клен

Б) Дуб

В) Береза

9. Когда приехала Настя к своей матери?

А) на третий день после похорон

Б) на второй день после похорон

В) приехала на сами похороны

Г) успела приехать до того, как мама умерла.

10. Кто из героинь: «подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла к разрушенной кирпичной ограде?»

А) Манюшка

Б) Настя

В) воспитательница

Г) молодая учительница

Материал взят с сайта «Инфоурок»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест “Выразительные средства”, уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям …

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов  RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать  им первоначальные…

Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый – Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest….

Тесты. Виды тестов

Важнейший элемент рейтиноговой системы – тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет…

ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу…

Тест по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”,тест по лирике поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне и итоговый тест по курсу литературы 8 класса.

Тесты рекомендуются как итоговый контроль….

Урок по технологии. “Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто”

Разработка урока по теме “Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто”….

  • Мне нравится

  На заключительном уроек по рассказу Паустовского “Телеграмма” проводится контрольная работа.Цель работы – проверка знания и понимания текста Паустовского. Работа даётся в 3 вариантах.Работа проводится для определения достижения конечных результатов обучения каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами, удобствот заключается в том, что зачёт предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематический зачет по рассказу «Телеграмма» может быть дифференцированным, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может отвечать на вопросы, потом писать сочинение, а затем беседовать с учителем.Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/test/telegramma-8-klass-po-rasskazu-paustovskogo.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/04/27/test-po-telegramme-paustovskogo
  • https://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/kontrol-naia-rabota-po-rasskazu-k-paustovskogho-tielieghramma

«ПОКА НЕ СТАЛО ПОЗДНО…»

ПО РАССКАЗУ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

VIII КЛАСС

Аннотация. Анализируя рассказ «Телеграмма»,
учитель помогает учащим- ся на основе исследования текста понять, какой урок
нравственности пре- подносит нам К.Г.Паустовский, что такое настоящая доброта,
осознать ценность семейных отношений и по-новому взглянуть на родных и близких.
Ключевые слова: благодарность, проблема одинокой старости, нрав- ственные
ценности, настоящая доброта, пейзажная зарисовка, связь чело- века и природы,
осознание вины, чувство дома, нравственный урок.

К счастью, за 45 лет педагогической дея-
тельности мне не приходилось сетовать на то, что «дети не читают». И вот
сейчас, к сожа- лению, соглашаюсь: книга уходит из жизни современного
школьника. Правда, по-преж- нему на мой вопрос: «Стоило читать это про-
изведение?», улыбаясь, отвечают: «Стоило!» Но я вижу: искорки в глазах
появляются только после изучения. А чтение по своему жела- нию — это уже редкое
явление. Новому поко- лению «не хватает времени». Поневоле начи- наешь
задумываться, как сделать так, чтобы чтение не стало принудительным заданием.

Готовясь к предстоящему учебному году, обычно
летом пересматриваю конспекты, произведения. Некоторые перечитываю с большим
волнением, по-другому восприни- мая. Так я заново прочитала рассказ К.Г.Па-
устовского «Телеграмма». Важно каждое сло- во этого замечательного писателя!
Захоте- лось, чтобы быстрее наступил учебный год: моим восьмиклассникам уже
нужно знать это произведение!

Рассказ — не назидание, в нём нет призы- ва:
«Любите родителей, пишите им письма, не забывайте». Слово автора о большем.
Великий мастер приглашает нас на конкретном приме- ре из жизни поразмышлять о
настоящей доб- роте, о подлинном милосердии. Рассказ пе- чальный, но красивый
по своей сути, потому что осветляет душу, просто, ненавязчиво при-

34 Литература в школе. 2017. № 1.

зывает к человечности. Нельзя, прочитав его,
сделать что-то плохое. Поэтому главная цель уроков, посвящённых Паустовскому, —
научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, помочь
детям сформировать собственную жизненную позицию.

Познакомившись с методическим разра- ботками
уроков замечательных учителей, взяв на вооружение понравившиеся мысли, я на-
писала свой конспект урока и решила пред- ложить его вашему вниманию.

Тип: урок-исследование.

Методы: проблемный (беседа) с исполь- зованием
ИКТ и применением технологии критического мышления.

Цель: определить идейное звучание рас- сказа
К.Г.Паустовского «Телеграмма», автор- скую позицию, активизировать творческие
силы учащихся, их интеллектуальный и эмо- ционально-эстетический потенциал для
фор- мулирования своего читательского мнения о поднятой писателем проблеме и
помочь пе- ресмотреть (если в этом есть необходимость) своё отношение к родным
и близким.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского;
репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», А.Шилова «Зацвёл багульник»,
«Моя бабушка»; презентация Microsoft PowerPoint.

Записи на доске: Сольвейг (в переводе с
норвежского языка — солнечный путь) — оли- цетворение поэтичности, красоты.

Пустельга — 1. Хищная птица семейства
соколиных. 2. Пустой, легкомысленный че- ловек.

Эпиграфы:

Спешите делать добрые дела.

А.Я.Яшин Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы все в долгу, — это Мать.

М.Горький

За добро плати добром.

К.Г.Паустовский

Предварительное домашнее задание:

При чтении сделать пометки на полях для более
эффективного размышления над текс- том: «–» — думал иначе; «+» — интересно и
неожиданно; «?» — есть вопросы.

Начинаю урок с эмоционального настроя.
Рассказываю об удивительном случае из био- графии К.Г.Паустовского (по
воспоминаниям известного киносценариста, публициста, писа- теля Олега
Осетинского). Это и будет (на стадии вызова) мотивацией к дальнейшей работе.

Слайд 1. Портрет К.Г.Паустовского.

Слайд 2. На слайде две фотографии: портрет
Марлен Дитрих и «Дитрих у ног Па- устовского».

— Перед вами портрет К.Г.Паустовского и
портрет Марлен Дитрих, известной немец- кой и американской актрисы, певицы.
Часто

её называли эталоном моды и красоты, не-
досягаемой звездой. Как-то в конце одного из концертов вышел с поздравлениями и
комплиментами крупный представитель вла- сти и любезно спросил Дитрих: «Что бы
вы хотели ещё увидеть в Москве? Кремль, Боль- шой театр, Мавзолей?» И эта
недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: «Я бы хотела
увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Сказать, что присутствую- щие были ошарашены, — значит не сказать ничего.
Мировая звезда — и Паустовский?! Все зашептались: что-то тут не то! Приняли это
за причуды звезды! И к вечеру этого са- мого Паустовского, уже умирающего в
боль- нице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда
компе- тентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался.
Потребовали! Не вышло. Пришлось умолять. Умолили…

И вот при громадном скоплении народа вечером
на сцену Центрального дома лите- раторов поднялся, чуть пошатываясь, худой
старик. А через секунду на сцену вышла ле- гендарная звезда… и вдруг, не сказав
ни

единого слова, встала перед ним на колени. А
потом, схватив его руку, начала её целовать и прижимать к своему лицу, залитому
абсо- лютно не киношными слезами. И весь боль- шой зал беззвучно… замер. И
только потом вдруг — медленно, неуверенно… начал вста- вать. Встали все. Зал
прорвало просто беше- ным водопадом рукоплесканий! А потом, ко- гда замершего
от страха Паустовского уса- дили в старое кресло, а блестящий от слёз зал,
отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг немало,
но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского
писателя Константина Паустовского «Теле- грамма», который она случайно
прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому
юношеству. И, быстро утерев последнюю слезу, Марлен очень просто сказала: «С
тех пор я чувствова- ла как бы некий долг — поцеловать руку пи- сателя, который
это написал. И вот — сбы- лось! Я счастлива, что успела это сделать. Спасибо
вам всем — и спасибо России!»

Вот так неожиданно в недоступной звезде
открылось трепетно бьющееся сердце. Жен-

щина, купавшаяся в роскоши и славе, считает
себя счастливой, потому что успела, как она говорит, выразить благодарность
русскому писателю К.Г.Паустовскому, ведь это он ска- зал: главное — успеть,
«пока не стало поздно».

—        Если вы согласны, я предлагаю эти
слова сделать темой урока: «Пока не стало поздно…» (Слайд 3). На доске написано
не- сколько эпиграфов. К концу урока выберем один, который бы раскрывал
основную мысль рассказа и наших размышлений.

Беседа по рассказу.

— Вы тоже прочитали рассказ «Телеграм- ма».
Какое впечатление он произвёл на вас? (Смысл ответов сводится к одному: «Очень

жаль главную героиню, от этого грустно».)

— Как вы думаете, почему Марлен Дитрих встала
перед писателем на колени, за что она его благодарила? (Наверное, за то, что
К.Г.Паустовский с необыкновенной любовью пишет о простых людях, трепетно
говорит о матери.)

Да, народ всегда чтил мать. Её облик во всей
мировой культуре наделён самыми свет- лыми чертами: она и подательница жизни, и
кормилица, и защитница детей, и хранитель- ница семейного очага. А сколько
поэтических строк посвящено Матери!

Удивительный образ Матери создал итальянский
художник Рафаэль. Вглядитесь внимательно в картину «Сикстинская Мадон- на»
(слайд 4). Что на ней изображено? (Пре- красная молодая женщина с ребёнком на
ру- ках легко ступает по облакам навстречу тра- гической судьбе. Чтобы люди
были счастливы, Мария должна отдать своего Сына — Иисуса Христа — на страдание
и муку. Мы видим, она нежно прижимает своего Сына к себе. Глаза её печальны.
Мария готова отдать и жизнь ради спасения Сына. Но пред- назначение у Него
другое. И Мария готова к жертве ради людей. Так Рафаэль славит ве- личие
женщины-матери.)

Итак, сегодня мы будем говорить о писа- теле,
произведения которого заставляют ду- мать, волнуют сердце. В рассказе «Теле-
грамма» нет восторженных слов, назиданий: поступай так, а не так… К.Паустовский
про- сто, даже обыденно просит остановиться, оглянуться, увидеть старого,
больного чело- века и прочесть письмо, от которого стано- вится тревожно на
душе.

Рассказывает заранее подготовленная ученица
или учитель (обязательно наизусть!):

«Ненаглядная моя. Зиму эту я не пережи- ву.
Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я
стала и слаба до того, что тяжело мне не то что хо- дить, а даже сидеть и
лежать, — смерть за- была ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уже не тот, — да я
его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была
такая длинная, как эта осень».

—        Кому адресовано это трогательное
письмо? (Катерина Петровна пишет дочери.)

—        Что-то тронуло, взволновало вас в
судь- бе этой женщины? (Катерина Петровна совер- шенно одинока. Она напрасно
ожидает приезда

К.С.Петров-Водкин. Портрет А.П.Петровой,
матери художника. 1909

дочери, которая уже три года не была в Заборье

35

и редко когда напоминает о себе письмом или
переводом с одними и теми же словами: «Дел столько, что и написать некогда».)

Ребята чувствуют осуждение автора и вместе с
ним возмущаются поступком Насти. Но Паустовский пишет не только об этом. Ему
хочется поговорить со своими читателя- ми о вечных ценностях. Чтобы увидеть
это, нужно внимательнее вглядеться в текст, в каждое слово, рассмотреть других
героев, поэтому предлагаю провести исследователь- скую работу над рассказом.

—        Как вы можете определить общую про-
блему рассказа? (Взаимоотношения детей и родителей.)

Правильно, К.Г.Паустовский затрагивает один из
важнейших жизненных вопросов — взаимоотношения детей и родителей. Если они
нарушаются, возникает проблема одино- кой старости. Всегда ли дети спешат на
помощь родителям, живущим где-то далеко, не забы- вают ли писать письма,
достаточно ли про- являют внимания, умеют ли позаботиться? Вот вопросы, о
которых подумаем и поговорим.

—        Обратимся к началу рассказа. С чего
начинается произведение? (С небольшой пейзажной зарисовки.)

Слайд 5. Читаем от слов: «Октябрь был на
редкость холодный, ненастный…»

—        «Спутанная трава», дождь «назойливо
сыпался», тучи «тащились». О чём заставляет задуматься такое начало? (Мрачная
картина осени предвещает нерадостные события.)

—        Какую роль играет деталь — «один ма-
ленький подсолнечник»? (Этот образ несёт символический смысл. Деталью
подчёркива- ется одиночество героини. Она тоже, как и подсолнечник, одинока.
Печален человек, пе- чальна природа.).

—        Обратимся к деталям интерьера. На-

А.Шилов. Не пишут. 1988

зовите их. А какова их роль? (Грустную кар-
тину пейзажа дополняют детали интерьера. Горький запах нетопленых печей,
потускнев- шие картины, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе,
давно не чи- щенный самовар — всё говорит о том, что жизнь уходит из старого
дома.)

—        Каково душевное состояние Катерины
Петровны? (Она одинока, ей не с кем погово- рить.)

—        О каких моментах жизни героини вы
читали с особенным волнением?

Ребята могут зачитать помеченное на по- лях
или пересказать. Их трогает внешний вид героини: маленькая, сгорбленная,
молчали- вая, беспомощная. Невозможно спокойно чи- тать о том, как почтарь
Василий приносил пе- ревод на 200 рублей и как «Катерина Петров- на сидела
растерянная, с деньгами в руках, осторожно перебирала пухлые бумажки. От
старости она забывала, что деньги вовсе не те, какие были в руках у Насти. А ей
казалось, что от денег пахнет духами».

—        Почему она плакала? (От душевной
боли, разочарования. Она ждала, надеялась, что дочь приедет, а дочь никак не
ехала.)

Обращаемся к репродукциям картин Александра
Шилова: «Моя бабушка», «Зацвёл багульник». (Слайды 6, 7.)

36 Литература в школе. 2017. № 1.

—        Обратите внимание на портреты
Александра Шилова. Есть ли что-то общее между Катериной Петровной и этими ба-
бушками? (Все героини «старенькие, род- ные, близкие, все в ожидании чего-то,
их хочется защитить».)

Действительно, наш взгляд цепляется за детали,
от которых щемит сердце. Здесь нет ярких красок, но трогают душу эти портреты.

—        Почему Катерина Петровна очень ред-
ко писала своей дочери? («Катерина Петров- на знала, что Насте теперь не до
неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы. Лучше не
мешать». Поэтому Кате- рина Петровна очень редко писала, но «ду- мала о ней все
дни, сидя на краешке продав- ленного дивана».)

—        Боялась помешать… Как странно зву-
чит! Ведь это мать! Разве мать может поме- шать письмом? Что вы об этом
думаете?..

—        Почему же всё-таки однажды она ре-
шилась написать? После чего? (Ей показа- лось, что кто-то долго стучал в
калитку, кото- рая была заколочена несколько лет, и Кате- рина Петровна
подумала, что дочь не могла знать об этом и стучала.)

Прочитаем этот эпизод от слов: «Поза- бытые
звёзды пронзительно смотрели на небо…» — до слов: «…пожалела клён, потро-

гала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же
ночь написала Насте письмо» (слайд 8).

—        Как вы думаете, а этот пейзаж играет
какую-то роль? (В судьбе клёна тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему
некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи». Не случайно Катерина
Петровна пожа- лела клён.) А какое слово находит автор для звёзд?
(«Позабытые».) Как называется это изобразительное средство? (Эпитет.) Что вы
можете сказать о его роли? (Эпитет «поза- бытые» подчёркивает одиночество
Катерины Петровны, ведь и её тоже позабыли. Описа- ние клёна помогает понять
настроение ге- роини, её переживания.)

—        Итак, страдает человек, и природа у
Паустовского сочувствует ему. И вот после этой встречи Катерина Петровна
решается напомнить дочери о себе. Почему? (Она по- няла, что жить ей осталось
совсем мало, и осмелилась попросить дочку приехать хоть на один день, чтобы
попрощаться с ней.)

—        Вас что-нибудь удивляет в этом пись-
ме? (Несмотря ни на что, она любит свою дочь, называя её «ненаглядная моя».
Очень просто пишет о приближении смерти.)

—        Посмотрите, героиня ни на что не жа-
луется. Обычно пишут о родственниках, о себе, а она о природе. Почему? (Именно
при-

рода помогает ей жить. И сад, и клён она жа-
леет, так как посадила его давно, ещё девуш- кой-хохотушкой. Это всё близкий ей
мир.)

Образ Насти.

—        Перенесёмся в Ленинград. Что же На-
стя? Чем занимается этот единственный для Катерины Петровны родной человек?
(Рабо- тает секретарём в Союзе художников.)

—        Автор рассказывает о том, как Настя
помогла художнику Тимофееву. Как вы ду- маете, почему она это сделала? (В её
обя- занности входило помогать молодым худож- никам, устраивать выставки,
конкурсы.) По- лучается, помогла Тимофееву организовать выставку только по
обязанности?

—        Давайте посмотрим, как она проявила
себя в организации этой выставки. (Проявила настойчивость, решительность,
упорство, го- рячую заинтересованность, внимание к судь- бе художника. «Прошла
к председателю, дол- го говорила с ним, доказывала и всё-таки убедила».)

—        О чём это говорит? (Была действитель-
но заинтересованной, всё делала от души.)

—        А художник был талантливым? (Да.)

—        Какой факт говорит об этом? (Настя
посмотрела на Гоголя и вздрогнула, увидев,

«как на виске бьётся тонкая жилка». Гоголь был
как настоящий. Именно эта деталь гово- рит о большом таланте, о настоящем
искус- стве.)

—        Зная об участии Насти в судьбе худож-
ника, можно ли сказать, что это очень чёрст- вый человек? (Нет. Не чёрствый и
не бездуш- ный, а внимательный человек Настя. В Союзе художников её ценят
именно за чуткость и внимание.)

Способность ставить вопросы к тексту и искать
смыслы в прочитанном говорит о раз- витом критическом мышлении учащихся, ко-
торое нередко понимают как выискивание недостатков, что неверно. Надо развивать
такое мышление.

—        Представьте, что вы встретились с На-
стей. Что бы вы у неё спросили? Какой вопрос хотели бы задать? (Все сошлись в
едином мнении, хотелось бы спросить: «Почему же ты, думая о чужом человеке,
помогая ему, за- была о самом родном и близком?»)

—        А вы как думаете, почему в отношении
к матери Настя другая? Ведь получает она письмо именно в то время, когда
помогает чужому человеку. Вам нравится её поведение при получении письма?

Идёт поиск ответов. Кому-то не нравится, что
Настя получила письмо и спрятала в су- мочку, не читая: «Не видела мать три
года, а письмо не стала читать, только дома прочла». Кто-то пытается её
оправдать: «На работе не всегда есть возможность прочитать письмо».

Направляю к тексту.

—        А как дочь отнеслась к просьбе матери
приехать? Что она подумала в этот момент?

Читаем: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда
вырвешься!»

Пытаемся осмыслить эту фразу. Насте некогда, у
неё работа, важное дело. Но не звучит ли это простым оправданием? Вполне
возможно — для успокоения совести. Ведь

главная причина была другая: она тут же по-
думала о переполненных поездах, о тряской телеге, о материнских слезах и скуке
сель- ских дней и положила письмо в ящик пись- менного стола, решив, что, раз
письмо при- шло, значит, мать жива.

—        Прямой авторской оценки поступков
Насти нет. Но вы её чувствуете?.. В какой-то момент совесть понемногу начинает
просы- паться. Вы заметили этот момент? (Совесть пробудил Гоголь: «А письмо-то
в сумочке не- распечатанное, — казалось, говорили свер- лящие гоголевские
глаза. — Эх ты, сорока!»)

Самостоятельный поиск ответа на вопрос с
опорой на текст радует. Нашли в рассказе ещё один момент косвенного выражения
оценки героини: «Все смотрели на Першина, но чей-то взгляд, тяжёлый и
пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе и боя- лась поднять голову.
“Кто бы это мог быть? — подумала она. — Неужели кто-нибудь дога- дался? Как
глупо”».

Догадался о чём? Понятно: где-то в глу- бине
души Настя осознаёт, что она просто не хочет ехать, не желая обременять себя
не- удобствами и хлопотами. «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их:
Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показа- лось, что Гоголь тихо сказал
сквозь стиснутые зубы: “Эх ты!”» Догадываемся, что Гоголь усмехается, «глядя»
на Настю, потому что её совесть мучает.

—        Художники прозвали Настю Сольвейг.
Как вы думаете, заслуживает она этого?

Слайд 9. Сольвейг (героиня пьесы Ген- рика
Ибсена «Пер Гюнт») в переводе означает

«солнечный путь». Она умела вызвать в душах
людей светлый праздник, отличалась добро- той, отзывчивостью, верностью.

Осознаём, что сравнение с Сольвейг ока- залось
ошибочным. Это подтверждает очень образный эпитет: «Художники звали её Соль-
вейг за русые волосы и большие холодные глаза».

—        Посмотрите, какой разоблачающий
эпитет! К какому выводу он нас подводит? (Л.Н.Толстой назвал глаза зеркалом
души. Холодные глаза говорят о равнодушии. Оче- видно, и сердце такое же.
М.Горький сказал:

«Есть на земле прекраснейшее существо, у
которого мы все в долгу, — это мать». Об этом долге Настя и забыла.)

—        Рассказ Паустовского предполагает
неспешные раздумья над поступками чело- века. Какая же она, Настя? Попытаемся
об- общить всё сказанное о Насте и сделать вы- вод. Появляются две колонки на
доске и в тетрадях: равнодушная — сочувствующая. Ребята постепенно выполняют
задание: при- водят примеры поступков Насти как дочери и как секретаря, характеризуя
её отрицатель- ные и положительные стороны:

не ехала к матери — приезжала три года назад;

не писала писем — посылала деньги; спрятала
письмо, не читая, — работы было много;

оберегает себя от неудобств — чувство
облегчения: мать жива;

скомкала телеграмму — решение помочь
Тимофееву;

солгала, сказав: «От знакомой», — на-
стойчивая, требовательная;

любовалась собой, думала о себе — укор Гоголя
— укол — чувство совести;

нет чувства благодарности — получает
благодарность художника;

слушала похвалу — осознала вину. Обсуждение
записей помогает система-

тизировать всё сказанное о Насте, установить
причинно-следственные связи и избежать ка- тегоричности в утверждениях. Настя —
живой человек. Есть в ней и хорошее, и плохое. Мать — это самое святое.
Понимает ли это На- стя? Мать дала Насте жизнь. Дочь получила об- разование,
престижную работу. Всё у неё в жизни устроилось хорошо. Но почему в её раз-
меренную жизнь не входит забота о матери? Получается, что доброта Насти
показная, не- настоящая. Чувствуется какая-то фальшь. Вот седой художник
подходит к Насте со словами благодарности: «Прекрасно сделали. А то у нас,
знаете ли, много болтающих о внимании… о заботе и чуткости, а как дойдёт до
дела, так натыкаешься на пустые глаза». Не о ней ли эти слова? И дальше Насте
приходится снова лгать. Держа в руках скомканную телеграмму, на во- прос:
«Ничего неприятного?», она отвечает:

«Нет. Это так… От одной знакомой…»

Осмысление названия рассказа

—        Рассказ называется «Телеграмма».
Сколько их было? Кто их адресаты и адре- санты? (Две телеграммы. Первая
отправле- на Тихоном Насте в Ленинград, вторая — матери.)

—        Подумайте, какую телеграмму имел в
виду автор? (Вторую.) Почему? (Обе теле- граммы были отправлены Тихоном. Но
вторая написана тогда, когда все уже поняли: Кате- рина Петровна доживает
последние дни. Только надежда увидеть дочь поддерживала в ней жизнь.) Зачем
Тихон отправил теле- грамму от имени Насти? (Чтобы облегчить страдания
Катерины, Тихон решает послать телеграмму от имени дочери.)

—        Ребята, а вы поняли, почему Катерина
Петровна тихо сказала: «Не надо, Тиша! Не надо, милый! Бог с тобой!»? (Она
поняла, что телеграмма написана не Настей.)

—        В чём важность этой телеграммы, по-
ступка Тихона? (Поступок Тихона — искрен- ний поступок добра и милосердия. Он
ока- зался по-настоящему отзывчивым, действи- тельно переживал за свою соседку,
его порыв — свидетельство сострадания, вели- кодушия.)

Приходим к выводу: это нравственный урок всем
нам. Простой, скромный человек проявил настоящую человеческую доброту. Искренняя
доброта свойственна и Манюшке. Она, ничего не требуя взамен, каждый день
согревает Катерину Петровну своей душев- ной теплотой: принесёт воды из
колодца, подметёт пол, поставит самовар, а последние шесть суток вообще не
отходила от Катерины

37

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Петровны. Эти скромные, простые люди, ко-
торых любил К.Г.Паустовский, незаметны, не умеют красиво говорить, но никогда
не прой- дут мимо чужого горя.

Очень интересный приём — показать на- стоящую
доброту не через осуждение плохого в Насте, а через изображение хорошего в лю-
дях. Именно Тихону доверяет писатель очень важные слова, обращённые к Манюшке:
«За добро плати добром, не будь пустельгой» (слайд 10). Выясняем значение слова
пу- стельга (пустой, легкомысленный человек). Но ведь эти слова Паустовского
обращены и к нам (Манюшка-то как раз относится к миру добрых людей), ко всем
читателям. Наша рус- ская литература всегда даёт нам нравствен- ный ориентир,
чтобы мы отличали добро и зло, милосердие и жестокость, правду и ложь.

Анализ эпилога

—        Нужна ли в композиции рассказа эта
маленькая часть? (Здесь самое важное — осознание вины.) Настя проплакала всю
ночь. А это слёзы раскаяния. И это уже хорошо. Только теперь она поняла, что
никто так не любил её, как мать. Совесть (наконец-то!) проснулась. Но автор
предупреждает: всё надо делать вовремя, пока не стало поздно. Осознание ошибки
пришло слишком позд- но — живой Настя мать не застала. Вот и при- шлось уезжать
из Заборья «крадучись, ста- раясь, чтобы никто не увидел».

В эпилог введён ещё один образ — учи-
тельницы. Мы уже убедились: у такого писа- теля, как Паустовский, ничего не
может быть

случайным, так? (Так. Это последний упрёк
Насте. Учительница молодая, «совсем ещё девочка», застенчивая, но пришла на
похоро- ны отдать последний поклон и поцеловать руку старого человека. Её
душевная чуткость противопоставлена Настиной глухоте. У неё тоже старенькая
мать, оставшаяся в городе. И мы уверены, что учительница окажется добрее к
своей матери, чем Настя.)

Рефлексия

—        Скажите, какое средство связи ис-
пользуется у нас сейчас чаще всего? (Сото- вая, мобильная, через Интернет.) А
письма пишут сейчас? (Очень редко, может быть, старые люди.)

Подхватываю сказанное и задаю прово- цирующий
вопрос:

—        Да, письма сейчас пишут редко. Но, с
другой стороны, получается, что в наше вре- мя родные не оставят близкого
человека в одиночестве: позвонил в любое время, и всё! И тогда рассказ
Паустовского о прошлом сейчас не актуален? Может, и читать его нет
необходимости?

Надеюсь услышать от своих питомцев несогласие
с таким мнением. И ребята отве- чают, возвращаясь к письму, которое мы чи- тали
в начале урока: дело не только в письмах, мать хочет «поглядеть на дочь,
подержать руки», голос дочери услышать, почувствовать заботу, просто побыть рядом
с ней. Она име- ет на это право.

—        Какой из эпиграфов, на ваш взгляд,
раскрывает идейный смысл рассказа? (Каж-

дый из них раскрывает по-своему его основ- ную
мысль.)

—        Я рада тому, что вас тронул рассказ
Паустовского. Очень хочется, чтобы в мыслях вы возвращались к нему, спрашивая
себя: «А я-то не пустельга?» Без чувства дома мы как дерево без корней.
Согласны?..

Слайд 11. Домашнее задание (на выбор):
напишите эссе на одну из тем: «Мои мыс-

ли после прочитанного», «Какой(ая) я сын
(дочь)?»;

составьте синквейн на одну из тем: «На- стя»,
«Тихон».

ЛИТЕРАТУРА

1.         ЗОЛОТАРЁВА И.В., КРЫСОВА Т.А.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М: ВАКО, 2006.

2.         Инфоурок. Сайт учителя. Иванова
В.И. Разработка урока по рассказу К.Г.Паустов- ского «Телеграмма».

3.         ЛЕВАШОВА Т.Т. Пока не стало позд-
но // Литература в школе. — 1996. — № 6.

4.         К.Г.Паустовский в школе //
Литература в школе. — 1996. — № 6.

5.         Репродукции картин А.Шилова. Серия

«Женские образы Александра Шилова». Kar-
tin.net.index.php?q=painters/shilov-aleksandr

6.         Социальная сеть работников
образова- ния — nsportal.ru. Ушанфа О.Т. Урок лите- ратуры в 8 классе по
рассказу К.Г.Паустов- ского «Телеграмма».

7.         Социальная сеть работников
образова- ния — nsportal.ru. Шалагинова Н.А. Разра- ботка урока по литературе.
Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма».

«Телеграмма» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

  • Катерина Петровна — старая женщина, дочь известного художника, деликатная, скромная.
  • Настя — дочь Катерины Петровны. Это девушка увлечённая работой, делающая её от всего сердца, помогающая художникам и скульпторам. Но её сердце закрыто для самого родного человека — матери.

Другие персонажи

  • Тимофеев — молодой талантливый скульптор.
  • Манюшка — добрая девочка, помогавшая Катерине Петровне по хозяйству.
  • Тихон — сторож при пожарном сарае в селе Загорье, добрый человек.
  • Василий — почтальон в Заборье.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

  • отношениям между родителями и детьми;
  • одинокая старость;
  • равнодушие и невнимательность детей к родителям;
  • муки совести.

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Константин Паустовский — Телеграмма:
Краткое содержание

Село Заборье, пасмурный дождливый октябрь. В доме, построенном в родном селе ее отцом, известным петербургским художником, доживает Катерина Петровна. Дом с садом – «мемориальный», под охраной музея. Сгорбленная, маленькая старушка днями сидит на продавленном диванчике в холоде и пыли. Здоровье слабое, глаза плохо видят. Ей одиноко и скучно, не с кем вспомнить прошлое, Париж, искусство. Как живой, с ней один огонек керосиновой лампы. К ней ходит Манюшка, дочка сапожника, да сторож Тихон. Девчонка носит воду, прибирается, сторож рубит гнилые деревья в саду. Он помнит отца Катерины Петровны. Она дарит Манюшке перчатки, шляпу, перья страуса времен своей молодости. Все знают, что у старушки есть дочка Настя. Она секретарь Союза художников и живет в Ленинграде. И три года не была у мамы. Зато шлет ей почтой раз в 2-3 месяца перевод на 200 рублей. Катерина Петровна читает скупые слова к переводу: занята, на письмо времени нет. А от денег, кажется ей, пахнет дочкиными духами.

За весь год она вышла из дома только раз в том самом октябре. Показалось, что кто-то стучится в калитку сада. Но стоял там только «озябший» клен, посаженный еще юной Катериной. Жалко теперь на него смотреть. Той же ночью села за письмо «ненаглядной» дочке. Звала повидаться перед смертью, хоть на денек. Писала она Насте редко: у «молодых свои дела», «свое счастье», зачем мешать.

Настя (художники звали ее красавицей Сольвейг) весь рабочий день носила то письмо нераспечатанным. Пишет – «значит, жива». Заскочила в мастерскую молодого скульптора Тимофеева. У того жалоба на холод и равнодушие коллег. Настя обещает сделать выставку его скульптур. Ей самой нравится одна, где Гоголь, как живой. В этот раз он глядит на нее с упреком, будто знает про письмо. Через 2 недели выставка состоялась. Пока все благодарили Анастасию Семеновну за заботу и чуткость к талантам, ей подали в руку телеграмму. «Катя помирает. Тихон». Настя отогнала от себя страшную мысль. И опять на нее смотрел Гоголь: «Эх, ты!» После выставки Настя в слезах поняла: нет у нее «никого в жизни», никто ее так не любит, как мать. Успеет ли она попросить у нее прощенья?

Тем временем Тихон принес умирающей старушке телеграмму. Якобы от Насти. Но старушка поняла, что он просто хотел ее утешить: «Не надо, милый». Настя не едет, да и подпись обман: «твоя любящая дочь». Тихон учит Манюшку: «за добро плати добром». Умерла Катерина Петровна при Манюшке. На другой день ее хоронили. Посветлело, выпал снежок. За гробом шли старухи да дети. Подошла к гробу и новая учительница, «совсем еще девочка». У нее в городе точно такая же мать-старушка. Бабки объясняют: да, покойница была одинокая, хотя и дочка есть. Девушка целует мертвой руку. А за кладбищенской оградой – «любимая, чуть печальная, родная земля». Через пару дней, «крадучись», приехала Настя. Была на кладбище, плакала в пустом доме. И уехала, ни с кем не встретившись. Ей казалось, что люди не снимут с нее «непоправимой вины, невыносимой тяжести». Могла только Катерина Петровна, но ее уже нет.

Читательский дневник по рассказу «Телеграмма» Паустовского

Сюжет

Старая Катерина Петровна – дочь художника. Она живет на малой родине, в селе Заборье. Дочка Настя из города приезжала 3 года назад, деньги шлет, а писем не пишет. Сторож Тихон телеграммой зовет Настю к матери. А потом делает вид, что была ответная телеграмма: еду! Но Настя делает выставку скульптору. Старушка умирает в одиночестве. К похоронам Настя опоздала. Теперь ей стыдно за отношение к матери.

Отзыв

Смысл названия – в предупреждении всем нам, знак близкой беды. Обе телеграммы – от чужого, но неравнодушного человека. Тема родства, семьи, любви между родителями и взрослыми детьми, одиночества и чуткости. Все герои извлекли нравственные уроки. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»: это урок Насти. И чувство вины на всю жизнь. Она сочувствовала чужому человеку, а о матери забыла. А ведь через мать и деда она выбрала себе профессию. «Плати за добро добром»: урок Манюшки. Учительнице напомнили про ее мать. Она схожа с Настей: молода и уехала из дома. Но суета ее не затянула, она помнит, что в жизни главное. Образ родной земли, тоже одинокой матери. Ее детям скучно в селе, в местах, где жили предки. Старый клен – образ старого друга. Рассказ учит хранить в себе душевное тепло, делиться им, особенно с близкими, пока не поздно.

Краткое содержание К. Паустовский «Телеграмма»

kratkoe soderzhanie paustovskij telegramma main

Произведение Паустовского «Телеграмма» (краткое содержание) поможет познакомиться с основными персонажами и мыслью, которую автор хотел донести до читателя.

Информация будет полезна поступающим в вузы, школьникам, педагогам, а также родителям, которым не безразлично обучение ребенка.

Краткое описание персонажей

Героев повести можно разделить на главных и второстепенных персонажей. К главным (основным) героям относятся:

  • Катерина Петровна. Это мать Насти. Женщина преклонных лет, знает, что жить ей осталось немного.
  • Настя – дочь Катерины. Девочка выросла и уехала в город. Заботы и хлопоты мешают ей навещать мать. Ей даже некогда написать ей письмо. Не приезжала в родительский дом уже несколько лет.

Второстепенные герои помогают лучше раскрыть образы главных персонажей. Их характеристика также важна.

Автор знакомит читателя со следующими персонажами:

  • Тихон. Он сторожит пожарную часть, сарай.
  • Манюшка — дочка сапожника. Девочка навещает престарелую Катерину, помогает ей по хозяйству.

Характер героев раскрывается в произведении через их поступки и слова.

Важно! Чтения краткого содержания «Телеграммы» не всегда бывает достаточно. Настоятельно рекомендуем познакомиться с этой небольшой повестью в полном варианте.

Пересказ в тезисах

Повесть «Телеграмма» К. Паустовского в кратком содержании удастся выразить в тезисах. Это позволит освежить в памяти оригинал. Пересказ в таком случае будет выглядеть так:

  1. Болезнь Катерины: стало труднее вставать и видеть.
  2. Предчувствие скорой смерти.
  3. Описание Насти: письма матери были укором и облегчением одновременно.
  4. Телеграмма от Тихона: Катя помирает.
  5. Сборы дочери к матери: кассир помогла ей с билетами.
  6. Похороны Катерины: поцелуй молодой учительницы.
  7. Приезд Насти: никто не мог снять с души чувства вины.

Такой план рассказа позволит не потерять нить развивающегося сюжета и напомнит о событиях, происходящих в произведении.

Тем не менее, рекомендуем все же читать «Телеграмму» Константина Паустовского в полном варианте.

Краткое содержание рассказа

Краткое содержание произведения Паустовского поможет подготовиться к уроку. Оно также будет полезно при написании сочинений.

Действие первой главы начинается с описания осени. Это важно упомянуть при пересказе. Описание холодной, мрачной погоды позволяет понять, какое душевное состояние испытывала старая женщина.

Старуха болела, она знала, что доживает последние дни.

Краткое содержание К. Паустовский «Телеграмма»

Катерина страдала от одиночества, ей даже не с кем было поговорить

Но не это тяготило ее. Она страдала от одиночества. Катерине было не с кем поговорить. Старуху навещал лишь старый сторож Тихон, да дочка сапожника Манюшка.

Не было и дня, чтобы Катерина не вспоминала дочь Настю. Та выросла и покинула отчий дом, уехала в Ленинград. Дочь не приезжала к матери уже три года и даже не писала ей. Однако слала переводы. Этим самым Настя успокаивала свою совесть.

Катерина, предчувствуя скорую смерть, пишет Насте письмо с просьбой приехать. Настя в это время занята организацией выставки. Автор описывает, что письма мамы вызывали у дочери два чувства: облегчение (значит мать жива) и вину. Тем не менее, дочь не отложила дел и продолжила заниматься работой. Письмо Настя убирает в ящик стола. Читает его она не сразу. Хотя женщине и кажется, что даже Гоголь с портрета смотрит на нее с укором и просит прочесть послание.

Спустя две недели, во время проведения выставки, Насте приносят телеграмму от Тихона. Сторож сообщает ей о тяжелом состоянии матери. Женщина чувствует вину и понимает, скольким обязана матери. Она торопится на вокзал, но билетов нет. Насте помогает кассирша.

Затем описывается момент смерти Катерины. Тихон, чтобы утешить умирающую, сам пишет ей телеграмму от имени дочери, в которой сообщается о скором приезде Насти. Катерина облегченно вздыхает и умирает.

Во время похорон к телу покойной Катерине подходит учительница. Старуха напомнила ей собственную мать. Она наклоняется над гробом и целует покойницу.

Настя приехала только на вторые сутки после того, как покойницу погребли.

Она плачет всю ночь и покидает родную деревню так, чтобы ее никто не видел, как вор.

Ей стыдно, она чувствует, что никто не сможет снять это состояние, кроме матери. Но получить прощение уже невозможно.

Основная идея

Автор в произведении показывает, как люди не ценят время и близких. Повседневная суета не позволяет им уделять родным должное внимание.

Только когда близкие умирают, они понимают, что все остальное было неважным. Однако время назад вернуть нельзя.

Паустовский говорит о том, как важно успеть все делать вовремя. В противном случае этого уже не случится никогда. С чувством вины Насте придется жить всю жизнь, ведь прощение матери получить невозможно.

Нельзя утверждать, что автор осуждает Настю. Таково все поколение. Настя по-своему заботится о матери: отправляет ей деньги. Но родительнице важнее внимание, а этого ей дочь не дает.

Произведение написано в назидание, как урок, чтобы дети не забывали о своих родителях при их жизни. Дела останутся, а близкие могут покинуть нас навсегда. Это долг детей: не забывать тех, кто вырастил и воспитал их. Важно помнить и то, что такая же судьба может настигнуть самих детей в старости.

  • Проверочная работа по литературному чтению 4 класс пнш по разделу постигаем законы волшебной сказки
  • Проверочная работа по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане школа россии с ответами
  • Проверочная работа по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане школа россии ответы
  • Проверочная работа по разделу мир сказок 2 класс школа 21 века
  • Проверочная работа по литературному чтению 4 класс школа россии по разделу литературные сказки