Проверочная работа по рассказу мальчики чехов 4 класс

Сюжетно-композиционные особенности рассказаэкспозиция рассказа представление главных героев володи королева и господина чечевицына и их приезд домой. завязкой служит сцена

Сюжетно-композиционные особенности рассказа

Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и господина Чечевицына) и их приезд домой. Завязкой служит сцена семейного чаепития, где обращает на себя внимание странное поведение мальчиков. Вечером Чечевицын, красочно описывая предстоящие приключения, уговаривает Володю бежать «куда-то в Америку», чтобы там добывать золото. Кульминация наступает, когда мальчики не являются на обед. Обеспокоенная семья Володи начинает их поиски. Развязка событий наступает спустя сутки, когда мальчиков привозят домой. Их задержали в Гостином Дворе, куда они попали в поисках пороха для пистолета. В отличие от невозмутимого друга Володя сильно раскаивается в своем поступке. В эпилоге, в момент отъезда, Чечевицын написал в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Художественное пространство рассказа сжато, ограничено рамками дома Королевых. Художественное время длительное (действие происходит несколько дней), конечное (рассказ завершается отъездом Чечевицына), замкнутое в пределах сюжета.

Расскажи о семье Королевых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Семья Королевых была очень дружная, отношения между детьми и родителями были теплые, заботливые, доверительные, в семье царили любовь, счастье и гармония. Именно поэтому Володе так тяжело далось решение убежать в Америку. Ему очень хотелось побыть дома, он соскучился по родителям и сестрам. Когда он приехал, все радовались, вместе готовились к Новому году, а когда он сбежал – волновались и плакали. После возвращения, отец разговаривал с сыном, мама плакала. Все ухаживали за Володей, боялись за него, что он заболеет.

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Мальчики»

  1. Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой?
  2. Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматичес­кое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хоте­лось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ.

  3. Опишите внешность и поведение Володи Ко­ролева и его приятеля Чечевицына.
  4. Володя Королев был «пухл и бел». Его приятель «худ, смугл, покрыт веснушка­ми. Волосы у него были щетинистые, гла­за узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив».

  5. Почему отец Володи называет приятеля сына то Черепицыным, то Чибисовым? Как мальчик сам себя называл?
  6. Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влия­ние этого мальчика на своего сына. Пута­ницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

  7. Удалось ли вам представить себе путь, кото­рым друзья планировали добираться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый марш­рут. Что вы можете сказать о его реальности?
  8. На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали по­сетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем — через Берингов про­лив («самоеды перевезут») в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти гео­графические пункты, говорит о случай­ности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

  9. Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы угово­рить Володю отправиться в путь?
  10. Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоувереннос­ти. Но все же Чечевицыну удалось угово­рить Володю. Вот как это описано в рас­сказе: «И Чечевицын, чтобы уговорить Во­лодю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал от­дать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры». Он рычал так, «что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

  11. Попробуйте сравнить характеры друзей. Под­ходит ли при разговоре об этих мальчиках слово «смелый»? Может быть, было бы точнее говорить о том, кого из них можно назвать безрассудным?
  12. При оценке мальчиков слово «смелый» не подходит ни к одному из них. Смелость предполагает способность трезво оцени­вать опасность, то есть реально видеть ок­ружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не бы­ло. Точнее, речь идет о безрассудстве, по­рожденном буйной фантазией увлеченных читателей приключенческой литературы.

  13. В рассказе (в начале и в конце) повторяются такие фразы: « — Володя приехал, — крикнул кто-то на дворе»; «- Володечка приехали! — завопила На­талья, вбегая в столовую». Что подсказывают такие повторы читателю? Предложим возможные ответы:
    1. все повторяется;
    2. теперь все будет в порядке;
    3. приезд единственного сына всегда радость в доме;
    4. это событие — мелочь в привычном течении жизни семьи;
    5. жизнь семьи течет по привычному руслу, и ни­что не в силах ее изменить.

    Выберите один из вариантов или предложите свой.

    Ученики разных школ чаще всего вы­бирали первый ответ. Но бывали и до­полнения, когда ученики вспоминали, что в семье наконец-то восстановится прежняя счастливая жизнь, а Чечевицын перестанет сбивать с толку Володю свои­ми фантазиями.

  14. Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: «- Гав! Гав! — ревел ба­сом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели. Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся мину­ты две». При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи. «И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?
  15. Финальная сцена происходит после то­го, как беглецов удалось вернуть в родной дом. Взрослые участники сцены наверня­ка вздохнули с облегчением. Но о радости речи быть не может. Недаром папаша го­ворит: «Не дай Бог, узнают в гимназии,вас исключат». Мальчики не пострадали из-за необдуманной выдумки. Но от фан­тазий они не отказались, неизвестно, что еще им придет в голову.

  16. Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми собы­тиями? Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие? Материал с сайта //iEssay.ru
    То, что мальчики по-разному восприня­ли свою неудачу, было естественно. И де­ло тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим род­ным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель Чечеви­цын не имел прочных семейных привя­занностей, чувства ответственности. Труд­но сказать, что ждет его впереди. Инте­ресно, что он вызывает симпатию у тех подростков, которых раздражает необхо­димость отвечать за свои поступки.
  17. Кто из героев прочитанных вами произведе­ний пытался бежать в Америку? Чем завершился этот побег? Как эти события отразились на их ха­рактерах?
  18. В Америку пытались бежать Володя и Чечевицын из рассказа «Мальчики». Ко­нечно, этих беглецов быстро поймали и доставили домой. Читателям ясно, что Во­лодя едва ли решится на еще один побег, а Чечевицын будет пытаться повторить свое путешествие. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Имен­но этими словами и завершается рассказ.

А.П.ЧЕХОВ. МАЛЬЧИКИ

 1.Какое впечатление произвёл на вас рассказ А. П. Чехова?

Рассказ понравился и очень рассмешил. Мальчишки удивили своим неожиданным решением и поведением.

2.Что особенно понравилось?

Особенно понравились эпизоды подготовки к новогоднему празднику с отцом семейства, подслушанный разговор мальчиков, их рассуждения о жизни в Америке.

3.Какие эпизоды в рассказе самые интересные? Чем?

Интересен эпизод о том, как сестры подслушали разговор брата и его друга о побеге в Америку, интересно читать их размышления о жизни в Калифорнии и о плане побега. Так же было интересно читать, как Чечевицын уговаривал друга бежать, когда тот передумал, и о том, как искали беглецов. Было любопытно чем все закончится, какой будет финал у этой истории.

4.Найдите в тексте смешные выражения и слова, диалоги или целые эпизоды.

Отец и другие никак не могут запомнить фамилию Чечевицына:

«Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.»

«Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:

— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.»

Подготовка к Новому году:

«После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:

— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?

— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись ка спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.»

План побега:

«- Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

— А Калифорния? — спросил Володя.

— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.»

Прозвище Чечевицына

«Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».»

Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 №5) и запиши свое мнение?

Мне более близок Володя, он добрый, любит свою семью, но не хочет показаться слабым перед товарищем Чечевицыным. Именно, это страх показать свою слабость, свои сомнения и привязанность к семье и дому перед Чечевицыным и подтолкнули Володю к побегу. Он хотел доказать товарищу и себе самому, что он самостоятельный и сильный.

Чечевицын решительный, самостоятельный, волевой мальчик, упертый, умеет настоять на своем. Для Чечевицына побег – жажда приключений и новых открытий. Им движет авантюризм. Героями движет глупость и самонадеянность, они мало знали и плохо представляли трудности пути, хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными, они любили путешествовать и узнавать новое.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Часть 1.

1

. Какому жанру соответствует данное определение: «устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет»

1) ода,

2) баллада,

3)


предание,


4) сказка.

2. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

1) Милону, 2) Правдину, 3) Митрофану,

4) Скотинину

3. Узнайте произведение по предложенному отрывку:

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал.»

1) А. С. Пушкин «Дубровский»,

2) А. П. Чехов «Толстый и тонкий»,

3) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»,

4) Н. С. Лесков «Левша».

1) А.С. Пушкин, 2) М.Ю. Лермонтов, 3) И.С. Тургенев, 4) Л.Н. Толстой.

5.

Определите, какое художественное средство использует М.Ю. Лермонтов в строке:

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..»

1) инверсия, 2) гипербола,3) олицетворение,

4) метафора.

6. Назовите жанр произведения А.С. Пушкина «Полтава»:

1) рассказ, 2) повесть, 3) поэма,

4) стихотворение.

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

1) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

2) И.С. Тургенев «Муму»,

3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»,

4) Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

8. С именем какого писателя второй половины 19 века связан Таганрог?

1) М.Е. Салтыков-Щедрин, 2) И.С. Тургенев, 3) Л.Н. Толстой, 4) А.П. Чехов

9. Укажите стихотворный размер, которым написаны строки М. Ю. Лермонтова.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

1) анапест,

2) ямб,

3) хорей,

4) дактиль.

10. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

1) царя,

2) висельника, 3) разбойника, 4) посаженного отца.

11. Из какого произведения взят отрывок: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым

багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»:

1) Е.И. Носов «Живое пламя», 2) Е.И. Носов «Кукла»,3) Ю.П. Казаков «Тихое утро»,

4) А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие».

12. Узнайте героя произведения по портрету: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Он жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у него были свои; он их должен покупать за свое жалованье…»

1) Лонгрен из «Алых парусов» А. Грина, 2) Левша из одноимённого сказа Н. Лескова,

3) Юшка из рассказа А. Платонова, 4) Денис Григорьев из рассказа А.П. Чехова.

Часть 2. Прочитайте приведенный текст и выполните задания 13-16.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

13.

Какой теме посвящено стихотворение С.А. Есенина?

14

. Выпишите из текста примеры сравнений.

15.

Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?

16.

Какие чувства переживает лирический герой стихотворения и почему?

Часть 3.

17. Напишите ответ на вопрос «Какие человеческие поступки мы считаем нравственными?», приведя примеры (аргументы) из прочитанных в 7 — 8 классе произведений (не менее 3). Объем работы – 7-10 предложений.

Всероссийская проверочная работа (ВПР) по учебному предмету «Литература» предназначена для того, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. Сборник содержит тренировочные варианты заданий, структура, содержание и объём которых соответствуют официальным документам. Варианты заданий охватывают содержание, предусмотренное новым школьным стандартом и примерной программой по литературе для 6-х классов общеобразовательных организаций. Структура тренировочных вариантов едина. Каждый из них включает 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В пособии даны ответы на все задания и критерии оценивания их выполнения. Материалы пособия могут быть использованы учащимися для планомерного повторения изученного материала и тренировки в выполнении заданий Всероссийской проверочной работы. Оно будет полезно учителям, которые найдут в нём необходимый материал для работы на уроках и контроля уровня знаний школьников по предмету.

В пособии представлены 10 вариантов проверочных работ (ВПР) по литературе. Каждая проверочная работа содержит 7 заданий по всему курсу литературы в 5-х классах общеобразовательных организаций.

Пособие необходимо учащимся 5-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

101234
Скачать и читать ВПР, Литература, 5 класс, Ляшенко Е.Л., 2018

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
В пособии представлены 10 вариантов проверочных работ (ВПР) по литературе. Каждая проверочная работа содержит 7 заданий по всему курсу литературы в 6-х классах общеобразовательных организаций.
Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.
Пособие необходимо учащимся 6-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

101233
Скачать и читать ВПР, Литература, 6 класс, Ляшенко Е.Л., 2018

Книга содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Всероссийской проверочной работы за курс 3-го класса.

Сборник предназначен для учащихся 3-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих типовые тестовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

100409
Скачать и читать ВПР, Литературное чтение, 3 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2018

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Книга содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Всероссийской проверочной работы за курс 2-го класса.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по литературному чтению при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а потому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
Сборник предназначен для учащихся 2-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих типовые тестовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

100408
Скачать и читать ВПР, Литературное чтение, 2 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2018

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Книга содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Всероссийской проверочной работы за курс 1 -го класса.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по литературному чтению при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а потому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
Сборник предназначен для учащихся 1-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих типовые тестовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

100407

1. Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания (письменно).

А.С. Пушкин » Зимнее утро
»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1.1) Как называется описание природы в литературном произведении?

1.2) Найдите в стихотворении сравнения и выпишите их.

1.3) Найдите в стихотворении эпитеты и выпишите их.

1.4) Каким размером написано стихотворение? (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)

1.5) Какую роль играет в стихотворении прием антитезы? (2-3 предложения)

1.6) К какому виду лирики относится стихотворение?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для подготовки к семинарам по литературе 10-11 класс

К семинару по роману Е.Замятина «Мы» 11 класс, к семинару по пьесе М.Горького «На дне» 11 класс, к семинару по рассказу Л.Андреева «Ангелочек» 11 класс, к семинару по «Маленькой трилогии» А.П.Чехова 1…

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос…

2018-01-28 10:41:12 — Татьяна Викторовна Носова

Спасибо!

Недавно кто-то в комментариях оставлял письмо по поводу ВПР, я скопировала себе. Оттуда следует, что мы ВПР не обязаны проводить, на усмотрение школы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 17 января 2018 года № 05-11
Всероссийские проверочные работы — 2018
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает, что согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2017 № 1025 О проведении мониторинга качества образования в 2017-2018 учебном году будут проведены Всероссийские проверочные работы (далее — ВПР) для обучающихся 4-х и 5-х классов в штатном режиме, 6-х и 11-х классов по выбору образовательной организации.
Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 6-х и 11-х классах не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки так, как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в образовательной организации, проводившиеся в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
ВПР для обучающихся 11-х классов проводятся по следующим учебным предметам: иностранный язык, история, физика, химия, биология, география для выпускников, которые не выбирают прохождение государственной итоговой аттестация по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена по соответствующему предмету.
Вместе с тем сообщаем, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне, которые должны дать возможность оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям.
Отличительными особенностями ВПР являются единство ПОДХОДОВ к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех образовательных организаций Российской Федерации.
Задания ВПР для обучающихся 4-х, 5-х и 6-х классов разрабатываются в строгом соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Содержание и уровень заданий ВПР для обучающихся 11-х классов будут учитывать то обстоятельство, что выполнять эти работы предстоит выпускникам, которые не выбирают данные предметы при прохождении государственной итоговой аттестации. В связи с этим в задания, содержания ВПР, будут включены для проверки наиболее значимые элементы по каждому учебному предмету, важные для общего развития выпускника и его жизни в обществе, в том числе необходимые каждому гражданину знания по истории нашей страны, представления о здоровом и безопасном образе жизни, представления о природных процессах и явлениях.
Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.
Результаты выполнения ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации, для развития региональных систем образования.
Одновременно информируем, что решение об участии в ВПР отдельного обучающегося принимает образовательная организация.
Дополнительно сообщаем, что образцы ВПР для обучающихся 11-х классов по учебным предметам география, физика, история, химия, биология и иностранные языки (английский, французский, немецкий) размещены на официальном сайте www.fipi.ru/vpr/ в сети Интернет.
Регламент проведения ВПР, график проведения ВПР, образцы проверочных работ и другие материалы по проведению ВПР размещены на официальном сайте vpr.statgrad.org/ в сети Интернет.
А.А. Музаев

Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс 3 класса. Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а потому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
В пособие вошли 10 аналогичных по уровню сложности вариантов. Каждая работа состоит из двух частей и включает 10 заданий. На выполнение заданий отводится по 45 минут.

ВПР. Литературное чтение. 3 класс. Практикум. Волкова Е.В., Птухина А.В.

Описание учебника

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

2. Встреча в небе двух туч / Начало грозы / дождя.

3. Бряцанье ведра — гром. Этот приём называется сравнением.

4. Такой текст можно прочитать в книге авторских сказок.

5. Главная мысль — нельзя терять время зря. «Делу — время, потехе — час».

6. Ленивый, безответственный, несобранный.

7. Почему тётя Наташа не узнала Петю Зубова? / Что случилось с мальчиком?

8. Примерный план.

1) Петя отстаёт по всем предметам.

2) Петя и тётя Наташа.

3) Петя и его мама.

9. С сеткой.

10. Стоит как вкопанный — не шевелясь, смирно, неподвижно.

11. Окладистая — широкая.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 2

1. Это небылица, потому что в ней описываются невозможные события.

2. Небылицу можно прочитать в сборнике фольклорных произведений. Там же можно прочитать сказки, былины, загадки, пословицы и поговорки.

3. Топор — забор. Такие слова называются рифмованными.

4. Это рассказ / рассказ о животных.

5. Мать всегда защитит своего ребёнка. «Нет лучше дружка, чем родная матушка» / «При солнышке тепло, при матери добро».

6. Смелая, отважная, находчивая.

7. Кто гулял во дворе? / Что сделала собака? / Как курица спасла своего малыша?

1

8. Примерный план.

1) Курица гуляет с цыплятами.

2) Нападение собаки.

3) Курица спасает своего малыша.

9. С прыгуном.

10. Как ни в чём не бывало — спокойно.

11. Заправский — настоящий, опытный, умелый.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 3

1. Это текст-рассуждение, потому что в тексте приводится объяснение особенностей растения.

2. В энциклопедии.

3. Клубни, стебли, неблагоприятные условия.

4. Это авторская сказка / сказка о животных, потому что в ней птицы разговаривают.

5. Главный герой произведения — синичка Зинька.

6. Молодая, беспечная, глупая, неопытная.

7. Как звали синичку? / Где она ночевала? / Что праздновали люди ночью?

8. Примерный план.

1) Синичка Зинька.

2) Беспокойная ночь.

3) Календарь.

9. Календарь — расписание работы солнышка.

10. Бойкий народ — шустрые птицы.

11. Желторотая — молодая, неопытная, глупая.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 4

1. Это стихотворение, потому что в тексте есть ритм и рифма.

2. Свет зари выткался, свет зари алый.

3. Схорониться — спрятаться, укрыться.

4. Это рассказ.

5. Надо так давать, чтобы можно было взять.

6. Жадная, хитрая.

2

7. Что просила Лена у Кати? / У кого Катя спрашивала разрешения?

8. Примерный план.

1) Просьба Лены.

2) Катя спрашивает разрешения у мамы и брата.

3) Синие листочки.

9. С небом.

10. В книге рассказов для детей.

11. Кате стало стыдно.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 5

1. Это текст-повествование.

2. В энциклопедии.

3. Атмосфера, существование, живые организмы, содержаться, кислород, процесс, окисление.

4. Это рассказ / рассказ о природе.

5. Дружба есть и у деревьев. «Без беды друга не узнаешь», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».

6. Заботливый, любопытный, застенчивый, скромный.

7. Что принёс Ваня? / Что стало с берёзой? / Почему берёза облетела?

8. Примерный план.

1) Ваня принёс берёзку.

2) Берёзка живёт в тепле.

3) Дружба деревьев.

9. С золотой птицей.

10. Заморозок пришёл, надышал холодом, посыпал инеем крыши, захрустел под ногами…

11. Товарки — подружки, приятельницы.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 6

1. Это текст-описание.

2. С рыжей кобылой.

3. Обрыву — гриву, берегов — подков.

3

4. Это рассказ.

5. Память о павших воинах.

6. С чувством тоски, грусти, печали, сожаления.

7. Где был рассказчик? / На что он обратил внимание? / Кто вырезал и установил на домах звёзды в память о бойцах, не вернувшихся с войны?

8. Примерный план.

1) Опустевшая деревня в Новгородчине.

2) Отложенная до утра встреча с учителем.

3) Бревенчатые мавзолеи.

9. Потому что на углах домов были прибиты жестяные звёзды в память о павших на войне бойцах.

10. Звёзды, точно вишни; алмазное мерцание.

11. Сказочным — волшебным.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 7

1. Это загадка, потому что в ней иносказательно описан предмет, который надо отгадать (берега).

3. Братца — глядятся; это рифма.

4. Это текст-повествование.

5. Убывание и возрастание Луны автор объясняет тем, что Луна — большая головка сыра, которую едят мыши…

6. Джордж хотел жениться, а все женщины боятся мышей, которых очень много на Луне.

7. Кто постучался к рассказчику? / Как рассказчик помог Джорджу избавиться от мышей? / Как звали жену Джорджа?

8. План.

1) Джордж просит о помощи.

2) Кошка избавила Луну от мышей.

3) Джордж женится на Мэри.

9. Рассказчик отзывчивый (помог другу), вежливый (предложил другу чаю, извинился перед кошкой), сообразительный (придумал, как помочь другу).

10. Головка сыра — это большой кусок сыра в форме шара.

11. Мастерить — строить, возводить, делать. 4

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 8

1. Это сказка, потому что в ней происходят невероятные события, разговаривают звери.

2. В сборнике сказок / сказок о животных.

3. Заяц добрый, отзывчивый, сообразительный.

4. Это текст-повествование, потому что в нём последовательно излагаются события.

5. Дружба есть и у животных.

6. Барс был кот отчаянный, вороватый и хитрый.

7. Как звали пса? / Как кот дразнил собаку? / Когда кот и пёс подружились?

8. План.

1) Барс дразнит Шарика.

2) Пёс разодрал коту лапу.

3) Злейшие друзья.

9. С двумя стариками на завалинке.

10. И видит глаз, да зуб неймёт.

11. Энтузиазм — радость, воодушевление.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 9

1. Это скороговорка, так как в ней собраны сложные для произнесения слова.

2. В сборнике фольклорных (народных) произведений.

3. Проса — Фрося, на подносе — в просе.

4. Это текст-описание.

5. Красота утренней росы.

6. Внимательный, наблюдательный, чуткий.

7. Автор наблюдает, как с дорожек поднимается нагретый солнцем туман.

8. Примерный план.

1) Утренний туман.

2) Роса.

3) Лес просыпается.

9. С радостными слезами.

5

10. Осина… была трепетно-радостна; сверкая, дрожала.

11. Порядочно — сильно, ощутимо.

12. Свободный ответ.

ВАРИАНТ 10

1. Это художественный текст, так как в нём использованы образные выражения и представлена авторская точка зрения.

2. В книге рассказов о природе.

3. Листик трепещет, (листик) купается в свете.

4. Это рассказ.

5. Главные качества настоящего друга — преданность и самоотверженность. «Друг в беде — друг везде».

6. Коля — смелый, преданный, самоотверженный.

7. Как мальчики назвали собаку? / Как ребята ухаживали за Жуком?

8. Примерный план.

1) Мальчики вылечили Жука.

2) Ссора ребят.

3) Нападение овчарок.

4) Коля — хозяин Жука.

9. С волками.

10. Коля… схватил (решительно, смело), бросился (быстро, бесстрашно).

11. Горячо (спорили) — сильно, возбуждённо, эмоционально.

12. Свободный ответ.

ВПР. Литературное чтение. 3 класс. Практикум.

Расскажи о семье Королевых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Семья Королевых была очень дружная, отношения между детьми и родителями были теплые, заботливые, доверительные, в семье царили любовь, счастье и гармония. Именно поэтому Володе так тяжело далось решение убежать в Америку. Ему очень хотелось побыть дома, он соскучился по родителям и сестрам. Когда он приехал, все радовались, вместе готовились к Новому году, а когда он сбежал – волновались и плакали. После возвращения, отец разговаривал с сыном, мама плакала. Все ухаживали за Володей, боялись за него, что он заболеет.

Geum.ru

Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой?

Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматическое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хотелось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ.

Опишите внешность и поведение Володи Королева и его приятеля Чечевицына.

Володя Королев был «пухл и бел». Его приятель «худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив».

Почему отец Володи называет приятеля сына то Черепицыным, то Чибисовым? Как мальчик сам себя называл?

Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влияние этого мальчика на своего сына. Путаницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Удалось ли вам представить себе путь, которым друзья планировали добираться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый маршрут. Что вы можете сказать о его реальности?

На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали посетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем — через Берингов пролив («самоеды перевезут») в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы уговорить Володю отправиться в путь?

Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоуверенности. Но все же Чечевицыну удалось уговорить Володю. Вот как это описано в рассказе: «И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры». Он рычал так, «что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

Попробуйте сравнить характеры друзей. Подходит ли при разговоре об этих мальчиках слово «смелый»? Может быть, было бы точнее говорить о том, кого из них можно назвать безрассудным?

При оценке мальчиков слово «смелый» не подходит ни к одному из них. Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было. Точнее, речь идет о безрассудстве, порожденном буйной фантазией увлеченных читателей приключенческой литературы.

В рассказе (в начале и в конце) повторяются такие фразы: » — Володя приехал, — крикнул кто-то на дворе»; «- Володечка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую». Что подсказывают такие повторы читателю? Предложим возможные ответы: все повторяется; теперь все будет в порядке; приезд единственного сына всегда радость в доме; это событие — мелочь в привычном течении жизни семьи; жизнь семьи течет по привычному руслу, и ничто не в силах ее изменить.

Выберите один из вариантов или предложите свой.

Ученики разных школ чаще всего выбирали первый ответ. Но бывали и дополнения, когда ученики вспоминали, что в семье наконец-то восстановится прежняя счастливая жизнь, а Чечевицын перестанет сбивать с толку Володю своими фантазиями.

Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: «- Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели. Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две». При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи. «И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?

Финальная сцена происходит после того, как беглецов удалось вернуть в родной дом. Взрослые участники сцены наверняка вздохнули с облегчением. Но о радости речи быть не может. Недаром папаша говорит: «Не дай Бог, узнают в гимназии, вас исключат». Мальчики не пострадали из-за необдуманной выдумки. Но от фантазий они не отказались, неизвестно, что еще им придет в голову.

Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми событиями? Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие?

То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель Чечевицын не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Трудно сказать, что ждет его впереди. Интересно, что он вызывает симпатию у тех подростков, которых раздражает необходимость отвечать за свои поступки.

Кто из героев прочитанных вами произведений пытался бежать в Америку? Чем завершился этот побег? Как эти события отразились на их характерах?

В Америку пытались бежать Володя и Чечевицын из рассказа «Мальчики». Конечно, этих беглецов быстро поймали и доставили домой. Читателям ясно, что Володя едва ли решится на еще один побег, а Чечевицын будет пытаться повторить свое путешествие. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Именно этими словами и завершается рассказ.

Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 №5) и запиши свое мнение?

Мне более близок Володя, он добрый, любит свою семью, но не хочет показаться слабым перед товарищем Чечевицыным. Именно, это страх показать свою слабость, свои сомнения и привязанность к семье и дому перед Чечевицыным и подтолкнули Володю к побегу. Он хотел доказать товарищу и себе самому, что он самостоятельный и сильный.

Чечевицын решительный, самостоятельный, волевой мальчик, упертый, умеет настоять на своем. Для Чечевицына побег – жажда приключений и новых открытий. Им движет авантюризм. Героями движет глупость и самонадеянность, они мало знали и плохо представляли трудности пути, хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными, они любили путешествовать и узнавать новое.

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Мальчики»

  1. Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой?
  2. Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматичес­кое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хоте­лось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ.

  3. Опишите внешность и поведение Володи Ко­ролева и его приятеля Чечевицына.
  4. Володя Королев был «пухл и бел». Его приятель «худ, смугл, покрыт веснушка­ми. Волосы у него были щетинистые, гла­за узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив».

  5. Почему отец Володи называет приятеля сына то Черепицыным, то Чибисовым? Как мальчик сам себя называл?
  6. Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влия­ние этого мальчика на своего сына. Пута­ницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

  7. Удалось ли вам представить себе путь, кото­рым друзья планировали добираться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый марш­рут. Что вы можете сказать о его реальности?
  8. На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали по­сетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем — через Берингов про­лив («самоеды перевезут») в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти гео­графические пункты, говорит о случай­ности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

  9. Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы угово­рить Володю отправиться в путь?
  10. Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоувереннос­ти. Но все же Чечевицыну удалось угово­рить Володю. Вот как это описано в рас­сказе: «И Чечевицын, чтобы уговорить Во­лодю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал от­дать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры». Он рычал так, «что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

  11. Попробуйте сравнить характеры друзей. Под­ходит ли при разговоре об этих мальчиках слово «смелый»? Может быть, было бы точнее говорить о том, кого из них можно назвать безрассудным?
  12. При оценке мальчиков слово «смелый» не подходит ни к одному из них. Смелость предполагает способность трезво оцени­вать опасность, то есть реально видеть ок­ружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не бы­ло. Точнее, речь идет о безрассудстве, по­рожденном буйной фантазией увлеченных читателей приключенческой литературы.

  13. В рассказе (в начале и в конце) повторяются такие фразы: « — Володя приехал, — крикнул кто-то на дворе»; «- Володечка приехали! — завопила На­талья, вбегая в столовую». Что подсказывают такие повторы читателю? Предложим возможные ответы:
    1. все повторяется;
    2. теперь все будет в порядке;
    3. приезд единственного сына всегда радость в доме;
    4. это событие — мелочь в привычном течении жизни семьи;
    5. жизнь семьи течет по привычному руслу, и ни­что не в силах ее изменить.

    Выберите один из вариантов или предложите свой.

    Ученики разных школ чаще всего вы­бирали первый ответ. Но бывали и до­полнения, когда ученики вспоминали, что в семье наконец-то восстановится прежняя счастливая жизнь, а Чечевицын перестанет сбивать с толку Володю свои­ми фантазиями.

  14. Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: «- Гав! Гав! — ревел ба­сом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели. Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся мину­ты две». При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи. «И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?
  15. Финальная сцена происходит после то­го, как беглецов удалось вернуть в родной дом. Взрослые участники сцены наверня­ка вздохнули с облегчением. Но о радости речи быть не может. Недаром папаша го­ворит: «Не дай Бог, узнают в гимназии,вас исключат». Мальчики не пострадали из-за необдуманной выдумки. Но от фан­тазий они не отказались, неизвестно, что еще им придет в голову.

  16. Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми собы­тиями? Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие? Материал с сайта //iEssay.ru
    То, что мальчики по-разному восприня­ли свою неудачу, было естественно. И де­ло тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим род­ным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель Чечеви­цын не имел прочных семейных привя­занностей, чувства ответственности. Труд­но сказать, что ждет его впереди. Инте­ресно, что он вызывает симпатию у тех подростков, которых раздражает необхо­димость отвечать за свои поступки.
  17. Кто из героев прочитанных вами произведе­ний пытался бежать в Америку? Чем завершился этот побег? Как эти события отразились на их ха­рактерах?
  18. В Америку пытались бежать Володя и Чечевицын из рассказа «Мальчики». Ко­нечно, этих беглецов быстро поймали и доставили домой. Читателям ясно, что Во­лодя едва ли решится на еще один побег, а Чечевицын будет пытаться повторить свое путешествие. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Имен­но этими словами и завершается рассказ.

Сюжетно-композиционные особенности рассказа

Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и господина Чечевицына) и их приезд домой. Завязкой служит сцена семейного чаепития, где обращает на себя внимание странное поведение мальчиков. Вечером Чечевицын, красочно описывая предстоящие приключения, уговаривает Володю бежать «куда-то в Америку», чтобы там добывать золото. Кульминация наступает, когда мальчики не являются на обед. Обеспокоенная семья Володи начинает их поиски. Развязка событий наступает спустя сутки, когда мальчиков привозят домой. Их задержали в Гостином Дворе, куда они попали в поисках пороха для пистолета. В отличие от невозмутимого друга Володя сильно раскаивается в своем поступке. В эпилоге, в момент отъезда, Чечевицын написал в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Художественное пространство рассказа сжато, ограничено рамками дома Королевых. Художественное время длительное (действие происходит несколько дней), конечное (рассказ завершается отъездом Чечевицына), замкнутое в пределах сюжета.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Проверочная работа по литературному чтению 2 класс сказки пушкина
  • Проверочная работа по литературному чтению 3 класс волшебные сказки перспектива с ответами
  • Проверочная работа по литературному чтению 2 класс мир сказок школа 21 века
  • Проверочная работа по литературе 4 класс планета знаний народные сказки
  • Проверочная работа по литературе 5 класс сказки пушкина