Проверочная работа по литературному чтению сказка о мертвой царевне и семи богатырях с ответами

Урок литературного чтения в 3 а.с. пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях. тип урока: урок обобщения знаний. цели:

Урок литературного чтения в 3

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.

  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.

  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

  • определять тему и главную мысль

  • ставить вопросы

  • составлять план

  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение

  • высказывать свое суждение

Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.

Ход урока.

1. Самоопределе ние к деятельности.

Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

— Здравствуйте, уважаемые гости.

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .

-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:

1 «Унылая пора! Очей очарованье!»

2. «Октябрь уж наступил»

3. «У осени холодною рукою»

4. « Уж небо осенью дышало!»

5. « Дни поздней осени бранят ..»

— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)

— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)

— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»

2. Целеполагание

-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки

-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»

-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.

Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.

Проверить : знания содержания сказки .

3. Актуализация знаний учащихся.

— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.

1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»

1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего

Брата (Ольга, Лев)(фото)

2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)

3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)

Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)

4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)

Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)

Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)

5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )

-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?

3. Истоки сказки.

— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян

Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)

4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

Игра «Гонка за лидером»

-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

Выборочное чтение.

— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.

1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

3. — Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.)

4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой

5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела…

7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

8.-Что приказала царица Чернавке?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

9.-Что сделала Чернавка с царевной?

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

“Не кручинься, бог с тобой”.

А сама пришла домой.

10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

12.- Сколько богатырей жило в тереме?

Семь богатырей,

Семь румяных усачей.

13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.- Какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Анализ сказки.

1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)

2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)

3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)

5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)

6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

4.Работа в группах

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Две группы инсценируют отрывок из сказки.

— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .

-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .

1. Рождение царевны и смерть матери

2. Новая супруга царя

3. Чудо-зеркальце

4. Зависть царицы

5. Чернавка в лесу

6. Царевна у семи богатырей

7. Царица дарит яблоко

8. Хрустальный гроб

9. Солнце, месяц и ветер

10. Елисей находит гроб

11. Смерть царицы

12. Свадьба

5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ФИ ________________________

1. Впиши пропущенные слова из текста сказки

а) И жених сыскался ей

___________ Елисей.

б) Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая __________.

в) Ей в приданое дано

Было _____________ одно.

2. Объясни значение слов:

Очи:________________

Уста: _______________

Персты — __________

3. Вспомни день рождения царевны.

а) зима б) весна в) лето г) осень

4. Через сколько времени царь женился на другой?

а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась сказка?____________________________

5. Рефлексия.

Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?

Домашнее задание.

— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на

следующем уроке её представить.

Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

«Читайте Пушкина друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь года вы радость сказки»

Спасибо за урок!

Контрольная работа за 3 четверть

Литература

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

(Пушкин А. С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.3 сначала запишите номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения)   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.1.1. Как характеризует «молодицу» автор?

1.1.2 Какой прием лежит в основе создания образов мачехи и падчерицы? Почему автор прибегает к этому приему?

1.1.3. Дайте характеристику сказке как жанру. В чем особенность данной сказки?

Для выполнения задания 1.1.4 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 

1.1.4 Проведите сопоставительный анализ стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Сравните настроение лирического героя в том и другом произведении, основные образы, выразительные средства. Сделайте свои выводы.

Часть 2

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.3). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Тема 2.1. Природа России в стихах русских поэтов.

Тема 2.2. Почему И. С. Тургенев назвал свою повесть «Муму»?

Тема 2.3. Каким предстает мир детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»?

Контрольная работа за 3 четверть

Литература

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Тютчев Ф. И.)

Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.3 сначала запишите номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения)   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.1.1. Почему слово «Зимою» написано с большой буквы?

1.1.2 Кто главный герой стихотворения?

1.1.3. Опишите свое настроение после прочтения этого стихотворения.

Для выполнения задания 1.1.4 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 

1.1.4 Проведите сопоставительный анализ двух текстов:

…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Сравните пейзажную зарисовку (какие выразительные средства использованы поэтами?). Сделайте свои выводы.

Часть 2

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.3). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Тема 2.1. Природа России в стихах русских поэтов.

Тема 2.2. Почему И. С. Тургенев назвал свою повесть «Муму»?

Тема 2.3. Каким предстает мир детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»?

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

Цель:

обучать грамотному, выразительному чтению; определять
категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;
учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать
умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ;
развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное
чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания.

Задачи:

Образовательная: познакомить
с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, развивать умения выразительно читать
произведение, передавая интонацией настроение.        
                 

 
  Воспитательная:
   воспитывать
эстетическое отношение к искусству слова,

 
    формировать интерес к чтению и книге, потребность в общении с
миром художественной литературы

 
  Развивающая:
 развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения искусства.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

 Проверка
домашнего задания

Прочитайте
стихотворение « Няне» наизусть.


Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV.
« Слайд №2»
 Физкультминутка

(Исполняется
под музыку.)


А сейчас представьте одинокий падающий лист.Давайте встанем, и покажем сначала
левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением
листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

V.
 Работа по теме урока.

1.Чтение
и анализ стихотворения «Туча»

Слайд
№3.

(Чтение
стихотворения «Туча» учителем на с. учебника.)

Слайд
№4,5


Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала?

Какие
слова он для этого выбирает?

Слайд
№6.


Объясните значение слова « алчный». ( Жадный , корыстолюбивый, страстно
желающий чего – нибудь.)


Подберите синоним к слову « унылый».


Подберите антоним к слову  « ликующий».


Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясните?


Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое
настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное
чтение стихотворения учащимися)

2.
Чтение и анализ стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»(Слайд №7)

(Чтение
стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»

 учителем
на с. учебника.)


Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора!
Очей очарованье!”.


На уроке мы должны:

Проанализировать
стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует
картины осени.
Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю
полноту чувств.

Какие
чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень
уходит).


Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик
читает всё стихотворение.)


То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил,
одним словом ЛЮБЛЮ.
 

(Дети
составляют катрочку)

http://festival.1september.ru/articles/581344/img5.gif 

А
дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее
дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.Соответственно,
нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения.
Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано
на одном дыхании.

– А
теперь прочитаем вслух.

(Читают
2–3 ученика.)


Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите
внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают
про себя.)


Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)


Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье –
само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это
слово со словом 
пышное, автор получает совершенно
другой образ.

(Слайд
№8)
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,  торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и
прочитайте эти строки.

(Ученик
читает 4–8 строки)

В
багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало
употребляем? (Багрец.)

(На
слайде № 9 появляется слово БАГРЕЦ).


Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия
Николаевича Ушакова.

Багрец

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.


Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка,
багровая.)

– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,используемое в поэтической
речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают
таинственность ,сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая
пора! Очей очарованье!


Автор использует всё тот же приём, слово 
УНЫЛАЯ рисует
нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “
Очей
очарованье
!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает
2–3 ученика.)

3.Работа
с репродукциями картин (Слайд№10)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также
как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны
репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

 Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов
в 1914 году 
Константину
Коровину
. — Ведь мы с Вами первые открыли ее
красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не
разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту
природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в
различные времена года, в различных ее состояниях.

«Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел
передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно
катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит
в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы,
обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения
художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками
кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение,
представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных
художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом
пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий
рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно
умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием
изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая
берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой
судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и
выразительными пейзажами.

(Слайд №11)

В 1892 году художник создал полотно «Вечерний звон». В этой
картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым
местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно
поэтического изображения, которое созвучно знаменитой музыке и стихам,
церковному колокольному звону.

Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего
заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё
один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание
нового дня.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка
темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь
серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов, песчаных
возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде
в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат
успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А
две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом
берегу.

В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены
и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные
постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное
и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

«Вечерний звон» — одна из значительных картин великого
художника-пейзажиста. В ней проявляется мастерство опытного живописца,
умеющего видеть красоту природы и воплощать её на холсте в красках. Здесь
же хорошо видно настроение автора, его стремление к божественному.
Необычайно величественная и завораживающая душевная музыка художника
передаётся зрителю.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что
это пора увяданья природы,листья опадают, деревья стоят голые, краски
тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что
это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным
ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на
эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у
нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не
увидим такого буйства красок.

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о
них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая,
кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой
выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая,
наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь
сказки.

Героиня Внешний вид           
      Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                     
                     
       Но зато горда, ломлива,
                     
                     
       Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем
различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен
характеру другой?

Они обе красивы.
Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням.
Почему вы так думаете?

К царевне автор
относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

«И царевна
очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит
дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти
фрагменты.

     
  Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало,
что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна
красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В
третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в
лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый
раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце
сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне
зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

 Поэт говорит
о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела»,
«тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу,
месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и
понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы
Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: «свет наш
солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас
видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий»,
«ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на
просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на
вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно
нужно изобразить и почему?

1.
Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план
ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые
ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина
стихотворное.

     
         План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они
различаются? Обсудите с другом.

 Пушкинскую
сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования,
сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

VI. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко
удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока.

— Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше
всего понравилось?

— Осень-любимое время года Пушкина.А любите ли  его
 вы ? За что?

Домашнее  задание.

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстрировать его

  • Проверочная работа по рассказу барышня крестьянка 6 класс
  • Проверочная работа по сказке ашик кериб 4 класс школа россии
  • Проверочная работа по сказкам жуковского и пушкина
  • Проверочная работа по рассказу старуха изергиль 11 класс
  • Проверочная работа по сказке иван царевич и серый волк 3 класс с ответами