Прозорливый старец Пимен. Удивительные истории от старца
.
Старцы и подвижники XX-XXI столетий.
Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы
Иеромонах Пимен (†1967)
В книге «На земле мы только учимся жить» протоиерей Валентин Бирюков рассказывает о старце иеромонахе Пимене, удостоившемся Даров Святого Духа: дара исцеления и прозорливости, за смиренное несение болезни. Приводим рассказ протоиерея Валентина с небольшими сокращениями.
Из воспоминаний протоиерея Валентина Бирюкова о прозорливом старце: «Незабываемой стала встреча с иеромонахом Пименом, который служил в городе Алейске Алтайского края после долгих лет ссылки на Колыму.
Услышал я о нем в декабре 1965 года от женщины, которую встретил в Барнауле, в доме у Клавдии Устюжаниной, к которой я приезжал узнать о случившемся с ней чуде исцеления. Спросил у нее адрес этого священника да прямо и поехал к о. Пимену в Алейск… Пришел к нему на квартиру. Выходит келейница батюшки, Мария Яковлевна, старушка-монашка: «Батюшка, гость к нам приехал…» – «Знаю, матушка, знаю», – отвечает он.
Смотрю – идет худенький священник лет 50, бородка наполовину седая. Подходит ко мне, снимает пальто, берет меня под локоток: «Пойдем. Будем водосвятный молебен служить. Сейчас мать приедет, у нее сын Анатолий как пришел из армии, так два месяца в больнице пролежал. Но не помогла ему больница ничем. Святой водички ему надо». А сам готовит все для молебна – стоит ждет. Ну, я думал, они уже договоренные с той женщиной, которую мы ждали. Наконец она приходит: «Батюшка! Можно вас попросить…» – «Ну, давай, давай, мать, раздевайся, бидон давай сюда… Вода уже налита, все приготовлено».
Сотворили водосвятный молебен. Отец Пимен сам попил святой водички, мне дал, пришедшей к нему женщине в бидон вылил воду. «Батюшка! Когда еще приходить?» – «Никогда! Сын твой духовно больной, но сейчас ему уже получше. Пусть по ложечке или по полстаканчика святой водички пьет натощак, молитвы читает – вот и поправится. Будет работать, хорошая работа у него будет, он у тебя молодец».
Я же – за той женщиной. Спрашиваю: «Вы уже были сегодня у батюшки?» – «Нет. Никогда прежде не была! В первый раз пришла». Я сразу понял: правду говорили мне, что он прозорливец, иеромонах Пимен. Только скорей, скорей отхожу от той женщины. Думаю: «Сейчас батюшка меня увидит, неудобно будет, что такой я любопытный». Тут батюшка идет, сразу ко мне: «Ну вот, теперь будешь знать…» Я покраснел до пяток. Как он узнал, что я полюбопытствовал у этой женщины?.. «Ну, ничего, пойдем…»
В горницу зашли, где совершали молебен. «Батюшка, обед готов, – говорит матушка Мария Яковлевна. – Приглашайте гостя!» Помолились мы, сели за стол. Я хоть и не хотел есть, хлебнул супа – и так он мне понравился. Начал есть быстро, а сам думаю: «Какой вкусный суп!» А батюшка мне и говорит на ухо: «Да вот потому и вкусный, что матушка Мария Яковлевна готовит. Она монашка, все монашеские правила вычитывает. И все с молитвою делает – зажигает от лампадки огонек, от лампадки печку зажигает. Вот она чистит картошечку – «Господи, благослови». Все крестит, все с молитвой. Она без молитвы не живет. Вот поэтому и вкусный суп». Я только на него посмотрел и думаю: «Как он жил, что все мои мысли знает?» Он мне сразу отвечает: «А вот сейчас покушаем – я и расскажу, как я жил».
Эх ты, Господи! Опять попался! Я тогда понял, что он вправду прозорливый. Видит меня насквозь. Это какую духовную силу надо! Сижу, боюсь шелохнуться. Наконец закончили трапезу, поблагодарили Господа. Я иконам поклонился, хозяевам: «Спаси Господи, дай Бог здоровья!» «Ну, пойдем в горницу, – говорит мне батюшка, – будем беседовать». И начал он рассказывать, как прожил свою жизнь».
Иеромонах Пимен (в миру Михаил), рассказал, что в детстве служил пономарем, хорошо знал службу, читал, пел. Когда достиг призывного возраста «комиссию не прошел», по состоянию здоровья был освобождён от призыва в армию.
Не пришлось ему и жениться, по Промыслу Божиему ему суждено было стать иеромонахом.
Воспоминания иеромонаха Пимена (воспоминания печатаются с небольшими сокращениями): «Некоторое время был пономарем в Алейске, потом рукоположили в дьякона, через два месяца – в священника. Стал иеромонахом Пименом. Два года прослужил – увидел во сне: нашу церковь ломать будут. И показано было, кто именно из нашего села будет храм ломать. И через два года пришло это время. Те самые люди, которых я во сне видел, которых хорошо знал, церковь – на замок, меня – за бороду (а борода-то еще была – три волосинки), в вагон – и на Колыму…
Привезли нас на Колыму, а там уже тысячи людей работают… Заставили меня рыбу чистить. Разговаривать запрещено было как на работе, так и за столом. И часовой стоит ночью, чтобы не было никакого разговора…
Кормили нас одними вареными рыбьими головками. Полный таз этих головок принесут, кружка или две кипятка без заварки, без сахара… Жили в казармах. На нары из бревен веток накидают – вот и постель. Одежды никакой не давали. В чем приехали, в том и работали, одежда наша – и постель нам, и подушка. Мыла когда дадут по кусочку, когда не дадут. Зато кипятка сколько хочешь. Ну ладно, мы хоть этими головами наедались. Рыбу же солили и в бочках катили на пароход.
Работали только заключенные, а конвоиры были гражданские. Вооруженные. И плетки у них были. Работали буквально до смерти. Кто не может – расстреливали и забивали, как собак… И вот я осмелился, сказал как-то вслух: «Вот нас пасут, как скотинушку, и кормят, как скотинушку». А часовой хоть и у двери стоял (а я шестой был от края), услышал. «Кто это говорит?!» Подошел. За руку меня поймал, руки как клещи: «А ну-ка, бунтовщик! Выходи!» Вытащил на улицу, шапку снял с меня. С крыши капель – снег и дождь. Поставил под капель. Каплет мне прямо в темечко. Я стою. Чувствую – голова совсем замерзает. А часовой мне кричит: «Стой!» Хотел прикладом меня ударить, размахнулся. Думаю: будь что будет: Потом голова закружилась, закачался я, упал – не помню как. Когда очнулся, уже лежал на кровати в больнице. Голова как будто в огне горит и кажется огромной, как бочка. Температура страшная. Аппетит исчез. Долгое время даже слова сказать не мог – такая адская боль была. Потом узнал, что у меня менингит – страшная болезнь. В это время на Колыму привезли пополнение, и конвоирам, когда они направлялись обратно, велели: «Возьмите вон того мальчика, который все кричит: «Мама, мама!» Увезите его, он еще молодой…»
Короче, списали меня как совсем негодного к работе, как нежильца на этом свете. Отдали документы. Конвоиры доставили меня домой, в Алейск, в отцовский дом, – прямо по адресу. Перешагнули через порог – папочка дома был, мамочки не было. Как папочка увидал меня – так и упал на колени: «Ой!!! Миша приехал!» Мамка пришла вскоре. Наплакались. А потом покормили, чем было, милиционеров. Они уехали. Оказались добрые люди, эти милиционеры. Хорошо, говорят, что меня привезли.
А я упал – не знаю, сколько и спал. А проснулся – голова болит. Стану молиться – мне легче. Взялся читать Псалтирь. Читал, читал – и упал, не знаю, сколько я спал. Меня не стали трогать. Так и стал читать до тех пор, пока не упаду и не засну. Очнусь – начинаю снова. Только молитва мне и помогала.
А потом соседка приносит газету: «Батюшка, смотри-ка, приказ Сталина – надеть погоны, открыть церкви»… Это был 1943 год. Что-то изменилось в стране, если случилось такое. Прочитали, поплакали, порадовались, сели чайку попили, молча посидели. Через два часа приезжает председатель Алейского исполкома, а с ним два дедули. «Здравствуйте, батюшка. Вот газета вышла. Приказ Сталина – открыть церкви! Мы церковь уже освободили, зерно убрали, почистили, помыли все. Люди стоят ждут. Приехали за вами. Как ваше здоровье? Вы сможете служить?» А я на них смотрю, молчу – не знаю, как отвечать. Какое мое здоровье? Только что сижу, только что едва хожу. Сильно голова болит. Они меня второй, третий раз спрашивают: «Батюшка, ну что вы не отвечаете? Сможете служить? Поедемте!» А я молчу – не знаю, как отвечать. «Батюшка, вот смотрите, – снова начали они, – церкви открыли, а ведь ни одного священника нет, всех порасстреляли, только вы один остались»…
Одели меня, посадили на телегу, привезли к той самой церкви, из которой брали. Как я глянул – упал на колени, слезы потекли ручьем. Не мог своими ногами идти. Страшно вспоминать даже… На коленях полз я до алтаря и все плакал. Люди встали на колени и тоже плакали…
У меня дома были подрясник, крест – надел все. Заполз кое-как в Алтарь, старички со мною зашли. Престол был закрыт клеенками, простынями. Раскрыли – на престоле крестик маленький лежит и Евангелие. Слава Богу, хоть Евангелие сохранилось! Принесли свечи, зажгли. Пришел псаломщик: «Давай, батюшка, возглас!» Поставили меня на ноги. А я не могу стоять – плачу. Слезы сдавили горло. Два старичка меня подняли – один справа, другой слева, держат под руки, помогли поднять руки. Я только сказал: «Благословен Бог!» – и упал. Не мог стоять на ногах. Залился слезами. Люди снова заплакали. Снова подняли меня. «Батюшка, давай возглас!» Я тогда набрался силы, только сказал: «Благословен Бог наш и ныне, и присно, и во веки веков!» – и упал опять. Они тогда сами сказали: «Аминь!» – и пошла служба.
Просфоры постряпали, принесли, чашу принесли, кагор – все у людей нашлось. Трое суток я не выходил из церкви, трое суток молился. Не кушал, не пил… Голова упадет – задремлю ненадолго, проснусь – и опять служба. Ночью и днем. Люди не хотели уходить из церкви – так наскучалисъ по службе. Настолько были рады, настолько хотели молиться!..
Одни уходят, другие приходят: «Батюшка, нам бы покреститься, исповедаться…» На четвертые сутки совсем без сил я вышел в церковный двор. Мне говорят: «Батюшка, вам сторожку истопили, вычистили, вымыли. Пойдем туда!» Я упал и спал не знаю сколько… Две недели прошло, я думаю: «Надо бы домой за бельем съездить». Двое прихожан взялись проводить меня. Лошадку привели. Я только за ворота вышел, только перекрестился – у меня голова закружилась. Упал я и не помню, как упал. И слышу, как в душе у меня слова звучат: «Молись! Пошли человека – белье принесет. Молись!» И я очнулся. Боже! Бог повелевает молиться! Даже упал – и то молись. Вернули меня в сторожку. Потом белье принесли, вымылся я горячей водичкой. И слава Богу! И стал молиться.
Вот с этого момента Господь даровал мне прозорливость. Вижу каждого человека, каков он. Мысли вижу людей. Будущее знаю каждого. Страшно говорить даже об этом. Никому до того не рассказывал. Тебе же говорю, как сыну: это не мое, это Господь даровал такую крепость силы…
Заранее открыто было мне, что Никита Сергеевич Хрущев закроет нашу церковь. Я сказал тем самым двум старичкам, которые привели меня в церковь в 1943 году: «Завтра мы служим последнюю службу. После службы придут церковь закрывать по приказу Хрущева». Так все и случилось. Убрали мы все святыни, книги. Выходим из Алтаря. Смотрим – стоят четыре человека. Два милиционера и двое из исполкома. У них уже были замки свои, пломбы.
Я говорю моим старичкам:
– Идите со мной рядом. Сейчас к нам подойдут и назовут меня по имени-отчеству.
Двинулись эти люди к нам на встречу.
– Вот, Михаил…- называют меня по имени-отчеству, – по приказу Хрущева ваша церковь закрывается.
Я только сказал им:
– Не наша воля, а ваша воля. Пока…
Они свои два замка повесили – на обе двери, а также две пломбы.
Был у меня антиминс, и стал я совершать службу дома по ночам, в спаленке, где помещалось человек пять. Стали помогатъ мне монахиня, матушка Мария Яковлевна, и несколько старушек. Все делалось втайне, на службу приходили только доверенные люди…
Приближалась Пасха, готовились совершать ночную службу. Но милиция об этом узнала. Ну, и я по милости Божией знал, что в эту Пасху придут пять милиционеров, чтобы захватить нас – за то, что мы совершаем службу. Служили мы, завешивая окна одеялами, чтобы свет не просвечивался, – и на улице, и у соседей, и возле дома много глаз. Службу закончили пораньше: уже в три часа ночи все ушли. Открыли двери, освежили комнату, чтоб в воздухе не чувствовался запах ладана. Все прибрали, чтобы признака не было, что здесь проходила служба. Я стою, молюсь, канон читаю Пасхальный. В епитрахили, с крестом. Свечи горят, сени открыты, двери открыты, калитка открыта. В пятом часу в дверь стучатся. Матушка Мария Яковлевна приглашает: «Заходите!» Заходят пятеро милиционеров. А я приготовил в прихожей шесть стульев: пять в ряд и один напротив. Они входят, как в фуражках пришли, так и стоят. Я знаю, что они благословения брать не будут. Подхожу, каждому руку подаю: «Ну, здравствуй, Иван Петрович, здравствуй, Григорий Васильевич!» Каждого называю по имени-отчеству. Один милиционер снимает фуражку и говорит: «Я таких людей еще не видел. Не знает нас, а по имени-отчеству назвал…» А я им отвечаю: «Садитесь, милые сынки, вы пришли меня поймать, да сами попались!» Они оглядываются кругом: нет, никого нет, никакой помехи.
Тогда я и говорю им: «Мы живем в мире, где царствует грех. А грехи такие бывают…» И начал. Рассказал одному все его грехи, другому и третьему. Они: «Батюшка! Так это вы про меня говорите!» И другой, и третий так же. А я то же и четвертому, и пятому. Тогда они обомлели. «Батюшка! Учи нас! Мы ничего не понимаем. Только не говори никому про это!» «Вы сами не скажите, – отвечаю. – Я-то не скажу. А вы придете домой – своим супругам: то-то-то». – «Нет, нет! Не скажем никому». «А у тебя вот супруга некрещеная, – говорю, – у тебя матъ некрещеная… А ты сам некрещеный». А они опять просят: «Батюшка, учи нас. Покрести нас». Прощаясь, сказали: «Батюшка, что надо – говори. Во всем поможем».
Итак, они стали помогать, с большой любовью помогали. В ночное время огород копали. Посадили ночью, чтобы никто не видел, а сами нарядились так, чтобы их не узнали. Дров привезли. Колодец вычистили. Оградку отремонтировали. Картошку окучили и всю выкопали – спаси их Господи. Не давали мне ничего делать: «Батюшка, учи нас, учи». Все покрестились. Всех их повенчал тут, в домике. Такие стали друзья с ними!..»
В конце своего повествования протоиерей Валентин добавил: «Вот как бывает в жизни. Видите, что значит правда Божия. В душу благодать входит, потому что она нужна, потому что она истина, любовь это не поддельная, не искусственная любовь, а истинная любовь, правда Небесная. Она входит в душу, и человек начинает понимать ее и становится из врага великим другом.
Чтобы понять это, всем нам нужен был такой молитвенник, как отец Пимен. Он ведь девственник был, женского пола ни разу не коснулся. Условия его жизни были только скорбные. Он сам был худеньким, слабеньким, даже больным, а духом такая сила! Вот и судите: зло или благо болезнь, если телесный недуг помогал держать душу в чистоте…
Через два года после нашей встречи отец Пимен отошел ко Господу. А его уроки до сих пор у меня в памяти. А его уроки до сих пор у меня в памяти. Прощаясь, я поклонился и сказал ему:
– Спасибо вам большое!
А он – грозно так на меня глаза вскинул:
– Проси прощения!
– А за что? – удивился я.
– Неправильное ты слово сказал.
– А как надо?
– Спаси Бог! – громко произнес отец Пимен. – Только так. Иначе говорить – это грех. Что такое «спаси»? Это же Сам Спаситель. Кого мы просим о спасении? Бога, а не какое-то «бо». Так и надо говорить: Спаси Бог, Спаси Христос! Спаси Господь! Скажи всем…
И я тоже с тех пор все о том наговариваю. «Спасибо» – это говорить даже стыдно. Ведь Спаситель и Бог пришел всех нас спасти. А мы даже ленимся или не хотим полностью, правильно выговорить слово – Бог».
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
спаси и сохрани канал, спаси и сохрани,прозорливый старец Пимен. Удивительные истории, православие, церковь, религия, старец, старцы, старцы 20 века, храм, молитва, человек, дух, душа, последние времена, последнее время, православные рассказы, православные истории, дух православия, мир православия, проповеди, рассказы священника, спас, духовный маяк, духовный мир, духовный бисер, православие, лазурные небеса, Михаил Питницкий, Бог, Иисус Христос.
Прозорливый старец Пимен. Удивительные истории от старца
Поделиться ссылкой:
Странният случай с продавачката Клавдия Устюжанина, която умря и възкръсна през 1964 г. Рускинята от град Барнаул починала от рак на стомаха; след 3 дни оживяла, а от метастазите нямало и следа.
«Беше през 1948 година, аз бях коленичил за молитва в храма, когато до мен един Божий човек ми каза следното: — Ще дойде време – в Барнаул Господ ще възкреси една жена на име Клавдия. Ти ще се срещнеш пет пъти с нея, а после ще разказваш на хората как всичко е било. Отначало ще пееш в хора, а после ще започнеш да славиш Бога. Приех думите на този човек за истински и въобще не се съмнявах, че всичко ще се случи точно така.»
Така започва разказа си руският свещеник Валентин Бирюков в книгата си «На земята ние само се учим да живеем».
И когато отецът чул през 1964 година, че в град Барнаул възкръснала една жена на име Клавдия Устюжанина, той незабавно си пуснал молба за отпуск и заминал. Тогава той все още нямал свещенически сан, само пеел на клироса в храма «Св. Петър и Павел» в град Томск.
Пристигнал на адреса, намерил къщата на Клавдия, но там нямало никого. Портичката била заключена. Почакал доста. А вече се стъмвало. Тогава видял, че се приближава една висока, представителна жена с 8-годишния си син. Приближил се към тях и поздравил: «Здравейте, Клавдия Никитична! Идвам при вас!»
Тя въобще не се учудила, само кимнала: “Влезте”. Бирюков предава разказа на Клавдия Устюжанина с нейните думи:
«В съседство до магазина, в който работех като продавачка, имаше храм (Покровската катедрала – б.а.). Влязох веднъж вътре – да видя какво се прави в черквата. Застанах в ъгъла и гледам: един, втори, пети, десети – кръстят се, целуват иконите, даже правят земни поклони пред тях. Аз приближих към иконите, почуках по дъската, гледам: върху нея нарисуван някакъв дядо с брада. А на другата икона някаква жена – Майка с Младенец. И си мисля: «И какво, и аз малкия Андрюша съм го държала на ръце. Ето какво било тяхното разбиране, ето го и техния Бог.»
Но Клавдия се разболяла тежко от рак.
Нейната история разказва и Алла Добросоцких в своето документално разследване.
Устюжанина била оперирана от Израил Исаевич Неймарк – прекрасен талантлив хирург, професор, който разбирал от работата си. Но на операционната маса усеща, че душата й излиза от тялото. Ето какво разказва тя:
“Страшно ми е дори да си го спомням.
Виждам, че моето тяло лежи на операционната маса – разрязано, като заклана свиня по Коледа. А аз виждам, чувам, премествам се, където ми се иска.»
Ето, и Клавдия си помислила, че ще се върне у дома – къде другаде да ходи?! Но не се получило. Тя чувала кой какво говори, видяла как дошъл нейният директор, как синът й Андрюша плачел за нея, но нищо не можела да направи. А когато откарали бездиханното й тяло от операционната, тя почувствала нещо необикновено, за което преди никога не била и чувала:
«Душата ми, като лястовичка, със скоростта на мълния се издигна нагоре. Летях сякаш в стъклен калъф, защото не се чувстваше никакво съпротивление от въздуха. И изведнъж гледам – Земята я няма! Само блести надалеч като звездичка.»
Клавдия Никитична разказва още, че когато лежала на едно непознато за нея място – с глава на запад и крака на изток – под нея имало едно кафяво килимче, сякаш пухено. А в източна посока тя видяла една блестяща
огромна врата висока колкото десететажна сграда.
Тези двери – нито един човек на света не може да създаде такава красота! Даже и да я изобрази няма да може.
Дверите блестели като слънце, разноцветни, а цветовете се движели, летели сияйни искри.
«Беше прекрасно, топло. А къде се намирам – не знам. Прииска ми се да разбера, но няма никакъв човек, когото да попитам. Ароматен въздух. Забравих, че съм живяла на земята, забравих, че умирах и даже за Андрюша забравих. И изведнъж виждам, че пред тези сияйни двери минават майка и дъщеря (така тогава ги възприех), облечени в монашески дрехи с кафяв цвят.
Вървяха бързо. Дъщерята плачеше, нещо искаше от майка си. Но тя не й обръща внимание, а идва право към мен.»
Тогава Клавдия Никитична си мислела, че с «монахинята» върви дъщеря й, но после разбрала, че това бил нейният, на Клавдия, ангел-пазител.
Той плачел за нея.
«Аз си мисля: сега ще попитам къде съм, в коя страна се намирам. А майката беше с такава красота, каквато у никой земен човек не бях виждала. Невъзможно е да се гледа подобна красота! А тя така строго ме погледна – усетих, че не е доволна от мен. И изведнъж разбрах, че тя знае за мен всичко, от – до. И ми стана срамно, не знаех къде да се дяна. Но не можех да мръдна от мястото си – както лежах, така си и останах.
И ето, тази млада жена вдигна глава нагоре и каза (а в гласа й се чувстваше толкова любов): «Господи, какво да я правим?» И тогава сякаш ме удари електрически ток – аз изведнъж разбрах, че съм на небето, а пред мен стои Царицата Небесна.»
Така тя постепенно започнала да осъзнава какво се случва, спомнила си всичко, което й говорел някога нейният вярващ баща. Клавдия чула как Господ отговорил на Своята Майка: «Трябва да я спуснем обратно на Земята, още й е рано да умира!»
И полетяла душата на Клавдия надолу към земята. В моргата видяла тялото на един мъж, на когото влакът бил отрязал краката, видяла и собственото си тяло. Събудила се в болничната стая, болка не усещала, но се чувствала слаба.
След време я изписали, а в дома й идвали добри хора да се грижат за нея. Но продължила да вижда странни неща.
«Лежа си в леглото, чувствам се отпаднала и обезверена – разказвала Клавдия. — Вратата беше заключена. И изведнъж чувам стъпки: някой се приближава към мен! Аз се изплаших – ами нали вратата е затворена. Гледам – до мен стои старец с бяла брадичка, в подрасник, държи си ръката пред гърдите и ласкаво ми говори: «Не бой се, Клавдюшка, никакъв рак няма повече!»
После старецът се обърнал и влязъл в съседната стая. Клавдия с усилие станала от леглото и го последвала. Но там нямало вече никого, само в къщата се носел силен аромат на тамян.
И наистина, лекарите решили да отворят отново Клавдия, за да видят какво се е случило с раковото заболяване. Лекарката Валентина Алябева, която присъствала и на предишната операция, била потресена –
от рака нямало и следа!
Мълвата за чудото с възкръсналата рускиня бързо обходила първо Алтайския край на Сибир, а после и целия Съветски съюз. И към нейния дом започнали да прииждат развълнувани хора от близо и далеч. Клавдия неуморно разказвала за Небесата и за Ада, в който се мъчат всички грешници. Комунистическата власт започнала да нервничи.
Предупреждавали Устюжанина да мълчи, за да й затворят устата, организирали срещу нея няколко съдебни процеса с измислени обвинения.
През ноември 1970 година пред дома й спрели милиционерски автомобили, за да я арестуват. С помощта на съседката, която я скрила в гардероба, успели да залъжат униформените. Но станало ясно, че повече в Барнаул няма да може да живее. Затова пресрещнала след училище своя син Андрюша и спешно заминали за град Загорск (сега – Сергиев позад) в Подмосковието. От доста време монасите от Троице-Сергиевата лавра я канели там, за
да свидетелства за преславното чудо,
сторено от Бога, пред хилядите поклонници в светата обител. След известно време си купили къщичка в съседното градче Струнино. Там Клавдия живяла още 8 години.
Починала на 29 март 1978 година от кардиосклероза. А нейният син Андрей бил призван да поеме пътя на свещенослужението. Той завършил семинария и духовна академия в Загорск, после бил ефимерий в Свято-Успенския манастир в град Александров. От есента на 2014 година е духовник на Александровска епархия. И продължава да свидетелства за преславното чудо в Барнаул през 1964 година.
По материали от книгата на протоиерей Валентин Бирюков “На земята ние само се учим да живеем” и документалното разследване на Алла Добросоцких.
Тяжко мне, Господи. Помоги
30 мая
Опубликовал редактор в Родителям
Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Что делать, если не ощущаешь присутствие Господа в своей жизни? Как говорить с Богом?
Корреспондент портала «Православие и мир» беседует со священником Сергием Стаценко, председателем Ташкентской и Среднеазиатской епархиальной комиссии по делам молодежи, председателем просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатский епархии, проректором Ташкентской духовной семинарии.
Как так получается, что наша христианская жизнь незаметно вырождается в нечто внешнее? Молитва, пост, богослужение присутствуют, но внутренней духовной жизни не ощущается. И что с этим делать?
Проблема в том, что мы слишком зациклились на колоколах да куполах.
Однажды я задал в воскресной школе вопрос: «Если убрать из церкви колокола, купола, кресты, иконы, превратить храм в обычное строение, убрать церковно-славянский язык, священника облачить в гражданскую одежду, и оставить только чашу, будет ли тут православие?» Подавляющее большинство ответило, что в таком случае Православие кончается. То есть люди не понимают, что Православие там, где есть Христос. Читать дальше >
Наши в Берлине
19 мая
Опубликовал редактор в Пути православия
В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания — для веры не самые тяжелые.
Кусочек родины — через дорогу
Здание бывшего детского садика, где теперь находится православный храм, расположено между древним замком прусских королей Шарлоттенбургом и знаменитой Берлинской оперой, почти в самом центре города. Купола преломляются в окнах соседних домов, так что храм можно найти с закрытыми глазами, настолько яркий и теплый свет, отражаемый позолоченной сталью куполов, не похож на ровный, рассеянный свет непогожего берлинского дня. Я подхожу к перекрестку; дорога пуста, но идти на красный нельзя. Точнее, не принято.
Нажимаю кнопку на светофоре, который сразу начинает вибрировать под рукой — это сделано специально для слепых.
Загорается зеленый, я перехожу дорогу и оказываюсь в России. Настолько привычен вид храма, лужайки перед ним, аккуратно выложенной плитками дорожки, что кажется, будто перенесся в Новодевичий монастырь. Читать дальше >
Преподобный Амфилохий Почаевский
12 мая
Опубликовал редактор в Праздники и святые
12 мая 2002 года в Почаевской Лавре произошло событие поистине мирового значения для православных – Украинской Православной Церковью причислен к лику святых схиигумен Амфилохий. Были обретены и мощи преподобного Амфилохия Почаевского. Во время прославления в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом – один большой крест и рядом – чуть поменьше. Паломники говорили: “Ну вот, теперь их будет двое – батюшка Иов и батюшка Амфилохий”.
Решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия (Головатюка) принято Священным Синодом УПЦ 23 апреля 2002 года. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в престольном Успенском храме Почаевской Лавры при огромном стечении народа.
При жизни он был известен тем, что изгонял бесов, многие ехали к нему за помощью. Его все помнят как батюшку Иосифа – за свою жизнь он трижды менял имя: при рождении его назвали Яковом, в монахи постригся с именем Иосиф, а в конце своей жизни принял схиму и стал для всего мира схимонахом Амфилохием. Читать дальше >
Русские мифы о греческом православии
11 мая
Опубликовал редактор в Пути православия
Священник Александр Носевич
Правда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, – о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной, мы беседуем со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах.
– Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках… Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?
– Действительно в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного – внутреннего осмысления православной веры. Читать дальше >
День Победы
9 мая
Опубликовал редактор в Пути православия
Протоиерей Валентин Бирюков
Ко дню Победы мы публикуем воспоминания протоиерея Валентина Бирюкова о войне из его книги: “НА ЗЕМЛЕ МЫ ТОЛЬКО УЧИМСЯ ЖИТЬ: Непридуманные рассказы”.
ОБЕТ ДРУЗЕЙ
Много страшного пришлось повидать в войну — видел, как во время бомбежки дома летели по воздуху, как пуховые подушки. А мы молодые — нам всем жить хотелось. И вот мы, шестеро друзей из артиллерийского расчета (все крещеные, у всех крестики на груди), решили: давайте, ребятки, будем жить с Богом. Все из разных областей: я из Сибири, Михаил Михеев — из Минска, Леонтий Львов — с Украины, из города Львова, Михаил Королев и Константин Востриков — из Петрограда, Кузьма Першин — из Мордовии. Все мы договорились, чтобы во всю войну никакого хульного слова не произносить, никакой раздражительности не проявлять, никакой обиды друг другу не причинять. Где бы мы ни были — всегда молились. Бежим к пушке, крестимся: — Господи, помоги! Господи, помилуй! — кричали как могли. А вокруг снаряды летят, и самолеты прямо над нами летят — истребители немецкие. Только слышим: вжжж! — не успели стрельнуть, он и пролетел. Слава Богу — Господь помиловал. Я не боялся крестик носить, думаю: буду защищать Родину с крестом, и даже если будут меня судить за то, что я богомолец, — пусть кто мне укор сделает, что я обидел кого или кому плохо сделал… Читать дальше >
Воскресенье Жен-Мироносиц
7 мая
Опубликовал редактор в Праздники и святые
Митрополит Антоний Сурожский.
Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.
Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались. Читать дальше >
6 мая. Великомученик и Победоносец Георгий
7 мая
Опубликовал редактор в Праздники и святые
Как святой Георгий храм открыл.
Тяжелыми были для меня первые годы дьяконства и священства. Обострились мои фронтовые болячки: обе раненых ноги разболелись, осколок в пояснице беспокоил, образовалась закупорка вен на ноге — да такая, что операцию надо было делать, большую часть вены удалять.
Во время службы я так уставал от боли, что к её концу рубаха становилась мокренькой. Начал проситься, куда бы мне уехать, чтоб хоть немного здоровье поправить. Ну, хирурги и посоветовали мне поехать в Ташкент. А там у меня знакомые были. А уж оттуда в Самарканд направили, я там служил в храме Великомученика Георгия Победоносца.
Познакомился я с Георгием, учителем по профессии, который пел в этом храме на клиросе. Он и рассказал мне поразительную историю, которая случилась в Самарканде в годы хрущевской власти во время служения архимандрита Серафима (Сатурова). Этот священник, родом из Перми, был репрессирован, 10 лет отсидел, много тяжкого повидал в жизни, старенький уже был, весь больной, еле сил хватало ходить. Своей теплотой, вниманием он немало молодых людей привлек в храм. Многие стали креститься. Читать дальше >
Матрона Московская святая блаженная. «Сила моя в немощи совершается»
2 мая
Опубликовал редактор в Праздники и святые
Одна из самых известных и почитаемых в России святых. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.
Она будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие…Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…
Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть Матушка Матрона. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все, «по-оптински»: «на молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу. Читать дальше >
Москва, 22 декабря 2021 г.
22 декабря 2021 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание г. Москвы, сообщает Патриархия.ru.
В состав президиума собрания вошли: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным викариатством г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы, секретарь Епархиального совета г. Москвы.
Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал:
«Год был очень непростым. Много испытаний выпало на долю и народа нашего, и Церкви нашей, и каждый почувствовал, как постигшая всех нас беда — пандемия опасной болезни — во многом изменила течение жизни, нарушила многие планы.
Негативные перемены отразились и на деятельности Церкви, но, тем не менее, жизнь жительствует. Я рад всех вас приветствовать и хотел бы начать свое выступление с выражения благодарности всему духовенству города Москвы за то, что, несмотря на сложные обстоятельства, совершалась Божественная служба, пастыри наши честно и ответственно несли свое служение. Осуществлялись многие приходские труды, которые сегодня очень важны, — я имею в виду и образовательные проекты, и социальную работу, и многое другое, что сегодня делается на уровне приходов и реально влияет на духовную жизнь москвичей.
Хотел бы в первую очередь выразить радость по поводу того, что мы встречаемся лицом к лицу — так, как это было многие годы и, надеюсь, будет и впредь. По милости Божией пандемия, как кажется, снижает темп своего развития, и есть надежда на то, что в обозримом будущем мы вернемся к прежнему стилю жизни, не ограниченному распространением опасной болезни.
Прошлое епархиальное собрание, как вы помните, прошло в дистанционном формате, и с пониманием того, что это было необходимо по обстоятельствам времени, я бы ни в коем случае не хотел более повторять этот опыт. Мне очень дорога сама возможность общения со всеми вами всякий раз, когда мы собираемся как одна семья, как одна община духовенства города Москвы в завершение года. Эта встреча дает мне возможность услышать то, что вы говорите, ответить на вопросы, которые у вас возникают, в том числе в адрес Патриарха. Обмен мнениями, обмен информацией очень важен для понимания того, что происходит в нашей церковной жизни, и он дает пищу для размышлений относительно того, какие коррективы нужно внести в наше церковное развитие, что сохранить, а от чего, может быть, отказаться. Но, к сожалению, ради соблюдения санитарных ограничений, а именно так называемого социального дистанцирования, сегодня очно присутствует только часть московского клира — Преосвященные викарии, отцы благочинные, наместники и игумении ставропигиальных обителей, руководители епархиальных отделов и комиссий, а также настоятели приходов и подворий Московской епархии. Другие клирики Москвы имеют возможность участвовать сегодня в нашем собрании через прямую трансляцию на официальном сайте Русской Православной Церкви, но собрать всех вместе не представлялось возможным».
Заместителем председателя Епархиального собрания был избран митрополит Воскресенский Дионисий, секретарем собрания — протопресвитер Владимир Диваков.
Также были избраны лица, которые от имени собрания должны были подписать постановления и протоколы: наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря иеромонах Кирилл (Зинковский) и настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего ставропигиального монастыря игумения Маргарита (Феоктистова).
Был утвержден состав редакционной комиссии для подготовки итогового документа Епархиального собрания, в которую вошли: епископ Зеленоградский Савва в качестве председателя, а также протоиерей Николай Балашов, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Олег Корытко, протоиерей Андрей Новиков, протоиерей Михаил Прокопенко.
Святейший Патриарх Кирилл представил повестку дня.
Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил о том, что в этом году истекает мандат членов епархиального суда. «Согласно Положению о церковном суде, председатель, заместитель председателя, секретарь епархиального суда назначается епархиальным архиереем, а еще два члена суда избираются Епархиальным собранием, — отметил Святейший Владыка. — Однако за последние десять лет в нашей епархии сложилась традиция избрания Епархиальным собранием Москвы всего состава епархиального суда. Поскольку сегодня на Епархиальном собрании присутствует только часть клира Москвы, я предлагаю перенести процедуру голосования в викариатства, чтобы все духовенство могло принять участие в этом важном деле, и прошу Преосвященного митрополита Дионисия во время своего доклада внести конкретные предложения по процедуре избрания».
«Что касается кандидатов, которые, согласно Положению о церковном суде, вносятся епархиальным архиереем, то я предлагаю рассмотреть кандидатуры ныне действующих членов епархиального суда, которые достойно справляются со своей работой. Однако, полагаю, что если в викариатствах будут выдвинуты иные кандидатуры, то по ним также следует провести голосование», — добавил Святейший Владыка.
Далее Святейший Патриарх Кирилл представил ежегодный доклад.
Затем с сообщением о деятельности Епархиального совета в 2021 году выступил митрополит Воскресенский Дионисий.
Доклад Его Святейшества и выступление митрополита Дионисия транслировались в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас», на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на сайте Московской епархии.
В ходе заседания были представлены отчетные доклады:
- председателя Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы протоиерея Игоря Фомина;
- председателя Отдела религиозного образования Московской епархии иеромонаха Онисима (Бамблевского);
- председателя Социального отдела Московской епархии протоиерея Михаила Потокина;
- председателя Отдела по делам молодежи Московской епархии протоиерея Кирилла Сладкова;
- председателя Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы игумена Петра (Еремеева).
Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) выступила с сообщением «Новое в законодательстве о религиозных объединениях в 2021 году».
Епископ Зеленоградский Савва огласил проект Постановления Епархиального собрания. После внесения правок Постановление было принято.
Затем Святейший Владыка вручил церковные награды:
- во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 80-летием со дня рождения митрополит Валентин (Мищук) был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения митрополит Каширский Феогност был награжден Патриаршей грамотой;
- во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 65-летием со дня рождения епископ Видновский Тихон был награжден Патриаршей грамотой.
В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил всех участников заседания за плодотворную работу.
22 декабря 2021 г.