Протоиерей николай агафонов слушать рассказы

Хорошо порадовать человека просто желанным подарком: пусть это будет конструктор мечты для малыша или те самые кроссовки для подростка. но,

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы

Хорошо порадовать человека просто желанным подарком: пусть это будет конструктор мечты для малыша или те самые кроссовки для подростка. Но, согласитесь, духовная составляющая тут же теряется, хотя именно такие, вполне приземленные подарки делали в дореволюционной России. Тогда на помощь приходит книга: она напрямую или косвенно говорит о главном в этот день, не обременяет бюджет дарителя и может быть как самостоятельным презентом, так и дополнением со смыслом. Особенно выгодно сделать это приобретение с 10 по 14 декабря, когда у издательства «Вольный Странник» проходит Рождественская акция – скидка 25% на все печатные книги. Чтобы вы не терялись в поисках подходящего издания на сайте, мы сделали небольшую подборку, кому какую книгу можно преподнести.

Детям

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы Прекрасным тематическим подарком дошкольнику станет ярко иллюстрированная книга в твердом переплете «Бог родился в мир. Детям – о Рождестве Христовом» Анастасии Горюновой. Это литературный пересказ событий, связанных с пришествием Спасителя. Также малышам, у которых скоро родится братик или сестренка, можно подарить очень трогательный рассказ с нежными иллюстрациями «Самый дорогой рождественский подарок». Но не обязательно ограничиваться только рождественской тематикой.

У «Вольного Странника» сложилось уже несколько типов книг, из которых можно выбрать в меру дидактический и очень увлекательный подарок для малыша. Во-первых, это книги с вопросами и заданиями для дошкольников. Среди них«От храма к храму» – познавательное путешествие маленького Сережи и его мамы по монастырям и храмам России и мира. Ребята наклеят 200 стикеров, которые помогут им запомнить башни Кремля, узнать главные святыни Санкт-Петербурга и найти самый южный православный храм на планете. «Православная азбука» – это не только стихи с православной тематикой, иллюстрирующие буквы, но и лабиринты, раскраски, загадки, помогающие освоить алфавит. «10 заповедей» приблизит детей к пониманию основ веры: в книге есть задания с картинками и непростые вопросы, о которых хорошо поразмышлять всей семьей. «По лесным тропинкам» – виммельбух, книга со множеством визуальных деталей, в которой дети должны найти те или иные виды растений или животных. Путешествие семьи в лес и множество открытий, которые сделают папа, мама и дети, помогут ребятам отвлечься от мира машин и обратить внимание на Божье творение.

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы Не так давно в издательстве «Вольный Странник» вышло несколько житий святых для детей, которые сразу полюбили читатели. Это красочные тонкие книги, посвященные одному святому: «Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и заданиями», «Святой праведный Феодор Ушаков. Научись у святого», «Великомученик и целитель Пантелеимон. Научись у святого», «Житие святого Иоанна Кущника в пересказе для детей». Маленькие поклонники жанра комикс по достоинству оценят книгу «Крест и олень» о жизни и подвигах древнего святого Евстафия Плакиды и нашу новинку – «Два подвига Александра Невского» от Анны Сапрыкиной. А еще для чтения с ребенком у нас есть замечательный «Малый патерик. Истории о древних подвижниках. Слова, полезные для маленьких» с трогательными иллюстрациями: 17 житий святых изложены в книге живо и легко.

Сборник сказок протоиерея Павла Карташева «Чудесный дом» прекрасно подойдет для вечернего чтения в кругу семьи: яркие образы, богатый язык и нравственные дилеммы, наполненные христианским содержанием, понравятся и детям, и их родителям.

Ну и, конечно, классическим подарком к большому православному празднику является Детская Библия: у нас она украшена потрясающими иллюстрациями – настоящее подарочное издание, к которому можно возвращаться всю жизнь.

Родственникам и друзьям

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы Что касается взрослых читателей, в первую очередь стоит обратить внимание на сборник с праздничным названием «В ожидании чуда. Рождественские и святочные рассказы». Это подборка рождественских и святочных рассказов современных православных авторов, среди которых – Владимир Щербинин, Олеся Николаева, протоиерей Николай Агафонов. В данном случае можно не бояться повторить чей-то презент: многие тексты этого сборника печатаются впервые. Второй замечательный тематический подарок – рождественская сказка для взрослых читателей известного журналиста Александра Казакевича «Я – счастливый Дед Мороз». Герой книги примеряет костюм Деда Мороза, и это становится началом его чудесного рождественского путешествия – романтического, смешного и одновременно очень серьезного.

Для молодых родителей, а также бабушек и дедушек у нас есть две книги Анны Сапрыкиной, каждая из которых может стать прекрасным подарком. Во-первых, это «Календарь ‟Христианская семья” на 2022 год». На каждый день года автор предлагает короткий текст, который поможет семье прожить его одним дыханием с Церковью: как подготовиться к двунадесятым праздникам духовно и материально, что говорят святые отцы Церкви о воспитании детей и супружеской жизни, чем жили святые супруги и как воспитывали святых детей. Вторая книга – «Православные праздники в современной семье», в которой автор подробнее делится своим опытом семейной встречи главных православных праздников: в ней вы найдете и рецепты, и идеи поделок, и план подготовки к богослужениям.

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы Уже воцерковленным людям можно преподнести сборник статей одного из современных пастырей. Выбор автора, безусловно, зависит от литературных предпочтений и душевного склада человека, поэтому всегда глубоко индивидуален. Тех, кто любит острое слово, бесстрашный юмор и трезвый взгляд на современный мир и самого себя, покорит книга протоиерея Сергия Адодина «Орто.docx. Записки непрозорливого священника». Книги игумена Нектария (Морозова) «Простая тайна» и «Заметки на вырост» – для тех, кто готов вместе с автором пойти по тернистому пути размышлений о том, что значит быть христианином, как побороть в себе эгоизм и открыть сердце навстречу ближнему. «Да не смущается сердце ваше…» митрополита Афанасия Лимасольского (Николау) станет прекрасной поддержкой тем, кто находится в трудных жизненных обстоятельствах – мудрое слово и глубокая вера этого пастыря укрепят и дадут надежду.

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы Классический слог, лирические образы, мягкий юмор «Земляничных лугов» и «Навстречу солнцу» протоиерея Алексия Лисняка придутся по вкусу даже самому взыскательному читателю. «Утро нового дня» Дениса Ахалашвили – это знакомый поклонникам Православие.ру исповедальный тон, неожиданные темы, яркие характеры.

Те, кто читал «Несвятых святых», навсегда полюбил Псково-Печерских старцев. В нашем издательстве есть несколько книг с их духовными наставлениями. Во-первых, это богато иллюстрированное издание «Подарочный альбом. Видевше свет невечерний. Встреча со старцем» об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Также есть прекрасные подборки наставлений псково-печесрких старцев: «Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог!», «Радовать и радоваться», «Молитва все исправит» и другие.

Людям, еще далеким от Церкви, можно подарить книгу«Великие люди о вере (цветное издание)» или «Несвятых святых» – возможно, истории о глубоко верующих писателях, художниках и ученых изменят их отношение к христианству.

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы В заключение нашего обзора можно сказать, что далеко не все книги издательства «Вольный Странник» вошли в него. Мы уверены, что так или иначе вы найдете среди них подарок, который принесет радость и духовную пользу своему адресату. Мы будем рады, если наши книги окажутся не только в руках ваших самых близких людей, но и найдут путь к далеким и, может быть, неизвестным вам, но нуждающимся в духовной и материальной поддержке людям – многие храмы в эти дни проводят сбор рождественских подарков для бедных прихожан, детских домов, приютов для бездомных, и мы призываем участвовать в них. Подарим радость на Рождество!

Приобрести книги в подарок на Рождество Христовоможно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Сайт издательства «Вольный Странник»: https://www.vsbook.ru/
  • Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_/
  • ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks/
  • YouTube-канал: http://www.youtube.com/c/ИздательствоВольныйСтранник

10 декабря 2021 г.

Киев, 21 декабря 2021 г.

Протоиерей николай агафонов слушать рассказы     

Международный круглый стол на тему «Три года попыток принудительного переименования Украинской Православной Церкви: последствия, оценки, комментарии» состоялся в Успенской Киево-Печерской лавре 20 декабря 2021 года. Его участниками стали архиереи, священнослужители, эксперты, политики, в том числе из-за рубежа, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Перед началом мероприятия о его задачах рассказали председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Александр Бахов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, религиозный эксперт Юрий Решетников.

Как отметил протоиерей Николай Данилевич, в этот день исполнилось три года с момента, когда в период каденции бывшего президента Петра Порошенко был принят так называемый закон «О переименовании». По его словам, этот закон — абсолютно манипулятивный и пропагандистский, направлен против крупнейшей конфессии Украины.

Протоиерей Александр Бахов напомнил, что «закон, известный в быту как «О переименовании», имеет №2662 и предусматривает внесение изменений в ст. 12 Конституции Украины «О свободе совести и религиозных организаций»». В этом законе, подчеркнул священник, нет никакого упоминания об Украинской Православной Церкви. Соответствующая религиоведческая экспертиза, призванная определить, на кого распространяется этот закон, не введена в правовое поле до сих пор.

«А потому говорить, что этот закон распространяется на Украинскую Православную Церковь — неправильно и незаконно. Сегодня есть много инсинуаций, рассуждений, попыток применить искусственно этот закон к УПЦ. В связи с этим круглый стол будет подчеркивать те проблемные аспекты, с которыми УПЦ сталкивается в своей деятельности в свете этого закона», — заявил глава Юридического отдела.

Юрий Решетников назвал попытку принудительно переименовать Украинскую Православную Церковь незаконной попыткой вмешательства государства во внутренние дела Церкви.

«Только наша Церковь имеет право определять, как называться. УПЦ объединяет десятки миллионов граждан Украины, которые являются гражданами нашей страны, платят налоги, работают на благо нашего государства. Кроме того, мы убеждены, что Закон, о котором мы будем говорить, принят как с нарушением Конституции, так и с нарушением международных нормативных документов, поэтому убеждены, что он должен быть отмен. А как добиться этого? — мы и обменяемся мнениями, и вместе попытаемся найти варианты наших дальнейших действий», — сказал религиозный эксперт.

В дальнейшей работе круглого стола приняли участие председатель ОВЦС УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, викарий Киевской митрополии епископ Вишневский Спиридон, представители Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви и Польской Православной Церкви, депутат Сейма Польши Евгений Чиквин, а также народные депутаты Украины, представители украинской интеллигенции, общественные деятели.

Митрополит Мелетий в своем выступлении предположил, что антицерковные законы, в частности так называемый закон «О переименовании», действительно направлены на полную ликвидацию Украинской Православной Церкви. Он напомнил, что с 1990-х годов Украинская Православная Церковь является полностью независимой административно от Русской Православной Церкви. Центр ее управления уже более 30 лет находится в Киеве, управление осуществляется Соборами, Синодом и Предстоятелем, который выбирается архиереями Украинской Православной Церкви.

«Надеюсь, что наконец-то начнется диалог с властью, чтобы воцарился мир, чтобы соблюдалась Конституция Украины и всем гражданам обеспечивались равные права на свободное вероисповедание. Никто не может устранить из реальной жизни объективную реальность существования многомиллионной Украинской Православной Церкви. Несмотря на все предыдущие притеснения, наша Церковь не только выстояла, но продолжает оставаться самой большой Церковью Украины», — сказал митрополит Мелетий.

По мнению народного депутата от партии «Слуга народа» Александра Качура, принятие т.н. закона «О переименовании» было пиар-акцией предыдущей власти. По его словам, некоторые депутаты даже не поняли, за что голосовали, а некоторым до сих пор стыдно, поскольку они поддержали антиконституционный закон в угоду своему лидеру, тогдашнему президенту Украины. Вопрос с упомянутым законом должен быть решен в Конституционном суде, уверен А. Качура.

Политолог Руслан Бортник считает, что вопрос об отмене закона №2662 пора вынести на всеукраинский референдум. По его словам, Церковь в условиях давления на нее вела себя «мягко», теперь подход следует изменить и инициировать всеукраинский референдум об отмене т.н. закона «О переименовании». Политолог уверен: миллионы граждан Украины поддержат такое решение.

В ходе круглого стола участники также обсудили действия и шаги Украинской Православной Церкви в случае, если закон будет одобрен Конституционным судом.

Завершилось мероприятие принятием итогового документа.

По материалам портала «Православная жизнь»

21 декабря 2021 г.

image001

image002ПАТРИАРШАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ

имени святых
равноапостольных
 

Кирилла и Мефодиядетям 

Автор-составитель: кандидат
филологических наук, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ

«ВСПК»
Ситникова Татьяна Владимировна

К читателю!

Угадайте, какое
занятие я с детства считал самым интересным на свете? Думаете, игры, кино или
прогулки с друзьями? Не угадали — чтение. Почему книги интереснее, чем кино? Да
потому что, читая, вы всегда можете увидеть события и героев не такими, какими
их играют артисты, а такими, как нравится вам самим. И ещё одно, очень важное —
читая, вы можете представить самих себя на месте любого персонажа, и вместе с
ним пережить все те удивительные приключения, которые выпали на его долю.

Открывая книгу, вы
открываете для себя дверь в волшебный мир, в который иначе ни за что не
попасть. Вы спросите: разве может обычный ребёнок, простой мальчишка или
девчонка стать волшебником, полететь на другую планету или отправиться в
далёкое путешествие — в другие страны, на необитаемые острова или даже сквозь
время, в прошлое или в будущее? Я отвечу: «Конечно, и очень легко!» Для этого
ему достаточно лишь взять в руки хорошую книгу.  

Зайдите в книжный
магазин, какие книги вы увидите на прилавке у входа? Книга должна
быть такой, чтобы её было приятно держать в руках, она должна вызывать желание
обратиться к ней снова.

Книги лауреатов и
номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла
и Мефодия откроют для тебя мир Добра, Любви, Честности. Они научат тебя любить
свою родину и свою семью, уважать старших, подскажут, как найти верного друга,
не пропустить настоящую любовь.

image003

image004От составителя

В кафедральном соборном
Храме Христа Спасителя 23 декабря 2010 года состоялось заседание Палаты
попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия. Заседание возглавил председатель Палаты попечителей
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заседание открылось
вступительным словом Его Святейшества, рассказавшего о целях учреждения
Патриаршей премии в области литературы.

Позвольте сердечно
приветствовать всех участников первого заседания Палаты попечителей литературной
премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Я благодарю вас

всех за то, что вы приняли мое приглашение
послужить делу русской словесности посредством работы в этом высоком собрании.
Хотел бы обратить несколько слов и к членам Палаты попечителей, и через вас, ко
всем, кто меня услышит в связи с нашим собранием.

Как сказано в положении
о Патриаршей литературной премии, она учреждена «для поощрения писателей,
внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь
современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные
произведения, обогативших русскую литературу». Эта премия не имеет аналогов не
только в истории Русской Церкви, но и в практике других Поместных Православных
Церквей.

В связи с чем возникла
такая идея и, собственно, зачем учреждена эта премия? Литература – собравшиеся
здесь знают это лучше меня – отражает состояние культуры и духовных устремлений
народа. Но одновременно она же формирует и культуру и эти устремления. Она
формирует систему ценностей, в которой живут люди. Человек принимает решения на
фоне той картины мира, которую ему представляют средства массовой информации –
сегодня именно они вышли на первое место по степени влияния на духовную и
интеллектуальную жизнь общества. Но на людей продолжают влиять и книжные
тексты, имеющие более высокий статус в общественном сознании. Обычно писатели
воспринимаются как умнейшие люди эпохи.

К сожалению, приходится
констатировать, что сегодня преобладают литературно-художественные тексты
весьма сомнительного содержания и ценностной ориентации. Эта болезнь
проявляется не только в российском обществе, но и во всем мире. Действительно,
можно говорить о кризисе жанра, о кризисе художественной литературы. Никакое
гнилое слово да не исходит из уст ваших, говорит нам Священное Писание (Еф.
4:29). Немалый вред приносит пустое, а нередко и гнилое, слово писателей,
некоторые из которых опускаются, как мы знаем, до самого вульгарного
сквернословия, опустошая тем самым души людей.

К сожалению, ситуация
усугубляется тем, что наиболее известные и престижные светские премии в
последнее время отказываются оценивать произведения с точки зрения их
нравственного наполнения. Некоторые решения о присуждении этих премий
фактически нельзя расценивать иначе, как вызов нравственной традиции нашего
народа. А ведь посредством этих премий формируется некий стандарт, который в
ценностном плане не соответствует духовной, культурной парадигме нашего народа.

А если так, то почему формируется этот
стандарт? Некоторые считают, что главной причиной, почему все это происходит,
являются эстетические предпочтения современного человека. Но литература никогда
не была только эстетикой. Пожалуй, я не могу вспомнить ни одного писателя или
поэта, кроме Велимира Хлебникова, который бы ставил эстетику впереди
содержания. Поэтому очень важно, чтобы был создан некий институт, где высоко
оценивалась бы роль писателя, который ставит задачу содействовать своим
творчеством возвышению человеческой личности.

В качестве основного
подхода к оценке литературных произведений сегодня чаще всего провозглашается
постмодернистский принцип самодовлеющего текста – текста ради текста, текста в
себе, когда текст и смысл оказываются разлученными. В итоге мы получаем своего
рода замкнутый круг, западню. Современная литература считает нормальным не
только описывать, но и восхвалять все греховные проявления человеческой
природы. А обыватель, воспринимая эту поэтизированную картину мира, начинает
рассматривать ее как нормативную и достойную подражания. Святитель Григорий
Богослов говорил: «Равно худы и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь
одно, будешь иметь и другое».

Священный Синод
Русской Православной Церкви принял решение поощрять тех писателей, которые
стремятся сочетать в своем творчестве высокие эстетические и нравственные
идеалы. Именно такое искусство – искусство, сочетающее высокие этические и
эстетические стандарты, – делает человека духовно крепким, стремящимся и
способным к нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию. Именно о
таких книгах говорил святой Нестор Летописец в своей бессмертной «Повести
временных лет», что они «суть реки, напояющие всю вселенную; это источники
мудрости, ведь в книгах неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они
узда воздержания».

Именно такое
искусство являет собой великая русская литература, занявшая важнейшее место в
сокровищнице мирового духовного и интеллектуального наследия. Отечественная
литература зародилась и развивалась в лоне христианской традиции и благодаря
этому стала мощным инструментом укоренения христианских ценностей в культуре
народа. Культурный архетип народов, находящихся под пастырским окормлением
Русской Православной Церкви, их ментальность и система ценностей во многом были
сформированы под воздействием русской литературы.

И сегодня русская
литература является одной из важнейших скреп того духовного и культурного
пространства, которое мы называем Русским миром. Произведения Гоголя,
Тургенева, Достоевского, Бунина и многих других, перечитываемые в семейном
кругу или изучаемые в школе, помогали нашим людям, в том числе оказавшимся в
эмиграции, сохранить свою духовную, национальную и культурную идентичность.

Многие русские
поэты и писатели осознавали свое служение как пророческое. Нередко они первыми
ставили вопросы, которые со временем осознавались как общечеловеческие
проблемы. Социальные катастрофы и политические потрясения XX века, нравственная
деградация общества и обусловленные ею экономические кризисы и экологические
угрозы XXI века, а также многое другое, существенно важное для бытия
человечества, – все это было предсказано или предчувствовалось в произведениях
наших выдающихся писателей и изложено ими на доступном языке художественных
образов.

Эта всемирная и всемерная отзывчивость
русской литературы предопределила ее общечеловеческое значение, закрепила за
ней статус одной из величайших литератур мира. По нашему глубокому убеждению,
русская литература не может и не должна утратить тот пророческий дар, ту
огромную силу воздействия на умы и сердца людей, которой с избытком обладали ее
лучшие представители. Сохранить наше уникальное литературное наследие в том
русле, в каком оно развивалось веками, – вот цель, достижению которой призвана
активно содействовать и наша литературная премия.

Другая важнейшая
задача этого начинания – содействовать формированию вкуса читающей публики,
прежде всего молодежи, ибо дурные книги, подобно худым сообществам, по слову
апостола Павла, развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33). И наоборот, приобщаясь
к подлинному искусству, человек обретает более глубокое понимание жизни, себя и
своих целей. Дмитрий Сергеевич Лихачев однажды очень точно сказал: «Награжденный
даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а
следовательно, и счастливее».

Надеюсь, что
соработничество Церкви и писательского сообщества может помочь достижению этих
важных целей. Хочу пожелать всем, кто готов соучаствовать в этом добром
начинании, удовлетворения от результатов совместной работы.

                                   image005

Утверждено
резолюцией

Святейшего
Патриарха


ПК-01/297 от 1 марта 2019 г. 

1.    
Общие положения.

2.    
«Патриаршая литературная Премия Имени
святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» учреждена для поощрения писателей,
внёсших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в
жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные
произведения, обогатившие русскую литературу.

3.    
Премия имени святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. (Журнал №115 заседания Священного Синода от 25
декабря 2009 года.)

4.    
Премия присуждается ежегодно.
Объявление о начале очередного премиального сезона осуществляется через
средства массовой информации.

5.    
Премия вручается в номинации «За
значительный вклад в развитие русской литературы
».

6.    
Ежегодно награждается до трёх
лауреатов.

7.    
Делопроизводство и организация,
касающиеся Патриаршей литературной Премии, возлагаются на аппарат Издательского
совета.

8.    
Положение о Премии и все вносимые в
него изменения утверждаются Патриархом Московским и всея Руси.

9.    
Органом, несущим ответственность за
присуждение Премии, является Палата попечителей Премии.

2.  
Палата попечителей.

2.1.   image006Палата попечителей Премии формируется Патриархом
Московским и всея Руси и Священным Синодом. В неё входят представители Русской
Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели
науки и культуры.

2.2.   Палата попечителей:

      принимает решение о предоставлении Премии;

      формирует Совет экспертов и определяет порядок его
работы;

      устанавливает размер материальной составляющей Премии;

      утверждает эскиз (макет) памятного наградного знака и
форму диплома Премии.

2.3.         
Палату попечителей в качестве
Председателя возглавляет Патриарх Московский и всея Руси.

2.4.         
Секретарём Палаты попечителей
является Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.

2.5.         
Секретарь Палаты попечителей отвечает
за организацию работы Палаты и делопроизводство.

3.  
Совет экспертов.

3.1.   Совет экспертов формируется Палатой попечителей.

3.2.   Совет экспертов возглавляет председатель, назначенный
Патриархом Московским и всея Руси.

3.3.   Секретарь Совета экспертов избирается на первом заседании
Совета.

3.4.   Секретарь Совета экспертов ведёт протоколы заседаний и
отвечает за делопроизводство Совета.

3.5.   Совет экспертов:

      проводит экспертизу произведений, авторы которых
выдвигаются на соискание Премии;

      осуществляет отбор кандидатур и предлагает их на
рассмотрение Палате попечителей в качестве номинантов.

4.  
Порядок выдвижения кандидатов на соискание Премии.

4.1.   Правом выдвижения кандидатов на соискание Премии обладают
главы Поместных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского
Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы
государственной исполнительной власти стран СНГ и Балтии (главы правительств и
региональных администраций, а также главы учреждений культуры не ниже
регионального уровня), Синодальные учреждения Русской Православной Церкви,
общественные литературные организации стран СНГ и Балтии, редакции литературных
журналов (печатных или электронных, существующих не менее 5 лет) стран СНГ и
Балтии.

4.2.   Кандидат может быть выдвинут на соискание Премии
повторно.

       При выдвижении кандидатов на соискание Премии
предоставляются следующие материалы:

       Письмо о выдвижении в свободной форме на бланке
организации;

       Анкета ,
форма и образец заполнения которой будут представлены на сайте Издательского
Совета. 

       Литературное произведение (произведения), которые
предлагаются для принятия решения о награждении их авторов.

       Письменное согласие кандидата на его выдвижение в
кандидаты на соискание Премии.

4.3.  
Все кандидатуры, выдвинутые на
соискание Премии, регистрируются Издательским Советом. К рассмотрению Советом
экспертов принимаются кандидатуры, полный пакет материалов по которым был
отправлен по почте или доставлен в адрес Издательского Совета не позднее даты
окончания приема материалов.

4.4.   image007Кандидат, выдвинутый на соискание Премии, имеет право
снять свою кандидатуру с рассмотрения, направив в Издательский Совет личное
заявление на имя Секретаря Палаты попечителей Премии.

5.  
Определение лауреатов и
процедура их награждения.

5.1.   Лауреаты Премии определяются простым большинством в
результате голосования членов Палаты попечителей, присутствующих очно на момент
голосования. Голосование может быть открытым или закрытым. Вопрос о способе
голосования принимает Палата попечителей Премии по представлению Председателя.

5.2.   Решение Палаты попечителей оглашается на церемонии
награждения в присутствии представителей средств массовой информации и
публикуется на сайте.

5.3.   Лауреатам Премии вручаются наградные комплекты, состоящие
из памятного наградного знака, диплома и свидетельства о денежной части Премии.

5.4.   Номинантам Премии, включенным в короткий отборный список,
но не ставшим лауреатами, вручаются Патриарший знак «3а вклад в развитие
русской литературы» и грамота. 3нак вручается однократно. Награждённый
Патриаршим знаком может быть вновь номинирован на Премию в следующих сезонах.

5.5.   Торжественная церемония вручения Премии приурочивается ко
Дням славянской письменности и культуры.

6.  
Сроки премиального процесса.

6.1.   Прием кандидатов на соискание Премии начинается в день
объявления лауреатов Премии.

6.2.   Информация о сроках приёма публикуется на сайте
Издательского Совета Русской Православной Церкви.

7.  
Налоги и сборы.

7.1.   Палата попечителей Премии предоставляет информацию о
лауреатах Премии в Федеральную налоговую службу России в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации. Лауреаты несут
обязательства по выплате из суммы Премии всех налогов и сборов, установленных
на территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.

image008

image009

image040

Сценарии уроков, внеклассных занятий,
конкурсов, викторин 

Тема урока  «Непридуманные истории Николая Агафонова»

Цель:  проследить на примере сказки-притчи  писателя
историю страны в контексте семейных традиций православной русской семьи.

Задачи: раскрыть бытовую и общественную жизнь русской
православной  семьи, носителя  духовно- нравственных ценностей; показать
конкретные жизненные формы и духовные проявления, которые существуют у русского
народа.

Оборудование к уроку:  сборник Агафонова, Николая
Викторовича, протоиерея, Непридуманные истории: рассказы. СПб.: Приход
святителя Игнатия (Брянчанинова) в Старом Петергофе, 2008.- 504с; компьютер.

Дополнительные материалы:  аудиодиск «Ростовские
колокольные звоны», фотоматериалы, цветные карандаши, бумага, задания
для групп.

Ход урока
I.Организационный момент.

Учитель: Литературного героя, о котором мы будем
говорить на сегодняшнем уроке,  я принесла в своей сумке. Как вы думаете, кто
он?

Ответы: книга, кот, мышь, игрушка.

После вариантов ответа ребят, учитель достает старинный
колокольчик и книгу Н.

Агафонова «Непридуманные истории».

II. Стадия вызова.

На фазе вызова учитель сообщает сведения об авторе, историю
создания этого произведения. Учащиеся делают предположения, о чем пойдет речь в
сказке-притче.

Учитель: Какие слова были вам не понятны в рассказе?

Ответы: протоиерей, рукоположен в сан, «Св. Жены
Мироносицы» (словарная работа)

Учитель: Сказка- притча называется «История одного
колокола». 

Вопрос учащимся: Как вы думаете, о чем эта притча? (учитель
внимательно слушает ответы ребят, пытаясь их обобщить).

Ответы: история Царь-колокола, про церковный колокол,
про Первое сентября, про лошадей.

Учитель: Посмотрите как много различных мнений у нас
о том, о чем  эта сказка- притча. Давайте вспомним определение, что такое
сказка-притча, где мы можем встретить притчи, и еще раз подумаем, о чем
рассказывает Н. Агафонов в своем произведении.

Ответ: Притча — похожа на басню и сказку, мы читали
сказку притчу Антуана де Сент -Экзюпери  «Маленький принц», многие ребята
сказали, что притчи встречаются в Библии. 

Учитель: Словарь В. Даля толкует слово «притча» как
«поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного
литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной
форме (запись определения в тетрадь).

III. Осмысление содержания

Текст сказки- притчи  заранее разбит учителем на небольшие
отрывки, которые он самостоятельно читает в классе. 

Отрывок 1.

На одной очень высокой колокольне,
которая вместе с храмом стояла на живописном берегу Волги, жила- была дружная
семья колоколов. Папа — солидный сорокапудовый колокол,  и звали его Бум-Бум.
Мама- колокол хотя и поменьше, но тоже весил немало, целых 25 пудов. Маму звали
Бам-Бам. А старшего сына звали – Бом- Бом, он весил 7,5 пудов. Старшую дочь
звали Бем-Бем, она весила целых 3 пуда. А младшего брата звали Бим-Бим, и он
весил один пуд, то есть 16 килограммов. А были и совсем малыши, по нескольку
килограммов веса: Динь и Дилинь. Надо заметить, что для праздничного звона и
эти малыши не были лишними…

Учитель: Что вам показалось необычным в начале
рассказа? Как вы думаете,  о каком герое  рассказа и почему пойдет речь?

Ответы: В семье много детей;  то, что маленькие
колокольчики трудятся наряду с взрослыми. О папе, так как он главный в семье, о
маме, потому что я ее больше всех люблю, о детях, так как это сказка, а их
пишут для детей.

Индивидуальное сообщение ребенка по теме «Русская
православная семья».

Традиции
русской православной  семьи.

Семья, по определению Ивана
Ильина, есть «первый, естественный и священный союз, в который вступает
человек… Семья и национальная культура неразрывны, едины. Можно сказать, что
уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою
очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.

Важной традицией православных семей является
многодетность. В многодетной семье старшие дети учатся возиться с малышами —
играть, кормить, укладывать спать, таким образом, готовясь к материнству и
отцовству. Среда многодетной семьи (разновозрастного детского коллектива)
несравненно более полезна для воспитания детей, чем одновозрастного (например,
детского сада). В многодетной семье меньше предрасположенность к
избалованности, детям в такой семье приходится привыкать трудиться с самых
малых лет.

Отрывок 2.

Бим-Бим был очень мечтательным
ребенком в семье. По целым дням с высокой колокольни он наблюдал, как по Волге
шли пассажирские пароходы и буксиры. На носу пароходов висели сверкавшие
начищенной медью колокола.

-Что
это за колокола?- спрашивал он у отца.

-Это
корабельные рынды. Почти что наши родственники.

 -Как  бы я хотел быть рындой, —
вздыхал грустно Бим-Бим… …

Учитель: Каковы ваши впечатления о
герое? Как вы думаете, как  будут развиваться события  дальше и почему?

Ответы:
Бим — Бим обязательно исполнит свою мечту и уедет из родного дома; с ним
произойдет что-то неприятное, так как он не слушает советы родителей; он молодец,
делает то, что хочет.

Отрывок 3.

Как-то раз, проплывая мимо
храма, Ранда прокричал Бим-Биму:

— Послушай, Бим! В стране
произошла  революция. Наступила свобода.

Храмы закрываются и религия
отменяется.

Бим-Бим очень обрадовался этому
известию и даже закричал:

-Ура! А теперь я могу стать
рындой? конечно, ты теперь можешь стать кем угодно!

-Сын мой, — сказал колокол-
отец, — мне больно это слышать. Какая свобода тебе нужна? Разве ты сейчас не
свободен…

Учитель: Почему по-разному реагируют на революцию
герои сказки: Бим-Бим,

Рында,
отец? Какие изменения произошли в нашей стране в связи с событиями Октябрьской
революции 1917 года? Изменится ли жизнь героев, после этих событий?

Ответы: Рында  рада свободе, Бим — Бим
надеется, что революция изменит его жизнь, отец понимает такую свободу как
произвол. Да, обязательно изменится, Бим-Бим оправится в плавание.

Отрывок 4.

Прошло несколько лет, и вдруг на
колокольне услышали скрип ступенек… На  ней появилось сразу несколько человек.
Колокола увидели, что это не церковные люди. Они не осеняли себя крестным
знамением. Двое даже курили папиросы, чего никогда не делали верующие. Один
сказал:

-эти самые большие колокола
будем сбрасывать с колокольни.

  
Они же разобьются, — возразил второй.

  
Ну и пусть себе бьются, — сказал первый, — все равно их
отправлять на переплавку…

Учитель: Были ли верны ваши представления о
том, как будут развиваться дальнейшие события? Как вы думаете, почему
люди так поступили с семьей колоколов? Какие чувства вызвал у вас этот
отрывок? 

Ответы: Нет, не думали. Для этих людей церковь
не Дом Божий, а средство получить материальные блага. Они не верят в Бога,
поэтому так делают. Жалко семью колоколов, непонятно,  почему умирающие
родители не обвиняют тех, кто их убил.

Индивидуальное сообщение ребят по теме «Отношение к 
своим врагам христианина», «Русская православная церковь после Октябрьской
революции». 

О ЛЮБВИ К ВРАГАМ

И как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите
любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам
делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь
получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы
грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами
Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,
31-36).

Русская православная церковь и революция

 …
взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, 
высшей степенью унижения русского народа, 

точно
так же его возрождение на старом месте явится возрождением,  воскресением
России»

Владимир Солоухин «Последняя
ступень»
    После Октябрьской революции и установления советской
власти началось атеистическое переустройство общества. Первым и сокрушительным
ударом по Русской Православной Церкви был декрет 1918 г. «Об отделении церкви
от государства». 

Затем последовала национализация
церковного имущества, изъятие в 1922 церковных ценностей, закрытие и разрушение
храмов в 20-30 и, наконец, физическое уничтожение священнослужителей и монахов.
Попущением Божьим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь
Христову. Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, 
полилась кровь мучеников. 

Невозможно исчислить всех новомучеников
Церкви Российской 20 века. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую
эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). 25
января 1918 года вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за
митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической
кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на
автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на
площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами:
«Что, вы здесь меня хотите расстрелять? » Один из них ответил: «А что же,
церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу.
Один из убийц сказал: «Но только поскорее»! Митрополит воздел руки кверху и
сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с
миром», — потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и
сказал: «Господь вас благословляет и прощает».  И после этого, когда митрополит
ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы
подошли к своей жертве  и в упор сделали еще несколько выстрелов. Акт
медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что
архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным
оружием. 

www.hram.info

IV. Рефлексия (групповая
творческая работа)

Ребята дифференцировано разбиваются на группы по 5- 6
человек, пока идет работа в группах, в классе звучит диск «Ростовские
колокольные звоны».

Задание
группе №1.

Допишите окончание рассказа.

Задание
группе №2.

Расскажите от первого лица дальнейшую историю Бим-Бима.

Задание
группе №3.

Изобразите  историю семьи колоколов при помощи цвета
(семейный портрет, герб семьи, иллюстрации).

Задание
группе №4.

Продолжите историю жизни, оставшихся в живых  братьев и сестер
Бим — Бима.

Выполнив задание, группы познакомили
класс с результатом. Первой выступила группа №3 (художники). Они представили
семейный портрет в виде матрешки- колокола: внутри папы- колокола находится вся
его семья, он ее оберегает и защищает.

Группа №2 рассказала о том, что Бим-Бим исполнил сою мечту
и стал морским колоколом, и никогда не возвращался туда, где погибла его семья.

Группа №3 представила, что братья и сестры Бим-Бим
выйдут замуж, поженятся, будут искать брата и для этого напишут на программу
«Жди меня» и через несколько лет встретятся.

Группа №1. Ребята закончат сказку
очень хорошо, что семья будет вместе, братья и сестры соберутся,  чтобы снова
звучать на колокольне. Только произойдет это очень не скоро, так как у каждого
из них еще очень много дел.

Учитель: Дорогие ребята, время нашего урока подошло
к концу. Мы познакомились с замечательным автором и его непридуманными
историями. Какие наблюдения вы для себя сегодня сделали, что нового узнали?

Ответы: Мы узнали, про детского писателя Николая
Агафонова, про историю нашего государства и  традиции русской семьи. 

V. Домашнее задание: Дочитайте самостоятельно
текст притчи и сравните его с вариантом ответа групп. Представьте свою семью в
цвете и вспомните или спросите добрый совет у своих родителей, запишите  его в
тетрадь по литературе и объясните, как вы его понимаете. Спасибо за урок!

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КО-

МИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАР-

СТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛ-

ЛЕДЖ»

Технологическая
карта 

Внеурочного
занятия

Тема:
«В.Н. Крупин Молитва матери»

(4 «Б»
класс, программа «Лауреаты Патриаршей премии-детям» в рамках реализации
программы учебного предмета «Литературное чтение (родная)».

Подготовила
студентка группы 3 «Е»

Бурняшева
Дарья Романовна

Специальность:

44.02.02
«Преподавание в начальных классах».

Методист:
Ситникова Т.В.________________

Волгоград
2021г.

Технологическая карта внеурочного занятия

Ф.И.О. учителя: Бурняшева Дарья Романовна (методист
Ситникова Т.В.)

Класс: 4«Б»

Дата: 12.03.2020

Предмет: внеурочное занятие

Тема: «Материнская
молитва со дна моря достанет»
Цель: сформировать уважительное
отношение к матери

Задачи:

Образовательные: способствовать
формированию чуткости к близким людям

Развивающие: способствовать развитию желания
помогать маме

Воспитательные: способствовать
воспитанию любви и благодарности матери.

Дидактические средства:

для учителя – средства ИКТ; текст рассказа

для
обучающегося –
карточки для индивидуальной работы, текст  Характеристика
этапов занятия 

 Долгожданный дан звонок, Начинается
урок!

Здравствуйте, меня зовут Дарья Романовна, и этот классный
час у вас проведу я. 

 Послушайте стихотворение, скажите, о ком это стихотворение?

«Мама»

В этом слове солнца свет!

Лучше слова в мире нет!

Кто роднее, ближе, чем она?

У нее в глазах весна!

На земле добрее всех!

Дарит сказки, дарит смех!

Из-за нас порой грустит!

Пожалеет и простит!

В этом слове солнца свет!

Лучше слова в мире нет!

Кому вы обязаны своей жизнью на Земле?
Какое первое слово произносит ребенок? Что для вас значит слово «мама»? Вы
можете привести слова ассоциации со словом мама?

А слышали ли вы когда-нибудь словосочетание молитва матери?

Давайте для начала проведём лексическую
работу со словом молитва, откройте толковые словари, которые вы взяли у себя
дома, найдите определение к слову

«Молитва»

А теперь давайте соединим эти два
слова, молитва матери, как вы думаете, что это? Посмотрите на экран, тема
нашего занятия «Материнская молитва со дня моря достанет» .

Как думаете, о ком мы будем говорить сегодня?

Верно, но нашу тему я хотела бы связать с
литературой, ведь не зря авторы художественной литературы и современной
обращаются к образу матери.

Я выбрала одного автора-это Владимир
Крупин, он является лауреатом Патриаршей премии в области литературы.

(На экране портрет автора) 

Владимир Николаевич Крупин – русский и
советский педагог, публицист и писатель. Он заработал известность своей
писательской деятельностью.

Много лет занимался журналистикой, работал редактором в
издательстве

«Современник», главным редактором
журнала «Москва», христианского журнала «Благодатный огонь». Преподавал в
Московской духовной академии, является сопредседателем Союза писателей России,
председателем жюри фестиваля православного кино «Радонеж». Нашел применение
своему таланту в «деревенской прозе»: рассказах и повестях о жизни простых
крестьян. Более 30 лет пишет на православные    темы.

Как я говорила ранее, что он является лауреатом Патриаршей
премии.

Может быть, кто-то знает что-то об этой премии? (Если не
ответили, задать вопрос

«А что такое премия»?)

Я так же приготовила для вас слова, которые вы могут вызвать
у вас в затруднения

Посмотрите на экран. Попробуйте объяснить значение слов или
словосочетаний.

Поработайте в парах. Даю вам  минутку

1.Не для красного словца

2.Монах

3.Исповедать

У вас на партах карточки с текстом. Одна карточка на двоих,
давайте начнём читать.

(останавливаю)

-Давайте попробуем объяснить эту пословицу
«Молитва матери со дня моря достанет».

 Петя, зачитай её ещё раз всему классу громко и чётко. Как
вы понимаете его.

Начнём читать

Что вы заметили в этой части? Что произошло?

В этой части мы можем заметить, как
женщина, которой уже нет на Земле, всё ещё переживает за своего ребёнка, не
смотря на то, что н уже взрослый мужчина. Как вы думаете, почему она может
переживать за него?

Прочитайте внимательно, как автор описывает мужчину

Значит он ведёт не здоровый образ жизни, может ли это
сказать на его здоровье?

Так почему мама переживала?

Давайте подтвердим наши предположения в тексте, продолжим
читать.

Мы были правы?

Почти, она ведь переживала не только за его здоровье, а за
что ещё?

В 4 абзаце говорится, что он рыдал на исповеди, почему?

Обратите внимание в последнем абзаце, как автор подметил
это:

«И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого,
пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная
больше всех нас об участи грешников, сделала всё, чтобы участь эта миновала
сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она — силой своей
любви и молитвы».

Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ?

Какой отрывок в тексте вызвал у вас больше трепета?

Давайте по поднятой руке зачитаем эти отрывки .

Предлагаю вам посмотреть видео, которое так и называется
«Мама». 

Я предлагаю вам составить синквейн к
слову «МАМА». Давайте вспомним его структуру, как оформляется синквейн. У вас
на партах лежать памятки, а вы на листочке составьте самостоятельно. Потом
поделимся со всем классом своими результатами.

image041Что мы узнали сегодня на
уроке?  С произведением какого автора мы сегодня познакомились?  

Дома нарисуйте портрет своей мамы, а этот
синквейн подарите маме и приложите его к портрету

Внеклассное мероприятие  «Беседы о равнодушии»

Цель: Познакомить учащихся с понятием
равнодушия  в различных источниках, попробовать сформировать свое отношение к
этой проблеме.

Участники: Учащиеся 5-7 класса. 

Оборудование: эмалированный
чайник,  электрический чайник, карточки с афоризмами, сборник Н.В. Агафонова
«Непридуманные истории: рассказы» СПб.: Приход святителя Игнатия (Брянчанинова)
в Старом Петергофе, 2008.- 504с; компьютер.

Ход мероприятия.

Бойтесь
равнодушных…

Организационный момент

Ребята самостоятельно дома читают
сказку-притчу Николая Агафонова  «Равнодушие» (кухонная сказка).

Основная часть

Сообщение учеников о творческой
биографии Н. Агафонова и анонс  его книг.

Протоиерей Агафонов Николай Викторович родился в 1955г. 13
апреля на Урале в семье инженера. Бабушка Чащина Муза Николаевна была
интеллигентной русской женщиной и оказала большое влияние на воспитание внука в
русских патриотических традициях. Его мама Любовь Николаевна привила своему
сыну любовь к чтению художественной литературы. Стихи Николай начал писать с 5
лет. Пробовал в детские годы писать сказки, рассказы и имел твердую уверенность,
что когда-нибудь обязательно станет писателем. В шестом классе, начитавшись
романов Жюль Верна, Майн Рида и Фенимора Купера, сбежал из дома, задумав
совершить путешествие в Америку. Его мать, отчаявшись найти сына, впервые в
жизни переступила порог храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Тольятти. Там
она обратилась с молитвой к Божьей Матери о том, что бы Она наставила сына на
путь истинный. Через неделю сын нашелся в детском приемнике распределителе г.
Куйбышева, куда милиция свозила всех беспризорников. Молитва матери о своем
сыне не прошла бесследно и для самого Николая. Он все чаще стал задумываться о
смысле жизни. Когда ему исполнилось 16 лет, он вдруг осознал, что жизнь
человеческая скоротечна и придет неизменно конец этой жизни. «И что будет
тогда?»  ─ размышлял он. Что произойдет за той гранью, которую называют
смертью? Неужели только вечный могильный мрак и полное исчезновение личности?
Тогда для чего человек живет, если вместе с угасанием сознания исчезает и сама
жизнь, как будто ее и не было? Он вдруг воочию увидел себя, как бы со стороны,
умирающим старцем. Еще мгновение и весь этот мир, где он любил, творил, страдал
и радовался, исчезнет раз и навсегда. Пораженный этим видением, юноша пришел в
школу к классной руководительнице, чтоб узнать, для чего человек живет и есть
ли в этой жизни смысл? Его путь к Богу начался в армии, в1976 году он поступил
в Московскую духовную семинарию, в 1997 году рукоположен в сан священника.
Лауреат Литературной Патриаршей премии за 2014 год.  

Эвристическая беседа 
(определение термина равнодушия)

Учитель: О чем сказка — притча писателя? (о
равнодушии).

Ребята высказывают свои ассоциации слов
к слову равнодушие (учитель записывает их на доске).

Учитель: Равнодушие – это состояние
человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо.
Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность,
безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Совместная деятельность: Устная
работа  «
Мир глазами равнодушного»  (подбор пословиц).  

Моя хата с краю, ничего не знаю. Своя
рубашка ближе к телу. После нас – хоть потоп. Наше дело – сторона. Хоть трава
не расти. Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!  Я вполуха слушаю.

Учитель: БИБЛЕЙСКИЙ  ПРИМЕР  РАВНОДУШИЯ. 

Притча о Добром
Самарянине: Лука 10:30-35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в
Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и
ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и,
увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и
прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его,
сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его
на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день,
отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься
о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих
троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший
ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».   Эта история
иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к
ограбленному и израненному человеку.

Учитель: Рост равнодушия в
людях – признак последнего времени.  Однажды Иисусу Христу ученики задали
вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на
горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам,
когда это будет? и какой признак  Твоего пришествия и кончины века?
» Ответ
Иисуса приводится в Матфея 24:4-13. Обратите внимание на стих 12
«…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».
Охлаждение любви и есть равнодушие.

Совместная деятельность: В чем,  по вашему мнению,
корни равнодушия?

(проблемный вопрос)

Ответы: Гордость; Эгоизм;  Сребролюбие; Карьеризм, Лень.

Учитель: Чего не может делать человек, пока не
избавится от равнодушия?  Мне хотелось  бы познакомить вас с советами «Как не
стать равнодушным».

Советы:

Равнодушный человек не может быть
искателем истины, потому что он равнодушен к истине.

Равнодушный человек не
может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и
к благой вести о спасении.

Равнодушный человек не может служить
людям, потому что равнодушен к  ближнему.

Равнодушный человек не в состоянии
по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти
черты противоположны равнодушию.

Учитель: Равнодушие – паралич души. Русский
писатель  А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие –
это паралич души, преждевременная смерть».

Подведение итогов (рефлексия)

Разновидности
равнодушия:

       
Равнодушие к происходящему  (к событиям);

       
Равнодушие к ближнему (к окружающим людям): Притча о добром
самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30-35).

       
Равнодушие к Богу (и к Божьему Слову).

Равнодушие к своему духовному состоянию
(к себе): к этому подразделу относит-

ся равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу
спасения своей души.

       
Равнодушие к спасению: Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа. Если
вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной
свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя.
Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем
предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах
насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это
равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя – 8 человек,
которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел. 

       
Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня. Сегодня происходит то
же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное
состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя.
Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем
конце света и наказании. 

Литературная викторина «ЭКСПРОМТ” (по роману Ю. Бондарева «Горячий
снег»)

Класс делится на команды по
усмотрению учителя, оптимально команде не более 5-6 человек. Выбирается жюри.
Структура баллов определяется индивидуально.

1  
конкурс — разминка «ИМЕНА»

Конкурс проводится по принципу игры
«города». Ведущий называет имя любого литературного персонажа из  этого
произведения. Затем продолжают команды. Они должны назвать имя, начинающееся
последней буквой предыдущего имени.

Побеждает команды, которая последней назовет имя героя или
героини.

2  
конкурс  «Звание?»

Нужно выстроить имена героев романа по званиям, от младшего
к старшему.

3  
конкурс «КТО Я?»

Командам зачитывается по частям
словесный портрет какого-либо литературного героя, которого они должны
отгадать. Дается три попытки. С каждой попытки оценка снижается.

4  
конкурс «УГАДАЙ-КА»

Каждая команда загадывает
литературного героя из этого  произведения. Вызывает представителя другой
команды, называет загаданного героя. Представитель команды должен
пантомимическими средствами изобразить этого героя для своей команды.
Оценивается правильность ответа и артистичность.

5  
конкурс  «БУКВА»

Каждой команде
необходимо составить рассказ, все слова которого начинались бы с одной буквы.
Букву задает жюри. Количество баллов определяется по количеству слов в тексте. 

image042Солдаты
стойко сражались в Сталинграде.

В
конце жюри подводит итоги.

Определяется     командапобедительница.

Диспут «Стихи и ты» (современная духовная поэзия
лауреатов 

Литературной Патриаршей премии) для 10-11
классов
Диспуту  предшествовала реклама и анкета со следующими
вопросами:

1.  Назовите
трех любимых  поэтов.

2.  Назовите
трех  современных   поэтов– лауреатов Литературной Патриаршей премии.

3.  Ваше
любимое стихотворение.

5.     
Почему оно любимое?

6.     
Что именно нравится в нем: образы, рифмы, ритм, мысль,
настроение?

7.     
Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?

8.     
Нужны ли вам стихи на духовные темы? Зачем?

9.     
Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? 

10.  В
каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в коллективе, на уроках
литературы)?

11.  Что
вы любите больше: читать или слушать стихи?

Ответы были самые разные: и
обстоятельные, свидетельствующие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе
не свидетельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо ответов.
Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда
обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. 

Диспут был нужен, и теперь уже
непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:

1.  Что
ты ищешь в поэзии?

2.  Достаточно
ли тебе Пушкина и Маяковского и почему?’ Нужен ли тебе поэт — твой современник
и почему?

3.  На
кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?

4.  Можно
ли считать духовную поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник?

Диспут является высокоэффективной формой
приобщения учащихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте,
учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений
разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это
очень трудоемкое и ответственное мероприятие. Оно требует от устроителей и
ведущих достаточно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно
надо знать ту область литературы, которая подвергается обсуждению.  Необходимо
выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко
сформулировать ее для себя, подобрать примеры. 

Рекомендательный
список произведений лауреатов 

Патриаршей
премии для детей младшего школьного возраста

2011 год 

Владимир Крупин

Рассказы

«Молитва матери»

«Женя
Касаткин»
2012 год

Олеся Николаева

Рассказ

«Предчувствие матери»

2014 год

Протоиерей Николай Агафонов

«Повести и рассказы»

Протоиерей Валентин Курбатов

Сборник рассказов «Волшебная гайка»

«Воздушная подушка»

«Высшая мера»

«Будильник»

«Отрез на костюм»

«Что плохого в черепахе»

«Закон физики»

«Главный теоретик»

«Первый встречный»

«Квадрат гипотенузы»

«Пустая обойма»

2015 год

Юрий Бондарев

Сборник рассказов «Мгновения»

«На рассвете после боя»

«Звезда детства»

«Отец»

«Мать»

«Красота»

«Звезда и Земля»

«Отчаяние»

«Сны»

«Рассказ балерины»

«Щенок»

«Париж, воскресенье»

2016 год

Борис Екимов

Рассказ

«Как
рассказать»
2017 год

Борис Споров

Рассказ

«Добрый старичок»

2018 год

Владимир Костров:

Стихотворение 

«Вот  избушка»

  • Противостояние добрых и злых сил система образов сказки
  • Противостояние фамусова и чацкого сочинение
  • Против чего направлен и что утверждает рассказ муму
  • Против чего направлен и чего утверждает рассказ муму
  • Против чего и во имя чего борется чацкий план сочинения