Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

Литература. 5 класс. а.с.пушкин. сказка о мртвой царевне и о семи богатырях. противоборство добрых и злых сил в сказке. урок-исследование

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

  1. Главная
  2. Новости по теме «генетика»

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

24 ноября ’21

Когда из семей аборигенов начали изымать детей с чуть более светлым, чем у родственников, цветом кожи, это делали из лучших побуждений – так объясняли государственную программу чиновники.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

07 июля ’21

Генетика — штука строгая, но иногда позволяет себе расслабиться. Каждый из нас по-своему уникален: ямочка на одной щеке, милая родинка, выразительные глаза… все это здорово, но есть люди, которым повезло (а иногда и наоборот) быть одним на миллион или вообще оказаться в числе нескольких десятков на все человечество.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

27 апреля ’21

Мы не умеем становиться невидимками или летать без вспомогательных средств, но всё же люди не так просты, как кажется. Некоторым из нас дарованы удивительные свойства, которые вполне можно назвать сверхспособностями, хоть и не столь очевидными, как у мутантов из «Людей Икс».

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

01 марта ’21

На нашей планете очень сложно найти хоть один народ, легенды которого не рассказывали бы о людях огромного роста и невообразимой силы. То есть о великанах. Добрых и злых, умных и глупых. Но как народы, разделенные морями и океанами, складывали очень похожие истории об этих существах? Неужели это просто фантазии и сказки для детей, по принципу, чем больше, тем страшнее?

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

15 ноября ’20

Вряд ли вирусы можно назвать живыми. Однако их происхождение и эволюция понятны даже хуже, чем возникновение «нормальных» клеточных организмов. До сих пор неизвестно, кто появился раньше, первые клетки или первые вирусы. Возможно, они сопровождали жизнь всегда, словно гибельная тень.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

04 октября ’20

Сегодняшнее изобилие продуктов на столе во многом является следствием не только научно-технического прогресса, но и отбором, который производился не природой, а человеком. Именно благодаря усилиям фермеров и селекционеров у нас на столе есть такие привычные нам фрукты и овощи, как арбузы, кукуруза и даже огурцы.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

31 августа ’20

Жалость и любопытство — вот два чувства, с помощью которых из людей веками тянули деньги. Долгие века считалось, что нет зрелища забавнее, чем человек с необычным лицом или телом. И таких людей делали специально — из малышей, порой очень серьезно их калеча.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

21 августа ’20

В начале августа американские исследователи выявили в ДНК человека следы неизвестного ранее предка. Судя по всему, древние сапиенсы скрещивались не только с неандертальцами и денисовцами, но и с кем-то еще. Вероятно, с Homo erectus — его геном до сих пор не расшифрован.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

20 августа ’20

Считая себя вершиной эволюции, мы распределяем все живое в иерархию по степени близости к себе. Растения так на нас непохожи, что кажутся существами будто не совсем живыми. Библейскому Ною не выдавалось никаких инструкций насчет их спасения на борту ковчега. Современные веганы не считают зазорным лишать их жизни, а борцы с эксплуатацией животных не интересуются «правами растений».

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

16 августа ’20

Польза от регулярных физических упражнений общеизвестна и не подвергается сомнению. Постоянные тренировки помогают укрепить здоровье, замедлить старение организма, а также предотвратить диабет второго типа, рак и болезни сердца. Однако механизмы, лежащие в основе всех этих чудодейственных эффектов, до сих пор плохо изучены и вызывают большой интерес у учёных.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

14 июля ’20

Мы привыкли думать, что селекция направлена на улучшение качеств животных и увеличение видового разнообразия. Однако, когда человек берется самостоятельно перекраивать природу в угоду своим интересам, реальность бывает жестока.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

12 июля ’20

Статья о трудах грузинского ученого, который, приехав в США, впридачу к математике занялся биологией. Он стал наблюдать за изменениями в жизни растений в зависимости от качества воздуха и света. Вывод получился экологический: рост углекислого газа в атмосфере убыстряет рост растений, но лишает их полезных для человека веществ.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

11 июля ’20

В 1920-е в СССР возникло мощное движение евгенической медицины. Например, евгеник Давиденков предлагал «провести всеобщий евгенический осмотр населения и наиболее ценных граждан поощрять в размножении. Получивших же самую низкую евгеническую оценку – стерилизовать». В 1936 году начался разгром евгенической школы в СССР.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

30 июня ’20

Американские военные биологи окружили Россию тайными лабораториями для того, чтобы заполучить контроль над геномом русского человека. США под предлогом борьбы с биотерроризмом проводят свои опыты. Для чего им это нужно?…

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

04 мая ’20

Голландские генетики выделили свыше ста различных мелких мутаций в ДНК человека, связанных с повышенной склонностью к сидячему и лежачему образу жизни, в том числе к просмотру телевизора. Их выводы опубликованы в статье в британском научном журнале Nature Communications.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

06 марта ’20

Гипотеза о том, что индейцы были потомками древних евреев, египтян или греков, существовала на протяжении столетий, но воспринималась как очень неоднозначная. Джеймс Адэр, колонист XVIII века, который торговал с индейцами на протяжении 40 лет, писал, что их язык, обычаи и социальная структура очень похожи на еврейские.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

15 февраля ’20

Вырождение династии Габсбургов, которая была самой могущественной семьей в мире, является одним из самых известных случаев последствий близкородственных браков среди монарших особ в истории.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

30 января ’20

Нынешняя продовольственная система может прокормить только 3,4 миллиарда человек, сообщает портал newscientist.com. В случае, если человек не выйдет за пределы планетарных границ, большей части населения планеты грозит нехватка пищи.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

19 декабря ’19

С самых древних времен люди мечтали о сверхспособностях. Задумайтесь, во всех языческих верованиях боги человекоподобны. Кроме того, по верованиям древних, среди людей бродили исполины — дети богов и смертных. Да и сами боги хоть Олимпа, хоть Асгарда, хоть Ирия неоднократно странствовали среди людей.

Противостояние добрых и злых сил система образов сказки

03 декабря ’19

Главный вопрос, когда-либо заданный человечеством: «Зачем мы здесь?» — это желание понять причину возникновения человека как вида. Можно обращаться к религии и теологии, к физике и биологии, к истории и конспирологии, но этот вопрос как был без ответа, так без этого ответа и остался. Хотя, есть тут несколько гипотез…

Выпуск 35 от 27.08.2021 г.

4b5b8310904ae717e1cca1d9e0a58d91

На исходе лета в Палехе состоится масштабный фестиваль искусств «Палехский Бестиарий». Казалось бы, фестиваль проходит уже во второй раз, но у многих накопились вопросы. Почему именно в Палехе? Чем удивит? Что посетить? Нет ли в этом чего-то потустороннего? Подробно о фестивале читайте сегодня, а уже завтра получите массу эмоций, вдохновения и позитива.


Почему именно в Палехе?

Палех – это творческое пространство, особая среда, мир не столичный и актуальный. Место, объединяющее творческих людей самых разных взглядов и направлений, это сотворчество, диалог и вдохновение; заповедный мир, который объединяет всех, для кого важно идти в ногу со временем, не теряя собственной идентичности.

Именно поэтому в субботу, 28 августа, в селе-академии соберутся художники и музыканты со всей страны. В поселок приедут исследователи, издатели и многие другие, кому небезразлично русское искусство, его развитие.

Чем удивит?

Что посетить?

В рамках фестиваля пройдут встречи, лекции и мастер-классы, откроется масштабный мультиформатный выставочный проект с участием более 30 художников Палеха и страны, пройдёт концертная программа, в которой примут участие музыканты Москвы, Иваново, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Бразилии.

Палехский Бестиарий – это выставки и музыка, встречи и события, актуальное искусство и традиция, общение, эмоции и атмосфера! Фестиваль соединяет традицию и живое творчество, объединяет художников самых разных направлений, создаёт событийно наполненное пространство общения и сотворчества, возможность отойти от стандартов и стереотипов.

Нет ли в этом чего-то потустороннего?

Понятие «Бестиарий» известно со времён средневековья. Само слово происходит от – английского beast- зверь, beastie – зверюшка. Бестиарий – это средневековые книги, сборники зоологических статей, известные во всём мире.

«Христианская топография», «Слово о рассечении человеческого естества», «Толковая Палея» – в славянском мире эти книги назывались так – это были иллюстрированные манускрипты, описывающие реальных и фантастических существ, где реальность, зачастую, могла получить фантастический облик и наоборот.

Авторы уподобляли тварей образам и понятиям религии и морали, расшифровывая их, как иероглифы. Природа воспринималась как арена постоянной борьбы добрых и злых сил, как фантастический мир, населённый удивительными существами и сегодня существующими в пространстве искусства и воображения.

Средневековая мысль билась над раскрытием взаимосвязи между миром телесным и миром духовным. Бестиарий учил рассуждать о вещах путём аналогий, а это, по сути, близко художественному мышлению, оперирующему образами и символами.

Сегодня многие палехские художники в поисках заповедного мира «Палехского Бестиария». Тёплый, сельский, хрупкий и мистический, он ждёт своего исследователя. У палешан есть удивительная возможность погрузиться в этот необыкновенный мир и почерпнуть для себя что-то новое, неизведанное ранее.


07927608439a6768e3b809aa0f176a32

«Закончив в этом году Палехское художественное училище, я нахожусь в поиске своего творческого пути. Сейчас занимаюсь диджитал рисованием, но навыки, полученные в училище, никуда не пропадают. Поэтому в моём творчестве прослеживается эта связь.

Меня вдохновляют сказки, славянские легенды, мне нравится прятать образы и символы в своих работах. Кроме того, многое решает само место – Палех. Здесь «живёт» то самое «русское красивое». Я хочу показать миру свой взгляд на это!

Что касается фестиваля. Благодаря ему, мне удалось попробовать себя в разных направлениях и реализовать совершенно безумные идеи, например я выступила в роли художника при создании ARQuest путеводителя по Палеху (вау!)»


971431c05e73aa61b15d473348705809

«Привет, я Маша, художница. Думаю, художник это скорее образ мышления и стиль жизни, но и образование играет важную роль. Мой путь начался в шесть лет с поступления в художественную школу в родном городе, потом менялись города, преподаватели, с ними менялась и я. Следующей ступенью обучения стала академия имени Строганова, отделение монументальной живописи. Именно там и сформировалось мое нынешнее культурное восприятие. Я изучала и вдохновлялась работами великих мастеров разных эпох. Ближе всего мне кажется раннехристианская и византийская живопись, грузинская икона и импрессионизм. Иконопись я считаю самым нарядным и стильным из всего, что вообще придумано. Форма и линия, цвет, идеальная композиция, простота и торжественность. К этому я стремлюсь и в своих работах, обилие символики, одухотворение, скрытый смысл в сочетании с простой и понятной, где-то наивной формой. Когда искусство воспринимается интуитивно и легко, не подвергаясь особенному рациональному анализу, а попадает сразу в сердце.»


28 августа

Арт-центр, Ленина 33

11:30 – Илья Небослов, Москва, «Истории Мумми Дола», музыкальные сказки и другие разговоры (6+).

13:00 – ПАЛЕХСКИЙ БЕСТИАРИЙ. Открытие. Открытие большого выставочного проекта, презентации, представление участников. (6+).

13:15 – ARQest дополненной реальности. Презентация. Екатерина Лапина. Начало работы программы (6+).

13:30 – ЗЕЛО. Центр исследований древнерусской культуры. «Древнерусский Бестиарий». Лекция. Николай Буцких, Москва. (6+).

15:00 – Издательство КОМПАС ГИД Москва. Марина Кадетова. Встреча с главным редактором, книжный маркет (6+)

16:00 – Светлана Бень, Минск, «Котики не плачут», музыкально-театральное представление (6+).

17:00 – Совместный проект Ирины Пыжьяновой (Пермь – Санкт-Петербург) и Владиславы Якуповой (Москва) (6+).

18:30 – Холм с Кулями, Иваново (6+).

19:30 – Joander Santos Quartet и Жоандер Сантос, Георгий Нефедов, Артур Газаров, Ринат Сафаргалиев (Россия — Бразилия, Санкт-Петербург, Москва) (6+).

20:00 – Цифровая проекция @215.space (14+).

22:00 – Я и Он, Павел Бахарев, Алексей Морозов (Палех) (14+).

23:00 – Ночной кинопоказ (16+).

_______________________

13:00 — 17:00 – Лев Терехин (Палех – Москва) серия мастер-классов «Пластический театр» (6+).

13:30 — 17:00 – Перформанс, живопись Анна Маторина, Арт- центр (6+).

15:00 – Катерина Баранова, Пушкино, музыкально-поэтическая программа «Дом. Русская деревня», ГМПИ (6+).


Организаторы проекта молодые и талантливые художники Палеха, дизайнеры, керамиты, музыканты. В проекте примут участие более 30 художников из Палеха, Новосибирска, Перми, Сортвала, Иваново, Москвы, Шуи, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Всего в фестивальной программе участвуют более 50 художников, музыкантов, издателей, профессионалов своего дела, объединённых общим взглядом на культуру и искусство.

Фестиваль организован при поддержке Автономной некоммерческой организации «Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области», администрации Палехского муниципального района, Государственного музея палехского искусства. Финансовую поддержку в проведении фестиваля оказали «Ивановская лесопромышленная компания», «Дом Конопли» и мастерская «Арт-Цех».

Фестивальная программа реализуется на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры» предоставленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные
и
авторизованные
пользователи.
Комментарий появится после проверки администратором
сайта.

Дошедшие до нас первые рунические надписи на территории скандинавии относились к 3 веку нашей эры. Концом скандинавской культуры ознаменовался 13 век, когда в Исландии записывались саги о древних временах и Эдда, но языческая религия сменилась на христианскую, а руническая письменность, на латиницу. Изменился и образ жизни людей. Только переписывание саг и стихов осталось историческим хобби в Исландии.

Скандинавами называют германские народы, в свое время ушедшие на север, на Скандинавский полуостров. Результаты археологических раскопок показали, что у германцев не было городов, селились они хуторами и занмиались земледелием и скотоводством. Скандинавы делили мир на одаль- свою землю, Мидгард- землю людей, Асгард — мир богов, и Утгард- мир всего чужого, что есть снаружи.

Женщины германцев пользовались репутацией вещих существ и к их пророчествам, когда считали нужным, прислушивались. Германцы серьезно относились и к религии, и к магии, которые смешивались и переплетались между собой. Жертвоприношение богу было безусловно магическим обрядом. А гадания совершались при стечении народа и с религиозным пиететом. У континентальных германцев уже были руны – род магической письменности, использующейся как минимум для гадания. Эту графическую магическую систему германские племена распространили потом по миру. Были готские руны (а готы в 4 веке жили в Северном Причерноморье), был т.н. Нортумбрийский футорк, появившийся в Британии, куда ушли англы и саксы, и наиболее нам известные скандинавские руны – Старший и Младший футарк.

Яркие события германской истории оставили свой след в мифологии как континентальных германцев, так и скандинавов. Речь идет о «Песни о Нибелунгах» и «Саге о Вёльсунгах» (вкупе с сопутствующими Песнями эддических размеров). В них, в том числе рассказывается о конунге Атли – гуннском вожде Аттиле – враждовавшем с германскими племенами и разрушившем их государства. Аттила умер после своего брачного пиршества. И в «Песни о Нибелунгах», как и в «Саге о Вёльсунгах» вражда племен и народов объясняется враждой королей и королев, а также семейными распрями.

Скандинавская мифология- это, прежде всего мифология викингов, воинов,
военных вождей, конунгов. На протяжении веков она создавалась именно ими и
носила, в основном, характер воинственный. Военные походы были одним из
основных источников пополнения богатства и процветания страны.
Климатические условия не позволяли скандинавам в полной мере заниматься
земледелием и скотоводством. Поэтому боги у них делились, в основном, на
две большие группы: покровители войны, сражений и покровители плодородия.
Говоря о скандинавской мифологии, нельзя не сказать несколько слов о
викингах. Викинги — морские разбойники, совершавшие в 9-10 вв. военные
походы протяженностью до 8000 км. На востоке они достигали границ Персии,
на западе — Нового Света.

Слово « викинг» восходит к древненорвежскому слову « викингр ».
Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее
убедительная из которых возводит его к слову « вик » — фиорд, бухта. Слово
« викинг» (букв. Человек из фиорда) применялось для обозначения
разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных
бухтах и заливах. Французы называли их норманнами (т. е. людьми с севера),
англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне,
греки, хазары и арабы именовали викингов варягами или русью.
Куда бы ни отправлялись викинги, они безжалостно грабили и захватывали
чужие земли, уводили людей в рабство. В некоторых случаях они поселялись в
завоеванных странах и становились их правителями (Англия, Шотландия,
Ирландия, Нормандия во Франции, Исландия, Гренландия, побережье Северной
Америки, Балтику, Русь).

Несмотря на военные походы, Скандинавия для каких-то внешних влияний
оставалась страной относительно замкнутой, сохраняя и развивая древнейшие
верования и обычаи. Переход к христианству произошел поздно. Языческие
верования не истреблялись огнем и мечом, а постепенно становились сагами,
легендами.

В 1643 г. исландский любитель старины епископ Брюньольв Свейссон обнаружил
рукописный сборник древних песен, составленный, судя по всему, в 13 в. Она
хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене под названием « Королевский
кодекс». В историю же она вошла как « Старшая Эдда».

К этому времени уже было известно сочинение исландского политического
деятеля, ученого, поэта Снорри Стурлусона (1178-1241), которое являлось
своего рода учебником поэтического искусства скальдов и в котором была
отражена скандинавская языческая мифология. Называлось оно также «Эдда».
Поскольку у Стурлусона многие сюжеты совпадали с соответствующими местами
«Старшей Эдды», Брюньольв предположил, что найденная им рукопись является
подлинной, первоначальной «Эддой», послужившей источником для цитат и
пересказов у Стурлусона. Таким образом, за анонимным Королевским кодексом»
закрепилось название «Старшая Эдда», а за сборником Снорри – «Младшая
Эдда».

Значение слова «Эдда» не установлено: иногда его интерпретируют как « книга
из Одды» (по названию местности, где провел детство Стурлусон); иногда как
«поэзия», иногда даже как «прабабка».
Песни Эдды расположены в определенном порядке: сначала песни о богах, а
затем о героях.
Хотя принято говорить о стройной системе скандинавской мифологии, эта
системность скорее вторична, выявленная исследователями с использованием
множества дополнительных источников и отсутствующая в самой «Эдде». К
повествовательному жанру, излагающему цепь событий, относятся лишь «Песня о
Трюме» и «Песня о Хюмире», в которых воспеваются приключения бога Тора в
стране великанов.

«Речи Высокого», т. е. Одина, верховного бога, состоят из советов житейской
мудрости, которые близки к народным пословицам.
«Речи Вафтруднира»- это диалог между Одином и великаном Вафтрудниром,
состязающихся в мудрости и хитрости.
«Речи Гримнира»- монолог Одина, которого в обличие нищего пожалел юноша
Агнар.

«Прорицание Вельвы»- миф о происхождении мира и поэтическая картина его
грядущей гибели, изложенная пророчицей Вельвой.
«Песня о Харбарде» близка по характеру к комедии; в ней Один, принявший
облик перевозчика, высмеивает стоящего на берегу реки Тора.
«Перебранка Локи»- наиболее часто публикуемый фрагмент «Эдды», в котором
рассказывается, как хитроумный бог Локи пришел незваным гостем на пир к
Одину и начал высмеивать их пороки.

Происхождение и устройство мира.

Представления об устройстве мира у древних скандинавов были весьма
непросты. По их поверьям, вселенная делилась на девять миров. Центром всех
миров был ясень Иггдрасиль, и не было равного ему по красоте и мощи.
Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Миддгард, где живут люди,
а крона — выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет
лучшей дороги. Один корень древа у богов на небе, другой у великанов,
третий — в подземном мире. Под тем корнем, что в стране великанов, бьет
ключ, и всякий, кто попьет из него, обретает знание и мудрость, ведь род
исполинов — древнейший. В подземном источнике, ядовитом, живет змей Нидхёг,
который грызет ствол древа, мечтая погубить богов и людей. Священный
источник находится и во дворце богов — Асгарде. Такова, говорят, его сила,
что все, попавшее в его воду, становится белым, а все белое и светлое
считалось прекрасным.

Хоть это дерево ясень, на нем цветут всевозможные цветы, зреют плоды, а в
ветвях его живут звери и птицы, которые сходят на землю, чтобы родиться.
Существовало представление о четырех карликах, поддерживающих четыре угла
неба по четырем углам вселенной.

Как уже упоминалось выше, Иггдрасиль соединял небо, землю и подземный мир.
На верхушке дерева находится дворец богов Асгард, воздвигнутый одним из
великанов. Там же, на верху, находится Вальгалла – чертог мертвых воинов. В
нем 540 просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие на поле
боя. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день
режут и жарят и который каждое утро снова оживает, и пьют крепкое, как
старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня. Здесь же,
в промежутках между пирами, воины бьются, чтобы не потерять форму. Это
своего рода боевые учения перед завершающей битвой богов и великанов. На
пирах им прислуживают Валькирии – девы войны. По поверьям, Валькирия – это
окрыленная прекрасная дева, вооруженная мечом, которая забирает в Вальгаллу
душу погибшего в бою воина.

Нифльхейм – подземный мир мёртвых, правила в нем великанша Хёль, свергнутая туда Одином вместе со своим братом, волком Ферниром. В эту страну
отправлялись души тех, кто умер от старости или болезни. Праведные люди
попадали в отдельные чертоги, созданные из красного золота. На мёртвых
берегах стоит огромный и ужасный дворец, он весь свит из змей, как плетень;
змеиные головы смотрят внутрь и брызжут ядом, и оттого там текут ядовитые
реки, которые переходят вброд клятвопреступники, убийцы, воры. Наиболее
провинившихся ожидает наихудшая кара: они попадают в кипящий котел, где их
тела гложет змей Нидхёгг.

В этом царстве жили также девы – норны, определявшие при рождении судьбу
человека. Звали их Урд, Верданди и Скульд. Они главные, но существует еще
большое множество других, добрых и злых. И они дают людям неравные судьбы:
у одни жизнь длинная, у других – короткая, у одних богатая, у других –
бедная. Скандинавы считали, что все дело в том, что за Норны стояли у
колыбели. Они могли сурово наказать за оскорбление и непочтение.
Норны также черпают воду из священного источника и поливают ясень, чтобы он
не засох и не зачах, чтобы гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли
все девять миров…

На вершине дерева сидит орел, у корней Нидхёгг, на среднем уровне паслись
четыре оленя, поедающие листья с дерева и роняющие со своих рогов росу в
подземное царство. Белка, снующая по дереву, — своеобразный посредник между
мирами.

До начала времени существовало две области: Нифльхейм (Тёмная страна) и
Муспельхем (Огненная страна). Между ними находилась мировая бездна
Гиннунгагап. Нифльхейм была страна вечного льда и жутких морозов. И вот
однажды в центре страны начал бить родник Гергельмир (Кипящий котел). Из
него брало начало множество рек. Однажды воды реки Элиагар так удалились от
своего начала, что их ядовитая вода застыла и стала льдом. Лёд окреп,
вследствие чего яд вышел наружу росой и превратился в иней. Этот иней падал
в Мировую бездну и со временем заполнил её всю.

Север мировой бездны был весь заполнен массами льда и инея, немного южнее царили дожди и ветры, а на самом юге была благодать, так как туда залетали искры огненной страны Мспельхейм. Иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ великана, который звался Имир. Помимо него из инея появилась корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки, молоком из которых и питался новорожденный Имир. Из камней, покрытых инеем,который слизывала корова, возник отец всех богов – Бури. Бури породил Бора,а тот – трех сыновей: Одина, Ве и Вили. Братьям – богам не нравился мир, в котором они жили, и после долгой борьбы они убили Имира, тело его стало землей в виде плоского круга, расположенного посреди моря, созданного из крови великана. Из черепа был сделан небесный свод, из костей – горы, из волос – деревья, из зубов – камни, из мозга – облака. Однажды на берегу моря боги нашли два дерева: ясень и ольху, — и сделали из них сделали
мужчину (Аск) и женщину (Эмбла). На этом этапе боги свергают в Нифльхейм
своих противников: Хёль, Фернира, змея Ёрмунганда и строят себе дворец
Асгард, а себя начинают называть Асами.Всё это мы узнаем из «Прорицания Вёльвы».

Пантеон скандинавских богов.

Основная группа скандинавских богов называется Асы, и возглавляет ее Один.
К Асам относится порядка тридцати богов. Другая группа называется Ваны, в
основном это боги плодородия. Существует также пантеон низших божеств.
Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии
континентальных германцев, франков, готов соответствовал Вотан. «История
лангобардов» (8в.) рассказывает, как жены воинов этого племени, зная, что
Водан предскажет победу тем, кого заметит на поле боя первым, сделали для
мужей из своих волос бороды, и с тех пор это племя стало зваться
«лангобардами».

Один был богом войны, покровителем воинской дружины, торговли, мореходства
и поэзии. Атрибут Одина – Гунгнир – копьё, не знающее промаха, символ его
военной мощи. У него также был восьминогий конь Слейпнир, этот конь
признавал только Одина и только ему разрешал на себе ездить. Одину
прислуживали два ворона Хунир и Мунин, которые летали по миру и приносили
новости.

В «Старшей Эдде» описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам. Пронзенный копьем, он девять дней висит на Мировом Дереве, а затем его дед, великан Бёльторн, приносит ему мёд для утоления жажды и вручает руны –символ мудрости и магического знания. В «Прорицании Вёльвы» говорится о
том, что в последней битве богов с силами зла Один сражается с волком
Ферниром и проигрывает: Фернир его съедает.

Локи – один из Асов, бог с причудливым, необычным характером, которому
трудно подобрать аналогии в мифологиях других народов. Он – самый
оригинальный и популярный герой скандинавского эпоса, оставивший память о
себе в самых различных жанрах фольклора, вплоть до пословиц и поговорок. Он
был богом лжи и сеятелем раздоров. Он постоянно втягивает богов в
авантюрные приключения и выручает их из самых безысходных ситуаций,
обманывая при этом всех вокруг: и богов, и своих родственников-великанов.
Главное в характере Локи – хитрость, коварство, изворотливость, ум и
чувство юмора, порой довольно злого.

Во многом образ Локи раскрывает «Песня о Трюме», изложенная в «Старшей
Эдде». В ней рассказывается о том, как великан трюм похитил у бога Тора
молот Мьёлльнир. По инициативе Локи Тор отправляется в страну великанов
Ётунхейм в одежде богини Фрейи, в обмен на которую Трюм согласился вернуть
молот. Трюм удивляется проявленному невестой обжорству и её злобному
взгляду. Однако Локи удается убедить великана в том, что все это –
проявление тоски влюбленной в него женщины. Когда приносят молот, чтобы
освятить свадебный обряд, Тор хватает молот, убивает им великана и
благополучно возвращается в Асгард.
Дружба с Тором не мешает Локи похитить у его жены Сив золотые волосы. Боясь
мести Тора, он вынужден добывать точно такие же волосы и для этого бьётся
об заклад с карликами – цвергами, что они не смогут их выковать. В заклад
он ставит свою голову. Локи проигрывает и пускается в бега, однако, все –
таки, его ловят и отдают в руки Тора.

До сих пор не утихают споры относительно интерпретации образа Локи. Одни
ученые предлагают считать его богом или демоном огня, другие считают, что
он создан специально для инициации конца света. Локи связывали также с
Люцифером, с различными демонами континентальных германцев.
Локи высок ростом, красив. Бывает, что он помогает богам, поэтому его образ
нельзя понимать однозначно.

Тор (Донар) в скандинавской мифологии – бог грома, бури, молнии, грозы.
Первоначально был верховным божеством, однако его вытеснил культ Одина.
Тор защищает богов и людей от великанов и иных злых сил. Неотъемлемый
атрибут его – молот, изготовленный карликами – цвергами. Он всегда попадал
в цель и сам собой возвращался обратно. Этого оружия Тора боятся все злые
силы, а особенно великаны, стремящиеся любыми способами похитить этот
молот, либо сделать так, чтобы бог оказался в их власти без молота.
Другой атрибут Тора – повозка, запряженная козлами.
В подавляющем большинстве сюжетов Тор производит впечатление добродушногосилача, недостаток ума которого восполняют его спутники.

Бальдр – бог весны и самый добрый из Асов. Он сказочно красив. С его
приходом на земле пробуждается жизнь, все становится светлее и краше.
Бальдр – любимый сын Одина, он живет в особом чертоге в Асгарде, где не
допускаются дурные поступки. Согласно мифам, ему стали сниться зловещие
сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на
совет и решают оградить Бальдра от опасности. Один спускается в Нифльхейм и
узнает от Вёльвы о том, что Бальдру предстоит умереть от руки слепого бога
Хёда. Мать юного бога Фригг взяла клятву со всего живого и неживого, со
всех вещей, животных, людей, что они не принесут вреда ее сыну, клятвы она
не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись
стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, Локи, узнав про омелу, подсовывает
слепому Хёду прут из нее, который и убивает Бальдра. Боги сжигают его на
погребальном костре, а его брат Хермод отправляется за ним в Нифльхейм с
целью его освобождения. Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии,
что все живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме
великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в
царстве мёртвых.

Миф о смерти Бальдра служит как бы предвестием гибели богов и всего мира.
Фрейя – богиня любви, красоты, физического благополучия, магии. Равных ей
по красоте нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей. Она также
исполняла функции Валькирии.
Индунн – богиня вечной молодости. Она скромна и тиха, но без нее богов уже
не было бы в живых. У нее есть корзина с яблоками вечной молодости,
которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет,
а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое.
Хеймдаль исполнял роль стража, охраняющего от незваных гостей Асгард.
Прозвища его – «златорогий» и «златозубый». Появлялся обычно на коне с
золотой челкой. Хеймдаль живет в чертоге, расположенном у моста – радуги
между небом и землёй. Впоследствии это место станет местом последней битвы
перед концом света.

В скандинавской мифологии встречаются также боги, которым трудно найти
аналогии. Например, Лофн, богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать
в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия.

Миру Асов у скандинавов противопоставляются великаны. С внешней стороны они
описываются без особых подробностей, указывается в основном лишь их
гигантский рост. Неприглядны места их обитания: каменные пещеры, ледяные
дворцы, скалы.

Карлики, с которыми также воюют Асы, делятся на альвов и цвергов.
Предполагают, что альвы были низшими природными духами, возможно, душами
умерших. Цверги, «чёрные альвы», были искусными мастерами и жили в пещерах.
Все атрибуты богов создали именно они.

Низшие божества.
В каждой мифологии наряду с представителями «большой» мифологии – богами и героями, существуют персонажи и так называемой «низшей» мифологии. Они
гораздо менее значительны и масштабны, но ближе к людям, теснее связаны с
повседневностью, и поэтому народу были более понятные. Именно они
сохранились в сказках, в суевериях и дошли до наших дней.

Далеко не каждый знает, кто такой Локи, зато всякому ребенку известны
эльфы. Как и их предшественники альвы, эльфы делились на «светлых» и
«темных». Светлые эльфы средневековья – это маленькие человечки в шапочках
из цветов, которые водят хороводы при луне. Они занимаются прядением и
ткачеством, а летающая в воздухе паутина – их пряжа. Светлые эльфы
считались духами воздуха, эфира, света.

К темным эльфам относились гномы, унаследовавшие своё магическое мастерство от цвергов. Они бдительно охраняют спрятанные под землёй, чаща всего в горах, сокровища.

Ундины – это девушки с рыбьими хвостами, обычно в ожидании жертвы
расчёсывающие волосы на берегу.

Близки к ундинам никсы, тоже представительницы племени русалок. Они живут в
роскошных подводных дворцах, куда самыми различными способами заманивают
свои жертвы и губят их. Они способны принимать облик, как прекрасных
девушек, так и безобразных старух. Никсы могут иметь смертных мужей и
некоторое время жить полноценной человеческой жизнью. Однако, каждой из них необходима хотя бы одна жертва в год. Часто они развлекались тем, что
подменяли новорожденных.

Тролли – это великаны, которые в отличие от противников богов – ётунов –
весьма глупы и уродливы, но обладают большой силой. Они живут в горах и
охраняют свои сокровища. По отношению к людям враждебны: похищают скот, а
иногда занимаются людоедством.

Феи – сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках,
в горах. Это красивые миниатюрные женщины с крыльями, большей частью,
доброжелательно относящиеся к людям.
О популярности «низшей» мифологии говорит и то, что в эпоху средневековья
сложился общеевропейский «малый пантеон нечистой силы», где практически
невозможно отличить германо-скандинавское, кельтское, западноевропейское
происхождение персонажей, в то время как «большая» мифология этих народов,
несмотря на некоторые взаимопроникновения, осталась все – таки
обособленной.

В целом же скандинавская мифология производит суровое, возвышенное и
весьма мрачное впечатление. Основная ее идея – неизбежная гибель мира и
богов. Согласно «Прорицанию Вёльвы», ясень Иггдрасиль начинает содрогаться,
некогда усмирённые богами чудовища вырываются на свободу, появляется
корабль мертвецов, созданный целиком из их ногтей (в Исландии до сих пор
существует поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, что бы их не
использовали злые силы). Ужасный пёс Гарм проглатывает солнце. Боги
сражаются с чудовищами и проигрывают им. Земля переживает потоп, а в
довершение всего появившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все
то, что осталось после потопа. Мир возвращается к исходному состоянию и
снова должен будет возникнуть.

Очевидно, что такая мифология принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведёт к гибели мира, и
все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой
долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным
положением скандинавских ярлов и их дружины. Чтобы поддержать своё высокое
положение в обществе, викинг – воитель должен был без страха бросаться
навстречу опасности, иногда заведомо зная, что это может привести к гибели.
Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить в нем решимость не
отступать, а бесстрашно исполнять свой долг.

Автор — Манира

  • Противостояние фамусова и чацкого сочинение
  • Против чего направлен и что утверждает рассказ муму
  • Против чего направлен и чего утверждает рассказ муму
  • Против чего и во имя чего борется чацкий план сочинения
  • Против каких человеческих пороков выступает шукшин в своих рассказах