Противопоставление луки и сатина сочинение

Ноя 09 2014 горькая правда или сладкая ложь в пьесе м. горького на дне. две ненавидящие друг друга правды способны

Ноя
09 2014

Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу Данный текст предназначен только для частного использования 2005 жизни. Его Произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда, жизни, внимание и любовь к Человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе ”На дне”, написанной в 1902 году. Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького. Кто-то очень точно сказал: ”На дне” — это Потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего Содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и Одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.
Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое Человек, что ему нужнее – горькая правда, зачастую жестокая, или сладкая красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит Человеческая жизнь, вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны Для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности Обмана: ложь в смысле неистинна, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение И, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.
Возьмем, к Примеру, ложь, которую преподносил Лука — добрый, сострадательный и ”лукавый”. Позиция Луки – это идея Сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, Способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей Загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…
» уклончиво Отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя Настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…
», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать Опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая Идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда Больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…
Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы.
Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он Пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается.
«Он – умница!.. Он… Подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» восклицает герой.
Сатин, картежник, шулер, Сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек может верить и не Верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит..
гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не Жалеть… не унижать его жалостью…
уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, Сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком Возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький Поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ Смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, Утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.
Но в то же время Лука не лгал о Существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время Проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей Мечты. Первый акт пьесы рисует, изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на Лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру.
Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не Погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без Права говорить правду человек не может быть свободен. ”Человек — вот, правда!
” И ему выбирать. Человеку Всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Автор сочинения: Романов Иван www. [email protected] ru
Предыдущие Сочинения: Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия)
Следующие Сочинения: Подснежник(художественное описание)
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне». . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
“Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
«Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”.
Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне».
А. М. Горький «На Дне» Смысл пьесы
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

Ноя
09 2014

Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу Данный текст предназначен только для частного использования 2005 жизни. Его Произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда, жизни, внимание и любовь к Человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе ”На дне”, написанной в 1902 году. Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького. Кто-то очень точно сказал: ”На дне” — это Потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего Содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и Одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.
Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое Человек, что ему нужнее – горькая правда, зачастую жестокая, или сладкая красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит Человеческая жизнь, вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны Для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности Обмана: ложь в смысле неистинна, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение И, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.
Возьмем, к Примеру, ложь, которую преподносил Лука — добрый, сострадательный и ”лукавый”. Позиция Луки – это идея Сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, Способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей Загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…
» уклончиво Отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя Настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…
», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать Опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая Идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда Больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…
Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы.
Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он Пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается.
«Он – умница!.. Он… Подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» восклицает герой.
Сатин, картежник, шулер, Сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек может верить и не Верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит..
гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не Жалеть… не унижать его жалостью…
уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, Сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком Возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький Поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ Смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, Утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.
Но в то же время Лука не лгал о Существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время Проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей Мечты. Первый акт пьесы рисует, изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на Лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру.
Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не Погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без Права говорить правду человек не может быть свободен. ”Человек — вот, правда!
” И ему выбирать. Человеку Всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Автор сочинения: Романов Иван www. [email protected] ru
Предыдущие Сочинения: Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия)
Следующие Сочинения: Подснежник(художественное описание)
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне». . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
“Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
«Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”.
Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне».
А. М. Горький «На Дне» Смысл пьесы
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

На чтение 23 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Содержание:

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом и звучит социальный подтекст.

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Философский аспект

В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.

На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

  1. Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
  2. Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
  3. Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу “На дне”. В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор – это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности.

Всю свою жизнь он искал образ идеального Человека, образ Героя. Он пытался найти ответы на свои вопросы в литературе, философии, истории, в жизни. Горький говорил, что ищет героя там, “где нет обыкновенно людей”. В пьесе “На дне” автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества.

Картина не из приятных – темно, грязно, холодно. Далее идут описания жильцов ночлежки, точнее, описания их занятий. Чем они занимаются? Настя читает, Бубнов и Клещ заняты своей работой.

Создается впечатление, что они работают нехотя, от скуки, без энтузиазма. Все они – нищие, жалкие, убогие создания, живущие в грязной дыре. В пьесе присутствует и другой тип людей: Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса.

На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут “на дне”, что они оторваны от мира, что они лишь существуют. У них у всех есть заветная цель (например, Актер хочет вернуться на сцену), есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности.

И люди постепенно перестают замечать друг друга. Кстати, отсутствие повествовательного начала является отличительной чертой драмы. Если прислушаться к высказываниям этих людей, то поражает то, что все они практически не реагируют на замечания окружающих, говорят все одновременно.

Правда – бог свободного человека!” Для странника Луки такая “правда” неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: “…Жить нельзя…

Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Не жалеть… Не унижать его жалостью… уважать надо!” Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке.

Пьеса “На дне” как социально-философская драма« Краткое изложение Гуттаперчевый мальчик ГригоровичБыт и нравы барской Москвы (по Грибоедову). Краткое изложение текста »

Пример 1

Максим Горький написал пьесу на “На дне” в начале 20 века, когда в России был жесткий экономический кризис. Многие обнищали и скитались по стране. Люди опустились на самое “дно” жизни и не знали, как оттуда выбраться. Появляются ночлежки, превращенные сообразительными владельцами трущоб в места пребывания. Там собираются “бывшие” люди. Автор пишет эту пьесу дабы показать совсем иной слой населения. Не смотря на то, что произведению уже больше ста лет, оно популярно и до сих пор. Эта пьеса поражает своей глубиной.  Произведение Максима Горького все еще вызывает споры по поводу философского смысла, а также образа героев. Горький был одним из первых, кто обратил внимание на простого человека и поднял вопросы о том, какова его роль в мире и где его место. Мы видим жизнь обитателей ночлежки очень правдиво. Действие происходит в темном подвале, где нет даже стульев, а только обрубки деревьев вместо них. Здесь собрались самые разные люди из разных слоёв населения, однако сейчас они вынуждены обитать все вместе. Тут живут и вор, и проститутка, и шулер, и спившийся актер. Жизнь этого места как бы находится в отдалении от общего течения событий. Герои находятся на самом “дне”, у них развилась апатия, они ничего не хотят, не пытаются менять. По речи людей тоже понятно, что они разного происхождения, например Актер часто излагается цитатами, странник Лука говорит тихо и размеренно, а Сатин использует иностранные слова. В пьесе много конфликтов, которые происходят и наяву и в мыслях герое. Некоторые попали сюда из-за горького стечения обстоятельств – это Актёр и Сатин, другие же, такие как Настя, Пепел находятся на дне уже с самого детства. В тексте мы видим два философских направления. Лука проповедует идеи светлого будущего, которые могут вселить надежду и вернуть людей к нормальной жизни. А Сатин, говорит, что жалость расслабляет людей и унижает достоинство. Понятное дело, что всем больше нравятся сладостные речи старца. Однако наставления Луки их не спасают, герои слабохарактерны и не предпринимают никаких шагов, чтобы улучшить жизнь. Горький пытается сопоставить разные мысли и идеи, однако так и не приходит к единому мнению, заставляя читателя самому решить, что лучше, “сладкая ложь” Луки или “горькая правда” Сатина. Автор пишет о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?”

Пример 2

Из биографии Горького мы знаем, что с неприглядной стороной жизни он был знаком с детства. Нищие, обездоленные, лишенные надежды люди проходили и через судьбу автора. Поэтому так реалистичны ремарки пьесы и образы героев. Горький помещает своих персонажей на дно социальной жизни, чтобы отбросить всю мишуру и обнажить душу и мысли человека.

Изо дня в день, в тесной, грязной комнатенке живут воры, проститутки, шулеры и просто неудачники. Они так привыкли друг к другу, так надоели друг другу, что даже перебрасываются злобными замечаниями как-то лениво, по привычке. Это бывшие люди, потому что у них есть прошлое, но нет будущего. По крупицам можно собрать историю их жизней до ночлежки, но  завтра и послезавтра у них повторится сегодняшний день. И они свыклись с этим, даже не пытаются вытащить себя из этой трясины. Вот она, личная драма каждого ночлежника и социальная драма пьесы.

Когда тебе нечем заняться и некуда спешить, остается рассуждать о природе человека. Для чего трудиться, чтобы поесть? Сатин смеется. Совесть? Да кому она нужна, только богатые и власть имущие могут себе ее позволить. Истина или сострадание? В этом философском споре все оказалось сложнее. В ночлежка появился ласковый старец Лука. Он считал своим предназначением выслушивать и жалеть людей. У каждого на дне есть о чем вздохнуть, и к каждому Лука подобрал нужные слова. Он дарил надежду страдающим от внутреннего беспокойства людям. Говорил о легкой смерти умирающей, верил в трагичную любовь проститутки, рассказывал алкоголику об удивительной лечебнице. Мог ли он помочь этим людям своей ложью? А ведь он знал, что лжет: «Во что веришь, то и есть». Но больница не может появиться только от чьей-то веры.

Главным оппонентом Луки в этом споре стал Сатин. Он считал, что утешительная ложь унижает человека, а людей уважать надо. Горькая правда не способна навредить, а ложь одурманивает, не позволяет трезво мыслить. Хоть автор и не дает нам однозначного ответа, не обозначает свою позицию в этом центральном споре, я склоняюсь к тому, что Сатин прав. На это указывают и события, которые с появлением Луки начинают стремительно развиваться. Размеренной жизни ночлежки пришел конец. Три смерти: естественная, насильная и суицид. Одно исчезновение и один арест. Взбудораженные ложью Луки люди стали совершать безумные поступки, которые и привели к таким драматичным событиям. Сам старец исчез так же внезапно, как и появился в ночлежке.

Пьеса «На дне» как социально-философская драма скорее задает вопросы, чем дает на них ответы, поэтому до сих продолжает оставаться актуальной.

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» — говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него— вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь… значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету…» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал…»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

В этом философском споре участвуют ключевые фигуры.

icnHouse.png

   Сочинения / Горький М.Ю. / На днеПьеса М. Горького «На дне» по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и ее философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» — это слова самого Горького.Невероятному успеху и признанию пьесы «На дне» способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТа в 1902 году. В.Н. Немирович-Данченко писал Горькому: «Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре… Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра».Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями. Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это «подвал, похожий на пещеру». Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом дне общества. Сначала пьеса называлась «На дне жизни», но потом Горький поменял название, оставив только «На дне». Так, по мысли автора, оно полнее отражает идею произведения.Шулер, вор, проститутка — вот представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на дне моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. Дно жизни — это болото, которое захватывает и поглощает.Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно — их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же и утрачивает надежду вырваться из ночлежки.Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Ив- все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами — это было необычно для русского зрителя.Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем достаточно сведений о каждом из них. Прошлое одних, например Сатина, Бубнова, Актера, драматично, само по себе достойно отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на дно. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что «ниточки-то гнилые».Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что они на земле лишние, что их жизнь уже прошла. При этом друг друга они презирают, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса «На дне» является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на дно, спорят о философских проблемах бытия. М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи во спасение служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека («ни одна блоха не плоха, все черненькие»), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека. Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова — чудодейственный бальзам на их измученные души. Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать. Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы. Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого. Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену. Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить…»Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Произнося монологи. Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: «Человек -это звучит гордо!», «человек выше сытости», «не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо». Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.Пьеса Горького «На дне» является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

Просмотров: 12270Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/pesa-na-dne.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/pesa-na-dne-kak-socialno-filosofskaya-drama/
  • https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/gorky/na-dne/kak-soczialno-filosofskaya-drama-11-klass/
  • https://vuzlit.ru/612467/pesa_sotsialno_filosofskaya_drama
  • https://m.lit-helper.com/p_p-esa_m__gor-kogo_na_dne_kak_social-no-filosofskaya_drama

Сочинение на тему «Спор о правде Луки и Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)» раскрывает особенности идейного содержания драматического произведения.

В пьесе «На дне» М. Горький выводит на сцену людей, которые оказались на дне жизни. Они сломлены, потеряли свое дело, веру в людей и в себя. Каждый из них своим путем приходит в ночлежку Костылевых. У каждого из них своя жизненная правда.

Основную идейную нагрузку несут образы Сатина и Луки. Они не спорят о правде напрямую. Каждый из них высказывает свою точку зрения. В этом заключается центральная идея пьесы: что человеку нужнее – бескомпромиссная правда или утешительная ложь.

Лука – странствующий философ преклонного возраста. Он – гость в ночлежке, чем сильно отличается от других действующих лиц. Мы ничего не знаем о его прошлом и настоящем, но он не лишен надежды на будущее. Его роль в драме очень велика, с его появлением люди начинают задумываться о своей жизни.

Для каждого жителя ночлежки Лука нашел утешительные слова. Умирающей Анне рассказал, что после смерти нет страданий. Актеру он поведал о лечебнице для алкоголиков. Насте сказал, что если она верит в любовь, то она есть. Когда он ушел, его многие обвиняли во лжи. Только Лука пытался подарить людям надежду на лучшее. Старик хотел, чтобы они поверили в себя и пошли по жизни дальше. Старик считал, что как бы низко не пал человек, он всегда может подняться. Его слова должны были стать опорой для людей, чтобы они могли легче принимать правду жизни. «Не всегда правдой душу вылечишь», — говорит Лука.

Позиция Луки состоит в сострадании к людям, к их несчастьям. Старик, действительно, любит и жалеет людей. Он считает, что люди живут для лучшего. Никто не живет для себя. Те, кто так думает, ошибаются. «Всяк человек своей цены стоит», — утверждает странник. Это значит, что нет на свете лишних людей. У каждого человека свое предназначение, которое он выполняет в течение жизни. Люди подобны винтикам в машине мироздания, каждый из которых важен и нужен для того, чтобы машина функционировала правильно. Удалив один из них, нарушишь ход жизни, все пойдет по ложному пути.

Особенное уважение старик испытывал к детям. В детстве предназначение человека неизвестно, поэтому у Луки к детям отношение особенное. Может быть, кто-то из них совершит важное открытие, кто-то станет великим ученым, писателем. В этом – правда Луки.

Сатин – мужчина лет сорока. Когда-то он был образованным человеком, служил на телеграфе. С тех времен у него осталась любовь к разным интересным, малоизвестным словам, смысл которых он давно забыл. Он с удовольствием произносит их. Может быть, это напоминает ему о лучших днях его жизни. После этого он сменил много мест работы, в итоге оказался в ночлежке.

Жизнь героя наполнена событиями: выпивает, играет в карты, дерется. Нельзя сказать, что такой образ жизни нравится Сатину, но к другому он не стремится. Когда-то он был веселым, занятным человеком, играл на сцене и смешил людей, что ему очень нравилось. В ночлежку он попал после того, как отсидел в тюрьме. Сатин сгоряча убил подлого человека, заступаясь за сестру. Находясь в заключении, он стал играть в карты.

Мировоззрение Сатина можно характеризовать как бунтарское. Он не намерен смиренно ждать милостей от жизни, протестует против несправедливости. Герой не смирился с жизнью в ночлежке, но она и не угнетает его, как Клеща, который не теряет надежды выбраться отсюда. Сатин – жулик, он живет за счет того, что обманывает других людей. В то же время он не строит воздушных замков и другим людям не обещает райских кущей. Он разоблачает ложь Луки, но не позволяет оскорблять его.

Сатин считает воров лучшими людьми на свете. Сам он так же не отягощен моральными нормами. Он играет в карты, ведет нечестную игру, за что нередко бывает бит. К деньгам относится равнодушно, не стремится к заработкам. Сатин ценит в человеке духовность, он считает, что «человек – выше сытости!».

Интересны мысли героя о труде, работе. Нужно трудиться не ради денег. Труд, по мнению Сатина, должен приносить удовольствие. Он согласен работать, но работа должна быть ему приятна.

Сатин один из тех героев, которого не утешал Лука. По мнению старика, Сатин легко переносит жизнь. Такие, как он, не нуждаются в утешении. Сатина часто называют антиподом Луки, но он не спорит со стариком. Наоборот, он оправдывает его за то, что Лука уважительно относился ко всем людям, утешал несчастных. Он лгал им, но делал это из жалости. Герой говорит, что никто, кроме него, не понял старика.

Сатин рассуждает о правде и лжи. Он утверждает, что ложь нужна богатым людям, чтобы управлять бедными, ставить их в зависимость. Бедным людям ложь ни к чему. «Правда – бог свободного человека!» — провозглашает он. Человек нуждается не в жалости, а в уважении. Люди должны сами решать, как им жить, у них должен быть выбор.

Я думаю, что каждый из героев по-своему прав: и Сатин, говорящий, что не нужно жалеть людей, и Лука, который лгал во спасение. Мнение героев сходится в том, что людей следует уважать, нужно верить в них, давать им шанс стать лучше.

К спору Луки и Сатина присоединяется еще один персонаж – Бубнов. Он отвергает спасительную ложь Луки, однозначно выступая за горькую правду. Герой не признает полутонов, для него существует только черное или белое. Он говорит, что не умеет врать, но сквозь эту честность сквозит равнодушие к людям. В силу этого герой не вызывает симпатий.

Особенность пьесы М. Горького, на мой взгляд, заключается еще и в том, что ни один персонаж в конце пьесы не приходит к счастливому итогу. Они становятся еще более несчастными. Клещ, похоронив жену, лишается надежды на лучшее. Наталья ушла от родственников, потеряла веру в людей, разочаровалась в любви. Убит Костылев, в тюрьме оказывается Васька Пепел. Идеология Луки терпит крах. С его уходом у обнадеженных им людей почва уходит из-под ног. Лучше всех сказал о нем Клещ: «Поманил их куда-то… А сам дорогу не сказал».

Ложь Луки произвела парадоксальный эффект. Она не принесла добра никому, кроме Сатина. Карточный шулер после общения со странником стал чище, честнее. Старик произвел на него действие, подобное тому, которое производит кислота на старую монету. В Сатине проявились лучшие черты его личности. В уста Сатина автор вкладывает слова, отражающие его мнение. Правда оказывается на его стороне.

Спор, начатый в пьесе Горького, остается неразрешенным. Я думаю, что и точка зрения Луки, и правда Сатина имеют право на существование.  Кто-то сам твердо стоит на ногах и может справиться с любыми трудностями, кому-то нужна опора, чтобы не оказаться на дне. Каждый человек сам делает выбор.

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: М. Горького, А. Куприна, М.А. Шолохова и Л.Н. Толстого.

Вариант 1

Благодаря мечтам мы становимся лучше, стараясь добиться поставленной цели. Но насколько помогают мечты в жизни? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку если для одних людей мечта становится стимулом и мотивирует, то для других – это цель, которой они стараются добиться любым путем. Казалось бы, что в этом плохого? Но порой случается так, что стремясь достичь своей мечты, человек забывает обо всем другом, и может совершить ряд ошибок, которые в дальнейшем очень сложно исправить. Подобные ситуации случались и в жизни литературных героев, на примере которых мы сможем лучше разобраться в этой теме.

С проблемой мечты мы сталкиваемся в драме Максима Горького «На Дне». Актер бредил мечтой, что он опять сможет вернуться на сцену, и вернуть свою жизнь в нормальное русло. Но на его пути стала преграда в виде алкоголизма. Было время, когда он упорно трудился на сцене, но в тот момент, когда с ним знакомится читатель, он превратился в пьяницу, который так любил декламировать отрывки пьес, которые еще помнил.  

Его мечта оставалась лишь мечтой, поскольку он страдал от проблем с памятью, здоровьем. Так же его репутация была изрядно подорвана, поэтому бедному мужчине оставалось лишь вспоминать свою прошлую жизнь и игру на сцене. Другие люди видели в нем лишь опустившегося и пьющего человека, поэтому не рассматривали его в роли актера.

Но как-то раз странник Лука поведал Актеру о чудодейственной больнице, где ему могли бы помочь справиться с недугом. Там оказывали помощь людям с алкогольной зависимостью, при том не брали за это деньги. Актер очень вдохновился этой информацией, что даже изменил свой привычный образ жизни и стал воздерживаться от употребления алкоголя. Мысленно он уже вновь видел себя на сцене. Но Лука пропал, а Сатин разрушил мечты Актера, объяснив, что никакой больницы не существует. В конце произведения Актер не выдержал всего этого и повесился.

Так получилось, что мечта, которую зародил в сознании Лука, сыграла злую шутку с Актером. Все дело было в том, что он никак не хотел бороться со своей пагубной привычкой, а лишь надеялся на чудо исцеления. И в тот момент, когда самообман закончился, он не стал бороться, а просто решил уйти из жизни.

Другим примером можно назвать повесть А. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков живет мечтой о княгине Вере. Для него Вера была идеалом, который он буквально боготворил. Его даже не останавливало то, что женщина относилась совершенно к другому кругу, к которому он не имел никакого отношения.

Более того, любимая женщина связала свою судьбу с другим человеком, и теперь в её сердце совсем не осталось места для бедного телеграфиста. Но героя это совершенно не остановило. Ему было достаточно даже того, что он мог изливать свои чувства на бумаге и отправлять любимой женщине свои письма.

Долгое время Желтков жил этим, но после того, как он отправил дорогой подарок Вере, к нему пожаловали её родные, которые настоятельно потребовали прекратить всевозможные ухаживания. Для мужчины это был удар, который он пережить не смог и покончил с собой. В его случае мечта так же стала причиной неудач и дальнейшей смерти. За место того, чтобы создать семью и жить счастливо, Желтков потратил свою жизнь и чувства на иллюзорную мечту, которая изначально не могла исполниться.

Но все дело в том, что для Желткова его мечта и была смыслом его жизни. Он осознанно пошел на это, не желая довольствоваться другим. В его случае мечта была его путеводной звездой, которая помогала ему жить так, как он считал нужным.

Из этого можно сделать вывод, что не всегда мечта помогает в жизни. Все зависит в первую очередь от того, как человек относится к жизни, и готов ли он бороться за свою мечту. Какая ы ни была мечта, если она не отравляет жизнь человеку, а делает её лучше – то стоит продолжать мечтать и трудиться в заданном направлении. Ведь жизнь так непредсказуема, что мы не можем знать наверняка – вдруг наша мечта осуществится уже завтра?

Вариант 2

Мечта очень часто становится путеводной звездой человека. Но не все согласятся с этим, потому что случается, что не всегда мечты меняют жизнь человека в лучшую сторону. Для её осуществления необходимо что-то делать, а не сидеть на месте в ожидании чуда. Очень часто мечта перерастает в навязчивое чувство, которое просто мешает жить и развиваться. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, правильнее будет обратиться за примерами к литературным героям.

Ярким примером является произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон». Мечтой Григория Мелехова становится возвращение домой. Он хочет, наконец-то, избавиться от столь ненавистных ему сапог и военной одежды, которая ему уже опротивела. В его мечтах он представляет себя в зипуне, на котором он отправится в чистое поле.

Для многих из нас подобная мечта кажется пустяковой, но для Мелехова, которому довелось увидеть все тягости и ужасы войны, это было самым сокровенным желанием. Его мечту разделят такие же простые люди, которые в своей жизни преодолели большое количество испытаний и трудностей. Это именно тот момент, когда даже самая незначительная мелочь значит так много и становится вожделенной мечтой. И когда его мечта осуществляется, он чувствует себя бесконечно счастливым. Благодаря своей мечте Мелихов живет. У него есть ради чего просыпаться и проживать каждый день. Благодаря своей заветной мечте, его душа согрета.

Именно благодаря своей мечте он не потерял себя.

Мечтать необходимо каждому, ведь жить с мечтой намного проще. Она наполняет нашу жизнь смыслом. Но порой встречаются и ложные, обманчивые мечты. Мечта способна кардинально изменить мировоззрение и жизнь человека.

Хорошим примером можно назвать образ Андрея Болконского в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Андрей Болконский начинает постепенно понимать, что мечта является основой благополучного существования. На его судьбу так же выпало немало испытаний, он успел разочароваться в своем кумире Наполеоне, и в любви. Но, поскольку он был далеко не глупым человеком, он понимал, насколько важна мечта в жизни людей. Болконский не только тешил себя ложными иллюзиями, а работал над исполнением своих желаний.

Болконский дал обещание самому себе, что обязательно станет счастливым человеком и его жизнь наладится. Ему это пошло на пользу, потому что он выстраивал свою жизнь таким образом, чтобы непременно осуществить свою мечту. Если бы в его жизни отсутствовала мечта, он бы не смог так грамотно расставить цели и приоритеты, к которым шел каждый день. Именно в его образе очень хорошо показано стремление к идеалам. Без целей и жизненных установок мечта не имеет шанса на исполнение. Никогда не стоит об этом забывать.

Все мы находимся в бесконечном поиске счастья, но каждый делает это по-своему. Мечты способны вдохновлять человека и направлять его жизнь в правильное русло.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что мечтает абсолютно любой человек. Не нужно бояться мечтать, ведь без мечты наша жизнь скучна и безлика.

  • Противореч щий как пишется
  • Противоречащие факты как пишется
  • Противоположное слово к слову сказка
  • Против чего протестует чацкий сочинение огэ 200 слов
  • Против чего протестует чацкий по комедии а с грибоедова горе от ума сочинение огэ