Против каких человеческих пороков выступает шукшин в своих рассказах

1.1.2. в чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа в. м. шукшина микроскоп?1.2.2. какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне

1.1.2. В чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.2. Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал… Косился на микроскоп.

— Дело в том, — рассказывал он, — что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят — и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра… Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы… И там этих беленьких кишмя кишело.

— Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? — У Андрея опускались руки. — Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!

— Поэтому всегда надо вытирать ноги, — заметил сын. — А ты не вытираешь.

— Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то — я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров… докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.

Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу — получили капель¬ку, склонились к микроскопу…

— Есть! — Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. — Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

— Давай опробуем кровь? — предложил сын.

Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце… Склонился к трубке и застонал.

— Хана, сынок, — в кровь пролезли! — Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. — Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают — и молчат.

— Кто? — не понял сын.

— Ученые. У их микроскопы-то получше нашего — все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

— От какой мелкой твари гибнут люди! — Вид у Андрея был убитый.

Сын смотрел в микроскоп.

— Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие… Кругленькие.

— Все они — кругленькие, длинненькие — все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.

— Давай у меня посмотрим?

Отец внимательно поглядел на сына… И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет — большие, пропахшие смольем… чуть дрожали на коленях.

— Не надо. Может, хоть у маленьких-то… Эх вы! — Андрей встал, пнул со зла табуретку. — Вшей, клопов, личинок всяких — это научились выводить, а тут каких-то… меньше же гниды самой маленькой — и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

— Вшу видно, а этих… Как ты их?

Отец долго думал.

— Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то небось покрепче… я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!

— Водка в кровь, что ли, поступает?

— А куда же? С чего же дуреет человек?

Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу… Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

— Давай попробуем… Наточил проволочку — может, сумеем наколоть парочку.

Кончик проволочки был тонкий-тонкий — прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел… Вспотел даже.

— Разбегаются, заразы… Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя — не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током… Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут…

И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею — просто так.

В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.

— Садись с нами, — без всякого желания пригласил Андрей.

— Зачем? Мы вот тут… Нам што? Нам — в уголку!..

«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»

— Как хочешь.

— Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

— Каких микробов? Иди проспись, Серега… Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело— Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. — Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». — Золотой памятник отольем!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа — ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

— Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то — микроскоп. Свихнется теперь мужик — ночи не спит. Што бы — пылесос какой-нибудь присудить… А то пропылесосить — и нечем, не соберемся никак купить.

— Кого присудить? — не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

— Да премию-то вон выдали… Микроскоп-то этот…

Андрей хотел было как-нибудь — глазами — дать понять Сергею, что… но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

— Какую премию?

— Ну премию-то вам давали!

— Кому?

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея…

— Вам премию выдавали?

— Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию…

— А Андрею вон микроскоп выдали… за ударную работу… — Голос супруги Ериной упал до жути — она все поняла.

— Они выдадут! — разорялся в углу пьяный Сергей. — Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал… так? Вон Андрей не даст соврать…

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

Андрей встал… Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

— У тебя три рубля есть? До получки…

— Есть… Ты за што меня ударил?

— Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х… Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.

Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой… Жены не было.

— Где она? — спросил сынишку.

— В город поехала, в эту… как ее… в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

— Ругалась?

— Нет, Так, маленько. Сколько пропил?

— Двенадцать рублей. Ах, Петька… сынок… — Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. — Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей… не поймешь…

— Понимаю: она продаст его.

— Продаст. Да… Шубки надо. Ну ладно — шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! — повысил голос Андрей. — На карачках, но ползи в науку — великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

— Нету, — сказал Петька. Может, соврал.

— Ну и ладно, — согласился Андрей. — Учись знай. И не пей никогда… Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой… И пошел в горницу спать.

В. М. Шукшин «Микроскоп»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —

Ей с Дубу Ворон говорит, —

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

— «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». —

«Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут,

— Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

И. Л. Крылов

В литературе 60—70-х годов XX века одной из главенствующих тем становится тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйстве, вызвало к жизни ряд замечательных произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова и, конечно же, Василия Макаровича Шукшина. Их произведения тем и замечательны, что наряду с деревенской тематикой авторы стараются затронуть социальные, духовные, нравственные интересы современного общества. Писатели раскрывают нравственные истоки характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, В.М. Шукшину отведено одно из главных мест. Его прозаические произведения отличаются яркостью и самобытностью.

При всем многообразии жанровых форм, которыми мастерски владел писатель, есть общая направленность, которая их объединяет: это нравственная проблематика и особая авторская манера изложения. Проза В.М. Шукшина явление самобытное, со своими стилевыми особенностями. Характеры, увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает в рассказах, завораживая читателя судьбами героев. Автор вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник, открывая его душевную многогранность. В его рассказах жизнь предстает в ее неисчерпаемости, в удивительном разнообразии. Интонации его произведений богаты оттенками. В.М. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. В.М. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, значительному факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки. Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает В.М. Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет простой информации, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, современен, насыщен колоритными репликами. В.М. Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. От каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя. Не «рассказы настроения» влекут к себе В.М. Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

Особенное пристрастие В.М. Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. В.М. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры. В.М. Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в целом создавали русский национальный характер. Такой характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление В.М. Шукшина в годы его творческой зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70-х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество В.М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. Прямая критика некоторых явлений, встречающихся в нашем обществе, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, писатель не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас, читателей. Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Основой нравственности для В.М. Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость. Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов. В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев. В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь, неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступил в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза. Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.

Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией. Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917 году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчества, корыстолюбия. Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «Знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал». В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников, так же как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.

В.М. Шукшин показывает, как деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание автора, и изпод его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснуться к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время. В.М. Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья. Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеяться? Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка — из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт. Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич — скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще восемь лет, чтобы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В беседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно, голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается читателями как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, раскрывает духовный мир персонажей. Творчество В.М. Шукшина близко мне выражением свободного дуга, естественным описанием действительности, цельностью и единством проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — вот что близко мне в творчестве замечательного прозаика В.М. Шукшина.

Нравственная проблематика рассказов Шукшина

План реферата:

1) Краткая биография В.П.Шукшина

2) Нравственность рассказов Шукшина

3) Его рассказы:

а) «Думы» и «Дядя Ермолай»

б) «Микроскоп», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала»

в) «Осенью»

г) И многие другие рассказы

4) Заключение

1) Краткая биография В.П.Шукшина.

Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул родное село и переехал в Калугу.

Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительного поезда.

В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.

Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного
государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей
первой главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора», это было в 1956году. В
этом же году был впервые опубликован в журнале «Смена» с рассказом «Двое на
телеге».

И вот с 1963года В.Шукшин — становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы «Живет такой парень»,»Ваш сын и брат».

Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литератором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы как «Печки-лавочки» в 1973году, «Калина красная» в 1974году.

«Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл «Сельские жители»в 1963году, «Там в дали» в 1968году, сборник рассказов «Характеры» в 1974году, в том же году «Беседы при ясной луне», и роман «Я пришел дать вам волю» и др.).»

Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано — в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скончался во время съемок кинофильма «Они сражались за Родину».

_________________________________________________________

1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. — М.,c1993г., II часть.

2) Нравственность рассказов Шукшина.

В литературе 60х — 70х годов одной из главенствующих тем — была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйсиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,

В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведения тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные интересы современного общества. Писатели устремлены к познанию нравственных истоков характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.

Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество — явление яркое и самобытное.

При всем многообразии жанровых форм Шукшина — есть то, что их объединяет, — излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.

Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многослойность, многогранность.

В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.

Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.

Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.

Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.

Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога — подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.

Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств.

Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью, — уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя.

Не «рассказы настроения» влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.

Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер. Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, — он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.

Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это — обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.

Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?

3) Его рассказы:

а) «Думы» и «Дядя Ермолай».

Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.

В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.

В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза.

Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности материнства и доброты — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.

Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.

Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.

Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал».

В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.

б) «Микроскоп», «Забуксовал» и «Космос, нервная система и шмат сала».

Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время.

Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.

Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, — что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

в) «Осенью».

В рассказах Шукшина — сложная картина жизни, — за простыми реалиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.

Таков и рассказ «Осенью» (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической интонацией.

Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, — и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла… Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи — Павел прогнал его.

И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось — все трое лишили себя счастья.

Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.

г) И многие другие рассказы.

Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях

— в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравственны.

В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах «Мужик Дерябин», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Привет Сивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовестные». Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа создаются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.

«Сураз», «Раскас», «Беспалый», «Страдания молодого Ваганова» — рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторимости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.

Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой «циганочки» к вечному покою трагически противоестественен. Смерть — разрушение жизни, непоправимое несчастье («Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «Залетный», «Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик и девушка», «Жил человек», «Заревой дождь»). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.

Ситуации рассказов менее всего поддаются «разъяснению», они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряжение, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драматически или комедийно. Таковы ситуации рассказов «Страдания молодого Ваганова», «Версия», «Хахаль», «Вянет пропадает», «Бессовестные» и д.р.

«Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитичность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно искать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей.» Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собственной несостоятельности, своей отрицательной сущности — в самооправержении.

___________________________________________________________________

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. — М.,1981г.

4) Заключение.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоонажей.

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики.

Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, естейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях.

Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняющегося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жизненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступени, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это — сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — это и многое другое роднит творчество Шукшина с читателем.

Используемая литература:

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. — М.,1981г.

2) Карпова В. Талантливая жизнь. — М., 1986г.

3) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. — М., 1993г., II часть.

4) Шукшин В. Нравственность есть Правда.

Дата добавления: 18.06.2001

Дифференцированный зачет по дисциплине Литература

_____________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, группа)

Вариант 1.

1. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета

в) наивысшая точка развития сюжета

г) неприятие произведения критиками читателями

2. Какого писателя XX века называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

3. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х гг. XX века на страницах журнала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера»

б) «Белая гвардия»

в) «Театральный роман»

г) «Мастер и Маргарита»

4. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат

б) Воланд

в) Левий Матвей

г) Мастер

5. Кому из героев М.А.Булгакова соответствует следующее описание: «…маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий»?

а) Коровьеву

б) Шарикову

в) Азазелло

г) Воланду

6. Кто из русских поэтесс сказала о себе:

«Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась».

а) М. Цветаева

б) А. Ахматова

в) Б. Ахмадуллина

г) Р. Козакова

7. Укажите романс, написанный на стихи М. И. Цветаевой:

а) « Примитивный романс»

б) « Мне нравится, что вы больны не мной…»

в) « Оплавляются свечи…»

г) « Заметался пожар голубой»

8. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

9. Укажите первый опубликованный сборник стихов Анны Ахматовой:

а) « Лирический пантеон»

б) « Четки»

в) « Вечер»

г) « Белая стая»

10. В каком университете Ахматова получила почетную степень доктора наук?

а) Московский государственный университет

б) Ленинградский государственный университет

в) университет в Кембридже

г) университет в Оксфорде

11. Укажите, где происходит действие поэмы «Реквием»?

а) Москва

б) Париж

в) Киев

г) Ленинград

12. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

а) Ленинской премии в области литературы

б) международной премии Этна Таормина

в) Нобелевской премии

г) Пушкинской премии

13. Стихотворение «Февраль» Б. Пастернака входит в цикл стихов:

а) «Близнец в тучах»

б) «Сестра моя жизнь»

в) «Второе рождение»

г) к роману «Доктор Живаго»

14. Какое произведение А. Т. Твардовского называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны»?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

15. Кто из героев поэм Твардовского обращается к читателям с «того света»?

а) Василий Теркин

б) безымянный солдат

в) такого героя нет

г) Иосиф Сталин

16. Какой журнал возглавлял Твардовский в послевоенные годы?

а) «Знамя»

б) «Огонек»

в) «Новый мир»

г) «Нева»

17. Укажите ведущую тему всего творчества А. И. Солженицына:

а) тема судьбы России

б) тема «лагерной жизни»

в) тема исторического прошлого

г) тема войны

18. Укажите место действия рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:

а) деревня Тегменево

б) каторжный лагерь в Казахстане

в) пригород Москвы

г) прифронтовая полоса

19. Лагерная тема является общей в творчестве А. Солженицына и:

а) В. Шукшина

б) В. Астафьева

в) В. Шаламова

г) В. Некрасова

20. Назовите писателя второй половины XX в., кото­рый был киноактером, сценаристом и режиссе­ром кино:

а) Ю. В. Трифонов

б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин

г) В. М. Шукшин

21. Против каких человеческих пороков выступает В. М. Шукшин в своих рассказах?

а) невежества

б) лицемерия

в) приобретательства и мещанства

г) раболепия

22. Укажите сборник стихов В. С. Высоцкого:

а) «Лирический пантеон»

б) «Нерв»

в) «Снежная маска»

г) «Anno Domini»

23. Укажите ведущую тему произведения В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»:

а) историческая тема

б) деревенская жизнь

в) тема Великой Отечественной войны

г) тема экологии

24. За какое произведение в 1996 году Астафьеву была присуждена Государственная премия России?

а) «Прокляты и убиты»

б) «Зрячий посох»

в) «Веселый солдат»

г) «Прости меня»

25. Укажите художественное произведение, написанное В. Г. Распутиным:

а) «Царь — рыба»

б) «Пастух и пастушка»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Печальный детектив»

26. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться. Не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня.

Лодки приближались. Сейчас. Сейчас уже будет поздно. Она шагнула в корму и заглянула в воду.

— Настёна, не смей! Настё-ё-о-на! – услышала она отчаянный крик, последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась за борт.

Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.

После похорон собрались бабы у Надьки на немудрёные поминки и всплакнули: жалко было Настён».

а) «Пожар»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

27. Какие темы являются общими в творчестве В. Распутина и В. Астафьева (несколько вариантов ответа)?

а) деревенская тема

б) тема нравственности

в) тема экологии

г) тема войны

28. Героями какого произведения Ч. Т. Айтматова являются Акбара и Ташчайныр?

а) «Пегий пес, бегущий краем моря»

б) «Джамиля»

в) «Плаха»

г) «Тавро Кассандры»

29. Ч. Айтматов на страницах своего романа «Плаха» поднимает следующие проблемы (исключите лишнее):

а) проблемы экологии

б) проблемы наркомании

в) проблемы нравственной ответственности за содеянное

г) проблемы памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне

30. Героем какой пьесы А. Вампилова является инженер Зилов?

а) «Утиная охота»

б) «Старший сын»

в) «Прошлым летом в Чулимске»

г) «Прощание в июне»

Дифференцированный зачет по дисциплине Литература

_____________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, группа)

Вариант 2.

1. Конфликт художественного произведения – это:

а) неприятие произведения критиками читателями

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета

в) ссора двух героев

г) наивысшая точка развития сюжета

2. В честь творчества какого писателя XX века на занавесе театра изображена чайка? революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

3. В 1930 г. М. А. Булгаков был вынужден обратиться с письмом к правительству, потому что:

а) необходимо было поправить здоровье и выехать на лечение за границу;

б) необходимы были новые впечатления, и он хотел путешествовать;

в) наступил творческий кризис;

г) в периодике создавалась атмосфера травли, все пьесы Булгакова были сняты с репертуара театра.

4. Какая сюжетная линия романа «Мастер и Маргарита» является сатирическим изображением Москвы и быта москвичей конца 20-х годов?

а) роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри

б) сюжетная линия, повествующая о любви Мастера и Маргариты

в) похождения Воланда и его свиты

г) смерть Берлиоза

5. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке:

«… с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели … человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба … Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью…»

а) Коровьева

б) Воланда

в) Иешуа Га-Ноцри

г) Мастера

6. Какому русскому поэту адресованы следующие строки М. Цветаевой?

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке,

Одно единственное движение губ…

а) А. Фету

б) А. Блоку

в) С. Есенину

г) В. Маяковскому

7. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой:

а) символизм

б) акмеизм

в) вне течений

г) футуризм

8. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

9. Известно, что А. А. Ахматова – это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

а) Анна Версилова

б) Анна Снегина

в) Анна Суворина

г) Анна Горенко

10. Укажите последний опубликованный сборник стихов Анны Ахматовой:

а) « Подорожник»

б) « Четки»

в) « Бег времени»

г) « Anno Domini»

11. Какую премию за заслуги в области литературы получила Ахматова?

а) Нобелевскую премию

б) Пушкинскую премию

в) Государственную премию

г) премию Этна Таормина

12. Когда была напечатана поэма «Реквием» в России?

а) в 1940 г.

б) в 1945 г.

в) в 1987 г.

г) в 1963 г.

13. Какое произведение Б. Л. Пастернака считается автобиографическим?

а) «Доктор Живаго»

б) «Близнец в тучах»

в) «Девятьсот пятый год»

г) «Второе рождение»

14. После какого события в жизни Пастернака им было написано стихотворение:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони, 
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда, 
Ели сваленной бревно. 
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость, 
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать 
Над красой земли моей.
Но и там, почти у гроба, 
Верю я, придет пора — 
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

а) отказ всех издательств публиковать стихи поэта

б) присуждение Пастернаку Нобелевской премии

в) исключение из членов Союза писателей

г) поездка в Германию

15. В каком произведении А. Т. Твардовский поднимает тему памяти:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль — забыть?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

16. Какой из перечисленных фактов биографии Твардовского не соответствует действительности?

а) был председателем Союза писателей СССР

б) родители Твардовского были репрессированы

в) был редактором журнала «Новый мир»

г) в 80-е гг. эмигрировал за рубеж

17. Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына?

а) «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича»

б) «Люби революцию» и «Один день Ивана Денисовича»

в) «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом»

г) «Раковый корпус» и «Матренин двор»

18. Героем какого произведения А. И. Солженицына является зэка «Щ-854»?

а) «В круге первом»

б) «Раковый корпус»

в) «Один день Ивана Денисовича»

г) «Матренин двор»

19. Продолжая лагерную тему, В. Шаламов пишет рассказы (исключите лишнее):

а) «Ночью»

б) «Чудик»

в) «Сгущенное молоко»

г) «Ягоды»

20. Назовите писателя второй половины XX в., кото­рому в 1976 году посмертно была присуждена Ленинская премия за заслуги в области литературы и киноискусства:

а) В. Шукшин

б) Ю. Трифонов

в) В. Распутин

г) М. Шолохов

21. Андрей Ерин – герой рассказа В. Шукшина:

а) «Чудик»

б) «Микроскоп»

в) «Срезал»

г) «Ноль – ноль целых»

22. Кому из русских поэтов второй половины XX века принадлежат следующие строки:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют. ?

а) И. Бродскому

б) Р. Рождественскому

в) В. Высоцкому

г) Н. Заболоцкому

23. В 1995 году В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия России. За какое произведение?

а) роман «Прокляты и убиты»

б) повесть «Веселый солдат»

в) рассказ «Стряпухина радость»

г) рассказ «Людочка»

24. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством — «рекой жизни» Енисеем, единой темой — связи Человека и Природы, единым образным миром?

а) «Последний поклон»

б) «Царь-рыба»

в) «Затеси»

г) «Пастух и пастушка»

25. Основной темой в творчестве В. Г. Распутина является (исключите лишнее):

а) тема памяти

б) тема нравственности

в) деревенская тема

г) тема модернизации общества

26. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, … повидала на своём веку всякое. Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов»

а) «Прощание с Матерой»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

27. В какой повести В. Распутина главная героиня Анна, восьмидесятилетняя старуха, умирает, потому что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки»?

а) «Последний срок»

б) «Деньги для Марии»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Уроки французского»

28. Героем какого произведения Ч. Т. Айтматова является еретик Авдий Каллистратов?

а) «Пегий пес, бегущий краем моря»

б) «Джамиля»

в) «Плаха»

г) «Тавро Кассандры»

29. Какую из указанных проблем Ч. Айтматов не поднимает на страницах своего романа «Плаха» ?

а) проблемы экологии

б) проблемы наркомании

в) проблемы нравственной ответственности за содеянное

г) проблемы памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне

30. Кто из русских драматургов XX века преждевременно ушел из жизни, и этот уход был предсказан цыганкой?

а) А. Вампилов

б) Н. Арбузов

в) М. Розанов

г) Г. Панфилов

В современной литературе В. Шукшин поднимает
проблемы нравственности нашего общества, выступает в защиту человека, его прав.

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое
описание российской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка
и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные
проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная
система и шмат сала»).

Против каких человеческих пороков выступает шукшин в своих рассказах

Уже с самого начала творческого пути он обнаружил
новые
пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему
социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту, но в
каждом из них видна интересная, своей уникальностью,  личность.
      Это
люди российской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные
и острые на язык.

Рассказы Василия Шукшина глубоко психологичны. Его
волнуют и чистые, открытые отношения между людьми, и проблема хамства, чувство
ненависти и злобы. Писатель высмеивает трусость, зависть, ограниченность ума
некоторых людей и в то же время с трепетом и нежностью рассказывает о
материнской любви, об отцовских слезах, подчеркивая каждый раз духовное
богатство и мудрость простого сельского человека.

Люди в его рассказах способны на «необычные», по
мнению односельчан поступки, но душа у них такая, им это необходимо, и иногда
эти поступки меняют их самих.

Сергей хочет доставить радость «хоть раз в жизни”
любимому человеку, жене. Он покупает ей дорогие сапожки, ничего, что размер не
подошел. Ласковое слово в нужную минуту всегда все исправит.
         В рассказе
«Микроскоп” поиск истины начинается с познания окружающего мира. Андрей Ерин,
столяр, открывает для себя тайны микромира. Он озабочен грядущими судьбами
человечества.

Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы:
«Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче… я ж пью, а вон видел,
што делается в крови-то!” Решил током попробовать.
         «В последнее
время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует
пьяными”.
       Увидев в
микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин «понял”
позицию ученых, у которых «микроскопы-то получше нашего”: «И молчат. Не хотят
расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы,
как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
       Главный герой
рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов.
      Сын Андрея очень увлекся
работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена
сдала микроскоп в «комиссионку”.
       В большом рассказе «Охота жить”
Шукшин противопоставил два отношения к жизни двух людей: старого таежника
Никитича и беглого преступника, молодого парня.
       Парень красивый, здоровый, взгляд у него
«стылый”, руки не рабочие. До ареста был «агентом по снабжению. По культурным
связям с зарубежными странами”. Он рвется в город: «Там милые, хорошие люди, у них
тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по
городу, и он весь мой”. Основное желание парня — «охота жить!”.
        Никитич
считает, что «не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась”. Парень же
считает иначе: «Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу
кишки выпустил… Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил
бить”.
       После
случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции и еще двоих
мужчин, парень бежит ночью из избы, прихватив ружье и кисет Никитича. Никитича
возмутила эта кража, и он догнал парня. Но пожалел его и оставил ему ружье с
условием, что в деревне парень отдаст ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого
ружья убил Никитича выстрелом в спину: «Так лучше, отец. Надежнее”.
       Чему учит этот
рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной, иначе она обернется вредом
и бедой.
       Часто поступки этих героев импульсивны,
необдуманны, но необходимы душевно для них.
       Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова,
и он отрубил себе два пальца(«Беспалый”).
        Оскорбил очкарика в магазине хам
продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они
проснулись…”) и т. д.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз”,»Жена
мужа в Париж провожала”).

Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений,
обиды. Рассказ Шукшина «Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой —
Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила
ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого
не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который
поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже
обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то
разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее.

Получается, что быть честным, открытым и добрым
плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией.  Шукшинский герой, сталкиваясь с грубостью,
может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою
правоту. Это чисто «шукшинская» позиция, когда правда, совесть, честь не могут
доказать, что они — это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого
человека.
       И все чаще, столкновения героев
Шукшина становятся драматическими для них. Но герой Шукшина не будет терпеть, а
будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. Очень не естественная
реакция для человека совестливого и доброго.
       Нет Шукшин не идеализирует своих
странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя.
Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не
разобрать, кто там вызывает к человечности — писатель Шукшин или, к примеру,  Ванька Тепляшин.
       Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остро —
социальны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в
драматических обнаруживается нечто комическое. При увеличенном изображении
необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный
взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев.
Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к
утверждению справедливости.
      Рассказы Шукшина, тематически
относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что
внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной
нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых
оказывались герои.

Город и притягивал Шукшинского героя как центр
культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека.
Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам,
– писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно
неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога
на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…»

Эта сложная психологическая ситуация определяла
необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными
людьми»,«непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название
«чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными
героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников
Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно
подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. Их странные, а порой и
нелепые поступки не вызывают авторского осуждения.

В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте
простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной
действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих
противостоять житейской злобе, агрессивности.

В рассказе «Срезал” он показал деревенского демагога
Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым
высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан.

Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного
рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с
пониманием многомиллионного народа», а по выходным подбивал их пакостить друг
другу, объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в
большом масштабе советы-то давать».

Важное место в произведениях Шукшина занимает проблема
конфликтности творчес­кой личности и окружающего его общества. Автор сразу же
отделяет «творческого героя» от окружающих, указывая странности его характера,
образа мыслей, поведения. «Творческие» герои Шукшина отличаются даже обли­ком: 
Семен Рысь — длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид; Васека —
длинный и нескладный,  с большим утиным носом;  Моня Квасов ­белобрысый,
скуластый, с глубокими маленькими глазками, сильно выделя­ющейся большой нижней
челюстью, подчеркивающей упрямый характер. Тем самым устанавливается оппозиция:
творец – общество,  которая часто перерастает в открытый конфликт.

Творческая личность никогда не вписывается полностью в
существую­щую систему отношений, принципов и ценностей, творец — всегда
«чудик», всегда оказывается непонятым, неп­ризнанным, смешным. Вызывает у людей
недоумение.

Семен Рысь,  непревзойденный мастер, который мог
бы, по уверениям окружающих, «как сыр в мас­ле кататься», но не хочет он так
жить — «склизко».

Смеются и жалеют люди «непутевого» и непонятного
Васеку,  без устали вы­резающего «никому не нужные
куклы». Н.Н.Князев  со своей  «неуемной  ду­шой» плохо
уживается с людьми,  никто не хочет дослушать его и понять. Его
жалеют,  как жалеют больного, дурочка, юродивого, но жалостливое учас­тие 
противно  и  ненавистно  Князеву. Непонятым оказывается и
Андрей Ерин, потративший долго собираемые семьей деньги на пустяковину — мик­роскоп
«для научных открытий» («Микроскоп»), и Василий Егорович Князев
(«Чудик»),  которого за «народное творчество» (с любовью  расписанную
детскую коляску) обругала сноха.

В свою очередь, у творческого человека, вызывают
недоумение окружающие люди, их мир кажется ему непонятным, нелепым, абсурдным.

Каждый из Шукшинских персонажей в своем творчестве
выходит за сложившиеся рамки, «загребает против течения», вы­нужден добывать
признание своим идеям и доказывать собственную  значи­мость. «Постоянно
бьющийся лбом о челове­ческую глупость и тупость» Князев всюду «суется со
своими тетрадями», ему говорят,  что это вздор, чепуха, бред, пытаются
отговорить, но все без толку.  Моню Квасова убеждают и отговаривают от
затеи  изобрести вечный двигатель. Семен Рысь спорит со специалистами,
доказывающими нецелесообразность восстановления красавицы-церкви.  Только
в постоянной конфликтной ситуации возможно творчество,  которое становится
выходом (или попыткой выхода) из некоторой сложившейся системы принципов и
ценностей, ее преобразованием, налаживанием новых межличностных отношений.

Творчество художника всегда ориентировано на публику,
он всегда работает  для кого-то,  считает Шукшин,  и тем
болезненнее оказывается непонимание.  В результате — горькое
разочарование,  бессильное отчая­ние,  грусть,  боль, 
обида,  превращающаяся в «привычную, постоянную, застарелую злость».
Творчество делает человека «без­защитным и беспомощным в этом железном
мире»,  убеждает Шукшин.  Чтобы творить,  нужно быть сильным.
Далеко не всякий способен доказать окру­жающим свое право на творчество и
ценность своих идей.  «Тысячи должны пробовать писать, чтобы один стал
писателем», говорил Шукшин.

Ни полный творческих мечтаний молодой врач
Солодовников («Шире шаг,  маэстро!), ни столяр Семен Рысь,  ни
«мыслитель» Князев не выдержали противостоя­ния,  устали, «сгорели», «не
дотворили». Они были вынуждены принять общую «точку зрения», которая ранее им
казалась лишенной смысла, и поэтому  «обидно, досадно и совестно»
(«Мастер»). Пожалуй, ни один из «творческих героев» Шукшина не смог до конца
реализовать свои идеи, завершить свой «праздник» творчества.

Творческая несостоятельность и бесплодность
объясняются прежде всего непризнанием, непониманием и, в итоге, 
социальной изоляцией талантливой личности. Спрятанная в тексте шукшинская 
мысль о губительности социальных условий для возникновения и осуществления
творческих идей становится прозрачной. Тяга шукшинских «сельских жителей» к
знаниям (столь же страстно-болезненная, как и у самого Шукшина) гасится
социальным окружением и несвободой; тяга к необычному душится теми, кто не
выходит за пределы обыденного.

Разное отношение у Шукшина к своим 
«творческим»  героям:  доброе или насмешливое сочувствие, искреннее
уважение, сострадание, неприязнь, но всегда эти чувства с оттенком неподдельного
изумле­ния. Творчество осталось для Шукшина тайной.

Шукшину, как никому другому, не только удалось
глубоко показать образ жизни различных людей, но и с удивительной
проницательностью раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного
человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным
учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно
отличается
от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить
исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это
происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах
описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения,
описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже  произведения, в которых главный герой совсем
не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как
деревенской прозой.

Заключение.

Где брал материал для своих произведений писатель?
Везде где живут люди. Какой материал, такие герои. Василий Шукшин использовал
тот материал, и тех героев, которые редко раньше попадали в сферу искусства.

И чтобы это случилось понадобилось, чтобы явился из глубин
народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказывавшем  о
своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом
искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина
оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители
прозы требовали «красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы
не дай бог не растревожить собственную душу.
Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно
потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального
человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным.
         А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот
здесь полная безнравственность.
         Не отсюда ли, от непонимания
творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь
в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость
поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг вечный двигатель изобретёт

Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего
исследовать характер человека- не догматика, человека, не посаженного на науку
поведения.

Такой человек импульсивен, поддается порывам, а
следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои
писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в
силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них
обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает
самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

  • Простые сказки на французском языке сборник книга
  • Просьбам как пишется по многочисленным
  • Простыня на резинке 160х200 сказка
  • Простые рассказы с гор
  • Простые рассказы на английском языке для детей