Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224
Смотрите также:
Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».
Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».
Размышляем о прочитанном
1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?
Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.
Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.
Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.
2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?
Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.
Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.
Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.
Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.
3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?
Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.
Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.
Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.
Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.
Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.
4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?
Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.
Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.
Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.
Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.
История женитьбы Татьяны, кратко
Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен. Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.
В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.
5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?
Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.
6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.
Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.
Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире
Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.
Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.
Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.
Муму съела половину тарелки, облизнулась. Герасим заплатил за еду и вышел вон.
7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.
Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.
Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.
8. Почему рассказ назван «Муму»?
Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.
9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?
Черты характера Герасима:
Трудолюбие. Работал за четверых.
Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.
Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.
Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.
Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.
Умение держать слово. Утопил Муму.
Сравнения и гиперболы:
Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.
Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.
Как рычаг опускались мышцы. Подчёркивает силу.
Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.
Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.
Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.
10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.
Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.
Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.
Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.
Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.
Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.
Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225
Смотрите также:
Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».
Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.
В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.
Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.
Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.
Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.
Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.
Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.
Описание рисунка к рассказу «Муму»
Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.
Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.
Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.
Творческое задание
Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.
Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс
Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.
Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.
Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.
Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.
В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.
Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.
Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.
Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.
Фонохрестоматия
1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?
Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.
Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.
2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?
Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.
3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?
Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.
4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?
Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.
Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»
Повесть «Муму», написанная Тургеневым в начале 50-х, не принимала цензура. Критики посчитали сюжет безобидного произведения щекотливым, неуместным в печати. Читатели могли проникнуться жалостью к главному герою, мужику темному, необразованному, а это недопустимо. Тем не менее повесть вышла в 1854 году.
Молчаливый великан
Барыню окружала многочисленная дворня. Среди челяди примечательных личностей не было. Исключением стал Герасим, характеристику которому автор дает весьма подробную. Сложен он был по-богатырски: высок, крепок. Однако глухонемой с рождения. Герасим отличался от прочих дворовых невиданной силой, благодаря чему и попал к барыне. Когда-то она забрала его из деревни, где он жил одиноко в маленькой избушке. Трудился Герасим за четверых. Постоянное молчание придавало рабочему процессу некую торжественность.
Одиночество
Не родись Герасим глухим, всякая девка пошла бы за него. Но такой изъян поставил крест на семейной жизни. Это очень важный момент в характеристике Герасима. Герой повести обречен на одиночество.
Итак, мужика, отличавшегося небывалой силой и старательностью в работе, привезли в Москву, переодели и определили дворником. Городская жизнь ему не понравилась: он привык к деревенскому быту.
Характеристика Герасима: молчаливый, трудолюбивый. И, как уже было сказано, очень одинокий. Любой другой человек привыкает к новой обстановке благодаря общению. У Герасима такой возможности не было. Он за два-три часа выполнял всю свою работу, которая по сравнению с крестьянской казалась ему слишком легкой, а затем растерянно останавливался посреди барского двора и глядел на проходящих.
Давая характеристику Герасиму, автор говорит: «он был похож на степенного гусака». Дворник любил порядок, всегда блестяще выполнял свои обязанности, но без лишней суетливости. Примерно спустя год после того, как Герасим прибыл в Москву, произошел случай, который лег в основу сюжета повести «Муму». Образ Герасима раскрывается в кульминации. Но прежде стоит рассказать об одной из героинь произведения Тургенева.
Татьяна
Среди дворни была маленькая, пугливая женщина, не видевшая за свою жизни ничего хорошего. Герасима она боялась. А тот проникся к ней глубоким чувством. И появился у Татьяны, на ее же беду, заступник.
Будучи, как и все немые, весьма догадлив, Герасим чувствовал, когда над Татьяной насмехались. Дворовые боялись его, а потому и при нем не позволяли себе шуток в адрес безобидной, пугливой женщины. Герасим уже мечтал о том, как женится на Татьяне. Однако барыне однажды пришло в голову выдать Татьяну замуж за Капитона — горького пьяницу и бездельника. Что и было исполнено.
Муму
Вероятно, в тот день, когда Татьяна вышла замуж за башмачника Капитона, Герасим распрощался с мечтой о женитьбе. И позже нашел у пруда маленького щенка. Не каждая мать заботится так о своем ребенке, как Герасим заботился о собачонке.
В его душе, видимо, было немало нерастраченной любви и нежности. Сперва Муму являла собой болезненную, слабую дворняжку. Но стараниями Герасима превратилась в ладную собачонку с длинными ушами и пушистым хвостом. Стоит сказать, что это была очень умная собака. Оно попусту не лаяла и не скулила, была со всеми приветлива. Однако любила только Герасима.
Старая барыня
Однажды она увидела на своей клумбе собачонку и тут же потребовала принести ее в дом. Но Муму, в отличие от приживалок и лакеев, лицемерить не умела. Она не стала вилять хвостом перед барыней, забилась в самый дальний угол, а когда та подошла к ней, зарычала. Это, казалось бы, незначительное событие изменило судьбу Герасима.
Барыня приказала избавиться от собаки. Сперва дворецкий отнес Муму подальше от дома. Хозяин долго искал свою собаку, обошел чуть ли не всю Москву. Но не нашел. Муму сама вернулась к своему благодетелю. Однако Барыня настаивала, требовала избавиться от собаки раз и навсегда. Тогда глухонемой взял своего питомца, отнес к реке и утопил.
Как изменился Герасим после гибели Муму
Он вернулся в свою каморку, что недалеко от барского дома, но надолго здесь не задержался. Спешно собрал свои пожитки и отправился в деревню. Беглого дворового не стали возвращать в Москву. В деревне Герасим работал так же исправно. Однако крестьяне говорили, что после Москвы он сильно изменился. Отныне он не интересовался женщинами и никогда не заводил собак.
Открытый урок литературы в 5 классе
Тема: И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.
Канина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы,
Тип урока:
урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
проанализировать первую часть рассказа (образ барыни, Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
I. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Средства обучения:
компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Презентация (слайд 1)
Учитель: Сегодня у нас особенный урок, мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева, его рассказом «Муму».
При подготовке к уроку вы изучили биографию И. С. Тургенева. Какие основные факты из жизни писателя вам запомнились? (ответы учеников)
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) слайд 2.
Учитель: Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в группах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы, каждой группе в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки – «3». Проверка слайд 3.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус слайд 4.
Учитель: Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
Учитель: Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты). Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму).
2. Составление кластера.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1–9.
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни
Учитель: Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…). Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…). Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…).
Выстраивается схема.
Учитель: Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)
Слайд 5
Учитель: Теперь посмотрите на экран — у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.
Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. Образ Герасима.
Слайд 6
Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Учитель: Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
Слайд 7
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Учитель: Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной).
– Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
Портрет Герасима. Слайд 8
Учитель: Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».
(«Замечательный» – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
Учитель: Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа (неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).
Учитель: Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 11.
(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)
Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной)
Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа
(историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).
Слайд 9
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином «сравнение».
Чтение текста.
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»
Учитель: Что такое сравнение? (сравнение
– это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим). Найдите сравнение в описании Герасима.
Все определения записываются в словариках.
Карточка
«вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)»
«скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»
«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»
«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»
Учитель: Продолжите мою фразу: Эти сравнения помогают подчеркнуть…..(его любовь к свободной жизни)
5. Знакомство с новым термином.
Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…»
Слайд 10
Учитель: Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный).
Учитель: Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы (гипербола – намеренное преувеличение). Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
6. Работа в группах. Анализ рисунков.
Слайд 11 + рисунки на доске
Учитель: А теперь посмотрите на ваши рисунки и иллюстрации известных художников. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника переданы на рисунках? Напишите ответы и аргументируйте их.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз)
9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
Слайд 12, 13
Учитель: И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста (значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»)
«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».
Учитель: Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.
Учащиеся читают текс из учебника «…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики».
Учитель: Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!»)
Что она была за человек? (учащиеся ищут ответ в учебнике)
«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».
Учитель: Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? Что решила причудливая старуха?
10. Выразительное чтение эпизода
«Опьянение Татьяны» (учащиеся читают текст из учебника)
«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу… Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза… Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку…»
Учитель: Как ведет себя Герасим после этого случая?
«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели».
Учитель: Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам).
Учитель: Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки».
Слайд 14
Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок…».
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
Слайд 15
Учитель: А теперь попрошу вас составить небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока.
VII. Рефлексия деятельности.
Учитель: Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Учитель: Спасибо за ответы. Все мы имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 16
Учитель: Вам необходимо составить рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).
Заместитель директора МБУ «Школа № 88» Л.В. Тулупова
Слайд 1
Слайд 2
Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов.
Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.
Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.
Слайд 3
Вообще, Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться, — а то беда!
Мир безмолвия, в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка.
Мир слов, в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, — лжив, хитёр, жесток и порочен.
Слайд 4
Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, — а коротких: он принимал их за своих.
Слайд 5
Слайд 6
В. М. Максимов. Всё в прошлом.
Слайд 7
История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.
Слайд 8
Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит, человек второго сорта.
Слайд 9
Капризы барыни – для всех закон.
Слайд 10
Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми, торжество русского духа.
Каморка Герасима – маленькая крепость. Отношения между Герасимом и населением «двора» переходят во враждебные и принимают характер военных действий.
Слайд 11
Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо.
Слайд 12
Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.
Слайд 13
Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость.
Пейзаж – художественное описание природы.
Герасим глубоко чувствует природу, её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни.
Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?
Слайд 14
Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена.
Главная мысль рассказа «Муму».
«Бунт» Герасима воплощён не только в уходе из московского поместья, но и в окончательном отчуждении от людей.
Завьялов. Месть Самсона. 1836
Слайд 15
Тестовая работа по произведению
У себя в деревне Герасим:
А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом
2. В городе он стал:
А)сапожником Б)дворником В)портным
Жил Герасим у барыни:
А)вместе с другими
Б)отдельно от всех
В)у него не было своего угла
Дворня относилась к нему с:
А)любовью Б)уважением В)ненавистью
На какую степенную птицу походил Герасим?
А)петух Б)индюк В)гусак
По характеру он был:
А)общительным Б)добродушным В)замкнутым
7. Что подарил он Татьяне в первый раз?
А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха
Герасим желал жениться на Татьяне, потому что:
А)было одиноко жить в каморке
Б)полюбилась Татьяна
В)было трудно справляться с домашними делами
Появление Муму в жизни Герасима:
А)отдалило его от людей
Б) не изменило его жизнь
В) позволило отдать всю невостребованную любовь
В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью» выделенные слова являются:
А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением
Слова «решимость» и «отвага» – это:
А)синонимы Б)омонимы В)антонимы
Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»-автор использовал:
А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение
Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А)соскучился по дому
Б)устал от городской жизни
В)эта жизнь ему стала невыносима
В основе произведения лежит:
А)художественный вымысел
Б)историческая реальность
В)фантастическое событие
За свою жизнь писателя Иван Васильевич Тургенев, смог написать множество произведений, но читатели хорошо приняли не многие. Одним из лучших произведений, по мнению читателей, является «Муму».
Главный герой этого произведения глухонемой человек, которого звали Герасим. Он был один и жил в старой избе. Но не все было так просто. Он был как и все крестьяне крепостным. Он трудился у хозяйстве Московской барыне. Он всегда выполнял самую трудную и тяжелую работу.
Все крестьяне, которые работали вмести с Герасимом дали ему прозвище Богатырь. Это было совсем не случайно, так как он был высокого роста и был очень сильным. От работы он не чувствовал усталости и очень часто помогал другим крепостным. Он работал со дня до ночи, выполняя очень большой объем работы в поместье. Он и пахал и колол дрова.
Однажды барыня заметила Герасима, как хорошего работника и подумала перевести его в Москву. Она его забрала из его деревни и увезла с собой в Москву. Это наверное из-за того, что он был настоящим честным работником. По приезду в новый дом он получил новую одежду и новую работу. Раньше он был пахарем, а теперь он сторож и дворник.
Работа ему давалась легко, так как он был привыкший к тяжелому физическому труду. Здесь он делал малое количество дел. Он убирал двор, возил воду и колол дрова, а ночью охранял поместье. Сделать все свои дела, он успевал за два часа и получалось так, что почти весь день у него был свободный. Каждую ночью в своей сторожки он скучал по своей деревни. Пусть его изба была не в самом хорошем состояние, но все ровно он привык к ней.
Городские крепостные с самого начала не полюбили Герасима. Они боялись его из-за его силы и постоянного молчания. И из-за этого они прозвали Герасима Лешим.
Однажды он нашел щенка, которого взял себе на воспитание. Он его выкормил и приютил. Этот щенок стал для лучшим другом. Он дал ей кличку Муму, так как нечего кроме этого сказать немок. Тогда все крепостные увидели, какой Герасим заботливый. Он одарил ее своей любовью, а Муму всегда и везде слушала его.
Вариант 2
В рассказ русского писателя И.С.Тургенева «Муму», по данным исследователей, легли реальные события, которые происходили в московском доме матери писателя В.П.Тургеневой. Герасим, который занимает в произведении центральное место, был взят на основе реально существующего человека.
Прототипом этого персонажа послужил крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Интересно отметить их главное и существенное отличие друг от друга. Так, если Герасим после исполнения приказа барыни утопить собачку исполняет его, и сразу уходит от неё, то Андрей Немой продолжает после этого и дальше верно служить своей хозяйке. Это все усиливает интерес к рассказу писателя.
Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву. Он быстро и умело, с большим усердием выполнял всю порученную ему работу. Постоянно содержать порядок во дворе ему не составляло труда, ведь в деревне, будучи ещё крестьянином, он выполнял и не такую работу. Персонаж очень сильно тосковал по деревне, в городе он ощущал себя заточенным в клетку. Жилье его соответствовало этому чувству. Это была тесная каморка над кухней, которую он постоянно запирал на ключ. И вот он-то оказывается глухонемым человеком. Он может только мычать, по сути отчасти из-за этого рассказ и имеет такое название. Муму – это кличка щенка, данная ей Герасимом в силу недуга её хозяина.
Тургенев любил показать, как порой за грубой и жесткой внешностью, скрывается добрейшая и чувствительная душа. Рассказ «Муму» тоже можно отнести к этой любви писателя. Для окружающих Герасим — угрюмый, черствый и бесчувственный; его все сторонятся, хоть и уважают. Но благодаря собаке, мы видим сострадательного человека, с большим сердцем.
При прочтении меня очень поразило, как по велению барыни, главный герой собственноручно избавляется от самого дорого для него, от бедной собачки Муму…очень трогательная сцена. После этого трагического события Герасим окончательно замыкается в себе, и уезжает обратно в деревню. Больше к себе он так и не подпустит никого.
Сочинение про Герасима
В основе рассказа И. С. Тургенева, лежит реальное событие, имевшее место в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя.
В рассказе «Муму», описывается московский дом, в котором живет престарелая барыня. Она имела многочисленную дворню, среди которой выделялся Герасим, работающий дворником. Герасим – это здоровый, сильный мужик, настоящий русский богатырь. С рождения Герасим обладал одним недугом – он был глухонемой. Родом этот богатырь был из деревни, где считался самым исправным из деревенских мужиков. Обладая непомерной силой, Герасим трудился за четверых, исполняя всю крестьянскую работу. На него было приятно смотреть, когда он работал, такова была его сила и мощь, казалось, что он все делает играючи, не прилагая усилий.
Все изменилось после того, как из деревни Герасима забрали в город. Ему сшили новую одежду, дали метлу, и поставили работать дворником. Город не понравился Герасиму, с детства он привык дышать вольным воздухом, любил простор, тяжелый крестьянский труд, к которому был с детства привычен. Его тяготила городская обстановка, а работа, выполняемая Герасимом у барыни, казалась шуточной. Попав в город, он долго скучал и тосковал, но со временем человек привыкает ко всему, привык и Герасим. Он усердно и тщательно исполнял свою работу, он был приучен к порядку, и от всех требовал того же. С остальными дворовыми людьми Герасим объяснялся с помощью жестов, а так как он был строгим и серьезным мужчиной, все его побаивались и уважали. Жил он отдельно от всех в каморке, которую сам обустроил, и всегда закрывал ее на ключ, потому что не любил, чтобы кто-то к нему ходил.
Среди прислуги у барыни жила девка Татьяна, к которой Герасим начал проявлять чувства. Но барыне вдруг взбрело в голову, выдать ее замуж за Капитона, тоже из челяди. Побоявшись непредсказуемых действий немого, управляющий и дворня, сделали все возможное, чтобы отвратить Герасима от девушки. Через год, после ее отъезда, немой спас из воды щенка, которого принес в свою каморку. Всю свою любовь и нежность, Герасим отдал этой собачонке, он прикипел к ней всем сердцем. Муму, так Герасим назвал собаку, платила ему такой же любовью и привязанностью. Но и тут Герасима поджидало несчастье: барыня взъелась на собачонку, и приказала от нее избавиться. Настолько глубоко крепостничество въелось в души крестьян, что Герасим беспрекословно выполнил волю барыни, и утопил свою собаку. И только после такого поступка в его душе произошел перелом, и он взбунтовался. Герасим собрал свои вещи и ушел в деревню, выразив, таким образом, свой протест против системы.
Несколько интересных сочинений
- Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение
Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.
- Сочинение Что такое родной край (мой родной край)
«Край родной, навек любимый», поётся в знаменитой песне. А что такое – родной край. И почему он такой любимый? Одни говорят, что это то место, где ты родился, другие скажут, что такое, где вырос.
- Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)
Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц
- Сочинение Примеры настоящего искусства из литературы 9 класс ОГЭ
Настоящее искусство, всегда имело большое влияние на человека. Ведь человек, начиная с самого своего рождения, начинает воспринимать творчество. Когда мы маленькие, мы знакомимся с творчеством при помощи рисунков
История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями
Герасим – главный герой рассказа Тургенева И.С. «Муму». В образе Герасима в рассказе «Муму» автор воплотил лучшие человеческие черты. Доброта, любовь к труду, сила, сочувствие к слабым и беззащитным, любовь к животным, чуткость. Всеми этими чертами был наделен герой Тургенева. Когда читаешь рассказ, понимаешь, что автор и сам восхищается своим созданным героем, его жадностью к труду, его душевной добротой, силой. Тургенев сравнивает Герасима с большим деревом, что выросло на плодородной почве.
Образ Герасима в рассказе Муму
Герасим вырос в деревне и был крепостным. От природы глухонемой, этот богатырь был хозяйственным и имел большое сердце. Все, что он ни делал, выполнял искренне, старательно и от души. Очень любил деревню и землю, на которой работал. Но, волей судьбы его привозят в столицу, где ему приходится выполнять работу дворника. Эта должность была ему не по душе, как не по душе был город. Ему хотелось обратно, к природе, к земле, но так как изменить ничего нельзя, Герасим смирился и выполнял работу тщательно и ответственно. Из-за грозного вида, его все побаивались, но в то же время и уважали.
Герасим очень тоскует, скучает по деревне, за полевыми работами. Единственной отрадой были появившиеся чувства к Татьяне, но барыня выдает прачку замуж за другого, чем причиняет Герасиму боль, делая его несчастным. Но вскоре в его жизни появляется глоточек счастья в виде маленькой собачонки, которой мужчина дает кличку «Муму». Этого щенка он случайно находит у реки, и уже не смог пройти мимо. Он пригрел у себя собаку, откормил ее и стал ей другом. С появление четвероногого, жизнь Герасима стала ярче, радостней. Собака также полюбила мужчину и была всегда рядом. Но не долгим было счастье, так как барыня, увидев собаку, захотела с ней поиграть, а услышав в свой адрес рыканье, приказала убить. Как ни пытался Герасим спасти своего верного друга, все равно впоследствии ему пришлось собственноручно убить животное, поле чего оставаться в городе он уже не мог и самовольно, наплевав на всех, возвратился обратно в деревню.
Злая барыня сумела отобрать дорогое его сердцу, это Татьяну и собаку, однако ей так и не удалось сломить его, его силу духа, его чувство собственного достоинства.