Просвещение как пишется и почему

В первом эпизоде нового сезона подкаста списать не получится обсудили, как не потерять себя в потоке мейнстримных трендов и откуда

В первом эпизоде нового сезона подкаста «Списать не получится» обсудили, как не потерять себя в потоке мейнстримных трендов и откуда черпать знания, чтобы сформировать рациональную картину мира

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox или на любой другой платформе, где вы нас слушаете. А еще, не забывайте проверять канал «Списать не получится» в Telegram — там мы публикуем больше информации по теме эпизодов, и делимся полезными ссылками.

Гость выпуска: Ивар Максутов — основатель и издатель «ПостНауки» — образовательной платформы для тех, кто хочет расширять свое представление о мире даже после школы и университета.

Таймлайн беседы:

01:09 — История распространения знания: как определяли то, что важно

8:05 — «Сделать доступным для широких масс»: виды знания

12:28 — Постоянное желание знания: выбор в пользу научного и ненаучного

16:20 — Кто решает, какие знания важны, а какие — нет

24:31 — «Начните смотреть»: как заставить мозг выбрать

26:26 — Как перестать бояться немейнстримовых интересов

29:33 — Знание — ваш инструмент: итоги эпизода

Ключевые мысли из этого выпуска

  • Несмотря на то, что популяризаторов научного знания много, массовому обществу все равно сложно разговаривать на научные темы. Это связано с низким уровнем научной грамотности (science literacy). Слабость научных коммуникаций можно увидеть на примере того, как люди реагируют на изобретение вакцины от коронавируса, говорит Ивар. Пришлось затратить много ресурсов, чтобы объяснить, почему вакцина безвредна и какие научные прорывы позволили сделать ее в столь короткий срок.
  • Дети не боятся задавать сложные вопросы, но с возрастом это становится все труднее. Результаты исследования Лондонского научного музея и Королевского колледжа показали, что научный капитал (science capital) определяет то, к каким источникам знания будет обращаться ребенок по мере своего взросления. На это влияют несколько факторов. Один из них — наличие значимого взрослого. То есть, если в семье или в близком к ней круге был человек, увлеченный наукой, скорее всего, ребенок в какой-то момент жизни сделает выбор в пользу контента с сильным составляющим научного знания.
  • Американский писатель и общественный деятель Пит Дэвис в своей книге «Просвещенный: польза обязательства в эпоху постоянного поиска» рассуждает о том, что современный человек разучился выбирать. Мы проводим слишком много времени, просматривая ленту онлайн-кинотеатров в поисках подходящего фильма, но в итоге просто выключаем телевизор. Или ставим книгу на полку, не дочитав ее до конца. Люди живут с ощущением, что что бы они ни выбрали, обязательно найдется что-то еще, причем гораздо лучше.
  • Выход из этой ситуации простой: нужно остановиться и выбрать что-нибудь. Возможно, через несколько минут окажется, что вы уже заинтересованы в этом контенте.
  • Сколько бы усилий вы ни прикладывали, невозможно делать хорошо то, что не нравится. В такой ситуации важно не бороться с собой: если ваш выбор (неважно: карьерный или образовательный) делает вас счастливее, он в любом случае как-то монетизируется.

Невошедшее: интересные цитаты из интервью с Иваром Максутовым

«Мы научились объединяться в большие группы и сообщества за счет социальных институтов: по принципу расселения, гражданства, документов, монеток, одежды, имен. Имена нужны были для того, чтобы определять, к какой группе, к какой касте, социальной стразе относится тот или иной человек. Есть замечательный курс на „ПостНауке“ Федора Успенского про династические имена домонгольский Руси о том, что ты просто не мог взять определённое имя, если ты не принадлежал к определенному роду. Или наоборот, называя именем младенца, князь предполагал, что он таким образом пытается застолбить место на каком-то престоле».

«Понимание сложности мира становится больше, растет продолжительность жизни — в общем и целом, у нас прирастает количество свободного интеллектуального времени. Оно оказывается направлено на прояснение фундаментальных вопросов: а как это все устроено, почему так, а не как-то по-другому. И это оказывает гораздо более серьезное воздействие на разные институции, побочным продуктом чего является появление просветительских сайтов, YouTube-каналов. YouTube сам сместил акцент на активную поддержку проектов, направленных на изучение: языка, детских каналов, как готовить и т. д. Потому что запрос оказывается на более качественное время. Если бы Канье Уэст записал бы не альбом Jesus, а альбом Einstein — или обратился бы к научной тематике, а не религиозной, то, конечно, людей, которые интересуются наукой, становилось бы больше».

«Просто делай это. Мне кажется, нам всем не хватает в жизни „принципа Фродо“ (РБК: Фродо — герой романа Джона Рональда Руэла Толкиена „Властелин колец“). Я, наблюдая за очень успешным людьми, обратил внимание на такую вещь: часто это люди почти не сомневающиеся.

Они успешны потому, что они, в отличие от других, проще брали на себя риски и не сомневались, когда делали это. Если ты уже взял кольцо — неси его до конца. Если взял на себя обязательства, иди до конца. Я не призываю к таким радикальным подвигам, как у Фродо. Но это важный инструмент, как мне кажется, который должен освобождать очень много энергии психики. С другой стороны, важная вещь, которая делает еще одну группу успешных людей — это умение начинать сначала. То есть, зачеркнуть все и начать сначала. Применить новый стиль, выйти из привычной колеи, обнулить свой опыт — это тоже некоторый выбор. Третий совет: не сравнивать себя с другими, сравнивать себя с вчерашним».

Рекомендации от эксперта эпизода: что почитать по теме

Два тома, в которых автор рассказывает, как люди на протяжении всей истории развития человечества пытались визуализировать знания и науку:

  • Katy Borner, «Atlas of Science: Visualizing What We Know» (The MIT Press, 2010)
  • Katy Borner, «Atlas of Knowledge: Anyone Can Map» (The MIT Press, 2015)

Литература о том, каков в действительности мир, в котором мы живем, если рассуждать о нем в отрыве от повестки, которую транслируют медиа:

  • Стивен Пинкер, «Просвещение продолжается» («Альпина нон-фикшн», 2021)
  • Стивен Пинкер «Все лучшее в нас» («Альпина нон-фикшн», 2021)

Книга о том, почему иногда, чтобы что-то улучшить, не нужно добавлять: сокращение будет более эффективным:

  • Leidy Klotz, «Subtract: The Untrapped Science of Less» (Flatiron Books, 2021)

Просвещение как пишется и почему
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

9 ноября СМИ всколыхнула новость: Министерство просвещения России представило проект новых правил русской орфографии. Из разъяснений стало понятно, что кардинальных изменений документ не несет. В основном он закрепляет написание слов иностранного происхождения, таких как «рэп», «лоукостер», «каршеринг», «киллер» и далее по списку. Но обсуждения в Сети не стихают четвертый день. Почему любое упоминание языковых реформ вызывает ажиотаж, и имеет ли смысл новый свод правил? Разбираемся вместе с учителями-экспертами «Педсовета».

Об изменениях часто говорят, а происходят они редко. Последняя крупная реформа русского языка состоялась в 1918 году. Тогда из алфавита выбросили три буквы («фита», «ять», «и десятеричное»). Поменялись правила написания некоторых приставок и окончаний слов: например, убрали твердый знак после согласных и заменили «ея» на «ее». 

Газеты сопротивлялись недолго. А вот интеллигенция бушевала. Поэт-символист Вячеслав Иванов считал, «что элементарное музыкальное чувство предписывает, например, сохранение твердого знака для ознаменования иррационального полугласного звучания». 

В 1956 был принят первый в истории свод научно обоснованных правил русского языка. Составители изменили старые формы слов («притти») на современные, упорядочили правописание гласных в корне, а также вернули букву «ё». 

Публикацию правил снова встретили с критикой. Филолог и лингвист Дитмар Розенталь не принял их и продолжил приводить в своем справочнике собственные формулировки: например, настаивал, что должно писаться «верниссаж», а не «вернисаж».

Почему изменения настораживают?

Язык — гибкий и одновременно консервативный инструмент, который обеспечивает связь поколений. Овладение родным языком, усвоение всех его правил занимает годы, и людям кажется, что из-за изменений придется переучиваться. Это и вызывает напряжение и отторжение. 

Обычно изменения в правилах происходят по принципу упрощения: идут навстречу распространенному словоупотреблению. Например, закрепляют средний род в слове «кофе» или делают «звОнит» вариантом нормы. То есть изменения приводят к тому, что не нужно переучиваться, а наоборот смириться с тем, что есть еще один вариант литературной нормы.

Анастасия Подковыркина, учитель русского языка и литературы: 

«Любой язык стремится к упрощению. Это закон. Например, мы давно уже не пользуемся глаголом-связкой «быть» в настоящем времени. Но упрощение совершенно не значит, что язык теряет свою красоту, а лишь показывает, что он живой, развивающийся.

Просторечия часто становятся нормой. Немногие знают, что в начале 20-го века во многих двусложных глаголах ударение падало на второй слог: курИт, варИт. Но сейчас мы говорим: кУрит, вАрит, и это никому не режет слух.

У реформ часто неоднозначные последствия. Например, отмена «ять» и «ер» после революции сильно упростила жизнь ученикам, но в то же время окончательно «убила» понимание образной составляющей букв, и теперь наши дети воспринимают их лишь как обозначение звуков. 

Но язык творит народ, а не словари. Изменения произойдут, даже несмотря на сопротивление издателей: нельзя печатать книги и с дореволюционной орфографией, и с современной. Даже интересно потом показывать детям, как меняются языковые нормы».

Нужен ли новый свод правил?

Сейчас мы пишем по правилам, утвержденным в 1956 году. Предпосылки для создания нового свода появились еще в 1991-м, но он так и не был подан на утверждение. В 2020-м была создана правительственная комиссия по русскому языку. В нее вошли чиновники, филологи и деятели культуры. Ее задача — к 2023 году подготовить полный свод правил орфографии и пунктуации. Их формулированием занимается орфографическая комиссия РАН. Нынешний проект — это, по сути, краткая версия, которая касается только орфографии. 

Вышедший свод закрепляет уже сложившуюся норму: то есть мы и раньше писали «рэп» через «э», но теперь это указано не только в словаре, но и в официальном документе. Закрепятся полные представления об употреблении новых слов. При этом каких-то кардинальных изменений не предвидится: все буквы в алфавите останутся, как и базовые правила правописания. 

Анна Ножкина, учитель русского языка и литературы:

«Язык никогда не находится в стагнации. Вслед за новыми технологиями и социальными явлениями появляются заимствования и неологизмы. С середины 20-го века жизнь сильно изменилась: освоение космоса, смена государственного устройства, появление интернета и компьютерных технологий… Эти изменения отразились на языке и требуют единого для носителей пояснения от РАН. Как, например, писать слово „интернет“ и производные от него — с прописной буквы или со строчной? 

Такой документ необходим и вряд ли должен кого-то удивлять своим появлением. В 2021 году опираться на свод правил 1956-го, адаптируя новые явления в язык интуитивно, уже неактуально». 

Язык функционирует как саморегулирующаяся система. Он постоянно меняется: появляется что-то новое, а старое исчезает. Реформы «сверху» люди склонны воспринимать как насильственное вмешательство в естественный ход вещей. Но язык все равно возьмет свое. Когда-нибудь он изменится так, что нам придется переводить Пушкина с русского на русский — и в этом нет ничего страшного.

Целью конференции является обсуждение актуальных вопросов в системе начального образования и перспектив его развития.

Повестка дня:

  • Проектирование образовательного процесса в соответствии с обновлёнными стандартами.
  • Дидактические требования к домашней учебной работе в условиях информационно-образовательной среды.
  • Цифровое пространство как фактор информационной социализации и развития младшего школьника.
  • Блогерство в образовании: модная тенденция или потребность?

Программа мероприятий

item 1

13:00-13:50 мск

ФГОС 3.0: обучаем по-новому?

  • Чем обновлённый ФГОС НОО отличается от действующего?
  • Какие инструменты и механизмы необходимо учесть для корректировки рабочих программ педагога?

Эти вопросы сегодня в активной повестке на всех уровнях образования. Обсудим их в дискуссии с экспертами ИСРО РАО.

Рожкова Марина Викторовна

Рожкова Марина Викторовна

к.пед.н., руководитель Центра развития дошкольной литературы и развивающих систем начального образования ГК «Просвещение»

Кузнецова Марина Ивановна

Кузнецова Марина Ивановна

ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования ИСРО РАО, д. пед. н., автор учебников, методических и дидактических материалов для начальной школы

Рыдзе Оксана Анатольевна

Рыдзе Оксана Анатольевна

старший научный сотрудник лаборатории начального образования ИСРО РАО, к. пед. н., автор учебников, методических и дидактических материалов для начальной школы

item 1

14:00-14:50 мск

Это нам не задавали! Домашние задания : перезагрузка

Современные исследования доказывают, что выполнение домашнего задания влияет на уровень успешности ребенка. Но почему тогда именно домашняя работа так часто вызывает споры, вопросы и негатив со стороны родителей?

  • Могут ли современные технологии и приёмы, цифровые сервисы изменить эту ситуацию?
  • В чем сильные и слабые стороны домашних заданий?
  • Как организовать работу ребёнка дома, чтобы она мотивировала и была интересна?

Самсонова Ольга Юрьевна

Самсонова Ольга Юрьевна

методист — эксперт ГК «Просвещение»

Байбакова Ольга Юрьевна

Байбакова Ольга Юрьевна

к. пед. н., заведующий кафедрой дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Ускова Ирина Владимировна

Ускова Ирина Владимировна

ученый секретарь, старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к. пед. н., автор научных изданий и учебных пособий для учителей русского языка и литературы

Соснина Екатерина Геннадьевна

Соснина Екатерина Геннадьевна

учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 1208 им. Героя Советского Союза М. С. Шумилова», аспирант лаборатории начального образования ИСРО РАО, Москва

Димитриева Светлана Васильевна

Димитриева Светлана Васильевна

к.б.н., доцент, Почетный работник ВПО РФ, ведущий методист отдела внедрения РО и новых продуктов ООО «Просвещение — Союз»

Романовская Марина Юрьевна

Романовская Марина Юрьевна

клинический психолог

item 1

15:00-15:50 мск

Цифровое пространство развития Phygital-поколения

Микс цифрового и нецифрового активно используется в образовании и в жизни. Гибридное и смешанное обучение стали привычными форматами организации учебного процесса, доступными для Phygital-поколения.
Обсудим с экспертами:

  • Какой он современный педагог,обеспечивающий развитие ребёнка в цифровом пространстве ?
  • Какие угрозы подстерегают младшего школьника в цифровом мире и как их избежать?
  • Как обеспечить информационную социализацию младшего школьника?

Зубаирова Оксана Владимировна

Зубаирова Оксана Владимировна

методист — эксперт ГК «Просвещение»

Сиденко Андрей Григорьевич

Сиденко Андрей Григорьевич

руководитель направления «Лаборатории Касперского» по защите детей в интернете, учитель информатики, физики и астрономии, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России 2013»

Молокова Анна Викторовна

Молокова Анна Викторовна

проректор по научно-методической работе и цифровизации ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, заведующий кафедрой начального образования, д. пед. н., доцент

Тимофеева Лилия Львовна

Тимофеева Лилия Львовна

к. пед. н., старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», заместитель главного редактора журнала «Мир образования — образование в мире», академик МАНЭБ, федеральный эксперт ООО «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»

item 1

16:00-16:50 мск

Блогерство в образовании: модная тенденция или потребность?

Коммуникации в интернет пространстве формируют новый образовательный опыт.
На повестке дня вопросы: из чего складываются эти коммуникации и насколько блогерство в системе образования актуально. Это модное увлечение или востребованный формат диссеминации нового опыта?

Савельева Татьяна Васильевна

Савельева Татьяна Васильевна

руководитель продвижения проектов ДиНО ООО «Просвещение-Союз».
Отдел внедрения развивающего обучения и новых продуктов

Комарова Ольга Николаевна

Комарова Ольга Николаевна

преподаватель департамента педагогики и методики начального общего образования Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ

Надя Папудогло

Надя Папудогло

главный редактор интернет-издания об образовании и воспитании детей «Мел»

Серых Лариса Викторовна

Серых Лариса Викторовна

заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», к. пед. н., доцент

Рекомендуем цифровые сервисы

Банк заданий по функциональной грамотности

Более 500 заданий для учеников 1-9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

Подробнее

Учим стихи

Учим стихи вместе с грамотным помощником

Подробнее

ПроВоспитание

Комплексное решение для организации системы воспитательной работы в школе

Подробнее

Новинки учебной литературы

Информационная безопасность, или Как вести себя в Сети. 2-4 классы

Информационная безопасность

Пособие познакомит школьников с правилами защиты устройств и личной информации, расскажет как вести себя, столкнувшись с кибербуллингом и как избежать фишинга. В пособии содержатся разнообразные задания, котороые развивают у обучающихся начальной школы коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение критически мыслить, навыки проектной деятельности.

Информация. Чтение. Смыслы. Тетрадь-тренажёр. 3-4 классы

Информация. Чтение. Смыслы. Тетрадь-тренажёр.

Пособие содержит задания, которые способствуют формированию у младших школьников основ функциональной грамотности. Контекст заданий строится на материале учебных предметов, изучаемых в начальной школе (математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира), а также на ситуациях из жизни.

Опыты и эксперименты в начальной школе. 1-2 классы

Опыты и эксперименты в начальной школе

Пособие поможет научиться добывать знания самостоятельно, увидеть необычное в привычных предметах и явлениях и превратить учёбу в захватывающее и увлекательное приключение.

Азбука экологии (1-4) (Чистая планета)

Азбука экологииАзбука экологии

Курс знакомит с основными экологическими понятиями, воспитывает чувство ответственности за свои действия в природе, развивает умение находить в окружающем мире локальные проявления глобальных экологических проблем.

Русский язык. Разноуровневые задания. 1,2,3 классы

Русский язык. Разноуровневые заданияРусский язык. Разноуровневые задания

Тетрадь-тренажёр направлена на глубокую проработку и прочное усвоение школьниками изучаемого материала по русскому языку. Задания в каждом разделе распределены по уровню сложности (базовый, повышенный и высокий). Уровень сложности ученик выбирает сам или при участии взрослых. Правильность выполнения заданий можно проверить с помощью QR-кодов.

Учимся писать сочинения и изложения. Подсказки и алгоритмы. 2,3,4 классы

Учимся писать сочинения и изложенияУчимся писать сочинения и изложения

Пособие поможет ученикам научится создавать тексты разных жанров, понимать особенности их структуры и содержания, определять тему и главную мысль предлагаемых текстов. Задания обеспечат возможность детям научиться оценивать результаты своей работы. Комментарии и ключи к заданиям помогут учащимся работать с пособием самостоятельно.

Тренажер по математике. Решение задач. 1,2,3,4 классы

Тренажер по математикеТренажер по математике

Пособие поможет научить ребенка мыслить и рассуждать, решая задачи различных видов. Особое внимание уделяется установлению взаимосвязей между различными величинами и выработке определенного алгоритма действий. Тренажер предназначен для коллективной и индивидуальной работы учащихся в школе и дома.

Литературное чтение. Что я знаю, что я умею. 2 класс

Литературное чтение

Тетрадь предназначена для организации тематического контроля на уроках литературного чтения и содержит два равнозначных варианта проверочных работ по каждой теме. Предложенные задания позволяют определить уровень освоения учащимися программного материала и подготовить их к выполнению итоговых проверочных работ за год.

Окружающий мир. Что я знаю. Что я умею. 1 класс

Окружающий мир

Тетрадь предназначена для организации тематического контроля на уроках окружающего мира и содержит два равнозначных варианта проверочных работ по каждой теме. Предложенные задания позволяют определить уровень освоения учащимися программного материала и подготовить их к выполнению итоговых проверочных работ за год.

Окружающий мир. Тематический и итоговый контроль. Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 классы (система Занкова)

Окружающий мир. Тематический и итоговый контрольОкружающий мир. Тематический и итоговый контроль

Пособие для проверки освоения школьниками учебного материала по всем темам. В пособии проверяются темы, выходящие за рамки программы и позволяющие ребенку расширить кругозор. Включает 9 тематических проверочных работ, а также 4 срезовые работы, которые рекомендуется проводить по окончании четвертей, и итоговую работу за год.

Русский язык. Я пишу грамотно. 1,2,3 классы (система Занкова)

Русский язык. Я пишу грамотноРусский язык. Я пишу грамотно

Пособие позволяет в увлекательной форме формировать орфографическую грамотность младших школьников и диагностировать уровень ее освоения. Система заданий дает возможность выявить причины орфографических ошибок или предупредить их.

Литературное чтение. Читательская грамотность. 1,2 классы (система «Гармония»)

Литературное чтение. Читательская грамотностьЛитературное чтение. Читательская грамотность

Пособие содержит систему заданий , которые направлены на обучение поиску, извлечению и пониманию текстовой информации, а также на обучение преобразованию и использованию этой информации для решения задач в учебной и повседневной личной жизни. Разнообразные типы заданий и тексты разных видов и жанров позволяют подготовить обучающихся к разным формам школьного контроля.

Попади в 10! Окружающий мир. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10Попади в 10

Тетрадь-тренажёр «Попади в десятку!» по окружающему миру предназначена для самостоятельной работы учащихся. Задача тетради — не просто дать возможность вспомнить и отработать изученный материал, но и сделать его востребованным в повседневной жизни школьника. Игровая форма работы мотивирует ребёнка продолжать выполнять задания (желание набрать больше баллов), развивает умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, что является одним из шагов к успешному обучению в школе.

Попади в 10! Русский язык. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10! Русский языкПопади в 10! Русский язык

Тетрадь-тренажёр «Попади в десятку!» по русскому языку предназначена для самостоятельной работы учащихся. Задача тетради — не просто дать возможность вспомнить и отработать изученный материал, но и сделать его востребованным в повседневной жизни школьника. Игровая форма работы мотивирует ребёнка продолжать выполнять задания (желание набрать больше баллов), развивает умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, что является одним из шагов к успешному обучению в школе.

Попади в 10! Литературное чтение. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10! Литературное чтениеПопади в 10! Литературное чтение

Тетрадь-тренажер предназначена для систематизации знаний и отработки умений учащихся по основным разделам курса литературного чтения. Игровая форма подачи материала способствует формированию метапредметных результатов. Пособие могут использовать как родители, так и учителя для организации самостоятельной работы детей дома, индивидуальных занятий с обучающимися в течение учебного года.

Попади в 10! Математика. Тетрадь-тренажер. 1,2,3,4 классы

Попади в 10! МатематикаПопади в 10! Математика

Тетрадь-тренажер предназначена для систематизации знаний и отработки умений учащихся по основным разделам курса математики. Игровая форма подачи материала способствует формированию метапредметных результатов, среди которых особое внимание уделено регулятивным умениям: целеполаганию и планированию работы, самостоятельной проверке выполнения заданий по ключам-ответам, анализу и оценке собственных достижений, прогнозированию дальнейших действий при изучении той или иной темы.

Окружающий мир. Тесты. 4 класс

Окружающий мир. Тесты. 4 класс

В тетради представлены тесты для 4 класса, предназначенные для поурочного контроля и самоконтроля. Тестовые задания с использованием ярких, красочных иллюстративных материалов позволяют превратить проверку знаний в увлекательную познавательную работу.

Тренажер по литературному чтению для 1,2,3,4 классов

Тренажер по литературному чтениюТренажер по литературному чтению

Тренажёр предназначен для отработки навыка смыслового чтения учащихся и формирования умений работы с текстом: определение типа и жанра текста, темы литературных произведений. Основная задача тренажёра — учить школьников осмыслению поступков героев литературных произведений.

Русский язык. Тренажёр по чистописанию. 1 класс

Русский язык. Тренажёр

Данное пособие предназначено для практики и развития письма. Уникальная методика автора направлена не только на эффективное обучение написанию отдельных букв и их сочетаний, но и на повсеместное развитие мелкой мускулатуры руки. Тренажёр содержит материал, позволяющий вызвать интерес школьников к письму и обеспечить достижение метапредметных и предметных результатов обучения в 1 классе.

Вебинары

Учу стихи сам

Волкова Елена Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 2101», почётный работник образования, председатель Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы

Курс «Инфобезопасности» в учебной, внеурочной, воспитательной и творческой работе с детьми и родителями по уровням образования

Цветкова Марина Серафимовна,
к.пед.н., доцент, профессор РАЕ, член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию Комитета по образованию ГосДумы РФ, автор УМК по информатике, автор курса по Инфобезопасности

«Начинайзер»: как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания

Зубаирова Оксана Владимировна,
методист-эксперт отдела методической поддержки педагогов ГК «Просвещение»

  • Просвещение возвышает одну добродетельную душу сочинение
  • Просвещенный век как пишется
  • Просвещенный тот кто понимает смысл своей жизни сочинение
  • Проростает или прорастает как правильно пишется
  • Просветил или просвятил как пишется