Простой план рассказа фотография на которой меня нет

Автор на чтение 18 мин. просмотров 21 опубликовано 17.02.2021 виктор петрович астафьев рассказ фотография, на которой меня нет краткое содержание

На чтение 18 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Виктор Петрович Астафьев Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание

Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка– мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья– помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.

Главные герои

Витясирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.

Другие персонажи

Санялучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.

Екатерина Петровнабабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.

Евгений Николаевичшкольный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Фотография, на которой меня нет»?</h3>

    • <label>Василь Быков</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>
    • <label>Борис Васильев</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскула­чивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.

Простой план рассказа фотография на которой меня нетСнимок, который описывается в рассказе. Коллекция Ванды Швед

Повествование ведётся от лица повзрослевшего Вити, в котором угадывается сам Виктор Астафьев. В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.

Приезд фотографа в село

Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотогра­фировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.

Витя — рассказчик; школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает

Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».

Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения

Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.

Продолжение после рекламы:

Болезнь Вити и Санькина поддержка

Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.

Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах

Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.

Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячёным с маковыми головками. Под утро Витя, наконец, уснул и проспал до полудня.

Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотогра­фи­роваться мальчик не смог — «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотогра­фи­роваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».

Брифли существует благодаря рекламе:

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл учитель Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им, как могли: кто за их новорожденным ребёнком посмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе — учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Продолжение после рекламы:

Организация сельской школы

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии — на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо, — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Год: 1968   Жанр: рассказ

Главные герои: Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.

Главная мысль. Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».

В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.

В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.

Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.

Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:

мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.

Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.

Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.

Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.   

Оцените произведение: Голосов: 864

Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий — был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

  • Краткое содержание Короленко Огоньки

    Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая.

  • Краткое содержание Одоевский Русские ночи

    Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.

  • Краткое содержание Олеша Зависть

    Произведение показывает драматическую историю интеллигента, который оказался совершенно никому не нужным в России после революции.

  • Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль

    Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Фотография, на которой меня нет

Автор: Виктор Петрович Астафьев

Год написания: 1968

Жанр: рассказ

Главные герои:Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о трудной, но настоящей жизни крестьян в 30-е годы ХХ века.

Сюжет

В маленькую деревеньку приезжает настоящий фотограф, чтобы сделать большую фотографию всех ребят — учеников местной школы. Это величайшее событие в жизни сельчан. Витя и Саня вечером в знак протеста, поскольку они не слишком прилежные ученики и не могут претендовать на лучшие места перед камерой, пошли кататься на речку и там Витя серьезно застудил ноги.

Всю ночь он кричал от боли, и всю ночь бабушка ухаживала за ним и лечила его ноги всеми доступными ей средствами. Наутро боль не прошла, и старуха понесла (ходить он не мог) внука в баню, где вновь парила и натирала его ноги. Но пойти в школу, чтобы сфотографироваться, мальчик не мог. Друг Санька, узнав об этом, тоже принял решение не идти фотографироваться, чтобы разделить с приятелем его беду. Через неделю Витя встал и смог ходить, но та фотография, на которой его не было вместе со всем классом, навсегда запомнилась мальчику.

Вывод (мое мнение)

Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал — она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/foografiya
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/fotografiya-na-kotoroy-menya-net
  • https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1567-fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html

Конспект урока по литературе в 8-м
классе на тему:

В.П.  Астафьев.   Анализ содержания
рассказа

“Фотография, на которой меня нет”.

Цели:

·        
углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П.
Астафьева;

·        
формирование навыков анализа текста;

·        
развитие навыков выразительного чтения;

·        
воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Оборудование: портрет
В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация

Ход
урока

1.
Организационный момент.

Эпиграф

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным — полна,
И близких всех душа не позабудет…

(Николай Рубцов)

2.
Актуализация знаний.

-О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева
и его книге “Последний поклон”).

— С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы?
(“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

— О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои
взрослеют, как формируется их характер).

-Какое было домашнее задание?

(Прочитать рассказ. Найти и выделить в тексте материал по темам:
Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая
деревенская школа. Жизнь деревенских ребят).

— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография,
на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие
происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное
испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок
жизни).

3.
Сообщение темы урока

— Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография,
на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

-Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.Астафьева
“Фотография, на которой меня нет”.

Цель
нашего урока:
 выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе
«Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа
Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

4. Беседа
по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.


Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не
смог сфотографироваться
). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то
другое. Что?


Найдите основную мысль рассказа. 
(«Деревенская фотография –
своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»).

-Объясните
смысл этой фразы 
(История страны складывается из
историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее
историей. Фотография тех лет – часть этой истории).

— В
какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в
середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места
писателя).

— Чем живет русская деревня в эти годы?

— Какие
лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька,
Витька, бабушка Витьки, учителя)

Работа по плану:

1.     Рассказ
о деревенских жителях

2.     Рассказ
о Витьке и Саньке

3.     Рассказ
о бабушке

4.     Рассказ
об учителях и деревенской школе

1. Рассказ
о деревенских жителях

— Как
вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще
значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это
было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Взбудоражить (будоражить)
беспокоить, вызвать волнение.

-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1)
«всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы
ребят как полагается, хорошо снимал»;

2)
человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

— «По
окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…»
 —
пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним
характер хозяек.

2.
Рассказ о Витьке и Саньке


Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им
обидно. По сути, фотография должна всех объединить)
.

-Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда
пошли мы…”).


Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил
ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он
чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). Ответ: стр. 205.

— Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
Как это характеризует жизнь ребят в деревне?


Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства
примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора:
показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире
детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на
оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.


Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи
так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку? («Ладно! –
решительно сказал Санька .. закинул Санька удочку» (стр 208).

3.
Рассказ о бабушке

— В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места.
Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.


Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в
тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание
лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки,
варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

— А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом
бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет
многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка
относится к внуку и как это ее характеризует?

— Подтвердите примерами из текста

Чтение отрывков:

1.     стр.
205 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2.     стр.
206 от “Бабушка уже не колотила…”

3.     стр.209
от «Бабушка меня лечила и баловала … которые я очень любил»

Дополните
текст:

Лечила
она меня: натерла мои ноги, укутала … и вытерла … «Спи, пташка ..». Утром меня
бабушка унесла … Долго … ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку … После
этого поила ..

— Что
особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

-Почему
автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в
том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень
эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

— Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон
характеризует ее?

( окна в доме, стр. 209 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины
окна…”;цветы в доме, стр. 211 от “После того как загорались…” до конца абзаца);

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто;
поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

-Хорошая бабушка у Витьки?

4.
Рассказ об учителях Виктора.


Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать
учеников школы).

— Кто был инициатором этого события? (учителя)

-Какие
детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя
фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома … и был у
них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного
участка … Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у
себя»).


Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя
хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза”).

— Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение:
стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к
нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный
пересказ:

За что уважали?

Учителей
уважают за вежливость, за то, что …

Учителей
уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …

К
учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …


какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А
в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!».

Исследовательская
работа.

-Заполните таблицу

В
какой школе учителя начали работу?

Что
сделали учителя для школы?

Школа
находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек
не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь
первый класс и один красный карандаш.

В
школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель
ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на
пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские
мужики.

Выхлопотать
– 
добиться чего – либо хлопотами

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со
змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на
подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей
деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

“Я принёс тебе фотографию,» — сказал учитель.

— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику,
который заболел и пропустил важное событие.

-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219
от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Вывод: Жизнь
учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую
деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись
трудностей.

Рассказ
о школе 30-х годов и учениках

— Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы
обратили внимание? Какие чувства испытали?

— Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы
представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет
задуматься эта фотография?

Анализ
последней части рассказа.


Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие
годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге,
ответственность за свои поступки)

— Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива
до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография –
летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой
мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе,
дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет
смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне.
Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.

Вывод: История
страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография –
это память человека и память народа, портрет эпохи.

— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не
было?

(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография
разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

— Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?
(Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события,
людей, родные места).

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная
летопись нашего народа, настенная его история” (стр.219-220).

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и
уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

Подведение
итогов.

1. Так о чём рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня
нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым
русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не
говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

(Герой
Астафьева — благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый
человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом,
об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека).

V.
Домашнее задание.

Составить
связный рассказ:

— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его,
проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

  • Простуженный ежик баруздин сочинение
  • Проспект вернадского как пишется
  • Простатой как пишется простотой или
  • Просто древние сказки 3 класс названия книг
  • Проспект на английском языке как пишется в адресе