18 февраля в российский кинопрокат выходит долгожданная экранизация знаменитой сказки Петра Ершова и одновременно ремейк мультфильма 1947 года «Конёк-Горбунок». Премьеру переносили несколько раз: сначала было принято решение провести её 5 марта, затем 22 октября 2020 года, и вот наконец-то выбор пал на 18 февраля. Режиссёрское кресло занял Олег Погодин. Являясь истинным фанатом сказки, он давно мечтал её экранизировать. Заручившись поддержкой Сергея Сельянова, Александра Горохова и Антона Златопольского, он развернул широкомасштабный проект, который должен прийтись по душе всем. Конёк-Горбунок здесь настоящий затейник, Царь-девица — неписанная красавица, Иван — добродушный дурачок, а Царь — тот ещё прохиндей.
В центре сюжета Иван-дурак. По крайней мере, таковым его считают старшие братья, которые сами не блещут умом и сообразительностью, да Царь—государь со своим вероломным советником — Спальником. Волей случая в подарок от волшебной кобылицы Ивану достаётся верный друг и помощник — говорящий Конёк-горбунок: «Да игрушечку-конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Горбунок отдалённо напоминает пони или ослика, но его смекалке, мудрости, оптимизму и чувству юмора может позавидовать самый статный конь.
По мере развития сюжета Конёк-Горбунок не раз приходит на помощь доверчивому Ивану. Ведь наш главный герой думает сердцем, а не головой, всем доверяет, особенно Царю—государю, и безоговорочно верит любому слову. Взять, например, поход его с Коньком-Горбунком за царевной—женой — Царь-девицей. Казалось бы, всё, сгинуть им суждено навсегда. Однако везению Ивана нет предела, и поход завершается успехом, но, как выяснилось, потом: «Это только присказка была — сказка ещё впереди». Влюбится Иван-дурак в красавицу Царь-девицу без оглядки, да накликает на свою голову беду.
Экранизация Олега Погодина разительно отличается от оригинала Петра Ершова. Истинные поклонники сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок» без труда смогут найти различия. Стала ли от этого сказка хуже — несомненно, нет. Она просто будет другой, более современной с большим количеством шуток и житейской мудрости. Не все же могут слушать стихи, тем более улавливать в них смысл и следить за мыслью автора. Другое дело — понятные современному зрителю диалоги с юмористическим подтекстом.
Важной находкой режиссёра Олега Погодина стала любовная линия между Иваном-дураком и Царь-девицей. Ей уделяется намного больше внимания, чем в книге и в мультфильме. По мере развития любовной линии между Иваном-дураком и Царь-девицей развиваются и крепнут дружба и верность между Иваном-дураком и Коньком—Горбунком. Как и подобает сказкам, истинной проверкой дружбы станет опасный поход Конька—Горбунка на край земли за цветком жизни и смерти, чтобы спасти друга от верной гибели, а его суженную, Царь-девицу, — от замужества на Царе—государе.
Царь-девицу сыграла неподражаемая Паулина Андреева: «Мне всегда хотелось сыграть в сказке. Тут всё сложилось, потому что Конёк-Горбунок — одна из любимейших. Это было весело, красиво, профессионально. Участие в сказке важно для меня не только потому, что я в принципе люблю этот жанр или потому, что я сыграла Царь—девицу. А потому что это сделано для детей. На мой взгляд, это самая ценная, честная и отзывчивая аудитория. И если у нас получилось внедриться в их детство с любовью, порадовать, насмешить, научить — значит, всё не зря».
Как и в оригинальной версии сказки, Иван-дурак соглашается на службу у Царя. Он, конечно, самодур и вечно слушает Спальника, серого кардинала, который то и дело пытается сжить Ивана со свету, но это не удаётся именно благодаря Коньку-Горбунку. Роль Царя исполнил Михаил Ефремов: «Я с большим удовольствием воспринял это предложение, потому что моя бабушка — Анна Алексеевна Некрасова — ставила «Конька-Горбунка« в Детском театре. И я часто смотрел эту постановку. Одна из первых ролей отца, после которой он проснулся знаменитым, — это как раз роль Ивана-дурака в Детском театре в спектакле «Конёк-Горбунок«».
На какие только испытания не отправляли Ивана и Конька. Кажется, что после очередной миссии эти двое уже не вернутся обратно, но не тут-то было. И Жар-птицу поймали, и Царь-девицу привезли, и кольцо бабушкино со дна океана достали, и в трех котлах Ивана искупали, после чего он стал статным юношей под стать Царь-девице.
Съёмки сказки проходили в самом большом съёмочном павильоне России, расположенном под Санкт-Петербургом. В павильоне снималась и интерьерная часть, и леса, и поля, и город. Продюсер фильма, Сергей Сельянов, был в восторге от идеи экранизировать классическую сказку Ершова: «Представляете — живой, не мультипликационный, а живой Конёк-Горбунок! Живая Жар-птица и Чудо-Юдо рыба-кит! Это сказка. Зритель любит сказки, особенно наши. Всё потому, что в таких историях для нас больше сегодняшнего, чем в современном реалистичном фильме. В сказке заложены качества национального характера и жизненного уклада».
Когда создатели размышляли, кому доверить роль «Конька-Горбунка», то выбор сразу пал на Павла Деревянко. Даже речи не было, чтобы искать другого актёра. Его мимика, реакции, манера говорить, интонации как нельзя кстати вписывались в образ милейшего скакуна. Павел признался, что ему очень понравился подобный опыт работы, поскольку никогда такого не было: «Я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая — перед съёмками меня отвезли в специально оборудованное место, обклеили всё лицо датчиками и в затемнённой комнате фотографировали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами — нужно было снять с моего лица все возможные эмоции. Это было долго и утомительно. Поскольку Конёк маленький — он должен быть намного ниже Ивана — мне всё время приходилось ходить на корточках и в раскоряку, это было тяжело. В детстве я очень любил сказки, и, конечно, «Конька-Горбунка«, а ещё советские мультики про конька 1947 и 1975 годов. Конёк мне нравился, но больше — Иван-дурак — это мой персонаж по жизни, был бы я помоложе — претендовал бы на эту роль».
Ивана-дурака сыграл популярный российский актёр Антон Шагин. Он довольно тепло относится к своему персонажу и вовсе не считает его дураком: «Иван разный. Он дурак, но условный, в кавычках. Просто не такой как все. Это человек совершенно разных проявлений, но мне очень хотелось передать, прежде всего, его детскость. Он отличается от всех остальных своим наивным и чистым мировосприятием. Его порой, конечно, заносит. Но в итоге всё равно к нему приходит осознание, в чём он виноват, и что он слишком многое о себе возомнил».
Новая сказка «Конёк-Горбунок» — это прекрасный, добрый, поучительный фильм, на который можно и нужно сходить всей семьёй. Здесь есть и мораль, и хорошие шутки, и интересный знакомый сюжет. Конёк-Горбунок нарисованный, но он смотрится наравне с другими персонажами: ему симпатизируешь, за него переживаешь, им восхищаешься. Непременно каждый захочет иметь такого друга, который с тобой пройдёт огонь, воду и медные трубы, причём ничего взамен не требуя. Эта история об истинной дружбе, которая преодолеет любые преграды и останется навеки в сердцах зрителей.
Источник фото: Sony Pictures
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Бусыгина
Ксения
2 курс КХИ
Магнитогорская государственная консерватория им.
М.И. Глинки
Науч. рук. — д.п.н., проф. Недосекина А.Г.
Русская национальная стихия
в балете Р. Щедрина «Конёк Горбунок»
на сюжет одноименной сказки П. Ершова
Сказка учит добру, высмеивает людские пороки и
так или иначе оставляет в душе добрый отклик. Поэтому удивительно
замысловатые истории всегда привлекали людей своим колоритом, сатирой и
возможностью раскрыться эмоционально. Не исключением стали отечественные и
зарубежные композиторы, которые создали на сказочные сюжеты множество
восхитительных произведений, среди которых «Кикимора» и «Дюймовочка», «Золушка»
и «Щелкунчик», «Жар птица» и «Петрушка», «Спящая красавица» мн. др.
В этом ряду нельзя не отметить советско-российского
композитора Родиона Константиновича Шедрина, который создал балет по сказке русского
писателя Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». Сюжет этой поучительной
сказки повествует как о весёлой истории, связанной с приключениями крестьянского
сына Ивана и его друга, каким является – фантастический герой Конёк-Горбунок,
так и о красе ненаглядной Царь-девице, да ещё и преглупом царе, правящем на
Руси.
Характеризуя данный балет, следует отметить, что
автор сказки – П.П. Ершов (1815—1869), известен в России как поэт и
просветитель. Он был уроженцем Тобольской губернии, (ныне Тюменская область), жил
в деревне Безруково Ишимского уезда. Его отец часто менял места службы, и Пётр
успел пожить в Петропавловске (Казахстан), в Омске (западная Сибирь) посёлке Берёзове
(Ханты-Мансийский автономный округ). Прожитое там оставило неизгладимый
отпечаток в душе будущего поэта, существенно раздвинуло его представления о
жизни простых людей, их быте, духовной жизни и фольклоре.
Рис. 1.
Рис 1. Портрет П.П. Ершова
1824 г. он поступил в гимназию г. Тобольска, а через 6 лет в 1830
году отец добился перевода сына в Петербург, где он стал студентом
университета. Здесь в 1834 г. он и написал свою стихотворную сказку
«Конёк-горбунок», успех которой трудно переоценить. Её узнала вся читающая
Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали каждый по-своему, да
ещё и в разных местностях. Рис.2,3.
Рис.2, 3. Иллюстрации к сказке «Конёк-Горбунок»
Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатали,
однако всё создаваемое тогда им, ни шло, ни в какое сравнение с
«Коньком-горбунком». Ершов действительно был рождён сказочником. Однако юный
возраст мешал молодому человеку разобраться в себе, в природе собственного
таланта. Определённую роль сыграла в этом и окружающая среда. Так, тяжёлым
ударом для Петра Ершова стал негативный отзыв в то время известного
литературного критика В. Г. Белинского. Этому способствовало два
обстоятельства.
Во-первых, сказка «Конёк-Горбунок» далась Ершову
легко, писалась «на одном дыхании»; порой он даже и сам не понимал значения
этого сочинения. А во-вторых, до «Конька» поэт не связывал свою будущую жизнь с
литературным трудом; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к
просветительской деятельности в Сибири. Отсюда в 1834
г. Ершов подал прошение о назначении его учителем в Тобольскую гимназию,
которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период молодой Ершов пробует себя
в лирическом жанре. Свидетельством тому являются его многочисленные произведения,
включая «Молодой орёл», «Русская песня», «Сибирский казак», «Суворов и
станционный смотритель»и др.
В 1836 г. Ершов действительно уехал в Тобольск,
где прожил до конца своей жизни. Именно здесь им была написана поэма «Сузге», а
также многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние
вечера» и эпиграммы.
Следует особо подчеркнуть, что Пётр Павлович Ершов
вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Он был не
просто автором одной сказки, но и замечательным русским сказочником, имеющим редкостный,
талан, очень яркий и «волшебный».
Далее отметим, что сказка
«Конёк-горбунок» была впервые опубликована в 1834 году в журнале «Библиотека
для чтения». В этом же году она вышла отдельным изданием, включающим все три
части. Более того, «Конёк-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь
публикаций. А за годы существования сказки – более ста семидесяти. Нельзя не
подчеркнуть, что книга П.П. Ершова – одна из самых издаваемых в мире. Кроме
того, «Конька-горбунка» перевели на многие языки мира — английский,
французский, немецкий, польский и др. А когда из печати вышло четвёртое издание
сказки, П.П. Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству.
Счастливый ему путь». И конёк действительно продолжает скакать по миру, удивляя
всех от мала до велика весельем и удалью, юмором и необыкновенными
приключениями.
История
создания этого произведения была очень необычна. Так, одним из преподавателей
П. Ершова по физике в университете был Плетнёв, большой друг А.С. Пушкина.
Однажды он дал задание студентам написать работу о народном творчестве.
Сочинение юного писателя потрясло Плетнёва, и он даже прочёл отрывок на лекции.
Этой рукописью была первая часть «Конька-Горбунка». Затем сказка была показана
Пушкину, который отозвался о ней с большим восторгом. «Этот Ершов владеет своим
стихом, как крепостным мужиком», – писал о начинающем литераторе Александр
Пушкин. Знатоком народного языка и фольклора оказался Ершов Пётр Павлович,
биография которого во многом способствовала этому.
«Конёк-горбунок»
— произведение истинно народное, почти слово в слово взятое из уст
рассказчиков, от которых он его слышал. Писатель Ершов только привёл его в
более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор,
удачные образы сделали эту сказку широко известной и любимой в народе. Это
произведение о дружбе и верности. А еще о том, что ни о ком нельзя судить по
внешнему виду или сплетням. Так, на первый взгляд «дурачок» оказывается очень
умным и ловким, а «невзрачный коняшка» обладает огромной магической
силой.
Характеризуя
историю создания сказки «Конёк-Горбунок» следует сказать, что некоторое время
считалось, что первые четыре стиха сказки набросал сам Александр Пушкин,
читавший её ещё в рукописи. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и
выдержала при жизни автора семь изданий, причём четвёртое из них (издание 1856
года) — было сильно переработано автором и является на сегодня окончательным
авторским текстом.
Содержание
сказки, её история повествуют о приключениях Ивана-дурака, которые были навеяны
сибирскими сказаниями. Как было отмечено выше, отец Ершова часто менял место жительства,
и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские
станции и бесконечные рассказы. Именно эти рассказы, собранные в юношеские
годы, легенды и сказания как раз и легли в основу его произведения. Теперь уже
общеизвестно, что сказка была написана в стихах и рассказывала о младшем из
трёх сыновей, которому было поручено ночью охранять поля от неведомого вора.
В
1856 году на петербургской сцене был впервые поставлен балет «Конёк-горбунок». К
настоящему времени известно несколько заметных театральных постановок по
мотивам сказки П.П. Ершова . Известно также, что
в 1941 году эта сказка была экранизирована на «Союздетфильме» (режиссёр А.
Роу). А после войны в 1947 году на студии «Союзмультфильм» по мотивам данного
произведения был вновь снят знаменитый одноимённый мультфильм (режиссёр И.
Иванов-Вано). Причём, в 1975 году этот же режиссёр создал новую версию
мультфильма «Конёк-Горбунок», которая вызвала огромный успех.
В
1960 году советский композитор Р. К. Щедрин обращается к творчеству П.П.
Ершова и пишет музыку к одноименной сказке для исполнения балета в Большом
театре Союза ССР. Рис. 3.
Сегодня
Р.К. Щедрин (1932 г.р.) известен не только как советский и российский
композитор и пианист, музыкальный педагог, но и как Народный артист СССР, Лауреат
государственных премий. С 1962 года – он секретарь правления Cоюза
композиторов СССР, а в 1973 году был избран председателем правления Союза
композиторов РСФСР. И сегодня он является почётным председателем этого Союза.
Его биография богата взлетами и творческими свершениями. Он автор
многочисленных музыкальных произведений, в том числе опер, симфоний, концертов,
и, конечно же, балетов.
Любовь
к этому жанру обусловлена не только его композиторским дарованием, но и, в не
меньшей степени, тем, что он был женат на великой советской балерине, приме
Большого театра Союза ССР, звезде мирового масштаба
Рис.
4. Портрет Р.К. Щедрина
в
сфере хореографического искусства – Майи Плисецкой с которой прожил в браке 57
лет. Рис.5.
Союз
двух творческих людей оказался на редкость счастливым и плодотворным. Р.К. Щедрин
посвятил своей супруге такие балеты, как: «Кармен-сюита», «Дама с собачкой»,
«Анна Каренина», «Чайка», «Чайка», «Безумная из Шайо» и, конечно-же,
«Конёк-горбунок».
Рис.
5. Портрет Р.К. Щедрина и М.М. Плисецкой
История
создания балета «Конек-горбунок» по мотивам одноименной сказки
П.Ершова сопровождалась рядом событий, тому предшествующих. В частности, в шестидесятых
годах ХIХ в. французскому балетмейстеру Артуру Сен-Леону, работавшему в то
время в Санкт-Петербурге, пришла идея поставить балет на российскую тематику.
Его выбор пал на занимательное произведение П.П. Ершова о приключении
крестьянского сына Ивана и его сказочном друге Коньке – горбунке.
Для
осуществления своей задумки хореограф обратился к придворному капельмейстеру —
итальянцу Цезарю Пуни. Музыка была написана, и 1864 году на сцене Мариинского
театра состоялась премьера этого балета с названием «Конёк — горбунок». Спустя
два года спектакль показали в Москве на сцене Большого театра. Однако, хорошо
принятый балет в Петербурге, с треском провалился в Москве, получив от
критиков шквал неодобрительных отзывов.
Рис.
6. Сцена из балета
И
только в самом начале XX века про «Конька — горбунка» вспомнили вновь. Способствовал
этому хореограф А. А. Горский, который решил восстановить данный балет в
Большом театре. Благодаря мастерству этого талантливого балетмейстера спектакль
на этот раз получился более привлекательным, хотя музыка всё же оставляла
желать лучшего. И тогда Александр Алексеевич, а вместе с ним и другие
хореографы начали перекраивать партитуру балета, вставляя туда популярные
композиции различных авторов. Таким образом, музыка балета «Конёк — горбунок»
превратилась в попурри из произведений различных композиторов. В таком виде
спектакль продержался на сцене оперных театров почти сорок лет.
И
лишь в начале пятидесятых годов ХХ в. сюжет «Конька – горбунка» опять-таки
заинтересовал руководство Большого театра. Это привело к тому, что драматургом
Павлом Маляревским и балетмейстером Василием Вайноненом было разработано новое либретто,
которое изначально легло на рабочий стол композитора Д. Б. Кабалевского. Однако
известного композитора этот заказ не вдохновил и, пролежав пару лет без
внимания, в 1955 году либретто было отдано молодому аспиранту Московской
государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу композиции Родиону
Щедрину.
Сюжетная
линия «Конька – горбунка», проникнутая умной, но вместе с тем лукавой мыслью,
невероятно совпадала с творческими наклонностями начинающего композитора, его
тонким чувством комического и тесной связью с русским фольклором. Через год
усердной и вдохновенной работы балет был закончен, а в марте 1960 года
поставлен на сцене Большого театра. При этом публика и критика были в совершенном
восторге от потрясающего, полного юмора, ярких красок и прекрасной народной
музыки, созданной Р. Щедриным.
Здесь
следует отметить, что Р. Щедриным написано несколько балетов, речь о которых
шла выше. Однако, первым из них, был «Конек-Горбунок». Он написан в
веселой манере, ассоциирующейся с русским скоморошьим действом. Отсюда в музыке
Р. Щедрина царит светлое, радостное настроение, нарушаемое лишь эпизодами
сказочной таинственности и задушевной лиричности. «В балете Щедрина, — писала исследователь
творчества композитора Ирина Лихачева, — оживают колоритные сказочные персонажи
Ершова, живущие и действующие в родной стихии, говорящие на истинно русском
языке — выразительном и красочном, исполненном юмора и лиризма. В музыке
композитора ощущается не только мастерское владение национальным мелосом, но и
его горячая любовь к героям народных сказок, пристрастие ко всему
исконно-русскому — к песням, танцам, обрядам и обычаям, поэтическому слову и
просто бытовой стороне жизни народа.
Особое
значение в спектакле придается симфоническому началу музыкальной драматургии.
Она проявляется в значительной роли музыки, раскрывающей сюжетно-логические
связи между образами. Вместе с тем здесь подчёркнута обобщенность тематизма,
возможности его преобразования в интонационных и тонально-гармонических связях,
на основе которых как раз и создаются эпизоды с различной комбинацией тем, что
в конце-концов приводит к созданию единства всего музыкального действия.
Историк
балета Вера Красовская отмечала тот факт, что «Материал литературного
первоисточника по-разному интересовал авторов „Конька-Горбунка» в Большом
театре (1960), хотя, казалось, между ними царило согласие. Премьера
предназначалась М. Плисецкой, прославленной в вариациях, адажио, ансамблях
академической классики, и сценарист В. Вайнонен и хореограф А. Радунский
опирались не столько на сказку П. Ершова, сколько на постановки „Конька» в
дореволюционном балете. В этом смысле композитор Р. Щедрин с виду следовал
заданию. Поэтому в правилах балетной феерии он разработал па д’аксьон жар-птиц,
адажио и вариации морского царства. Но он возвел эти структурные формы всего
лишь как дань большой сцене: подвиги Ивана-дурака в воздухе и под водой не
слишком грели его фантазию. Этим народным героем — Иванушкой был молодой танцовщик
БТ Владимир Васильев, а самодержцем — хореограф балета Александр Радунский.
Царь-девицу в очередь с Майей Плисецкой танцевала Римма Карельская.
В
противоположность им были представлены как проделки народного героя с царем, так
и сама фигура самодержца. Вот их-то композитор дал в действенно-комедийном
плане .
Рис. 7. Сцена из балета.
Через
три года после московской премьеры музыку Р.К. Щедрина по-своему интересно
раскрыл другой хореограф Игорь Бельский, поставив в Ленинграде свою версию
«Конька-Горбунка». Премьера прошла 21 декабря 1963 года в Малом театре оперы и
балета. При этом отметим, что и сценаристы, и художник Михаил Гордон, и дирижер
Юрий Богданов были те же.
И.
Бельский сознательно превратил балет из феерии в сатиру. Взяв за образец
русский лубок, хореограф задумал (естественно, не афишируя это вслух)
современный спектакль-памфлет с прямыми ассоциациями: Царь — Никита Хрущев,
бояре — члены Политбюро. При этом И. Бельский разделил хореографические
характеристики героев на три категории:
—
народно-фольклорную (народ, Иван),
—
гротесковую (Царь, бояре) и
—
сказочную (Царь-Девица, Жар-птица, Конек-Горбунок).
На
связь музыки и хореографии в этом спектакле обращал внимание критик Иннокентий
Попов. Он писал: «Бельский создал хореографию, как бы непосредственно
вырастающую из музыки, звучащую полностью в унисон с партитурой. Впечатление
такое, будто образ музыкальный и образ пластический рождались одновременно,
столь неразрывно их единство, столь органична здесь их взаимосвязь».
Балет
«Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра имел свои особенности. В
частности, в балете не было привычных вариаций, дуэтов, ансамблей, не было и
развернутого раскрытия характеров и сюжета. В непрерывном танцевальном действии
все сконцентрировано, слитно и гармонично. Забавным и трогательным получилось
то сказочное существо, чьим именем назван балет. Маленький, юркий, комически
серьезный Конек не столько волшебный, сколько смекалистый да хитренький, себе
на уме. Он стал в чем-то схож со своим хозяином Иваном — общие мотивы в музыке
перешли и в пластику.
Очевидец
премьеры музыковед Леонид Энтелис был восхищен всеми исполнителями.
Рис.
8. Сцена из балета
Спектакль,
после 300 представлений, продолжает идти на сцене Театра оперы и балета имени
М. П. Мусоргкого. За это время он «поменял» жанр: из памфлета с политической
окраской он превратился в обычную сказку. Злободневность ушла, зато высветились
другие достоинства постановки: яркая зрелищность действия, изобретательность и
музыкальность хореографа.
Рис.
9. Сцена из балета
Литература:
1.
Родион Щедрин: материалы к
творческой биографии: сборник рецензий, исследований и материалов / ред. —
сост. Е. С. Власова. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2007. — 488 с.
Щедрин, Р.К. «Автобиографические записи» –
М., Изд-во АСТ, 2008 – 288с.
2.
Синельникова,
О. В. Родин Щедрин: константы и метаморфозы
стиля. Кемерово: КГУКИ, 2013. — 314 с.
3. Синельникова,
О. В. Щедрин: к вопросу о музыкальном языке –
Музыкальное искусство ХХ в. , №1 (8) – с. 145-150
4.
Холопова,
В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин.
М.: Композитор, 2000. — 310 с.
5.
Щедрин. Конёк-Горбунок -https://www.belcanto.ru/ballet_horse.html
Российский приключенческий фильм режиссера Олега Погодина («Крик совы», «Родина ждет»), основанный на одноименной сказке русского поэта и прозаика Петра Ершова.
Съемки масштабного сказочного блокбастера «Конек-Горбунок» стартовали в Санкт-Петербурге в середине июля 2018 года и проводились кинокомпанией СТВ, студией CGF и каналом «Россия 1» при поддержке Фонда кино.
Главные роли в картине сыграли Павел Деревянко (ему досталась роль Конька-Горбунка), Паулина Андреева (актрисы воплотила на экране образ Царь-девицы), Антон Шагин, занятый в роли Иванадурака, Михаил Ефремов (роль Царя). Также создатели ленты на старте работы над проектом объявили о намерении пригласить на партию Жар-птицы олимпийскую чемпионку Ляйсан Утяшеву. Рыбу-Кит в картине сыграл АлександрСемчев. Ян Цапник получил партию спальника, а Олег Тактаров — генерала.
Бюджет фильма «Конек-горбунок» оценивается в 800 миллионов рублей.
Сюжет
В центре сюжета фильма оказывается простой парень Иван — младший из трех братьев. Однажды выручил он волшебную кобылицу и получил за это в награду Конька-горбунка, который стал ему верным другом. Конек тоже оказался волшебным, способным выполнить любое желание.
Прознал об этом Царь, на службе у которого состоял Иван, и начал нагружать парня невыполнимыми, на первый взгляд, заданиями. Сначала пожелал Жар-птицу, потом Чудо-юдо-рыбу-кита, а под конец захотел себе в жены Царь-девицу, живущую на краю земли в ледяных хоромах.
Отправился Иван в путешествие. Вот только, повстречав красавицу, сам в нее и влюбился…
Павел Деревянко:
«Мой Конёк — волшебный: летающий, знающий, шутящий, ироничный — тот, с кем можно поговорить. Конечно, я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая — перед съемками меня отвезли в специально оборудованную студию, обклеили лицо датчиками и снимали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами. Но на съемках мне уже не надо было работать лицом, там на меня надели уже специальный костюм с кучей датчиков и нужно было совершать определенные движения. А поскольку Конёк маленький, и должен быть намного ниже Ивана, то фактически все съемочные дни пришлось провести на полусогнутых, в общем — не просто. В целом процесс съемок стал для всего актерского состава определенным вызовом: у многих был опыт съемок на хромакее, у меня, например, в «Салюте-7», но там мы играли в полноразмерной декорации, и я играл человека. Здесь же надо было себе представить — сказочный лес, летящую Жарптицу, лежащие под ногами камни, да весь мир. Для меня же это был первый, сложный, но интересный опыт».
Производство
Фильм «Конек-горбунок» основан на известной одноименной русской сказке писателя Петра Ершова. Несмотря на то, что сказка написана в стихах, в фильме главные герои разговаривают не рифмованными фразами.
Александр Горохов, продюсер:
«Однажды мы с моим другом обдумывали истории, которые можно было бы экранизировать, и вспомнили «Конька-Горбунка», и подумали — почему бы не экранизировать? Сказка всегда интересна зрителям. Я стал перечитать вслух и понял, что, не смотря на выдающийся текст Ершова, это не очень легко экранизируемая штука и сценарий нужно сделать с прозаическим текстом, оставив при этом всю сюжетную линию. В итоге мы позвонили Сергею Сельянову, он ведь у нас в стране главный по сказкам, и не только по ним, и он откликнулся очень позитивно. Подключился Антон Андреевич Златопольский и телеканал РОССИЯ 1, началась работа… И понятно встал вопрос — а что с заглавным героем? И скажу, что Павел Деревянко был единственным, чье имя прозвучало сразу, как только мы задались вопросом — кто был мог сыграть Конька. Поначалу ему, наверное, было не очень понятно: актер играет роль, но его не будет в кадре. Но всю эмоцию мы брали с него — как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается… Мы пытаемся сделать его фотореалистичным персонажем — как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку».
За костюмы героев масштабного проекта отвечала лауреат премии «Ника» Надежда Васильева (ранее работала над фильмами Алексея Балабанова, «Матильда» Алексея Учителя и мн. др.). Оператором-постановщиком стал Владимир Башта («Географ глобус пропил», «Время первых»).
Жанр фильма останется оригинальным. Зрители любят сказки — в особенности наши отечественные, потому что в них больше жизни. Одной из главных тем фильма станет национальный характер и жизненный уклад, ну и, конечно, не обойдется без любовной линии. С помощью своего верного друга Иван совершит немало подвигов из-за любви.
«Конек-горбунок» — одна из моих любимых сказок, в детстве я ее перечитывал не меньше 20 раз», — рассказал продюсер фильма Сергей Сельянов.
Над спецэффектами в фильме работала кинокомпания CGF — одна из самых успешных студий компьютерной графики в России, которая ранее трудилась над такими картинами, как «Викинг», «Время первых», «Экипаж» и над многими другими. Весь мир вокруг сказочных персонажей создавался на компьютере, а в павильоне выстраивались отдельные декорации и условные объекты зеленого или синего цветов, которые потом воссоздавались с помощью компьютерной графики.
Съемки фильма «Конек-горбунок» проходили в самом большом в России (площадью свыше 7000 кв. м) съемочном павильоне под Санкт-Петербургом. источник
Читайте также
Краткое содержание:Конек-Горбунок (2020)Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре …
29.03.2021, 09:58
—
782
просмотрa
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…
22.02.2021, 18:03
—
1 547
просмотров
Подробнее
Конёк-Горбунок (2021)Дата выхода: 18 февраля 2021 г. (РФ)Жанр:
26.11.2021, 07:53
—
4 521
просмотр
Подробнее
Краткое содержание:Конек-Горбунок (2020)Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре …
30.03.2021, 12:57
—
25
просмотров
Подробнее
Иван не герой, не красавец, а все лишь лохматый плохо выбритый крестьянин, а старший …
25.02.2021, 09:58
—
19 492
просмотрa
Подробнее
На экраны 18 февраля 2021 года выхшла новая экранизация сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок».
22.02.2021, 12:27
—
2 041
просмотр
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…
25.08.2021, 22:50
—
18 575
просмотров
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…
17.02.2021, 23:49
—
2 864
просмотрa
Подробнее
Российский фильм «Конёк-Горбунок», снятый в жанре фэнтези, полон юмора и способен …
05.02.2021, 21:19
—
4 545
просмотров
Подробнее
Краткое содержание:Новости и критика фильма «Конёк-Горбунок»Описание и сюжет …
21.03.2021, 19:46
—
230
просмотров
Подробнее
Краткое содержание:Новости и критика фильма «Конёк-Горбунок»Описание и сюжет …
21.03.2021, 16:06
—
57 533
просмотрa
Подробнее
О фильмеГод производства: 2021Страна: РоссияЖанр: приключения, фэнтези, комедияРежиссер: Олег ПогодинСценарий:…
08.02.2021, 12:51
—
78
просмотров
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: приключения, фэнтезиРежиссер: Олег ПогодинПродюсер: Сергей Сельянов,…
22.02.2021, 11:56
—
1 098
просмотров
Подробнее
Год производства: 2021Страна: РоссияЖанр: приключения, фэнтези, комедияРежиссер: Олег ПогодинБюджет:…
28.02.2021, 11:07
—
3 605
просмотров
Подробнее
Сочинения на тему “Моя любимая сказка”
Вариант №1
Сказки Пушкина я люблю, поскольку каждая из них является своеобразным поэтическим шедевром. Любая сказка поэта имеет свою уникальную сюжетную линию и написана прекрасным языком.
Все они выстроены вокруг основных ценностей: человечности, добра и милосердия, и все они учат нас идти верной дорогой. Пушкинские сказки призывают нас судить об окружающих не по внешнему виду, а по внутренним качествам, что помогает нам лучше разбираться в людях. Самое мое любимое сказочное произведение Пушкина – это сказка в стихах “О царе Салтане”. Она мне нравится не только уникальной поэтикой, но и занимательным сюжетом. Читать её – одно удовольствие, потому что автор наполнил сказку увлекательными приключениями и красочными описаниями.
Многие персонажи вызывают удивление и восторг – например, белочка-чудесница. Она хотя и является второстепенной героиней, но именно эта певучая волшебница чудным образом раскалывает золотые орехи и извлекает из-под скорлупок изумруды.
Но главные герои мне импонируют еще больше. Достойный молодой человек князь Гвидон и прекрасная кудесница царевна Лебедь стойко прошли все испытания и преодолели все козни коварных злопыхателей. Они сумели преодолеть все препятствия и воссоединиться с родным домом. И еще сказка учит нас тому, что нужно стремиться к своей цели, не опускать руки и не отчаиваться, если что-то не получается. Именно поэтому она стала моей любимой сказкой.
Вариант №2
Я очень люблю сказку Ершова “Конек-Горбунок” и готова перечитывать ее раз за разом, ведь все равно, каждый раз в ней находишь что-то новое и интересное, не замеченное прежде. В сказке “Конек-Горбунок” рассказывается о приключениях Иванушки-дурачка, который поймал прекрасную кобылицу и та одарила его столь же прекрасными конями и маленьким Горбунком, который и стал самым верным другом и помощником Иванушке.
Благодаря коньку Иванушка смог поймать жар-птицу, привез царь-девицу, съездил за перстнем и побывал в гостях у Месяца. Благодаря коньку Иванушка стал царем. Эта сказка полна разных чудес и волшебства, она местами смешная, местами серьезная, она описывает диковинных созданий. Герои сказки говорят красивым русским языком, их образы продуманы до мелочей.
Читая сказку “Конек-Горбунок” я наслаждаюсь и авторским слогом, и действием, мне все нравится в этой сказке. Я считаю, что сказка “Конек-горбунок” является шедевром русской литературы, прочитать который должен каждый образованный человек.
Вариант №3
Сказка Перро «Кот в сапогах» мне очень нравится, поскольку она имеет интересный сюжет и глубокий смысл. А повествуется в ней о предприимчивом коте, который умудрился сделать своего хозяина знатным вельможей и богачом, покорившим сердце королевны.
Кот – самый мой любимый герой, ведь он веселый и не унывает даже в самых сложных ситуациях. А еще он умный, сообразительный и бойкий, и умеет завоевывать сердца людей. Мне понравилось, как герой своей обходительностью сумел обратить внимание короля на своего хозяина, бедного паренька.
Главный герой сказки действует смело и решительно, проявляет ум и гибкость, а потому сумел победить даже страшного огромного Людоеда. Все мысли кота направлены на то, чтобы сделать жизнь своего хозяина лучше, ведь тот беден и несчастен.
Благородный кот выглядит намного выигрышнее, чем его бездеятельный и безынициативный хозяин. Парень только грустил, оказавшись в сложном положении, и не пытался преодолевать трудности. Зато кот все сделал за него и позаботился о его счастливом и безбедном будущем. Вот такой он преданный и верный друг.
Кот в сапогах – мой любимый герой, а когда в моей жизни возникают проблемы, я всегда его вспоминаю и начинаю действовать. С его помощью я поняла, что добиться цели можно только кропотливым трудом, активной жизненной позицией и верой в успех предприятия. Только так можно преодолеть все преграды и добиться желаемого.
Вариант №4
Моей любимой сказкой Андерсена всегда была сказка про гадкого утенка. Прочитанная совсем рано, еще в детском саду, эта история о чудесном превращении некрасивого птенца в прекрасного лебедя так сильно поразила мое воображение, что я, наверное, не забуду ее никогда. Повзрослев и перечитав сказку, я открыла в ней много нового для себя: эта история – иллюстрация знаменитого золотого правила морали, она учит нас проявлять искренность и заботу, быть добрее по отношению к другим, в том числе к тем, кто не похож на нас.
Известно, что Андерсон написал свою сказку, основываясь на личном опыте. В детские годы он подвергался насмешкам своих сотоварищей, высмеивавших его форму носа, его социальное положение. Но, повзрослев, он стал знаменитым писателем, человеком уважаемым и достойным. Самое ценное для меня в этой истории – то, что главный герой превращается в прекрасное создание не с помощью чуда или волшебной палочки, а естественным образом. Иногда нужно просто подождать, говорит писатель, чтобы стать счастливым. И я благодарна ему за эту истину, которую уяснила еще в детстве.
Вариант №5
Моя любимая сказка Андерсена – “Пятеро из одного стручка”. У этого писателя не так уж и много сказок со счастливым концом. Эта – как раз одна из них.
Очень здорово получилось, что маленькая горошина из обычного стручка сделала такое большое дело – спасла жизнь ребенку. Очень интересно было читать, как постепенно растет цветок и распускается и как следом за ним так же постепенно выздоравливает девочка и в самом конце она встает с постели. Это так здорово, когда у человека проявляется надежда, смысл жизни и силы бороться с унынием и болезнью.
Думаю, что каждый в детстве пробовал и не один раз выращивать пускай не горох, но фасоль на подоконнике так точно. И каждый хорошо помнит то волнение, когда из зернышка проклевывается первый росточек, появляется первый листик. Когда встаешь утром и первым делом бежишь его проведать и проверить, хватает ли ему влаги. Поэтому сказка “Пятеро из одного стручка” мне очень понравилась, нашла отклик в моей душе. Уход за растениями и правда способен излечить от душевных переживаний!
Новый фильм «Конек-Горбунок» Олега Погодина начинается со спецэффекта. С капли, в которой отразились не только деревенский домик и природа — мир, в котором будет происходить действие. В этой капле отразились и все проблемы российского современного кинематографа. А именно — то, что у нас в последние годы часто стали переснимать на новый лад в угоду новому времени старые фильмы и мультфильмы. И иногда получается такое, что хочется закрыть на это глаза и вернуться в прошлое. И на каждый фильм, будь то современная «Кавказская пленница», «Ирония судьбы», «Джентльмены удачи» и другие, а также — мультфильмы «Ну, погоди!», «Умка», «Простоквашино» и прочие, зритель идет, не зная чего ожидать: испортили ли память о том, что все любили раньше или вдохнули в известный сюжет новую жизнь. На этот интерес — «сверку часов» разных поколений — и делают ставку маркетологи и продюсеры (и не только отечественные) — уж посмотреть, что получилось современный зритель точно пойдет.
Так и есть — несмотря на многие разочарования, зритель — идет! Однако случаются и удачи. И к ним можно отнести и фильм, где сочетаются кино художественное и анимация — «Конек -Горбунок». Работа затратная: бюджет — около 800 миллионов рублей. Фильм — долгострой: он создавался года четыре, несколько раз и переносили прокат. В предпоследней версии картина должна была выйти в октябре 2020-го. Но вот 18 февраля фильм появится в кинотеатрах, вдохновленный в первую очередь успехами второй части «Последнего богатыря», который, несмотря на пандемию, собрал в прокате более двух миллиардов рублей.
Таким образом, наш зритель плавно «перетекает» из одной сказки в другую. Тем более, что главный герой и там, и там — недотепа и никак не богатырь. А еще в обеих киносказках есть Чудо-юдо рыба-кит, и это также делает их очень похожими. Куда ж без скованного цепями кита, на спине которого вырос целый мир? Какой образ! А еще поразительным образом обе сказки отражают мир сегодняшний. И если в фильме «Последний богатырь: Корень зла» часть действия происходит в наши дни, то «Конек-Горбунок» — просто отсылает к современности. В фильме любой увидит знакомые мотивы и поразится актуальности сказки Петра Ершова, написанной еще в 1830 году.
В новом «Коньке-Горбунке» нет поэзии в смысле литературном: он в прозе. Но зато в нем есть поэзия спецэффекта. Нет стихотворений, знакомых с детства каждому. Рассчитано на то, что детей современных фильм увлечет настолько, что те потянутся к книжке. Отсутствие текста Ершова — самый большой недостаток нового фильма, который в целом удался. «Не открывай рот», — говорит в нем Конек Ивану, который впервые пришел в город на базар. Но Иван открывает, глядя на диво-дивное. И зритель, как тот Ваня, также раскрывает рот от удивления. Например, при виде анимированной Жар-птицы. Или поражаясь мастерству художников-аниматоров и специалистов по спецэффектам. Фильм еще и остроумно наполнен кинематографическими цитатами. Так, Конек чем-то похож на Осла из мультфильма про Шрека. Или белка, грызущая орехи, навевает мысли именно о той белке, которая в «Ледниковом периоде», потому что и в нашем фильме за орехи ведется борьба.
Антон Шагин блестяще перевоплотился в добросердечного Ивана-простофилю. Павла Деревянко не видно в кадре, но какой именно артист — Конек-Горбунок, видно сразу. Потому что конек самого Деревянко — это юмор и умение творить актерские чудеса. Из Паулины Андреевой получилась красавица Царь-девица — нельзя не влюбиться. Михаил Ефремов показал завистливого закомплексованного Царя, обуреваемого разного рода противоречиями. Ян Цапник блестяще сыграл хитроумного интригана-царедворца. Как подумаешь о том, что все эти актеры снимались не с живыми партнерами, а с предметами, которые потом заменили и дорисовали в спецэффектах — так еще больше поражаешься их мастерству. Что важно — в картине не переборщили с юмором. Не стали делать комедийную окрошку. Зато сделали акцент на работе художников и художников по костюмам. В ней даже есть персонаж, которого нет у Ершова — дизайнер Тапкин-Тряпкин, дворцовый «кутюрье». И это, думается, не случайно — привлекли внимание к этой части работы, потому что мультфильм получился действительно дизайнерским — хоть сейчас на соответствующие премии выдвигай.
… Не будет ругать за спойлер читатель, но в конце фильма появляется большой мыльный пузырь, в котором снова отражаются — на этот раз события нашей сегодняшней жизни. Самым причудливым образом — даже и непонятно поначалу, как так. Как именно — смотрите сами. Но пузырь этот словно говорит о том, что вполне возможно, что у «Конька-Горбунка» будет продолжение. Может быть, другая известная сказка, пересказанная на новый лад. И да пребудет с нами «конькобежная сила»: глядя на такие фильмы не теряешь надежды на то, что наше кино явно меняется к лучшему.
Прямая речь
Сергей Сельянов, продюсер:
«Представляете — живой, не мультипликационный, а живой Конек-Горбунок! Живая Жар-птица и Чудо-Юдо рыба-кит! Прекрасные актеры! Восхитительные костюмы и декорации! И всякие чудеса! Это сказка. Зритель любит сказки, особенно наши. Все потому, что в таких историях для нас больше сегодняшнего, чем в современном реалистичном фильме…».
Антон Златопольский, продюсер:
«Нет ничего лучше нашей родной русской сказки, остроумной и лукавой, мудрой и озорной — в ней заложена духовная генетика нашего народа. Работа над «Коньком-Горбунком» у нас с партнерами вызывает особый азарт. Потому что взрослые тоже дети — и нам всем нужна сказка, которую мы своим высокотехнологичным, красивым, веселым, ироничным и увлекательным фильмом, с блестящими актерскими работами — возвращаем в современную реальную жизнь…».
Александр Горохов, продюсер:
…»Конек-Горбунок» очень глубокое произведение, и очень сложный технологический проект. Павел Деревянко был единственным человеком в проекте, чье имя прозвучало сразу, как только мы задались вопросом — кто был мог сыграть Конька. Мы другого актера и не искали. Поначалу ему, наверное, было не очень понятно: актер играет роль, но его не будет в кадре. Но всю эмоцию мы брали с него — как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается… Мы пытаемся сделать его фотореалистичным персонажем — как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку, у него осмысленный взгляд, поставленная речь и с ним можно договариваться. Конечно, материал прошел определенную обработку аниматорами, но в Коньке можно узнать Пашу, его характерные мимические жесты.
…Большинство инструментариев — это наши собственные разработки. Нет вообще ничего, что можно было бы сделать одной кнопкой, все детально разрабатывается. У нас на площадке была использована наша разработка «Вьюга», она позволяет «достраивать» пространство — увидеть, что в нем примерно будет, чтобы правильно выстраивать кадр. Ее можно было использовать не во всех случаях, но было много эпизодов, снятых при помощи «Вьюги», и мы примерно понимали, где и что будет происходить, что будет на фоне и как правильно взять ракурс по фону.
…Если говорить про сложность этого проекта, то можно представить себе цирк, а в нем людей, которые умеют ездить на велосипеде по канату, а еще — тех, кто умеет жонглировать. И вот «Конек» — это когда мы едем на велосипеде по канату и еще и жонглируем».
Олег Погодин, автор сценария, режиссер-постановщик:
«Наш фильм отличается от литературного оригинала. Во-первых, поэтическая форма сказки Ершова у нас заменена прозаической. Во-вторых, некоторые коллизии литературного оригинала заменены, потому что мы пытались всей истории задать немного другое направление. Сказка Ершова больше о дружбе Ивана и Конька. У нас все это, конечно же, осталось, но плюс значительно укрупнилась линия любви Ивана к Царь-девице. Наше кино — о дружбе и любви».
Павел Деревянко, актер, Конёк-Горбунок:
«Мой Конек — волшебный: летающий, знающий, шутящий, ироничный — тот, с кем можно поговорить. Конечно, я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая — перед съемками меня отвезли в специально оборудованное место, обклеили все лицо датчиками и в затемненной комнате фотографировали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами — нужно было снять с моего лица все возможные эмоции. Это было долго и утомительно. Но на съемках мне уже не надо было работать лицом, там нам меня надели облегающий костюм с кучей датчиков и мне нужно было совершать определенные движения. Поскольку Конек маленький — он должен быть намного ниже Ивана — мне все время приходилось ходить на корточках и в раскоряку, это было тяжело.
…Наиболее интересным из всех процессов было озвучивание — мне приходилось скакать, ржать, фыркать, модулировать свой голос, искать всякие интересные интонации, это было забавно.
В детстве я очень любил сказки, и, конечно, «Конька-Горбунка», а еще советские мультики про конька 1947 и 1975 годов. Конек мне нравился, но больше — Иван-дурак — это мой персонаж по жизни, был бы я помоложе — претендовал бы на эту роль».
Паулина Андреева, актриса, Царь-девица:
«Мне всегда хотелось сыграть в сказке. Тут все сложилось, потому что Конек-Горбунок — одна из любимейших. Это было весело, красиво, профессионально. Великолепные костюмы Надежды Васильевой, партнеры, огромный мир вокруг, построенный с нуля. Мимика и голос Конька — Паша Деревянко. Пару раз мы все-таки сыграли сцены вместе, в остальном вместо него был зеленый конь, которого называли Кеша. И таких эпизодов было много, так как в фильме волшебные миры создаются при помощи графики».
https://rg.ru/2021/02/17/pochemu-avtory-filma-konek-gorbunok-uhvatili-za-hvost-zhar-pticu.html