Что имеем, не храним – потерявши плачем! Эти мудрые слова всё чаще приходят на ум, когда мы всё больше и больше теряем свою память. А ведь сегодня за это идёт настоящая война в мире. Сегодня, как никогда, верны другие мудрые слова – Без прошлого нет будущего! А забывая прошлое, мы даже не можем строить настоящее. Перспектива не просматривается.
Случайно узнал, о таком у нас предпочитают молчать, что ещё в сентябре 2020 года в Лиинахамари, посёлок за полярным кругом, ранее это была военно-морская база СФ, уничтожили памятник морякам-подводникам, который стоял на территории бывшей 42-й бригады подводных лодок.
Меня, служившему на СФ и знавшему базу Лиинахамари не понаслышке, её любовно называли моряки «Лихо на море», ножом по сердцу резанула эта весть. Памятник, который с любовью сооружали собственными руками моряки бригады, взять просто так обмотать тросами и сбросить под обрыв. Это же чистейший вандализм. И виноватых не найдут до сих пор, хотя это и несложно.
Виноваты во всём коммерсанты, взявшие эту землю в аренду на 49 лет, и чиновники, не оговорившие в договоре все значимые пункты. Как сегодня модно говорить – Бизнес и ничего личного! И никому невдомёк, что этот лозунг вредить всей стране. Куда смотрят наши «народные» избранники и федеральное Правительство? О местных властях и говорить не приходится – там полный беспредел, и никакого контроля за их деятельностью. Об этом наши СМИ молчат, зато взахлёб рассказывают, как измываются над памятниками советским воинам за границей. А стоило бы начать с себя, чтобы искоренить эту нечисть здесь, тогда и за границей нас станут уважать. Гордость за страну внутри порождает уважение к ней за рубежом.
Сейчас в силу входит поколение, которое мало или почти не знает ужасов прошедшей, как говорит моя правнучка, Великой войны, а о том, что была ещё и «холодная война», где подводники чувствовали себя на настоящей войне, нынешнее поколение вообще не знает. По-моему, у них и такое плёвое отношение к памятникам прошлого. У них на уме один бизнес. А это страшно!
Наши архивы, особенно иностранные, хранят много тайн второй мировой и «холодной» войн, в том числе и по Арктике, которые они не спешат открывать по многим причинам, особенно сегодня, когда Россия наконец-то обратила внимание на свои северные кладовые.
Да что там говорить о всей Арктике, если Кольский полуостров до сих пор полон тайн. Если взглянуть на карту то и дилетант поймёт, что полуостров является форпостом в коренную Арктику.
Есть на полуострове одна западная точка, песней о которой в 70-е годы прошлого века заслушивалась вся огромная страна – Лиинахамари – адрес короткий у моряка – и у моряков на глаза навёртывалась слеза. И это закономерно. Героическое место.
На первый взгляд удалённая база, вроде, второстепенная, была пунктом по охране подходов к водам Кольского полуострова с Запада. Это уже в послевоенные годы и в период «холодной войны». А для фашистов во время Великой Отечественной войны Лиинахамари было стратегическим объектом. Это место было укреплено как никакое другое, и было значимо не только, как порт и база группы фашистского флота «Норд», но и как что-то другое, не разгаданное до сих пор.
Окрестности Лиинахамари и сегодня хранят тайны второй мировой войны, не разгаданные до нашего времени. Это, например, бетонные кольца без железа и секретный завод в скалах Девкиной заводи, так называется губа, где расположен порт Лиинахамари.
Интерес к этому месту нацисты стали проявлять ещё в 1937 году. В июне 1943 г. к причалам Лиинахамари ошвартовались суда, которые доставили из Германии оборудование для специального бурения горных пород. Очень скоро пробивание штолен и казематов на территории спецстроя стало вестись круглые сутки. Основной рабочей силой были советские военнопленные, которые потом были все уничтожены. Свидетелей стройки не осталось. Одновременно с этой стройкой началась реализация грандиозного плана по обеспечению района Лиинахамари всеми видами защиты.
Пленные рубили в скалах Девкиной заводи километровые штольни для сооружения цехов какого-то завода, и даже помещение для госпиталя. Строительство велось в условиях такой секретности, что даже немецким военнослужащим строго запрещалось появляться на территории спецстроя и, тем более, заходить в штольни.
Тайна завода не разгадана и сегодня. Известно лишь одно, что сырьё для него доставлялось с полуострова Таймыр специальными субмаринами Рейха. Загадкой остаётся и то, как построен этот завод и госпиталь. Находясь значительно выше уровня Баренцева моря, помещения этого завода постоянно затоплены водой. Попытки осушить его не привели к положительному результату. Первоначально после откачки вода из затопленных сооружений вроде начинает уходить, а затем, словно включается какое-то реле, вода вновь заполняет все помещения, вырубленные в скалах Девкиной заводи.
Надо сказать, что любопытством, как и памятью, наши соотечественники особо не отличаются. Им бы взять то, говорю о чиновниках, что лежит на поверхности, например, порт Лиинахамари, и продать за бесценок со всеми его героическими памятниками, а что лежит глубже – лень копать.
А между тем все последние сведения приводят к тому, что в окрестностях Лиинахамари сооружался один из центров Немецкого уранового проекта. И только героический бросок сил Северного флота на укреплённый пункт Лиинахамари предотвратил его действие…
Визитной карточкой Лиинахамари до недавнего времени была каменная рубка подводной лодки, памятникам героическим подводникам.
С 11 по 20 век эти места были русскими. Но когда началась неразбериха с Финляндией в начале 20 века, эта территория стала переходить из рук в руки. Финляндия отдала эти места на откуп нацистам. И только героический десант 13 октября 1944 г. в порт Лиинахамари вернул эту территорию в лоно России.
В честь этого в Лиинахамари установлен памятник «Помни войну!» Но, видимо, он ничему не учит. И опять земли этого региона отдаются в аренду иностранной компании Pribrezhniy invest ments Ltd, зарегистрированной на о. Кипр. Что скрывается за этим названием знает, один Бог. А мы говорим о какой-то исторической памяти!
Ныне в Лиинахамари только одни пограничники и рыбаки. Порту предрекают большое будущее, но пока только скандалы вокруг этих мест. Предприимчивые ребята приобрели земли в частную собственность и скатываются до вандализма, и нет на них управы.
Вернёмся к нашему памятнику.
Подводники не умирают. Они как будто уходят в длительное автономное плавание, откуда не возвращаются. Могила для них море. А память о них остаётся на берегу в виде памятников, которые должны хранить живые!
Поражает двоякая политика в отношении к памяти. С одной стороны воспитание патриотизма, а с другой – забвение памяти, выраженное в безразличие к творящимся безобразиям. И всё это упирается в контроль со стороны центральной власти. Не пора ли уже создавать организацию из честных людей-патриотов, наподобие ВЧК двадцатых годов прошлого столетия, выявляющих крамолу внутри страны?
Затронутый мною здесь частный вопрос об одном памятнике, на самом деле является главным во всей стране в вопросе сохранения памяти о прошлом.
Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
В предыдущих частях мы говорили о том, что списки легендарных шумерских царей — это не просто древняя история, а завернутое в форму истории послание. Что это за послание, было показано на примере вавилонских и греческих созвездий. Описывая греческие легенды, стоящие за зодиакальными созвездиями, я попытался дать расшифровку их аллегорического смысла. И именно из этого смысла стала видна спрятанная за зодиаком некая универсальная последовательность развития. Последовательность смены фаз, свойственных что человеку в процессе его взросления, что государству по мере его развития, что обществу в целом.
Поскольку по ходу я затронул вопрос греческих мифах и при этом пробежался по ним достаточно поверхностно, то для пояснения общей концепции греческой мифологии я решил выложить видео с рассказом о греческой истории сотворения мира и последовавшей за этим смене основных богов. От Хаоса к Урану, от Урана к Кроносу, от Кроноса к Зевсу.
Для отслеживания основной идеи цикла это видео не обязательное. И служит скорее для более глубокого погружения в саму тему древних мифов. Оговорюсь, что основная мысль, которую я пытаюсь донести — это то, что мифы были отнюдь не красивыми сказками, созданными для наивного объяснения мира, не развлекательной литературой и уж совсем не плодом фантазии религиозных фанатиков. Я полагаю, что все было куда серьезнее и драматичнее. Собственно, о причинах появления мифов и о том, что они пытаются нам рассказать, и есть это видео.
Если совсем кратко, то в видео рассказывается о том, что греческая мифология описывает строение человеческого разума и этапы его формирования и развития. При этом как и в остальных религиях все имена богов говорящие. Каждое имя отражает суть стоящего за богом явления. Разные авторы приводят разные версии происхождения богов и свои варианты мифов. Но все они не противоречат друг другу и передают общую суть.
Сам содержательный рассказ в видео. Ниже только краткое предположительное резюме по основным греческим богам. Оно может пригодиться, если вы захотите самостоятельно изучить аллегории какого-либо греческого мифа. Зная суть основных богов, гораздо проще расшифровать аллегории остальных персонажей и понять суть самой мифической истории.
Изначальные боги
Мгла — в одном из пересказов была исходным состоянием, которое породило Хаос.
Внутриутробное развитие.
Хаос (раскрываться) — персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было.
Сенсорная информация.
Гея (Земля) — дочь Хаоса. Произвела на свет небо Уран, от которого затем родила всё живое. При помощи Геи Крон сверг своего отца и стал верховным богом. Впоследствии помогла Зевсу победить Крона. Гея, за исключением нескольких неудачных попыток наказать своего внука Зевса, не принимала активного участия в жизни олимпийских богов, однако давала им советы.
Память сенсорного опыта. В письменности — это рисуночное письмо в котором еще нет устойчивых знаков (пиктограмм).
Понт (море) сын Геи и Эфира или Урана — набор первичных понятий.
Для письменности — многочисленные знаки протописьма.
Далее остальные дети Хаоса
Эреб (мрак, тьма) — согласно Платону, подземное царство мрака, через которое тени умерших попадают в царство Аида (память).
Краткосрочная память.
Тартар (бездна) — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида.
Подсознание (смысл, передаваемый иероглифическим письмом, который недоступен без расшифровки письма).
Эрот (любовь) — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары.
Страсть к поиску ответов, любопытство. Эрот соединяет образ и его аллегорию, внешнее и суть, вопрос и ответ. Эрот безотлучный спутник и помощник Афродиты (ФС).
Нюкта (ночь) — стояла в начале творения и вынашивала других божеств. В сохранившейся мифологии она появляется редко, но ее показывают, как фигуру такой исключительной силы и красоты, что ее опасается сам Зевс.
Неосознанное. Она живет в Тартаре (в подсознании).
Далее дети Нюкты
Эфир (горный воздух) — верхний, наиболее лёгкий (тонкий), прозрачный и лучезарный слой воздуха, верхний слой неба. Эфир достигает вершины Олимпа, где находятся олимпийские боги. Сознание, которое рождается из неосознанного.
Гемера (день) — дочь Эреба (краткосрочная память). Сестра и супруга Эфира (сознание).
Осознание. Способность воспринимать происходящее с нами.
Танатос (смерть) — глубокий сон без сновидений.
Гипнос (сон) — фаза сна со сновидениями, быстрый сон. Выступает, как вестник Зевса. Сновидения раскрывают наши потаенные мысли.
Герас (старость) — предшественник Танатоса (смерти).
Сонливость, состояние перед сном.
Эрида (раздор) богиня раздора и хаоса. Наиболее известный миф повествует о том, как она подкинула богиням «яблоко раздора» на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды.
Ощущение противоречия. Подсознательное состояние, когда мы чувствуем, что что-то не так.
Керы — олицетворение судьбы у древних греков; первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами, приносящие людям страдания и смерть. Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Травмирующие воспоминания. Именно они во многом определяют последующую судьбу человека.
Морос (погибель, возмездие) является существом надвигающейся гибели, которое подводит смертных к их смертельной судьбе. Его также называют «всепоглощающим богом, который даже в царстве Смерти не освобождает свою жертву».
Тотальность памяти, неизбежное запоминание всего опыта.
Харон (обладающий острым взглядом) сын Эреба (краткосрочная память), перевозчик душ, его плата под языком усопшего.
Механизм запоминания при котором запоминаются только семантические описания и только трактовки (острый взгляд).
Немезида (справедливое негодование, праведный гнев) крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и нравственных порядков. Изображалась с предметами надзора (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряженная грифонами), а также с согнутой в локте рукой — мера длины в древние века — синоним неизбежной кары.
Совесть.
Апата (обман) Единственный миф, в котором фигурирует Апата, — это роман между Зевсом и Семелой, фиванской принцессой, родившей ему бога вина Диониса. Узнав об этой неверности мужа, Гера обратилась за помощью к Апате. Апата охотно дала ей волшебный пояс, который Гера затем использовала, чтобы обмануть Семелу и попросить Зевса явиться в его истинной форме, что привело к ее смерти (Семелы), потому что ни один смертный не может напрямую смотреть на присутствие бога.
Неверное объяснение того, что скрыто в подсознании. Неверное понимание аллегорий.
Онир (сон) бог вещих и лживых сновидений.
Проявление подсознания через сны.
Мом (насмешка, позор) бог насмешки, злословия, критики. Лопнул от злости, когда не смог найти ни одного недостатка у Афродиты (ФС).
Смешное, как результат чего-то позора.
Ойзис (страдание) богиня или демон страдания, беспокойства, горя и депрессии. Сестра близнец Мома.
Страдание от позора осмеяния.
Геспериды (вечер) Геспериды выращивают блаженный сад в дальнем западном уголке мира, недалеко от Атласских гор в Северной Африке, на краю окружающего Океан, мирового океана. По словам Плиния Старшего, сад находился в Ликсе, где также сражался Геракл (ФС) против Антея, который питал силы от земли (многообразие мира).
Неявные множественные смыслы слов. Для текста спрятанные в нем аллегории, неочевидные толкования слов.
Мойры (часть, доля, участь) богини судьбы. Плетут нити судьбы для людей и богов.
Разные взгляды на одно и тоже. Их взгляд определяет судьбу аллегорического текста, то есть выбор контекста в котором трактуются аллегории.
Далее Уран сын Хаоса
Уран (Небо) сын Хаоса (сенсорика) и Гемеры (осознания). Супруг Геи (памяти). Согласно Гесиоду, Гея, вступив с Ураном в брак, породила горы (по версии), нимф, Понта, титанов, циклопов и сторуких исполинов — гекатонхейров. Первый стал править всем миром. Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Своих детей, ужасных видом, он ненавидел. Пряча их в утробу Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания.
Определения, построенные на признаках. Перегруженные деталями определения ужасны видом и крайне многочисленны. Для письменности — это конкретные пиктограммы.
Далее дети Урана
Титаны (дети Урана и Геи)
Шесть титанов и титанид первого поколения
Океан Первоначало всего сущего. Родил шесть тысяч детей.
Язык, словарный запас.
Тефида (Tethys на лат., Тезис от др.-греч. θεσις — «место, положение»). Супруга Океана с которым породила три тысячи сыновей — речных потоков и три тысячи дочерей — океанид. Слова мужского и женского рода.
Грамматика языка. Тефида и Океан обитают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера (фраза языка), которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.
Кой — бог-воплощение небесной оси, вокруг которой вращаются облака и ходят по небесам Гелиос (Солнце) и Селена (Луна)
Корень слова, который в его центре.
Феба (ясная, светлая, лучезарная) Супруга Койя. Феба получила контроль над Оракулом в Дельфах от Фемиды.
Выбранное значение корня.
Гиперион (идущий наверху) — приставка.
Тейя (богиня) сестра и жена титана Гипериона, первая лунная богиня, мать Гелиоса (Солнце), Эос (утренняя заря) и Селены (луна).
Значение приставки.
Крий (баран). Возможно, в значении «идущий за вожаком». Окончание слова.
Иапет (Пронзающий) — выбранный смысл слова.
Фемида (право) Вторая после богини мудрости Метиды супруга Зевса. Правосудие. По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет. Она передаёт людям повеления верховного бога.
Выбор наиболее подходящего смысла для слова или фразы, получающийся в результате сравнения всех возможных смыслов.
Мнемосина (память). Мать муз. Она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков, начал.
Общая для всех система знаний, хранящаяся в памяти человека. В аллегории письменности — мировая культура, сюжеты накопленные за всю историю человечества.
Кронос (предп. крона дерева, созвучно лат. corona «венец, венок», далее из праиндоевр. *(s)ker- «кора», вероятно, через греч. κορώνη). Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. Он позволил остановить бесконечную плодовитость Урана. Его правление называют золотым веком.
Смысл, интуиция. Он позволяет остановить неконтролируемый рост числа определений. Его природа интуитивна, она как крона дерева скрывает те причины, что его предопределяют. Следование интуиции — золотой век. Для письменности Кронос — идеограммы, которые позволяют остановить рост числа пиктограмм.
Рея (течь, протекать) Супруга и сестра титана Кроноса, мать богини домашнего очага Гестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семей и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса.
Высказывание, поток слов, несущих смысл. Высказывание передает смысл, который интуитивно нам понятен без дополнительных уточнений и разъяснений.
Далее дети Реи
Гестия (Очаг) богиня семейного очага и жертвенного огня. Старшая дочь Кроноса. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гостий» (“танцевать от печки”), служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
Контекст фразы. Все начинается с выбора контекста. Контекст создает “дом” для всех слов фразы. В контексте появляются конкретные смыслы слов. При этом контекст уничтожает все остальные возможные значения, “сжигая” их на жертвенном огне.
Аналогично богом жертвоприношений был Гермес, бог торговли, который символизировал аллегории. Жертвоприношения — это не бездумный подарок богам, чтобы их задобрить. Это отказ от ложных гипотез в пользу правильного ответа. Чтобы понять истину надо отбросить предрассудки и убеждения, как бы дороги они нам ни были.
Деметра (мать земля) богиня плодородия, покровительница земледелия. На Руси “мать сыра земля”.
Красноречие. Для письменности — литературные способности.
Гера (охранительница, госпожа) покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом.
Последовательное высказывание, состоящее из нескольких фраз. Она постоянно примиряет Океан (язык) и Тефиду (грамматика).
Зевс (бог, божество) бог грома и молний. Верховное божество Олимпа.
Зрелый человеческий разум, объединяющий интуицию и логические рассуждения, который вершит всем в этом мире. Он оскопляет Кроноса (смысл) и освобождает его детей, живущих в подсознании. Оскопление Кроноса — это отказ от интуиции в пользу осознанных обоснованных объяснений.
Гром и молнии — голос, подобный раскатам грома, и осознание, которое подобно вспышке молнии.
Аид (невидимый, незримый) Бог подземного царства мертвых. Также — название самого царства мёртвых.
Событийная память. Для письменности — это литература. Его супруга Персефо́на — богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней, дочь Деметры (красноречие) и Зевса (разум) — вдохновение.
Посейдон (муж, супруг) верховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. После того, как Зевс заставил своего отца Крона даровать свободу проглоченным им же детям, принял участие в титаномахии. Изготовил медную дверь для Тартара после победы над титанами. Впервые занялся морскими трудами и создал корабли.
Образное мышление.
Триада главных богов — три основные модальности мышления. Зевс — здравый смысл. Аид — вспоминания прошлого. Посейдон образное мышление, которое открывает дверь в подсознание (Тартар).
Для письменности Посейдон — аллегорическая литература. Она так же создает “медную дверь” (цвет свитка) в подсознание.
Халов, с вами капитан Очевидность! И сегодня он расскажет, почему пренебрегать структурой произведений – себе в ущерб.
Вам когда-нибудь писали под рассказ: «И чо?». Реакция, которая удивляет и ставит в тупик. Вроде все понятно написал, а читатель не понимает. Нет, не понимает даже не что написано, а зачем это написано.
Пробуем разобраться.
Я встречал множество хорошо написанных текстов, от которых получал удовольствие, но, дойдя до концовки, испытывал только пресловутое: «И чо?». Основная проблема – непонимание автора самой сути такого явления как «рассказ». В тексте есть герой, есть авторский мир, есть сюжет. А рассказа, самой истории – нет, хоть убейся.
Для того, чтобы с вашим героем произошла история, нужно выбить его из колеи обыденности нетривиальным происшествием и заставить что-то с этим делать. Это называется – выстроить повествовательную структуру рассказа. Се ля ви, но без драмы никуда.
Традиционно базовая структура любой истории включает:
1. Вступление (оно же экспозиция) – автор знакомит читателя со своим героем, местом его обитания, кругом его общения и прочими исходными данными. На этом этапе задача – выписать понятного и интересного героя, за которым читателю захочется следить.
2. Завязка – непосредственно происшествие, вытесняющее героя из будничной зоны комфорта. Если предыдущее удалось – здесь читательское любопытство усилится, появится сопереживание за персонажа, за его судьбу.
3. Развитие – реакция героя на это происшествие, какое-то испытание, предпринимаемые действия. Здесь интерес читателя может опираться на оценку действий героя, сопоставление со своим собственным опытом решения каких-то проблем и так далее.
4. Кульминация – какая-то точка наивысшего напряжения, когда герой близок к цели, а читатель в подвешенном состоянии ожидает, чем же все кончится.
5. Развязка – собственно итог, когда: либо герой побеждает проблему, либо она его. Соответственно, читатель получает эмоциональный отклик – пожалеет героя, порадуется за него, испугается и так далее.
Что может пойти не так, если пренебречь подобным опытом?
Случай 1. Вы выписали очень интересного живого персонажа, харАктерного, узнаваемого. Поселили его в яркий объемный мир. Вот он проснулся утром, позавтракал, оделся. Сходил на работу, пришел домой. Поужинал и лег спать.
Читатель: «И чо?!»
По сути, вы написали только лишь экспозицию. Без провоцирующего момента истории попросту не вышло: герой как жил своей привычной жизнью, так и живет. Нет у него никаких проблем, соответственно – решать нечего. Эмоциональных качелей от переживания за его судьбу у читателя не случилось. Всем пофиг.
Случай 2. Вы выписали очень интересного живого персонажа. Поселили его в яркий объемный мир. А потом ввели еще одного прикольного персонажа и дальше стали писать про него, и так до конца.
Читатель: «И чо?!»
Прекрасно: вы написали сюжет, но не написали историю. Сюжет – это просто последовательность действий, которые совершает герой. При этом, вы снова не поставили его в какое-то озадачивающее положение, потому что поменяли фокус на другого героя. Независимо от того, что потом случилось со вторым, читатель остался не удовлетворен повисшей в воздухе историей первого персонажа.
Случай 3. Вы написали несколько абзацев про одного персонажа, потом рассказали про другого, потом вернулись к первому, потом переключились на третьего, закончили тем, что спустя триста лет четвертый персонаж стоит на скале и думает глубокую мысль.
Читатель: «И чо?!»
Ну, тут вообще все просто – это винегрет, а не рассказ. Пишите роман, и не мучайтесь.
И так далее…
Обобщая мысль: да все пойдет не так. У вас получится текст, в котором нет рассказа, нет истории. Вы просто сообщите читателю информацию, с которой он не будет знать, что делать. Поэтому: «И чо?».
И напоследок немного (на самом деле – много) теории.
Варианты структурирования историй так или иначе в базе имеют треугольник Аристотеля. Это концепция, согласно которой все произведения строятся по структуре «начало-середина-конец» (protasis-epitasis-catastrophe). Однако разные авторы опытным путем выработали собственные подходы.
Подходы к структурированию: линия, треугольник, круг.
1. Путешествие героя – это самый распространенный вид структуры, опирающийся на концепцию Джозефа Кэмпбелла о мономифе. Больше подойдет для романов, так как включает 12 шагов, или 12 трудностей (подвигов).
— обыкновенный мир: ввод героя, его будни.
— зов приключений: та самая завязка, происшествие.
— отказ от зова: герой сопротивляется, не хочет впутываться в приключения.
— встреча с наставником, с тем, кто готовит героя к испытаниям.
— первый порог: герой все-таки выходит из зоны комфорта.
— испытания, союзники, враги: череда приключений, в ходе которых герой обретает друзей.
— приближение к цели.
— испытание: герой преодолевает самую главную проблему.
— получение награды: достижение поставленной вначале цели.
— обратный путь: герой понимает, что достижение предыдущей цели – только этап, настоящая проблема гораздо серьезнее.
— воскрешение: перед героем встает последнее, решающее испытание, где ему пригодится весь опыт его путешествия.
— возвращение к прежней жизни после победы.
2. Пирамида Фрейтага – предложена немецким романистом XIX века Густавом Фрейтагом.
— экспозиция (introduction или exposition) – герой живет обычной жизнью.
— завязка истории (incitingincident) – что-то происходит, возникает проблема.
— возрастание (risingaction) – герой реагирует, прилагает усилия, чтобы решить проблему, достичь цели.
— осложнение (complication) – выясняется, что решить проблему совсем не так легко, как казалось, напряженность событий нарастает.
— кульминация (climax) – точка невозврата, какие-то судьбоносные изменения, после которых жизнь героя не станет прежней.
— развязка (reversal) — реакция на это героя, изменения в нем.
— спад действий (falingaction).
— решение (resolution) – герой находит решение проблемы.
— завершение (denouement) – расстановка всех точек над «и», сюжетные линии сводятся воедино, решаются все вопросы, открываются тайны.
3. Круг рассказов Дэна Хармона (Story Circle) – разработка соавтора Рика и Морти Дэна Хармона.
— YOU/Персонаж — герой находится в зоне комфорта.
— NEED/Потребность — но у него есть желание (либо в принципе по жизни, либо появилось в результате провоцирующего инцидента).
— GO/Действие — герой попадает в незнакомую ситуацию, и вынужден сделать что-то новое в стремлении к желаемому.
— SEARCH/Поиск — герой ищет решение, приспосабливается к новой ситуации, борется с проблемами и добивается определенного успеха.
— FIND/Обретение — герой получает то, что желал, но эта победа – ложная.
— TAKE/Плата — за обретение желаемого приходится заплатить высокую цену, появляется осознание, что желаемое не то, что действительно нужно герою.
— RETURN/Возвращение — с этим осознанием герой возвращается к привычной жизни.
— CHANGE/Изменения — исходя из пережитого опыта, меняет ее к лучшему или к худшему.
Больше вариантов структур можно почитать тут.
Искренне лаваш, блогер-блудослов Androctonus_616
моя группа