- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Главные герои сказки Три толстяка Олеши
В произведении описывается конфликт власти и народа, происходящий в какой-то неизвестной стране. Три толстяка – три правителя, которые готовы воевать против народа. Они разговаривают с народом языком пушек, пыток и виселиц. Действия разворачиваются во время, когда народ устал уже возмущаться и начал от ропота переходить к активным действиям.
Главные герои
Три толстяка – правители сказочной страны, в которой происходит действие романа. Они живут в роскоши и богатстве, в то время как народ нищенствует. Им принадлежит весь хлеб, весь уголь и все железо в стране. Каждый из них богаче самого богатого ее жителя раз в сто, не меньше. Ужасные обжоры, они буквально лопаются от жира, хотя мечтают похудеть и прикладывают к этому немалые усилия: то гоняют мяч, то затевают танцы. Все эти оздоровительные мероприятия проходят под наблюдением врача. Но природа создала трех толстяков такими, что, несмотря на все ухищрения, они только толстеют и толстеют.
Три толстяка жестоки по отношению к народу. Народ отвечает им ненавистью. В романе описывается народный мятеж, который оканчивается победой народа над толстяками.
Толстяки воспитывают мальчика по имени Тутти. Они хотят вырастить себе наследника, который был бы таким же злым, как они. Наследнику запрещено приближаться к живым детям. Ему разрешается играть только с куклой.
Три толстяка – завистливые, жадные и жестокие.
Доктор Гаспар Арнери – корифей многих наук и чудо-умелец. Имеет безупречную репутацию ученого. Именно ему толстяки поручают ремонт куклы наследника Тутти. Когда доктор понимает, что не сможет выполнить приказ в срок, он находит выход: выдать Суок за куклу.
Оружейник Просперо – мятежник и подстрекатель, выразитель народных чаяний, главный враг трех толстяков. Ему симпатизирует автор.
Тибул – воздушный гимнаст, канатоходец. Лидер митингующих. Друг оружейника Просперо и Суок. Ловкий, сильный, смелый.
Суок – девочка лет двенадцати, внешне очень миловидная, работает в цирке. Ловкая, грациозная. Отлично танцует, поет, умеет жонглировать. Может выполнять различные акробатические номера, например, сальто-мортале. Прекрасная артистка, отлично входит в любую роль.
Самое лучшее, что в ней есть – это смелость и доброта.
Наследник Тутти — брат Суок, которого воспитывают три толстяка. Растет при дворце. Толстяки внушили ему, что у него железное сердце.
Второстепенные герои
Учитель танцев Раздватрис – преподает танцы. Вечно попадает во всякие нелепые ситуации. Поддерживает Трех Толстяков.
Продавец шаров – улетев однажды на своих воздушных шарах, попадает в огромный торт, испеченный для трех толстяков. Очень жадный. Из-за своей жадности попадает в неприятные истории.
Ученый Туб – не стал выполнять приказ трех толстяков и делать наследнику Тутти железное сердце.
Тётушка Ганимед – служит у доктора Гаспара экономкой. Добросовестная, старательная. Доктор Гаспар доволен ею.
Август – старый клоун.
2 вариант
Будучи одной из великолепных работ Олеши, данная сказка была создана автором в тысяча девятьсот двадцать четвертом году. В ней рассказывается о том, как представители простого народа вели борьбу против людей, угнетавших их. Главными героями произведения являются главы стран, которые поработили целое население. Толстяки воспитывают наследника по имени Тутти, который, по их мнению, должен расти жестоким и деспотичным человеком, который сможет продолжить правление в данной стране. Однако, среди простого населения находятся весьма смелые и отчаянные люди, которые хотят свободы для своего края, а также мечтают о том, чтобы свергнуть власть тирании и диктатуры.
Образ Трех Толстяков
Они представлены правителями данной страны. Они являются самовлюбленными, жадными и эгоистичными личностями, которые занимаются воспитанием мальчика, так как хотят, чтобы он принял борозды правления в свои руки. Они хотели сделать из мальчика бесчувственного человека, который исходил бы лишь из собственных нужд и потребностей, из-за чего они принимают решение, что Тутти ни с кем не должен общаться, чтобы не постичь таких понятий, как дружба и любовь. Они выращивают его избалованной личностью, так как выполняют абсолютно все его прихоти и желаний, кроме тех, которые сделали бы его счастливым человеком.
Тутти
Двенадцатилетний мальчик показан одиноким и весьма грустным человеком, так как ему поставили запрет на общение со сверстниками. Взамен на живое общение, ему сделали игрушку, с которой он играет сутками напролет. Он мечтал о том, чтобы обрести друзей, которые его смогут понять, однако его даже не допускали до людей, и поэтому он не мог реализовать свои цели.
Суок
Будучи маленькой артисткой, данная девочка является бесстрашной, отчаянной и невероятно отважной. Она похожа на одну из кукол, с которой играет Тутти. Она помогает Тибуле и оружейнику Просперо. Ей все-таки удается дать свободу Тутти, и она освобождает мальчика от воспитания Толстяков. Она очень добра и старается помогать окружающим людям. Также, она становится счастливой, когда понимает, что смогла освободить брата.
Образ Канатоходца Тибула
Данный персонаж показан весьма бедным человеком, который решился на восстание. Он обладал лидерскими качествами, и старался вести борьбу против той системы, в которой он существовал. Он является очень храбрым и решительным человеком, который занимался гимнастикой, что помогла ему достичь целей.
Просперо
Данный персонаж также является положительным, и возглавляет бунт, который направлен на свержение Толстяков с престола. Он хочет сделать простой народ счастливым и радостным, однако его заключают под стражу. Но его друзьям все же удается его вытащить из заточения.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои сказки Три толстяка Олеши
Популярные сегодня темы
- Сочинение Архитектурный памятник (описание)
Собор Василия Блаженного один из величайших архитектурных памятников. В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий
- Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс
Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.
- Сочинение по картине Осень. Веранда Жуковского 6 класс
На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом
- Фольклор в поэме Кому на Руси жить хорошо
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов считал любимым из собственных произведений, хотя и не дождался его публикации из-за жесткой цензуры. Поэт обращался к самой злободневной теме XIX века
- Сочинение Раскольников и Соня сравнительная характеристика
Преступление и наказание — известный роман Ф.М.Достоевского, затрагивающий нравственные метания человека, совершившего преступление, его путь к раскаянию и наказанию.
Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – писатель, которого считают одним из самых лучших стилистов в русской литературе XX века.
Его виртуозный язык трудно оценить, читая неполный текст произведения, а лишь его краткое содержание. «Три толстяка» — роман-сказка, опубликованный в 1928 году. Это воплощение духа романтической революционной борьбы против несправедливости и угнетения, он полон увлекательных событий и удивительных персонажей.
Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах
Краткое содержание: «Три толстяка», главы 1-2. Об учености Гаспара Арнери, доктора всех наук, в городе знали все – от уличных мальчишек до знатных особ. Однажды он собрался на далекую прогулку за город, ко дворцу злобных и жадных правителей – Трёх толстяков. Но из города никого не выпускали. Оказалось, что в этот день оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца.
К вечеру оказалось, что восставший народ побежден, оружейник Просперо захвачен гвардейцами и по приказу Трех толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти, а гимнаст Тибул остался на свободе, чтобы его найти, гвардейцы жгли кварталы рабочих.
Площадь звезды
Краткое содержание: «Три толстяка», глава 3. Богачи радовались пленению Просперо, а рабочий люд радовался, что Тибул на свободе и смеялся на представлении в зверинце, где правителей изображали три толстых обезьяны. Возвращаясь домой, доктор Гаспар попал на площадь Звезды. Она называлась так, потому что над ней висел на тросах самый большой на свете фонарь, похожий на планету Сатурн. Над толпой, заполнившей площадь появился Тибул. Он шел по тросу, на котором держался огромный фонарь. Гвардейцы тоже разделились на тех кто поддерживал народ, и тех, кто кричал: «Да здравствуют три толстяка!». Дойдя по проволоке до фонаря, Тибул выключил свет и в наступившей темноте скрылся.
Добравшись домой, где за него волновалась экономка – тетушка Ганимед, доктор как истинный историк собрался записать события дня. Тут за спиной раздался шум, доктор оглянулся и увидел, что из камина выбрался Тибул.
Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров
Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта. Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.
Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.
Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.
Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.
Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.
Негр и капустная голова
Ю.К.Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 5. Утром, зайдя к доктору, тетушка Ганимед очень удивилась, когда увидела у него в кабинете негра.
Правительство подкупило артистов и на одной из площадей шло цирковое представление, прославляющее Толстяков. Туда отправились и доктор с негром. Зрители прогоняют клоуна, призывавшего казнить мятежников, а негра принимают за такого же продавшегося циркача. Оказалось, что это Тибул. Спасаясь от тех, кто хотел поймать его и передать властям, бросая в них капустные кочаны, гимнаст натыкается на продавца шаров и обнаруживает тайный ход на дворцовую кухню.
Непредвиденное обстоятельство
Ю. К. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 6. Доктор Гаспар превратил Тибула в негра с помощью специальных жидкостей и ужасно расстроился, когда он неосторожно открылся на представлении, а потом пропал.
К ученому приехал капитан гвардейцев со сломанной куклой и приказом исправить её к утру. Доктор удивляется мастерству, с которым сделана кукла и понимает, что где-то видел её лицо. Разобрав механизм, он понимает, что не успеет починить куклу к утру и едет во дворец, чтобы объяснить это толстякам.
Ночь странной куклы
«Три толстяка», краткое содержание, глава 7. В пути доктор засыпает в коляске, а очнувшись, обнаруживает, что кукла пропала, ему даже почудилось что она ожила и ушла от него. Долго искал он куклу, пока не попал в балаганчик труппы бродячих артистов дядюшки Бризака. Здесь он вспомнил, где видел лицо куклы наследника – на неё была похожа маленькая артистка из труппы дядюшки Бризака – танцовщица по имени Суок.
Часть третья. Суок. Трудная роль маленькой актрисы
«Три толстяка», краткое содержание, глава 8. Когда доктор увидел Суок, он долго не мог поверить, что она не кукла. Его сумел убедить в этом только Тибул, который появился в балаганчике. Когда доктор рассказал о необычайном сходстве девочки и куклы и о своей потере, гимнаст изложил свой план: Суок сыграет роль куклы наследника, откроет клетку оружейника Просперо и они покинут дворец через тайный ход, который обнаружил Тибул.
По дороге во дворец они увидели учителя танцев Раздватриса, несшего в руках найденную сломанную куклу наследника.
Кукла с хорошим аппетитом
Ю. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 9. Суок хорошо играла свою роль. Доктор объявил, что он не только переодел игрушку в новое платье, но и научил её петь, сочинять песенки и танцевать. Наследник Тутти был в полном восторге. Были довольны и толстые правители, но они страшно разгневались, когда доктор в качестве награды потребовал отменить казнь восставших рабочих. Тогда доктор сказал, что кукла снова сломается, если его требование не будет исполнена и наследник будет очень недоволен. Помилование было объявлено, доктор уехал домой, Суок осталась во дворце.
Ей очень понравились пирожные и у куклы появился аппетит, чему Тутти очень обрадовался – ему так скучно было завтракать одному. А ещё Суок услышала, как бьется железное сердце наследника Тутти.
Зверинец
Краткое содержание, рассказа «Три толстяка», глава 10. Толстяки хотели вырастить Тутти жестоким, поэтому лишили его общества живых детей, подарили зверинец, чтобы он видел только злых диких зверей. Суок рассказала ему, что в мире есть богатство и бедность, жестокость и несправедливость, что трудящиеся обязательно свергнут власть толстяков и богачей. Она много рассказывала ему про цирк, что она умеет насвистывать музыку. Тутти так понравилось, как она высвистывает песенку на ключике, который висел у него на груди, что он не заметил, как ключ остался у Суок.
Ночью девочка пробралась в зверинец и стала искать клетку с Просперо. Вдруг её окликнуло по имени страшное существо, похожее на гориллу. Страшный зверь умер, успев передать Суок небольшую дощечку: «Там написано всё».
Часть четвертая. Оружейник Просперо. Гибель кондитерской. Учитель танцев Раздватрис
Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, главы 11-12. Толстяки получили страшные известия о том, что на дворец идут восставшие. Все сторонники власти бросились из дворца, но у зверинца они в страхе остановились: на них двигался Просперо, держа в одной руке за ошейник огромную пантеру, в другой – Суок.
Он выпустил пантеру, а сам, вместе с Суок, стал пробираться в кондитерскую, — искать кастрюлю, где начинался тайный ход из дворца. Верные толстякам гвардейцы схватили юную танцовщицу, когда она уже была готова прыгнуть в подземный ход вслед за Просперо. Оружейник вышел на волю, Суок должны были казнить.
Учителя танцев Раздватриса должны были доставить во Дворец по приказу Трех Толстяков, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Им досталась и сломанная кукла наследника Тутти.
Победа
Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 13. В то время, когда Просперо бежал через подземный ход, в спальню Тутти по приказу канцлера вошли три человека. Они влили в ухо Тутти снотворное, усыпив его на трое суток, чтобы он своими слезами не помешал расправе над Суок.
Она сидела в караульном помещении, охраняемом гвардейцами, все еще верными толстякам. В тот момент, когда за ней пришел страшный канцлер, чтобы отвести её на суд Трех Толстяков, в караульную прошли три гвардейца, перешедшие на сторону восставших. Канцлер получил страшный удар и упал без сознания, а вместо Суок на суд отнесли сломанную куклу.
Судьи не могли добиться от куклы ни слова. Попугай, которого позвали в качестве свидетеля, повторил разговор Суок с Просперо и существом, умершем в клетке, которого звали Туб.
Суок приговорили к смерти от диких зверей. Но когда её положили перед тиграми, те никак не отреагировали на рваную, грязную куклу. Разразился скандал, но тут начался штурм дворца восставшим народом.
Победа восставших была полной, а трех толстяков посадили в ту клетку, где сидел Просперо.
Эпилог
На дощечке была написана история великого ученого Туба. По приказу Толстяков брата и сестру – Тутти и Суок – разлучили. Тутти стал наследником, а Суок отдали к бродячим артистам. Туб по приказу Трех Толстяков сделал куклу, которая должна была остаться с наследником. Когда ему приказали заменить живое сердце Тутти железным, он отказался, за что его бросили в клетку. Тутти на языке обездоленных значит «разлученный», а Суок — значит «вся жизнь».
Олеша Юрий, сказка «Три толстяка»
Жанр: литературная сказочная повесть
Главные герои сказки «Три толстяка» и их характеристика
- Доктор Гаспар Арнери, очень ученый, умный, добрый. Переживал за простой народ.
- Суок, девочка 12 лет, очень смелая, добрая, решительная, родная сестра наследника Тутти
- Наследник Тутти, мальчик 12 лет, разлученный с Суок в 4 года, печальный, тихий, добрый и совсем не злой.
- Просперо. Оружейник, очень сильный и мужественный
- Тибул. Гимнаст, храбрый и честный.
- Три толстяка. Жадные, трусливые, жестокие.
- Тетушка Ганимед. Добрая и гостеприимная
- Продавец воздушных шаров. Жадный и трусливый торгаш.
- Раздватрис, учитель танцев, тощий, глупый, смешной.
План пересказа сказки «Три толстяка»
- Прогулка доктора Арнери
- Закрытые ворота
- Стрельба из пушек
- Башня рушится
- Сто плотников
- Гимнаст Тибул на площади Звезды
- Люк в куполе
- Полет продавца шаров
- Необычный торт
- Сломанная кукла
- Подземный ход
- Странный негр
- Силач Лапитуп
- Капустная голова
- Невыполнимое задание
- Потерянная кукла
- Балаганчик клоуна Августа
- Суок
- Соук во дворце
- Суок получает ключ
- Суок спасает Просперо
- Суок в плену
- Измена гвардейцев
- Спасение Суок
- Победа народа
- Тайна Суок и Тутти.
Кратчайшее содержание сказки «Три толстяка» для читательского дневника в 6 предложений
- Доктор Арнери становится свидетелем неудачного восстания и видит бегство гимнаста Тибула
- Гвардейцы ломают куклу наследника Тутти и Толстяки приказывают Арнери починить ее.
- Арнери теряет куклу, но находит Суок, которая вместе с ним идет во дворец и притворяется куклой.
- Суок разговаривает с Тутти и получает ключ от зверинца
- Суок выпускает Просперо и тот убегает через подземный ход
- Суок хотят бросить зверям, но народ побеждает и Толстяков садят в клетку.
Главная мысль сказки «Три толстяка»
Власть, основанная на поборах и жестокости, рано или поздно будет свергнута угнетенным народом.
Чему учит сказка «Три толстяка»
Эта сказка учит нас смелости, самоотверженности, добру и справедливости.Учит честно выполнять свое дело. Учит не быть жадными, жестокими. Учит тому, что власть должна заботиться о народе, а не угнетать его.
Отзыв на сказку «Три толстяка»
Мне понравилась эта сказка и особенно девочка Суок, которая оказалась очень храброй. Она совершенно не боялась за свою жизнь, потому что знала, что делает нужное и правильное дело. Она помогала своим друзьям и друзья помогли ей. Также мне очень нравится в этой сказке умный доктор Гаспар Арнери, честный и добрый.
Пословицы к сказке «Три толстяка»
Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
Если вздохнуть всем народом — ветер будет.
Богачу прибыль, а бедняку гибель.
Бог терпел и нам велел.
Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки «Три толстяка» по главам
Глава 1. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери
Доктор Гаспар Арнери был таким умным, что мог сойти за волшебника. Он знал около ста наук.
В тот день доктор решил сходить в парк, что располагался за городом, недалеко от дворца Трех толстяков и поискать новых жуков и других насекомых.
Доктор тщательно оделся, несмотря на теплое утро и яркое солнце, и решил дойти до городского вала, а там, возле городских ворот, нанять извозчика..
Но оказалось, что ворота закрыты, а вокруг непривычно много народа для вторника.
Доктор спросил, что случилось, и узнал, что Тибул и Просперо повели народ на штурм дворца Трех толстяков, а остальной народ гвардейцы не выпускают из города.
Доктор понял, что за своими научными изысканиями прозевал важное общественное событие.
Тут раздались выстрелы из пушек и несколько человек, в том числе доктор залезли на башню, чтобы посмотреть что происходит у дворца.
У доктора был бинокль и им было видно, как бегут прочь от дворца люди, и как их преследуют конные гвардейцы.
Все бросились вниз, и слесарь крикнул, что гвардейцы сейчас ворвутся и что они схватили Просперо.
И действительно в ворота влетели гвардейцы, которые кололи и рубили, а следом они волокли связанного человека — оружейника Просперо.
В башню попала бомба и она рухнула, а доктор Гаспар Арнери упал.
Глава 2. Десять плах.
Доктор потерял сознание, а когда пришел в себя был уже вечер. Он увидел мертвого слесаря, а ниже множество мертвых, уже холодных людей. У него разбились очки и сломались каблуки.
Доктор услышал далекую музыку и пошел на нее. Вскоре он пришел в освещенный квартал города. Там жизнь текла своим чередом. Цветочница продавала розы богатой госпоже и ее дочери. Госпожа говорила, что хорошо, что Просперо схвачен, потому что он желал им зла.
Тут пробегал мальчишка и толкнул даму и девочку дернул за косичку. Он кричал, что гимнаст Тибул жив.
Цветочницы пришли в восторг. Но тут мимо прошла процессия — карета с гербом, гвардейцы и сто плотников, которые шли, чтобы изготовить десять плах.
Доктор нанял экипаж и поехал домой.
Глава 3. Площадь звезды
Доктор Арнери ехал через город и видел что некоторые радовались тому, что Просперо схвачен, другие напротив предрекали скорую гибель Толстяков.
Доктор доехал до площади Звезды. Эта площадь так называлась потому, что была покрыта стеклянным куполом, а в его середине горел самый большой в мире фонарь, напоминавший планету Сатурн.
Здесь толпилось много народа и стояли гвардейцы. Они смотрели как по крыше пробирается маленькая фигурка — гимнаст Тибул. Он убежал от гвардейцев и теперь хотел через площадь Звезды добраться до рабочих кварталов.
Тибул вступил на стальной трос, который вел от дома к Звезде и пошел размахивая своим плащом.
Гвардейцы внизу приготовились стрелять и офицер решил лично застрелить Тибула. Он предупредил, что сейчас гимнаст свалится в бассейн и выстрелил. В бассейн свалился сам офицер, потому что какой-то гвардеец оказался быстрее и спас Тибула. Гвардейцы разделились стали палить друг в друга.
В это время Тибул добрался до фонаря и выключил его. Потом он вылез через люк на крышу купола и убежал.
Доктор Арнери приехал домой и стал записывать случившееся. Вдруг в его комнату проникает гимнаст Тибул.
Глава 4. Удивительные приключения продавца воздушных шаров
На следующий день на площади Суда строились десять плах.
Дул сильный ветер и продавца воздушных шаров подняло в воздух. Он летел и кричал. С его ноги сорвался огромный соломенный башмак и упал прямо на голову учителя танцев Раздватриса. Учитель был сильно рассержен и стал кричать. Но его тут же арестовали, как нарушителя общественного спокойствия.
А продавец воздушных шаров летел прямо во дворец Трех толстяков.
Он влетел в окно кухни и приземлился прямо в огромный торт, который срочно нужно было подавать на стол трем толстякам.
Главный кондитер не растерялся, он велел обмазать продавца кремом и посыпать цукатами. Потом торт вместе с продавцом и шарами поставили на стол. Продавец открыл один глаз и увидел Трех толстяков.
Толстяки обсуждали торт и мятеж, Они решили пока не казнить Просперо, чтобы узнать от него имена заговорщиков. А сам Просперо сидел в клетке в зверинце наследника Тутти.
Гости захотели увидеть Просепро и Толстяки распорядились привести его.
Привели Просперо и он показался Толстякам очень страшным. Просперо обличал Толстяков и говорил, что скоро их власть кончится. Толстяки пообещали ему казнить его вместе с Тибулом.
Потом Просперо увели и Толстяки приготовились есть торт. Но только они хотели отрезать голову продавцу воздушных шаров, чтобы узнать что у него внутри, как раздался громкий плач.
В зал вбежал наследник Тутти, мальчик двенадцати лет, который должен был стать наследником всего богатства Толстяков. Он рыдал, ведь гвардейцы кололи саблями его любимую куклу, которая умела ходить, танцевать, сидеть и смеяться. И кукла сломалась.
Толстяки испугались, что во дворце мятеж, ведь и стража кричала гвардейцам одобрительные слова. Но еще больше Толстяки испугались слез наследника Тутти.
Поэтому канцлер срочно написал доктору Арнери, чтобы тот отремонтировал куклу наследника, или его накажут.
А в это время поварята уносили торт. Один из них поскользнулся и торт упал. Поварята веселились и смеялись. Увидев, что рядом нет главных кондитеров, продавец предложил поварятам шары, если они помогут ему сбежать.
Один поваренок показал ему кастрюлю, через которую вел подземный ход.
Поварята схватили шары и выбежали на лужайку, но тут на них заругался кондитер и поварята выпустили шары. Шары взлетели высоко в небо.
Глава 5. Негр и капустная голова
Утром тетушка Ганимед понесла доктору Гаспару мышь в мышеловке. Она вошла в комнату и увидела доктора, но потом она увидела негра в красных штанишках и уронила мышеловку. Мышь убежала. А доктор Гаспар сказал, что негр любит яичницу.
Потом доктор и негр ушли, а тетушка Ганимед пила валериановые капли.
Гаспар и негр направились на Четырнадцатый рынок, где купленные Толстяками артисты давали представление.
Первым выступал клоун, который начал прославлять Толстяков, но в него кинули лепешкой и он убежал.
Потом вышел силач Лапитуп, который стал подбрасывать гири и говорить, что так разобьется голова Просперо. Негр пошел на силача и стал обвинять его, называя его родителей и сестру. Силач растерялся и убежал.
А толпа решила, что негр такой же купленный артист и хотела побить его. Но негр сказал, что он гимнаст Тибул и его сразу узнали.
В это время показалась карета и гвардейцы. Граф Боневентура искал доктора Арнери и доктора увезли. Силач Лапитуп хотел догнать карету и выдать Тибула, но не успел.
Тогда он, стрелок-испанец и директор балагана стали наступать на Тибула. Тибул перепрыгнул через забор и оказался в огороде.
Он стал кидать в преследователей капустой, но вдруг одна голова заговорила и сказала, что она продавец воздушных шаров. Тибул вырвал продавца из земли.
В это время мимо пролетал шар и испанец стал стрелять в него. Он промахнулся и попал в шляпу директора. Директор надел ему на голову бумажный круг, а силача Лапитупа покусала собака.
Тибул в это время убежал.
Глава 6. Непредвиденное обстоятельство
Когда Тибул проник в комнату Гаспара, тот решил сделать его негром и натер специальной жидкостью.
Когда гвардейцы повезли его, Гаспар увидел в темноте кареты красивую девочку, которая лежала совершенно неподвижно. Доктор подумал, что она больна и его позвали вылечить ее.
Но когда Гаспара привезли домой, капитан гвардейцев дал ему приказ Трех толстяков. Доктору надо было до утра починить куклу. Доктор сразу засомневался, ведь он был не знаком с механизмом куклы.
Он приступил к работе и понял, что нужно сделать новое колесико, но для этого металл надо было выдерживать два дня. Между тем, кукла кого-то напоминала ему, но кого он не мог вспомнить.
Доктор решил идти во дворец и сказать, что не сумеет починить куклу к утру, пусть с ним делают что захотят.
Глава 7. Ночь странной куклы
Доктор ехал в карете и решил вздремнуть. Он стал считать слонов и скоро уже спал. Ему снились разгневанные Три толстяка.
Но вдруг карета остановилась. Гвардейцы не хотели ее пропускать и требовали, чтобы они ехали обратно. Доктор сказал, что он Гаспар Арнери, но его подняли на смех. Тогда он хотел показать куклу, но обнаружил , что кукла пропала. Она выпала где-то по дороге.
Гаспар Арнери поехал обратно, всюду ища куклу. Но ее нигде не было.
Наконец он проголодался и хотел перекусить. Но все было закрыто.
Он увидел огонек на окраине и поехал туда. Это оказался балаганчик. Дверь ему открыл клоун Август и, узнав Арнери, пригласил его войти.
Август рассказывал, что Тибул исчез, потом вспомнил про свою дочь. Доктор заволновался и спросил где она. Тогда клоун позвал Суок и в балаганчик вошла девочка. Доктор обомлел, перед ним стояла кукла наследника Тутти.
Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы
Доктор принимает девочку за куклу и не хочет поверить, что она девочка. Но тут появляется негр Тибул, смывает с себя краску и целует Суок.
Тибул уверяет доктора, что Суок самая обычная девочка.
Потом он говорит Суок, что той придется сыграть роль куклы наследника Тутти, чтобы проникнуть во дворец и освободить оружейника Просперо.
Тибул рассказывает Суок про подземный ход, который она должна найти.
Потом Суок наряжают в самое красивое платье и везут во дворец.
На улице она видит как тонкий человек отбирает у собаки настоящую сломанную куклу и бежит. Это был учитель танцев Раздватрис.
Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом
Наследник Тутти с нетерпением ждал куклу. И вот появился доктор Гаспар с Суок. Он шел по дворцу и Суок шла рядом.
Наследник был счастлив.
Доктор сказал, что научил куклу танцевать и говорить. Наследник плакал от счастья.
А Суок спела прекрасную песню.
Потом пришли Три толстяка и стали спрашивать какой награды хочет доктор. Доктор попросил помилования всем, кого должны были казнить. Но Толстяки закричали, что просьба преступна.
Тогда доктор шепнул Суок «Умри» и та сделала вид, что умерла. Наследник зарыдал и попросил всех помиловать.
Толстяки сдались и доктор спокойно уехал.
У кукла Суок осталась с наследником. Когда на лужайке Наследник стал есть пирожное, Суок тоже попросила кусочек. Наследник обрадовался, что она теперь будет с ним завтракать.
Суок ела пирожное и увидела ужас в глазах слуги — тот никогда не видел, чтобы куклы ели.
Она перестала есть, и слуга облегченно вздохнул. Он решил, что ему показалось от жары.
Суко услышала какой-то стук, напоминающий стук часов. А Наследник сказал, что это бьется его железное сердце.
Глава 10. Зверинец
Наследник ушел делать уроки, а Суок осталась одна.
Она не знала, что Толстяки старались сделать из Наследника злого и жесткого человека, а потому лишили его общества детей. Оставив ему только зверинец. Суок ждала ночи.
Когда вернулся наследник, Суок стала рассказывать ему про свою жизнь и Наследник с удивлением узнавал о бедных и несчастных людях. Потом Суок сказала, что умеет свистеть на ключе и Наследник дал ей ключ от зверинца. Суок посвистела, а потом машинально положила ключ в карман.
Когда наследник уснул, Суок пошла в зверинец. Гвардеец решил, что видит сон и он действительно спал.
Суок шла между клетками и искала Просперо.
Вдруг ее кто-то позвал. Она подошла к клетке и увидела странное, обросшее существо. Существо сказало, что верило, что увидит ее перед смертью, и протянуло Суок дощечку с какими-то надписями. А потом оно умерло и Суок решила, что это умер Просперо. Она громко закричала.
Глава 11. Гибель кондитерской
Поднялась тревога. Три гвардейца вошли в зверинец, но ничего не заметили. Потом один увидел что-то розовое в ветвях деревьев, и гвардейцы решили, что это попугай. Они хотели его поймать, но тут прибежал старый смотритель зоопарка и сам полез на дерево. Но внезапно он закричал про дьявола и упал вниз, запутавшись в ветвях.
Гвардейцы разбежались.
А во дворце в этот момент тоже царила паника. Из города сообщали, что началось восстание и его возглавляет Тибул. Толстяки лишились аппетита и думали как подавить восстание.
В это время от зверинца показалась страшная огромная фигура рыжего мужчины. Он вел пантеру, а на его плече сидела маленькая девочка.
Пантера бросилась вперед и гвардейцы разбежались, бросая оружие. Просперо взял два пистолета, а Суок один. Они направились в кондитерскую и стали искать выход. Проперо громил все, опрокидывая кастрюли и ища подземный ход.
Наконец нужная кастрюля была найдена, и Просперо прыгнул в нее и скрылся.
Но тут в кондитерскую заскочила пантера и Суок бросила в нее чайник. Пантера тоже бросилась за Проперо. Вбежали гвардейцы.
Суок плакала, она думала, что Просперо погиб.
Но из кастрюли раздался выстрел, а потом гвардейцы вытащили за хвост мертвую пантеру.
Суок смеялась, а гвардейцы арестовали ее.
Глава 12. Учитель танцев Раздватрис
В этот же вечер за учителем танцев Развдатрисом пришли гвардейцы и потребовали, чтобы он срочно ехал во дворец. Раздватрис очень любил Трех толстяков и тут же поехал с гвардейцами.
На улицах было много народа. Многие скандировали «Просперо».
Неожиданно путь гвардейцам преградили другие гвардейцы, которые не хотели их пропустить. Раздались выстрелы, карету перевернули. Учитель упал и стал рыться в своих вещах. Все было на месте, кроме самого ценного.
В это время, один из гвардейцев увидел в коробке что-то красное и схватил коробку. Трое гвардейцев с красными повязками спешно поскакали во дворец.
Глава 13. Победа
Ночью в спальню наследника Тутти вошли трое незнакомцев и стали вливать ему в ухо какое-то снадобье. Воспитатель Тутти спрятался и следил за действиями незнакомцев. А незнакомцы говорили, что теперь наследник будет спать трое суток и не узнает, что случилось с его куклой.
Суок в это время сидела в тюрьме и не думала о своей судьбе. Она думала о Тибуле и Просперо.
Трое гвардейцев, которые везли сломанную куклу, сняли красные повязки, символ восстания, чтобы их пропустили во дворец.
Канцлер распорядился привести Суок. Огромный гвардеец грубо схватил девочку и поволок ее. Но в это время он получил страшный удар в ухо и упал. Суок подхватили другие руки и кто-то прошептал ей: «Не бойся».
Суок привели в зал и стали допрашивать. Но Суок не отвечала на вопросы. Три толстяка злились и даже приказали гвардейцу щелкнуть Суок по носу. Но Суок все равно молчала.
Тогда смотритель зоопарка предложил принести попугая. И попугай стал рассказывать, что происходило ночью. Он рассказал, как девочка назвала свое имя, как она освободила Просперо.
Толстяки приговорили Суок к смерти. Ее должны были растерзать звери. Но Суок по прежнему молчала.
Суок бросили в клетку к тиграм, но тигры не обратили на девочку внимания. Один просто потрогал ее лапой и отошел. Тогда все увидели, что на самом деле это просто сломанная кукла.
В это время народ пошел на приступ.
Толстяки и министры пытались бежать в гавань, но их окружили и поймали. Толстяков привели обратно в большой зал и показали народу.
А из шкафа гвардеец с красной повязкой вывел Суок и все аплодировали смелой девочке.
Эпилог.
Через год на праздничном представлении вместе выступали Суок и Тутти. И зрители закидывали их цветами.
В той дощечке, которую передало в зверинце умирающее существо, было написано, что Суок и Тутти родные брат и сестра, которых в четыре года разлучили Три толстяка. Эту дощечку передал Суок старый ученый Туб, которого заставили сделать куклу Наследнику и вставить ему железное сердце. Но ученый отказался вставлять Тутти железное сердце и за это его посадили в клетку.
Тутти — значит Разлученный, а Суок значит Вся жизнь.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Три толстяка»
Автор na5club На чтение 6 мин. Опубликовано
Юрий Олеша — один из писателей, преподносивший реальность, интерпретированную в сказочный роман. Персонажи, проживающие в выдуманной стране, олицетворяют с собой типичное общество бедных и богатых, народа и власти. Анализ сказки «Три толстяка», характеристика главных героев позволит читателям понять, почему именно такие образы были выбраны для отображения управленцев того времени, сделать выводы о неправильном поведении жестоких чиновников.
Краткий сюжет сказки
В стране, где правят Три Толстяка, происходит революция. Бедный народ начинает бунтовать против власть имущих и сталкиваются в противостоянии с гвардией правительства. Лидеры революционного движения — оружейник Просперо и воздушный гимнаст Тибул. Из богатых людей народное противостояние находит отклик только в ученом Гаспаре Арнери.
Вскоре Просперо арестовывают и сажают в звериную клетку. Тибул остается на свободе, прячась в доме Арнери. Будучи гениальным исследователем, он перекрашивает скрывающегося революционера в негра. Однажды Тибул слышит от продавца воздушных шаров тайну о тайном подземном ходе в замок Трех Толстяков.
Гвардейцы примкнули к мятежу. Стражники специально испортили механизм любимой куклы Тутти, наследника Трех Толстяков. Это была удивительная игрушка — внешне она походила на обыкновенную девочку и росла вместе с мальчиком. Доктор Гаспар получает приказ отремонтировать куклу всего за сутки.
Ученый не смог выполнить приказ, а по дороге в замок потерял куклу. На пути доктора встречается фургончик бродячих артистов, где тот знакомится с циркачкой Суок. Ее внешность идентична кукольной. Арнери просит девочку о помощи. Она сразу же соглашается посодействовать революционерам и отлично отыгрывает свою роль. Благодаря ей казнь мятежников отменяют.
Суко освобождает оружейника-революционера, хитростью выманив ключ от клетки у наследника Тутти (Толстяки считали, что шея Тутти будет самым надежным хранилищем ключа). Кроме Просперо, девочка видит в зверинце неведомое умирающее создание. Звероподобный человек говорит, что его зовут Туб. Это гениальный ученый с большой буквы. Он когда-то позаимствовал образ Суок, чтобы создать куклу для Тутти.
Оказывается, что сирота-циркачка — родная сестра-близнец наследника Трех Толстяков.
Девочку задерживает стража. Ее приговаривают к смертной казни. Гвардейцы, которые перешли на сторону бунтующего народа, в последний момент заменяют девочку найденной куклой. После этого Толстяков свергают. Разлученные близнецы воссоединяются и вместе выступают с бродячим цирком.
Главные герои произведения
В роли главных персонажей сказки выступают Три Толстяка. Автор преподносит героев с общим именем как единовластных правителей вымышленной страны. Они настоящие тираны, поработившие всех местных жителей. Под их заботливым покровительством растет наследник престола — мальчик Тутти.
Они желают вырастить того безжалостным и жестоким правителем, поэтому просят ученого Туба создать железное сердце для ребенка. Но он отказался, поэтому Толстяки лгали Тутти, что у него сердце их железа.
Помимо жестоких центральных персонажей, в книге много положительных главных героев:
- Суок — ведущая артистка из цирковой труппы «Балаганчик дядюшки Бризака». Автор дает девочке положительное описание. Суок из «Трех толстяков» предстает перед читателями храброй, бесстрашной, веселой циркачкой. В конце сказки она оказывается близняшкой Тутти. Об этом девочка узнает во время спасения Просперо. Это становится возможным благодаря тому, что она притворилась куклой наследника правителей. Циркачка оказалась точной копией игрушки.
- Тутти — наследник самовлюбленных и жадных правителей страны. Довольно капризный мальчик, которому никогда ни в чем не отказывают. Толстяки заботятся о нем, делают все, лишь бы Тутти не плакал. Ему всего 12 лет, но у него нет друзей. Единственные, с кем общается ребенок, — животные из зверинца и кукла.
- Тибул — канатоходец, зачинщик революции, лидер мятежников из рабочего класса. Храбрый мужчина отлично знаком с Суок, так как они состоят в одной труппе. Ремесло пригодилось бывшему гимнасту, когда он спасал заключенного товарища по мятежу.
- Просперо — оружейник, главный зачинщик восстания. Быстро был пойман угнетателями и посажен ими на цепь в зверинце. Сбегает благодаря помощи девочки-циркачки.
Примечательно, что сказочный рассказ «Три Толстяка» написал Юрий Олеша в 1924 году, когда по всему миру буйствовали реальные революционные восстания. Возможно, поэтому богачи того времени описываются автором как толстые, ленивые обжоры и бездельники.
Второстепенные персонажи
Помимо главных героев, в описании встречаются второстепенные персонажи, без которых невозможно было бы создать целостную картинку после прочтения. Они сыграли важную роль в судьбе Трех Толстяков и мятежников. Кто-то из них поддерживал простой народ. Другие же сочувствовали правителям. Третьи лебезили перед представителями власть имущих, чтобы втереться им в доверие.
К числу наиболее ярких второстепенных персонажей относится:
- Доктор Гаспар Арнери — мудрейший ученый в стране. Немолодой мужчина принимает сторону мятежников, укрывает в своем доме Тибула. Интересуется историей, самые удивительные события, найденные в источниках, он записывает в особую книжку. Получает приказ от Толстяков починить куклу Тутти. Ее по просьбе Гаспара заменяет Суок. Он просит героиню притвориться игрушкой, удивительно похожей на циркачку. В дальнейшем исследователь помогает мятежникам в борьбе против власти.
- Учитель танцев Раздватрис — самовлюбленный и уверенный в себе приверженец убеждений правителей, трус, лжец, лицемер. В сказке он появляется в роли эдакого шута, который постоянно танцует и переживает о собственной внешности. Среди его учеников только дети богатых вельмож, поэтому он становится на сторону власти.
- Тетушка Ганимед — экономка в доме Гаспара. Постоянно занимается уборкой, приготовлением еды для доктора.
- Туб — ученый, работавший когда-то на Толстяков. Именно он создал куклу Тутти. Из слов Туба понятно, что Суок — это сестра наследника. Поэтому она так похожа на игрушку, ведь была ее прототипом. Правители приказали Тубу сделать железное сердце для Тутти. Но ученый отказался. За это его заперли в клетку с животными, в какой он провел долгое время и оброс шерстью. У него появились когти и клыки.
Также в сказочном рассказе читатели знакомятся с продавцом воздушных шаров, без которого никто не узнал бы о тайном подземном ходе, графом Бонавентурой (капитаном дворцовой гвардии), Августом (клоуном) и другими персонажами.
Несмотря на то что по классике жанра в романе нет магии, фантастические элементы и герои в нем присутствуют. Например, человекоподобный волк, живая кукла, растущая вместе с мальчиком. Об этом также следует упомянуть, делая анализ произведения для читательского дневника и давая характеристику персонажам при описании темы сказки.
- Тибул
— канатоходец, один из вождей революционеров. Работает в труппе циркачей «Балаганчик дядюшки Бризака», является лучшим гимнастом в стране. - Суок
— юная цирковая артистка 12-ти лет. Смелая девочка и верная напарница Тибула. - Просперо
— оружейник, один из вождей революционеров. - Три толстяка
— жадные правители страны. В сказке их имена неизвестны, а обращаются к ним Первый, Второй и Третий. - Гаспар Арнери
— самый известный в стране доктор, сочувствует простому народу.
Другие герои
- Тутти
— 12-летний мальчик, наследник Трех Толстяков. - Туб
— ученый, создавший куклу для Тутти.
Восстание революционеров
В стране в которой правили очень жадные Три Толстяка, жил один очень умный доктор Гаспар Арнери. И не было в стране, кто мог бы сравниться с ним в мудрости. Однажды летом он выходит на прогулку и видит, как от дворца бежит толпа ремесленников, преследуемая гвардейцами. Оказывается, это было восстание против Трех Толстяков, которое возглавляли канатоходец Тибул и оружейник Просперо.
Но оно закончилось неудачно и Просперо и еще нескольких мятежников схватили. Проходя через площадь, доктор наблюдает как Тибул спасается от гвардейцев. Вечером к Гаспару через камин приходит канатаходец.
Наследник Тутти
Тем временем Три Толстяка хотят увидеть плененного Просперо и потом продолжить свой завтрак. В зал с плачем вбегает мальчик, которого зовут Тутти. У правителей нет детей или других родственников, поэтому они решили сделать своим наследником этого мальчика, который живет во дворце как настоящий принц и все стараются угодить ему. Они не позволяют ему общаться с другими детьми и хотят сделать ему сердце из железа. Занимается мальчик в зверинце. У Тутти была необычная кукла, которая росла как и он. Но революционеры Просперо истыкали ее штыками. Три Толстяка не могут допустить того, чтобы Тутти расстраивался и решают послать за Гаспаром, чтобы он починил куклу.
Гаспар спасает от казни мятежников
Три Толстяка устраивают праздник, во время которого подкупленные ими артисты должны хвалить правителей. Но Тибул не выдерживает и между ним и подставными артистами завязывается драка. Во время нее революционеру становится известно о существовании потайного хода. Тем временем Гаспару передают приказ Толстяков и куклу.
Доктор понимает, что не успеет закончить работу и отправляется во дворец, чтобы все объяснить. Но его не пускают внутрь, а свое доказательство — куклу, он потерял по дороге. Гаспар находит ее в «Балаганчике дядюшки Бризака» и с изумлением видит девочку Суок, которую не отличить от куклы Тутти. Тогда у доктора возникает план: юной артистке нужно было сыграть куклу наследника. Суок прекрасно справляется со своей задачей, а в качестве награды Гаспар просит освободить мятежников. Несмотря на недовольство, Толстякам пришлось согласиться.
Освобождение Просперо и штурм дворца
Ночью Суок проникает в зверинец и пытается найти клетку, в которой держат оружейника. Вместо этого находит ученого Туба, создателя куклы Тутти. За то, что он не стал делать мальчику железное сердце его поместили в клетку, где он стал походить на зверя. Суок находит Просперо и, взяв пантер, они пытаются сбежать через потайной ход. Но девочку ловят гвардейцы.
На следующий день начинается суд на Суок. Чтобы Тутти не помешал, его усыпляют. Но девочка ни на что не реагирует, и тогда обнаруживается подмена на куклу наследника. В это время начинается штурм Дворца под предводительством Тибула и Просперо. Правлению Трех Толстяков приходит конец. И на дощечке, отданной Суок умирающим ученым написано, что Тутти и Суок — это брат и сестра, разлученные по приказу Толстяков. Воссоединившиеся брат и сестра начинают выступать вместе.
ПРОСПЕРО
ПРОСПЕРО (англ. Prospero — букв, «счастливый», «безмятежный») — герой пьесы У.Шекспира «Буря» (1611-1612). Законный герцог Миланский, П. стал владыкой таинственного острова в силу обстоятельств, многократно описанных в трагедиях Шекспира (предательство брата и узурпация престола), но вся политическая коллизия остается за скобками действия. Вследствие страшной бури враги П. оказались в полной его власти; он использует «белую» магию, чтобы расстроить их козни и навсегда отвратить от зла. При этом добрый волшебник наказывает своих врагов довольно безобидно, ибо ставит целью перевоспитать, а не покарать заговорщиков, которых не отрезвило даже кораблекрушение. П. обладает безграничными возможностями, ему подчинены все духи, главным же его помощником становится Ариэль, воплощающий духовное начало. Зато Калибан, символизирующий грубые, животные стороны человеческой натуры, готов изменить своему владыке — и терпит поражение вместе со своими ничтожными сообщниками. Нравственное влияние П. сказывается и на положительных героях: прежде чем благословить союз своей дочери Миранды с юным Фердинандом, сыном Неаполитанского короля, он подвергает их любовь испытаниям. П.- идеальный правитель, создавший на острове земной рай. Покидая эту обетованную землю, П. отпускает на волю Ариэля и топит в морской пучине книги, на которых зиждилось его могущество. Счастливая концовка пьесы овеяна грустью: П. возвращается в Италию, чтобы предаться размышлениям о смерти. Роль П. имеет богатую сценическую историю — достаточно назвать имена блистательных английских актеров Д.Гилгуда и М.Ред-грейва.
Лит.: Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963; Hirst D. Notes on «The Tempest». London, 1969.
Е.Д.Мурашкиыцева
Литературные герои. — Академик
.
2009
.
Синонимы
:
Смотреть что такое «ПРОСПЕРО» в других словарях:
Prospero X 3 … Википедия
— (спутник) спутник планеты Уран. Просперо X 3 искусственный спутник Земли. Просперо персонаж пьесы Шекспира «Буря». Просперо персонаж сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Просперо планета Вселенной Warhammer 40.000 … Википедия
— (латинское название Prospero, код S/1999 U3), спутник Урана (см. УРАН (планета)), среднее расстояние до планеты 16,2 млн км, эксцентриситет орбиты 0,4448, период обращения вокруг планеты 1978,3 сут. По орбите вращается в направлении,… … Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 1 спутник (174) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Просперо спутник Урана … Википедия
— (итал. Prospero Fontana) (1512, Болонья 1597, Рим) итальянский художник эпохи Ренессанса, отец художницы Лавинии Фонтаны. Просперо Фонтана учился у Инноченцо да Имола, работал во многих итальянских городах. В качестве художника портретиста был… … Википедия
Его Высокопреосвященство кардинал Просперо Катерини (итал. Prospero Caterini), (15 октября 1795, Онано 28 октября 1881, Рим). Итальянский кардинал из знатной семьи. Служил чиновником нескольких Римских Конгрегаций (был заместителем Священной… … Википедия
Бенедикт XIV Benedictus PP. XIV 247 й папа римский … Википедия
Систематик живой природы Названия растений, описанные им, могут отмечаться сокращением «Alpino» С точки зрения Международного кодекса ботанической номенклатуры научные названия растений, обнародованные до 1 мая 1753 г., не считаются действительно … Википедия
Просперо Колонна Prospero Colonna … Википедия
Книги
- Едукарь (изд. 2015 г.) , Просперо Михаил, Санрин Камелия, Алексеев-Точка Павел. Едукарь слово старое, русское. Звучит едко и остро, как прозвище. Прозвище и есть. Если перевести на современный язык, то получится дока, смышленый, умник. А разве современные писатели не…
Книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей («толстяков») в выдуманной стране.
- 1 Место действия
- 2 Сюжет
- 3 Герои
- 4 Оценки
- 5 Постановки
- 6 Экранизации
- 7 Аудиоверсии
- 8 Интересные факты
- 9 Примечания
- 10 Ссылки
Место действия
Атмосфера сказочной страны Трёх Толстяков напоминает дореволюционную Одессу. мире романа нет магии как таковой, но некоторые фантастические элементы всё же присутствуют. Например, учёный по имени Туб отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (железное сердце требовалось Толстякам для того, чтобы мальчик вырос жестоким и безжалостным). Туб, проведя в клетке зверинца восемь лет, превратился в существо, напоминающее волка, — полностью оброс шерстью, у него удлинились клыки.
Страной правят Три Толстяка — магнаты-монополисты, не имеющие ни титулов, ни формальных должностей. Кто правил страной до них, неизвестно; они — правители, имеющие несовершеннолетнего наследника Тутти, которому и собираются передать власть. Население страны делится на «народ» и «толстяков» и им сочувствующих, хотя чётких критериев такого деления не даётся. Толстяки в общем представлены как богачи, обжоры и бездельники, народ — как бедняки, голодающие, рабочий люд, но среди героев романа немало исключений, хотя бы доктор Гаспар Арнери, которого нельзя отнести к беднякам, но который тем не менее сочувствует революционерам, а также безымянные гвардейцы, стреляющие в своих сослуживцев, верных присяге Толстяков.
Сюжет
В стране Трёх Толстяков революционная ситуация — недовольство бедной части общества, попытки поднять мятеж. Идейными вдохновителями революционеров являются оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Один из главных героев романа, учёный, доктор Гаспар Арнери, сочувствует народу, хотя сам — довольно обеспеченный человек. Просперо арестован и посажен в клетку зверинца, но канатоходец Тибул остаётся на свободе. Гаспар прячет Тибула в своем доме и перекрашивает его в негра для маскировки. На следующий день «негр» узнаёт о подземном ходе из дворца Трёх Толстяков (этот секрет открывает Тибулу продавец воздушных шаров, которого накануне случайно занесло ветром на дворцовую кухню). Тем временем поднявшие мятеж гвардейцы дворцовой стражи колют саблями чудесную куклу наследника Тутти, подобную внешне живой девочке, и доктору отдан приказ починить механизм за одну ночь под угрозой строгого наказания. Он не может этого сделать по объективным причинам и везёт куклу во дворец, но по дороге теряет её. поисках куклы он находит в фургоне бродячих артистов девочку-циркачку Суок, как две капли воды похожую на сломанную куклу. По инициативе Тибула она соглашается подменить куклу и помочь революционерам: спасти Просперо из дворцового зверинца. Девочке это удаётся: Просперо сбегает из дворца через подземный ход. Но саму Суок поймали и приговорили к смерти. Тем не менее всё для неё и революционеров складывается удачно: гвардейцы, перешедшие на сторону народа, подменяют девочку на найденную куклу, власть Толстяков свергают, а Суок и Тутти (который оказался её братом) дают представления вместе.
Герои
- Доктор Гаспар Арнери — старый учёный, самый известный в стране, сочувствует народу.
- Канатоходец Тибул — один из вождей революционеров, акробат, цирковой артист из труппы «Балаганчик дядюшки Бризака», лучший гимнаст в стране.
- Суок — девочка-циркачка двенадцати лет, напарница Тибула, добродушная и смелая.
- Август — старый клоун из труппы «Балаганчик дядюшки Бризака».
- Тётушка Ганимед — экономка доктора Гаспара.
- Оружейник Просперо — один из вождей революционеров.
- Наследник Тутти — мальчик двенадцати лет, наследник Трёх Толстяков.
- Раздватрис — учитель танцев, сочувствующий Толстякам.
- Три Толстяка — правители страны, их имена не упоминаются, в романе их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками.
- Граф Бонавентура — капитан дворцовой гвардии.
- Туб — учёный, создатель куклы наследника Тутти.
Оценки
- В своей статье «Веер герцогини» (1929) Осип Мандельштам отмечал:
Не так давно вышла книга Юрия Олеши — «Три толстяка». Олеша — писатель на виду. После «Зависти» он выпустил «Толстяков». Если бы «Толстяки» Олеши были переводной книгой, то всякий внимательный читатель сказал бы: как странно, что я до сих пор не знал этого замечательного иностранного автора. Наверное, у себя на родине он считается классиком, спасибо, что его хоть поздно, но перевели. Между тем у нас чуть не единственным откликом на «Толстяков» была рецензия в «Читателе и писателе» под заголовком: «Как не следует писать книги», с высокомерным и неумным брюзжанием и боязнью захвалить молодого автора. Между тем «Толстяками» уже зачитываются и будут зачитываться и дети, и взрослые. Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции, книга европейского масштаба.
- Лидия Чуковская подвергла роман критике. По её мнению,
мир, создаваемый Олешей в «Трёх толстяках» (и во многих произведениях, более поздних), — это мир вещей, а не мир человеческих чувств. Но читатели — люди, и трогать их, волновать их дано только человеческому; вещь интересна нам только тогда, когда сквозь неё можно яснее разглядеть человека.
в «Трёх толстяках» вещи властвуют самодержавно, тормозя движение сюжета, сосредоточивая внимание читателя на побочном в ущерб главному. Читая «Трёх толстяков», невольно вспоминаешь слова Флобера в одном из его писем: «Излишние сравнения следует давить, как вшей». А «Три толстяка» будто нарочно для того и написаны, чтобы все вещи, всех животных, всех людей сравнивать с животными и с вещами. «Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках»; «Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком»; «Розы вылились, как компот»; «Шпоры у него были длинные, как полозья»; «Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами». А вот о людях: «Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками»; «Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки»; «Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома». Зрительно, внешне, всё это, вероятно, так и есть: падающие люди похожи на лоскутки, человек в полосатом костюме похож на осу. Но ведь люди эти падают, поражённые пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство — зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по-видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остаётся равнодушен к их гибели.
Здесь мы подходим к главному источнику холода, которым веет от книги. Ведь тема «Трёх толстяков» — борьба трудового народа с угнетателями, борьба восставшего народа с правительством. Беда не в том, что тема эта взята, как сказочная; наоборот, сказка могла дать огромные возможности для социального обобщения и для раскрытия героизма. Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на её пути. Как и почему народу удалось одержать победу, как и почему гвардейцы перешли на сторону народа, как восставшие взяли дворец, — обо всём этом мы узнаём очень мало — гораздо меньше, чем о розовом платье Суок, о звуке её имени или о тени, отброшенной на лицо спящего воздушными шарами.
Постановки
- 1955 — был поставлен спектакль в рижском ТЮЗе
- Театр Сфера — детский современный спектакль.
Экранизации
- 1963 год — «Три толстяка» — рисованный мультфильм.
- 1965 год — «Три толстяка» — радиоспектакль, записанный Всесоюзным радио, изданный также на грампластинках (комплект из двух пластинок).
- 1966 год — «Три толстяка» — фильм Алексея Баталова.
- 1980 год — «Разлучённые» — музыкальный кукольный мультфильм.
Аудиоверсии
- Грампластинка «Три Толстяка», литературно-музыкальная композиция режиссёра Н. Александровича, музыка Владимира Рубина (1954 год).
- Имя главной героини Суок — девичья фамилия жены писателя, Ольги Густавовны, и её сестры, Серафимы Густавовны — первой возлюбленной Олеши. книге имени дается особое толкование: имя Суок означает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». Фамилия экономки доктора Гаспара, Ганимед — имя персонажа греческой мифологии, виночерпия на Олимпе. Просперо — имя чародея из шекспировской пьесы «Буря». Фамилия капитана Бонавентуры — псевдоним средневекового теолога и философа Джованни Фиданцы.
- По другому источнику, Серафима Густавовна Суок была женой Олеши. Ольга Борисовна Эйхенбаум о Викторе Шкловском:
В 53-м году он ушёл из семьи — как говорил папе, потому что неправильно повела себя его жена, Василиса Георгиевна.
Шкловский был очень свободолюбивый человек и требовал для себя свободы действий. У него был роман со своей машинисткой Симочкой Суок. Когда-то она была женой Олеши, потом — Нарбута, а потом — просто машинисткой у известных писателей — для приобретения мужа, внешне очень интересная и человек интересный. Но Виктор Борисович не собирался уходить из семьи: у него была дочка, и он всю жизнь любил свою Василису. Однажды он пришел домой в 12 часов, ему дверь не открыли. И он ушел к Симе в её десятиметровую комнату, оставив жене все: квартиру, библиотеку, дачу. И остался в комнатке Симы в коммунальной квартире.
- Одним из первых художников, взявшихся за иллюстрацию книги, был Мстислав Добужинский.
Примечания
- действительности рецензия в «Читателе и писателе» за авторством В. И. Бойчевского называлась «Какою не должна быть книга для детей»
- Мандельштам О. Сочинения. 2 т. Тула, 1994. Т.2. С.355.
- Ю. Олеша. ТРИ ТОЛСТЯКА, Лидия Чуковская
- Эйхенбаум Б. М. Мой временник. СПб., 2001. С. 623−624. — Александр Щедрецов
Ссылки
- Три Толстяка М.-Л.: «Земля и фабрика», 1928, на сайте «Руниверс» с иллюстрациями М. Добужинского
- Три Толстяка — текст книги в звучащей библиотеке «Говорящая рыба»
- Тайна куклы Суок отрывок из книги Владимира Шухмина «Философия общего детства» в газете «Первое сентября»
- Очерк Милутиной о книге «Три толстяка» в сетевом журнале «Art Division»
- С. Курий. Какие тайны скрывает сказка «Три Толстяка»?
Три толстяка Информацию О
Юрий Карлович Олеша (1899-1960) — писатель, которого считают одним из самых лучших стилистов в русской литературе XX века.
Его виртуозный язык трудно оценить, читая неполный текст произведения, а лишь его краткое содержание. «Три толстяка» — роман-сказка, опубликованный в 1928 году. Это воплощение духа романтической революционной борьбы против несправедливости и угнетения, он полон увлекательных событий и удивительных персонажей.
Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах
Краткое содержание: «Три толстяка», главы 1-2. Об учености Гаспара Арнери, доктора всех наук, в городе знали все — от уличных мальчишек до знатных особ. Однажды он собрался на далекую прогулку за город, ко дворцу злобных и жадных правителей — Трёх толстяков. Но из города никого не выпускали. Оказалось, что в этот день оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца.
К вечеру оказалось, что восставший народ побежден, оружейник Просперо захвачен гвардейцами и по приказу Трех толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти, а гимнаст Тибул остался на свободе, чтобы его найти, гвардейцы жгли кварталы рабочих.
Площадь звезды
Краткое содержание: «Три толстяка», глава 3. Богачи радовались пленению Просперо, а рабочий люд радовался, что Тибул на свободе и смеялся на представлении в зверинце, где правителей изображали три толстых обезьяны. Возвращаясь домой, доктор Гаспар попал на площадь Звезды. Она называлась так, потому что над ней висел на тросах самый большой на свете фонарь, похожий на планету Сатурн. Над толпой, заполнившей площадь появился Тибул. Он шел по тросу, на котором держался огромный фонарь. Гвардейцы тоже разделились на тех кто поддерживал народ, и тех, кто кричал: «Да здравствуют три толстяка!». Дойдя по проволоке до фонаря, Тибул выключил свет и в наступившей темноте скрылся.
Добравшись домой, где за него волновалась экономка — тетушка Ганимед, доктор как истинный историк собрался записать события дня. Тут за спиной раздался шум, доктор оглянулся и увидел, что из камина выбрался Тибул.
Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров
Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта. Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.
Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.
Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.
Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.
Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.
Негр и капустная голова
Ю.К.Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 5. Утром, зайдя к доктору, тетушка Ганимед очень удивилась, когда увидела у него в кабинете негра.
Правительство подкупило артистов и на одной из площадей шло цирковое представление, прославляющее Толстяков. Туда отправились и доктор с негром. Зрители прогоняют клоуна, призывавшего казнить мятежников, а негра принимают за такого же продавшегося циркача. Оказалось, что это Тибул. Спасаясь от тех, кто хотел поймать его и передать властям, бросая в них капустные кочаны, гимнаст натыкается на продавца шаров и обнаруживает тайный ход на дворцовую кухню.
Непредвиденное обстоятельство
Ю. К. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 6. Доктор Гаспар превратил Тибула в негра с помощью специальных жидкостей и ужасно расстроился, когда он неосторожно открылся на представлении, а потом пропал.
К ученому приехал капитан гвардейцев со сломанной куклой и приказом исправить её к утру. Доктор удивляется мастерству, с которым сделана кукла и понимает, что где-то видел её лицо. Разобрав механизм, он понимает, что не успеет починить куклу к утру и едет во дворец, чтобы объяснить это толстякам.
Ночь странной куклы
«Три толстяка», краткое содержание, глава 7. В пути доктор засыпает в коляске, а очнувшись, обнаруживает, что кукла пропала, ему даже почудилось что она ожила и ушла от него. Долго искал он куклу, пока не попал в балаганчик труппы бродячих артистов дядюшки Бризака. Здесь он вспомнил, где видел лицо куклы наследника — на неё была похожа маленькая артистка из труппы дядюшки Бризака — танцовщица по имени Суок.
Часть третья. Суок. Трудная роль маленькой актрисы
«Три толстяка», краткое содержание, глава 8. Когда доктор увидел Суок, он долго не мог поверить, что она не кукла. Его сумел убедить в этом только Тибул, который появился в балаганчике. Когда доктор рассказал о необычайном сходстве девочки и куклы и о своей потере, гимнаст изложил свой план: Суок сыграет роль куклы наследника, откроет клетку оружейника Просперо и они покинут дворец через тайный ход, который обнаружил Тибул.
По дороге во дворец они увидели учителя танцев Раздватриса, несшего в руках найденную сломанную куклу наследника.
Кукла с хорошим аппетитом
Ю. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 9. Суок хорошо играла свою роль. Доктор объявил, что он не только переодел игрушку в новое платье, но и научил её петь, сочинять песенки и танцевать. Наследник Тутти был в полном восторге. Были довольны и толстые правители, но они страшно разгневались, когда доктор в качестве награды потребовал отменить казнь восставших рабочих. Тогда доктор сказал, что кукла снова сломается, если его требование не будет исполнена и наследник будет очень недоволен. Помилование было объявлено, доктор уехал домой, Суок осталась во дворце.
Ей очень понравились пирожные и у куклы появился аппетит, чему Тутти очень обрадовался — ему так скучно было завтракать одному. А ещё Суок услышала, как бьется железное сердце наследника Тутти.
Зверинец
Краткое содержание, рассказа «Три толстяка», глава 10. Толстяки хотели вырастить Тутти жестоким, поэтому лишили его общества живых детей, подарили зверинец, чтобы он видел только злых диких зверей. Суок рассказала ему, что в мире есть богатство и бедность, жестокость и несправедливость, что трудящиеся обязательно свергнут власть толстяков и богачей. Она много рассказывала ему про цирк, что она умеет насвистывать музыку. Тутти так понравилось, как она высвистывает песенку на ключике, который висел у него на груди, что он не заметил, как ключ остался у Суок.
Ночью девочка пробралась в зверинец и стала искать клетку с Просперо. Вдруг её окликнуло по имени страшное существо, похожее на гориллу. Страшный зверь умер, успев передать Суок небольшую дощечку: «Там написано всё».
Часть четвертая. Оружейник Просперо. Гибель кондитерской. Учитель танцев Раздватрис
Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, главы 11-12. Толстяки получили страшные известия о том, что на дворец идут восставшие. Все сторонники власти бросились из дворца, но у зверинца они в страхе остановились: на них двигался Просперо, держа в одной руке за ошейник огромную пантеру, в другой — Суок.
Он выпустил пантеру, а сам, вместе с Суок, стал пробираться в кондитерскую, — искать кастрюлю, где начинался тайный ход из дворца. Верные толстякам гвардейцы схватили юную танцовщицу, когда она уже была готова прыгнуть в подземный ход вслед за Просперо. Оружейник вышел на волю, Суок должны были казнить.
Учителя танцев Раздватриса должны были доставить во Дворец по приказу Трех Толстяков, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Им досталась и сломанная кукла наследника Тутти.
Победа
Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 13. В то время, когда Просперо бежал через подземный ход, в спальню Тутти по приказу канцлера вошли три человека. Они влили в ухо Тутти снотворное, усыпив его на трое суток, чтобы он своими слезами не помешал расправе над Суок.
Она сидела в караульном помещении, охраняемом гвардейцами, все еще верными толстякам. В тот момент, когда за ней пришел страшный канцлер, чтобы отвести её на суд Трех Толстяков, в караульную прошли три гвардейца, перешедшие на сторону восставших. Канцлер получил страшный удар и упал без сознания, а вместо Суок на суд отнесли сломанную куклу.
Судьи не могли добиться от куклы ни слова. Попугай, которого позвали в качестве свидетеля, повторил разговор Суок с Просперо и существом, умершем в клетке, которого звали Туб.
Суок приговорили к смерти от диких зверей. Но когда её положили перед тиграми, те никак не отреагировали на рваную, грязную куклу. Разразился скандал, но тут начался штурм дворца восставшим народом.
Победа восставших была полной, а трех толстяков посадили в ту клетку, где сидел Просперо.
Эпилог
На дощечке была написана история великого ученого Туба. По приказу Толстяков брата и сестру — Тутти и Суок — разлучили. Тутти стал наследником, а Суок отдали к бродячим артистам. Туб по приказу Трех Толстяков сделал куклу, которая должна была остаться с наследником. Когда ему приказали заменить живое сердце Тутти железным, он отказался, за что его бросили в клетку. Тутти на языке обездоленных значит «разлученный», а Суок — значит «вся жизнь».