Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
1.
… Тридцать первого декабря работу окончили засветло. Это был самый необычный новогодний праздник в жизни рабочих. Под …
Петров А.. Пепел Бикини
2.
… отвалим. Они вернулись домой еще засветло. Хозяйка с дочерьми варила яблочное варенье, Федор укладывал в дорожный …
Петров М.Т.. Адмирал Ушаков
3.
… доберётся до городских стен ещё засветло — незачем рисковать, выдавая себя опальному боевому магу столь не свойственным …
Перумов Ник. Хроники Разлома 1-7
4.
… большой купеческий караван, не успевший засветло войти в Дайре. Смирно стояли лошади, конюхи только-только принялись …
Перумов Николай. Книга Лидаэли и Артарна (Летописи Хьерварда) 1-2
5.
… до выхода из оранжевой пещеры засветло? Поспешным шагом, ежеминутно косясь на темнеющий потолок, я направился по … Милорд Алистан поднял нас еще засветло, и мы, окутанные густым туманом, продолжили путь на север. *** К …
Пехов Алексей. Крадущийся в тени 1-4
6.
… приступал к своей должности еще засветло. Сейчас он уже поучал секретаря, как правильнее чинить перья, чтобы …
Пикуль Валентин. Париж на три часа
7.
… К озеру. Еще успеем добраться засветло. — К какому озеру? — К большому. — Это ведь не меньше двухсот … Если такая незапланированная возня начинается засветло, то что будет ночью? Великий Боже, я ведь помру со … побыстрее, отсюда мы должны выбраться засветло. Собрав воедино все три звена и привязав к этой гирлянде …
Петров Михаил. Гончаров 1-20
8.
… их, пусть себе бродят! Сержант засветло объяснил каждому что к чему, дал свой участок местности. Их …
Петухов Юрий. Рассказы и повести
9.
… Мы должны доехать до Аркаты засветло, но я не хочу гнать слишком быстро по такой мокрой …
Персинг М. Р.. Дзен и Искусство ухода за мототоциклом
10.
… дел надо было успеть сделать засветло. Не последнею заботою было ознакомление с развешанными на улице декретами … не заметили. В Варыкино влетели засветло и стали у старого Живаговского дома, так как по дороге … в день своего исчезновения он засветло, до наступления сумерек вышел от Гордона на Бронную, направляясь к …
Пастернак Борис. Доктор Живаго
11.
… ей удастся добраться до дома засветло. Обитатели замка будут в ужасе при виде лошади без седока … к замку Бургоня. Всадники прибыли засветло, а пешие — к вечеру. Еще в Уорфилде де Вер поинтересовался … еще два дня пути. Еще засветло Джулиет и ее спутники покончили со скудным ужином, состоявшим из …
Патни Джо Мери. Романы 1-12
12.
… забункероваться и принять боезапас еще засветло. Шутка ли, снаряды доставлены в Киев по воздуху из Севастополя …
Пархомов Михаил. Мы расстреляны в сорок втором
13.
… и разбойник? Значит, за дверь засветло? Но в чайной, где черные вишни Глядят из глазниц и …
Пастернак Б.. Стихи и поэмы
14.
… пронести Алешу на своих руках засветло по Старозаводской улице. И это ему удалось. Старик медленно шел …
Пермяк Евгений. Последние заморозки
15.
… на куфню. Вернулся я еще засветло. В печке досиживали последние пироги. — Не едим, не пьем, сумерничаем …
Пермяк Евгений. Сказки
16.
… Берг возвращался раньше всех, ещ„ засветло. До приезда капитана он лежал у него на продавленном диване …
Паустовский К.. Блистающие облака
17.
… отправлялись в главный поход. Мы засветло шли к Аркадии по морскому берегу, где нас зимой вряд … веник, чтобы подмести дачу. Еще засветло я спустился на берег и собрал там много сухих, свалявшихся …
Паустовский К.. Книга о жизни 1-4
18.
… еще позвоню. Надо Мари отвезти засветло. Да недалеко же, Господи, по Каширскому шоссе, потом пять километров …
Потоцкие Светлана. Убийство и дама пик
19.
… не ночью, как всегда, а засветло. Он улыбался: «У меня окорок есть. Я вас сегодня угощу …
Прашкевич Геннадий. Приключение века
20.
… приземлиться в конечном пункте еще засветло. Однако прошел час, второй, как мы в воздухе, над землей …
Полынин Ф.П.. Боевые маршруты
21.
… погружаться в нее. Успеть бы засветло подняться с тракта на правый берег, на тропу, ведущую к …
Понизовский В.М.. Заговор генералов
22.
… ныне, Заряна, — покачал головой знакомец. — Засветло не дойдете. Остановиться бы вам, отдохнуть… — Постой, Малюта, — неожиданно поднялся … придется. — Коли в дороге переночуем, засветло в стольный город придем, — покачал головой Олег. — А коли с … с людьми? — Днем сеча случилась. Засветло русов в лес загнали, в полон сдаваться звали. Но те … ведуну просто повезло, что еще засветло он услышал журчание в одном из многочисленных оврагов. Не успел …
Прозоров Александр. Ведун 1-2
23.
… Создатель, — сообщил Дьявол, — то еще засветло успеем в следующий поселок. — Поехали мимо, — легко согласился Олег, — у …
Прозоров Александр. Год полнолуний
24.
… Время дорого, надо спешить — может, засветло доберемся до воды. Святослав будто пробудился от дум. — Вперед! — И …
Продан Ю.. Дорога на Тмутаракань
25.
… до Горбунков дружина успеет дойти засветло. — Агарий, Осип, возвращайтесь к Неве. Смотрите, как обычно, шнеки да … Да и не успею я засветло до Суйды дойти. Лесом туда пути нет, а по реке … сыновьями, коли коней пришпорю, тоже засветло до усадьбы успею. А то уж забывать стал, как выглядит … В Посольский приказ привез, но засветло не успел… — Немедля в поруб крамольника! — грозно рыкнул Толбузин, и …
Прозоров Александр. Боярская сотня
26.
… Лес кончился. — И, помолчав, добавил: — Засветло выходить на болото нельзя. Нас тут, как грача на снегу … что аэродром почти готов. Утром, засветло, сделают последние зачистки, и можно будет принять связные и санитарные … с рассветом и потому, поужинав, засветло забрались в шалаши. Свернувшись клубочком и прижавшись к своему большому …
Полевой Борис. Золото
27.
… докладывается мистеру Ломбардо. Когда, ещ„ засветло, авральщики покидают здание, скучающий воскресный вахтер говорит мне, ехидно улыбаясь …
Письменный Борис. Рассказы
28.
… вами. Надо поспешить, чтобы добраться засветло. Вскоре Виктория, Селиванов, командир порта и еще несколько офицеров очутились …
Платов Л.. Секретный фарватер
29.
… подругу свою повстречала? *** Маслов проснулся засветло. Дунька, рябая умница, из постели дремно смотрела, как муж суетно …
Пикуль Валентин. Слово и дело
30.
… из Риги утром, они еще засветло достигли Дерпта, — дороги были на диво гладкие, по вечерам каждая …
Пикуль Валентин. Фаворит (роман-хроника времен Екатерины I)
Цель:
- формирование навыка написания суффиксов -а- и -о-
в наречиях, образованных от прилагательных при
помощи приставок; - расширение активного словарного запаса
учащихся; - воспитание культуры речи.
Оборудование:
Учебник “Русский язык”, 4 класс Часть 2 (автор
А.В. Полякова), Русский язык: Как живешь, наречие?
(автор Т.Г. Рик).
Ход урока
I. Постановка проблемы урока.
На доске записан текст:
Работаем в отборочной комиссии. Отбираем
наречия. Встаем засветло и работаем дотемна,
только изредка на обед и отвлекаемся. Досыта не
наедаемся, надолго никак не уйдешь — столько
работы! Ходим влево, вправо — кандидатов
рассматриваем. Только всех отсмотришь – снова
кандидаты пришли, уже другие.
Учитель: Прочтите. Что записано?
Дети: Текст.
Учитель: Что заметили?
Дети: Много наречий.
Учитель: Выпишите наречия в тетрадь в
столбик, выделите суффикс.
Самостоятельная работа учащихся. Заполняется
таблица на доске.
Прилагательное, от | наречие | приставка | корень | суффикс |
изредка | -а- | |||
дотемна | -а- | |||
снова | -а- | |||
засветло | -о- | |||
надолго | -о- | |||
влево | -о- | |||
Учитель: Что заметили?
Дети: Это наречия с суффиксами -а- или -о-.
II. Определение темы и цели урока.
Учитель: Как вы думаете, что станет темой
нашего урока?
Дети: Я думаю, что тема нашего урока будет
звучать так: правописание суффиксов -а- и -о- в
наречиях.
Учитель: Да, сегодня мы узнаем, когда же в
наречиях пишется суффикс -а-, а когда -о-.
III. Работа над темой урока.
Учитель: А что мы знаем о наречиях?
Дети: Это неизменяемая часть речи.
Дети: Она связана с глаголом.
Дети: Наречия образуются от прилагательных и
существительных с предлогами.
Учитель: А от каких частей речи образованы
наши наречия? Запишите эти слова.
Дополняется таблица.
Прилагательное, от | наречие | приставка | корень | суффикс |
редкий | изредка | -а- | ||
темный | дотемна | -а- | ||
новый | снова | -а- | ||
светлый | засветло | -о- | ||
долгий | надолго | -о- | ||
левый | влево | -о- | ||
Дети: Эти наречия все образованы от
прилагательных.
Учитель: Каким способом образованы эти
наречия?
Дети: Они образованы
приставочно-суффиксальным способом, т.е. при
помощи приставки и суффикса.
Учитель: При помощи каких приставок и
суффиксов образованы наречия?
Дети: При помощи приставок из-, до-, с-, за-,
на-, в- и суффиксов –а-,-о-.
На доске дополняется запись в таблице:
Прилагательное, от | наречие | приставка | корень | суффикс |
редкий | изредка | из- | -а- | |
темный | дотемна | до- | -а- | |
новый | снова | с- | -а- | |
светлый | засветло | за- | -о- | |
долгий | надолго | на- | -о- | |
левый | влево | в- | -о- | |
Учитель: Взгляните еще раз в свои тетради
и на доску и попробуйте сделать вывод о том, когда
в наречиях с приставками пишется суффикс -а-, а
когда -о-.
Дети: Я думаю, что суффикс -а- пишется в
наречиях, образованных от прилагательных при
помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется,
если наречие образовано при помощи приставок за-,
на-, в-.
Учитель: Давайте проверим себя, а для
этого сравним наш вывод с выводом учебника
страница 10.
Учащиеся читают вывод учебника.
Дети: Да, мы верно сделали вывод.
Учитель: Закончим чтение нашего текста.
Как вы думаете, какое задание может быть дано к
нему?
Текст на доске:
Подходить к ним нужно достаточн- избирательн- и
объяснять доходчив-. Некоторые не понимают –
занов- приходят. Смотреть нужно внимательно:
запрост- ошибиться можно! Устаем изрядн-! Но доля
наша издавн- такова – служить наречию.
Ваши Издос и Занав.
Дети: Здесь пропущены суффиксы в наречиях
с приставками. Я думаю, что нужно вставить эти
суффиксы.
Учитель: Выполните предложенное задание,
выделяя суффикс и приставку, при помощи которой
образовалось это наречие.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Ребята, не было ли сомнений при
выполнении этого задания?
Дети: Я сомневаюсь в написании слова
“достаточн-” и “изрядн-”. Мне кажется, что здесь
нужно написать суффикс -о-.
Учитель: Давайте вновь обратимся к таблице.
Запишите в таблицу эти наречия. От каких
прилагательных они образованы?
Ученики дополняют таблицу.
Прилагательное, от которого | наречие | приставка | корень | суффикс |
редкий | изредка | из- | -а- | |
темный | дотемна | до- | -а- | |
новый | снова | с- | -а- | |
светлый | засветло | за- | -о- | |
долгий | надолго | на- | -о- | |
левый | влево | в- | -о- | |
достаточный | достаточно | -о- | ||
изрядный | изрядно | -о- |
Дети: Я понял. Эти наречия образованы от
прилагательных, у которых уже была приставка. А
мы говорили о наречиях, образованных при помощи
приставок. Значит, эти наречия нашему правилу не
подчиняются.
Учитель: Кто повторит, как звучала тема
нашего урока?
Дети: Правописание суффиксов -а- и -о- в
наречиях .
Учитель: Вы согласны с такой
формулировкой?
Дети: Нет, мы считаем, что ее нужно уточнить.
Дети: Тема будет звучать так: правописание
суффиксов -а- и -о- в наречиях, образованных от
прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-,
за-, на-, в-.
Учитель: А кто написал нам это письмо?
Дети: Издос и Занав. Это приставки.
Дети: Они так себя назвали, чтобы нам было
легко запомнить, какие нужно писать с суффиксом
-а-, а какие с суффиксом -о-.
Учитель: А теперь попробуйте сами
образовать наречия от данных частей слов при
помощи приставок и суффиксов из таблицы.
Запись на доске:
-бел-
-темн-
-лев-
-давн-
Самостоятельная работа учащихся. Проверка.
IV. Итог урока.
Учитель: Чему мы сегодня научились?
Буквы «о» и «а» на конце наречий
Буквы «о» и «а» на конце наречий
Буквы «о» и «а» на конце наречий пишутся в зависимости от наличия приставки из-, до-, с- или в-, на-, за- согласно орфографическому правилу русского языка. Приведем примеры наречий с суффиксами, обозначенными буквами «о» и «а».
Безударные суффиксы наречий «о» и «а»
Конечные буквы «о» и «а» в морфемном составе наречий обозначают словообразовательные суффиксы, которые чаще всего являются безударными:
- спросить сно́в а ;
- пойти напра́в о .
В русском языке обычно безударные гласные в корне проверяют ударением. Согласно правилу в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге слова, если изменить его форму или подобрать однокоренное слово:
- под а ри́ть — пода́рок;
- о кно́ — о́кна;
- ул е та́ют — лётчик;
- уд и вле́ние — ди́во.
Эти приемы проверки невозможно применить в написании безударных суффиксов наречий, обозначенным буквами «а» и «о». Во-первых, наречия не изменяются. Во-вторых, нет таких однокоренных слов, в составе которых ударение переместилось бы на суффикс. Но в русском языке существует правило орфографии, которое поможет выяснить, когда следует написать букву «а» или «о» на конце наречия.
Правило
В русском языке с помощью указанных приставок и суффиксов -а, -о образованы наречия от кратких форм качественных прилагательных:
- существует и́з давн а ;
- смотреть и́с кос а ;
- съесть до́ чист а ;
- спросить с нов а ;
- сдвинуть в ле́в о ;
- переписать на́ бел о ;
- скрыть за́ прост о .
Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Если заглянуть в историю появления наречий, то можно выяснить, что слова этой части речи были образованы с помощью приставок из-/ис-, до-, с- от кратких форм прилагательных. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам. Так, наречие «дотемна» образовано с участием предлога «до» и формы родительного падежа прилагательного «темна». Предлог стал приставкой, а падежное окончание -а превратилось в суффикс наречия. Так были образованы многие наречия с приставками из-, до-, с-:
- до сыт а ;
- из редк а ;
- с ыз нов а ;
- с горяч а ;
- с прав а ;
- с легк а .
Обратим внимание, что некоторые наречия согласно орфоэпической норме современного русского языка произносим с ударным суффиксом:
- растереть докрасн а́ ;
- загореть дочерн а́ ;
- отмыть добел а́ .
Эти слова не доставят затруднений в написании, если в них правильно поставить ударение.
Отличаем написание наречий с конечными буквами «о» и «а» от слов этой части речи, образованных с помощью суффикса -о от бесприставочных и приставочных прилагательных.
Понаблюдаем:
- смирн ый — смирн о лежать;
- скверн ый — скверн о поступить;
- из вечный — существует изве́чн о ;
- до словный — перевести дословн о .
Видеоурок для учащихся 7 класса
Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).
Методика АСО при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.
Ученики, усвоившие материал, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.
Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь». Использую мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.
Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока использую игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенном необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.
Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЭОР.
Пятый этап урока — домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.
Преимущества АСО при объяснении нового материала:
· дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;
· полная занятость всех учащихся;
· осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
· дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).
На своих уроках я предпочитаю живое общение с детьми, так как оно в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В моем классе дети с разными типами репрезентативной системы, поэтому кому-то необходимо послушать (аудиалы), кому-то записать в тетрадь необходимую информацию (кинестетики), а кому-то из детей посмотреть на доску (визуалы). Учащимся визуального типа необходимо «видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели вербальные устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять задания. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух. Они предпочитают устные объяснения. Им нужен звук. Они не должны получать тишину. Кинестетикам требуется движение.
Аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух.
Визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации.
Кинестетический — учится на собственном деятельном опыте.
Некоторые дети демонстрируют визуальное предпочтение, другие – слуховое. Одни быстрее приходят к решению проблемы, рисуя картинки, а не произнося слова, другие предпочитают решать проблему, вспоминая собственные ощущения.
Как было сказано выше, на уроке я выделяю три группы учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы. Это так называемые группы «сильных», «средних» и «слабых» учеников. К «сильным» относятся учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, с высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. К группе «средних» относятся учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений, со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд. К группе «слабых» относятся учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений. В эти группы попадают учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Наибольших усилий требует работа со школьниками этой группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самих групп.
Выделяя «сильных» учеников, я создаю интеллектуальный фон класса. Это повышает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для детей, развивает способности и таланты, формирует основу для выбора будущей профессии. Для «сильных» учеников подбираю и специальные задания, и увлекательную дополнительную литературу. Поэтому в классе не останется незаинтересованных.
На всех этапах урока используются наглядные материалы. Это могут быть презентации, таблицы, плакаты, образцы рассуждений и т.д., что позволяет наглядно познакомиться со структурой определения, с правилом. Это материал для наблюдений и анализа. Поэтому работа с правилами идет целенаправленно. Так, при многократном повторении учителем и учениками действия, не требующего большой затраты времени, до сознания каждого ученика будет доведено содержание правила, причем настолько, что сильные ребята, еще не взглянув в учебник, могут сказать его, а слабые подготовлены к его сознательному восприятию. В презентации процесс пользования правилом показывается в буквальном смысле, затем под руководством учителя ученик воспроизводит последовательность операций на ряде примеров, отмечая условия орфограммы. Презентации, таблицы позволяют показать способы образования наречий, что также способствует осмысленному восприятию нового материала.
Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок необходимо больше писать, постоянно рассуждая строго определенным образом. Вовлечь в эту работу весь класс можно при условии письменного комментирования, в результате которого развивается орфографическая зоркость, ускоряется процесс выработки навыков. Незаменимо это умение для эффективной проверки текста самим учеником. Научить письменному комментарию -значит научить пользоваться правилами. Это важно для тех, у кого нет языкового чутья, для «от природы» неграмотных. Презентации, таблицы, схемы на определенных этапах урока дают образец, как рассуждать, одновременно напоминая само правило. Таблица -это обобщенный материал для наблюдений и толчок для тренировочных работ.
Презентация заинтересовывает. Детям интересно наблюдать, как все изменяется, им интересно расшифровать, читая условные обозначения. Это укрепляет веру в себя, в свои возможности. Учащиеся сами с интересом составляют презентации.
Кроме того, презентации позволяют сформулировать тему и цель урока. Она может служить опорным материалом для учителя во время урока.
На уроке использую работу в статических парах. Это 2 человека, сидящие за одной партой. Идет работа в динамических парах. Это 4 человека, сидящие за соседними партами (1 и 2 парты, 3 и 4 парты и т.д.). Такая работа в парах повышает активность учащихся. Дети получают возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится неотъемлемым элементом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. На уроке создается атмосфера для естественного общения детей. Идет коллективное взаимодействие всех членов группы.
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под моим общим направляющим руководством в ходе совместного взаимодействия.
Использование разных методик на уроке дает хороший уровень усвоения теории, так как значительно увеличивается время на тренировку, что обеспечивает прочность практических навыков. Идет обучение (индивидуальное) приемам самостоятельной работы. Обучение ориентируется на понимание, осмысление.
Цель урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило, изученное на уроке.
Задачи урока:
Обучающие:совершенствование навыков написания наречий.
— развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
— развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
— развитие способностей к самостоятельному труду;
— развитие познавательного интереса.
— воспитание культуры общения, речи и поведения;
— вызвать заинтересованность в получении знаний;
— побудить учащихся к активности;
— закрепить уверенность в успехе.
Тип урока:объяснение нового материала (адаптивная система обучения).
Формы работы учащихся:принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.
Необходимое техническое оборудование:
— раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1, 2); сигнальные карточкис красной и синей сторонами; «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя); кубик, на гранях которого написано:1 грань «суффикс -о», 2 грань «суффикс -а», 3 грань «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», 4 грань «приставки в-(во-), на-, за-», 5 грань «корни -сух-, -лев-, -чист-», 6 грань «корни -давн-, -прав-, -долг-»; презентация, таблицы.
Ход урока.
Слово учителя:Сегодня у нас необычный урок. У нас новая тема. Запишите число, классная работа и тему урока «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-».
Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами в нашей теме урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока. Какова же цель урока?
Дети отвечают:Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.
Творческая работа в динамических парах.
На партах у детей лежат кубики.
Слово учителя:Задание.Из кубиков построить слова, записать их. На конце наречий запишите
Дети отвечают:Мы не знаем, какую гласную писать, т.к. они безударные. И по слуху нельзя различить: начист
Слово учителя:К нашим составленным словам мы еще вернемся в конце урока.
Анализ таблиц на экране.
Слово учителя:Обратимся к таблице.Цель: выяснить способы образования наречий.
Слово учителя:Посмотрите на таблицу! Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом с помощью суффиксов -о , -е.
Слово учителя:Но наречия на -о и -е также образуются приставочно-суффиксальным способом. Сделайте вывод! Какими же способами образуются наречия?
Дети отвечают:Наречия образуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.
Слово учителя:Задание. Я вам называю наречия, а вы определяете, каким способом они образованы. Достаньте свои сигнальные карточки. Красный цвет -приставочно-суффиксальный, синий -суффиксальный. (Дети сигнальными карточками определяют способ образования слова).
Учитель диктует слова:
Издалека (красный), доходчиво (синий), снова (красный), дословно (синий), сначала (красный), начисто (красный), изменчиво (синий), сгоряча (красный), рассеянно (синий), доверчиво (синий).
Дети допускают ошибки.
Анализ таблицы, показанной на экране.
Слово учителя:Проанализируем таблицу с целью выяснения условия выбора букв о-а в наречиях.
Слово учителя:Посмотрите на таблицу. Каким способом образованы наречия в 1 столбике?
Дети отвечают:Приставочно-суффиксальным.
Слово учителя: А как вы узнали?
Дети отвечают:Наречие издалека образовалось от слова далекий приставочно-суффиксальным способом. В нем нет приставки из-. Мы ее прибавили вместе с суффиксом -а.
Слово учителя:Если приставочно-суффиксальный способ, то какие гласные на конце наречий?
Дети отвечают:-а.
Слово учителя:С какими приставками наши наречия?
Дети отвечают:Из-, до-,с-(со-).
Слово учителя: Каким способом образованы наречия во 2 столбике?
Дети отвечают:Суффиксальным.
Слово учителя:А как вы узнали?
Дети отвечают:Наречие исправно образовалось от слова исправный с помощью суффикса -о, здесь была приставка ис-, т.к. нет слова «правный».
Слово учителя:Если суффиксальный способ образования наречия, то какие гласные на конце?
Дети отвечают:-о.
Слово учителя:От чего зависит выбор о-а на конце наречий?
Дети отвечают:От способа образования наречий.
1 этап объяснения нового материала.
Образец рассуждения даёт учитель.
Слово на экране: СНАЧАЛ…
Слово учителя:В наречии «сначала» я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «сначала» есть приставка с-(со-). Ее не было в исходном слове «начало», она прибавлена вместе с суффиксом, поэтому в наречии «сначала» на конце пишется букваа.
Слово на экране: ДОСРОЧН…
Слово учителя:Я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «досрочно» есть приставка до-, которая была в исходном слове «досрочный». Поэтому на конце наречия надо писать букву о.
Слово на экране: ВПРАВ…
Слово учителя:В этом наречии есть приставка в-. Она не влияет на выбор букв о-а. Если есть приставки в-(во-), на-, за-, на конце наречий всегда пишется буква о. Значит, в наречии «вправо» пишу на конце о.
Слово учителя:Обратимся к таблицам.