Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Иоганн Штраус — «Король вальса»
-
2 слайд
Описание слайда:
Иоганн Штраус (1825-1899)
Иоганн Штраус – известный австрийский композитор, дирижёр и скрипач, автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт, признанный «Король вальса».
Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.
-
3 слайд
-
4 слайд
Описание слайда:
К «музыке для ног» во все времена относились в лучшем случае снисходительно. Симфонии, оратории, опера считались благородными жанрами, а вальсы, кадрили, польки – развлекательными, а значит – второсортными.
Такое положение вещей навсегда изменил Иоганн Штраус. Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он создал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности.
-
5 слайд
-
6 слайд
Описание слайда:
Популярность «Короля вальса» не ослабевает уже более 100 лет. Однако, кроме вальсов, Штраус писал и другую музыку, например, оперетты, список которых огромный, были очень популярны.
Наиболее известными в настоящее время являются: «Летучая мышь», «Венская кровь», «Цыганский барон», «Карнавал в Риме», «Кружевной платок королевы».
-
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Благодарные потомки очень бережно отнеслись к наследию великого композитора. В ХХ веке на основе его вальсов было создано несколько балетов. Произведения великого композитора музыкальные критики считают настоящими шедеврами, а не простой танцевальной музыкой, они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.
В 1870-е годы Иоганн Штраус активно гастролирует по всему миру. Интересно, что во время выступления на Бостонском фестивале он поставил мировой рекорд, сумев дирижировать оркестром, количество которого превышало 1000 музыкантов!
-
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
В ту пору Штраус увлекся опереттами, снова оказавшись родоначальником отдельного классического жанра. За годы биографии Иоганн Штраус создал 496 произведений: вальсов – 168, полек – 117, кадрилей – 73, маршей – 43, мазурок – 31, оперетт – 15, 1 комическую оперу и 1 балет.
Композитор смог удивительным образом поднять танцевальную музыку до симфонических вершин.
Расцвет творчества композитора пришелся на рубеж 1860-1870 гг. В ту пору он написал свои лучшие вальсы, включая «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
По биографии Штрауса снято несколько фильмов. «Большой вальс» (1938) повествует о коротком периоде из жизни Штрауса, истории создания некоторых известных вальсов с изрядной долей вымысла, заявленной, впрочем, в начальных титрах. Фильм получил «Оскар» за операторскую работу и дважды являлся лидером проката в СССР. Его полный тезка, американский фильм 1972 года «Большой вальс», имеет в своей основе более биографически достоверный сценарий, в центре которого – противостояние отца и сына Штраусов.
«Прощание с Петербургом» (1971) – фильм Я. Фрида, получивший название по одноименному вальсу. Лента рассказывает о павловских сезонах Штрауса и его романе с О. Смирнитской.
-
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
Самые известные в нашей стране экранизации оперетт Штрауса: «Летучая мышь» (1978) Я. Фрида с В. и Ю. Соломиными и Л. Максаковой и «Цыганский барон» (1988) В. Окунцова с К. Даниловой, В. Краславским и Н. Трофимовым.
-
19 слайд
-
20 слайд
-
21 слайд
Описание слайда:
Последние годы своей жизни человек, не написавший ни единой печальной мелодии, провел в затворничестве, словно отдав публике за 50 лет творчества всю свою искрометную энергию и хорошее настроение. В вечности Иоганн Штраус остался лучезарным королем вальсов, символом беззаботной юности и романтической любви.
-
22 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 452 человека из 67 регионов
- Сейчас обучается 2341 человек из 84 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
«Парад колясок «Чудо-коляска» (совместная творческая работа родителей и детей)
-
Консультация для родителей доу
-
«Организация работы мультипликационной студии «Мультяшка» в рамках фестиваля «Доброе кино»
-
Фрагмент этапа урока по учебному предмету «Литературное чтение» для эффективного понимания и усвоения «Малые жанры фольклора»
-
Доклад «Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: рефлексивно – ценностный подход»
-
Технологическая карта «В едином солнечном ритме»
-
Проектная работа на тему: ,,СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
-
Конспект занятия на тему «Кукла Крупеничка»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438195 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Особенности организации образовательной деятельности при домашнем обучении»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Эффективные технологии образования в рамках реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения при преподавании экономики в современном образовании»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Формирование системы управления качеством учреждений профессионального образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Государственно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация услуги по воспитанию детей в специальной (коррекционной) школе-интернат»
Дом-музей Иоганна Штрауса
Австрия, официально — Австрийская Республика. Форма правления — Федеративная республика. Столица — город Вена. Официальный язык — немецкий. Преобладает католицизм. Население — 8 032 926 человек. Главный праздник — 17 октября 1918 года День Независимости (от распада Австро-Венгрии). Валюта — Евро. Интернет-домен — .at. Телефонный код +43. Часовой пояс — UTC +1 (летом +2). Член Евросоюза и участник Шенгенского соглашения (для посещения нужна шенгенская виза).
Нить Ариадны
Австрия
Бельгия
Великобритания
Голландия
Германия
Израиль
Испания
Италия
Мальта
Сан-Марино
Монако
Франция
Швейцария
евро
Курс на: 16-09-21
85,36
российских рублей
за 1 евро
По данным ЦБР
Автомобильные трансферы
Дом Иоганна Штрауса — Johann Strauss Wohnung. Иоганн Штраус-сын, «король вальса», был чрезвычайно популярен при жизни, богат. Он сочинил 496 великих музыкальных произведений, среди которых вальсы «Сказки Венского леса» и «На прекрасном голубом Дунае» (неофициальный гимн Австрии). В этом доме он прожил семь лет, тут же появились на свет и два знаменитых вышеупомянутых вальса. Он был картежник, весельчак и талантливый шоумен — во время гастролей по Великобритании и США, Штраус поставил мировой рекорд во время управления оркестром численностью более тысячи человек!
В общем, так — Штраусов было четверо. Отец Иоганн (1804—1849) родил трех сыновей — Иоганна (1825—1899), Йозефа (1827—1870) и Эдуарда (1835—1916). Все четверо были композиторами и дирижерами, а первые двое (отец и первый сын) еще и отличными скрипачами. Это дом-музей посвящен самому первому Штраусу-сыну (Иоганну Иоганновичу Штраусу, или Ивану Ивановичу Страусу, по-русски говоря). Он-то и признан «королём вальса» и является автором наиболее нашумевших произведений. Он был очень популярен и богат — говорят, в 1856 как дирижёр летних концертов в России он получил 22.000 рублей за сезон. Это огромные деньги по тем временам. Там он завел роман с русской девушкой Ольгой Смирнитской (ему посвящен советский фильм «Прощание с Петербургом»). Ольга бросила его (за это он посвятил ей вальс «Проказница»), и уже в 1862 году он женился на певице Йетти Халупецкой (Трефц), которая была на семь лет старше и уже имела семерых детей (Штраус состоял потом в браке еще дважды, но своих детей у него не было).
В 1863 году они с Йетти и переехали в квартиру на Пратерштрассе 54, в которой прожили 7 лет. В этом доме он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), а также лучшие оперетты. Умер Штраус от воспаления легких 3 июня 1899 и похоронен на Центральном кладбище.
Банкирская дочка Адели Дойч, последняя жена композитора, посвятила себя созданию музея Иоганна Штрауса, собирая все интересные письма и ноты. Интерьеры музея не просто воссоздают атмосферу того времени, там сохранились фрагменты подлинной обстановки дома Штрауса, в частности музыкальные инструменты композитора, картины и мебель, партитуры вальсов, забавные бальные аксессуары XIX века, а также личные вещи Штрауса. Кроме того, здесь выставлены вещи отца Штрауса и его братьев.
Иоганн Штраус
Биография
Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.
Детство и юность
Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.
Портрет Иоганна Штрауса
В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе — офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.
К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.
Иоганн Штраус в молодости
На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.
Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.
Иоганн Штраус
Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.
Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.
Музыка
Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более — императорского дворца.
Композитор Иоганн Штраус
После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.
Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».
Эдуард Штраус, Иоганн Штраус и Йозеф Штраус
Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.
Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.
Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» — символ празднования Нового года.
В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна — это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.
В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».
В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.
Личная жизнь
Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».
Ольга Смирнитская, русская возлюбленная Иоганна Штрауса
После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.
Генриетта Халупецкая, первая жена Иоганна Штрауса
После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.
Анжелика Дитрих, вторая жена Иоганна Штрауса
Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.
После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.
Смерть
В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.
Могила Иоганна Штрауса
Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и Франца Шуберта.
Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская: русская муза короля вальсов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иоганн Штраус был старшим сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса – композитора и дирижера-солиста, под вальсы и польки которого танцевала вся Вена. Сын пошел по стопам отца и вскоре его затмил. И хотя поначалу отец играл при дворе и на светских балах, а сын – в казино и кафе, Штраус-старший уже в 40 лет утратил симпатии публики. Это подорвало его здоровье, и в 1849 г. он умер. А карьера сына стремительно пошла вверх. С 1852 г. оркестр Штрауса-младшего играл при дворе императора Франца-Иосифа І.
В 1854 г. Штраусу предложили контракт в России, и вскоре композитор стал выступать для членов императорской семьи и русской публики. В России Штраус провел 10 лет с перерывами. По слухам, тут у него случилось несколько романов, о нем говорили как о ветреном ловеласе и кумире женщин, но настоящее чувство в нем вызвала только Ольга Смирнитская.
О русской музе австрийского композитора стало известно не так давно – российские зрители впервые узнали об этой истории, когда на экраны вышел фильм Яна Фрида «Прощание с Петербургом», но долгое время эта история воспринималась лишь как легенда. Было известно о том, что Штраус и Смирнитская вели переписку, но эти письма считались утерянными. Лишь в начале 1990-х в архивах городской библиотеки Вены обнаружили точные копии писем Штрауса. После этого книгу писем опубликовали в Австрии, где она произвела настоящий фурор – существование русской музы было доказано.
Они познакомились в 1858 г. Ольга была одной из первых русских женщин-композиторов, и своеобразным признанием ей в любви стало то, что Штраус включил ее польку-мазурку в программу своего концерта. Влюбленные были вынуждены скрывать свой роман, так как родители Ольги были против их связи. Композитор писал девушке полные нежности письма, а она отвечала ему на них романсами, мелодии которых Штраус потом обыгрывал в своих опусах.
Иоганн пытался получить разрешение на брак и у самой девушки, и у ее родных, и у своей матери, но так ничего и не добился. Чопорные аристократы считали композитора неудачной партией для дочери, они чрезвычайно гордились своим дворянским происхождением, хотя у матери семейства были купеческие корни. Сословные предрассудки родителей Ольги не допускали мезальянса. Кроме социального неравенства, их смущала скандальная репутация жениха и слухи и его болезни и неминуемой скорой гибели. В одном из писем Штраус и сам пишет Ольге о том, что доктора отвели ему не больше 2-х лет.
Влюбленные даже замышляли побег, но Ольга так на него и не осмелилась. В 1860 г. Штраус снова просил ее руки и снова получил отказ. Композитор продолжал засыпать ее письмами. Так, после того, как девушка подарила ему свой локон, он ей написал: «Целовать твои волосы – мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время».
«Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, – и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет», – в отчаянии писал Штраус.
После расставания с композитором Ольга вышла замуж и прожила в браке 60 лет, хотя с мужем счастлива не была никогда. Штраус женился трижды, но тоже не обрел ни счастья, ни покоя. Портрет Ольги он хранил всю жизнь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Johann Strauss II
Иоганн Батист Штраус II (нем. Johann Baptist Strauss ; 25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, там же) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.
Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего [1] . Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720—1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Данный факт позже, с помощью фальсификации документов [2] , пытались скрыть нацисты, называвшие музыку Штрауса «немецкой» [3] . Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.
Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром [4] и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках [5] . Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов (Франца Амона [4] и др.), которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей. После развода родителей при поддержке своей матери сын смог полностью сосредоточиться на карьере композитора [6] .
Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера [7] . Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын [8] , не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка) [9] .
Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.
1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии [4] . Всюду он имел огромный успех.
Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша [4] . Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».
1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920), но родители Ольги Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви» [10] [11] .
В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с офицером Семёновского полка Александром Степановичем Лозинским (1840—1920), женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz) [4] . Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую [12] . Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.
Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.
1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.
В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов [13] . В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников», хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.
1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).
1878: через шесть недель после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих [14] . Вскоре этот брак распался [4] . В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса [15] . Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского [4] . Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.
1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.
1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса [16] .
1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.
Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка» [17] . Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.
Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.
После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.
За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
Иоганн Батист Штраус II (1825-1899) — биография, жизнь и творчество композитора
Продолжатель династии
Музыкант родился 25 октября 1825 года в католической семье композитора Иоганна Штрауса I в Санкт-Ульрихе около Вены, Австрия. Прадед по линии отца был по национальности евреем — факт, который позже пытались скрыть нацисты, называвшие музыку династии «такой немецкой». Его отец считал, что мальчик должен стал банкиром. Тем не менее сын начал изучать скрипку ещё в раннем детстве. Первым учителем стал скрипач отцовского оркестра — Франц Амон. Только когда отец бросил свою семью ради любовницы Эмили Трампуш, сын при поддержке матери смог полностью сосредоточиться на музыкальной карьере.
Штраус изучал контрапункт и гармонию с профессором-теоретиком Йоахимом Хоффманном, владельцем частной музыкальной школы. Таланты молодого дарования были признаны композитором Джозефом Дрехслером. Именно в это время Иоганн сочинил своё единственное произведение на религиозную тему — Tu qui regis totum orbem (1844).
Антон Кольман — другой учитель скрипки, который был преподавателем балета в Венской придворной опере, написал Иоганну отличную характеристику. Вооружившись этой бумагой, Штраус обратился к венским властям с просьбой о выдаче лицензии.
Первый оркестр был сформирован из музыкантов, которых композитор нанял в таверне. С этого момента он также начал писать кадрили, мазурки, польки и вальсы, которые затем исполнял его оркестр. Вскоре он начал получать похвалу за свою работу и в 1845 году был удостоен звания почётного дирижёра второго Венского гражданского полка.
Успехи в карьере
Биография и творчество Штрауса-сына во многом выделялись на фоне жизни и творчества других членов его семьи. Он достиг большей славы, чем его отец, который, кстати, был самоучкой. Иоганн стал одним из самых популярных композиторов, писавших вальсы, активно гастролировал по Австрии, Германии и Польше со своим оркестром. Выдающийся музыкант неоднократно подавал заявку на должность музыкального директора Royal Ball Balls, однако из-за частых ссор с властями его прошение неоднократно отклоняли.
Штраус начал сочинять для Венской мужской хоровой ассоциации в 1847 году. В 1853 году из-за чрезмерных физических и психических нагрузок Иоганн заболел, и его младший брат Йозеф (по настоянию семьи) на шесть месяцев взял на себя управление оркестром. После выздоровления он снова занялся дирижированием и сочинением — занятием, которое в этот момент увлекло его сильнее, чем когда-либо, и привлекло внимание таких светил, как Верди, Брамс и Рихард Вагнер.
В 1855 году Штраус-сын принимает приглашение от железнодорожной компании из Санкт-Петербурга, чтобы выступить перед российской аудиторией. Эти поездки станут ежегодными и продлятся вплоть до 1865 года.
Позже, в 1870-е годы, во время гастролей в США, Штраус и его оркестр приняли участие в Бостонском фестивале, куда были приглашены капельмейстером Патриком Гилмором. Там был исполнен вальс «Голубой Дунай», имевший ошеломляющий успех у американской публики.
Во второй половине XIX века знаменитый австрийский музыкант был наиболее востребованным композитором танцевальной музыки. Именно тогда такие мастера эпохи, как Карл Михаэль Захер и Эмиль Вальдтейфель, увидели в молодом авторе серьёзного конкурента. Последний, к слову, занимал высокую должность в Париже. Немецкий композитор оперетты Жак Оффенбах, сделавший себе имя в столице Франции, также бросил вызов Штраусу.
Штраус никому не завидовал, напротив, он искренне восхищался другими выдающимися композиторами. Йоханнес Брамс был близким другом Штрауса-сына, которому он посвятил один из прекрасных вальсов — «Seid umschlugen, Millionen!». В биографиях обоих мужчин рассказывается, что возлюбленная Штрауса Адель обратилась к Брамсу с обычной просьбой, чтобы он дал автограф для её супруга. Он написал несколько мер из «Голубого Дуная» и следующие строки: «К сожалению, НЕ написано Иоганнесом Брамсом».
Наследие гения
Популярность «Короля вальса» не ослабевает уже более 100 лет. Однако, кроме вальсов, он писал и другую музыку, например, оперетты Штрауса, список которых огромный, были очень популярны. Наиболее известными в настоящее время являются:
- «Летучая мышь».
- «Венская кровь».
- «Цыганский барон».
- «Карнавал в Риме».
- «Кружевной платок королевы».
У Штрауса-сына была диагностирована плевропневмония, и 3 июня 1899 года он умер в Вене в возрасте 73 лет. Он был похоронен в Zentralfriedhof. Почти до самой смерти он продолжал писать партитуры для балета «Золушка».
Благодаря усилиям Клеменса Краусса, который в 1929 году исполнил специальную программу, куда были включены многие произведения великого композитора, в Венской филармонии, музыка Штрауса теперь регулярно исполняется на ежегодном Венском новогоднем концерте. Уважаемые и знаменитые дирижёры, с лёгкой руки Вилли Босковки, который и внёс традицию проведения концерта со скрипкой в руках, как это было принято в семье Штрауса, управляли оркестром, неизменно выходя с инструментом:
- Герберт фон Караян.
- Клайбер.
- Лорин Маазелем.
- Зубин Мета.
- Риккардо Мути.
Кроме того, в 1966 году был создан Венский Штраус-Оркестр, а в 1987 году голландский скрипач и дирижёр Андре Рьеру также собрал музыкантов и назвал коллектив в честь великого композитора.
Большинство произведений маэстро, которые исполняются сегодня, возможно, когда-то существовали в несколько ином виде, так как брат Иоганна Эдуард уничтожил бо́льшую часть оригинальных оркестровых архивов Штрауса в фабричных печах венского района Мариальф в 1907 году.
Эдуард, тогда единственный выживший из троих братьев, принял эту решительную меру предосторожности после того, как согласился заключить пакт между ним и братом Иосифом, согласно которому всякий, кто пережил другого, оставшись в одиночестве, должен был уничтожить их записи. Эта, возможно, довольно резкая мера была направлена на то, чтобы не допустить того, что произведения семьи будут присвоены другим композитором. Вероятно, ещё одной причиной для такого поступка стало соперничеством Штрауса с другим популярным венским композитором, сочиняющим вальсы и марши, — Карлом Михаэлем Цихрером.
Два музея в Вене посвящены Иоганну Штраусу II. Его резиденция на Пратерштрассе, где он жил в 1860-х годах, сейчас является частью Венского музея.
Интересные факты
Семья Штраус — одна из самых уважаемых семей в музыкальных кругах. Состоит из опытных композиторов и дирижёров, во всей Австрии и, вероятно, в мире нет другой семьи, которая оказала бы такое влияние на танцевальную музыку. Получивший невероятно точное прозвище — «Король вальса», Иоганн (1825−1899) произвёл революцию в классической музыке и опереттах.
Штраус II возвёл танцевальную музыку, которая характеризовала период Бидермейера, в коммерческую и чрезвычайно успешную форму искусства. В результате он стал мировой звездой, гастролировавшей по Европе и Америке. В течение XIX века Штраус-сын взял штурмом Австрию, и эффект его новаторства всё ещё чувствуется сегодня, когда тысячи композиторов как начинающих, так и профессионалов, ищут вдохновения в его произведениях. Каждому меломану стоит узнать несколько кратких, интересных фактов из жизни Иоганна Штрауса:
- Слава семьи. Абсолютно всё семейство было чрезвычайно талантливо. Иоганн Штраус I вместе с Джозефом Ланнером преобразовали вальс из простого крестьянского танца в прекрасный вид искусства, которым могло бы наслаждаться светское общество. Поскольку он не хотел никаких конкурентов, Иоганн запретил своим детям становиться музыкантами, несмотря на их готовность идти по стопам своего отца. Однако все его сыновья стали музыкантами.
- Напряжённые отношения. Несмотря на доблесть композитора-отца и его успех, он сделал всё, что мог, чтобы помешать его явно одарённому сыну, а также его столь же талантливым братьям заниматься музыкой. Иоганн II должен был стать банкиром, Джозеф — служить в армии, а Эдварду полагалось быть дипломатом в австрийском консульстве. Когда Штраус и его братья не повиновались указаниям родителя и всё равно продолжали сочинять, Штраус-старший клеветал на собственных детей, мешая им оставить свой след на мировом музыкальном Олимпе.
- «Король вальса». Славу и статус вальса XIX века в Австрии невозможно переоценить. Вальс был одним из основных продуктов в аристократическом обществе, а Штраус-сын был эквивалентом сегодняшней самой известной поп-звезды. Исполнение «Голубого Дуная» на Всемирной выставке в Париже в 1867 году подготовило почву для того, чтобы за ним закрепился статус великого композитора. Он создал много успешных композиций, например, Geschichten aus dem Wienerwald в 1868 году и многое другое, что позволило слишком душному обществу высшего класса хорошо проводить время на вечеринках и мероприятиях. На его счету почти 500 танцевальных пьес, 150 из которых вальсы.
- Брак. Новая общественная и политическая элита Вены, родины композитора, любила демонстрировать своё богатство и статус, не только живя по наиболее востребованным адресам в столице страны, но и устраивая салоны и вечера. Приглашения на эти вечеринки пользовались большим спросом, так как позволяли богатой аристократии и известным людям в мире искусства взаимодействовать. Именно во время одной из этих встреч, организованных семьёй Тодеско, Иоганн II встретил свою будущую жену Генриетту Треффз, которая была оперной певицей. После её смерти он ещё дважды женился.
- Голубой Дунай. Одна из самых популярных композиций Штрауса II, к слову, с треском провалилась, когда он дебютировал с ней в 1867 году. Публика была недовольна лирикой, что вынудило героя исполнить её в качестве инструментальной пьесы, и это был хороший ход, поскольку принёс долгожданный успех. Основная тема «Голубого Дуная» была настолько популярной, что стала одной из самых известных мелодий XIX века.
- Расстройства личности. Иоганн-младший заработал ряд личностных расстройств и комплексов, благодаря своим извращённым отношениям с отцом. Он был патологическим ипохондриком, который постоянно боялся заболеть и ослепнуть. Сильно нервничал, когда ему нужно было путешествовать поездом. Кроме того, он также ненавидел быть на улице, солнце, боялся штормов и стать бедным.
- Политика. Помимо музыки, Штраус II также был в конфронтации со своим отцом, когда дело дошло до политики. В 1848 году Австрия переживала политические конвульсии, и каждый член семьи Штраусов поддерживал свою сторону. Иоганн II был убеждённым сторонником революционеров, которые делали всё для того, чтобы свергнуть монарха. В то время его отец был монархистом, он был арестован за публичное исполнение гимна антимонархистов и французской революции — «Марсельеза», сегодня являющийся государственным гимном Франции.
- Еврейское наследие. Происхождение, наследие и религия семьи Штраусов изначально были еврейскими. Иоганн II не был равнодушен к евреям, но увлекался различными христианскими направлениями, такими как протестантизм. Когда нацисты захватили Вену, в 1938 году, тот факт, что его прадед был венгерским евреем, был похоронен, чтобы пресечь ненужные вопросы. Иоганн Штраус II и его отец должны были быть защищены любой ценой, потому что сам Гитлер был большим поклонником их творчества.
- Штраус сегодня. На экране и на театральных сценах Штрауса изображали различные актёры, включая Грейви и Стюарта Уилсона (в успешном мини-сериале 1972 года «Семья Штрауса»). Его по-прежнему очень уважают в родном городе, где его музыка всегда исполняется на новогодних праздниках, проводимых в концертном зале «Musikverein».
В честь «Короля вальса» в Вене была установлена золотая статуя. Монумент довольно больших размеров изображает Штрауса, играющего на скрипке.
Выступления в Петербурге Иоганна Штрауса
В один из теплых осенних дней 1855 года отдыхавший на водах молодой австрийский композитор Иоганн Штраус, талант которого становился все более известным далеко за пределами его родной Вены, был представлен солидному господину в расшитом золотом мундире. Господин оказался новым директором Царскосельской железной дороги и предложил Штраусу место постоянного дирижера летних концертов в Павловском вокзале с окладом, сумма которого заставила композитора отнестись к предложению с большим вниманием. Кроме того, выступать перед изысканной публикой, посещавшей концерты в Павловске, тоже было чрезвычайно престижно. Поэтому через несколько дней контракт, предусматривавший приезд Штрауса в Петербург уже в следующем 1856 году, был подписан.
Известно, что в 1837 году открылось движение на Царскосельской железной дороге между Санкт-Петербургом и его пригородами — Царским Селом и Павловском. Для того чтобы железной дорогой пользовались как можно больше, на конечной станции, в Павловске, построили большой вокзал с концертным залам, и уже летом 1838 года здесь открылся первый концертный сезон. Расчет оправдался: на концерты в Павловск летом отправлялся весь светский Петербург. Однако к началу 50-х годов популярность концертов немного упала, руководство железной дороги объяснило это тем, что в Павловске давно не выступали по-настоящему талантливые артисты. Поэтому директор Царскосельской железной дороги отправился в Европу на поиски новой звезды.
Музыкальный вечер в Павловском вокзале
Иоганн Штраус был приглашен вначале только на один летний сезон 1856 года, однако стал бессменным дирижером Павловских летних концертов на протяжении десяти лет. Вместе с композитором из Вены в Петербург приехали еще 12 музыкантов, остальных артистов для оркестра он выбрал из русских исполнителей. Очередной летний музыкальный сезон в Павловском вокзале открылся 6 мая 1856 года. Как писала потом газета «Санкт-Петербургские ведомости», «народу в Павловске была бездна». Штрауса встретили оглушительными аплодисментами, после исполнения каждой пьесы публика снова устраивала овации. Говорили, что после концерта дирижера чуть ли не на руках донесли до самой квартиры.
С первых концертов Штраус завоевал всеобщую симпатию, особенно восторгались им слушательницы. Композитору в это время исполнился 31 год, он был стройным, красивым, кроме того, публика приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя от дирижирования к игре, при этом иногда он увлекался настолько, что его движения становились почти танцевальными. Но Штраус сумел поставить себя и свой оркестр в новые условия по сравнению со своими предшественниками — зал, где прежде обедали под музыку, теперь стал залом, где музыку только слушали.
Успех Штрауса в Павловске был действительно необычайным. Афиши, извещавшие о концертах Ивана Страуса (так назвали композитора на русский манер) можно было видеть в Петербурге повсюду. Русская публика, приходившая на концерты, любила музыку, разбиралась в ней, знала и ценила вальсы, которые составляли основу репертуара Штрауса. Но композитор включал в свои концертные программы и иную музыку: именно он познакомил петербуржцев с некоторыми произведениям зарубежных композиторов — Гуно, Вагнера, Верди. На концертах звучало лучшее из созданного русскими музыкантами, и особенно часто Штраус исполнял произведения Глинки, устраивая даже целые глинкинские вечера.
Публика настолько любила концерты Штрауса, что многие готовы были оставаться в Павловске на всю ночь. Дирижер даже вынужден был прерывать выступление, когда раздавался звонок, извещавший об отходе последнего поезда. Но иногда и это не помогало: поезд уходил, а слушатели оставались в Павловске на всю ночь. В таких случаях Штраус выходил к публике и просил внести небольшую сумму для бедствующих или в фонд помощи раненым в Крымской войне, а после этого концерт продолжался до утра. Газета «Северная пчела» написала как-то, что по свидетельству одного из меломанов, Штраус «скоро в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады… по ковру, склеенному из нежных записок восторженных поклонниц».
В Павловске Штраус выступал не только как исполнитель и дирижер, он продолжал сочинять. Известны многие его произведения, связанные с пребыванием в Петербурге, и в первую очередь, знаменитый вальс «Прощанье с Петербургом».
Последним сезоном Штрауса в Павловске стало лето 1865 года. 19 сентября состоялся последний концерт сезона, публика, как всегда, проводила своего любимца неистовыми аплодисментами.
Композитор еще несколько раз приезжал в Петербург, даже дирижировал своей опереттой «Цыганский барон» на сцене Александринского театра, но это были уже лишь эпизодические выступления. Десять Павловских сезонов Штрауса стали целой эпохой для русской публики и прекрасным воспоминанием в полной множеством трудностей жизни композитора.