Прослушать сказку сестрица аленушка и братец иванушка

Текст сказки сестрица алнушка и братец иванушка: жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали


Текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров. «Я хочу пить», — говорит Иванушка. «Не пей, братец, а то будешь теленочком», — говорит Аленушка. Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей. «Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется». — «Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком». Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец. «Ах, сестрица, мне страшно пить хочется». — «Не пей, братец, а то будешь баранчиком». Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней. «Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется». — «Не пей, братец, а то будешь поросеночком». Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасется у воды стадо коз. «Ах, сестрица, я напьюся». — «Не пей, братец, а то будешь козленочком». Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком, прыгает перед Аленушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»

Аленушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козленочек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю: «У нас, ваше царское величество, в саду козленочек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица». Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают ее: откуда она и чьего роду-племени? «Так и так, — говорит Аленушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козленочком». Люди доложили все это царю. Царь позвал Аленушку, расспросил обо всем; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козленочек с ними — гуляет себе по саду, а пьет и ест вместе с царем и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу: «Али ты чем нездорова?» — «Да, хвораю», — говорит царица. На другой день царь опять поехал на охоту. Аленушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит: «Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду». Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила ее, навязала ей на шею камень и бросила в море. Аленушка пошла на дно; козленочек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здорова. Собрали на стол и сели обедать. «А где же козленочек?» — спрашивает царь. «Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несет козлятиной!» На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козленочка била-била, колотила-колотила и грозит ему: «Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать». Приехал царь; колдунья так и пристает к нему: «Прикажи да прикажи зарезать козленочка; он мне надоел, опротивел совсем!» Царю жалко было козленочка, да делать нечего — она так пристает, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козленочек все бегает на море? Вот попросился козленочек в третий раз: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь отпустил его и сам пошел за ним следом; приходит к морю и слышит — козленочек вызывает сестрицу:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

Козленочек опять зачал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костер дров и сожгли ее. После того царь с царицей и с козленочком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие связной грамматические правильной диалогической и монологической речи.

Развитие умения узнавать главных героев по иллюстрациям сказки.

Ознакомление детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», с её жанровыми особенностями.

Обогащение активного словаря.

Восприятие художественной литературы.

Развитие умения точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки;

грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Развитие связной грамматически правильной диалогической речи.

Стимулирование переживания персонажам художественного произведения

Развитие внимания, образности речи, умения осмысливать характеры и поступки персонажей.

Развитие умения у детей правильно подбирать слова, противоположные по значению (антонимы).

Развитие крупной и мелкой моторики рук.

Открывают глаза и осматриваются вокруг себя.

В.: Посмотрите ребята, а куда это цветы ведут нас?

Дети: к столу.

В.: На столе, что-то лежит, давайте подойдем поближе и посмотрим что же там.

Подходят к столу, воспитатель предлагает детям сесть на стулья вокруг стола.

В.: Всем известно, только в сказках,

      Есть волшебная страна,

      Там волшебной чудо – краской

      Разукрашены дома,

      Там живут герои сказок,

      Происходят чудеса,

      Все увидите вы сами,

      Посмотрите-ка сюда!

      Нас встречают герои сказок.

      Кто они, друзья? 

Воспитатель берёт книгу в руки, показывая обложку детям. 

— Посмотрите, кого вы видите на обложке? Дети описывают обложку.

В.: Это русская народная сказка, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А русская народная она потому, что её написал не один автор, а народ. Сестрица с братцем и являются главными героями сказки.

— Ребята, вам интересно, как жили герои сказки и что же с ними произошло? С какими трудностями им пришлось столкнуться? (ответы детей) Тогда давайте прочитаем её. Но только я хочу вам сказать, что в сказке будут встречаться незнакомые вам слова и выражения, с которыми мы сейчас познакомимся.

Словарная работа:

1) Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару.

2) В ту пору – (в то время).

3) Ест, пьет из одной чашки – (живут дружно). 

4) Мочи нет – сил нет.

5) Залилась Алёнушка слезами (горько, сильно заплакала).

6) Красная девица (красивая девушка).

7) Откуда не возьмись – (неожиданно).

8)  Оборотиться Алёнушкой (превратиться в Алёнушку).

9) Купец не распознал (купец — богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал).

— Ну а теперь пора и сказку прочитать, только слушайте её внимательно, ребята, и постарайтесь найти там те слова, с которыми мы только что познакомились.

Воспитатель читает сказку детям, показывая иллюстрации в книге. После прочтения сказки, проводится беседа с детьми по вопросам:

— Вам понравилась сказка?

— Кто напомнит мне её название?

— Как вы думаете, почему ее назвали именно так?

— Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они?

С кем жили Алёнушка и Иванушка?

— Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке?

Можно сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему?

Какая беда случилась с Иванушкой и почему?

-В кого он превратился?

Кого на пути встретили Алёнушка и козленочек?

— Расскажите, как ведьма обманула Алёнушку?

Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы так думаете?

Кто помог Алёнушке освободиться от колдовства и как?

Как можно назвать поступок купца? Почему вы так думаете?

— Какой фрагмент сказки вам больше всего понравился?

— Чем вам запомнилась эта сказка?

Удивительная сказка, не правда ли? Какие же только необычные и сказочные события не происходили с сестрицей Алёнушкой и братцем Иванушкой. Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

— Ребята, сказка хочет с нами поиграть.

Я буду бросать вам мяч, называя слово, а вы  ловите мяч и говорите мне его противоположное по значению слово, например добро-зло. Как только ответили слово — бросайте мяч мне обратно в руки. Готовы?

Игра «Скажи наоборот»

-Алёнушка добрая – а ведьма (злая);

-Алёнушка старше – а Иванушка (младше);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – и горит (низко);

-Настроение бывает веселое – а бывает и (грустное);

-Люди бывают добрыми – а бывают и (злыми);  

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

— Вы хорошо справились с заданием, так много знаете слов. Сказке понравилось с нами играть. Ну а нам пришло время возвращаться  в детский сад. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза и произнесём эти волшебные слова:

Сказка двери закрывает

И гостей, всех провожает.

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Речевое развитие, речевая деятельность, коммуникативная деятельность.

Речевое развитие, речевая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Речевое развитие,

физическое развитие.

Игровая деятельность.

Беседа

Художественное слово

Беседа

Словесные методы

Рассказ

Чтение детской  литературы

Беседа

Беседа

Практические действия

Слово педагога, речь детей.

Цветы из цветной бумаги.

Слово педагога

Иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Слово педагога

Слово педагога

Иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Слово педагога, речь детей

Слайд презентация с иллюстрациями из сказки.

Слово педагога, речь детей.

Слова и действия

педагога, речь и действия детей.

Мяч.

Ребёнок проявляет любознательность.

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью.

Ребенок знаком с произведением детской литературы, эмоционально откликается на произведения искусства.

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.

Ребенок владеет устной речью, развита мелкая и крупная моторика рук, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

« Страна Читалия»- познавательная программа.

Прослушать сказку сестрица аленушка и братец иванушка

Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.  

Книга – это чудо из чудес! С самого раннего детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать. Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные. Мы открываем книгу, перелистываем страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает с нами говорить, уносит нас то в тридевятое царство, то в тридесятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями. Книга – удивительная вещь! По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

     Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

На большую часть вопросов вам помогут ответить книги энциклопедии. Слово «энциклопедия» появилось в Греции и означало «инструкции на все случаи жизни». А когда в середине 16 века оно вошло в английский язык, его расшифровали как «книга, объясняющая все известные науки и предметы».

Энциклопедии бывают разные – технические, морские, медицинские, космические. А есть детские. Самая большая так и называется «Энциклопедия для детей.

 Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

     Сейчас я вас приглашаю совершить путешествие в волшебную страну « Читалию», открыть её тайны.    Прежде проведём разминку, ответив на вопросы викторины.

Сказочная хитрюга. Кто это?(Лиса)

За кого держалась внучка?(За Жучку)

Чем ловили золотую рыбку? (Неводом)

Из чего фея сделала карету для Золушки?(Из тыквы)

Подруга семи гномов.(Белоснежка)

Сказочная замарашка.(Золушка)

Какого цвета волосы у Мальвины?(Голубого)

Кто написал сказку «Колобок»?( Народная)

Герой сказки, который жил на крыше?(Карлсон)

Сестрица Иванушки?(Аленушка)

Что в сказках всегда наказывается ?(Зло)

 Деревня Пословицино «Доскажи словечко».

1.Книга – источник …знаний.

2.Книга книгой, а своим умом… двигай.

3. Книга — лучший …подарок

4. Ум без книги — что птица без …крыльев.

5. Выбирай книгу, как выбираешь друга.

 6. Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Как вы их понимаете?

Село Сказкино

Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.

Угадайте из каких сказок  эти слова.

1. «Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги». (С. Михалков. « Дядя Степа»)
2. « Пошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы». (Сказка «Лисичка – сестричка и Серый волк»)
3. «Печка, печка! Скажи, куда гуси полетели?» (Русская народная сказка «Гуси»)
4. «Не пей, братец, теленочком станешь!» (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. «Обещала наша королева, целую корзину золота тому, кто принесет во дворец корзину подснежников». (С. Маршак «Двенадцать месяцев»)
6. «Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь» ( Русская народная сказка «Каша из топора»)

   Село Загадкино

 1.Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята  для  кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

2.В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

3.Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих  ножках. (Кто это?) Баба яга

4.Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат? Ступа

5.У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

6.Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

7.Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

8.Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

9.С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? ( Буратино)

10.А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок

(“Маша и медведь”)

11.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

12. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все же он попался.

(“Колобок”).

« Музей села»

    Когда люди попадают в незнакомую местность, то стараются побольше  узнать об этом месте. А лучше это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас, мои друзья, посетить музей. Вам даны  разные предметы, а вы будете угадывать, кому они принадлежат и из какой они сказки.

  • Туфелька. (Золушка.Ш.Перро. «Золушка»).
  • Яблоко. (Старуха.А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  • Стрела. ( Царевна- лягушка из русских народных сказок.)
  • Половина грецкого ореха. (Дюймовочка.Х.К.Андерсен, «Дюймовочка».)
  • Зеркало. (Царица-мачеха.А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  • Сапог. (Кот  из сказки бр.Гримм «Кот в сапогах»)
  • Горошина. (Принцесса.Х.К.Андерсен, «Принцесса на горошине».)

Город Стихоград

Мы посетим в стране Читалии город Стихоград. Человек знакомится со стихотворениями с малых лет. Став старше, сами учим стихи наизусть. Это поэзия. Цель поэзии- дарить людям приобщение к искусству. Спасибо поэзии, что она не дает уснуть всему хорошему, что есть в человеке.

    Вспомним  фамилии известных авторов (А.А.Блок, С.А.Есенин, Ф.И Тютчев, А.А.Фет, А.С.Пушкин).

 В стране Читалии  может быть все наоборот.  Превратите небылицу в быль.

Переставьте всё, как надо!

Нет ни склада тут, ни лада.

Пингвины-жители пустыни,

Ужата очень любят дыни.

Шофёры знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха

Могучий ёж не знает страха.

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Ужи летают в облаках,

Стрижи на севере, во льдах.

Орлы упрямы, просто страх!

Чижи охотятся в горах.

Моржи в болоте, в камышах,

Киты мечтают о мышах.

Ослы расселись на кустах,

 Коты плывут в крутых волнах…

А все ли на своих местах?

Чтобы книги, которые мы читаем, не были на нас в обиде, помните, как надо обращаться с ними.

НЕ рисовать, не писать ничего в книгах;

НЕ вырывать листы, не вырезать картинки;

НЕ перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

НЕ читать книги во время еды;

НЕ класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Пользоваться закладкой.

Пусть книги друзьями приходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Читалию.

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои.

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд.

Вам, друзья, и книги в руки

Пусть герои оживут!

Тема урока: Русская
народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской
народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие способности.

 Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать
жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение, смыслообразование,
нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические,
постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление
поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

                                 Ход
урока:

1.Организационный
момент.

II.Речевая разминка

Нет ни речки, ни пруда

— Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

-Прочитайте.Что
прочитали?(скороговорку)

-Прочитайте
скороговорку тихо, громко, ещё грочче.

-А сейчас
прочитайте медленно, постепенно увеличивая темп чтения.

IV.. Самоопределение к деятельности

1. Подготовка восприятия учащихся  к  изучению  нового  материала.

Много
жанров есть на свете

Басня,
повесть и рассказ,

Но
с рожденья любят дети

Волшебство
и мир прекрас.

  • О
    каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
  • Александр
    Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Согласны
ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?

  • Обоснуйте
    ваше мнение.
  • Как
    вы думаете, легко ли сочинять сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

  • А
    есть ли у вас любимые сказки?
  • Какими
    словами обычно начинаются сказки?
  • Какими
    словами часто заканчиваются сказки?
  • Начало
    сказки называется зачином, а ее окончание, заключительная часть


концовкой
.

 —
Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые
слова про себя. А кто готов прочитать вслух.

пить,
колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма (на доску прикрепляет учитель
слова)

 —
Кто догадался, о какой сказке идет речь? («Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»)

V. Работа по теме урока

Прежде
чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов, предложений,
словосочетаний:

стоит
коровье копытце;

лошадиное
копытце;

козье
копытце полно водицы. 
(следы
копыт животных, наполненные водой)

купец
(
Богатый торговец, тот, кто
торговал. )

ведомо (известно)

Ножи
булатные
 (Булать — узорочная
сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой. )

Нам
предстоит найти в ней все особенности русской народной сказки.

 (чтение
учителем и детьми сказки)

VI.
Физкультминутка

Буратино
потянулся,

Раз
– нагнулся,

Два
– нагнулся,

Три
– нагнулся.

Руки
в стороны развел,

Ключик
видно не нашел.

Чтобы
ключик нам достать,

Нужно
на носочки встать.

VII.
Работа над сказкой

.1.
Первичная проверка понимания детьми сказки.

  • Понравилась
    сказка?
  • Как
    случилось, что Иванушка превратился в козленочка?
  • Что
    ему говорила сестра?
  • Что
    предложил ей купец?
  • Согласилась
    ли Аленушка выйти за него замуж?
  • Что
    же произошло, пока купец не было дома?
  • Что
    хотела злая ведьма сделать с козленочком?
  • Удалось
    ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
  • Стал
    ли козленок снова мальчиком? Как?
  • Как
    поступили с ведьмой?
  • К
    какому виду относится сказка? Докажите.

2.
Беседа.Работа с репродукцией картины Васенцова

  • Мы
    с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходить с

Аленушкой.
Но в сказке нет описания, какая она. А какой она вам представляется?

  • Когда
    и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
  • А
    как вы себе представляете облик Аленушки в тот момент, когда

случилась
беда?

  • Художник
    Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

2.
Демонстрация на экране картины и беседа

  • Рассмотрите
    внимательно картину. Отличается ли ваше представление от

представления
художника?

  • Можно
    ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
  • Правильно,
    это не иллюстрация, это картина, на которой В.М. Васнецов

показывает
нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.

·        
Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

·        
Как вы думаете, почему она грустит?

·        
А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

VIII.Рефлексия

Выберите
и продолжите любое предложение:


На уроке я узнал……


Сегодня я сумел……


Я похвалил бы себя за……

Учитель: А
сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с
урока? Если вы довольны своей работой поднимите улыбающего колобка! А если
работали не в полную силу и вам было не интересно поднимите грустного
колобка. 

IX.
Итог урока.

  • Какие
    чувства пробудил в вас урок?
  • О
    чем заставил задуматься?

X.
Домашнее задание:

  • Перечитайте
    сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и

подготовьте
пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию выполните рисунок к сказке.

Конспект урока по
литературному чтению (3 класс) на тему «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»

СЛАЙД
1. ВСТУПЛЕНИЕ

1.Организационный
момент.
Задача: приведение класса в «рабочее
состояние», создание в классе деловой обстановки.

СЛАЙД
2. СТИХОТВОРЕНИЕ

Приветствие.

Начнем наш урок
литературного чтения со стихотворения:

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2.Актуализация
знаний.

Задача: актуализировать опорные знания и умения.

1)Речевая
гимнастика.

Учитель:
Теперь посмотрите на доску вы увидите скороговорку, которую я для вас
приготовила:

СЛАЙД 3. СКОРОГОВОРКА

«На опушке
в избушке

Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.»

— Прочтите
про себя

— Чтение по желанию ученика быстро

2)Определение
темы.

— Можно ли назвать эту
скороговорку сказочной?

— Как вы думаете, что такое
скороговорка?

 это жанр устного народного
творчества

Какие
жанры устного народного творчества мы уже знаем?

СЛАЙД 4. ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

загадки,
песни, потешки, скороговорки, пословицы

СЛАЙД 5 — 7. ИЛЛЮСТРАЦИИ СКАЗОК

Посмотрите
на слайд вы увидите иллюстрации

Иллюстрации
из сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Золотая рыбка», «Морозко».

Из
произведений какого жанра эти иллюстрации

Скажите
названия сказок, которые вы помните

Верно, как вы думаете почему я выбрала иллюстрации именно с этим
жанром?
 

Давайте немого вспомним о сказке и поговорим о ней

СЛАЙД 8. ВОПРОСЫ

— Какими словами обычно начинаются сказки? «Жили – были», «Давным
– давно»

— Какими словами часто заканчиваются сказки? «И жили они долго и
счастливо»

Запомните:

— Начало сказки называется зачином, а ее
окончание, заключительная часть

– концовкой.

Как вы все поняли сегодня мы знакомимся с произведением из жанра
сказки, но что бы узнать ее название, вам надо разгадать ребус

СЛАЙД 9. РЕБУС

(ЕСТСИРАЦ   
ЛАНЕШАК и РБАЕТЦ    ВИАУНКАШ)

3) Целеполагание.

Как вы думаете, а какова
наша сегодняшняя цель урока? Что мы узнаем нового? Попробуйте ее сформулировать

СЛАЙД 10. НАЗВАНИЕ И
ЦЕЛЬ УРОКА. ДЕВИЗ

 Сегодня
на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

А девизом
нашего урока будет пословица:

«Справишься
с малой трудностью и большие будут по плечу»

Как вы
понимаете эту пословицу?

3.Формирование
новых знаний.

Откройте учебник на
странице 22 – ой.

Давайте прочитаем название
еще раз.

Как вы думаете о ком будет эта
сказка?

Первичное восприятие текста

СЛАЙД 11. АУДИОФРАГМЕНТ

Верно, давайте прослушаем фрагмент
сказки.

— Итак дети давайте
разберем эту часть сказки

Куда пошла Аленушка?

Почему она взяла Ивана с
собой?

Что случилось по пути домой
с ними?

В кого превратился Иван?

Как бы вы озаглавили эту
часть сказки?

СЛАЙД 12. ПЕРВОЕ
НАЗВАНИЕ ЧАСТИ

Превращение
Иванушки в козленка.

     Дальше
давайте читать по цепочке

Кого они встретили по дороге?

Что он предложил Аленушке?

Хорошо ли они жили?

Как озаглавим эту часть?

СЛАЙД 12.
 Алёнушка выходит замуж за купца.

Давайте
так же продолжим чтение по цепочке

Кто появился в этой сказке?
Что сделала старая ведьма?
Озаглавливаем
СЛАЙД 12.
— Преступление ведьмы против Алёнушки.

Дальше читаем про себя
— Что замышляет ведьма?
Озаглавливаем
СЛАЙД 12.
— Злой замысел ведьмы против Иванушки-козлёнка.

Чтение учителя

СЛАЙД 12.

— Разговор Алёнушки и козлёночка.

Дальше учитель
Чем закончилось произведение, как вы озаглавили бы эту часть?
СЛАЙД 12.
Алёнушка и Иванушка расколдованы.

Всем ли понравилась сказка? Как вы думаете почему иван превратился
в козленка? Что бы случилось если бы он послушался аленушку , он бы превратился
в козла?

СЛАЙД 13. ФИЗМИНУТКА
Физминутка – видео с Крошем!!!

— Как вы думаете это волшебная сказка?

— Давайте приведем этому доказательства при помощи самой сказки,
но сначала вспомним ее признаки

СЛАЙД 14. ПРИЗНАКИ

Признаки сказки

Зачин

Волшебство

Сказочные выражения

Троекратный повтор

Борьба добра и зла

Добро побеждает

Счастливая концовка

Первый ряд ищет троекратный повтор в сказке

Второй ряд ищет борьбу кто с кем буриться

Третий ряд что добро побеждает зло

Нахождение ответа по тексту

Вопросы все ли согласны с вариантами ответов?  

Работа
с репродукцией картины Васенцова

Обратите
внимание в книги есть иллюстрации Ивана Бибилна Аленушки и Иванушки

СЛАЙД
15. БИБЛИН АЛЕНУШКА И ИВАНА

Опишите
мне их, как они по-вашему выглядят?

Прочитав
сказку, мы узнали, что происходить с Аленушкой и ее братцем.

Но в
сказке нет описания, какая она. А какой она вам представляется?

Когда и
в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

Художник
Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

СЛАЙД
16. КАРТИНА ВАСНЕЦОВ АЛЕНУШКА

Рассмотрите
внимательно картину. Отличается ли ваше представление от

представления
художника?

Посмотрите,
какое настроение у Аленушки на картине?

Как вы
думаете, почему она грустит?

Прочтите
фрагмент, где это указано. 

Рефлексия
понравилось ли вам произведнием?

Что
нового вы узнали на уроке?

СЛАЙД
18. ДЗ

Домашнее
задание:

Перечитайте
сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и

подготовьте
пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию выполните рисунок к сказке.

  • Проспект вернадского 14а цветочная сказка
  • Просмотрите текст лингвистической сказки из которой пропали главные персонажи как вы думаете
  • Пропп морфология волшебной сказки pdf
  • Промеж двух скал как пишется
  • Пронесся как пишется правильно