Автор На чтение 18 мин. Просмотров 87 Опубликовано
Содержание:
Интересные факты
После написания пяти пушкинских произведений, имеющих разные названия, становится популярным жанр реалистичной прозы. Если кратко, повести отличаются прозрачностью и простотой подачи, в них отчетливо просматриваются суровость и смиренность будничной жизни разных людей. Однако современники не восприняли прозаический опыт писателя. Белинский называл творения вполне сносными и говорил, что они подойдут разве что для прочтения от скуки. Он приравнивал их к сказкам, часто читаемым в семейном кругу, которые по уровню подходили начинающему писателю, а не талантливому Пушкину.
Повести были написаны за короткий промежуток времени. Их авторство писатель отдает Белкину, сам же представляется обычным издателем и сохраняет анонимность. Почему он так поступил, неизвестно. Уже в предисловии становится понятно, что Иван Петрович является выходцем из семейства секунд-майора, его воспитанием занимался деревенский дьячок. Белкин проходил службу в егерском полку. После выхода в отставку он принялся управлять имением, доставшимся ему по наследству, но дела шли не слишком хорошо. Эта личность:
- честная;
- стыдливая;
- ничем сильно не выдающаяся;
- умеренно относящаяся к излишествам.
В зрелом возрасте у Белкина проявились навыки к сочинительству, дала о себе знать увлеченность словесностью. На первый взгляд может показаться, что повести написаны просто и непринужденно, но их сюжетная линия выстроена довольно сложно. В текстах повествование ведется несколькими рассказчиками, из них выделяются:
- вымышленный герой в лице Ивана Петровича;
- ироничный писатель, а по совместительству и издатель;
- персонажи, поведавшие Белкину жизненные истории.
При подробном изучении произведений у читателя складывается впечатление, что они являются частью реальной жизни и созданы разными авторами. Пушкин воспользовался необычной повествовательной системой, которая полностью смогла сломать привычные литературные подходы с романтичными штампами.
Этим он стремился передать непредсказуемость жизни, реальность которой гораздо интереснее вымышленных и фантазийных приемов. Главным связующим звеном между произведениями выступает именно такая идея. Уже во время публикации был изменен порядок расположения текстов в соответствии с датой их создания.
История о гробовщике
Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».
Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.
Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.
Станционный смотритель
Белкин написал повесть 14 сентября, услышав рассказ советника А. Г. Н. В ней идет речь о жизненных буднях станционного смотрителя Вырина, который лично вел повествование о своей дочке. Читателям изначально может показаться развитие сюжета предельно простым, но он неожиданно изменяется. Все подробно представлено картинками из жизни блудного сына.
Дочка станционного смотрителя Дуня слывет настоящей красавицей. Проезжавший мимо станции состоятельный гусар Минский обращает на нее внимание, притворяется больным, чтобы задержаться и ближе познакомиться с отцом девушки. Позже молодой человек предлагает Дуне проехать вместе в церковь, куда та собралась. Отец отпускает дочь, но через некоторое время узнает, что она увезена в Санкт-Петербург.
Дуня стала содержанкой гусара. Отец Вырин требует отпустить девушку, на что получает отказ. Минский утверждает, что юная красавица успела привыкнуть к роскошной жизни. Убитый горем станционный смотритель возвращается домой и безнадежно спивается.
Спустя время на его могилу приходит приятно одетая женщина с тремя детьми. Она долго и безутешно плачет. Это и была дочь станционного смотрителя.
Барышня-крестьянка
Автор закончил работу над рассказом 20 сентября. С историей, положенной в основу сюжета, его познакомила девушка К. И. Т.
Дочка помещика Елизавета выдает себя за крестьянку, намереваясь завести дружбу с сыном соседа, который не может найти общего языка с ее отцом. Девушка сразу же понравилась Алексею. Он сближается с ней, тайно встречается, обучает грамоте. На охоте отцы молодых людей встречаются и между ними завязывается дружба. Сблизившись, они намерены обвенчать своих детей, но юноша категорически против, поскольку считает, что влюблен в крестьянку. Он отправляется в дом Муромских, где неожиданно встречается со своей возлюбленной. Алексей прощает Лизе ее шалость и соглашается на ней жениться.
Рассказ о выстреле
Список повестей Белкина содержит рассказ «Выстрел», написанный 14 октября. В истории принимают участие Сильвио, граф и подполковник И. Л. П. Главный персонаж описывает сюжет своей жизненной истории. Она напрямую связана с местью, которую должен понести человек, надменно оскорбивший самолюбие героя. В планы входит нанесение неожиданного удара обидчику в момент, когда тот научится ценить собственную жизнь больше всего.
Однако в самом конце произведения планы резко изменяются, и выстрел, предназначенный графу, направляется в картину. Судьба с главным героем сыграла злую шутку, его настигает гибель в месте, где не велись сражения и не звучали выстрелы. Это был бой под Скулянами, где персонаж сложил голову в рукопашной схватке.
Метель и ее краткий обзор
Следующей в списке идет повесть «Метель», она появилась 20 октября. В биографии Белкина указано, что он услышал историю от девушки К. И. Т.
Главными героями придумана жизненная романтическая линия с побегом и проведением тайного венчания, после чего должно быть получено прощение за содеянный проступок от родителей. Но планам не суждено сбыться из-за разбушевавшейся метели. Марье Гавриловне пришлось стать женой незнакомца. Что касается ее жениха, то его в скором времени настигает гибель. Судьба неожиданно предлагает свою интересную развязку повествования.
Мария Гавриловна и Бурмин вынужденным одиночеством и пережитой войной заслужили счастье, поле чего находят истинную и искреннюю любовь.
В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они изданы в 1831 году, аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл. Об этом следует упомянуть при подготовке доклада или проекта в старших классах. Сообщение ученика станет более интересным и познавательным, если использовать данные из Википедии, в которой указано, какие повести входят в сборник.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Повести Белкина
Повести Белкина, или полное название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — одно из прозаических произведений А. С. Пушкина. Их пять, все они небольшие по объему, написаны просто, без затей, однако на развитие русской литературы оказали огромное влияние. «В масштабе национальном (они) означали решительный выход за пределы узко дворянской литературы, литературы светских салонов и даже дружеских литературных обществ и борьбу за литературу народную, т. е. созвучную всему народу, отражающую его исторические особенности, его «страсти» (В. В. Гипиус «От Пушкина до Блока»)
Повести Белкина
- «Выстрел»
- «Метель»
- «Станционный смотритель»
- «Гробовщик»
- «Барышня-крестьянка»
Иван Петрович Белкин
Пушкин скрыл свое авторство повестей их несуществующим создателем И. П. Белкиным. В предисловии от лица издателя он написал:«Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора…
Иван Петрович Белкин был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав… Родился он от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине… Получил первоначальное образование от деревенского дьячка… В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк…, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть родителей … понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино…
Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось … видеть его навеселе…; к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая… Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер… Повести были первым его опытом (Издатель)»
(Примечание. В «Истории села Горюхино» Пушкин уточнил биографию И. П. Белкина. Родился 1 апреля 1801 года. 3 месяца, до начала войны с Наполеоном проучился в московском пансионе Карла Ивановича Мейера. В 1817 году определился юнкером в пехотный полк. Вернулся в Горюхино осенью 1825 года)
Содержание и главные действующие лица Повестей Белкина
«Выстрел»
Рассказывается о ссоре двух дворян и драматической дуэли между ними. Действующие лица— Сильвио, бывший офицер, один из дворян— Граф Б., другой участник дуэли— Автор. рассказывающий истоиюОскорбленный молодым офицером Сильвио не стал настаивать на поединке, потому что был связан обетом мести другому офицеру
«Метель»
Почти святочная история любви. Бедный прапорщик В. Н. и наследница богатого поместья М. Г. сговорились тайно обвенчаться, так как не имели родительского благословения на брак. В ночь побега разразилась сильная вьюга…Действующие лица— Марья Гавриловна, девица— Владимир Николаевич, офицер, сосед по поместью— Полковник Бурмин, другой сосед— Метель, которая вмешалась и всё перепутала в их судьбах
Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»
«Гробовщик»
Действующие лица— Адриан Прохоров, гробовщик— Его соседи-ремесленники
«Станционный смотритель»
Рассказ о несчастной доле «маленького человека», людском вероломстве, подлости, неблагодарности: путешествующий гусар хитростью и коварством увез с собой дочь станционного смотрителя, который ему доверилсяДействующие лица— Станционный смотритель— Его юная дочь— Проезжий гусар— Автор, от чьего лица ведется повествование
«Барышня-крестьянка»
Водевильная история с переодеваниями, лёгким, невинным обманом, свадьбой в конце: желая познакомиться с красавцем Алексеем, Лиза переодевается в крестьянское платьеДействующие лица— Иван Петрович Берестов, помещик— Лиза, его дочь— Настя, служанка Лизы— Мисс Жаксон, воспитательница Лизы— Григорий Иванович Муромский, помещик, сосед Берестовых— Алексей, сын Муромского
История создания «Повестей Белкина»
Осенью 1830 года Пушкин приехал в свое имение в Нижегородской губернии Болдино. Он не собирался задерживаться в нем надолго, но из-за разразившейся в России эпидемии холеры прожил в нём три месяца. Этот период пушкинистами назван «Болдинская осень». В «Болдинскую осень» Пушкин закончил роман в стихах «Евгений Онегин», создал «маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне». около тридцати стихотворений, пять повестей («Белкина»)
- 1830, 9 сентября «Гробовщик»
- 1830, 14 сентября «Станционный смотритель»
- 1830, 20 сентября «Барышня-крестьянка»
- 1830, 14 октября «Выстрел»
- 1830, 20 октября «Метель»
- 1831, 1 сентября получено цензурное разрешение на издание Повестей
- 1831, между 24 и 27 октября Повести опубликованы Санкт-Петербургской типографией Плюшара
Ещё статьиЕвгений ОнегинГерой нашего времениМёртвые души
30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.
Год написания – 1830 год.
История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.
Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.
Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.
Жанр – Повесть.
Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.
История создания
Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.
Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.
Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.
Тема
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».
Композиция
Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.
Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.
К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.
В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».
Жанр
Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.
Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 10
Как зовут главного героя повести «Выстрел?»</h3>
- <label>Фицжеральд</label>
- <label>Марио</label>
- <label>Сильвио</label>
- <label>Антонио</label>
(новая вкладка)
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, напечатанное им при жизни. Смотрите: Краткое содержание повестиВсе материалы по повестям Белкина
История создания «Повестей Белкина» Пушкина: замысел, история написания и публикации
Замысел и первоначальный план По мнению исследователей, «Повести Белкина» были задуманы Пушкиным в 1829 году. Но вплотную к работе над повестями Пушкин приступил осенью 1830 г. (Болдинская осень).Интересно, что состав «Повестей Белкина» первоначально выглядел несколько иначе. В цикл Пушкин собирался включить следующие повести:
- Гробовщик
- Барышня-крестьянка
- Станционный смотритель
- Самоубийца
- Записки пожилого
Очевидно, что повести «Самоубийца» и «Записки пожилого» не вошли в окончательный состав «Повестей Белкина», уступив место «Выстрелу» и «Метели».Шестая «Повесть Белкина» На начальном этапе Пушкин собирался включить в «Повести Белкина» шестую повесть — «Историю села Горюхина». Но эта вещь осталась незаконченной и не вошла в окончательную редакцию цикла.В родстве этих произведений легко убедиться: первая часть «Горюхина» по смыслу тесно связана с предисловием к «Повестям Белкина». Окончательная редакция «Повестей» В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, «Повести Белкина» были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:
- «Гробовщик» — 9 сентября
- «Станционный смотритель» — 14 сентября
- «Барышня-крестьянка» — 20 сентября
- «Выстрел» — 14 октября
- «Метель» — 20 октября.
Предисловие с «биографией Белкина» также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г. Изначально Пушкин собирался публиковать повести именно в таком порядке, начиная книгу «Гробовиком». Однако затем две последние повести («Выстрел» и «Метель») были переставлены в начало списка. В декабре 1830 г. Пушкин сообщил о новых «Повестях» своему другу и издателю П. А. Плетневу:
«…Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал… <…> Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 9 декабря 1830 г.)
Чтобы избежать проблем с цензурой и «ругани» критиков, Пушкин взял себе псевдоним — Иван Петрович Белкин. Публикация «Повестей» В конце октября 1831 года «Повести Белкина» вышли в свет отдельной книгой. Заголовок был следующим: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» В 1834 г. Пушкин повторно напечатал «Повести Белкина». На этот раз — в сборнике своих прозаических произведений, который назывался «Повести, изданные Александром Пушкиным».Значение «Повестей Белкина» в творчестве Пушкина «Повести Белкина» были написаны Пушкиным в Болдинскую осень (1830 г.). Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве Пушкина. Помимо «Повестей Белкина», в тот же период Пушкин написал «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», несколько десятков стихотворений.Пушкин о «Повестях Белкина» О «Повестях Белкина» сам Пушкин писал следующее:
«…Я переписал мои пять повестей и предисловие, то есть сочинения покойника Белкина, славного малого…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 3 июля 1831 г.)
«…Посылаю тебе … сказки моего друга Ив. П. Белкина… <…> Р. S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, около 15 августа 1831 г.)
«…Кто бы он [Белкин] там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно…» (Пушкин о повестях Белкина со слов современников, В. В. Вересаев, «Пушкин в жизни», 1984 г.)
Такова история создания «Повестей Белкина» Пушкина. В статье представлены интересные факты о замысле, истории написания и публикации произведения.Смотрите: Все материалы по повестям Белкина
Публикации раздела Литература
Александр Пушкин написал «Повести Белкина» в 1830 году, во время Болдинской осени — самого плодотворного творческого периода писателя. В цикл вошли пять повестей, написанных от лица молодого помещика Ивана Белкина. Его краткая биография есть в предисловии к книге.
Возвращение. По страницам сборника «Доднесь тяготеет…»Произведения из книгиЧарльз Диккенс. «Дэвид Копперфилд»Аудиоверсия сцен из романаМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 7 классаЗнакомимся с классической литературойВасилий Жуковский. «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»Знакомимся с классической литературойАнтон Чехов. «Вишневый сад»Знакомимся с классической литературойЛев Толстой. «Холстомер»Знакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. «Мцыри»Знакомимся с классической литературойНиколай Гоголь. «Мертвые души»Знакомимся с классической литературойМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 10 классаЗнакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери», «Бэла…Знакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Поэма «Демон» для 10 классаЗнакомимся с классической литературойЛев Толстой. «Два гусара»Русская классика в формате аудиокнигМихаил Лермонтов. «Демон»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Пиковая дама»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Дубровский»Русская классика в формате аудиокниг
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/povesti-belkina.html
- http://chtooznachaet.ru/pushkin-povesti-belkina.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
- https://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-povesti-belkina-pushkin.html
- https://www.culture.ru/materials/185974/aleksandr-pushkin-povesti-pokoinogo-ivana-petrovicha-belkina
Автор На чтение 17 мин. Просмотров 3 Опубликовано
Год написания и публикации — Повесть «Метель» написана в 1830 году. Опубликована она была в 1831 году, став заключительным произведением известного прозаического сборника «Повести Белкина». История создания — Неизвестно, выросла ли повесть из похожего случая, происходившего в жизни, или же это — вымысел. Можно предположить, что событие реально лишь частично, хотя Белкин утверждает, что большинство его историй взяты из жизни. Жанр — Повесть. Направление — Реализм с элементами сентиментализма. Основная идея — Жизнь человека подчинена року. Судьбой людей управляют тайные силы, способные нарушить любые планы, изменить ход событий. Тема — Рок, случайность в жизни людей. Проблема — Человек не всегда может управлять ситуацией и добиться желаемого. Иногда в ход событий вмешивается случай.
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности
Метель анализ повести Пушкина по плану
В
1. История создания. «Метель» входит в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», который был написан А. С. Пушкиным осенью 1830 г. в Болдине. Работу над «Метелью» поэт закончил в последнюю очередь — 20 октября.
В
2. Смысл названия. В пушкинскую эпоху зимняя поездка по бескрайним российским просторам могла обернуться трагедией.
Разыгравшийся буран представлял серьезную опасность для одинокого путника.
В русской литературе есть множество историй о заблудившихся и замерзших насмерть людях. В повести Пушкина никто не погибает, но метель кардинальным образом изменяет судьбы главных героев. На этом основан весь сюжет произведения.
В
3. Жанр. Повесть
В
4. Тема. Главная тема произведения — роль слепого случая в человеческой судьбе. Завязка повести достаточно проста: молодые люди любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак. Влюбленные решаются обвенчаться тайно в надежде, что после этого родительские сердца смягчатся.
В тщательно разработанный план вмешивается непогода. В течение дня Владимир улаживал все дела, договорился со священником, нашел свидетелей. К вечеру ему оставалось только добраться до с. Жадрино, где должно было состояться венчание. В это время поднялась сильнейшая метель.
Всю ночь жених в отчаянии разыскивал дорогу, но попал в Жадрино лишь к утру. Пушкин намеренно усиливает интригу, не объясняя «какое известие ожидало его». Марья Гавриловна тайком уезжала из дома, но утром вернулась. Родители даже ни о чем не догадывались.
Все было в порядке, но к вечеру девушке стало плохо. Горячка продлилась две недели и чуть не привела к смерти Марьи Гавриловны. Родители решили, что причиной болезни стал их запрет на брак с Владимиром. Ради дочери они были готовы согласиться, но получили «полусумасшедшее письмо» от молодого человека, который вскоре уехал на войну. Что же произошло в роковую ночь? Объяснение ждет читателя в финале.
Марья Гавриловна так и не вышла замуж, отказывая многочисленным поклонникам. Одним из них стал вернувшийся с войны гусарский полковник Бурмин. Он стал частым гостем в доме девушки и очень понравился ей. Для всех окружающих свадьба представлялась лишь вопросом времени. Настал день решающего объяснения. Марья Гавриловна ждала предложения, но услышала поразительную историю.
Бурмин заявил, что уже женат, но даже не знает своей жены. Он рассказал, что уже был в этих местах и попал в метель. Заблудившись, офицер случайно заехал в какое-то село и зашел в церковь. По причине крайней усталости и ветрености Бурмин позволил обвенчать себя с незнакомой девушкой. Сразу же после венчания она вскрикнула: «Ай, не он! не он!». Офицер поспешно уехал и до сих пор чувствует свою вину.
Рассказ Бурмина напомнил Марье Гавриловне о прошлом. Оказалось, что новый поклонник когда-то оказался на месте Владимира. Заключенный брак был случайным поворотом судьбы. Самой удивительной во всей истории стала встреча и любовь между не знающими друг друга мужем и женой.
В
5. Проблематика. В повести Пушкин затрагивает проблему, актуальную для патриархального российского общества. Даже в дворянской среде девушка могла выйти замуж только с согласия родителей. Это очень часто приводило к побегам из семьи. Если молодые супруги не получали прощения, то обычно вели жалкую жизнь, полную страданий и лишений. Марье Гавриловне удалось сохранить тайну и «дождаться» встречи с мужем. Если бы о ее преступном браке узнали, история вряд ли бы имела счастливое продолжение.
В
6. Чему учит автор. Пушкин очень высоко ценил любовь. Он, безусловно, оправдывает план тайного венчания. Незримые силы разрушили ожидаемое счастье влюбленных, но надежда Марьи Гавриловна не умерла. В конце концов судьба исправила свою ошибку и позволила вновь восторжествовать любви. Таким образом Пушкин призывает никогда не впадать в отчаяние и хранить веру в добро и справедливость.
Воронцов Тихон
Это очень интересный рассказ, с невероятно-захватывающим сюжетом. Тема рассказа заключена в том, что иногда обстоятельства жизненные складываются нам наперекор, но как оказывается это лучшее, что могло случиться, вот так и в этом рассказе, девушка нечаянно выходит замуж за другого молодого человека из-за метели, которая задержала его. Метель просто спасла ее от ничтожного человека и брака с ним. Идея в том, что Бог сам решает, когда и где ты должен находиться, у каждого свое место, и если тебе суждено, то так тому и быть.
Пожаловаться
«Метель» – одно из пяти произведений цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Мистическая история, в которой главная героиня самым загадочным способом обрела своего суженого.
Краткое содержание «Метель» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Метель
Число страниц: 12. Пушкин Александр Сергеевич. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Издательство «Литера». 2017 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1830 год
Время и место сюжета
Действие повести берет свое начало в 1811 году в России, в поместье Ненарадово. К своей логической развязке история приходит два года спустя, после окончания войны с Наполеоном.
Главные герои
Гаврила Гаврилович Р. – богатый помещик, добрый, гостеприимный, радушный хозяин, любящий и заботливый отец.
Марья Гавриловна – единственная дочь Гаврилы Гавриловича, умная, красивая, романтичная девушка.
Владимир – возлюбленный Марьи Гавриловны, бедный прапорщик, погибший на войне.
Бурмин – гусарский полковник, умный, насмешливый молодой человек.
Сюжет
В родовом поместье Ненарадове жил богатый помещик Гаврила Гаврилович Р. Со своей женой и единственной дочерью. Был он очень добрым, гостеприимным человеком, и в его доме часто собирались гости. Многие из них приезжали ради Марьи Гавриловны – юной, красивой девушки, воспитанной на французских романах. Вот только ее сердце было уже занято – Марья Гавриловна была без памяти влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира, который проводил свой отпуск в соседней деревушке.
Узнав о сердечной привязанности дочери, Гаврила Гаврилович запретил ей даже думать о Владимире, считая его крайне неподходящей партией. Узнав об этом, Владимир стал настаивать на тайном венчании, после которого можно было бы броситься в ноги к родителям, моля о прощении и благословении.
Марья Гавриловна долго колебалась, но в итоге поддалась уговорам своего возлюбленного. Они условились, что в назначенный вечер она незаметно выйдет на крыльцо, сядет в сани и приедет в церковь, где ее уже будет ждать Владимир со священником.
В тот вечер разыгралась сильная метель, и Владимир сбился с пути. Всю ночь он проплутал в поисках дороги к деревенской церквушке. Лишь под утро он нашел дорогу, но церковь была уже заперта.
Тем временем Марья Гавриловна, как обычно, утром вышла к завтраку. Она была спокойна и задумчива, но к вечеру с ней случилась сильная горячка. В бреду она повторяла имя Владимира, упоминала их тайну, но слова ее были так бессвязны, что никто ничего не понял. Родители, испугавшись за здоровье любимой дочери, решили дать согласие на ее брак с Владимиром. К их большому удивлению, молодой человек ответил решительным отказом на их приглашение и попросил больше никогда не тревожить его. Вскоре он отправился на войну, где скончался от полученных ран.
Ушел в мир иной и Гаврила Гаврилович, оставив дочь богатой наследницей. Вокруг Марьи Гавриловны так и вились женихи, но она была верна умершему Владимиру. Тем временем война закончилась, и неподалеку от Марьи Гавриловны поселился раненый гусарский полковник Бурмин. Молодые люди сразу поняли, что их связывает много общего, но ни один из них не решался сделать первый шаг. Наконец, Бурмин отважился на признание – он сказал, что очень любит Марью Гавриловну, но не может жениться на ней, поскольку уже женат на таинственной незнакомке. Полковник рассказал, как однажды во время сильной метели сбился с дороги, и, увидев вдали огонек, зашел в церковь. Внутри находились люди, которые, по всей видимости, ждали его. По недопустимому легкомыслию Бурмин обвенчался с незнакомой девушкой, которая взглянула на него лишь после обряда и тут же лишилась чувств. Услышав эту историю, Марья Гавриловна побледнела, и призналась, что той самой девушкой была она. Бурмин бросился к ее ногам.
Вывод и свое мнение
В произведении поднята тема мистицизма, рока, случая в судьбе человека. Марья Гавриловна была уверена, что по легкомыслию сломала свою жизнь. На деле же выяснилось, именно благодаря той роковой метели ее жизнь изменилась к лучшему. Кто знает, возможно, она бы не была счастлива в браке с Владимиром? Вмешательство высших сил освободило ее от этого брака, навсегда связав с Бурминым, которого впоследствии она полюбила всем сердцем.
Главная мысль
Не все в жизни зависит от человека. Порой, большую роль в судьбе играет случай.
Авторские афоризмы
«…Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена…»
«…вероятно любовь была причиною ее болезни…»
«…Как сильно билось русское сердце при слове отечество!..»
«…но — я несчастнейшее создание… я женат!..»
Толкование непонятных слов
Венчание – священный обряд, соединяющий узами двух любящих людей.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Корнет – младший офицерский чин.
Горячка – болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром.
Новые слова
Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу.
Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни.
Сетовать – жаловаться, скорбеть.
Тест по повести
- Вопрос 1 из 13
В каком году была написана повесть А. С. Пушкина «Метель»?</h3>
- <label>1828;</label>
- <label>1830;</label>
- <label>1831;</label>
- <label>1834.</label>
(новая вкладка)
Здесь даны основные сведения о повести А. С. Пушкина «Метель», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.
Краткие сведения о произведении
Повесть «Метель» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году, год её издания — 1831. Она входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Главные герои повести
Другие персонажи
Свидетели при венчании:
Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие повести начинается в 1811 году, а заканчивается после заграничного похода русских войск.
Дочь зажиточного помещика, Марья Гавриловна, была влюблена в армейского прапорщика. Родители её были недовольны этим, так как Владимир был беден.
Влюблённые тайно встречались и переписывались. Молодой человек предложил возлюбленной бежать и обвенчаться в церкви соседнего села.
Марья Гавриловна, приехав в церковь, ждала жениха, но он не появился, так как сбился с пути, попав в сильную метель.
В это время проезжал мимо церкви гусар Бурмин. Ради забавы он выдал себя за жениха, и его обвенчали с Марьей Гавриловной, которая от волнения была почти без чувств. Бурмин после венчания уехал из церкви.
Владимир, чувствуя себя виноватым, написал девушке, что больше никогда не будет с ней видеться. В 1812 году Владимир был ранен под Бородином и через некоторое время умер.
Бурмин стал кавалером Георгиевского креста и после войны, встретив Марью Гавриловну, влюбился в неё.
Объясняя ей, почему он не может на ней жениться, Бурмин рассказал историю о том, что ради шутки обвенчался с неизвестной девушкой, и теперь не надеется её найти. Марья Гавриловна воскликнула: «Так это были вы!» Тогда побледневший Бурмин бросился к её ногам.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В конце 1811 года в своём поместье Ненарадове жил помещик Гаврила Гаврилович Р**. Он был гостеприимен, соседи часто посещали его дом. Его 17-летняя дочка Марья Гавриловна была стройной красавицей и считалась богатой невестой. Она увлекалась французскими романами «и, следовательно, была влюблена». Её избранником был Владимир, бедный прапорщик, приехавший в отпуск в свою деревню. Родители Маши, заметив их любовь друг к другу, запретили дочери и думать о нём.
Но влюблённые переписывались и каждый день встречались в роще или у часовни. Зимой их свидания прекратились, но они стали чаще писать друг другу. Владимир умолял Машу тайно венчаться, некоторое время скрываться, а потом броситься к ногам родителей.
Наконец, Маша согласилась. План побега был таков: в назначенный день она на время ужина должна была уйти в свою комнату, сказав, что у неё болит голова. Затем ей нужно было со своей служанкой выйти в сад через заднее крыльцо, сесть в сани, которые будут ждать за садом, и ехать в церковь села Жадрино, которое находится в 5 верстах от Ненарадова. Там должен был ожидать их Владимир.
Накануне отъезда Маша ночью не спала, собирала свою одежду к отъезду, писала письма подруге и родителям. Перед рассветом она задремала и видела кошмарные сны. Утром она была бледна, и родители, подумав, что она больна, встревожились. Маша старалась успокоить их.
Когда подали ужин, Маша сказала, что ужинать ей не хочется, так как болит голова. Она попрощалась, как обычно на ночь с матерью и отцом, и они её благословили.
Придя в свою комнату, Маша залилась слезами. На дворе бушевала метель. Через полчаса, когда все в доме уснули, девушка со служанкой вышли через заднее крыльцо. Пройдя сад, увидели они на дороге сани. Кучер Владимира помог барышне и служанке усесться, уложить шкатулку и узлы с одеждой, и лошади помчались.
Владимир в этот день с утра ездил в Жадрино, там уговорил священника обвенчать вечером его с невестой. Затем поехал искать свидетелей. Заехал он к 40-летнему отставному корнету Дравину, к которому затем приехали землемер Шмит и 16-летний улан. Все трое с охотой согласились быть свидетелями при венчании.
Когда наступил вечер, Владимир отправил своего кучера Терёшку с тройкой коней в Ненарадово, а сам без кучера в санях, запряжённых в одну лошадь, отправился в Жадрино. Туда через 2 часа должна была приехать Маша. Езды от имения Владимира до Жадрина было 20 минут.
Но внезапно налетела метель, и дорогу вмиг занесло. Владимир заблудился в снежном поле, заехал в лес, выехал из него и увидел деревушку. Там старик ему сказал, что до Жадрино будет вёрст 10. Владимир попросил старика достать ему лошадей, так как его лошадь совсем выбилась из сил, но в деревне лошадей не было. Тогда Владимир попросил проводить его до Жадрина, и старик послал проводником своего сына. Проводник пошёл вперёд, указывая дорогу.
Жадрина они достигли только на рассвете, церковь была закрыта, Владимир заплатил проводнику и поехал к священнику.
А в Ненарадове утром в гостиную к родителям вышла Маша. Отец спросил, болит ли ещё у неё голова. Девушка сказала, что ей стало лучше. Но вечером она заболела и 2 недели находилась на краю гибели.
Родители не знали, что дочь хотела убежать из дома, но Маша в бреду сама говорила об этом. Однако мать, ухаживавшая за ней, поняла только то, что дочь влюблена во Владимира Николаевича и что эта любовь — причина её болезни.
Тогда родители решили дать согласие на брак Маши и Владимира. Когда барышня начала выздоравливать, её родители послали ему приглашение, чтобы объявить согласие на брак. Но в ответ он послал им полусумасшедшее письмо, в котором написал, что он никогда не приедет к ним и что ему остаётся только умереть. Через несколько дней в Ненарадове узнали, что Владимир уехал в армию. Это был уже 1812 год.
Маше не сказали ничего о Владимире, а она никогда не упоминала о нём. Прочтя его имя в списке военных, отличившихся и раненных под Бородиным, девушка упала в обморок.
Отец Маши, Гаврила Гаврилович, умер, и она стала наследницей имения. Из Ненарадова Мария Гавриловна с матерью уехали жить в другое поместье.
Владимир умер, и Маша берегла всё, что напоминало о нём: его рисунки и другие вещи. Никто из молодых людей не интересовал её.
После окончания войны в доме Марьи Гавриловны, которая жила с матерью в то время в *** губернии, среди штатских молодых людей появился гусарский полковник Бурмин. Он приехал после ранения в отпуск в свои поместья. Это был молодой человек лет 26. Он нравился Марье Гавриловне, и было видно, что и она нравится ему. Но он молчал и не объяснялся в любви.
Однажды Бурмин признался Марье Гавриловне, что хотя любит её, но не может жениться на ней, потому что женат уже четвёртый год и не знает, кто его жена. Бурмин рассказал, что в начале 1812 года по дороге в свой полк он на почтовых лошадях попал в метель. Ямщик хотел сократить путь и заехал в незнакомые места. Сквозь пургу увидел Бурмин огонёк и велел ехать туда. Это была церковь. С паперти закричали люди: «Сюда! Сюда!» Бурмину кто-то сказал, что невеста в обмороке, а священник не знает, что делать.
Бурмин вошёл в церковь и увидел красивую девушку, сидящую на лавочке. Другая девушка тёрла ей виски. Священник спросил Бурмина, можно ли начинать, тот ответил утвердительно и встал около невесты перед налоем. Трое свидетелей и горничная поддерживали невесту и были заняты только ею.
После обряда венчания девушка, ставшая женой Бурмина, повернулась к нему и упала в обморок, вскрикнув: «Ай, не он!» Свидетели испуганно посмотрели на Бурмина, а он вышел из церкви и уехал.
Выслушав этот рассказ, Марья Гавриловна взволнованно спросила, знает ли он, что стало с его бедной женой.
Бурмин ответил, что ничего не знает: ни названия деревни, ни почтовой станции, с которой ехал. Поэтому у него нет надежды отыскать девушку, над которой подшутил он так жестоко.
Марья Гавриловна воскликнула: «Так это были вы! И вы не узнаёте меня?» Побледневший Бурмин бросился к её ногам…
Заключение к краткому пересказу
В повести А. С. Пушкина «Метель» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) повести «Метель»: счастье и несчастья не всегда зависят от человека, иногда зависят они и от случая.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Челкаш» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа М. Горького«Приёмыш» — краткое содержание рассказа Д. Н. Мамина-СибирякаИспользуемые источники:
- https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/metel-pushkin/
- https://ote4estvo.ru/sochineniya-po-proizvedeniyam-pushkina/177950-metel-analiz-povesti-pushkina.html
- https://vashurok.ru/questions/tema-i-ideya-rasskaza-a-s-pushkina-metel
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/metel.html
- https://blmb.ru/metel-kratkoe-soderzhanie/
Класс:
7
Предмет:
Русский
язык
Тема :
А.С.Пушкин «Повести Белкина»
Учитель: Щеголева
Т.С
Дата:
____________
1. Вступительное
слово учителя.
«Повести Белкина» –
первое законченное прозаическое произведение Пушкина. А.С. так сформулировал
основной закон своей прозы: «Точность и краткость – вот первые достоинства
прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не
служат».
Вопрос: Как по вашему, удалось Пушкину
соответствовать этому принципу в «Повестях»?
(Да).
Кто из знакомых вам
писателей XIX века тоже отличался лаконичностью и точностью в своих рассказах?
(А. П. Чехов).
Цикл создан в
знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. В село Болдино
Нижегородской губернии Пушкин приехал 3 сентября хлопотать о приданом (у
невесты приданого не было). Ему было немного досадно, что за этими хлопотами
пропадет осень – лучшее для него рабочее время: «Все это не очень утешно, –
пишет он в письме другу и издателю Плетневу. – Еду в деревню, Бог весть, буду
ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не
произведешь…»
Однако оглядевшись, уже
9 сентября он пишет тому же Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя
деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; пиши дома, сколько вздумается,
никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы и стихов».
В болдинском уединении
есть еще одно для Пушкина очарованье, оно совсем не мирное: рядом таится
смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности веселит и дразнит – Пушкин любил
опасность и риск, это будило его творческие силы.
Вопрос: Каким
образом это ощущение близости смерти, опасности проявилось в сюжетах
«Повестей»?
(В них есть и дуэли, и
неожиданные случайности, и любовь, и смерть, и тайные страсти, и романтические
приключения).
Итак, за короткий
промежуток времени с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей
цикла.
Вопрос: Перечислите
их, пожалуйста.
(«Выстрел», «Метель»,
«Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
2. Содержание предисловия
повести.
Цикл предваряет
предисловие «От издателя».
Вопрос: Кто берет на
себя роль издателя?
( Роль издателя Пушкин
взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.»)
Вопрос: Кому Пушкин
приписывает авторство «Повестей»?
(Авторство же он приписал
провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину).
Вопрос: Что мы о нем
узнаем?
Выступление ученика
с объяснением предисловия: От
друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной
семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный
и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти
много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт
Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему
снисходительно.
Вопрос: Для чего
Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина?
(Белкин оказывается
идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает
то, что услышал от других лиц).
3. Проблема автора и
рассказчика.
Вопрос: Кто еще,
кроме Белкина, выступает в роли рассказчиков в «Повестях»?
(Несколько особ, будто
бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), наконец, сам Пушкин).
Вопрос: Что
объединяет этих «особ», которые выступают в роли рассказчиков?
(Все эти особы – люди
одной среды, деревенской или городской, провинциальной, в их жизни кипят
романтические страсти).
4. Особенности
композиции «Повестей». Роль эпиграфов.
Вопрос: Что еще
общего вам удалось заметить в композиции «Повестей»?
(Эпиграфы).
Вопрос: Что такое
эпиграф? Сколько эпиграфов в «Повестях»?
1) Эпиграф к
Предисловию взят из «Недоросля» Д.И. Фонвизина: То, мой батюшка, он еще сызмала
к историям охотник. – Митрофан по мне.
Вопрос: В чем
признается Пушкин?
(Для Пушкина Белкин
оказывается идеальным повествователем, он «по нему»).
2) Эпиграфы к «Выстрелу»: Стрелялись мы (Е.А. Баратынский). Я поклялся
застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). А.
Бестужев-Марлинский. (Перекликается с сюжетом повести).
3) Эпиграф к «Метели»:
Кони мчатся по буграм, /Топчут снег глубокой…/Вот в сторонке божий храм / Виден
одинокой.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клочками; Черный вран свистит крылом, Вьется над санями; Вещий стон
гласит печаль! Кони торопливы. Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы. В.А.
Жуковский. (Иллюстрация к описанию метели, в которую попал Владимир, тайный
жених Марьи Гавриловны).
Вопрос: Почему
Пушкин и повесть называет «Метель», и эпиграф посвящает ей?
(Метель становится едва
ли не главным действующим персонажем повести).
4) Эпиграф к
«Гробовщику»: Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной? Г.Р.
Державин
Вопрос: Какой тон
задает этот эпиграф?
(Философский).
5) Эпиграф к
«Станционному смотрителю»: Коллежский регистратор, /Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский.
Вопрос: Вы заметили
иронию в словах Пушкина? В чем она?
(Ирония: диктатор –
человек, пользующийся неограниченной властью, а Вырин – слабый, робкий, бедный
человек, на него кричат и даже иногда «готовы прибить» проезжающие).
6) Эпиграф к
«Барышне-крестьянке»: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша! Богданович.
(Маскарад Лиза – Акулина – Бетси).
5. Повесть
«Выстрел».
Вопрос: В какую
среду погружает нас Пушкин?
Повесть знакомит нас со
средой и образом жизни армейских офицеров: утром ученье, манеж, обед у
полкового командира… вечером пунш и карты.
Рассказ ученика: Вечный военный Сильвио кажется исключительной
личностью, но вся его жизнь ушла на месть графу, счастливому и в жизни, и в
любви. Сильвио не убивает графа, а сам пропадает, не сделав в жизни ничего
значительного.
Ребята читают эпизод приезда Сильвио в дом графа, когда тот возвращается с
женой с прогулки, и жена падает на колени, умоляя Сильвио не стрелять в мужа.
«Я доволен, я видел твое смятение, твою робость … Будешь меня помнить», –
произносит Сильвио на прощание.
Вопрос: Что стало для Сильвио смыслом жизни?
(Вся его жизнь была
положена на то, чтобы увидеть смятение и робость обидчика, заставить его
затрепетать).
Какой вывод мы
сделаем?
(Жизнь Сильвио, который
поначалу представляется фигурой романтической и необыкновенной, пуста и
бесплодна, т.к. отягщена чувством мести).
6. Роль случая в
композиции повести «Метель».
Вопрос: В какую
среду переносит нас «Метель»?
(Повесть «Метель»
переносит нас в среду провинциального дворянства, в семью богатого помещика).
Рассказ ученика.
Чтение эпизода описания метели. Звучит музыка Свиридова.
Вопрос: Что делает
метель?
(Метель соединяет Марью
Гавриловну с Бурминым).
Вопрос: Чем по
прошествии времени так привлек Бурмин нашу героиню?
(Полковник Бурмин имеет
Георгия в петлице, он ранен, у него «интересная бледность», но главное: он до
сих пор не бросился к ногам Марьи Гавриловны).
Чтение по ролям последнего эпизода повести, когда полковник
Бурмин и Марья Гавриловна выясняют, что они муж и жена.
Какой вывод можно
сделать?
Ученики делают вывод с
помощью учителя, что в этой повести свою роль сыграл случай.
7. Ирония в
изображении героев повести «Гробовщик».
Вопрос: с героями из
какой среды знакомит нас Пушкин?
В этой повести мы
погружаемся в мир ремесленников, узнаем об их радостях и горестях.
Учащийся передает
содержание повести и делает
вывод, что в мире ремесленников, куда из помещичьей среды мы попадаем, живут
только наживой. А для Адриана нажива – это смерть людей. Вот гробовщик ждет
смерти купчихи Трюхиной, чтобы взять побольше денег с ее родственников за
похороны.
Чтение по ролям разговора сапожника с гробовщиком.
Чтение эпизода сна гробовщика, когда к нему во сне
приходят мертвецы поздравить его с новосельем.
Вопрос: Как выглядят
клиенты Адриана Прохорова?
(Все одеты были
благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах,
купцы в праздничных кафтанах. Только один, стыдясь своего рубища, смиренно
стоял в углу. Его-то и отталкивает гробовщик).
Какой вывод можно
сделать?
(Смерть уравнивает
всех).
8. История Самсона
Вырина.
Вопрос: в какую
среду мы попадаем на этот раз?
(Самсон Вырин – мелкий
чиновник).
Одна из самых сложных,
неоднозначных, на мой взгляд, является повесть «Станционный смотритель».
Поэтому мы еще вернемся к этой повести в седьмом классе.
Первый ученик кратко рассказывает историю Дуни и гусара
Минского.
Второй ученик передает историю Самсона Вырина.
Чтение эпизода, в котором описан приезд Дуни на
могилу отца.
Какой вывод мы можем
сделать?
Сопоставление истории
Дуни с историей о блудном сыне из евангельской притчи.
Вопрос: Кто вызывает
в этой повести наше сочувствие: Дуня, которая невольно повторила историю
библейского блудного сына, или ее отец?
Впервые в русской
литературе XIX века Пушкин раскрыл тему маленького человека, которую дальше
развили в своих произведениях Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.
9. Веселый маскарад
в «Барышне-крестьянке».
Вопрос: Чем
отличается эта повесть от всех остальных?
Пушкин завершает цикл
повестей легкой и радостной «Барышней-крестьянкой», в которой мы попадаем в мир
дворянской усадьбы, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез.
Повесть эту можно назвать водевилем.
Вопрос: Что такое
водевиль?
(Веселая театральная
пьеса с музыкой и танцами).
Ученик передает
краткое содержание повести «Барышня-крестьянка». Лиза Муромская – живая, умная,
смелая барышня, не побоявшаяся переодеться в крестьянское платье и очаровать
молодого барина, да так, что Алексей полюбил Акулину, собравшись на ней
жениться. И когда в конце повести обман раскрылся, перед нами предстали милые
русские люди: Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский и их дети –
Лиза и Алексей.
Вопрос: Сколько раз
в повести переодевается Лиза?
(Два раза: она
предстает перед нами в образе крестьянской девушки Акулины и чопорной Бетси).
Чтение эпизода, в котором Лиза предстает перед гостями в
гриме.
Чтение эпизода
счастливой развязки.
10. Заключительное
слово учителя. Подведение итогов урока.
«Повести Белкина» были
первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Введя условный образ
повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему рассказчиков, Пушкин
прокладывает дорогу Гоголю, Достоевскому, Чехову и последующему развитию
русской прозы. Впервые героями становятся не царственные особы, не исторические
личности, а самые что ни на есть простые люди.
Пушкин,
любитель живого, простого, народного показывает нам, читателям, что жизнь его
провинциальных героев вовсе не заурядна, скорее наоборот. Пушкин любуется
своими героями, жалеет их, сочувствует им, иронизирует над ними – и не
оставляет нас равнодушными. Недаром и в двадцатом веке по «Повестям» снято
много кинофильмов: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Выстрел»,
«Метель».
Инфоурок
›
Музыка
›Конспекты›Образы симфонической музыки. Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. 6 класс
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Симфонические музыкальные иллюстрации к Метели [Автосохраненный].pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Описание слайда:
Образы симфонической музыки
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
6 класс -
3 слайд
Описание слайда:
Цель урока
Рассмотрение возможностей симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения на примере музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» -
4 слайд
Описание слайда:
Задачи урока
Познакомиться с новым материалом и сопоставить его с имеющимися знаниями;
Прослушать фрагменты сюиты Георгия Свиридова «Метель»;
Проанализировать личное восприятие произведения. -
5 слайд
Описание слайда:
Георгий Васильевич Свиридов
(1915 — 1998) -
6 слайд
Описание слайда:
А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик -
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Романс
Н.Зубов «Не уходи, побудь со мною»
Г.Свиридов «Романс»
-
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.docx
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 953 человека из 79 регионов
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 54 человека из 25 регионов
- Сейчас обучается 46 человек из 28 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Тема:
Образы симфонической музыки
Похожие материалы
-
Вокально — хоровая деятельность как способ приобщения к достижениям культуры.
-
Основные предпосылки определения формирования мотивации вокально-хоровой деятельности детей среднего школьного возраста.
-
Открытый урок в 4 классе «3 чуда»
-
Сценарий осеннего праздника для старшей подготовительной группы «Осень в детском саду»
-
Сценарий осеннего праздника для средней группы «Осень в детском саду»
-
Сценарий осеннего праздника для младшей группы «Осень в детском саду»
-
Адаптированная рабочая програма основного общего образования для обучающихся с УО (нарушениями интеллекта) по музыке 5 класс
-
Статья на тему: «Музыка как отражение интегративных процессов человеческого сознания»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438195 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
Подборка по базе: Русская литература_6 класс_Тема Рождества в литературе_Образы Ок, Искусство пейзажной зарисовки присутствует практически в каждом , В произведении Александра Куприна.docx, «Один день Ивана Денисовича» краткое содержание повести Александ, Мой Анализ произведений для чтения.docx, Мой Анализ произведений для чтения.docx, Повести Белкина.pptx, Анализ исходного текста Тургенев поднимаем в своём произведении , Повести Белкина.pptx
О произведении
«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года.
Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году. Он сочинил 5 повестей. Его краткая биография описывается в предисловии к книге.
Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе:
- «Выстрел» — реализм;
- «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм;
- «Гробовщик» — содержит элементы готической повести.
Гробовщик
Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана.
Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы.
Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен.
Во втором же сне к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы. От смерти его спасает только пробуждение. В конце всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.
Выстрел
«Выстрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году.
Рассказ относится к литературному направлению реализм и повествует об истории дуэли отставного гусара Сильвио и графа Б***. Повесть состоит из двух разделов, в первом рассказчик узнает начало истории от Сильвио, во втором – ее завершение от графа.
Интересно, что первая глава повести носит автобиографический характер, так как содержит элементы дуэли Пушкина с офицером Зубовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая эти события и ссылаясь на очевидцев, писал, что Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока Зубов стрелял первым. После того, как Зубов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя.
Станционный смотритель
Пожалуй, самой печальной из всех историй А.С. Пушкина в этом цикле можно назвать повесть «Станционный смотритель». История бедной девушки, соблазненной дворянином – традиционный сюжет прежде всего в западноевропейской прозе, но хорошо знакомый и русскому читателю. В повести «Станционный смотритель» рассказывается о судьбе мелкого чиновника — станционного смотрителя Самсона Вырина. С первых же строк своего повествования Пушкин выступает как писатель-гуманист, возмущающийся бесправным положением низшего сословия.
Все персонажи повести сложны, среди них нет ни безупречных, незаслуженно гонимых жертв, ни корыстных и черствых гонителей. Драма разлуки отца и дочери — не следствие злого умысла, а результат общественного уклада, сословной иерархии. При этом, один из основных мотивов «Станционного смотрителя» — разобщенность близких людей.
Барышня-крестьянка
Повесть из цикла «Повестей Белкина», законченная 20 сентября 1830. В соседское имение приезжает молодой барин Алексей. Лиза, дочь помещика, хочет познакомиться с красавцем. Девушка, зная о том, что молодой барин любит по утрам объезжать лес, переодевается в крестьянское платье и рано утром, прихватив лукошко, идёт в лес…
Идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.
Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.
Метель
«Метель» —произведение из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Александра Пушкина. Развивая мотив судьбы и предопределения в жизни человека, автор в повести «Метель» создает образы заурядных людей и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимый рок.
Герои повести влюблены друг в друга. Родители девушки препятствуют браку, и молодые люди решают бежать и тайно венчаться. Все спланировано и рассчитано: верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями, батюшка готов венчать. Но судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который скуки ради и оказался под венцом с незнакомой барышней.
Вывод
Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками. Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.