Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Задания по литературе для 5 класса 5. проследите по тексту, как называют ивана крестьянского сына в начале, середине и

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Задания по литературе для 5 класса 5. Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

4 ответа:

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки



2



0

В этой сказке сюжет развивается и с ним имя главного героя меняется. И его восприятие читателями и слушателями. Поначалу перед нами предстает маленький Иванушка, меньшой сынок и братец, всеобщий любимец. Потом Иван получает имя Иван, а страшное Чудо-юдо зовет его уже почтительно добавляя «крестьянский сын», обозначая его происхождение. Так его и зовут в конце сказки.

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки



0



1

Сначала сказки братья именуют младшего Иванушкой: «молод он еще, чтоб на бой идти». Старушка в деревне гласит братьям: «Добрые молодцы!» Чудо-юдо и змеиха именуют его «Иван — крестьянский сын». Посреди сказки сказитель называет героя Иваном, а потом тоже Иваном — крестьянским отпрыском. Иванушка — это нежное имя. Так именуют обычно малеханьких, младших. Воззвание «Иван» — почтительное, а «Иван — крестьянский сын» похоже на воззвание по имени и отчеству (в старину гласили — Иван Петров отпрыск). Воззвание по имени и отчеству было надо заслужить.

Когда в погоню ринулась сама древняя змеиха, братьям помогли кузнецы, которые упрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки



1



0

Очень интересно проследить за тем как меняется отношение и сказочника и читателя к герою сказки «Иван крестьянский сын и Чудо Юдо» с самого начала сказки, до ее конца.

В первых строках сказки мы читаем ласковое «младшенький Иванушка», это описание любимого сыночка, которого пока считают слишком маленьким и слабым, чтобы идти в бой наравне со старшими братьями.

Но уже когда Иван с братьями достигает реки Смородины его зовут в сказке исключительно Иван, а Чудо Юдо, да его жены так и вовсе Иван — крестьянский сын и при этом сильно бояться.

Ласковое имя Иванушка проскальзывает в конце сказки лишь однажды, от братьев Ивана, но это имя полное братской любви.

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки



1



0

В сказке «Иван Крестьянский сын и чудо юдо» главного героя зовут по разному. Родители и братья зовут его Иванушка, для них он любимый брат и младший сыночек. В кульминации сюжета он уже просто Иван и отдает указания братьям на праве старшего и самого сильного. Чудо юдо со страхом спрашивает «не родился ли еще «Иван крестьянский сын», а потом чует свою погибель, а его жены горят желанием мести ивану, крестьянскому сыну.

но спастись от мести змеих братьям помогли кузнецы, поставившие перед Змеихой 12 железных дверей.

Читайте также

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Сказка «журавль и цапля» начинается и заканчивается очень необычно.Начинается она с присказки, а не с зачина, то есть история про сову, не имеет отношения к действию сказки, а просто завлекает внимание слушателя. Заканчивается сказка концовкой, но какой-то бесконечной -ходят мол друг к другу цапля и журавль до сих пор.

Поищем в этой сказке повторы: летела-летела, жили-были, тып, тяп.

Теперь посмотрим постоянные эпитеты, которые имеются в этой сказке: веселая голова, ноги долги, долговязый.

Ну и наконец народные выражения в этой сказке несомненно также имеются, правда найти мне удалось только одно: несолоно похлебав.

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Объяснение слов по толковому словар ю Ожегова:

Переплет

vJCjzFoSun8YakK2eJ5MWcWleP5SKeVt.png

Обложка

4V1nhBNhCAs5Vh4XKsb539pGtu8p8w.png

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

Титульный лист

R2NA1tzzgwV16bz8od17iuZR9BdhA.png

Компьютерный толковый словарь

Входные данные

4KrLAJZf98XUeDknglWMvD5fZvg2N.png

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Баба Яга в сказке «Василиса прекрасная» персонаж отрицательный. просто потому, что она злая. Она не горела желанием помогать Василисе, напротив давала ей такие сложные здания, выполнить которые обычный человек бы не смог. Но Василиса справлялась со всем, благодаря помощи куколки. Когда Баба Яга спросила Василису, как той удается со всем справляться, та прямо ответила, что ей помогает благословение матери, и тогда Баба Яга ее прогнала, сказав, что ей не надо тут благословенных.

Но в дорогу Баба Яга все-таки дала Василисе огоньку в черепе, и мне кажется можно назвать сразу три причины, почему она так поступила:

  1. Василиса действительно выполнила все задания, показала себя трудолюбивой девушкой.
  2. Баба Яга не любила мачеху и сестер, она сразу сказала, что слышала про них.
  3. Василиса не стала спрашивать про руки и Бабе Яге понравилось, что она спрашивает только про то, что делается вне дома.

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Во времена правления русского царя Ивана Грозного в Россию был доставлен печатный станок из Польши.

Царь заказал его для того, чтобы начало развиваться книгопечатание на Руси.

Кроме станка был построен печатный двор, а также приглашен первопечатник Иван Федоров, под руководством которого была напечатана первая книга «Апостол».

Самым первым читателем этой книги был сам царь Иван Грозный.

Он одобрил книгу и положил начало книгоиздательству на Руси.

Через какое то время стали появляться первые профессии связанные с книгопечатанием — это авторы произведений, корректоры, художники, редакторы и различные рабочие типографий.

Проследите по тексту как называют ивана крестьянского сына в начале середине и конце сказки

Сленгом мы называем те слова и речевые обороты, которые присуще определенной группе людей, связанных общими интересами, общей профессиональной деятельностью,общим возрастом или даже живущих в одном месте. Сленг не является официальным диалектом, это именно разговорный язык, который присущ ограниченной группе людей и который может быть совершенно не понятен всем остальным людям.

Например классическим образцом сленга является так называемый молодежный сленг, неформальный язык, который используют для общения люди молодого возраста. Многие из понятий молодежного сленга не воспринимаются людьми старшего поколения, но тем не менее это явление существует, его изучают и даже составляют свои особые словари.

Вот и в приведенном нам ряде синонимов мы видим, что все они выражают одно и тоже понятие — положительную или негативную оценку происходящего. Но если слова Отлично, Хорошо, Плохо следует отнести к литературной речи. То слова Блеск, Классно, Дрянь, Лабуда, Клево — это слова речи разговорной, тот самый сленг.

Немного особняком здесь стоит слово Худо, которое относится скорее к словам, которые перестали использоваться в обыденной речи, архаизмам.

Урок 8. «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

Цели деятельности учителя:

учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать

жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
уметь

отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные

: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные

: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные

: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные

: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I

. Анализ текста сказки.

Вопросы

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?

3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос:

Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения.
(«Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание:

Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос:

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос:

Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос:

А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя

.)

3. Какие словосочетания замедляют действие?
(«Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

4. Приведите примеры постоянных эпитетов.
(Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

В каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя земля и в горсти мила.

Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси — есть и ерши.

В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Домашнее задание:

чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон: будто у золотого кольца был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц. Поутру встал он и приказал клич кликать: кто этот сон рассудит и коня того достанет, за того свою дочь отдам и половину царства в придачу. Собралось на царский клич множество князей, бояр и всяких господ; думали-думали — никто не может сна растолковать, никто не берется коня достать.

Наконец доложили царю, что у нищего старичка есть сын Иван, который может сон растолковать и коня достать. Царь приказал призвать его. Призвали Ивана. Спрашивает его царь: «Рассудишь ли ты мой сон и достанешь ли коня?» Иван отвечает: «Расскажи наперед, что за сон и какой тебе конь надобен?» Царь говорит: «В прошлой ночи привиделось мне, будто у золотого кольца на моем дворе был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц». — «Это не сон, а быль; потому что в прошлую ночь на этом коне приезжал к тебе двенадцатиглавый змей и хотел царевну украсть». — «А можно ли достать этого коня?» Иван отвечает: «Можно — только тогда, как минет мне пятнадцать лет». В то время было Ивану только двенадцать годочков; царь взял его во дворец, кормил и поил до пятнадцати.

Вот как минуло Ивану пятнадцать лет, сказал он царю: «Давай, государь, мне коня, на котором можно б доехать до того места, где змей находится». Царь повел его в конюшни и показал всех своих лошадей; только он не мог ни одной выбрать по своей силе и тяжести: как наложит на которую лошадь свою богатырскую руку, та и упадет. И сказал он царю: «Пусти меня в чистое поле поискать себе под силу коня». Царь его отпустил.

Иван крестьянский сын три года искал, нигде не мог сыскать. Идет со слезами обратно к царю. Попадается ему навстречу старичок и спрашивает: «Что ты, парень, плачешь?» Он ему на спрос грубо отвечал, просто-напросто от себя прогнал; старик молвил: «Смотри, малый, не помяни меня». Иван немного отошел от старика, подумал сам с собою: «За что я старика обидел? Стары люди много знают». Воротился, догнал старика, упал ему в ноги и сказал: «Дедушка, прости меня, со кручины тебя обидел. Я плачу вот о чем: три года ходил я по́ полю по разным табунам — нигде не мог сыскать по себе коня». Старик отвечает: «Поди в такое-то село, там у мужичка на конюшне стоит кобыла, а от той кобылы народился паршивый жеребенок; ты возьми его и выкорми: он тебе будет под силу». Иван поклонился старику и пошел в село.

Приходит к мужику прямо в конюшню, увидал кобылу с паршивым жеребенком и наложил на того жеребенка руку. Жеребенок не прогнулся; он взял его у крестьянина, покормил несколько времени, приехал к царю и рассказал ему, как добыл себе коня. Потом стал собираться в гости к змею. Царь спросил: «Сколько тебе, Иван крестьянский сын, надобно силы?» Отвечает Иван: «На что мне твоя сила? Я один могу достать; разве только для посылок дай человек шесть». Дал ему царь шесть человек; вот они собрались и поехали.

Долго ли, коротко ли они ехали — никому не ведомо; ведомо только то, что приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес. В том лесу раскинули они шатер, достали разных напитков, начали пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын говорит товарищам: «Давайте, ребята, каждую ночь поочередно караулить: не будет ли кто проезжать через эту реку?» И случилось так: кто ни пойдет из его товарищей караул держать, всякий напьется с вечера пьян и ничего не видит.

Наконец пошел караулить Иван крестьянский сын; смотрит: в самую полночь едет через реку змей о трех головах и подает голос: «Нет мне ни спорщика, ни наговорщика; есть разве один спорщик и наговорщик — Иван крестьянский сын, да и того ворон в пузыре костей не заносил!» Иван крестьянский сын из-под моста выскочил: «Врешь ты! Я здесь». — «А если здесь, то давай поспорим». И выехал змей против Ивана на коне, а Иван выступил пеший, размахнулся своей саблею и срубил змею все три головы, а коня себе взял и привязал у шатра.

На другую ночь Иван крестьянский сын убил шестиглавого змея, на третью ночь — девятиглавого и побросал их в огненную реку. А как пошел караулить на четвертую ночь, то приехал к нему двенадцатиглавый змей и стал говорить гневно: «Кто таков Иван крестьянский сын? Сейчас выходи ко мне! Зачем побил моих сыновей?» Иван крестьянский сын выступил и сказал: «Позволь мне наперед сходить к своему шатру; а после сражаться будем», — «Хорошо, ступай!» Иван побежал к товарищам: «Ну, ребята, вот вам таз, смотрите в него; когда он полон нальется крови, приезжайте ко мне». Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушел; во второй раз разошлись — Иван три головы срубил, а сам по́ пояс в землю ушел; в третий раз разошлись — еще три головы отсек, сам по грудь ушел; наконец одну срубил — по шейку ушел. Тогда только вспомянули про него товарищи, посмотрели в таз и увидели, что кровь через край льется; прибежали и срубили у змея последнюю голову, а Ивана из земли вытащили. Иван крестьянский сын взял змеиного коня и увел к шатру.

Вот прошла ночь, настает утро; начали добрые молодцы пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын встал от веселья и сказал своим товарищам: «Вы, ребята, меня подождите!» — а сам оборотился котом, пошел по мосту через огненную реку, пришел в тот дом, где змеи жили, и стал дружиться с тамошними кошками. А в целом доме осталось в живых только сама змеиха да три ее снохи; сидят они в горнице и говорят между собою: «Как бы нам злодея Ивана крестьянского сына сгубить?» Малая сноха говорит: «Куда б ни поехал Иван крестьянский сын, сделаю на пути голод, а сама оборочусь яблоней; как он съест яблочко, сейчас разорвет его!» Средняя сказала: «А я на пути их сделаю жажду и оборочусь колодцем; пусть попробует выпить!» Старшая сказала: «А я наведу сон, а сама сделаюсь кроватью; если Иван крестьянский сын ляжет, то сейчас помрет!» Наконец сама свекровь сказала: «А я разину пасть свою от земли до неба и всех их пожру!» Иван крестьянский сын выслушал все, что они говорили, вышел из горницы, оборотился человеком и пришел к своим товарищам: «Ну, ребята, собирайтесь в путь!»

Собрались, поехали в путь, и в первый раз на пути сделался ужасный голод, так что нечего было перекусить; видят они — стоит яблоня; товарищи Ивановы хотели нарвать яблок, но Иван не велел. «Это, — говорит, — не яблоня!» — и начал ее рубить; из яблони кровь пошла. Во второй раз напала на них жажда; Иван увидал колодец, не велел пить, начал его рубить — из колодца кровь потекла. В третий раз напал на них сон; стоит на дороге кровать, Иван и ее изрубил. Подъезжают они к пасти, разинутой от земли до неба; что делать? Вздумали с разлету через пасть скакать. Никто не мог перескочить; только перескочил один Иван крестьянский сын: вынес его из беды чудесный конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц.

Приехал он к одной реке; у той реки стоит избенка. Тут попадается ему навстречу мужичок сам с пёрст, усы на семь верст и говорит ему: «Отдай мне коня; а коли не отдашь честью, то силой возьму!» Отвечает Иван: «Отойди от меня, покуда тебя конем не раздавил!» Мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сшиб его наземь, сел на коня и уехал. Входит Иван в избенку и сильно о коне тужит. В той избенке лежит на печи безногий-безрукий и говорит Ивану: «Послушай, добрый молодец — не знаю, как тебя по имени назвать; зачем ты связывался с ним бороться? Я не этакий был богатырь, как ты; да и то он у меня и руки и ноги отъел!» — «За что?» — «А за то, что я у него на столе хлеб поел!» Иван начал спрашивать, как бы назад коня достать? Говорит ему безногий-безрукий: «Ступай на такую-то реку, сними перевоз, три года перевози, ни с кого денег не бери; разве тогда достанешь!»

Иван крестьянский сын поклонился ему, пошел на реку, снял перевоз и целых три года перевозил безденежно. Однажды случилось ему перевозить трех старичков, они дают ему денег, он не берет. «Скажи, добрый молодец, почему ты денег не берешь?» Он отвечает: «По обещанию». — «По какому?» — «У меня ехидный человек коня отбил; так меня добрые люди научили, чтоб я перевоз снял да три года ни с кого денег не брал». Старички сказали: «Пожалуй, Иван крестьянский сын, мы готовы тебе услужить — твоего коня достать». — «Помогите, родимые!» Старички были не простые люди: это был Студенец, Обжора и колдун. Колдун вышел на́ берег, нарисовал на песке лодку и говорит: «Ну, братцы, видите вы эту лодку?» — «Видим!» — «Садитесь в нее». Сели все четверо в эту лодку. Говорит колдун: «Ну, легкая лодочка, сослужи мне службу, как прежде служила».

Вдруг лодка поднялась по воздуху и мигом, словно стрела, из лука пущенная, привезла их к большой каменистой горе. У той горы дом стоит, а в доме живет сам с пёрст, а усы на семь верст. Послали старики Ивана коня спрашивать. Иван начал коня просить; мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сказал ему: «Укради у царя дочь и привези ко мне, тогда отдам коня». Иван сказал про то своим товарищам, и тотчас они его оставили, а сами к царю отправились. Приезжают; царь узнал, зачем они приехали, и приказал слугам баню истопить, докрасна накалить: пусть де задохнутся! После попросил гостей в баню: они поблагодарили и пошли. Колдун велел наперед Студенцу идти. Студенец взошел в баню и прохладил; вот они вымылись, выпарились и пришли к царю. Царь приказал большой обед подавать; множество всяких яств на стол было подано. Обжора принялся и всё поел. Ночью собрались гости потихоньку, украли царевну, привезли к мужичку сам с пёрст, усы на семь верст; царевну ему отдавали, а коня выручали.

Иван крестьянский сын поклонился старичкам, сел на коня и поехал к царю. Ехал-ехал, остановился в чистом поле отдохнуть, разбил шатер и лег спать. Проснулся, хвать — подле него царевна лежит. Он обрадовался, начал ее спрашивать: «Как сюда угодила?» Царевна сказала: «Я оборотилась булавкою да в твой воротник воткнулась». В ту ж минуту оборотилась она опять булавкою; Иван крестьянский сын воткнул ее в воротник и поехал дальше. Приезжает к царю; царь увидал чудного коня, принимает доброго молодца с честью и рассказывает, как у него дочь украли. Иван говорит: «Не горюй, государь! Я ее назад привез». Вышел в другую комнату; царевна оборотилась красной девицей. Иван взял ее за руку и привел к царю. Царь еще больше возрадовался, взял себе коня, а дочь отдал замуж за Ивана крестьянского сына. Иван и поныне живет с молодой женою.

У русского народа много сказок, одна из них — Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага — главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • На даний час на Землі проживає приблизно сім мільярдів людей. Вони вчаться, працюють, дружать. Але часто можна почути таке словосполучення як «справжня людина». Що ж означає цей вислів?

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Анализ повести Платонова Сокровенный человек

    Произведение относится к художественной прозе писателя, посвященной событиям, происходящим в период революции и гражданской войны, раскрывающих образы простых русских людей.

Русские народные сказки — это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет — к ним относится в том числе и сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой — младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае — «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана — крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана — крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

2064875

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Разделы:


Литература

Цель:
через анализ образа главного героя
воспитывать чувство патриотизма, высокие
нравственные устои и эстетические ценности
учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение
    перерабатывать текст с целью нахождения
    фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
    выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию
    коммуникативной и исследовательской
    компетентности пятиклассников, обогащать
    словарный запас учащихся, развивать умение
    овладевать художественными образами,
    выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство
    патриотизма, высоких нравственных устоев на
    примере главного героя Ивана – крестьянского
    сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами
практической работы

Оборудование: компьютер,экран,
мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2)
, учебник под ред.
В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем
лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более
глубоко поймем великое значение творимогонами
настоящего”, — говорил М.Горький. (Слайд 1
)

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание
писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о
событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о
том, как они воевали, защищая родную землю,
обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем
боролись
)

Передаваясь из поколения в поколение, сказки
претерпевали изменения, достигали необычайной
выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и
диалогов, лишних описаний. Народ все продумал.
Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” —
сказка волшебная,но чем же она отличается от
других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот
вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд
2
)

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого
государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли
русской в самом начале сказки? — Найдите этот
эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и
матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться
насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать,
пусть с вами Иванушка
остается, молод онеще,
чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением,
и старики не стали отговаривать, вот и
отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю
русскую защищать. Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых
коней и поехали. (Слайд 3
)

Ехали они, ехали и приехали в какую-то
деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души
нет. Только избушка одна стоит, да ита еле
держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев
сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули
они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту.
Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося
)
(Слайд 4
)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
разделяющей мир живых
и мир мёртвых
. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым
Змеем
. Именно по этому мосту души переходят в
царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи,
богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в
лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету
которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем,
что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое
решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну,
братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко
всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья
проявили себя здесь как настоящие защитники
Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на
себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в
походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья
в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о
шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее.
Во время его появления воды на реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз
– “сыра земля всколебалась, воды в реке
заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7-
по ответам групп
)

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет
решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и
упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями,
а просит их поддержать его во времятретьего боя.
Качество, которое проявил Иван, отправившись
утром к змеевым палатам, можно назвать
бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот
вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8
)

Изображая нарастающую с каждым разом
опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно
,
это специальный прием, используя который, автор
показывает смелость, храбрость неустрашимость
Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение
к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это
сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько
значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж
    художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический
    поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана –
крестьянского сына в начале, в середине и в конце
сказки? (Слайд 10, часть1
)

(В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям
“Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его
Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя
Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” —
уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже
на обращение по имени и отчеству (в старину
говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени
отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2
)

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны
такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого
противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный

победитель. А ведь вначале братья не хотели брать
Ивана с собой. На самом же деле все наоборот:
братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему
называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо
поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и
страдание народу
)

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал
предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три
испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

Соедините слова в словосочетания.
(Работа
в тетради)

Эпитет – художественное определение,
которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета,
явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом,
называется постоянным
(Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями
вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить
поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о
свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван –
простой человек, народный герой, патриот, имеющий
честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю,
туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа
остановить нельзя. В образе Ивана соединились
все лучшие силы русской земли, это и помогло
победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей
пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно
выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
    (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд
17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось
встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что
бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание
(Слайд 18)


  • Записать интервью с литературным героем сказки
    “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

         В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

2. Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

         Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

         Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

         Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

5. Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

         В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану. И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

         На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

6. Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

         Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

7. Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

         Иван- крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

         И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

         На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

         Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.

  Обогащаем свою речь

Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

         В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

         Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

         Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

         Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

         Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

         Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    

 Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

         В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

         Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

         Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Введение

Конспект удобен
для проведения урока литературы в начале сентября, присутствует цель и три
задачи, соблюдены этапы урока, психологический настрой, физкультминутка, обобщение,
итог урока, домашнее задание, выставление оценок.

Конспект урока литературы в 5
классе на тему: «Иван — крестьянский сын и Чудо –Юдо».

Цель: Формирование умения осознанно воспринимать и
понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные
приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Задачи:

1. Формирование
умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке
характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую
разновидность сказки.

2.
Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем
деятельность по изучению темы урока; определять  понятия, создавать
обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя,
участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3.
Воспитание  высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана –
крестьянского сына.

Ход урока.

І.
Психологический настрой.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

ІІ.
Артикуляционная разминка.

Детям
на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с
произнесения скороговорки.

1.Четыре
черепашки учились пить из чашки.

Чашку
чая заварили, на четыре поделили.

2. У
Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

IІІ.
Актуализация опорных знаний.

Блиц-перекличка
по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»

1. Кто
создаёт фольклорные произведе­ния?

2.
Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3.
Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4.
Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как
называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие
описывается несколько раз?

6.
Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как
назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна
девица»?

8. Как
называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9.
Завершение сказки.

(народ,
фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты,
олицетворение, концовка)

ІV.Знакомство
с темой.

«Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

-Как
вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая
сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло
всегда проигрывает).

— С
какой сказкой вы познакомились дома?

(Дома
читали сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»).


Понравилась вам она?


Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как
вы объясните название сказки?


Почему речь идет только об одном герое и Чуде-Юде?


Почему эту сказку называют богатырской и героической?

V. Работа
с толковым словарём.


Что обозначает слово герой? героический?

1.      Герой – это действующее лицо, персонаж
художественного произведения.

2.      Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический
— мужественный, отважный

— Сколько
значений имеет слово герой?

-Кого
в сказке мы назовем героем? Почему?

VІ. Динамическая
пауза. Физкультминутка

Раз —
мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса
и проследите путь снежинки до земли.

 
                   Проведем,
друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы не
будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи же
буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что ты
видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К ним
ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

VІІ.Формирование
новых знаний, умений и навыков

1.Анализ
текста сказки.


Ребята, прочитайте зачин сказки.

Что
вы узнали?


Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?


Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки?
Найдите этот эпизод в сказке.


Как характеризует их принятое решение?

(Они
решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.)

-Как
зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только
один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая
работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых
в художественном произведении.

Эпизод
«Страшная весть» — завязка
(запись
в тетради)

Какая
картина представилась братьям?


Чем Чудо-Юдо было опасно для земли

русской?

-Что
укрепляет их решение биться?


Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)


Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)

Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и
мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи,
богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).


Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?


Кто оказывается самым организованным
?

(Самым
бдительным оказывается Иван. «Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться»)

Бдительный
— крайне внимательный, неослабный


Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?

-Прочитайте
о первом подвиге героя.

«1 бой
— это начало развития сюжета».


Как себя ведет Иван и Чудо –Юдо?

-Каким
предстаёт Чудо –Юдо во время 1 боя?

(шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый).


Как ведет себя в дозоре старший брат?

-Прочитайте
выразительно описание 2 боя
.
Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

-Каким
предстаёт чудо –юдо во время 2 боя
?
(де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый).


Как ведет средний брат?

«2
бой – завязка».


Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух?
Сопос­тавьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

(две­надцатиголовый,
самый сильный, самый страш­ный, хвастливый)


Какой бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым
трудным оказался 3 бой. Чудо-Юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана
истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали.
Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость,
смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает).

Терминологическая
работа:

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном
произведении.

«3 бой
– кульминация»

Почему
же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
Чудом-Юдом)

-В чём
отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные
черты.


отличие от Чуда-Юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая
родную землю, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками,
что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во
всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость,
честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна,
полна человеческого досто­инства)

-Каким
предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните
характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый,
смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён).

Данный
эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие
развязки.

Терминологическая
работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия
художественного произведе­ния.

«Столкновение
с чудо-юдовым племенем»- развязка.

-Чем
закончилась сказка?

(Герои
возвращаются домой к мирному сель­скому труду).

-Какова
основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и Чудо-Юдо»? Чему учит
сказка?

(Герои
победили, но подвиг Ивана — это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это
добро не только для себя. Победило добро для всех).


Подберите пословицы,
которые
соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.

За
край родной иди бесстрашно в бой.

За
Русь иди вперёд, не трусь.

Смело
иди в бой – Родина за тобой.

Враг
хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни
не пощадим, а врага разгромим.

Кому
Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь
незваным, уйдёшь драным.

VIII.
Обобщение


Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый
раз образ Чуда-Юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась,
воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)


Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?


первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во
второй – проявил находчивость, храбрость;

В
третий раз Иван решителен, неудержим.)


Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?

(Сначала
Иван
 – крестьянский сын
проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во
время боёв
 он проявляет
храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после
побед
 он не хвастается перед
братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое
проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать
бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто
предупрежден, тот вооружен”, — гласит народная мудрость.)


Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?


начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-Юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству.

Сравните
финалы сказок
«Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих
случаях добро победило зло, но в чём разница?

В
обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность.
Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить
стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.

IX.
Подведение итогов урока. Рефлексия.


Какую сказку читали на уроке? Кто автор?


Какой раздел учебника открывает эта сказка?

— За
какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?

— К
какой группе сказок относится сказка?


Правильно, ребята. Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, о
животных и бытовые. И сказка «Иван – крестьянский сын…» — волшебная сказка. Но
здесь герой совершает подвиг во имя Родины, значит, эта сказка имеет
героическое содержание.

— А
сейчас, возьмите карточку со смайликом и нарисуйте ему ротик. Если вы
оцениваете свою работу на уроке на отлично, нарисуйте улыбающийся ротик. Если
нужно постараться, то рот прямой полоской. Если же вы совсем не справились, то
перевёрнутый рот. Грустный смайлик.

X.Домашнее
задание

Составить
рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Можно
использовать план:

1.Место
Ивана в крестьянской семье.

2.Его
отношение с родителями и братьями.

3.Поведение
Ивана в поединках с Чудо-Юдом.

4.Главные
черты его характера

5.Отражение
в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

(стр.38-39).
Нарисовать рисунок к сказке.

В процессе анализа сказки дети составляли и
записывали в тетрадь план сказки.

План сказки.

1.    Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю
русскую защищать.

2.    Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:

а) первая битва;

б) вторая битва;

в) третья битва.

3.
Столкновение с чудо-юдовым племенем.

4. Братья вернулись домой.

Марина Жданова

Ученик

(225)


6 лет назад

За что сражался Иван — крестьянский сын

Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?
Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.
Обогащаем свою речь

Подготовьте оказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

— Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали…

— Затужили старик со старухой, загоревали…

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван — крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь составить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие особенности народных сказок вам кажутся важными?

Кирилл Гаврин

Ученик

(124)


5 лет назад

За что сражался Иван — крестьянский сын

Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?
Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.
Обогащаем свою речь

Подготовьте оказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

— Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали…

— Затужили старик со старухой, загоревали…

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван — крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь составить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие особенности народных сказок вам кажутся важными?

Михаил Пестрый

Профи

(591)


5 лет назад

За что сражался Иван — крестьянский сын

Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?
Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.
Обогащаем свою речь

Подготовьте оказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

— Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали…

— Затужили старик со старухой, загоревали…

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван — крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь составить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие особенности народных сказок вам кажутся важными?

Ирина @

Знаток

(255)


5 лет назад

зачин-В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.
концовка-И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.

Таня Дьячкова

Ученик

(109)


5 лет назад

Иван Батькович родился в крестьянской семье. Отец — комбайнёр, мать — доярка. Поэтому его все называют Иван-крестьянский сын. А чудо родилось в еврейской семье, в Германии. Интеллигентное и ранимое, с детства играло на скрипке. С приходом к власти фашистов получило позорную метку «юден», вынуждены были бежать в Россию, где имя трансформировалось в Чудо-Юдо.

  • Происхождение кириллицы рассказ о создании кириллицы и первой книги на славянском языке
  • Проект по русскому языку 3кл рассказ о слове
  • Проект библиотечный по сказкам
  • Проверочная работа по разделу волшебная сказка перспектива 3 класс с ответами
  • Проблема запутана как пишется