1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?
1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал… Косился на микроскоп.
— Дело в том, — рассказывал он, — что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят — и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра… Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы… И там этих беленьких кишмя кишело.
— Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? — У Андрея опускались руки. — Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!
— Поэтому всегда надо вытирать ноги, — заметил сын. — А ты не вытираешь.
— Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то — я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров… докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.
Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу — получили капель¬ку, склонились к микроскопу…
— Есть! — Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. — Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.
— Давай опробуем кровь? — предложил сын.
Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце… Склонился к трубке и застонал.
— Хана, сынок, — в кровь пролезли! — Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. — Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают — и молчат.
— Кто? — не понял сын.
— Ученые. У их микроскопы-то получше нашего — все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.
Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
— От какой мелкой твари гибнут люди! — Вид у Андрея был убитый.
Сын смотрел в микроскоп.
— Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие… Кругленькие.
— Все они — кругленькие, длинненькие — все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.
— Давай у меня посмотрим?
Отец внимательно поглядел на сына… И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет — большие, пропахшие смольем… чуть дрожали на коленях.
— Не надо. Может, хоть у маленьких-то… Эх вы! — Андрей встал, пнул со зла табуретку. — Вшей, клопов, личинок всяких — это научились выводить, а тут каких-то… меньше же гниды самой маленькой — и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
— Вшу видно, а этих… Как ты их?
Отец долго думал.
— Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то небось покрепче… я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!
— Водка в кровь, что ли, поступает?
— А куда же? С чего же дуреет человек?
Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу… Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
— Давай попробуем… Наточил проволочку — может, сумеем наколоть парочку.
Кончик проволочки был тонкий-тонкий — прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел… Вспотел даже.
— Разбегаются, заразы… Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя — не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током… Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут…
И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею — просто так.
В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.
— Садись с нами, — без всякого желания пригласил Андрей.
— Зачем? Мы вот тут… Нам што? Нам — в уголку!..
«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»
— Как хочешь.
— Дай микробов посмотреть?
Андрей встревожился.
— Каких микробов? Иди проспись, Серега… Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело— Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. — Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». — Золотой памятник отольем!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!
Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа — ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:
— Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то — микроскоп. Свихнется теперь мужик — ночи не спит. Што бы — пылесос какой-нибудь присудить… А то пропылесосить — и нечем, не соберемся никак купить.
— Кого присудить? — не понял Сергей.
Андрей Ерин похолодел.
— Да премию-то вон выдали… Микроскоп-то этот…
Андрей хотел было как-нибудь — глазами — дать понять Сергею, что… но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
— Какую премию?
— Ну премию-то вам давали!
— Кому?
Зоя посмотрела на мужа, на Сергея…
— Вам премию выдавали?
— Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию…
— А Андрею вон микроскоп выдали… за ударную работу… — Голос супруги Ериной упал до жути — она все поняла.
— Они выдадут! — разорялся в углу пьяный Сергей. — Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал… так? Вон Андрей не даст соврать…
Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.
Андрей встал… Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:
— У тебя три рубля есть? До получки…
— Есть… Ты за што меня ударил?
— Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х… Чурка ты с глазами.
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.
Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой… Жены не было.
— Где она? — спросил сынишку.
— В город поехала, в эту… как ее… в комиссионку.
Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
— Ругалась?
— Нет, Так, маленько. Сколько пропил?
— Двенадцать рублей. Ах, Петька… сынок… — Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. — Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей… не поймешь…
— Понимаю: она продаст его.
— Продаст. Да… Шубки надо. Ну ладно — шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! — повысил голос Андрей. — На карачках, но ползи в науку — великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
— Нету, — сказал Петька. Может, соврал.
— Ну и ладно, — согласился Андрей. — Учись знай. И не пей никогда… Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.
Андрей посидел еще, покивал грустно головой… И пошел в горницу спать.
В. М. Шукшин «Микроскоп»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
— «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут,
— Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
И. Л. Крылов
Литературный конфликт – это противоречие, противоборство между изображенными в художественном произведении характерами и обстоятельствами, служащее основой развития действия. Он может проявляться явно, определенно или скрыто, опосредованно. Так, в рассказе В.Гаршина нет прямого столкновения противоположных по своему мировосприятию главных героев. Жизненные позиции персонажей различны. Столкновение Василия с начальником дистанции позволяет выявить это различие. В экстремальной ситуации, когда крушение поезда (а значит и гибель пассажиров), казалось бы, уже неизбежно, каждый из них в конечном счете действует так, чтобы предотвратить катастрофу.) В историю русской литературы Гаршин вошел как мастер социально-психологического рассказа, основной пафос которого — искоренение общественного зла. Этот тип рассказов писателя отличается эмоциональной взволнованностью повествования. На эту особенность своего творчества указывал и Гаршин в письме к В. Н. Афанасьеву от 31 декабря 1881 года: «…что я писал в самом деле одними своими несчастными нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением» (Ac., стр. 234). Очень хорошо о человеке гаршинского склада сказал А. П. Чехов в рассказе «Припадок», опубликованном в сборнике «Памяти В. М. Гаршина»: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант — человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьем к боли вообще» Другой отличительной чертой социально-психологических рассказов Гаршина является их лаконичность. Сюжет рассказов строится так, что в центре его стоит только одно событие, освещается один факт социальной несправедливости, но это событие, этот факт изображаются таким образом, что читатель приходит к мысли, что «весь строй жизни должен быть притянут к ответу». Воспроизводя социальное зло в рассказе, Гаршин стремился этим рассказом поразить читателя «в самое сердце», лишить читателя покоя, заставить действовать, бороться. Гаршин утверждал, что искусство «бесстрастное» («натурализм, протоколизм и проч.») не может быть правдивым искусством; для него нет, писал он, «ни правды (в смысле справедливости), ни добра, ни красоты» Высоко ценя творчество корифеев русского реализма — Толстого, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, — Гаршин в то же время стремился открыть новые возможности реалистического искусства. Многообещающие перспективы развития русской литературы Гаршин увидел в творчестве двух в то время начинающих писателей: Короленко и Чехова. ____________________________________ Прах писателя покоится на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
| 1. Проследите по тексту за развитием образов главных героев рассказа до решающего момента.
3. Дополнительные вопросы к анализу образа Василия: – Семен отзывается о Василии: «Зелье, не человек». Что в характерах Семена и Василия помогает понять эта реплика? 4. Образы главных героев различны. В чем причина столь резкого отличия? (Отличие объясняется разным мировосприятием персонажей.) 5. Чьи действия – Семена или Василия – в кульминационный момент оказались более предсказуемыми и почему? 6. Совпадает ли литературный конфликт этого произведения с бытовым конфликтом? В чем специфика литературного конфликта? (Конфликт Василия и начальника дистанции не следует путать с литературным конфликтом. 7. Василий портит пути, за которыми обязан был смотреть. Что этому предшествовало? Почему он так поступает? (Василий – человек импульсивный, легко возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Его захлестнули обида, желание нанести ответный удар, отомстить начальнику дистанции.) 8. Что мы знаем о пассажирах? Какое отношение имеют пассажиры к конфликту между Василием и его начальником? Могли ли те, кто ехал в поезде, себя уберечь? 9. Кто же в итоге защищает людей от беды? Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия? ( все звенья в цепи поступков Василия: обида – месть – внезапное осознание того, что он сделал,– предотвращение крушения поезда – признание.) Итоговые задания
4. Известны ли вам (из книг, кинофильмов, личного опыта) примеры такого развития конфликта, когда страдали (или могли пострадать) не участвующие в нем люди? Подготовьте краткий рассказ, дополнив его рассуждением о том, в чем же заключалась сложность положения не участвующих в конфликте людей.
|
Трусость и отвага – нравственные категории, отлично характеризирующие духовную сторону личности. Это «лакмусовая бумажка» человеческого достоинства, воплощение силы характера или, наоборот, слабости духа, проявляющихся в неординарной жизненной ситуации. Примеры положительных и отрицательных героев из русской литературы позволяют разобраться с тем, как проявляют себя отвага и трусость.
У персонажей романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого есть непростой выбор: сохранить силу духа, презрев опасность, или поддаться страху, спасая собственную жизнь. Андрей Болконский проявляет недюжинную отвагу на войне. Он первым бросается в схватку с врагом, желая поднять боевой дух солдат. Смело сражается с противником и Фёдор Долохов.
Этот литературный персонаж практически лишён чувства страха. Фёдор презирает малодушие и проявляет мужественность характера. В романе есть и отрицательные персонажи. Яркий тому пример – молоденький корнет Жерков. Он проявляет малодушие, отказываясь передать приказ об отступлении. Этот поступок героя литературного произведения приводит к гибели большого количества солдат. Слишком высокая цена трусости.
В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина пример отваги и смелости – образ Петра Гринева. В момент опасности главному персонажу художественного произведения чужд страх. Петр готов отстаивать Белогорскую крепость от противника ценой собственной жизни. Поведение Гринева – наглядное воплощение чувства долга и справедливости. Швабрин в «Капитанской дочке» представлен как антипод Петра. У А. С. Пушкина отлично получилось создать образ человека с низменными побуждениями, одержимого лишь страхом за собственную жизнь.
Судьбы других людей Гринева совершенно не волнуют. Его образ стал один из архетипов трусости в русской классической литературе. Поведение персонажа, совершившего предательство, вызывает лишь негативные эмоции.
Война безжалостно обнажает один из самых сильных потаённых человеческих страхов – боязнь смерти. Герои повести В. Быкова «Журавлиный крик» столкнулись с, казалось бы, невыполнимой задачей. Им необходимо задержать немецкие войска. Поэтому каждый из героев литературного произведения должен сделать нелёгкий выбор: выполнить приказ или избежать смерти. Пшеничный, к примеру, готов сдаться в плен. Овсеев, большую часть боя просидевший в окопе, также солидарен с ним. А вот Глечику чужды малодушные попытки сбежать. В минуты сильного отчаяния положительному герою удаётся в полной мере ощутить ответственность за исход сражения. Страх смерти теперь кажется ему слишком ничтожным. Глечик – литературный тип персонажа, олицетворяющего собой истинное мужество обречённого на гибель солдата.
Василий Тёркин навсегда останется в истории русской литературы как бравый и смелый солдат, сражающийся с противником с улыбкой на устах. Образ главного героя примечателен не столько забавными шутками и напускным весельем, столько стойкостью и подлинным героизмом. Тёркин твердо понимает, что его главный долг – защита Родины.
Герой рассказа В. Гаршина «Трус» совершенно не хочет идти на войну. По его мнению, даже великая цель не оправдывает миллионы сломленных судеб. В то же время главный герой произведения вовсе не желает казаться самому себе трусом. Внутреннее чувство правды мешает ему воспользоваться покровительством влиятельных знакомых и уклониться от похода на войну. Смелость героя рассказа заключается в преодолении собственной трусости, осознании невозможности повести себя иначе.
Основные персонажи книги «А зори здесь тихие…» — наглядное доказательство того, что у войны может быть женское лицо. Юные героини произведения – пример сверхчеловеческой храбрости. Девушки, в итоге погибшие от руки противника, мужественно сражаются в неравном бою с немецким отрядом. Мужество и отвага главных героинь популярной советской книги – воплощение подлинного героизма.
Образ Родиона Раскольникова довольно противоречив. Душа его оказывается трусливой, несмотря на то, что бедный студент всё же решился на убийство. Главный герой романа поступается моральными принципами и теряет самого себя в отчаянных попытках показать своё превосходство над массой. Федор Михайлович подчёркивает, что нужно найти в себе силы преодолеть страх и понести заслуженное наказание, которого так боялся Родион. Это необходимо для душевного очищения человека, совершившего преступление. Сонечка Мармеладова, помогающая Раскольникову принять неотвратимое наказание, — особа, отличающаяся стойкостью характера. За внешней хрупкостью девушки скрываются смелость и истинное великодушие. Известным персонажам «Преступления и наказания» приходится бороться с непримиримыми обстоятельствами. При этом они демонстрируют положительные черты своегохарактера.
Персонаж литературного произведения М. Шолохова «Судьба человека» — солдат Андрей Соколов. Ему приходится преодолеть множество испытаний на войне. Соколов храбр и честен в бою, как и большинство русских солдат. Судьба проявляет безжалостность к герою. Ведь из-за жестоко испепеляющей людские судьбы войны Андрей теряет самых близких ему людей – жену и детей. Но, несмотря на эту трагедию, Соколов по-прежнему живёт по законам совести.
Отважные подвиги героев – вечная тема в литературе. Противоборство смелости и трусости по-прежнему остаются предметом творческих поисков писателей и подлинного интереса современных читателей.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Характер главного героя рассказа Уроки французского
Главным героем рассказа известного русского писателя Валентина Распутина является 11-летний безымянный пятиклассник, которого в тексте называют просто «мальчик. Немаловажную роль в становлении его личности сыграло время действий в рассказе, а именно это был послевоенный период – годы бедности.
Основные черты его характера — робость и замкнутость. Замкнутость, по словам автора, — следствие жизни в деревне. Я же считаю, что замкнутость — это одна из граней стеснительности мальчика. Возможно, именно благодаря своей застенчивости он приглянулся Лидии Михайловне. Но, несмотря на эти черты характера, главный герой настойчивый и не отступит, когда дело касается его цели. Он любит самосовершенствоваться, становиться более умелым, причем не только в учёбе.
Главный герой имеет чувство собственного достоинства и гордость. Именно это не давало ему рассказать самому кому-либо (например, своей учительнице) о своих проблемах. Особенно ярко эти черты раскрываются в моменте, когда ему на адрес школы пришла посылка с макаронами, сахаром и гематогеном, а он, догадавшись, кто отправитель, вернул продукты. Мальчик не терпит жалости к себе. Вспомнить хотя бы ситуацию, когда Лидия Михайловна попыталась поддаться ему в «пристенке» — его громкие возражения услышал даже директор в соседней квартире.
Его главная черта характера — понимание. Это демонстрирует отношение мальчика к тете Наде — он искренне ей сочувствовал и не был зол, несмотря на то, что кто-то из её семьи воровал его еду, ему приходилось голодать. Даже на парней, что избили его, он не сердился.
Также его выразительные черты характера — чувство справедливости, любовь к правде, честность. Именно из-за них он, заметив жульничество Вадика во время игры, попытался его в этом уличить. Частично из-за них он был возмущен, когда заметил попытки Лидии Михайловны намеренно проиграть. Кстати, главный герой, в отличие от подавляющего большинства людей, играющих на деньги, не был азартным, знал меру. Он не питал надежды, что за один раз выиграет большую сумму — он просто удваивал то, что имел до этого.
Кроме того, мальчик — довольно чувственная натура, он сильно тоскует по родному дому, несмотря на почти равные условия проживания.
Образ главного героя в рассказе Валентина Распутина очень тронул меня. В какой-то степени я даже им восхищаюсь. В целом, мальчик — это максимально светлый образ, который не оставляет никого равнодушным, как и сам рассказ, собственно.
2 вариант
Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги.
Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано. Поскольку в своей деревне он хорошо учился и признавался очень способным и умным, то родители решаются отправить его на обучение в райцентр. Жить он остается у знакомой тети Нади и продолжает успешно посещать школу.
Семья главного героя бедна. Мальчик постоянно недоедает, продукты, которые ему присылают из деревни, быстро заканчиваются. Также большая часть продуктов таинственным образом куда – то пропадает. Но мальчик даже старается не задумываться, куда пропадают продукты. Ведь по соседству живет одинокая мама трех ребятишек, у которых положение еще более безвыходное, чем его. Думает не только о себе, но и о других. Лишь переживает, что мать отрывает эти продукты от братика и сестренки.
Тощий и диковатый мальчуган, чья одежда стара и неопрятна. Без матери он одинок, за ним некому позаботиться. Он очень тоскует по дому. Но, несмотря на это не жалуется матери, приехавшей навестить его. Не выдает своего трудного положения. Он чувствует ответственность, ведь родители возлагают на него надежды. Понимает, на какие жертвы им приходится идти ради него. В такие моменты проявляется сила характера и мужественность этого маленького человека.
Практически все предметы в школе мальчику успешно поддаются, кроме французского языка. Учительница, Лидия Михайловна, сильно проникается к одинокому ребенку и пытается помочь ему освоиться. Но гордый и честный главный герой скромен и не принимает еду от женщины, пытающейся оказать помощь. Мальчик начинает играть на деньги с другими мальчишками ради того, чтобы заработать на молоко, которое так ему необходимо. Ведь он страдает от малокровия. Но играет он только до того момента пока не выиграет суммы, необходимой для покупки молока. Это говорит о то, что он не азартный человек, ищущий выгоды. Когда учительница узнает об этом, то проникается к мальчику, и под предлогом уроков французского, берет над ним опеку. И даже начинает играть с ним, чтобы дать шанс выиграть мальчику так необходимый ему рубль.
По мере развития событий в рассказе и вместе с тем, дружеских отношений, учителя и ученика, становится понятным, что это две одинокие души, одной из которых так нужна была забота и поддержка, а другой необходимо было этой заботой окружить кого – то, наконец – то нашли друг друга.
Также читают:
Картинка к сочинению Характер главного героя рассказа Уроки французского
Популярные сегодня темы
- Герои сказки Красная шапочка
В «Красной шапочке» не так много героев, зато все они давно стали популярными, а их имена известны даже тем, кто далёк от детского и народного творчества.
- Сочинение на тему Добрый человек
Доброта является тем качеством, без которого не может прожить каждый. Каждый человек в нашем мире должен совершать добрые поступки, хотя бы даже самые маленькие, но главное, чем больше поступков, тем лучше
- Сочинение на тему Моя школа
Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время
- Аргументы и примеры преданности из литературы для сочинения
Преданность основывается на приверженности к конкретному человеку или группе, несмотря на любые жизненные обстоятельства.
- Нравы и быт дворян 18 века в произведении Капитанская дочка в изображении Пушкина
Повесть под названием «Капитанская дочка», автором которой является Александр Сергеевич Пушкин, гениальный русский поэт и прозаик, относится к произведениям исторического жанра