Прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишневый сад сочинение

Конспект урока литература 10 класс урок 52 прошлое, настоящее, будущее в пьесе вишнвый сад. перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 52

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе
«Вишнёвый сад».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Анализ пьесы «Вишнёвый сад»;

2. Система действующих лиц, особенность
конфликтной ситуации;

3. Жанровое своеобразии пьесы.

Тезаурус

Внесценический персонаж — персонаж, который не внесен в список действующих лиц пьесы и не
появляется на сцене, но о нём упоминается в пьесе в высказываниях героев или в
авторских ремарках.

Художественная деталь — элемент художественного образа, несущий важную смысловую и
эмоциональную нагрузку в произведении.

Подводное течение —
внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь
влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.

Ремарка 
указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и
обстановки, а также поведения героев, их жестов, мимики и т. п.

Чеховская комедия — пьесы, которые А. П. Чехов называет «комедиями», — это произведения
синтетического типа, в которых присутствует и драматическое, и комедийное
начала.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература.
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

2. Чехов А. П. Вишнёвый сад. Полное собрание
сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Т. 13. М.: Наука, 1984. С. 195-254

Дополнительная литература:

1. Афанасьева Э. М., Поселенов М. Е.
Синестезийный аспект комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вестник КемГУ. 2-12. №
4 (52). Т.3. С. 51-54

2. Меркулова М. Новая драма. Миргород.
SUPLEMENT 1 (2016). Словарь современной драматургии. C. 51–56

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских
писателей. М. Высш. шк., 1972. С. 404-427.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Комедия «Вишнёвый сад» — вершина драматургии
Антона Павловича Чехова. Она была написана в 1903 году и в этом же году
передана в Московский художественный театр для постановки на сцене.

Актёр и режиссёр МХТ Константин Сергеевич
Станиславский, познакомившись с пьесой, с восторгом писал автору: «Потрясён, не
могу опомниться… Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного Вами написанного.
Сердечно поздравляю гениального автора. Чувствую, ценю каждое слово. Благодарю
за доставленное уже и предстоящее большое наслаждение».

«Вишнёвый сад» — лирическая пьеса в четырёх
действиях. Сюжет разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, куда она
возвращается после пяти лет жизни за границей. Помещица находится на грани
разорения. В первом действии её 17-летняя дочь Аня рассказывает о том, что уже
продана дача на Лазурном берегу.

С момента приезда Любови Андреевны в родной
дом становится известно, что её поместье будет продано за долги. Действие пьесы
начинается в мае, а завершается в октябре. Но за полгода хозяева ничего не
предпринимают для спасения усадьбы. За внешними событиями скрывается «подводное
течение». Диалоги и монологи героев содержат тонкий подтекст, связанный с их
внутренними переживаниями.

Первое действие погружает в атмосферу дворянской
усадьбы. Майский цветущий сад виден из окон дома. Символично то, что местом
начала пьесы становится «комната, которая до сих пор называется детскою». Это
пространство воспоминаний. Тема прошлого начинается с рассказа Лопахина о том,
как отец ударил его кулаком и из носа пошла кровь. Раневская умывала и
успокаивала его именно в этой комнате, в детской. Это задаёт особенность
восприятия времени в пьесе.

В настоящем есть событие, которое требует
немедленного решения. Но никто, кажется, не обращает на это внимания.

Вишнёвый сад выставлен на аукцион. Купец
Лопахин остро осознаёт необходимость незамедлительного принятия решения. И уже
в первом действии предлагает выход из создавшейся ситуации: разбить территорию
на участки и отдавать в аренду. Но никто не воспринимает это всерьёз.

Сад хранит память о былом величии и дворянской
жизни. Гаев с гордостью отмечает, что о нём даже упоминается в
«Энциклопедическом словаре». 87-летний Фирс вспоминает, как лет сорок-пятьдесят
назад «вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили». Среднее и старшее
поколение героев, чья жизнь связана с родным имением, не мыслят себя вне
вишнёвого сада.

Раневская, приехав в родной дом, погружается в
ностальгический мир воспоминаний. Для неё вишнёвый сад — воплощение ангельской
чистотой и длящегося ощущения счастья. Глядя в окно, она произносит монолог:
«О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад,
счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким,
ничто не изменилось. Весь, весь белый! О, сад мой! После тёмной, ненастной
осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не
покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я
могла забыть моё прошлое!».

Поместье для героини не только пространство
беззаботного детства, но и место горестных утрат. В определенный момент ей
грезится покойная мама, как она вся в белом идёт по саду. Позже Раневская
вспоминает о сыне Грише, который шесть лет назад утонул. Незадолго до этого
умер её муж.

В начале пьесы Гаев перечисляет три варианта
спасения имения: заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк; думает, что
Любовь Андреевна может поговорить с Лопахиным и этот разговор каким-то образом
спасёт ситуацию; надеется, что Варя съездит в Ярославль к бабушке-графине и
попросит у богатой родственницы помощи. Ни один из предложенных вариантов так и
не будет реализован. Спасительный монолог Гаева останется только словами,
которые оторваны от реального хода событий.

Во время второго действия сад отдаляется, но
виден на горизонте: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается
вишнёвый сад». Тревожные ноты также нарастают: «Вдруг раздаётся отдаленный
звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Этот
предвестие неминуемо наступающей трагедии. Мы видим восприятие усадьбы молодыми
героями. Аня признаётся, что уже не любит вишнёвый сад, как прежде. А Петя
Трофимов символически отождествляет сад с Россией.

Третье действие — кульминационное. На сцене —
бал. Герои танцуют, веселятся. Играет оркестр. Шарлотта показывает фокусы. А в
это время (за пределами сцены) вишнёвый сад продаётся на аукционе. Несмотря на
весёлый внешний антураж, праздник кажется нелепым. Эту ситуацию позже
прокомментирует Фирс: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны,
адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и
те не в охотку идут». Былая слава усадебной жизни исчезает.

За одной нелепой ситуацией следует другая.
Петя Трофимов, обидевшись на Раневскую, уходит из гостиной — и вдруг
сваливается с лестницы. Варя, рассердившись на Пищика, хватает палку и хочет
ударить его, но в это время после торгов и покупки вишнёвого сада заходит
Лопахин, и удар достаётся ему.

Финал — результат бездействия бывших хозяев
поместья, героев, которые слишком погружены в себя, в свои мысли, переживания,
но лишены умения влиять на происходящие события.

Гаев весело признаётся: «В самом деле, теперь
всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом,
когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели
даже… Я банковский служака, теперь я финансист… и ты, Люба, как-никак,
выглядишь лучше, это несомненно».

Вишнёвый сад продан. Дом заколочен. В нем
остаётся забытый всеми Фирс. Эмоциональный надрыв воплощён в отдаленном звуке:
«…точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Доносятся
звуки топора, предвещающие уничтожение сада. История дворянской усадьбы в
прежнем её величии уходит в прошлое.

Примеры и разбор решения заданий
тренировочного модуля

Ребус-соответствие.

Соотнесите характеристику с героем, которому
принадлежит эта характеристика:

Цитаты:

«Сад весь белый… Вот эта длинная аллея идёт
прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи».

«О, сад мой! После тёмной, ненастной осени и
холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули
тебя…»

«Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна,
есть на ней много чудесных мест».

«Если вишнёвый сад и землю по реке разбить на
дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое
малое двадцать пять тысяч в год дохода».

«В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад,
вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало…»

«Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты
увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою
душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься».

Герои:

Гаев

Раневская

Петя Трофимов

Фирс

Яша

Аня

Лопахин

Дуняша

Правильный ответ:

Гаев: «Сад весь белый… Вот эта длинная аллея
идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи»

Раневская: «О, сад мой! После тёмной,
ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные
не покинули тебя…» 

Петя Трофимов: «Вся Россия наш сад. Земля
велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест»

Лопахин: «Если вишнёвый сад и землю по реке
разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете
иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

Фирс: «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят
назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало…»

Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого,
ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою
душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься».

Восстановление последовательности элементов
– вертикальное.

Восстановите последовательность упоминания
героев в списке действующих лиц, предшествующего комедии А. П. Чехова «Вишнёвый
сад».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Яша, молодой лакей.

Начальник станции.

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Прохожий.

Почтовый чиновник.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Гости, прислуга.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Аня, её дочь, 17 лет.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Варя, её приёмная дочь, 24 года.

Правильный ответ:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, её дочь, 17 лет.

Варя, её приёмная дочь, 24 года.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.

Сочинения Далее

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Сочинение

Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Помещичья усадьба является здесь своеобразным зеркалом, в котором отражается и поэзия «дворянских гнезд», и горькая участь крепостных рабов, укоряющие глаза которых, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листка, с каждого ствола этого прекрасного, цветущего сада. Легко и беззаботно протекала здесь жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, жизнь, лишенная забот о хлебе насущном, дает возможность дворянам отдаваться поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных, культурных людей. Но, с другой стороны, такое существование лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свое родовое имение, с которым связаны трогательные воспоминания о детстве, юности, былом благополучии и счастье. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. Но дело не только в этом. Ведь если бы Раневскую и Гаева угнетали только мысли о грядущем материальном разорении, то они, наверное, с радостью бы согласились с тем выходом, который предлагает Лопахин. В самом деле, что заставляет этих людей с редким единодушием отвергнуть спасительный вариант? На этот вопрос ответить не просто. Думается, дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, чтобы сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит.

Чтобы лучше разобраться в причинах бедственного положения героев, нужно рассмотреть их характеры. Они во многом противоречивы. Особенно это касается Любови Андреевны Раневской, обаятельной, доброй, неглупой женщины, которая вызывает чувство уважения и симпатии у всех героев пьесы. Например, Лопахин говорит о ней: «Хороший она человек. Легкий простой человек». Но, когда читаешь комедию, замечаешь в этой героине некоторую двойственность. Да, она очень щедра, охотно отдает последние деньги нищим, мужикам, лакеям. Но все эти поступки Раневской не воспринимаются как проявление истинной доброты. И происходит это оттого, что она делает это бездумно, забывая о том, что слугам в доме «есть нечего», так как привыкла сорить деньгами без удержу. Значит, щедрость Любови Андреевны является, по сути, выражением барской беспечности, результатом ее паразитического сушествования. То есть внешняя ласковость, сердечность, добродушие героини скрывают ее черствость и эгоизм. Заботливая, любящая мать оставляет двенадцатилетнюю Аню на пять лет на попечение легкомысленного брата ради «содержанца», обобравшего и предавшего ее. Получив крупную денежную сумму, она не находит нужным помочь своей приемной дочери Варе, которая вынуждена идти в экономки к чужим людям. Наконец, по ее недосмотру «забывают» в наглухо запертом доме престарелого слугу Фирса, который всю жизнь верой и правдой служил своим господам.

Если в образе Раневской, в основном, разоблачаются эгоистические черты характера, присущие дворянству, то в образе Гаева еще отчетливее проявляются беспомощность, никчемность, лень, бестактность, барская спесь и высокомерие. Он часто выглядит смешным, например, когда, увлекаясь, произносит речь, обращенную к шкафу, или читает лекцию о декадентах половым.

Высокая культура, широта кругозора, эрудиция не могут спасти дворянство от духовного банкротства, так как ему недостает серьезного отношения к жизни, воли, трудолюбия, жизнестойкости. Все эти качества воплощены в Ермолае Лопахине, новом владельце вишневого сада. В его лице автор изображает ту общественную силу, которая приходит на смену дворянству, то есть нарождающуюся буржуазию. Да, Лопахин по сравнению с паразитирующим и инфантильным дворянством производит выгодное впечатление своей деловитостью, предприимчивостью, энергией, трудолюбием. Он не бездействует и не плачет, как Раневская и Гаев, а встает «в пятом часу утра» и трудится «с утра до вечера». Бывший крепостной Гаевых сумел выбиться из бедности и нищеты и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Мне кажется, что такие качества, как трудолюбие и настойчивость, были сформированы в этом герое тяжелыми условиями жизни, которые закалили его, научили стойко бороться с трудностями. Но, с другой стороны, жизнь подневольного крепостного человека лишила одаренного крестьянского юношу возможности развить свои умственные способности. Поэтому в модно одетом преуспевающем коммерсанте отсутствует подлинная культура. Он часто выглядит неловким и неуклюжим. Лопахин, у которого, по словам Пети Трофимова, «тонкая, нежная душа», отчетливо осознает собственную ущербность, чувствуя, что уступает своим бывшим господам. Это рождает в нем тоску по красоте и гармонии, вызывает острую неудовлетворенность своей несчастной, нескладной жизнью. Мечты Лопахина о вселенском размахе вступают в противоречие с его конкретной деятельностью, в которой преобладает стремление к личному обогащению. Приобретя имение Раневской, Ермолай Лопахин хочет на месте вишневого сада настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели здесь новую жизнь. Она видится ему как торжество собственника, при котором «вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным». Способствуя экономическому прогрессу страны, лопахины вряд ли смогут уничтожить такие извечные пороки русской жизни, как нищета, несправедливость, бескультурье, потому что они руководствуются прежде всего интересами наживы, ограничиваясь только практической, хозяйственной сферой деятельности. Поэтому лопахинский проект новой жизни лишен привлекательности для молодых героев пьесы, которые представляют ее совсем иной.

Пожалуй, мысли о будущем России, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, этот «вечный студент» не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?

Обычно тему будущего связывают именно с молодыми героями пьесы – Петей Трофимовым и Аней Раневской. Но, по-моему, при всей симпатии к ним нельзя утверждать, что именно они станут творцами новой жизни. В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы на пороге следующего столетия по-прежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

(647 слов) Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» — социально-психологическая драма, написанная в последние годы жизни писателя. Это поистине выдающееся произведение, которое и по сей день ставится во многих театрах России. По мнению многих критиков, именно эта драма выражает отношение Чехова к прошлому, настоящему и будущему великой страны.

Название пьесы олицетворяет основную мысль произведения. Образ вишнёвого сада символизирует Россию. Так, автор своё произведение посвятил вопросу о судьбе Родины. Что же будет со страной дальше? Не вырубят и не распродадут ли её подобно вишнёвому саду? На эти вопросы Чехов пытался ответить, создавая пьесу. Автор осознавал, что вырождение российского дворянства пророчит России смуту. Антон Павлович утверждает, что если представители данного сословия не могут нести ответственность за свои поступки, то и страна обречена на гибель. По мнению писателя, Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее.

Можно сказать, что основной проблемой произведения является проблема времени. Антон Чехов мастерски показывает, как меняется эпоха, и, вместе с тем, не все оказываются способными влиться в новое течение времени, приспособиться к изменившимся условиям. Время в драме «Вишнёвый сад» предстаёт в образе разрушительной силы. Хозяйка имения Раневская, приезжая из Парижа, и подумать не могла, что её любимый сад вырубит бывший крепостной. Её старый порядок рухнул, на смену положению и происхождению пришли капитал и его законы.

Не менее остро поставлена в произведении проблема человеческого счастья. Она отражается в судьбах абсолютно всех героев. Несмотря на то, что Раневская перенесла немало невзгод в этом саду, она счастлива вновь вернуться сюда. Её не волнует ничего: ни долги, ни продажа имения. Она счастлива прожитыми и настоящими моментами. Однако тревога постепенно нарастает в её душе, несмотря на то, что Лопахин говорит ей о спокойствии. В итоге она чувствует расстройство и подавленность. 

Основной конфликт произведения выражен в непонимании поколений. Создаётся ощущение того, что в пьесе своеобразным образом пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое представлено в образах разорившихся дворян Раневской и Гаева. Настоящее выражено в образе купца Лопахина. Светлое будущее олицетворяют Аня Раневская и Петя Трофимов. Они полны сил и энергии смело идти навстречу неизвестному, но вполне достижимому.

Конфликт отцов и детей пронизывает всё произведение «Вишнёвый сад».  Например, весьма неполноценной является любовь Раневской к своей дочери Анне. Любовь Андреевна не осознаёт, что Аня уже не ребёнок, и устраивает её личную жизнь по своему усмотрению в ущерб дочери.

Чехов также в своём произведении мастерски рассуждает о проблеме сохранения памяти. Автор возмущён тем, что люди безжалостно вырубают богатое природное наследие России. Из этого следует и проблема экологии, поднятая в пьесе. Чехов рассказывает о естественной красоте и пользе сада. Все жители любовались усадьбой, дышали свежим воздухом. Вырубка кустов и деревьев — это своеобразная экологическая катастрофа для людей и природы. Писатель призывает относиться бережно к природе, ведь это наш общий дом.

Кроме того, в произведении затрагивается проблема одиночества. Оно мучает каждого героя. Так, Раневскую бросил любовник, отношения Лопахина с Варей не могу наладиться, Гаев — типичный эгоист, Петя и Аня верят в будущее, но их некому поддержать. 

В образе Раневской можно проследить, как затрагивается проблема милосердия. Героиню некому поддержать. Ведь муж спился, любовник бросил, Лопахин забрал имение, а брат к ней безразличен. 

Проблема смысла жизни также затронута Антоном Павловичем Чеховым в пьесе «Вишнёвый сад». У Лопахина низкая самооценка, он не удовлетворён своей жизнью. Аня и Петя только пытаются найти себя в жизни. А Раневская и Гаев, потеряв материальные и моральные ценности, не могут найти себе достойного применения в новом мире.

Очень наглядно представлена проблема любви и эгоизма. Эти два противоположных качества олицетворяют Гаев и Раневская. Гаев любит только себя и его не мучают потери. А Раневская всю жизнь мечтала найти истинную любовь. Но все её поиски оказались бессмысленными.

Можно утверждать, что пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» раскрывает актуальные и важные проблемы. Автор выразил собственные взгляды на уходящую эпоху, замену старого образа жизни новыми идеалами и законами. Как писал театральный режиссёр Константин Станиславский: «Для меня «Вишневый сад» не комедия, не фарс, а трагедия в первую очередь». Действительно, известное произведение имеет богатейшую проблематику, создающую эффект трагизма.

Автор: Виктория Комарова

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

Все материалы с раздела: Сочинения по пьесе Чехова «Вишневый сад»

Вариант 1
Сочинение на тему: Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад».

         В своей последней пьесе Чехов поднял вопрос: «Что же представляет собой дворянство в конце XIX века?» Видя крайнюю непрактичность таких помещиков, как Гаев и Раневская в эпоху зарождающего капитализма, мы понимаем, что они обречены. Очень хорошо сказал о них Трофимов: «Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьезно ничего не читают и ровно ничего не делают». Их настоящее уже печально, а будущего провидец-автор не видит у них вовсе. Им на смену уже пришли другие хозяева жизни, такие как Лопахин, Трофимов и Аня, и с этим ничего нельзя поделать. Именно молодое поколение выражает мысли и чаяния самого Чехова. Оба этих поколения не могут найти общий язык между собой, так их разделяет неумолимое время.

         Жизнь каждого дворянина протекает нескладно и безрадостно: легкомысленная, наивная и беспомощная Раневская; неприспособленный Гаев; вечно бедный Симеонов-Пищик. И каждый из этих героев явственно ощущает эту безысходность: «О, скорее все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

         Не случайна в контексте всего вышесказанного реплика Трофимова, что «Вся Россия наш сад». Вишневый сад олицетворяет старую, уходящую жизнь с призраками-дворянами, его хозяевами. А капиталист Лопахин, пришедший им на смену, всего лишь временный хозяин, так как он умеет только разрушать. А скоро придут новые и настоящие строители жизни.

         Как говорит Трофимов: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку». Именно этот герой воплощает в пьесе устремленность в будущее. Но и у него нет конкретных целей. Кроме декларативных призывов, автор наделяет его чертами чудака, которого сложно воспринимать серьезно.

         Для старой интеллигенции вырубка сада — это крах всей их жизни. Для Лопахина — возможность увеличить свой капитал. А вот молодое поколение, Аня и Петя, обещают: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Так же и с будущим — страну ждут потрясения, но после них Россия станет еще лучше. Для пьесы, написанной в 1903 году, когда еще не было даже Кровавого воскресенья, эти строки можно считать настоящим пророчеством.

         В творчестве Чехова прослеживается мотив близости счастья. Не миновало этого и последнее крупное произведение автора. В уста Пети Антон Павлович вкладывает слова: «Вот оно, счастье, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»
Сам Чехов с радостью ждал наступления перемен. Недаром в последней реплике пьесы звучит голос Ани — «Прощай, старая жизнь!».

Вариант 2
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад» (краткое сочинение для 10 класса)

Комедия «Вишневый сад» — завещание А.П. Чехова-писателя. Это его последняя пьеса, премьера которой состоялась за полгода до смерти драматурга. Чехов – новатор в литературе, он дал темы для искусства XX века. Основная из них – «провал коммуникации», люди перестали слушать и слышать друг друга, общение превратилось в разговор глухих. И вот на сцену последней комедии выходят три поколения: настоящее, прошлое и будущее России. Слышат ли они друг друга?

Прошлое воплощают в себе Раневская и Гаев. Обедневшие дворяне, доведшие свое родовое гнездо до продажи за долги. Они живут прошлым: Гаев – бильярдом, Раневская – детскими воспоминаниями и любовью к мужчинам. Они не предпринимают никаких действий к решению проблемы, надеясь, что все уладится само собой. Они заняты только собой и своими переживаниями. Раневская очень легко переходит от темы к теме, от слез к смеху. Читатель понимает – время этих людей прошло и это они довели России до перелома.

В настоящем времени хозяином жизни выступает Лопахин. Его дед и отец были крепостными, а он богатый человек. Желая помочь Раневской, Лопахин предлагает выход из кризиса, но его не желают слушать, потому что продать дом и вишневый сад для Раневской и Гаева так же невозможно, как перестать дышать. В итоге имение покупает тот же Лопахин и тут же приступает к вырубке сада. Он не понимает и не ценит красоты, вне материальные ценности для него не существуют. Не надеется Чехов на таких людей – они все продадут ради звонкой монеты. Деньги ради денег – это тупик.

Кто придет на смену Лопахину? Аня и Петя Трофимов. Они молоды, полны надежд и мечтаний. Ане не жалко вишневого сада, она с легкостью, присущей матери, говорит, что можно посадить новые сады. Еще прекраснее. Это звучит утопично. Не менее красноречивым является и вечный студент Трофимов. Он умен, все замечания его по поводу происходящего верны и трезвы, но дальше слов у него дело не идет. В нем нет любви. Себя он считает выше этого чувства. А как без любви к человеку и земле можно строить нормальное человеческое общество?

Нет в этой пьесе надежного героя, на которого писатель мог бы положиться и которому мог бы доверить будущее страны. «Вишневый сад» можно назвать и философским произведением: беспечные гаевы и раневские всегда сменяются дельцами-лопахиными, которые уничтожаются мечтателями-трофимовыми. Как разорвать этот порочный круг должны решить будущие поколения.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по пьесе Чехова «Вишневый сад»

На чтение 20 мин. Просмотров 3 Опубликовано

—>

Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова — один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он ее владелец. «Ведь я родилась здесь, — говорит она, — здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.

Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. Живется ему тяжело. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. «Вся Россия наш сад!» — восклицает он.

Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование мировоззрения Ани оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым.

Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее.

Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: «Как-никак, я люблю тебя». У Пети есть даже комические черты: Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно в их уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры — выразители идей и мыслей самого автора.

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Смотрите также:

Автор: · 03.07.2019

(482 слова) «Вишневый сад» – последняя пьеса А.П. Чехова. Она была написана им в 1903 году, незадолго до революции 1905 года. Страна тогда стояла на перепутье, и в произведении автор искусно передал атмосферу той поры посредством событий, персонажей, их характеров и поступков. Вишневый сад является воплощением предреволюционной России, а герои разных возрастов – олицетворением прошлого, настоящего и будущего страны.

Раневская и Гаев представляют собой прежние времена. Они живут воспоминаниями и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени. Их дом находится под угрозой, но вместо того, чтобы предпринять какие-либо попытки его спасти, они всячески избегают разговоров с Лопахиным на эту тему. Любовь Андреевна постоянно нецелесообразно тратит деньги, которые могли бы пойти на выкуп дома. Во втором действии она сначала сетует: «О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…» – и буквально через минуту, услышав еврейский оркестр, предлагает «зазвать его как-нибудь, устроить вечерок». Возникает ощущение, что перед нами не взрослые, опытные, образованные герои, а несмышленые дети, которые не в силах самостоятельно существовать. Они надеются, что их проблема решится чудесным способом, сами не предпринимают никаких действий, оставляя все на произвол судьбы. В конце концов, они лишаются всего прошлого, которым они так дорожили.

Настоящее время олицетворяет купец Ермолай Лопахин. Он является представителем разрастающегося класса в России – буржуазии. В отличие от Раневской и Гаева, он не инфантилен, а очень трудолюбив и предприимчив. Именно эти качества и помогают ему в итоге выкупить поместье. Он вырос в семье крепостных, которые раньше служили Гаевым, поэтому он очень горд собой: «… битый, малограмотный Ермолай… купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Для Ермолая сад не является памятью о былых годах, участок для него — лишь средство для заработка денег. Он без каких-либо сомнений вырубает его, тем самым разрушив старое, но при этом, не создав ничего нового.

Аня и Петя Трофимов – герои будущего. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно светлом и прекрасном. Но на деле же для них двоих оно довольно туманно. Петя много говорит, но мало делает. В свои 26 лет он все еще не окончил университет, за что получил прозвище «вечный студент». Он критикует дворянство и поддерживает буржуазию, призывая людей к труду, сам же ни на что не способен. Из всех героев пьесы его поддерживает только Аня. Она — еще 17-летняя девушка, которая представляет собой олицетворение юности, неиссякаемой силы и желания творить добро. Ее будущее также неизвестно, но именно она успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». У нее нет и доли сомнения в том, что потеря поместья – не самая страшная трагедия и можно посадить новый сад, так же как и можно начать новую жизнь. Хоть автор и ничего не утверждает, но, возможно, именно Аня является истинным будущим России.

А.П. Чехов показал читателям героев разных поколений, сословий и взглядов на жизнь того времени, но так и не смог дать однозначный ответ, за кем стоит будущее страны. Но все же он искренне верил, что будущее у России непременно будет ярким и прекрасным, как цветущий вишневый сад.

Автор: Дарья Ефремчева

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»

В 

Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: В«Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душуВ». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: В«Начинается новая жизньВ», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. В«Солнышко мое! Весна мояВ», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: В«Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш садВ».

Трофимов отвечает ей: В«Вся Россия наш садВ».

Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а В«только работатьВ». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: В«Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штукиВ».

Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — В«…грязь, пошлость, азиатчинаВ», прошлое — В«крепостники, владевшие живыми душамиВ». В«Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудомВ».

Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним В«ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухеВ». Он В«силен и гордВ» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

При всей В«положительностиВ» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, В«авторскийВ» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы В«работатьВ» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он В«не выносил фразеров, книжников и фарисеевВ» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: В«Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!В»; В«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!В»

В«Новые людиВ» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы В«маленькихВ» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать В«новыхВ» людей только за то, что В«новыеВ», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: В«Мы выше любвиВ», — радостно и наивно уверяет он Аню.

Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: В«Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..В» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь… Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада…

В 

в–єВ Смотреть все темы книги «Рассказы и пьесы А.П. Чехова: ситуации и персонажи»

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:</h3>

    • <label>Его дебютным произведением.</label>
    • <label>Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.</label>
    • <label>Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.</label>
    • <label>Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 16.04.2017

Краткое сочинение-рассуждение на тему: Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе «Вишневый сад». Три поколения в комедии «Вишневый сад». Судьба Вишневого сада

В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности. Писатель не пытается убедить нас, что будущее безоблачно или прошлое достойно поклонения, а к настоящему он и вовсе относится строже всего.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено в образах Раневской, Гаева и Фирса. Все они никак не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Их положение местами кажется нам смешным, ведь их поступки абсурдны. Чтобы спасти имение, владельцам нужно всего лишь выгодно сдать его, но они слишком щепетильны и заносчивы, их смущает пошлость дачников, которые осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело да того, что имение покупает Лопахин и вовсе вырубает райские кущи. Это пример говорит о том, что дворяне не могут позаботиться даже о себе, не то, что о России. Их поведение не рационально, а характер – капризен, ведь они привыкли беззаботно жить чужим трудом. Очевидно, что они не оправдали привилегий своего сословия, поэтому суровая реальность оставила их в прошлом: не смогли они угнаться за ней, им все мерещилось, что она должна под них подстраиваться. Однако Чехов не ставит себе задачу очернить прошлое. Мы видим, что эти люди не лишены душевной тонкости, такта и других подлинных добродетелей. Они воспитаны, образованы и добры. Например, преданность старого слуги Фирса заставляет нас сочувствовать ему и признать за старшим поколением нравственное превосходство над современными людьми типа Лопахина.

Настоящее в пьесе «Вишневый сад» представляет Лопахин. Его предки – выходцы из крепостных крестьян – сумели заработать денег и вырваться из рабского положения. Он достоин их и продолжает идти по курсу личного обогащения. Он целеустремлен и трудолюбив, практичен и экономен. Нас восхищают его деловая хватка и готовность поделиться опытом с бывшими господами, которых он по праву мог ненавидеть. Однако отсутствие духовных запросов у этого человека вызывает серьезные опасения, что он заботиться лишь о материальной стороне жизни, игнорируя нравственные аспекты бытия. Настоящее видится Чехову хищным лесом, где царят законы жестокости и силы, а не доброты, ума и милосердия. Лопахин – это другая крайность, противоположная Раневской и Гаеву. Он ничем не лучше них, разве что сумел приспособиться к обстоятельствам, но не изменить их к лучшему.

Будущее в пьесе «Вишневый сад» — это молодое поколение: Трофимов и Аня. Они – оторванные от реальности мечтатели, максималисты. Они романтичны и возвышены, но в то же время самостоятельны и умны, будучи в состоянии найти ошибки прошлого и настоящего и попытаться исправить их. Студент Трофимов говорит: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку», — очевидно, что молодой человек трезво смотрит на вещи. Но в тоже время герой демонстрирует равнодушие по отношению к вишневому саду: “Мы выше любви”, — заявляет он, снимая с себя всякую ответственность за судьбу сада, а, значит, и всей России. Он и Аня, конечно, хотят что-то изменить, но теряют корни. Именно это беспокоит автора.

Чехов хорошо знал пороки прошлого и настоящего своей страны, но будущее он мог лишь предугадывать, поэтому спор о том, что хотел сказать писатель, изображая Петра и Анну, до сих пор открыт. Я думаю, он возлагал надежды на светлое будущее, но все-таки боялся того, что не узнает свою страну, если совершит путешествие во времени.

Используемые источники:

  • https://www.anton-chehov.info/budushhee-v-pese-chexova-vishnevyij-sad.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/proshloe-nastoyashhee-budushhee-v-pese-vishnyovyj-sad-a-p-chehov/
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/51-rasskazy_i_pesy_ap_chehova__situacii_i_personazhi/stages/2711
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/proshloe-nastoyashee-budushee-v-pese.html
  • https://literaguru.ru/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-pese-vishnevyj-sad/

  • Прошло много дней и я сочинил поэму я рассказал о дворнике напишите сочинение рассуждение
  • Прочь как пишется с мягким знаком или нет
  • Прочтите эпиграф к рассказу откуда эпиграф какую роль он играет в тексте
  • Прошедшем или прошедшим как правильно пишется
  • Прошел ли базаров испытание любовью сочинение