Прошлое чацкого его занятия как автор вводит эти сведения в пьесу сочинение кратко

Автор adminli на чтение 21 мин. просмотров 13 опубликовано 21.05.2021 скачать: представитель старого барства павел афанасьевич фамусов становится персонажем, в

На чтение 21 мин. Просмотров 13 Опубликовано

Скачать:

Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.

Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Софьи

Крылатые выражения

История создания комедии

Добавить в избранноеСодержание:

Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни. 

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком. 

Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами. 

Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.

Суть общественного конфликта

Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий. 

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию. 

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым. 

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы. 

Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

Чацкий

Фамусов

Понимание слова «ум»

Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».

В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.

Характер героев

Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.

О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.

Отношение к людям

Для Фамусова существуют чёткие критерии, по которым он судит людей. Среди них нет достоинства, чести. Чем человек богаче и выше по служебной лестнице, тем более он значим в глазах этого персонажа, и наоборот. Для него не существует таких ценностей, как любовь, семейное счастье. Для дочери он планирует брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он ей.

Отношение к богатству, чинам

Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.

Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.

Отношение к службе

Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.

Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.

Отношение к крепостному праву

Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.

Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.

Отношение к иностранному

Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».

Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.

Отношение к образованию

Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.

Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».

Занятия и времяпрепровождение

Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.

Любит праздность, мотовство, пир.

Идеалы

Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.

Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».

Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне. 

Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

План

  1. Взгляды Фамусова на образование и воспитание
  2. Зависимость героя от общественного мнения
  3. Отношение Фамусова к людям
  4. Значение образа Фамусова

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться». Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.

+

План

  1. Краткие сведения
  2. Мировоззрение
  3. Отношение к людям
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Краткие сведения

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».

Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.

Мировоззрение

Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».

Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».

Отношение к людям

Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».

Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.

Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.

Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».

Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Gore-ot-uma.-A.-Griboedov.-e1515005198727.jpg

Биография и особенности жизнедеятельности

Павел Афанасьевич Фамусов аристократ по происхождению. На момент повествования он человек солидного возраста. О детстве и юности героя Грибоедов ничего не рассказывает читателю. В поле внимания оказывается не процесс становления его принципов и характера, а уже сформировавшаяся личность.

412174.jpeg

Род деятельности

Павел Афанасьевич Фамусов живет и работает в Москве «управляющим в казенном месте». Рабочее место Фамусова крайне выгодно, он усердно устраивает на свободное должности в государственном учреждении своих родственников: «При мне служащие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Чацкого и Онегина, которые являются героями произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, – в таблице.

Характеристика личности

Несмотря на свой возраст, Фамусова еще не оставил любовный пыл. Он никогда не пренебрегает возможностью приударить за служанкой Лизой – «жмется к ней и заигрывает».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

По отношению к другим слугам он не столь любвеобилен. Они часто становятся предметом его недовольства и брани. Фамусов всегда найдет к чему придраться и не стесняется упрекнуть слуг в самой неприглядной форме: «В швейцары произвел ленивую тетерю».

Состояние брюзгливости и недовольства естественное для Павла Афанасьевича. Он крайне негативно настроен по отношению к любым новшествам и к науке в целом: «в чтеньи прок-от не велик».

Следующим его негативным качеством является привязанность к чинам – для него крайне важно продвижение по карьерной лестнице и получение наград за хорошую службу, однако, при этом повышения и награды он намерен получать не упорным трудом, а с помощью взяток и подкупов. Фамусов очень зависимый от общественного мнения, ему важно, чтобы люди о нем отзывались хорошо, поэтому он готов вывернуться наизнанку, лишь бы угодить всем.

Пожалуй, единственным положительным качеством Фамусова является его целеустремленность. Что правда, достигать цели Фамусов может любым путем, в том числе и самым что ни на есть подлым.

Конфликт с Александром Чацким

Активно свою гражданскую позицию и нравственную сторону обличает Павел Афанасьевич во время спора с Александром Чацким. Конфликт этих персонажей был предсказуем. Эти герои являются представителями разных поколений, поэтому конфликт «старых» и «новых» принципов закономерен. К этому факту еще добавляется особенности воспитания и образования.

Активное развитие назревавший конфликт получил во втором действии. Александр приезжает в дом Фамусова, чтобы проведать единственных близких ему людей. Фамусова Чацкий застает одного, он расспрашивает его о Соне.

A.-S.-Griboedov-Gore-ot-uma..jpg

В ходе разговора Павел Афанасьевич начинает негативно отзываться о молодежи, критиковать современные принципы, чем задевает Александра. Чацкий поддерживает дискуссию и пытается убедить Фамусова в обратном, но диалога не получается – Павел Афанасьевич не пытается разобраться в аргументах Чацкого и упрямо стоит на своем.

Предметом обсуждения становится необходимость службы и чинов в жизни человека. Зарождающаяся дискуссия перерастает в спор.

Ни Фамусов, ни Чацкий не желают уступить оппоненту, поэтому положительные результаты спора отсутствуют, истина так и не была найдена. Фамусов придерживается мнения о недопустимости внедрения новых элементов. Он считает, что необходимо придерживаться старых порядков. Чацкий же, наоборот, убежден, что реформирование – необходимая мера.

Отношение к браку

Мы не знаем о том, чем руководствовался Павел Афанасьевич, когда выбирал себе жену, но, критерии, выдвигаемые к будущему зятю, хорошо известны. Причиной такого обличения стала привязанность и нежное чувство Александра Чацкого по отношению к дочери Фамусова – Соне. Александр питает надежду на брак с девушкой, но Павел Афанасьевич категоричен – Чацкий никаким образом не подходит на роль зятя. «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами», но его воспитанник совсем не такой – он отказался от военной службы и не торопиться приступить к гражданской. Такое положение вещей не устаивает Фамусова, обеспеченность и неплохой доход от родового поместья Чацких он не рассматривает как вариант обеспечения.

Отношение к науке и культуре

У Павла Афанасьевича специфическое отношение к деятелям культуры и науки. Такое положение вещей не уникально Фамусовское, устами Павла Афанасьевича глаголет общепринятое отношение в аристократическом обществе.

Высшее общество с восторгом готово обсуждать театральные постановки, научные исследования, теории и гипотезы, но при этом крайне негативно относиться к людям, готовым посвятить свою жизнь этим видам деятельности. Фамусов ярко противостоит Чацкому, но на упрек о двоякости позиции аристократии, не может ничего возразить.

Подведем итог: Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, но его поступки не соответствуют благородному имени аристократа – коварство, расчет, подкупы, заангжированность делают его крайне непривлекательным человеком с точки зрения морали и гуманности, но в глазах высшего общества его качества не вызывают недоумения и отвращения. Александр Чацкий не понимает, как можно не понимать таких очевидных вещей, он пытается донести свою мысль Павлу Афанасьевичу, но положительного результата добиться у него не получается – Фамусов не только не меняет свое мнение, но и даже не пытается разобраться в нюансах беседы – для него существует только его мнение.

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1181-harakteristika-famusova-gore-ot-uma.html
  • https://nauka.club/literatura/chatskiy-i-famusov.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-famusova-v-komedii.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-famusova.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-famusov-harakteristika.html

Чацкий и Молчалин: герой и антигерой

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала редчайшим образцом обличительного, сатирического направления литературы. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, а отрицательные высмеивались и терпели поражение. У Грибоедова персонажи распределены совершенно другим образом.

Чацкий — смелый и непримиримый борец за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшийся с обществом реакционеров и крепостников, оболганный и оскорбленный этим обществом, но не смирившийся перед ним. Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

Он с удивлением замечает, что “век минувший” характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством — ведь “тот и славился, чья чаще гнулась шея!”. “Век нынешний”, по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это в начале комедии герой еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что “Молчалины господствуют на свете”, что “прошедшего житья подлейшие черты” еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под “веком нынешним” Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 1810-х начала 1820-х годов.

Фамусов испуган речами Чацкого: “Он вольность хочет проповедать!” Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?”. Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком “нынешнего века”. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

“Судьям”, которые непримиримы к “свободной жизни”, Чацкий противопоставляет молодое поколение, идущее другим путем. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Он вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Образ Молчалина противостоит образу Чацкого. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина, получивший воспитание в дворянском доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости “пригрет” Фамусовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды”.

Молчалин. не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он “в небольших чинах”. Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может “словечко замолвить”. Софья Павловна наделяет Молчалина несуществующими добродетелями, не замечая его низости.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

А он с ними целый день засядет, рад не рад,

Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин терпит фиаско совершенно случайно. Он “мастер услужить”, найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, “идет прямым путем на каторжные работы”, то Молчалин любым способом устроит свои дела и карьеру. Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Комедия заставляет нас размышлять о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью — или “не сметь свое суждение иметь”. Развиваться, расти — или “твердить одну и ту же песнь”? Как относиться к своему народу, России? История доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий. “При резких переходах из одного века в другой, — писал И.А. Гончаров, — чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.”

school-essay.ru

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» )

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась
редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления.
Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь
рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в
защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни,
воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это – образ смелого
и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников,
оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.
Именно Чацкий воплотил черты такого “нового” человека. В фамусовском обществе он чувствует себя одиноко. Чацкий –
сын покойного друга Фамусова, рос и воспитывался с Софьей. Затем перестал посещать их дом. Софья скажет:
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом;
Потом опять прикинулся влюбленным
Взыскательным и огорченным.
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него,
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?

Сначала Чацкий уехал из Москвы в Петербург. Там он, видимо, занялся литературной деятельностью. Фамусов о нем говорит:
« Он малый с головой, и славно пишет, переводит».
Затем поступил на службу, «с министрами имел связь, потом разрыв». За три года отсутствия в Москве Александр Андреевич
успел и послужить, о чем вспоминал на балу с Платоном Михайловичем:
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.
После выхода в отставку ездил в свое имение и, вероятно, пытался облегчить участь крепостных крестьян. Не зря Фамусов
делает ему внушение: «Именьем, брат. Не управляй оплошно».
Затем он лечился на кислых водах, то есть побывал на Кавказе, а затем уехал за границу.
Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий – сын знатного московского
дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин – человек более низкого происхождения. Он из милости “пригрет”
Фамусовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.
Фамусов о Молчалине:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство
Дал чин асессора и взял в секретари:
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Столкновение между Чацкими Молчалиным – это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того
времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры –
низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он “в небольших чинах”. Это
расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти,
чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может “словечко
замолвить”.
Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в
поминании смысла .и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие
борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это сильное, по
истине разящее оружие. Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?”. Чацкий страстно обличает признанные в обществе
авторитеты. Он чувствует себя человеком “нынешнего века”. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:
Где, укажите нам отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий – гражданин и хочет своей службой приносить пользу Родине. Он видит в службе гражданскую обязанность. Целью же
Молчалина является не служить, а прислуживаться.
Алексей Степаныч свято выполняет завет отца:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Вот и старается он выслужиться.
Чацкий резко выступает против праздной и пустой жизни, ничтожных интересов фамусовского
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Ну а Молчалин умудряется и награждения брать, и весело пожить. При этом больше всех приходится подличать, лицемерить,
угодничать. Такой ценой он уже 3 награждения получил.
Александр Андреевич – сторонник просвещения, с пренебрежением отзывается о состоянии просвещения и образования в России:
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле.
Он протестует против поклонения московского барства всему иностранному:
В той комнате незначущая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в Отечестве, с друзьями;
Своя провинция.
Поскольку Молчалин входит в круг Фамусова, его также характеризует презрительное отношение к родной русской культуре и
языку. Но один руководствуется в своей жизни высокими принципами, он человек долга и чести, противник подхалимства.
Другой живет по принципам противоположным. Именно Молчалин советует Чацкому:
Татьяна Юрьевна. Известная, – притом
Чиновные и должностные –
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Особенно подкупает искренность Чацкого и благородство его чувств. О своей любви к Софье он говорит:
Чуть свет- уж на ногах! И я у ваших ног.
Молчалин же бессловесность свою сочетает с настоящей подлостью, когда любит по должности дочь своего начальника:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Софья нужна Молчалину, так как она может “словечко замолвить”.
Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий
страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. По
Чацкому “век минувший” характеризуется всеобщим страхом покорностью и раболепством – ведь “тот и славился, чья чаще
гнулась шея!”. “Век нынешний”, по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит.
Позднее, по ходу пьесы он поймет, что “Молчалины господствуют на свете”, что “прошедшего житья подлейшие черты” еще
имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве.
Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он “мастер услужить”, найдет себе нового
покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, “идет прямым путем на каторжные работы”, то Молчалин любым способом
устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как
Чацкий.

www.yaklass.ru

Раскрытие основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума». «Горе от ума» – социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: . Вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему!

Что за тузы в Москве живут и умирают.

Образ Чацкого, напротив, это что-то нс. вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!

Слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли МолчалинПоэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.

Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь

Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете! –

Говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Чацкий уезжает. Но кто он – победитель или побежденныйНаиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу-»Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва»

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это – образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним. Именно Чацкий воплотил черты такого «нового» человека.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием – и со стороны хозяина исо стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому «век минувший» характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством – ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний», по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что «Молчалины господствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!».Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто». Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы. Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это – мыКого здесь имел в виду Чацкий»Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла. И цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета – вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого.

Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»..Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий – сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин – человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен». Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы».Столкновение между Чацкими Молчалиным – это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл.

Основные качества его натуры – низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словечко замолвить».Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкийстрадает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя.

Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И всетаки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Раскрытие основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума». И в закладках появилось готовое сочинение.

www.studbirga.info

Урок по литературе на тему “Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (9 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

04e3 00008d9a ed63f599

Тема: Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.

Оборудование : компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение новой темы.

5. Знакомство с новой темой:

а) знакомство с планом работы над образом; беседа по вопросам с привлечением текста;

в) просмотр видеофрагмента;

6. Итог урока.Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Знакомство с планом работы.

1.) Прошлое Чацкого; его занятия; как автор вводит эти сведения в пьесу?

2) Личная драма Чацкого.

Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?

Как характеризует Чацкого его речь?

Кто Чацкий – победитель или побеждённый?

2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого» (Д. I )

Какое чувство вызывает его первое появление у читателей? Что знают они и чего не знает он?

3.Проверка домашней работы. Сообщения учащихся на тему:

– Личная драма Чацкого.

4. Беседа по вопросам, работа с текстом.

– Что же вызывает негодование Чацкого?

– Каковы его собственные идеалы?

– Как говорит Чацкий? Работа в группах.

5.Прослушивание фрагмента (видеоролик) « Монолог Чацкого «А судьи кто?». Беседа по вопоросам: Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?

6.Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.

7.Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

8.Составление плана характеристики Чацкого.

Первая встреча читателя с Чацким.

Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.

Чацкий в борьбе со старым миром.

Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.

Речевая характеристика Чацкого.

Значение образа Чацкого.

Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)

Чацкий – выразитель взглядов декабристов.

Типичность образа Чацкого.

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Выучить наизусть один из монологов Чацкого. Выписать из текста афоризмы. Проанализировать эпизод «сумасшествия» Чацкого.

infourok.ru

Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. “Горе от ума” дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир – “века нынешнего” и “века минувшего”, старого и нового – главная социальная интрига пьесы.
И. А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. Образ Чацкого – это образ “нового” человека, смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”. Незаурядный, остроумный, он, бесспорно, возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовым обществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателя Чацкого. Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! – поучает Фамусов. А в ответ – монолог Чацкого “А судьи кто?”. Он гневно высказывается против идеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?. Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Он вольность хочет проповедать! Духовные качества Чацкого выявляются в подборе слов, в построении фразы, интона
Циях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.
Чацкий вынужден уехать из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Гончаров сказал: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.
Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и передовых идей.

Чацкий и Софья – Трагедия “Оскорбленного чувства”Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” является отражение трагедии Чацкого – типичного представителя молодого поколения 1810-1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия.

Чацкий – победитель или жертва? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)Недавно я случайно прочитал дневники некоторых декабристов. И первое, что меня удивило, почти полное сходство мыслей и мнений этих революционеров с высказываниями из “Горя от ума”. Сначала это показалось поразительным.

Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две.

“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”)Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку:”.

Патриотические идеи Чацкого в комедии “Горе от ума”Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных.

Анализ комедии “Горе от ума”1. В пьесе Грибоедова удивительно точно и ярко выражена трагичность положения умного человека в мире лицемерия и чинопоклонства. Чацкий не принимает порядков чиновничьей Москвы, где получение повышения по службе зависит.

Новизна конфликта и характеров в комедии “Горе от ума”Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало русской реалистической драматургии. Содержание нововведения составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Появление “Горя.

АнтитезаТермин “антитеза” произошел от греческого слова и означает – противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних.

Что значит быть умным в кругу ФамусоваЧто такое Софья в комедии “Горе от ума”? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием – дураком отцом, какой-нибудь мадамою, допустившею себя переманить за лишних.

Каждое дело, вызывает тень ЧацкогоВ 1871 году по случаю новой постановки в Малом театре в Москве комедии Грибоедова “Горе от ума” Иван Александрович Гончаров написал свой критический этюд “Мильон терзаний”, посвященный не столько сценическому.

Сейчас вы читаете: Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

studentguide.ru

Автор: Г.Н вкл. . Опубликовано в Библиотека

ФИЛЬМЫ, помогающие лучше понять произведения, изучаемые на уроках литературы

Вечера на хуторе близ Диканьки (по повести Н.В.Гоголя)

Вечера на хуторе близ Диканьки

  • Жанр: сказка, комедия, экранизация, 1961
  • Страна: СССР
  • Жил-был в стародавние времена в малороссийском селе Диканьке кузнец Вакула, силач и детина хоть куда, прогневивший самого чёрта: в свободное от дел время Вакула занимался рисованием, слыл лучшим живописцем в околотке и так намалевал чёрта в церкви, что смеялись даже обитатели ада. И с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу. Мать Вакулы, Солоха, любвеобильна, слывет ведьмой и любит полетать на помеле. Вакула же влюблен в капризную красавицу Оксану — дочь богатого казака Чуба, которая требует себе в подарок черевички (туфельки), которые носит сама российская императрица. Лишь тогда она согласна выйти замуж за Вакулу. И так, и эдак ломал кузнец голову, как же исполнить Оксанин каприз, — и пошел в ночь перед Рождеством за советом к местному колдуну, пузатому Пацюку…
  • Блестящая экранизация повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Тарас Бульба (по повести Н.В.Гоголя)

Тарас Бульба

  • Жанр: драма, 1962
  • Страна: Югославия, США
  • Середина XVII века. Эпоха вражды Запорожского казачества с Речью Посполитой (союз Польши и Литвы), Тарас Бульба — является воплощением ратного духа Запорожской Сечи. Он с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Его сыновья Остап и Андрей — воплощение двух сторон души старого Тараса. Остап — настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрей — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой, в цветущем возрасте, а Андрей попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага. Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрея. Сам Тарас Бульба погибнет в огне вражеского костра, став символом образа борца за независимость…
    Этот фильм был снят американскими и югославскими кинематографистами, в год 110-й годовщины со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. Картина была поставлена с истинно голливудским размахом, для массовых сцен приглашены тысячи человек, а стоимость декорации составила большую часть бюджета.
    Развернута панорама сражений, люди и кони мчатся по широким степям (живописно снятым на равнинах Аргентины). Мощные зрелищные достоинства фильма не вполне совпадают с подходом к сюжету, дающему наибольшие возможности Тони Кертису и еще более колоритному Юлу Бриннеру, создавшему великолепный образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба — это бесстрашный предводитель казачьего войска. Его действия, каждый жест безошибочны. Он органично вписывается в пейзаж. Самыми ценными достижениями фильма являются батальные сцены, картины жизни лагеря казаков. От работы оператора захватывает дух, музыкальное сопровождение с русскими мотивами как нельзя лучше подходит для фильма, оно было отмечено номинацией на «Оскар». Фильм с интересом будет смотреться и сейчас, особенно любителями батальных, костюмировнных исторических лент.

Руслан и Людмила (по мотивам поэмы А. С. Пушкина)

Руслан и Людмила

  • Жанр: Экранизация, Сказка, 1972
  • Страна: СССР
  • Поставленный по мотивам знаменитой поэмы А. С. Пушкина, фильм погружает зрителя в мир волшебной сказки. Доблестный Руслан, отправившийся на поиски похищенной невесты, одолевает коварство, обман, злое колдовство — и, в конце концов, в жестоком бою побеждает Черномора…Создатели картины сумели решить сложнейшую творческую задачу, передав экранными средствами самые тонкие нюансы гениального первоисточника, его дух, драматизм и поэтическую прелесть.
  • 1976— Межужднародный кинофестиваль детских и юношеских фильмов в Салерно (Италия) — специальная премия жюри.

Мёртвые души (по одноименной поэме Н.В. Гоголя)

Мёртвые души

  • Сатирическая трагикомедия, 1984
  • Страна: СССР
  • Авантюрист Чичиков скупает «мертвые души» — почивших крепостных, учтенных в качестве живых при последней ревизии. Помещики удивлены просьбами предприимчивого знакомца, но рады избавиться от обузы — ведь они платят налоги за учтенных в ревизских сказках крестьян как за живых. В дальнейшем Павел Иванович планирует совершить с купчими ряд махинаций и сказочно обогатиться. Но осуществиться его наполеоновским планам не суждено…

Горе от ума (по одноименной комедии А.С. Грибоедова)

Горе от ума

  • Жанр: Фильм-спектакль, 1977
  • Страна: СССР
  • В дом сановного московского барина Фамусова приезжает Чацкий, возвратившийся из дальних странствий. Он спешит увидеть Софью, дочь Фамусова, которую любит с давних пор. Но Софья холодно встречает пылкие излияния Чацкого. Ее сентиментальную натуру, взлелеянную французскими романами, оскорбляют проникнутые горечью и негодованием речи Чацкого. Он обличает взяточничество, низкопоклонство, невежество и холуйство. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Загорецкий, Репетилов и другие мстят Чацкому, объявив его безумным. В довершение всего Чацкий узнает, что Софья отдала свое сердце ничтожному Молчалину.

Русский бунт (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Русский бунт

  • Жанр: Историческая драма, мелодрама, 1999
  • Страна: Россия, Франция
  • Конец XVIII века. Царствование Екатерины II. В глубокой российской провинции, среди бескрайних уральских степей беглый каторжник Емельян Пугачев объявил себя императором Петром III. Под знамена самозванца встали отряды казаков, беглые крепостные и многие лихие люди. В это смутное время в богом забытой Белогорской крепости юный офицер Петр Гринев встречает свою первую любовь — Машеньку, дочь капитана Миронова.
    Безоглядно увлеченные друг другом влюбленные не желали замечать знамений грядущей беды. Они не знали, что вскоре им предстоят тяжкие испытания. Они не могли представить, каким причудливым образом их судьбы переплетутся с судьбой самозваного царя и каких невероятных усилий им будет стоить сохранить свои жизни и чувства в кровавом хаосе беспощадного русского бунта.


Чёрная курица, или подземные жители (Антоний Погорельский)

Чёрная курица, или подземные жители

  • Жанр: детский, семейный, 1980
  • Страна: СССР
  • В петербургском пансионе для Алеши началась новая, без привычного родительского внимания, жизнь. Тоскуя по дому, мальчик создал в своем воображении сказочный мир подземных жителей — с тайной, королем и подданными, очень похожими на окружавших его людей.
    Не сумев сохранить в реальной жизни тайну подземных жителей, Алеша потерял их навсегда…

    По мотивам одноименной сказки Антония Погорельского.

Каменный гость (А.С.Пушкин)

Каменный гость

  • Жанр: драма, 1979
  • Страна: СССР
  • Исследование души, охваченной страстью, — вот что объединяет «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Телевизионный трехсерийный фильм посвящен 180-летию со дня рождения поэта и 150-летию Болдинской осени и, естественно, поставлен по пушкинским сочинениям:

Уроки французского (по мотивам рассказа Валентина Распутина)

Уроки французского

  • Жанр: драма, мелодрама, экранизация, 1978
  • Страна: СССР
  • Телефильм по мотивам рассказа Валентина Распутина.
    Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из деревни в райцентр учиться. Мальчик поселяется у женщины, потерявшей на фронте мужа и оставшейся с тремя детьми. Молоденькая учительница французского языка Лидия Михайловна пытается помочь Володе. Под предлогом дополнительных занятий она пытается накормить мальчика, но он отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, и, конечно, подыгрывает Володе. Позже Лидию Михайловну выгонят из школы и она вынуждена будет уехать…

Му-Му (По рассказу И. С. Тургенева)

Му-Му (Фрагмент)

  • Жанр: Драма, Экранизация, 1998
  • Страна: Россия
  • По рассказу И. С. Тургенева. У старой барыни служит дворником глухонемой мужик Герасим. Герасиму нравится прачка Татьяна, однако барыня выдает ее замуж за пьяницу Капитона. Герасим спасает тонущую собачку и привязывается к ней. Но барыня приказывает утопить Муму за то, что она лает по ночам. Герасим топит Муму в Москва-реке и возвращается в деревню.

Чучело (по повести В. Железникова)

Чучело

  • Жанр: Драма, 1983
  • Страна: СССР
  • Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.

Герой нашего времени — Бэла, Максим Максимович, Тамань (по роману М. Ю. Лермонтова)

Герой нашего времени — Бэла, Максим Максимович, Тамань

  • Жанр: Экранизация, 1965
  • Страна: СССР
  • Фильм поставлен по одноименному роману М. Ю. Лермонтова.Загадка «героя лермонтовского времен» впервые предстает перед нами, как правило, в школьные годы и легко решается в обычном трехстраничном сочинении. С течением времени, однако, загадка эта становится все интереснее и сложнее…

  • Прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишневый сад сочинение
  • Проштампованное письмо как пишется
  • Прошло много дней и я сочинил поэму я рассказал о дворнике напишите сочинение рассуждение
  • Прочь как пишется с мягким знаком или нет
  • Прочтите эпиграф к рассказу откуда эпиграф какую роль он играет в тексте