Прощенный недруг как пишется

Урок по русскому языку. 6 класс. тема: правописание не с деепричастиями. цель: познакомить учащихся с правилами написания не с деепричастиями

Урок
по русскому языку. 6 класс.

Тема:
Правописание НЕ с деепричастиями.

Цель:
познакомить учащихся с правилами написания «НЕ с деепричастиями» и сопоставить
его с уже изученными правилами слитного и раздельного написания НЕ со словами
разных частей речи.

Ход
урока:

1.    
Оргмомент.
Здравствуйте, дети! Садитесь.

2.    
Вспомните,
что такое деепричастие? Назовите морфологические признаки деепричастия.

(на экран проецируется стихотворение, в котором нужно
вставить слова вместо пропуска):

… себя называю,

… действие обозначаю,

на вопрос … отвечаю,

… и… вида бываю,

… поясняю.

Чтобы от глагола меня образовать, надо… взять.

(ответ: деепричастием, добавочное действие обозначаю, на
вопросы «что делая?» , «как?» отвечаю, совершенного и несовершенного вида, глагол,
суффиксы -в, -а, -я).

3.    
Историческая
справка о деепричастии
(сообщение ученицы):

-Деепричастие произошло от двух слов: «дее» (от «деяти» в
значении «делать») +причастие («причастность»). Термин был введен в грамматику
М. Смотрицким в начале 17 века. До 17 века деепричастия не было, а была форма
действительног причастия настоящего времени. Вот ее место и заняли
деепричастия.

4.  Тестовые вопросы для учащихся ( вопросы на
экране, дети на листочках отвечают):

1) Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии?

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) местоимение

д) наречие

2) Что обозначает деепричастие?

а)признак предмета

б) признак предмета по действию

в) основное действие

г) добавочное действие предмета

3) Какие грамматические признаки у деепричастия от
глагола?

а) вид

б) время

в) склонение

г) переходность

д) лицо

е) возвратность (невозвратность)

4) Как изменяется деепричастие?

а) по лицам и числам

б) по числам и падежам

в) не изменяется

5) Каким членом предложения является деепричастие?

а) определение

б) сказуемое

в) обстоятельство

г) дополнение

6) Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий
несовершенного вида?

а) суфф.-а-я

б) суфф.-в-вши

в) –ши

7) Найди деепричастия: плачущий, плача, плачет,
плачь; отдохнув, отдохнувший, отдохну, отдохни.

(ответы на экране, учащиеся прверяют себя и оценивают:

«5» — все правильно

«4» — 1-2 ошибки

«3» — 3 и более ошибок. Дети поднимают карточки –
«красные-5, «синие» -4, «зеленые» -3).

5.    
Переход
к новой теме.

(На экране)

 1 слайд  таблица «Правописание НЕ с существительными»

2 слайд  «Правописание НЕ с прилагательными»

3 слайд  «Правописание НЕ с глаголами»

1.

Часть речи

Слитно

Раздельно

Имя сущ.

1.Не употребляется

без НЕ

2. Можно заменить синонимом без НЕ

1)неженка

2) недруг(враг)

1. Есть противопоставление с союзом А.

2. Отрицание усилено словами-далеко не,
ничуть не, вовсе не, нисколько не.

1)не правда, а ложь

Имя прилаг.

1)нелепый

2)неглупый(умный)

1)не глупый, а умный

2)далеко не глупый

2 .

Глагол

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляется — недомогать

НЕ с глаголами пишется раздельно-не заметил

-Ребята, о какой теме мы будем сегодня говорить? (
Правописание НЕ с деепричастиями)

— На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как
пишутся деепричастия с частицей НЕ, сравнить с другими частями речи).

На экране проецируется тема: Правописание НЕ с
деепричастиями.

Слайд: НЕ с деепричастиями

Не задумываясь                                      ненавидя

Не думая                                                   негодуя        

Не прочитав                                             
недоумевая

Не двигаясь                                              
невзлюбив

Вопрос: -Сравните написание деепричастий в левом столбике и в
правом. Какую закономерность слитного и раздельного написания НЕ с
деепричастиями вы отметили? Сделайте вывод о написании НЕ с деепричастиями. (учащиеся
формулируют правило: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев,
когда без НЕ не
употребляется). Закрепить правило по учебнику с. 20.

Выполнение задания: на доске записаны примеры: (не)зная,
(не)доумевая, (не)сократив, (не)взлюбив, (не)жалея, (не)навидя. (учащиеся
выходят к доске по одному и раскрывают скобки, объясняют).

Слайд «Четвертый лишний»

(на экране проецируется таблица. Из каждого столбика таблицы
выписать лишнее слово)

А

Б

В

Г

(не)чувствуя

(не)оборачивается

(не)сократив

(не)взлюбив

(не)доумевая

(не)нарушив

(не)взлюбив

(не)годуя

(не)умолкая

(не)жалеет

(не)услышал

(не)проверив

(не)поймал

(не)заметил

(не)замерзая

(не)навидя

6.    
Физкультминутка

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Вытянув руки,

Разминаем пальчики.

Плечи поднимаем,

Головой вращаем.

Закрываем глаза, отдохнем,

Заниматься вновь начнем!

Вопрос на внимание:  -Какие действия, названные
деепричастиями, вы выполнили? (вытянув руки, закрыв глаза).

7.    
Работа
с текстом

(текст на экране)

Задание: озаглавить текст, определить стиль (художественный, т.к.
рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к
волкам), тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий,
много глаголов и деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной).
Выписать деепричастия с частицей НЕ.

Песня волчицы

Волки медленно поднялись и, (не)оборачиваясь назад, пошли в
поле. Лишь молодая волчица села в снег и первый раз в жизни жалобно завыла,
подняв голову и (не)спуская глаз с месяца. Она пела свою песню, высоко задрав
голову и (не)видя ничего вокруг. Волкам стало тоскливо. Они стояли, глядя
мерцающими глазами на снег и уже (не)надеясь на спасение.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Откакого условия зависит выбор слитного и раздельного
написания НЕ с деепричастием?

Тест (проверочная работа), (на экране).

1.    
В
каком случае НЕ следует писать слитно?

а) (не)построив;

б) (не)рассчитывая;

в) (не)навидя;

г) (не)освещая

2. В каком случае НЕ следует писать
раздельно?

а) (не)доумевая;

б) (не)взирая на лица;

в) (не)задумываясь;

г) (не)навидя

3. Найди лишнее:

а) (не)был;

б) (не)желая;

в) (не)знал;

г) (не)видел

4. В каком слове НЕ пишется слитно?

а) (не)смотрел;

б) (не)понимая;

в) (не)указав;

г) (не)годуя.

(ученики сдают листочки с ответами)

8.    
Домашнее
задание
:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мое село Малета», включив в текст
деепричастия, деепричастные обороты.

Правописание
частиц НЕ с разными частями речи              Задание 13

Существительное,
прилагательное, наречие

часть
речи

слитно

раздельно

сущ.

1. 
без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда — ложь, недруг — друг),

1.
если есть или подразумевается противопоставление с союзом А (не друг, а
враг),
2. в вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания (Вас
сюда устроил отец, не правда ли?

наречие

1
без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо — умно)

1. 
наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление с союзом А
(не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть усилительные слова вовсе не, ничуть
не, далеко не отнюдь не
(вовсе не смешно).

С  остальными наречиями НЕ
пишется РАЗДЕЛЬНО

прил.

1.
без не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. можно подобрать синоним без не (немаленький –большой)

1.
если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой,
маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),

с краткими прилагательными так
же, как с полными (невысокий — невысок)

(книга не интересна, а скучна)

числ.

с
неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько,
некому, нечто)

всегда
пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим.

с
другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

глагол

если
без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в
их состав входит единая приставка недо-,

со
всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

дееприч.

если
без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся
слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со
всеми остальными деепричастиями (не зная, на плакав)

причастие

если
полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

1
. если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями ( контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только
начатая работа)

Правила

Примеры

                                                    
Пишу всегда слитно

Со
словами, которые не употребляются без НЕ.

невзлюбил,
нелепо, недоумевая;

С
отрицательными наречиями, НИ пишется в них без ударения, НЕ под ударением.

нЕгде-
нигдЕ

нЕкуда-
никудА

С
приставкой НЕДО — в значении «мало».

недовесить,
недовыполнить, недобрать;

В
сложных производных предлогах: несмотря на, невзирая на.

Исключение:
не взирая на лица

невзирая
на непогоду;

                                                
Пишу всегда раздельно

С
глаголами

не
сказал         не написал

С
деепричастиями

не
сказав               не написав

С
числительными

не
двое       не пятый

С
местоимениями

Исключения:
отрицательные местоимения пишутся слитно, если в середине нет предлога:
некого- не у кого

не
я              не мой              не тот

С
относительными прилагательными

не
каменный             не городской

С
притяжательными прилагательными

не
мамина                 не лисья

Со
словами, которые пишутся через дефис

не
юго-запад          не ярко-красный

Со
словами в простой степени сравнения

не
выше            не лучше

С
краткими причастиями

не
решена              не создана

С
наречиями, если они не оканчиваются на суффикс   -О

не
сегодня              не здесь

Со
словами категории состояния

не
жарко, не холодно

Слитное
и раздельное написание НЕ с частями речи.

                             
Пишу то слитно, то раздельно.

Это
зависит от контекста.

Запомни
случаи раздельного написания качественных прилагательных, причастий, наречий
на -О, некоторых существительных.

Есть
или подразумевается противопоставление с союзом  А

не
большой, а маленький,     не хорошо, а плохо;

Есть
слова ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ

далеко
не близкий путь,

вовсе
не интересная книга;

Есть
зависимые слова с приставкой НИ – ничуть, нисколько и другие

ничуть
не интересный фильм;

Причастия,
которые имеют зависимые слова

не
решённая вовремя задача;

Причастия,
оканчивающиеся на — МЫЙ, если есть зависимое слово в творительном падеже.

Не
путайте их с прилагательными на –МЫЙ, у которых не бывает зависимых слов:
необитаемый остров.

Сравните:

Не
видимые с земли ( Р.п.)

не
видимые простым глазом (ТВ .п.) звёзды

Запомните
трудные случаи .

Не
там

Не
время

Не
так

 Не
жаль

Не
тогда

 Не
с руки

Не
туда

Не
в меру

Не
потому

Не
в пример

Не
здесь

Не
по нутру

 Не
вполне

Не
с руки

Не
полностью

Не
к спеху

Не
совсем

Не
по вкусу

Не
надо

Не
к добру

«Слитное и
раздельное написание
НЕ с различными частями речи

Орфограмма: Слитное и
раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными,
прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами,
деепричастиями).

Не пишется слитно:

  • с существительными, с краткими
    и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не
    не употребляется (невидаль, недотрога,
    невзрачный, невзначай
    );
  • с существительными, с краткими
    и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно
    заменить синонимом без не (недруг —
    враг, немалый — большой
    );
  • в неопределённых местоимениях
    и отрицательных наречиях (некто, неласково);
  • с причастиями, если при них
    нет зависимых слов и противопоставления (неочищенные
    овощи).

Не пишется раздельно:

  • с существительными,
    прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть
    противопоставление с союзом а (он мне не друг, а враг);
  • с наречием, если к нему
    относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно);
  • с глаголами и деепричастиями,
    кроме случаев, когда слово без не не употребляется (не спеша, не делал, ненавидеть);
  • с полными причастиями, если
    есть зависимые слова или противопоставление с союзом а (не сданные вовремя книги; не придуманные, а взятые из самой
    жизни, истории);
  • с краткими причастиями (работа
    не доделана).

Не является
приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога
(делать нечего).

Практика

НЕ с разными частями речи

1. Причастия

Определите
предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.

Кустики
брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

У
каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

Картошка
на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

Купленное
недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами
лаборатории.

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ
в течение суток пурга замела весь город.

Черты
лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.

Этот
населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.

Есть
очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.

Проблема
космоса до конца (НЕ)ИЗУЧЕНА.

(НЕ)ОБЛАДАЮЩИЙ
тактом человек не имеет друзей.

Нельзя
допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Когда
Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им
загона для овец.

Я
получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.

Даже
(НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.

Сверху
можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.

Наш
дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали
глаз.

(Не)
сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед
лицом смерти.

Меня
манили (не) изведанные уголки земли.

Так
и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

2.Глаголы

Даже
запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

Местами
свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

(НЕ)ХОЧЕТСЯ
о людях думать плохо.

На
деньги ума (НЕ)КУПИШЬ.

Паше
(НЕ)ДОСТАВАЛО внимание отца

В
Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.

Я
убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время
труда.

(НЕ)СУЛИ
журавля в небе, дай синицу в руки.

Я
встал на стул, но никак (НЕ)ДОСТАВАЛ до потолка рукой

Дед Матвей был стар и часто (НЕ)ДОСЛЫШАЛ,
что ему говорили.

 3. Прилагательные

В
(НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Впереди
показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

Далеко
(НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

Занятие
себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.

(НЕ)ЯРКОЕ
освещение и сырость – вот что поразило нас.

Грибоедов
вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко (НЕ)ИДЕАЛЬНА и
из влюблённых соперников выбирает худшего.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ,
но приятные черты лица придавали Насте сходство
с матерью.

Отец
стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО
ожидания ответа.

(Не)
истовый, срывающийся лай наполнил сад.

Дождь
хлынул на нас (не) укротимым потоком.

Дождь
продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.

В
детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

4.Деепричастия

 (НЕ)ОСОЗНАВАЯ
своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Невозможно
овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Ничем
(НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий
океан.

(НЕ)ДОСТИГНУВ цели, он все бросил.

(Не)
доумевая, он взглянул на собеседника.

Герой,
(не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.

Ещё
(НЕ) ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.

(НЕ)ДООЦЕНИВ знания ученика, учительница поставила
низкую оценку.

5.Наречия

Сидя
в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Эта
деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое
небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ЗАЧЕМ
думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.

Пройти
по лабиринту авторской мысли читателю бывает далеко (НЕ)ПРОСТО.

Героине
(НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Глубина
идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.

Маша
смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет:
оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.

Кусту
сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Нам (не) где было даже разложить свои
документы на столе, заваленном книгами.

Было тихо, (не) жарко и скучно, как бывает
в серые пасмурные дни.

Васильев
(не) годующе посмотрел на старика.

Костю
(не) очень обрадовало наше посещение.

Лирическая
поэзия далеко (НЕ) ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе  и своих чувствах.

 Некоторые
слова в тексте были написаны (НЕ) ПО-РУССКИ.

Далеко
(НЕ) ПРИВЕТЛИВО встретил нас хозяин дома в тайге.

Вместо
исчезнувших слов язык (НЕ) ПРЕМЕННО создаёт новые.

6.Существительные

Мы
так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Вдали виднеется явно (НЕ)ДОМ.

Честолюбие
есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Путешественник 
сумел обратиться к (НЕ) ЗНАКОМЦУ.

Я
считаю поступок одноклассника (НЕ)ЛЕПЕЦЕЙ

Среди нас никто (НЕ)СТУДЕНТ.

В этой ситуации он проявил (НЕ)СМЕЛОСТЬ, а
трусость.

7.Местоимения

Нередко
трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности
ещё известны языковедам.

Мне
(не) чего было сказать в ответ.

Друзья
разъехались, и (не) кого позвать в гости.

В
молчании добро должно твориться, но (не) чего об этом толковать.

Не(у)
кого узнать, как найти этот дом.

(Не)
каждый сможет решить задачу таким способом.

Общественные
бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя
(НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки

image001

Слитное и раздельное написание

Слитное и раздельное написание

Схема «НЕ
с различными частями речи
«

НЕ с различными частями речи

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Почти 4 года назад я создал Флудилку.

АТ рос, росло количество блогов в ленте. Часто людям хотелось обсудить какую-то мелочевку или поделиться картинкой. Итого люди посмелее забивали ленту ниочемными блогами, а люди позастенчивее просто не высказывались, им было негде.

Чтобы убить двух зайцев разом, я и предложил создать свободное пространство, где можно «писать про что угодно (в пределах разумного!) — про погоду, еду, своих домашних и тэдэ, а также постить фото и баяны».

То есть, страницу для безобидной болтовни, поиска собеседников и обмена хорошим настроением, а не для слива в одно место вообще бесполезного мусора (который не нужен вообще нигде) и агрессии, как некоторые думают.

Ну, а инициатива наказуема — кто предложил, тот и реализует ? 

Теперь там справа (если вы сидите с компа) есть ссылка на Флудилку. Там даже есть мое имя, хотя это поначалу меня смущало.

***

В общем, люди стали приходить, общаться. Было очень кайфово. Тогда я придерживался либертарианских взглядов, мол, интернет — это свободная территория, где право высказываться имеют все. Поэтому неоднократно говорил, что никого не добавляю в ЧС.

Но людей стало больше, стало больше и неадекватов. Меня неоднократно крыли оскорблениями — я не банил. Спамили по 50 комментов с картинками — я не банил. Говорили, что таких как я, надо расстреливать (если я поддерживал позицию, противоположную оппоненту) — я не банил. В конце концов, я считаю, что даже у самого последнего неадеквата есть глубинная причина так себя вести, какое-то внутреннее несчастье.

Больной буянит — ну что с него взять, он просто больной. «Больной» — от слова «боль», то самое внутреннее несчастье.

Потом так вышло, что я вообще охладел к литературе, и удалился заниматься другими делами в реале, раз в несколько месяцев заходя чекнуть комменты и рецензии к своим старым книжкам.

***

Но…

  1. Первый звоночек прозвенел, когда я, так же зарулив за комментами, заглянул во Флудилку и не увидел на последней странице нормальных бесед. Только сплетни, обсуждения «кто кого затроллил и занес в ЧС», обсуждения новичков за глаза, срачи и бесконечное «удалено модератором».
    Тогда я шуточно объявил, что закрываю Флудилку насовсем, а сам закрыл комменты до полуночи.
  2. Второй звоночек прозвенел совсем недавно, когда увидел на совершенно другом сайте коммент: «Знаете АТ? Там еще такая Флудилка есть, ну, где собираются неудачники и поливают других людей говном». Честно, я потерял цитату, так что мог исказить.
  3. Третий звоночек случился, когда меня пригласили в закрытый чат. Я пообщался с разными людьми и выяснил, что есть НЕСКОЛЬКО чатов на разных платформах, куда ушли люди, потому что во Флудилке трэш.

Почитал ленту. Узнал, что у людей, которые сюда заходят, ощущение, что их макнули в грязь, запачкали и т.д. и т.п..
Если бы я увидел коммент в таком стиле в 2017м, я бы сказал что-то вроде: «У вас слабые нервы, раз вас трогают такие вещи в интернете». А сам подумал бы: «Ну что за тепличная девочка».

Но после всех этих звоночков, беглого просмотра последнего десятка страниц и размышлений, я радикально пересмотрел свои принципы. Не каждый так может.

Итого, я решил:

  • Свобода — классная штука. Но только когда средний EQ на районе выше плинтуса.
  • Вы не умеете пользоваться свободой? ОК, ее больше не будет.

В конце концов, если у меня есть возможность сделать хотя бы дюйм виртуального пространства лучше, то грешно этой возможностью в упор не пользоваться.

Я превентивно занес несколько человек в ЧС, «отметившихся» на последних страницах, которые я просматривал. Теперь они ничего не могут писать во Флудилке. Плюс пару человек взял на карандаш.

Мне без разницы, что недовольные будут писать в мой адрес или ронять мой рейтинг: я же тут практически не сижу. Без разницы, кто чей сват, брат, друг или недруг. И, я не модератор, которому надо обращаться к своду правил. Есть вещи, которые стирает модератор, но смело проигноривал бы я. И наоборот.
У меня один критерий: присутствие некоторого человека делает Флудилку местом, где собираются неадекваты, чтобы изрыгать из себя дерьмо и прикрываться термином «свободное пространство»?

Я посижу на АТ еще некоторое время, посмотреть, меняется ли атмосфера хотя бы во Флудилке (уж молчу про блоги). Надеюсь, будет что-то вроде в стиле шуток «природа настолько очистилась, что в неё вернулись дельфины». Потом, скорее всего, снова уйду.

Полотна «почему я не прав» комментировать не буду. В отличие от большинства людей, свои решения я принимаю очень взвешенно. И если какое-то решение было принято — это не потому, что у меня плохое настроение с утра.

***

Особо одаренным, обиженным, репрессированным:

Для вас остаются нудилка, бомбилка, бухаловка и т.д.. Хотите — идите туда. Но не надо удивляться, если вам и там заткнут рот. Если хотя бы чуть-чуть думать, прежде чем его открывать — то и затыкать никто не будет.

Я уже говорил, что проблема интернета в том, что люди тут не следят за базаром. Безнаказанность. Так что радуйтесь, что вас просто выпилили из блога, а не сломали челюсть. Именно так бы поступили с вами в реале, услышав, что вы извергаете из себя.

И, прежде, чем зарегать второй акк, чтобы обойти ЧС, подумайте, как много кнопок вам надо для этого нажать. А мне — всего 2. Не жалко своего времени?

***

P.S. Тому человеку, который попросил себя забанить из протеста: напоминаю, что вы можете вернуться в любой момент, передав просьбу через третье лицо.

Тест
по теме «Имя существительное»

№ 1. В каком ряду одно из
существительных не относится к общему роду? а) Непоседа, юноша.
б) Сирота, забияка. в) Невежда, разиня. г) Плакса, неряха.
№ 2. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду? а)
Метро, кольраби. б) Стремя, плато. в) Кофе, фойе. г) Фрау,
Баку.
№ 3. Из данного предложения выпишите букву, обозначающую существительное
общего рода: А (а) народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый (б)
невежа
! Впредь тебе наука: не садися не в свои (в) сани
№ 4.
В каком слове НЕ является частью корня? а) Неправда. б)
Недруг. в) Ненастье. г) Непогода.
№ 5. В каком слове
НЕ является отрицательной частицей? а) (не)урожай. б) (не)собака.
в) (не)домогание. г) (не)воля. № 6. В каком предложении НЕ
со словом пишется слитно? а) (Не)боги горшки обжигают. б)
Он мне (не)приятель, а просто знакомый. в) (Не)удачи преследовали его. г)
Глупая речь (не)пословица.
№ 7. Определите, чем является НЕ в данном
предложении: «Он (не)красавец, (не)урод, он просто серый-серый кот». а)
отрицательная частица; б) приставка; в) часть корня.
№ 8. От
какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода
деятельности с суффиксом -щик-? а) Грузить. б)
Погонять. в) Рассказывать. г) Летать.
№ 9. В каком
ряду  все существительные в Дательном падеже ед.ч. имеют  окончание -и?

а) Выгода, находка, племя. б)
Семя, путь, ночь. в) Темя, львица, мать.
№ 10. В окончании какого имени
собственного пишется буква Е ? а) Столица Болгари…; б)
Лицо Мари…; в) Позвонил Дарь…; г) Говорил о Васили….

11.
С каким существительным НЕ пишется раздельно? а) (не)вольник;
б) (не)эпитет; в) (не)известность; г) (не)равнодушие.

12.
От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода
деятельности с суффиксом –ЩИК- ? а) Резать; б) Разносить;
в) Пулемёт; г) Паром.
№ 13. Укажите пример без речевой
ошибки: а) Далёкая Лимпопо; б) Позвонил капитан
Синицына; в) Подпись Леонида Шмидт; г) Справедливые жюри.
№ 14. Найдите несклоняемое имя
существительное: а) купе; б) платье; в) дело; г)
имя.
№ 15. Определите род слова «авеню»: а) мужской
род; б) женский род; в) средний род.
№ 16. Найдите имя
существительное общего рода: а) сирота; б) страна; в)
кофе.
№ 17. Назовите морфологические признаки предложно-падежной
словоформы «в дороге»: а) существительное нарицательное,
неодушевленное, мужского рода, второго склоне­ния, в именительном падеже, в
единственном числе; б) существительное собственное, неодушевленное,
среднего рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе; в)
существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого
склоне­ния, в предложном падеже, в единственном числе.

Ключ
к тесту:


1. а.


2. б.


3. (б) Невежа.


4. в.


5. б.


6. в.


7. а.


8. б.


9. б.


10. в.


11. б.


12. г.


13. а.


14. а.


15. б.


16. а.


17. в.

Тест
по теме «Имя существительное»

№ 1. В каком ряду одно из существительных не
относится к общему роду? а) Непоседа, юноша. б) Сирота,
забияка. в) Невежда, разиня. г) Плакса, неряха.
№ 2. В
каком ряду оба существительных относятся к среднему роду? а)
Метро, кольраби. б) Стремя, плато. в) Кофе, фойе. г) Фрау,
Баку.
№ 3. Из данного предложения выпишите букву, обозначающую
существительное общего рода: А (а) народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый (б) невежа! Впредь тебе наука: не садися не в свои
(в) сани
№ 4. В каком слове НЕ является частью корня? а)
Неправда. б) Недруг. в) Ненастье. г) Непогода.
№ 5.
В каком слове НЕ является отрицательной частицей? а) (не)урожай. б)
(не)собака. в) (не)домогание. г) (не)воля. № 6. В каком
предложении НЕ со словом пишется слитно? а) (Не)боги горшки
обжигают. б) Он мне (не)приятель, а просто знакомый. в) (Не)удачи
преследовали его. г) Глупая речь (не)пословица.
№ 7. Определите,
чем является НЕ в данном предложении: «Он (не)красавец, (не)урод, он
просто серый-серый кот». а) отрицательная частица; б) приставка;
в) часть корня.
№ 8. От какого глагола образуется имя
существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -щик-? а)
Грузить. б) Погонять. в) Рассказывать. г) Летать.

9.
В каком ряду  все существительные в Дательном падеже ед.ч. имеют 
окончание -и? а) Выгода, находка, племя. б) Семя, путь,
ночь. в) Темя, львица, мать.
№ 10. В окончании какого имени
собственного пишется буква Е ? а) Столица Болгари…; б)
Лицо Мари…; в) Позвонил Дарь…; г) Говорил о Васили….

11.
С каким существительным НЕ пишется раздельно? а)
(не)вольник; б) (не)эпитет; в) (не)известность; г)
(не)равнодушие.
№ 12. От какого слова образуется существительное со
значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК- ? а)
Резать; б) Разносить; в) Пулемёт; г) Паром.
№ 13. Укажите
пример без речевой ошибки: а) Далёкая Лимпопо; б)
Позвонил капитан Синицына; в) Подпись Леонида Шмидт; г) Справедливые
жюри.

14.
Найдите
несклоняемое имя существительное: а) купе; б) платье; в)
дело; г) имя.
№ 15. Определите род слова «авеню»: а)
мужской род; б) женский род; в) средний род.
№ 16. Найдите
имя существительное общего рода: а) сирота; б) страна; в)
кофе.
№ 17. Назовите морфологические признаки предложно-падежной
словоформы «в дороге»: а) существительное нарицательное,
неодушевленное, мужского рода, второго склоне­ния, в именительном падеже, в
единственном числе; б) существительное собственное, неодушевленное,
среднего рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе;
в) существительное
нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склоне­ния, в предложном
падеже, в единственном числе.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест
по теме «Имя существительное»

№ 1. В каком ряду одно из существительных не
относится к общему роду? а) Непоседа, юноша. б) Сирота,
забияка. в) Невежда, разиня. г) Плакса, неряха.
№ 2. В
каком ряду оба существительных относятся к среднему роду? а)
Метро, кольраби. б) Стремя, плато. в) Кофе, фойе. г) Фрау,
Баку.
№ 3. Из данного предложения выпишите букву, обозначающую
существительное общего рода: А (а) народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый (б) невежа! Впредь тебе наука: не садися не в свои
(в) сани
№ 4. В каком слове НЕ является частью корня? а)
Неправда. б) Недруг. в) Ненастье. г) Непогода.
№ 5.
В каком слове НЕ является отрицательной частицей? а) (не)урожай. б)
(не)собака. в) (не)домогание. г) (не)воля. № 6. В каком
предложении НЕ со словом пишется слитно? а) (Не)боги горшки
обжигают. б) Он мне (не)приятель, а просто знакомый. в) (Не)удачи
преследовали его. г) Глупая речь (не)пословица.
№ 7. Определите,
чем является НЕ в данном предложении: «Он (не)красавец, (не)урод, он
просто серый-серый кот». а) отрицательная частица; б) приставка;
в) часть корня.
№ 8. От какого глагола образуется имя
существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -щик-? а)
Грузить. б) Погонять. в) Рассказывать. г) Летать.

9.
В каком ряду  все существительные в Дательном падеже ед.ч. имеют 
окончание -и? а) Выгода, находка, племя. б) Семя, путь,
ночь. в) Темя, львица, мать.
№ 10. В окончании какого имени
собственного пишется буква Е ? а) Столица Болгари…; б)
Лицо Мари…; в) Позвонил Дарь…; г) Говорил о Васили….

11.
С каким существительным НЕ пишется раздельно? а)
(не)вольник; б) (не)эпитет; в) (не)известность; г)
(не)равнодушие.
№ 12. От какого слова образуется существительное со
значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК- ? а)
Резать; б) Разносить; в) Пулемёт; г) Паром.
№ 13. Укажите
пример без речевой ошибки: а) Далёкая Лимпопо; б)
Позвонил капитан Синицына; в) Подпись Леонида Шмидт; г) Справедливые
жюри.

14.
Найдите
несклоняемое имя существительное: а) купе; б) платье; в)
дело; г) имя.
№ 15. Определите род слова «авеню»: а)
мужской род; б) женский род; в) средний род.
№ 16. Найдите
имя существительное общего рода: а) сирота; б) страна; в)
кофе.
№ 17. Назовите морфологические признаки предложно-падежной
словоформы «в дороге»: а) существительное нарицательное,
неодушевленное, мужского рода, второго склоне­ния, в именительном падеже, в
единственном числе; б) существительное собственное, неодушевленное,
среднего рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе;
в) существительное
нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склоне­ния, в предложном
падеже, в единственном числе.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по теме «Имя существительное»

№ 1. В каком ряду одно из существительных не
относится к общему роду? а) Непоседа, юноша. б) Сирота,
забияка. в) Невежда, разиня. г) Плакса, неряха.
№ 2. В
каком ряду оба существительных относятся к среднему роду? а)
Метро, кольраби. б) Стремя, плато. в) Кофе, фойе. г) Фрау,
Баку.
№ 3. Из данного предложения выпишите букву, обозначающую
существительное общего рода: А (а) народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый (б) невежа! Впредь тебе наука: не садися не в свои
(в) сани
№ 4. В каком слове НЕ является частью корня? а)
Неправда. б) Недруг. в) Ненастье. г) Непогода.
№ 5.
В каком слове НЕ является отрицательной частицей? а) (не)урожай. б)
(не)собака. в) (не)домогание. г) (не)воля. № 6. В каком
предложении НЕ со словом пишется слитно? а) (Не)боги горшки
обжигают. б) Он мне (не)приятель, а просто знакомый. в) (Не)удачи
преследовали его. г) Глупая речь (не)пословица.
№ 7. Определите,
чем является НЕ в данном предложении: «Он (не)красавец, (не)урод, он
просто серый-серый кот». а) отрицательная частица; б) приставка;
в) часть корня.
№ 8. От какого глагола образуется имя
существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -щик-? а)
Грузить. б) Погонять. в) Рассказывать. г) Летать.

9.
В каком ряду  все существительные в Дательном падеже ед.ч. имеют 
окончание -и? а) Выгода, находка, племя. б) Семя, путь,
ночь. в) Темя, львица, мать.
№ 10. В окончании какого имени
собственного пишется буква Е ? а) Столица Болгари…; б)
Лицо Мари…; в) Позвонил Дарь…; г) Говорил о Васили….

11.
С каким существительным НЕ пишется раздельно? а)
(не)вольник; б) (не)эпитет; в) (не)известность; г)
(не)равнодушие.
№ 12. От какого слова образуется существительное со
значением профессии, рода деятельности с суффиксом –ЩИК- ? а)
Резать; б) Разносить; в) Пулемёт; г) Паром.
№ 13. Укажите
пример без речевой ошибки: а) Далёкая Лимпопо; б)
Позвонил капитан Синицына; в) Подпись Леонида Шмидт; г) Справедливые
жюри.

14.
Найдите
несклоняемое имя существительное: а) купе; б) платье; в)
дело; г) имя.
№ 15. Определите род слова «авеню»: а)
мужской род; б) женский род; в) средний род.
№ 16. Найдите
имя существительное общего рода: а) сирота; б) страна; в)
кофе.
№ 17. Назовите морфологические признаки предложно-падежной
словоформы «в дороге»: а) существительное нарицательное,
неодушевленное, мужского рода, второго склоне­ния, в именительном падеже, в
единственном числе; б) существительное собственное, неодушевленное, среднего
рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе;
в) существительное
нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склоне­ния, в предложном
падеже, в единственном числе.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

  • Прояви же красивое терпение на арабском как пишется
  • Прощание с матерой это повесть или рассказ
  • Прощание с летом стихи и рассказы русских писателей
  • Прощание с матерой краткое содержание для сочинения
  • Прощание с матерой итоговое сочинение аргументы