Прощание с матерой краткое содержание для сочинения

Простоявшая триста с лишним лет на берегу ангары, деревня матра повидала на свом веку всякое. мимо не поднимались в древности

Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матёра повидала на своём веку всякое. «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать». Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай. Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».

Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать. Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».

На берегу реки Ангары раскинулась деревня Матера, ей уже более 300 лет. Немало повидало это место: и козацкие бои, и колчаковские сражения, а арестантские и рыболовецкие флотилии. В деревне есть своя церковь, мельница, кладбище и своеобразный «аэропорт», откуда жители раз в неделю летают в город за продуктами.

Однажды деревню всколыхнула страшная новость: ниже по реке строят мощную электростанцию и близлежащие деревни совсем скоро будут затоплены. Для большинства жителей Матеры это конец света, они вынуждены будут покинуть родной дом и переехать в город. Конечно, там комфорт, горячая и холодная вода в доме, магазины под боком. Но большинство, особенно старики, сокрушаются, потому что придется покинуть родные стены. Жители начинают перебирать свои пожитки, большинству из которых в городе просто не найдется применения. Ну зачем в городе вилы или топор, кому там понадобятся кадки, лохани и кринки. Все, что наживалось долгими годами, люди вынуждены будут оставить здесь. Горько и больно им от этого, а сделать ничего не могут — прогресс. Из деревни начали уезжать первые жители, вспыхнули первые дома. Старухи недоумевали: неужели хозяева нарочно поджигали свои дома, то, что наживали десятками лет? Но сошлись во мнении, что скорее всего имела место обычная неосторожность.

Дарья перед отъездом белит свой дом, переживает, что не успела все подмазать. Ее соседка, Наталья, переживает о сбежавшем коте и не знает, кому поручить за ним присмотреть. Никто до конца не осознает, что деревня будет стерта с лица земли, словно и не было ее никогда, как будто не выросли здесь целые поколения людей. Особенно активно сопротивляется переезду старуха Дарья. Она узнала, что перед самым затоплением санитарная бригада сравняет местное кладбище с землей. Она организует всех недовольных, берет в руки лопату и пытается отстоять родные места. Она недовольна поведением своего сына Павла и невестки, которые смирились с переездом и спокойно собирают вещи. Старуха уверяет молодых, что они очень горько пожалеют, что не отстояли родную землю. Очень часто старуха взывает к Богу, просит у него помощи и указания, как ей поступить. Ее страшит разрушение кладбища, Дарья уверена, что в смертный час все родственники соберутся вокруг нее и будут судить за слабость, за то, что не сумела отстоять их покой.

Сам же Павел прекрасно понимает чувства своей матери, но и то, что строительство электростанции – это дело необходимое, ему тоже очевидно. Он терзается этими противоречивыми мыслями и собирается в город.

Глава 3 (Бегство санитарной бригады)
Старухи и Богодул прибегают на кладбище. Там санитарная бригада спиливает оградки и кресты с могилок. Так они готовят остров к затоплению. Местные жители против разгрома их кладбища. Они нападают на рабочих. Председатель и рабочие боятся разъяренных жителей и уплывают с Матеры, Старухи восстанавливают спиленные кресты и тумбочки на кладбище.

Глава 4 (Прогулка Дарьи)
На следующий день старуха Дарья решает пойти на кладбище. Но она не доходит до кладбища, а приходит на другое место, с которого видно весь остров. Дарья вспоминает прошлое и грустит о том, что остров будет затоплен.

Глава 5 (Приезд Павла)
Вечером приезжает сын Дарьи — Павел. Павел — это 50-летний мужчина, женатый с детьми. Павел уже перевез семью в новый поселок. Остается только старуха-мать Дарья. Дарья не спешит переезжать, так как городская жизнь ее пугает.

Глава 6 (Хозяин Матеры)
Наступает ночь на Матере. На ночной осмотр выходит Хозяин — невидимое существо, «домовой» острова. Это существо считает себя хозяином острова и следит за всем происходящим. Каждую ночь Хозяин обходит остров, чтобы все осмотреть.

Глава 7 (Переезд Настасьи и деда Егора)
Проходит около 2 недель. Старуха Настасья и дед Егор переезжают в город. Они не хотят оставлять Матеру, но у них нет выбора. Настасья оставляет ключи от дома Дарье. Старики уплывают в город.

Глава 8 (Петруха поджигает дом)
Старуха Катерина освобождает свой дом. Она переносит свои вещи к Дарье. В эту же ночь сын Катерины, Петруха, поджигает свой дом. Так он хочет поскорее получить деньги, которые дают переселенцам. Вся деревня сбегается на пожар. Петруха делает вид, что это не его рук дело. Но все понимают, кто поджег дом. Старуха-мать Катерина плачет и ругает сына за поджог.

Глава 9 (Жизнь в новом поселке)
Сын Дарьи, Павел, приезжает на остров все реже. Он работает в совхозе бригадиром. Павел с женой уже живут в новой квартире в новом поселке. Жена Павла, Соня, очень рада переезду. Ей нравится городская жизнь.

Глава 10 (Исчезновение Петрухи)
После пожара Петруха куда-то исчезает. Его нет уже неделю. Мать Петрухи, Катерина, живет у Дарьи.

Глава 11 (Сенокос на Матере)
Июль. Наступает пора сенокоса. Бывшие жители Матеры приезжают на родной остров, чтобы провести сенокос. Все рады снова встретиться в последний раз перед затоплением.
Спустя 2 недели после пожара на Матеру приезжает Петруха. За дом ему выдали деньги. Но матери он отдает только 15 рублей.

Глава 12 (Приезда Андрея)
Во время сенокоса на Матеру приезжает внук Дарьи — Андрей (сын Павла). Андрею жалко Матеру, но он не грустит о ней так, как старики. Он считает, что перемены к лучшему, что Братская ГЭС принесет пользу людям. Андрей хочет поехать на какую-нибудь важную стройку и оставить свой след. На Матере Андрей помогает отцу с сенокосом.

Глава 13 (Объявлен крайний срок)
Начало августа. Несколько дней идет дождь, и люди не ходят на сенокос. Председатель совхоза Воронцов объявляют, что к середине сентября Матера должна быть полностью пуста. 20-ого сентября комиссия будет принимать территорию.

Глава 14 (Беседа с Андреем)
Старуха Дарья узнает, что Матеру нужно очистить к середине сентября. Она понимает неизбежность прощания с Матерой. Андрей беседует с бабушкой Дарьей и отцом о жизни, о Матере. Старуха Дарья и молодой Андрей по-разному смотрят на жизнь.

Глава 15 (Отъезд Павла и Андрея)
Дожди заканчиваются. Сенокос продолжается. Дарья просит сына Павла перевезти могилки предков с острова в безопасное место. Но Павел срочно уезжает в поселок по делам. Следом за ним уезжает Андрей. Сенокосом и могилками некому заниматься. Неделю спустя Павел приезжает проведать мать и снова уезжает в поселок.

Глава 16 (Поджог Подмоги)
К концу срока на Матеру присылают бригаду на уборку хлеба — около 30 человек. Местные жители вывозят с острова свою живность (кур, овец, поросят). На соседнем острове Подмоге сжигают постройки, готовясь к затоплению. На Матере поджигают мельницу.

Глава 17 (Старухи у Дарьи)
Теперь у Дарьи живет Катерина, а также старуха Сима с внуком. По вечерам старухи подолгу беседуют. Сын Катерины, Петруха, теперь работает поджигателем домов за деньги. Люди платят Петрухе за то, что он сжигает их дома.

Глава 18 (Уборка картофеля)
На Матере заканчивают уборку зерна. Начинается уборка картофеля. На уборку приезжает сын Дарьи, Павел, и его жена Соня. Мешки с картошкой вывозят в поселок на катере. Корову Дарьи тоже вывозят в поселок.
Наступает середина сентября — время покидать Матеру. Дарья идет на могилы родителей и погибшего сына Сени. Она просит прощения у них за то, что Матеру скоро затопят.

Глава 19 («Царский листвень»)
На Матере жгут постройки и деревья. Работники пытаются срубить самое большое дерево на острове — «царский листвень». Три дня они борются с деревом, но дерево не получается ни спилить, ни сжечь. Рабочие оставляют дерево на месте.

Глава 20 (Уборка и поджог дома Дарьи)
Дарья на прощание убирает дом. Она белит стены и украшает дом. В день, когда дом должны сжечь, Дарья берет свой сундучок и самовар и уходит из деревни, чтобы не видеть, как горит ее дом. Вечером приплывает сын Павел, а с ним — старуха Настасья из города.

Глава 21 (Старики ночуют у Богодула)
Павел оставляет стариков на острове до послезавтра. Старухи и дед Богодул ночуют в его жилище. Это последняя постройка, которая осталась на острове. Настасья сообщает, что ее муж, дед Егор, умер в городе от тоски по Матере.

Глава 22 (Поездка за стариками)
Председатель Воронцов узнает, что на Матере остались старики. Он боится, что ему за это «попадет» от начальства. Он едет с Павлом и Петрухой на Матеру, чтобы вывезти стариков.
В пути их застает сильный туман, они долго не могут найти Матеру. Старики на Матере слышат шум катера.
(Автор не рассказывает, что происходит дальше. Вероятно, катер добирается до Матеры и стариков вывозят с острова.)

Конец.

Это было краткое содержание повести «Прощание с матерой» Распутина по главам: краткий пересказ основных фактов и события из каждой главы произведения.

Школа:
ГКУ «Ср
едняя школа имени Н.Бозжанова» с ДМЦ

Учитель: Бейспаева Жанар Нурадиновна

Дата:

Класс: 9 «А»

Раздел:

Природные ресурсы планеты Земля

Тема урока:

 В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой»

Цели обучения:

9.2.4.1 создавать высказывание (рассуждение, убеждение) используя
приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;

9.4.3.1 представлять информацию в виде отчета, статьи, справки
на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков и наоборот

Цели урока, которые необходимо достичь на данном уроке:

— все учащиеся должны: создавать высказывание, привлекая внимание аудитории при
представлении текстовой информации согласно вопросам;

большинство учащиеся должны: создавать высказывание рассуждение для
целевой аудитории,
аргументируя на
графическом органайзере
(«Фишбоун», «ПОПС формула»);

некоторые учащиеся должны: создавать высказывание убеждение по 
содержанию отрывка, аргументируя позицию «за и против»

УМН:

Навыки высого порядка

Критерии оценивания:

— все: создает
высказывание, привлекая внимание аудитории при представлении текстовой
информации согласно вопросам;

большинство: создает высказывание для целевой
аудитории,
аргументирует свои рассуждения на графическом органайзеры;

некоторые: создает высказывание убеждение по 
содержанию отрывка, аргументирует позицию «за и против»

Языковая поддержка:

Понимание значение устаревших слов: вторгся, погост, корчевали, протока ,

и применение их в контексте,
видеозапись, слайды, отрывки из текста,  графические органайзеры «Фишбоун»,
«ПОПС формула»

Привитие ценностей

Привитие таких ценностей «Мәңгілік Ел»: как ответственность перед Родиной и   родителями, уважение к
ним, внимательное и бережное отношение к родным краям,
стремление к прекрасному

Межпредметные  связи

История, самопознание

Предварительные знания

Знакомы  с биографией и творчеством В.Распутина, имеет понимание
содержание текста, навыки анализа текста, умеют работать с графическими органайзерами

Ход урока

Этапы урока:

Запланированная деятельность на уроке:

Формативное оценивание

Ресурсы:

Начало урока

0-5 мин.

Организационный момент.

Создание коллаборативной среды и подготовка к уроку

Введение к уроку через чтение и осмысление

 «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей,  работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и  земля, на    которой стоит
твой дом
»

1.     
                   (В.Распутин)

2.     
Работа над содержанием
эпиграфа:

3.     
— определите
ключевые слова высказывания.


как вы думаете, почему такой необычный эпиграф взят к уроку?


о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

 (В эпиграфе заключена основная мысль того, о чем
пойдет речь дальше: о родном крае, о малой Родине, о памяти).

Подведение
к теме урока
«Прощание с Матерой» и обозначение цели урока

Актуализация имеющихся знаний через беседу
по
вопросам:

Какие
ассоциации вызывает у вас слово «Матера»?

Почему, на
ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? 

Что для
вас 
малая 
Родина?

Дескриптор:

1.Читает эпиграф, определяют ключевые слова;

2. Делает выводы, резюмирует высказывание.

Дескриптор:

 умение правильно формулировать ответы на вопросы

Середина урока

25 мин.

Учащиеся
объединяются в
две
группы
(иллюстрации
с
картинками
).    (3 мин)

Работа
по содержанию текста:
(5мин)

самостоятельное чтение
отрывка со словарем:
учащиеся в группе находят в толковом словаре значения указанных слов (вторгся, погост, корчевали, протока) Если в ходе чтения
текста встретятся малознакомые слова, то также они найдут значения слов в
словаре,
через поддержку учителя.


определя
ет
основное содержание и главные мысли по тексту и
озаглавить 

Послетекстовый
этап
:
практическая работа для переосмысления содержание текста
 (10 мин)

1-группа:


рассмотрите свой отрывок и обсудите его отвечая на вопросы:
Почему
жители Матеры должны переезжать из старого место жительство в новое, чем оно
лучше?


определите самую лучшую позицию из обсуждений в группе


создайте постер по приему «Фишбоун» и презентуйте свою идею для класса

2-группа:


рассмотрите свой отрывок и обсудите его отвечая на вопрос:
Почему
старые жители не хотят переезжать из Матеры?


определите самую лучшую позицию из обсуждений


создайте постер по приему «ПОПС формула» и презентуйте свою идею для класса

Закрепление работы по тексту:

Просмотр видеоролика «Прощание с
Матерой»
 
(3
мин)

Беседа по теме видеоролика: (4 мин)


о чем вы задумались после просмотра видеоролика?


что подтолкнуло вас к такому размышлению?


что
дала нам встреча с Матерой?


чему
нас учит эта повесть?

Возвращение
к эпиграфу дня:


Зачитывается эпиграф
учителем и совместно с учениками делается выводы: «Я желаю
вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы
никогда не забывали о доме родном»

Ф: наблюдение правильно формировать группы
по картинам

Дескрипторы:

1. Понимает прочитанное и выделяет  главную информацию;

2. Озаглавливает отрывок из текста

Дескрипторы:

— высказывает свои мысли,отвечая на вопрос;

обсуждает и выбирает
информацию по формату своего органайзера;

— записывает и обоснует свои идеи при защите.

ФО «Две звезды одно пожелание» учащиеся комментируют
работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два
положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает
доработки, – «пожелание».

Дескрипторы:

— внимательно просматривает видеоролик

— высказывает свои мысли, отвечая на вопросы

Приложение 1 Картинки новой Матеры и
старой Матеры

Приложение 2

Толковый   словарь

Приложение 3,4

 Отрывки текста

Приложение 5

image001

Прием «Фишбоун»

маркеры, стикеры

Приложение 6

image002

Прием «ПОПС формула»

Приложение 7

https://www.youtube.com/watch?v=C7m7su1ra9M –видеоролик «Прощание с Матерой»

Конец урока

5 мин

Рефлексия:

— Групповая: составляется синквейн по выбору к словам «ДОМ»,
«РОДИНА» и обмениваются; (3 мин)

— одноминутное эссе по заданному началу «После прочитанного отрывка я задумался (ась) о .………………………..»

Домашнее задание: (3 мин)

*написать краткое письмо себе: Как бы ты действовал, если это
происходило с твоей малой Родиной.

*просмотеть фильм «Прощание с Матерой» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=dAcYGqEKB4o&has_verified=1 и составить 2-3 вопроса после
внимательного просмотра фильма

Ф.О Взаимооценивание «Апплодисменты»  комментарии учителя

https://www.youtube.com/watch?v=dAcYGqEKB4o&has_verified=1

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше
поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными
учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения
материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по формату данного урока предусматривается в
целях, заданиях при групповой работе, языковой поддержке.Задания были
построены от простого к сложному, это будет отслеживаться при выполнении
работ, как по приему «Фишбоун» и «ПОПС формула». Все учащиеся будут,
определять факты, проблему и причину
и  более
подготовленные учащиеся окажут помощь менее подготовленным учащимся.

Буду  задавать вопросы для выявления уровня понимания, буду
вовлекать всех учащихся в процесс обсуждения.
На
уроке предусмотрены взаимооценивание, оценивание по дескрипторам,
мои комментарии
и
коментарии
одноклассников. 

Урок построен соблюдением санитарных требовании,класс будет
способствовать созданию образовательной среды, коллобративной работы, так как
учитывается при формировании групп, при работе с ресурсами,  учитывается
возрастные особенности девятого класса темп их работы и.т.д

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся
сегодня усвоили? Какова была атмосфера во время обучения? Хорошо ли работала запланированная
мной дифференциация? Придерживался ли я запланированного времени? Какие
изменения я сделал в своем плане и почему?

Используйте
отведенное ниже место для написания отзыва о своем уроке. Ответьте на самые
важные вопросы о вашем уроке из таблицы слева.

При
реализации данного плана урока см
огу создать
атмосферу доброжелательности и взаимопонимания на уроке. План составлен с
учетом возрастных особенностей класса и их потребностей. Ребята прочувствуют
насколько дорога для героев рассказа их родная земля и сколько воспоминаний
связано с ней, а понять это помогут дифференцированные задания. Распределение
времени  на уроке способствует соблюдению спиральности обучения и достижению
цели урока.

На чтение 29 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношения отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.

Главные герои

Пинигина Дарья Васильевнакоренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух», «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом».

Пинигин Павелвторой сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром».

Другие персонажи

Пинигин Андрейвнук Дарьи.

Богодулприблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат», жил в бараке, «как таракан».

Сима старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.

Екатерина одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.

Петруха «беспутный» сын Екатерины.

Настя и Егорстарики, жители Матеры.

Воронцов председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.

Хозяин острова, «царственный листвень».

Краткое содержание

Глава 1

«И опять наступила весна»«последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название». Матера была создана триста лет назад.

Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.

Глава 2

У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах», сама управлялась с хозяйством.

Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.

Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было, кроме внука Коли.

Глава 3

Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.

Глава 4

На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь», но «ничего она в ней не поняла».

Глава 5

Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война», а третий «нашел смерть на лесоповале». Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.

Глава 6

«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова». «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все».

Глава 7

Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.

Глава 8

Ночью один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.

«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь».

Глава 9

Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней», так как теперь матери будет помощь.

Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно». «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою»: она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась». «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай».

Глава 10

После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела». Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.

Глава 11

Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.

Глава 12

К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку». Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть».

Глава 13

Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности».

Глава 14

Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю». «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься».

Глава 15

Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.

Глава 16

Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность», сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая». Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.

Глава 17

Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие».

Глава 18

Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще?»

Глава 19

«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине». «“Царский листвень” вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.

«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди». Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.

Глава 20

Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее».

Глава 21

На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.

Глава 22

После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.

…Ночью Богодул распахнул двери барака. «В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина». «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора».

Заключение

В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.

В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочитать полный вариант произведения.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 13

    В каком году была впервые опубликована повесть «Прощание с Матерой»?</h3>

    • <label>1976;</label>
    • <label>1977;</label>
    • <label>1978;</label>
    • <label>1979.</label>

(новая вкладка)Автор: Валентин Григорьевич РаспутинЖанр: Современная русская и зарубежная прозаПросмотры: 2 359

При строительстве гидроэлектростанций на Ангаре некоторые деревни ушли под воду образовавшегося залива. Вот и Матёра – остров, на котором располагалась деревня с таким же названием, деревня, которая простояла на этом месте триста лет, – должна уйти под воду. Неимоверно тяжело расставаться с родным кровом жителям деревни, особенно Дарье, «самой старой из старух». С тончайшим психологизмом описаны автором переживания людей, лишенных ради грядущего прогресса своих корней, а значит, лишенных и жизненной силы, которую придает человеку его родная земля. Прощание со старой деревней, жизнь в новой – в такие переломные для человеческого сознания моменты и раскрываются его нравственные качества.

Download WordPress Themes FreeDownload WordPress Themes FreeDownload WordPress ThemesDownload Best WordPress Themes Free Downloadfree download udemy course

Читать полную книгу «Прощание с Матерой» автора Валентин Григорьевич Распутин онлайн бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке proknigi.com!

Читать онлайн

Валентин Григорьевич Распутин Повесть «Прощание с Матерой» Краткое содержание

«Прощание с Матерой» – одно из самых известных произведений так называемой. «деревенской прозы». В нем Валентин Распутин поднимает очень важные, ставшие еще острее в современном мире проблемы: взаимоотношений человека с природой, сохранения памяти о предках, сомнительной ценности технического прогресса и т. д.

Очень краткий пересказ повести «Прощание с Матерой»

На Ангаре идет строительство новой ГЭС. Огромные территории подлежат затоплению, в их числе – остров, на котором расположена древняя деревня Матера. Большая часть жителей уже покинула остров. Остаются в деревне лишь несколько стариков и детей.

Своеобразный «кружок» образуют Дарья, Настасья и Сима, каждый день собирающиеся вместе. Желанным гостем для них является старик Богодул. Вскоре к Дарье перебирается Катерина, чей сын Петруха первым поджег собственный дом.

Остров должен быть полностью очищен к середине сентября. Летом многие материнцы в последний раз приезжают на родину на покос. Убирать колхозный урожай хлеба и картофеля поручено наемным работникам.

Во время уборки на Матере начинает работать санитарная бригада, сжигающая все дотла. Старухи ежедневно печально наблюдают, как выгорает остров.

В последнюю ночь перед прибытием государственной комиссии на дымящемся острове остается лишь один барак, в котором ютятся четыре старухи, мальчик Колька и Богодул. Чтобы забрать их с Матеры, ночью выходит катер, но сразу же теряется в тумане.

В непроницаемой мгле потерянными чувствуют себя как люди на острове, так и те, кто хотел их вывезти на большую землю.

Список персонажей повести «Прощание с Матерой» и их характеристика

Главные герои повести «Прощание с Матерой»:

  • Дарья – самая старая и крепкая жительница Матеры. Дарья острее всех чувствует свою ответственность перед предками за судьбу острова.
  • Настасья – старуха, которая уже понемногу начинает терять связь с реальностью и заговариваться. Вместе с мужем Егором она переезжает в город, где старик умирает. Настасья в отчаянии возвращается на обреченный остров к подругам.
  • Катерина– старуха, которой пришлось первой испытать горечь от уничтожения родного дома, спаленного сыном. Несмотря на это, Катерина продолжает надеяться, что из Петрухи еще будет толк.
  • Сима– не так давно обосновавшаяся на острове старуха. У нее была немая дочь Сима, которая, родив ребенка, сбежала. Сима одна воспитывает маленького Кольку.
  • Богодул– совершенно дикий, малообщительный старик, живущий в бараке. Богодул постоянно матерится и создает конфликтные ситуации.

Второстепенные герои повести «Прощание с Матерой»:

  • Павел – сын Дарьи, пожилой мужчина. Умом он понимает важность строительства ГЭС, но его душа не может примириться с уничтожением родного острова.
  • Петруха – бестолковый сын Катерины, сжегший свой дом ради денег, а точнее, выпивки.
  • Андрей – сын Павла, яркий представитель нового поколения, утратившего связь с родными корнями.

На этом персонаже можно закончить характеристику героев «Прощание с Матерой».

Краткое содержание повести «Прощание с Матерой» подробно по главам

Глава 1

Трехсотлетняя деревня Матера расположена на острове посреди Ангары. В ней была своя полуразрушенная церковь, мельница; с недавнего времени на острове даже приземлялись самолеты. Своеобразной «достопримечательностью» был Богодул – старик, живущий в деревянном бараке.

В этот год на остров пришла страшная весть: ниже по Ангаре строится плотина, поэтому осенью вода значительно поднимется. Матера обречена на затопление. Жителям нужно перебираться в новый совхоз.

Многие материнцы уже получили компенсацию от государства и покинули деревню. На острове остались лишь старики и дети.

Глава 2

Каждый день в обреченной деревне собираются на чаепитие три старухи: Дарья, Настасья и Сима. Самая старшая из них Дарья. К ней изредка приезжает сын Павел, уже давно живущий в совхозе. Настасья живет со стариком Егором, который уже подписал бумаги на переезд в город.

Сима недавно появилась на острове. Она хотела подыскать себе мужа на старости лет, но ничего не получилось. У Симы была немая дочь Валька, которая прижила ребенка и исчезла. Старуха в одиночку воспитывает робкого и молчаливого внука Кольку.

В избу вбегает Богодул и сообщает, что какие-то люди уничтожают кладбище.

Глава 3

Старухи прибегают на кладбище и видят, что два чужих мужика (санитарная бригада) уже собираются поджигать сваленные в кучу кресты и тумбочки. В это время сбегаются все остальные жители деревни, которые настроены очень решительно.

Толпа ведет поджигателей в деревню. Разъяренных материнцев встречает председатель Воронцов и «ответственное лицо» по фамилии Жук. Старики вынуждают начальников и бригаду спешно покинуть остров, а после до темноты приводят кладбище в порядок.

Глава 4

На следующий день к Дарье вновь приходит Богодул. За чаем старуха вспоминает родителей, легендарную историю о строительстве на Матере церкви.

После долгого разговора старуха внезапно торопится уйти из дома. Поднявшись на возвышенное место, она с горечью смотрит на Матеру, Ангару, противоположные берега. Дарья никак не может избавиться от мысли, что очень скоро весь привычный с детства мир будет уничтожен.

Глава 5

К Дарье приезжает Павел. Мать с сыном делятся неприятными новостями. Дарья рассказывает о разгроме кладбища; Павел – о том, что в совхозных домах затопило подполы, мало выделено земли под огороды, негде держать скотину.

Получается, что переезду рады только молодые материнцы, которым нечего терять: Клавка Стригунова и сын старухи Катерины – Петруха. Они мечтают поскорее сжечь свои дома, чтобы получить за это от государства деньги.

Глава 6

Ночью из норы выбирается загадочный зверек – Хозяин острова. Он чувствует, что существование Матеры подходит к концу. Зверек обегает свои владения, ощущая запах будущих горящих изб и прислушиваясь к неспешному шуму Ангары. Хозяину остается лишь готовиться к неизбежной трагедии.

Глава 7

Приходит день отъезда Настасьи с Егором. Проводить подругу первой приходит Дарья. На Настасью жалко смотреть. Она суетливо пытается взять с собой ненужные в городе вещи, заговаривается.

Вскоре приходят Катерина и Сима. Посидев на прощание, Егор начинает собираться. Павел помогает ему загрузить вещи в лодку. Старухи прощаются. Лишь когда лодка отчаливает, Настасья валится на дно и ударяется в крик.

Глава 8

Ночью загорается изба Петрухи, который заблаговременно вынудил мать переехать к Дарье. На пожар собираются все оставшиеся материнцы, молча наблюдающие за суетящимся Петрухой и бьющейся в крике Катериной. Все прекрасно понимают, что это он поджег дом.

На огонь смотрит и Хозяин острова. В отличие от людей он видит и будущее: ежедневные пожары в деревне и полыхающее кладбище.

Глава 9

Павел, назначенный в новом совхозе бригадиром, с недоумением размышляет о переменах. Место для нового поселка оказалось неудачным. Все удобства (электричество, отопление, вода и т. д.) кажутся ему не таким уж нужными по сравнению с веками обустраиваемой деревенской жизнью. Павел понимает, что со временем и он ко всему привыкнет. Однако для стариков, в том числе для его матери, прощание с Матерой до самой смерти останется незаживающей раной.

Глава 10

Катерина живет у Дарьи, которая постоянно напоминает ей о страшном грехе сына. Мать сетует на его врожденную непутевость. Его даже зовут на самом деле Никита. Петруха – шутливое прозвище, к которому уже давно все привыкли.

С самого детства Петруха отличался неугомонным нравом и равнодушием к серьезному делу. Работать толком он был не способен. В колхозе на него уже давно махнули рукой. Спалив собственную избу, Петруха в очередной раз подтвердил нелестное о себе мнение.

В гости к старухам, как и прежде, каждый день заходят Сима с Колькой и Богодул. Тянутся долгие разговоры за чаем.

Глава 11

В середине июля Матера вновь оживает. Половина деревни приезжает на покос. Материнцы чувствуют, что им необходимо навсегда проститься со своей родиной. Дни проходят в оживленной работе. Уставшие работники возвращаются с покоса с песнями.

Спустя две недели после поджога появляется Петруха. Судя по всему, он получил деньги. Матери он выделил всего лишь 25 рублей, пообещав взамен, что скоро заберет ее в город. Вскоре он пропивает всю выручку за сожженную избу.

Глава 12

На Матеру приезжает младший сын Павла – Андрей. Он недавно отслужил в армии, успел поработать на заводе, а теперь собирается на новое место.

Между Дарьей и внуком завязывается спор о человеческих возможностях и силе. Андрей пытается убедить бабушку, что молодые должны не стоять на месте и активно преобразовывать окружающий мир. Павел и Дарья с изумлением узнают, что Андрей собирается работать на строительстве ГЭС, т. е. будет принимать участие в затоплении Матеры.

Отец с грустью понимает, что сын окончательно оторвался от родных корней. Скрашивает неприятное чувство лишь согласие Андрея помочь с покосом.

Глава 13

Дружная работа прерывается, когда начинаются затяжные дожди. Страдая от безделья, материнцы собираются в избах и продолжают обсуждать вынужденный переезд. Горячей сторонницей затопления Матеры и перехода к новой жизни выступает Клавка Стригунова.

В разгар непогоды на остров приезжает Воронцов с двумя «ответственными товарищами». Они предупреждают людей, что к середине сентября деревня должна быть полностью очищена для приезда государственной комиссии.

Глава 14

Вечером Дарья и Андрей вновь возвращаются к начатому спору. Старуха убеждает внука, что все достижения современного человека ничтожны перед лицом вечности и смерти. Самое страшное заключается в том, что человек забыл о душе, возомнив себя «царем природы».

Глава 15

Устанавливается хорошая погода. Но внезапно в поселок вызывают сына Дарьи. Один работник по неосторожности стал инвалидом, а за технику безопасности отвечал Павел. Следом уезжает Андрей, чтобы выяснить, что грозит отцу.

Вернувшись через четыре дня, Андрей сообщает, что Павла таскают по комиссиям, но опасаться нечего. Вечером он уже навсегда уезжает с Матеры, так и не простившись с родными местами.

Спустя две недели приезжает хмурый Павел, которого сняли с должности бригадира и посадили на трактор. Свободного времени у него практически нет. Дарья понимает, что накосить травы так и не удастся.

Глава 16

На уборку колхозного урожая приезжают наемные работники. Каждый вечер в деревне раздаются пьяные выкрики, случаются драки. Санитарная бригада начинает сжигать все на соседнем с Матерой маленьком островке Подмоге. Материнцы спешно переправляют на большую землю домашнюю птицу и скот.

Однажды кто-то поджигает мельницу. Сразу после этого Клавка уговаривает мужиков подпалить ее дом. Напуганная Сима вместе с Колькой переселяется к Дарье. Три старухи и один ребенок теперь живут вместе.

Лишь Богодул ничего не боится. Взяв у Дарьи берданку без патронов, он демонстративно ходит перед приезжими, злобно матерясь на них.

Глава 17

Старухи узнают, что беспутный Петруха все-таки нашел работу себе по душе: поджигать дома в другой деревне. Слушая подруг, Дарья понимает, что у Катерины и Симы еще остается цель, не дающая им умереть. Первая надеется, что сын когда-нибудь образумится, вторая должна заботиться о внуке. Сама Дарья уверена, что после затопления Матеры ей больше незачем жить.

Глава 18

После окончания сенокоса буйная бригада уезжает, спалив на прощание деревенскую контору. Взамен их на уборку колхозной картошки присылают школьников и женщин. Многие материнцы приезжают выкопать свои участки.

Санитарная бригада, покончив с Подмогой, перебирается на Матеру. Остров все время окутан дымом от горящих лесов. Очень скоро очередь дойдет до самой деревни.

Дарья идет на кладбище попрощаться с родными. Там остались лишь одни могильные холмики. Мысленно разговаривая с родителями и пытаясь вымолить у них прощение, Дарья внезапно осознает свою ответственность за остров. Она решает оставаться на Матере до самого конца.

Глава 19

На глаза поджигателей попадается стоящий посреди деревни «царский листвень» – огромная лиственница, почитаемая всеми жителями Матеры. Могучее дерево пытаются сначала срубить, затем поджечь, наконец, спилить бензопилой. Все попытки проваливаются. Непокорному «царскому лиственю» суждено стоять до последнего часа.

Глава 20

На острове остаются лишь три старухи, Колька, Богодул и поджигатели, которые предупреждают, что скоро запалят последние постройки.

Дарья два дня убирается в избе: белит, моет, развешивает занавески. Целую ночь она молится, а утром разрешает мужикам сжечь ее дом и куда-то уходит. Дарья весь день ходит по острову. Ее сопровождает таинственный Хозяин. Вечером мать находит Павел и сообщает, что приехала Настасья.

Глава 21

Павел покидает Матеру, пообещав вернуться и забрать старух через два дня. Поджигатели тоже уже уехали.

Весь остров выжжен. В старом бараке в темноте сидят старухи, Колька и Богодул. Настасья рассказывает, что умер Егор. Она не представляет себе, как будет жить одна в городской квартире. Дарья советует ей взять к себе Симу с внуком.

Глава 22

Вечером Павел возвращается в поселок. Вскоре к нему приходят Воронцов с Петрухой. Узнав, что на Матере остались люди и барак, председатель впадает в гнев: завтра утром комиссия будет принимать остров.

Воронцов требует немедленно отправляться обратно на катере. Когда они добираются до Ангары, уже темнеет. На реке сгущается туман. Самого острова не видно, поэтому направление берут наугад. Как и следовало ожидать, в кромешном тумане моторист сразу же заблудился. Невозможно не только найти Матеру, но даже пристать к какому-нибудь берегу.

Ночью в бараке все просыпаются. В окно виден сплошной туман. Богодул распахивает дверь, и из темноты доносится прощальный вой Хозяина острова. Вслед за ним раздается едва слышный рокот мотора – шум катера…

Кратко об истории создания произведения «Прощание с Матерой»

Произведение было написано в 1976 г. на основе реальных событий. При строительстве Ангарского каскада ГЭС действительно подлежали затоплению многие деревни, жители которых были вынуждены переселяться. Эта участь постигла и родной поселок Распутина, который описал эту человеческую трагедию в своей повести.

RoyalLib.Com >> Современная проза >> Распутин Валентин >> Прощание с Матерой — скачать книгу53555103972Спрятать опции     Начало     Установить закладку   НастройкиРазмер шрифта:14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24Ширина текста:50% |60% |70% |80% |90% |100% Шрифт:Цвет текста:УстановитьЦвет фона:УстановитьСбросить настройки   Оглавлениеbar.png

<<>>

<<  >>

«Прощание с Матёрой»

Осенью 1976 года в журнале «Наш современник» (№№ 10, 11) появилась новая повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». О том, как возник замысел произведения, как оно писалось, сам автор рассказывал так: «Среди русских названий – самых распространенных, кондовых, коренных – название «Матерая» существует везде, по всем просторам России. Есть оно и у нас в Сибири, и на Ангаре тоже есть такое название. Я его с этим смыслом и взял, должно же название что-то обозначать, фамилия должна что-то обозначать, тем более это название старой деревни, старой земли…

Все это происходило на моих глазах. Действительно трагическое зрелище, когда идешь вечером по Ангаре, по Илиму (это река, которая впадает в Ангару), и видишь, как эти крепкие деревни горят в темноте. Это было зрелище, которое останется в памяти навсегда.

«Прощание с Матерой» – эта работа была для меня главной, ни рассказы, ни другие повести. Для этой повести я, может быть, и был нужен…

Я не назад зову. Я зову к сохранению тех ценностей и традиций, всего того, чем жил человек. Моя деревня, например, когда ее перенесли, стала леспромхозом. Делать там было больше нечего, только лес рубить. Лес рубили и рубили неплохо. Поселок был большой, не из бедных. Занятие ведь влияет на человека. Хорошо зарабатывали, и все как бы ладно, но пьянка была жуткая, такой сейчас даже нет. Это были 70-е – 80-е годы. Только вырубать лес, зарабатывать на этом – все-таки это не божеское дело. Меня тогда это поразило и заставило писать.

Видимо, нам в России жить хорошо не надо, чтобы оставаться людьми. Не надо богатства, не нужно быть богатым. Есть такое слово – достаток. Есть какая-то мера, при которой мы остаемся в своей нравственной сохранности».

В этих словах писателя слышны горечь и разочарование, боль за свой народ, за свою родную землю. Он, как и его героиня Дарья, защищает не старую избу, а Родину, как у нее, болит сердце и у Распутина: «Как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет». Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: «Название острова и села – Матёра – не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать – Земля, мать – Родина), материк – земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра – это как бы «малый материк»)». Для автора, как и для Дарьи, Матёра – воплощение Родины.

Если в «Последнем сроке» или в «Живи и помни» еще можно было говорить о «трагедии отдельно взятой крестьянской семьи», то в «Прощании с Матёрой» автор такой возможности критикам не оставил. Гибнет крестьянский материк, целый крестьянский мир, и именно это приходится обсуждать критикам. Впрочем, они попытались сгладить остроту проблемы и обвинить автора в «романтизации и идеализации патриархального мира», в котором, некоторые критики видели лишь консервативные и отрицательные качества. А. Салынский оценивал проблематику повести как «тривиальную» (Вопросы литературы. 1977. № 2), В. Оскоцкий отмечал желание Распутина «из коллизии все-таки не трагедийной любой ценой «выжать» трагедию» (Вопросы литературы. 1977. № 3), Е. Старикова заметила, что Распутин «более жестко и менее гуманно, чем раньше, разделил мир своей повести на «своих и чужих»» (Литература и современность. М., 1978. Сб. 16. С. 230). Острота поднятых писателем вопросов вызвала на страницах «Литературной газеты» дискуссию «Деревенская проза. Большаки и проселки» (1979, сентябрь-декабрь).

А. И. Солженицын писал по этому поводу: «Это прежде всего – смена масштаба: не частный человеческий эпизод, а крупное народное бедствие – не именно одного затопляемого, обжитого веками острова, но грандиозный символ уничтожения народной жизни. И даже ещё огромней: какой-то неведомый поворот, сотрясение – расставание и для нас всех. Распутин – из тех прозорливцев, которому приоткрываются слои бытия, не всем доступные и не называемые им прямыми словами.

От первой страницы повести мы застаём деревню уже обречённой к уничтожению – и сквозь повесть это настроение нарастает, звучит как реквием – и голосами народа, и голосами самой природы и человеческой памяти, как она сопротивляется своей кончине. Пронзительно нарастает прощание с островом, растянутое умирание, режущее сердце.

Вся ткань повести – широкий поток народного поэтического восприятия. (На её протяжении изумительно описаны, например, разные характеры дождей.) Сколько чувств – о родной земле, её вечности. Полнота природы – и живейший диалог, звук, речь, точные слова. И – настоятельный у автора мотив:

Раньше совесть сильно различали. Ежели кто норовил без её – сразу заметно. А теперь – холера разберёт, всё смешалось в одну кучу – что то, что другое. Мы теперя так и этак не своим ходом живём. Люди про своё место под Богом забыли.

Пришли пожогщики, «набежники из совхоза», и жгут одно за другим, что пустеет. Гигантское царь-дерево Листвень, отметный знак всего острова, – только он оказался неповалимый и несжигаемый. Сжигают – «мельницу христовенькую, сколько хлебушка нам перемолола». Вот – часть домов уже сожжена, а остальные «как вжались в землю от страха». Последняя вспышка прежней жизни – дружная пора сенокоса, любимая деревенская пора. «Все мы – свой народ, из одной Ангары воду пили». А теперь это сено – через Ангару, и скирдовать около многоэтажных неживых домов для бесприютных коров, обречённых под нож. Прощание с деревней, растянутое во времени, одни уже переехали и приезжают навещать остров, другие – держатся на месте до последнего. Прощаются с могилами родных, пожогщики дико налетают на кладбище, стаскивают в кучу кресты и жгут. Старуха Дарья, готовясь к неизбежному сожжению своей избы, – белит её насвежо, моет полы и набрасывает на пол травы, как под Троицу: «Сколько тут хожено, сколько топтано». Для неё отдать избу – «как покойника в гроб кладут». А заезжий внук Дарьи – отчуждён, беспечен к смыслу жизни, уже давно оторван от деревни. Дарья ему: «В ком душа, в том и Бог, парень». «А что душу свою потратили – вам и дела нету». – Теперь узнаётся: изба, если её не трогать, сама по себе горит два часа – но ещё многие дни тоскливо курится потом. А и после сожженья избы – Дарья не в силах уехать с острова, ещё с двумя-тремя старухами ютится в негодном бараке. И так – перепущен срок отъезда. Сына Дарьи на катере посылают ночью снять стариков – а тут налегает такой густой туман, какого в жизни они не видели, и найти на Ангаре знакомый остров уже не могут. Этим и оканчивается повесть – грозным символом как бы нереальности нашего бытия: существуем ли мы вообще?»

Гибнет целое поколения, поколения хранителей вековых народных устоев, традиций, без которых не может существовать народ. Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников, трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

«Прощание с Матёрой» подводит итог философско-мировоззренческим размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя, которое приобретает апокалиптические черты, воплотившиеся в картинах пожара и потопа.

В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, «дедовскими святынями», нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой духом старухи Дарьи. Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых. Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и «пожогщиков», «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи – Андрей. Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/rasputin/proshchanie-s-materoy
  • https://proknigi.com/proshhanie-s-materoj/
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/rasputin/proshchanie-s-materoj
  • https://royallib.com/read/rasputin_valentin/proshchanie_s_materoy.html
  • https://biography.wikireading.ru/56663

В советские годы многие писатели в своих произведениях затрагивали деревенскую тему. Не стал исключением и В. Г. Распутин, написавший довольно известную повесть «Прощание с Матерой». Произведение входит в школьную программу. Но в повести Прощание с Матерой смысл произведения настолько сложен и многогранен, что не каждый школьник может его сразу уловить.

Краткое содержание

Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.

Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».

Главные герои:

  • Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
  • Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
  • Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
  • Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
  • Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
  • Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
  • Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
  • Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.

Главы 1-5

На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.

Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.

Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.

Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.

Главы 6-10

Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.

Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.

Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.

Главы 11-16

С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.

Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.

Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.

Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.

Интересно! За основу сюжета взята реальная история, произошедшая с родной деревней писателя.

Главы 16-22

На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.

Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.

Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.

На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.

Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.

Объяснение сюжета

Смысл произведения заключен уже в самом названии «Прощание с Матерой». Название деревни ассоциируется со словом мать. Но под Матерой автор подразумевает не только деревню, но и Дарью, ставшую хранительницей памяти предков.

Символический смысл несет в себе и слово прощание. Оно означает не просто вечную разлуку, но и последнее раскаяние.

Более полное понимание того, каков в повести Прощание с Матерой смысл произведения, дает раскрытие проблематики, затронутой автором. Распутин поднимает довольно серьезные темы:

  • экологии;
  • взаимоотношения отцов и детей;
  • исторической памяти;
  • патриотизма.

Содержится в «Прощании с матерой» и глубокий философский смысл. Автор размышляет на тему смысла жизни, предназначения человека.

Главная героиня Дарья считает, что жить нужно по совести, соблюдая нравственные законы, не нарушая связи поколений. Такие взгляды на жизнь и у других стариков. Но молодежь думает по-другому. Им не нравится жить в глухой деревне, они мечтают о новой, городской жизни. Поэтому им не жаль Матеру и дома, построенные их родителями.

На заметку! Центральной темой «Прощания с Матерой» стала тема взаимоотношения народа и власти, выражающая идейный смысл повести. Власть обязана заботиться о народе. Но, уничтожая «неперспективные» деревни, власть не думает о судьбах людей, живущих в них.

Никто не позаботился и о перенесении останков предков. Человек должен помнить о прошлом. Уничтожение памяти приведет лишь к черствости и равнодушию.

В чем суть концовки

Концовка повести трагическая. В опустевшей деревне остались лишь старухи, не нашедшие в себе сил расстаться с родными местами.

Смысл финала «Прощания с Матерой» выражен в последнем поступке Дарьи, решившей прибрать дом перед его сожжением. Так старуха отдавала дань благодарности родному дому, служившему ей много лет. Это указывает на высокий нравственный уровень стариков, оставшихся верными памяти предков.

Произведение Распутина «Прощание с Матерой», содержащее глубокий смысл, остается актуальным и сегодня. Прогресс не стоит на месте, поэтому и проблемы, затронутые писателем, являются вечными.

  • Прощай немытая россия сочинение
  • Прошу вас предоставить как пишется вас
  • Прошу не опаздывать как пишется правильно
  • Прошу прощения по английски как пишется
  • Прошу прощения или прощение как правильно пишется