Прощание с матерой это повесть или рассказ

В 1987 году в издательстве художественная литература вышла книга валентина распутина, в которую вошли его повести и рассказы. свое призвание

В 1987 году в издательстве «Художественная литература» вышла книга Валентина Распутина, в которую вошли его повести и рассказы. Свое призвание Распутин определил так: «Когда нужно стоять за совесть, за правду, литература идет туда, где требуется. Писатель – это не просто профессиональное, а все больше общественное понятие, и от гражданских проблем ему не уйти. Литература давно, а в последнее время в особенности, добровольно взяла на себя обязанности общественного мнения». Именно общественным проблемам он и посвятил свои произведения.

Я прочитала всю книгу, но рассказать хочу о наиболее понравившейся мне повести «Прощание с Матерой». Это произведение посвящено нравственным проблемам в современной деревне. Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко угадывается при чтении. Матеру ждет участь Атамановки – родной деревни писателя, которая находилась в зоне затопления, когда строилась Братская ГЭС. И вот остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под воду. А это, как ни ряди – смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть. Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то трагедия, а для кого-то пустяк. Трагедия для старушек, проживших всю жизнь на этой земле, собравшихся здесь и умирать. Старухи и сами понимают, что уход с острова неизбежен, но их тревожит, как легко люди прощаются с родными местами, как бесцеремонны с могилками, за которыми вековая жизнь деревни и память об ушедших. Сами миры, в которых живут старушки и молодые, очень не похожи. Молодому парню, приехавшему сжигать деревню, непонятно, зачем старухе надо убирать избу, которую все равно сожгут, тогда как для нее это целый ритуал и устоявшаяся привычка. Читая повесть, я чувствовала, как переживает автор, как небезразлично ему все происходящее. Но он не ищет правых или виноватых, не очерняет одних и не подкрашивает других, а правда сама находит каждому место в читательском сердце. Главная тема этой повести – начавшееся нравственное опустошение людей. Теряются такие понятия, как совесть и правда.

Люди забывают о святынях, об истории своего народа, которая передавалась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог сохранить этот особый мир. Вот именно им мы обязаны сохранением культуры, которой гордился. Язык Распутина – это точность и ясность выражений, а самое главное – простота, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни. Для полной остроты восприятия произведения Распутин использует лирические отступления, в которых показывает связь между людьми и природой. Старушки – костяк деревни – сравниваются с «царским Лиственем», который не поддался руке разрушителей и остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры. И конечно, если для людей святое место – кладбище, то и у Матеры существует свой святой дух, оберегающий остров, – «хозяин Матеры».В этой повести нашли дальнейшее развитие и освещение проблемы, которым посвящены первые произведения Распутина: эволюция представлений о материальных ценностях, перелом в духовной жизни человечества. Тема «Матеры» еще не закрыта. И я думаю, что она довольно долго будет оставаться актуальной. Но она уже имеет свое продолжение в других повестях и рассказах Распутина, да и не только в его.

Материала для этого достаточно, но хотелось бы, чтобы произведения получали отклик в сердцах читателей и воздействовали на принятие решений. С изменением образа жизни изменились нравы, а с изменением нравов – все тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу, но и сохранять духовные ценности народа.

Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать на материк. Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. Кто же старое дерево пересаживает! Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя…

Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье.. Она проводит ее как следует…

Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой высшей цели надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь. Дарья да листвень хранители традиций и самой Матеры матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. Царственный листвень назвали пожогщики неповалимым. Один выстоявший непокорный… продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто.

На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни. Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.

Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и воюет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.

Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, которое творится под маской рациональности и законности. Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.

Прощание с Матерой книга о том, что взаимоотношения человека и земли проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру! Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: Кто ж старое дерево пересаживает!

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: Мертвых грабят! Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: А ты их тут хоронил. Отец, мать у тебя тут лежат. Ребяты лежат. Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит. Ее поддерживает вся деревня…

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Любовь к отеческим гробам еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с почвой. Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с прощания с Матерой. Если земля территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю родную землю, Родину освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия №12»

Инженерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Проект

Сроки реализации: декабрь 2020 – март 2021 

Составитель:

Беляев Михаил Владиславович,

учащийся 11А класса

Руководитель:

Инякина Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий ГО

2021

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Кто такой инженер-гидротехник?……………………………………………3

Глава 2. Последствия деятельности инженера – технолога на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой»………………….……………….6

Заключение…………………………………………………………………11

Список информационных источников……………………………..……..12

Введение

21 век – век стремительного развития технологий. То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. Мы покоряем космос, отправляем свои исследовательские мини-станции на Марс и т.д. Все это стало возможно  благодаря продуктам инженерной деятельности. Именно инженер способен видеть проблему с разных сторон, «в целом», с учетом многообразных связей.

Поэтому для нас, современного поколения, актуально инженерное направление. Наша гимназия является с 01.09.2019  региональной инновационной площадкой «Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной школе». Исходя из этого тема проекта «Инженерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой».

Цель: создание лэпбука  «Инжерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой».

Задачи: 

1. Углубить знания о профессии инженер-гидротехник; выявить особенности профессии «гидротехника».

2. Рассмотреть особенности профессии инженера-гидротехника не только через  теоретический материал, но и через произведение художественной литературы.

3. Познакомиться с работой Братской ГЭС и Беловской ГРЭС, сравнить их по различным показателям эксплуатации.

Глава 1. Кто такой инженер-гидротехник?

Прежде обратимся к определению профессии, косвенно связанной со строительством Гидроэлектрических сооружений (таких как ГЭС и ГРЭС) – инженер гидросооружений.

Инженер гидросооружений – это квалифицированный специалист, что занимается вопросами проектирования различного типа гидротехнических конструкций либо устройств, следит за их рабочим состоянием и устраняет неполадки на случай выхода из строя.

Несмотря на то, что официально специальность звучит, как «Гидротехническое строительство», каждый из претендентов на вышеуказанную должность специализируется на конкретном типе конструкций, что в дальнейшем оказывает непосредственное влияние на спектр его должностных обязанностей. Возможные направления:

— речные гидротехнические сооружения. Данное направление предусматривает, что в будущем специалист будет заниматься проектированием плотин, речных портов и причалов, судоходных каналов и шлюзов. Дополнительно, ему придется контролировать как процесс  строительства конструкций, так и условия их функционирования;

— гидроэлектрические и насосные станции, гидроэнергетические установки. В число обязанностей инженера входит разработка проектов технического оснащения насосных станций, ГЭС пр. Также ему придется следить за процессом их установки и дальнейшего использования. Дополнительно, специалист  вправе рассчитывать на работу в области малой гидроэнергетики;

— ввод в эксплуатацию, устранение поломок и реконструкция водных объектов в черте города. Разработка проектов, строительство, ввод в дальнейшее использование, ремонт городских гидротехнических конструкций (включая подземные), технического оснащения, предназначенного для защиты окружающей среды и возможного задействования энергии сооружений на воде и т.д.;

— водные пути, порты и сооружения на шельфе моря. Указанное направление предусматривает разработку проектов, возведение портов, причалов, берегозащитных линий и т.д.

Основные обязанности инженера:

-обеспечение на должном уровне безопасности различных гидротехнических конструкций, а также касающихся их процессов проектирования, возведения и эксплуатации;

-реализация планов относительно обеспечения судоходства непосредственно на внутренних водных путях;

— активное участие на этапе разработки проектов, касающихся дальнейшего введения в эксплуатацию гидротехнических приборов и комплексов; выполнение работ по ремонту технического оснащения;

— составление комплекса действий, с целью предотвратить возможное нанесение вреда людям водной стихией.

Сама профессия инженер гидросооружений требует от кандидата умения анализировать и творчески мыслить одновременно. Предусматривается наличие высшего образования по профилю «Гидротехническое строительство».

На сегодняшний день различные профильные вузы готовы принять в свои стены вчерашних выпускников школ.

Работа инженером гидросооружений подразумевает, что специалист хорошо разбирается в технологиях проектирования, умеет выполнять расчеты, знает особенности установки и эксплуатации оборудования, принятые в отрасли стандарты, отлично владеет ПК.

Дополнительно, требуются знания гидротехники и смежных наук – гидрологии, механики, материаловедения, физики, химии.

Инженер гидросооружений – это незаменимый сотрудник проектных компаний, где он трудится на пару с проектировщиком гидроузлов.

Также, есть отличная возможность трудоустройства в порт либо на гидроэлектростанцию, где открыты вакансии на должность прораба, инженера – конструктора, инженера – технолога.

Итак,  инженер гидросооружений должен обладать творческим мышлением, то есть пытаться решить любую поставленную задачу. Может быть упорством и поиском, а может быть творческим взлетом.

Глава 2. Последствия деятельности инженера – технолога на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. В произведении Распутин упоминает о том, что это последняя весна для деревни и острова. «Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции», — так сказано о деятельности людей в произведении. «Вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру» [1]. Это лето было последним для поселения, жителям приходилось принимать решение о переезде.

Исходя из сюжета данного произведения, обсудим нюансы строительства плотины, заполнение водохранилища, а также  события, постигнувшие затопляемые деревни.

В образе Матёры Распутин описывает исчезновение всей «крестьянской Атлантиды», существовавшей триста лет, от освоения Сибири казаками до строительства электростанции на Ангаре, причём потопить эту старую крестьянскую Россию не смогли ни Гражданская война, ни коллективизация, ни репрессии, ни война — конец к ней приносит технический прогресс.

 По мнению Распутина, наступление тяжёлой индустрии на природу воспринимается уже не как победа прогресса, но как фатальное и губительное разрушение традиционного уклада жизни. Затопление Матёры неизбежно приведёт не только к разрушению природного баланса (это очевидно), но и к моральной деградации людей, вынужденных перестать обрабатывать, а затем и покинуть родную землю.

    Новый посёлок построен «богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке», но расположен на земле, почти непригодной для земледелия (и это после плодородной матёринской земли, возделанной многими поколениями).

    Посёлок проектировали чужаки — «не для себя строили, смотрели только, как легче построить, и меньше всего думали, удобно ли будет жить».

Матёра, очевидно, — собирательный образ сибирских деревень. Прилагательное «матёринский» выглядит на письме как «материнский», и этот смысл нередко обыгрывается в тексте: «Пышно, богато было на матёринской земле — в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара».

Таким образом, деревни, «материнские» для их жителей, постигают события подобные Матёре.

Но какова же ситуация по обратную сторону стройки? С другой стороны, идёт строительство Братской гидроэлектростанции плотинного типа, о которой стоит рассказать подробнее.

Братская ГЭС имени 50-летия Великого Октября расположена на реке Ангаре в городе Братске Иркутской области. Это одна из крупнейших действующих ГЭС не только в Сибири, но и в мире. Возведение мощнейшей станции стало своеобразным памятником героическому труду послевоенного поколения. Беспрецедентное строительство олицетворяло собой величие коммунизма.

Строительство Братской ГЭС началось в декабре 1954 года. Уникален тот факт, что строительство плотины начали в зимний период, когда река была подо льдом.

В начале строительства Братской ГЭС остро встала проблема нехватки рабочей силы. В стране развернулась невиданная агитационная работа с целью привлечения людей на стройку. Успех агитации был грандиозным. Эшелоны техники, вагоны добровольцев, мешки заявлений на работу. В институтах – борьба за распределение в Братск, в школах – мечты всем классом поехать на Ангару. Попасть на величайшую всесоюзную стройку было непросто. Энтузиазм, порыв, взаимопонимание и взаимопомощь, поддержка, человеколюбие пронизывали каждого из строителей. Представители 70 национальностей съехались на строительство Братской ГЭС, много демобилизованных, выпускников инженерных институтов.

Но в процессе исследования была обнаружена схожая, на первый взгляд, по принципу работы ГРЭС.

И было принято решение сравнить ГЭС И ГРЭС – какой способ выработки лучше, учитывая то, что обеим электростанциям необходимо водохранилище для работы?

Итак, в качестве ГЭС выбрана Братская, а в качестве ГРЭС — Беловское

Беловская ГРЭС

Братская ГЭС

Место расположения

г. Белово, р. Иня

г. Братск, р. Ангара

Годы

Строительства-ввода

в эксплуатацию

1956-1964 г.г.

1954-1961(1966) г.г.

Затраты на

строительство

*неизвестно*

Сметные: 1020,8 млн р

Экономия: 300 млн р

Итог: 736,8 млн р

Топливо

Кузнецкий уголь

Вода

Вода

Вред природе

Загрязнение воздуха, почвы

Тепловое загрязнение

Изменение ландшафта

Изменение ландшафта

Размер водохранилища

S: 13,6 км2

 Ширина/длина/глубина/температура

1,5км/19км/5м/+30(л) +5+10(з)

S: 5470 км2

Ширина/длина/глубина

*не выялено*/570км/150м

Плотина

Длина:867м

Высота:125м

Длина:924

(Без шлюза)

Затопленные посёлки

*неизвестно*

Бейптоново, Верхулай, Свирек

Мощность

Тепловая: 272 Гкалл/час

Энергетическая: 1200 МВт/ч

Энергетическая: 4500 МВт

Годовая выработка

5607,62 млн КВт/ч

22600 млн КВт/ч

КПД

40%

95-96%

Питаемые территории

Кемерово, Белово, Новокузнецк

+ соседние регионы

Братск

БрАЗ

Оборудование

Котельные агрегаты:

6хПК-40-1

Паровые турбины:

2хК-225-12,8-3м

4хК-215-130

Генераторы:

4хТВВ-200-2АУЗ

2хТВВ-220-2ЕУЗ

Кол-во энергоблоков: 6

Открытое распределительное устройство(ОРУ) :

2х500Кв

8х220Кв

Радиальное-осевые турбины:

12хPO-115-В-558

6хРО-115/662-ВМ-550

Генераторы:

18хОСВ-1190/250-48

Кол-во энергоблоаов: 18

ОРУ:

500Кв

220Кв

Награды

Орден «знак Почёта»

(1970)

Орден Ленина

Юбилейный почётный знак в ознаменовании 50-тилетия образования СССР

Описание

Гидрорециркулярционная электростанция

Мощная высоконапорная гидроэлектростанция плотинного типа

Принцип работы

(кратко)

Электричество вырабатывает генератор, подключённый к паровой турбине. Лопасти которой вращаются благодаря разогретой до состояния пара, воды из водохранилища, которая выступает и в роли охладителя.

Нагрев же происходит путём сжигания заранее подготовленной угольной пыли

Генератор, подключённый к радикально-осевой турбине, вырабатывает электрический ток.

Лопасти турбины вращает напор воды с высоким направлением, продаваемый по трубам. Высокое давление и скорость достигают я, благодаря разнице высот между точкой забора воды и турбинами

Расходы

Кузнецкий уголь: 3 млн тонн/год

Вода: 1,7 млрд м3 /год

 (более 9млн р/год)

+ доставка угля

Вода

Особенности

Из-за теплового загрязнения, внутри водохранилища  разводят и ловят рыбу круглый год

Выработка 1/3 энергии Сибири

-стройка началась в сильные морозы и велась «всей страной»

-третья по мощности в России

-первая по среднегодовой выработке

Культура

Беловская ГРЭС:

Сборник очерков и рассказов

Л. Лернера, И. Ляхова

М. Сафонова(1967г)

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» — по мотивам затопления и переселения населённых пунктов, затопленные при наполнение братского водохранилища.

-Поэма Е. Евтушенко «Братская ГЭС»

(1965)

-Песенный цикл «Таёжные звёзды»

Таким образом, у Братской ГЭС и Беловской ГРЭС имеются общие черты, но и различия, как в потреблении так и по урону наносимому природе. На первый взгляд сложно сказать какая электростанция является лучшим вариантом из всех зол, но если задуматься, с измененным ландшафтом природа со временем справится – она освоится и поглотит творения людские, создаст иной баланс. И если вычесть этот недостаток у обеих Электростанций, то наибольший вред природе будет приносить Беловская ГРЭС множественными загрязнениями. Дополнительно, Электростанция привязана к запасам угля, с опустошением которых, остановится и выработка электроэнергии.  

Заключение

Итак, в ходе реализации нашего проекта мы познакомились с профессией инженер гидросооружений. Это позволило подробно разобрать как деятельность данного специалиста, так и последствия данной деятельности. Также мы детально изучили  работу Братской ГЭС и Беловской ГРЭС, сравнив их по различным критериям. Результатом данного проекта является лэпбук «Инженерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой». При этом, благодаря прочитанному произведению, мы смогли взглянуть на профессию инженер-гидротехник по иному – от лица жителей затопляемых деревень.

Список информационных источников

1.  Валентин Распутин. Прощание с Матерой [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/matera.txt,  свободный. – (дата обращения:17.03.2021).

2. Валентин Распутин. Прощание с Матерой [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://polka.academy/articles/625, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).

3.Братская ГЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).

4.Инженер гидросооружений [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  https://profitworks.com.ua/professii/inzhenernye-professii/inzhener-gidrosooruzhenij,  свободный.  –  (дата обращения:17.03.2021).

5. На дне водохранилища…  [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://priilimie.ru/historys/historyilim/material/node/109, свободный.  –  (дата обращения:17.03.2021).

6. Образ Матеры в повести «Прощание с Матерой»: описание и история острова-деревни в цитатах [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  https://www.literaturus.ru/2016/04/obraz-Matery-Proshhanie-s-Materoj.html, свободный.  –  (дата обращения:17.03.2021).

7.Беловская ГРЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа:   https://sibgenco.ru/about/company/generation/belovskaya-gres/, свободный.  –  (дата обращения:17.03.2021).

Сортировать: по оценкам | по дате
12.12.18
↑ [1] ↓
переходы:0
Проза Распутина
Детство писателя прошло в деревне Аталанка берегу Ангары. В 1959 году он окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. После окончания университета недолго работает на телевидении, затем переезжает в Красноярск. Как разъездного корреспондента обошел пешком и изъездил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Печататься начал в 1951 года.
Стремление новым, неизведанным горизонтам на- дознания связанные с повестью Распутина «Последний срок» (1970). Это — произведение о последних днях жизни бабушки Анны и о поведении ее взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает будничное величие жизнеощущение старой крестьянки. Сыновья Михаил и Илья запаслись водкой для поминок, но выдержали и надежно выпили. Дочери Люся и 421 Варвара почти поссорились из-за своей доли проблем матери. Однако Анна не осуждает никого. Но странной и загадочной тревоги полно последнее, не исполненное ожидание бабушки: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. о чем это произошло — неизвестно. Это остается загадкой повести. Повесть «Живи и помни» (1975) также лишена своих тайн и загадок. В центре произведения прекрасный характер сельской женщины Настены. Она покрыла бежали после пребывания в госпитале мужа Андрея, приняла дезертирство он. В то тяжелое время в позорной тайны ней, так жаждавшей и до войны материнства, она в себе биение новой жизни. Неотвратимость этого последнего аргумента Настены, это ее страшное «оправдание» перед миром, вопль своей чистоты и благородство остаются надолго в сердце и душе читателя. Повести «Прощание с Матерой» (1976) и «Пожар» (1989) взаимосвязаны.
В «Прощание с Матерой», этой крестьянской Атлантидой, уходящей на дно рукотворного моря, Распутин говорит о святости идущие патриархальных миров. Гармонический мир острова Матера стал как бы святым местом на земле. На острове уцелел царственный листвень, его обитательницы — старухи-праведницы — уважают не узнаваемого нигде Богодула, путешественника, юродивого, «божьего человека». Героиня повести, прежде всего Дарья, живут в «особом времен и-пространстве» — времени прощания, тревоги, наброски пророческих завещаний.
Остров Матера окружен жестоким, агрессивным миром, от влияния которого он бы и погружается на дно. Распутин может писать о катастрофических событиях мягко, доверительно, но с щемящей болью. Финал «Пожара» производит именно такое впечатление: «Иван Петрович все шел и, уходя из поселка как ему казалось, с себя … Пахло смолью, но человек в нем слышал этот запах, а что-то другое, что-то слившееся воедино со смоляным духом; стучал дятел на сухой Лесино, но дятел это стучал, а благодарно и торопливо изымалось чего сердце.
В повести все освещено с жизненных позиций главный герой Ивана Петровича Егорова. Пожар, произошедший в леспромхозовском хозяйстве, приобретает символический смысл: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. Взаимопроникновение различных начал указано рассказ. Обратимся к трагическим страницам «Пожара». Сгорели склады. Окровавлены, изранены те, кто сумел-таки спасти поселок от огня. Убит самоотверженный Хампо. «Горечь, боль, угар» — в каждом детали картины, оставленной страшной ночью.
Никакая земля форуме безродной ». Весна »собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства. ru | www.studynotes.com.ua/2013/02/proza-rasputina/
Такая Анна в повести «Последний срок». Ситуация в повести задается сразу: умирает восьмидесятилетняя старушка. Как мне показалось, жизнь, вводимая Распутиным в его повестях, всегда берется в моменте прерывать своего природного течения, когда неизбежно нависает большая беда. Кажется, будто дух смерти витает над распутинский героями. Практически о «смерти думает старая тофамарка из рассказа« И десять могил в тайге ». Готовая до свидания со смертью тетка Наталья в повести« Деньги для Марии ». Всю жизнь бегом, на ногах, в труде, заботах
События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, за последний военный год, на берегу Ангары в селе Атамановка. Название вроде бы громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее — Разбойниково. «… Когда-то в старые годы здешние мужички не гнушались одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли что с Елены зол-тишников». Но жители села уже были тихими и безобидными и разбоем НЕ промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести — предательство Андрея Гуськова.
Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тихий этапах его жизни, где происходит чудесное превращение сельского мальчика в великого писателя от только он был школьником, как все, студентом, которые несколько миллионов, журналистом, начинает писателем , и их так много, от он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве — и такие тысячи, но и от он публикует «Деньги для Марии», «Последний строк», затем «Живи и помни »,« Прощание с Матерой »- и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже Единственный в своем роде писатель и человек, всеми замечен, прочитанный, обсужден, переводов на десятки языков мира. Чтобы написать такую ​​глубинную по содержанию книгу, как «Прощание с Матерой», нужна, конечно, не только талантливость писателя, чуткость художника, упорная тщательность в работе, но и и глубоко особиста пораженность том конкретным сюжетом, ляжет в основу творческой работы писателя. Эта последняя условие лежит у Распутина на поверхности. Село его детства Атама-новка сама оказались на дне Братского моря. Писатель очень любить свою деревню, и как не любить свою родину, место, где ты родился. Любовь к «малому» родине — это все равно что любовь к матери. Мате воспитывает ребенка, а природа выращивает. Ведь именно матушка-земля кормит, поит. Красота ее лугов, полей, лесов воспитывает лучшие качества души человеческой. Так разве можно оторвать сына от матери, тем более такой красивой? Конечно, это противоестественно. Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, которая начиналась сразу за селом, собирали ягоду и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес — более наших радостей и наших занять была связь с рекой и тайгой. Это был она, известная всему свету река, о которой складывались вечные легенды и песня, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню сам чистые и святые воспоминания *. Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий свет, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта.
Повесть «Прощание с Матерой» не случайно начинается со слов: «И снова …» Это просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд тех, что «бывало много раз», внутри чего всегда находилась Матера снова ледоход, зелень, Возвращение птиц, первые дожди, ухо сева.
Глазами Дарьи делает Распутин обзор острова, его природного ландшафта. «От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достаточную-ки — не потому и назвалась громким именем Матера ». Деревня, живет на этом острове, повидали на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой. Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, добро видно видели с той и с другой протоки. Бедно жили село, отделена от внешнего мира быстротечной водой Ангары. Али от страшная весть затрясла мирное деревушка: гидроэлектростанция, которая строилась вблизи, вскоре затопить деревня Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в который бы час не кувыркался, кого не метил, кончался он всегда одним: затоплением, что во -ступае, матерый и быстрым переездом. Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке и вскоре усе должны были переселиться. Али хотели переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному. Одни были рады будущий изменении обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова то и говорила: «Давно надо было бы утопить. Живым не пахнуть … не люди, а клопы так тараканы. Нашли где жить — среди воды … как лягушки ». Конечно, в основном молодежь был совет переселению, ведь не в них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения. Самая старая в селе — бабушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает жидкой конкретностью и точностью, она настоющий «философ», со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей. Те просто человек, творить себе с нуля или какого из того же нуля формирует жизнь, ты — син или дочь, большая часть тебе уходит в прошлое, у предков, вони дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства .

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ повести Прощание с Матёрой

Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения. Их безжалостно уничтожали не думая о дальнейших судьбах живущих в них людей. Рвали связь поколений, рушили уклад и традиции деревенского народа.

Такое безнадежное положение народа и русской деревни стало главной темой в произведении «Прощание с Матерой». Писатель повествует о поведении людей во время трудных ситуаций. Поднимаются, актуальные во все времена, проблемы взаимоотношения поколений, совести, поиска смысла жизни.

Центральное место в повести занимает Матера — маленькая деревенька, которая обречена на затопление. Жители об этом знают, но в их сердцах теплится надежда на изменение ситуации в лучшую сторону.

Переломным моментом в жизни деревни и человеческой нравственности становится отстраненное отношение молодежи ко всему происходящему. Молодому поколению не терпится уехать из глухой деревни, они находятся в предвкушении от жизни в городе. Все святое в молодом поколении гибнет вместе с их пренебрежительным отношением к родным местам.

Отношение стариков ко всему происходящему абсолютно противоположное. Они не могут так просто расстаться со своим деревенским укладом жизни, не могут покинуть своих родных, которые покоятся в деревенской земле.

Идею высокой нравственности продвигает автор на примере поступков героев. Ради получения наживы Петруха, вопреки всему, палит свой дом. Тогда как представительница старшего поколения перед отъездом наводит в своём доме чистоту, таким образом, проявляя заботу и уважение к своему прошлому.

По жанровой принадлежности произведение относится к «деревенской прозе». Данную повесть ещё можно определить, как притчу с глубоким философским содержанием рассказанную в направлении реализма. Автор пытается встать на сторону стариков и донести до молодого поколения, что неправильно в погоне за новыми целями предавать свое прошлое. Своё мнение автор вкладывает в речь Дарьи, которая говорит: «нет жизни у тех, кто не имеет памяти». Можно заключить, что данная повесть это крик души тех людей, которых вынуждают забыть свое прошлое. Произведение «Прощание с Матерой» на реалистичном примере даёт понять, какое место занимает традиция в жизни каждого поколения.

Вариант 2

Все происходит на реке Ангара. Именно там и было решено построить одну из гидроэлектростанций. Здесь располагалось огромное количество разных домов, которые должны были снести. Конечно же, люди были против этого, но правительство даже, и слушать его не стали и делали все по-своему. И тогда Распутин и решил написать об этом произведение «Прощание с Матерой». Здесь описываются все события, которые происходили в это время. Кроме этого в произведении идет описание и переживания жителей и что они делали для того чтобы сохранить все свои дома.

За основу данного сюжета была положена реальная история, которая произошла в одной из деревень под названием Матера. Именно здесь и было решено построить гидроэлектростанцию. Жителям ничего не оставалось, как бросать свои дома и бежать в неизвестном направлении. Государству было совершенно наплевать на те чувства, которые испытывают жители деревни. Об их чувствах они даже не думали, а решали скорее все свои проблемы. С этого дня они начали потихоньку топить деревню. И если люди вовремя не уйдут отсюда, то могут в любой момент погибнуть. Но им кажется, что все совсем скоро измениться и кто-нибудь заступиться за них и они останутся здесь и дальше жить.

Но на этом государство не остановилось, помимо деревень они наняли людей, которые начали разрушать кладбище, а ведь здесь похоронены родные и близкие люди жителей деревни. И этого они допустить никак не могут. И для того чтобы это все предотвратить готовы на все.

А вот молодым людям наоборот данный момент кажется положительным, ведь теперь их мечта может сбыться, и они переберутся в город и у них начнется совсем другая жизнь. И для того чтобы поскорее перебраться в город они готовы сами поджечь свои дома и остаться без всего.

Старики и старушки совсем по-другому воспринимают данное событие. Им очень жаль все, что они зарабатывали всю свою жизнь, а теперь все это нужно покинуть и начать все заново. Если раньше они могли все это добыть и заработать. А вот сейчас они находятся на пенсии и собрать нужную сумму денег для того чтобы купить квартиру или дом они не могут себе позволить. Им очень жаль, что все так происходит. И что они не смогли ничего сделать для того чтобы предотвратить разрушение кладбища.

И вот здесь открываются все самое сокровенное, которое человек прячет. Петруха очень обрадовался тому, что происходит в деревне. Ведь больше всего на свете ему хотелось отправиться жить в город и осуществить свою мечту. И ради достижения своей цели он готов бросить своих родителей, а также сжечь свой дом, в котором родился и вырос. А вот Даша совсем по-другому относиться к своему дому, ведь она уверена, что обязательно сюда еще вернется. И перед отъездом тщательно убирается.

Анализ произведения 3

Во второй половине 20 века наша страна переживала подъем научно-технического отраслей в разных видах промышленности. Строились заводы, электростанции, уничтожая села и деревни с их природными красотами. Такие изменения затронули и родные места писателя. Вот и началось создание повести «Прощание с Матерой».

Все события начались с того, что Матера должна прекратить свое существование. И все, что здесь находится уйдет под воду. А это означало смерть. Именно в последние дни все заботы людей обнажились. И может быть эта жизнь оборвалась, если бы не Дарья Пинигина, которая выступила в защиту своей деревни. Ее соседка Анна тоже любит свою Матеру и не хочет, чтобы она была разрушена. Она считает большим грехом отрывать человека от родного места.

Символичной стала то сообщение, которое принес один из герое повести, Богодул. Живет он на острове давно, и практически слился с Матерой. И возможно любую другую весть старушки приняли бы спокойно, но не эту. Для них особенно стал кощунством момент, когда работники санэпидстанции разрушали старое кладбище, даже не подумав, что это место для людей пожилого возраста является святыней. Особенно четко показал нам автор сцену, когда Дарья замахивается на работника палкой, возмущаясь тем, что у них нет совсем уважения к своим предкам.  Именно данный эпизод дает нам задуматься над тем, что мы перестали проявлять уважение и хранить память о наших предках. А это значит, что и будущее поколение будет относиться к нам также. Размышляя об этом Распутин показывает нам несколько поколений.

Если Дарья чтит память о своих предках, то ее сын и внук совсем об этом и не думают. Андрей даже думает, что строительство плотину –хорошая задумка, ведь он сможет устроиться на работу. И вообще молодой человек думает, что лучше жить без памяти. Автор своим произведением как бы предупреждает, что такие люди, как Андрей будут создавать, губя все. А когда придет время задуматься над проблемой памяти, то будет поздно. И что же он скажет своим внукам? Именно над этим вопросом задумывается Дарья. Но вый поселок выглядит конечно лучше, чем Матера. Вероятно и бросать его будет легче. Дарью тревожит то, что люди совсем без труда  уходят со своих мест. Старушка все оставшиеся дни старается собрать всю историю деревни, обдумывая ее. Она желает, чтобы весь опыт ее родной деревни остался в памяти. Понимает это и писатель, соединяя в Матере кладезь человеческих отношений.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Прощание с Матёрой

Анализ повести Прощание с Матёрой

Популярные сегодня темы

  • Сочинение рассуждение на тему Вера. Что это такое.

    Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все

  • Сочинение по роману Война и мир Толстого 10 класс

    Лев Николаевич Толстой написал легендарное произведение «Война и мир». В его основе лежат события, которые происходили в реальности. Действия происходят в первой половине девятнадцатого века

  • Взаимоотношения Васи с отцом в повести В дурном обществе Короленко

    Большую роль в повести Владимира Короленко «В дурном обществе» играют взаимоотношения главного героя с отцом.

  • Сочинение по книге Алиса в стране чудес Кэрролла (2, 3, 4, 5 класс)

    Существует много экранизаций на книгу «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола. Это произведение нравится всем читателям. Погружаясь в чтение книги можно с легкостью погрузиться в другую реальность.

  • Человек и общество в пьесе На дне Горького сочинение

    Философская драма Максима Горького рассматривает вопросы человеческого бытия. Главный герой как на подбор располагают сложной судьбой. Людей с таким положением жизни называют никак иначе

Рассмотрим знаменитую повесть «Прощание с Матерой»,  написанную Валентином Распутиным в конце 70-х годов прошлого столетия.  Не секрет, что сам писатель – выходец из села в глубине Сибири, и в  основу сюжета легли его впечатления от условий жизни в тех краях. Эта повесть – не единственное излияние размышлений автора, это типично для всего его творчества. Например, рассматриваемая повесть – это изложение мыслей писателя по поводу вымирающих деревень. Кроме того, писатель находился в некотором возбуждении, причиной которому послужило строительство гидроэлектростанции  у Ангары.

Вообще же, проблема вымирающих поселений – не единственная проблема в произведении, есть и другие, не менее важные: отношения между возрастными поколениями людей, человеческие ценности. Для детального и подробного раскрытия этих проблем, автор показал нам весьма колоритных и заметных персонажей. По мере прочтения повести от внимательного читателя не уйдет факт того, что все персонажи в произведении делятся на два типа – первый тип легко покидает свой отчий край, а для второго это тяжелое испытание.

Главный герой – женщина, Дарья Пинигина, которую уже изрядно помотало жизнью – ей довелось пережить войну и послевоенную нищету, познала нужду, и лишения, и горе – ее муж сгинул в тайге, а из четверых детей трое умерли. Дарья не хочет уезжать в другой край, ведь именно здесь все – ей привычно, здесь все ей памятно, здесь могилы ее родственников, да и не привыкнет она к городской жизни. И отношения с единственным сыном у нее не особо близкие – у него своя семья в городе, и Дарья чувствует, что будет там лишней, ведь мало того, что они с сыном друг друга не понимают, так еще и ей самой чужд город и условия жизни в нем.

А так – к ней частенько забредают старушки почаевничать, и поскольку сама Дарья имеет мощный характер, и при этом упряма, то очень скоро она объединила с собой практически всех пожилых людей, которые были недовольны. Также ее характер и натуру выдает ее речь и образ мысли – по ним видно, что она, хоть и деревенская баба, а настойчивая и упертая. Целеустремленности ей не занимать.

Павел Деникин, сын Дарьи Пинигиной.  Тоже побитый жизнью человек в возрасте около пятидесяти лет, принимавший в свое время участие на войне, которая его надломила – после тех событий он уже не мог нормально жить, не мог вести полноценный образ жизни. Кроме того, он, несмотря на то, что любит мать, не понимает ее волнений  из-за вымирания родной деревни. Сам  давно прижился в городе, привык к нему и уверен, что будущее – именно за городами. Он хочет обрести покой, боли он перенес по жизни достаточно.

Андрей Пинигин, сын Павла Деникина, внук Дарьи Пинигиной. Двадцатидвухлетний парень, жаждущий вырваться из своей деревни и сделать что-то важное и полезное для своей Отчизны. Он хочет принять участие в каком-нибудь крупном проекте. И для достижения этой цели он даже уходит с деревенского завода – ведь нужно развиваться дальше и идти вперед, а не сидеть на одном месте. Он убежден, что человек сам должен распоряжаться своей судьбой, а не наоборот.

Богодул – своеобразный отшельник в деревне, проживающий в брошенном доме. Он имеет звероподобную наружность, ходит босиком и оброс, нрав у него тоже необычный.  Люди в деревне говорили, что в свое время Богодул совершил убийство. Однако, невзирая на подобные слухи и отталкивающую внешность, Богодула чествуют деревенские старики. Он стоит за деревню, это проявилось в его вмешательстве в снос кладбища, который он остановил.

Соседи Пинигиных Егор и Анастасия – так сказать, первопроходцы из деревни. Они пытались привыкнуть к городу, но эта попытка окончилась провалом – Егор умер из-за тоски по родной деревне, а Настя вернулась в деревню, но после смерти детей она сходит с ума – настолько сильной оказалась тоска по родным краям.

Катерина Зотова – верная подруга главной героини. Жизнь ее не особо богата на радости – она любила женатого мужчину, от которого родила сына. Сын же был беспутным человеком, пил и лгал. Катерина верила в то, что когда-нибудь сын образумится, но смирилась с текущим положением дел. Из деревни уезжать не хочет.

Не меньшим колоритом и потенциалом обладают и второстепенные персонажи, например, председатель колхоза по фамилии Воронцов, которого жители деревни не любят, и это мягко сказано. Воронцов не стоял за деревню, ему плевать на судьбы земляков – он лишь удовлетворяет требования властей и не более. Он же отвечал и за переселение людей, живших на острове.

Один из, пожалуй, самых важнейших персонажей – хозяин острова, в котором показан дух Матеры, в виде небольшого и незаметного зверька. Дух знает абсолютно все об острове, хранит его и оберегает – ведь он знает и то, какое будущее ожидает его край.

Вывод – истории простых людей дают понять в общем, какие проблемы подняты в повести, а имеющие «живое» и колоритное описание их судьбы трогают душу читателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Прощание с летом стихи и рассказы русских писателей
  • Прощание с матерой краткое содержание для сочинения
  • Прощание с матерой итоговое сочинение аргументы
  • Прощай немытая россия сочинение
  • Прошу вас предоставить как пишется вас