1.
… водила карандашом по листку бумаги, прорисовывая одну пришедшую в голову идею. На столике стояла еда и …
Паншин Алекс. Обряд перехода
2.
… мира сего. А потом начинайте прорисовывать свое прошлое с помощью фотографий и косвенных намеков. Вы учились …
Паркинсок Сирил. Законы Паркинсона
3.
… проплывающих лодках и их отражения прорисовывали пунктиром темноту реки, как на картинах Моне, и огни Лэмбет …
Пауэрс Тим. Врата Анубиса 1-3
4.
… Во! Рыбку проглотил. От пятнышка прорисовывает линию прямо внутрь чечевицы: — Во! И в живот пошла. Рисует …
Носов Н.Н.. Повесть о моем друге Игоре
5.
… какое-н. время рисуя. || кесов. прорисовывать, -аю, -аешь (к 1 знач.). || сущ. прорисбвывание, -я, ср. (к …
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка
6.
… опять оплывал и, растекаясь гладью, прорисовывал рельеф великолепной мускулатуры. Меф вспомнил, как там, на борту «Лунной …
Павлов Сергей. Лунная радуга 1-4
7.
… окном и отражался поверхностью бассейна, прорисовывал на сдвинутых шторах каждую складочку Тео Альхарафе уже не было …
Перес-Реверте Артуро. Королева юга
8.
… палитры и, не дыша, принялась прорисовывать зубчатый контур листа. Ей удалось-таки подобрать нужный оттенок зелени …
Райдер Фанни. Свет маяка
9.
… перфекционизма протестантизм гораздо более широко прорисовывает перспективы морального совершенствования, нежели другие христианские конфессии: если православие и …
ред. Грицанов. Новейший фисософский словарь
10.
… неба. Фигуры людей перестали тщательно прорисовывать, на заднем плане их и вовсе намечали несколькими мазками. Это …
Роун Мелани. Золотой ключ 1-3
11.
… медленно вкрадывались ему в душу, прорисовывая контуры иной жизни, не предвиденной прежними вариантами. В Москве жил …
Песков А.. Боратынский
12.
… разбрелись по листам и буквы прорисовывали, высчитывая места наибольшей концентрации красителя. — Ну так можно такого навосстанавливать …
Петров Александр. Забавы жестоких Богов
13.
… событийную канву, а затем, возвращаясь, прорисовывает ее более подробно и в новом аспекте. Это относится и …
Полонский Пинхас. Евреи и Христианство
14.
… была простота. Не надо детально прорисовывать здания и дворцы, лица людей и детали машин. Лишь общие … или она? — Я деталей не прорисовывала, времени не было, — небрежно заявляет Вика-Макрель. Отбрасывает сигарету. — По …
Лукьяненко Сергей. Глубина 1-3
15.
… каждую бляшку на мозолистых ногах прорисовывал. Да еще как старался. До самого утра просидел, выписывая детали …
Мамаев Сайфулла. Вторжение 1-3
16.
… а). Сначала тщательно обмеривают и прорисовывают существующий элемент, аналогичный или симметричный утраченному. Затем делают шаблон, повторяющий …
Матвеева Татьяна. Реставрация столярно-мебельных изделий
17.
… брызгами воспоминаний… Черная пелена расступилась, прорисовывая контуры ходовой рубки «Европы»… *** — Сэр, пеленг правого борта, дистанция — триста … явственнее, словно кто-то, издеваясь, прорисовывал их черты в сознании Дениса. Вот один из них нажимает …
Ливадный Андрей. Черная луна
18.
… эту картину, с любовным вниманием прорисовывая каждую деталь. Без этого не обойдешься, говорил он себе, укрытие …
Ломер Кит. Лафает О’Лери 1-3
19.
… как лампочка в подъезде, смутно прорисовывала перед домовичком тесный кривой переулок. Тихо ботала по древесной фене …
Лукин Евгений. Алая аура протопарторга
20.
… дома красным «Мерло». Вино стекало, прорисовывая рельеф пористого камня, и впитывалось. Камень жадно раздувал ноздри, поверхность … вообще можно сделать? Вино стекало, прорисовывая рельеф мазков. Все остолбенело за этим наблюдали. Я подскочил к …
Михайличенко Е.. Ие_рус.олим
21.
… яркую желтую эмаль, а Володя прорисовывал на ней алую светящуюся молнию. — Просто мы решили в этом …
Немировский Б.. Риадан 1-3
22.
… торопливо набрасывать характерные особенности стен, прорисовывать детали, но сбился. Тогда взял новый лист и все начал …
Непомнящий Тихон. Казуаль
23.
… из самого нижнего склада, и прорисовывая этот туннель восковым карандашом. — Мы решили сделать воспоминания запутанными и …
Нортон Андрэ. Эльфийская дилогия 1-3
24.
… смородина, выделяя круглую впадину пупка, прорисовывая складочку в лобковом треугольнике; сверху материя чуть отвисла, обнажив ложбинку …
Михайлов Юлия. Сотвори для себя мужчину
25.
… Лучи осеннего солнца резкими контурами прорисовывали каждый огненно-алый лист клена, каждую сосновую иголку в первобытном …
Мураками Харуки. Охота на овец
26.
… Лучи осеннего солнца резкими контурами прорисовывали каждый огненно-алый лист клена, каждую сосновую иголку в первобытном …
Мураками Харуки. Трилогия крысы 1-3
27.
… здесь. И лицо какое-то прорисовывает, прямо как у человека. — Он поднял глаза на Карлсена. — Есть …
Уилсон Колин. Космические вампиры 1-3
28.
… ими и отделывался. Самое большее — прорисовывал пальцем в воздухе таинственные кривые и тут же замирал, будто …
Умберто Эко. Баудолино
29.
… рукава рубашки и принимался, тщательно прорисовывая тушью детали и скрупулезно вникая в технические подробности, за разработку …
Финней Джек. Меж двух времен
30.
… Теперь в полоборота. Тепловой взгляд прорисовывает пистолет под курткой справа. Левша, значит. Браток озирался, переминался с …
Тюрин Александр. Псих, или танцы с Виртуэллой
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Мы уже говорили о самой распространенной ошибке в рисовании сосудов — это изображение его донышка. Если пропустили этот материал, смотрите его здесь.
Теперь давайте пойдем дальше и разберем тонкости рисования деталей посуды, чтобы добиться совершенства в их изображении.
Я имею в виду горлышки и крышки сосудов, ручки и носики кувшинов и чайников.
УСТРАНЯЕМ ошибки в рисовании горлышек
В данном случае я не говорю об ошибке рисования формы верхнего овала сосуда. Полагаю, с этим вы уже успешно справляетесь и рисуете овалы в совершенстве.
Речь пойдет об изображении толщины стенок сосуда.
Любой сосуд, из чего бы он не был сделан, имеет определенную толщину стенок. Её мы можем видеть в отверстии горлышка сосуда.
Чтобы показать эту толщину, необходимо нарисовать еще один овал внутри верхнего. Чаще всего он будет находиться на той же горизонтальной линии, что и верхний, но будет чуть меньше по ширине. (рис.1)
Иногда встречается более сложная форма горлышка. В ней как бы есть скос внутрь, отчего край выглядит более острым. Это характерно для заварных чайников и сахарниц.
В этом случае внутренняя стенка сосуда имеет овал чуть ниже верхнего уровня.
В рисунке этот овал опустится чуть ниже, как на рис.2, и будет иметь собственную ось, ниже верхней.
Я рекомендую вам обязательно намечать эту ось и прорисовывать невидимую часть овала, чтобы правильно нарисовать его видимую часть.
Если сосуд закрывается крышкой, то будьте внимательны в рисовании её формы. Не ведите линии крышки к отверстию бездумно.
Помните, что крышка, во-первых, встает на овал в том месте, где для нее есть бортик. Во-вторых, она встает на внутренний овал толщины стенки, а не на тот овал, который образует внешнюю форму. (Вспоминаем рис. 1)
Вот как это выглядит в разрезе:
С горлышками разобрались. Идем дальше.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ошибки в рисовании ручек
Ручка сосуда имеет, как минимум, две поверхности – внутреннюю и внешнюю. Вы можете отследить, как визуально перекручиваются эти плоскости, если проведете по каждой из них пальцем. (рис.1)
Чаще всего ручки имеют еще и толщину, поэтому между внутренней и внешней поверхностями ручки вместо разделяющей их линии появится еще одна плоскость, равная толщине ручки. (рис.2)
Обратите внимание на место прикрепления ручек. Так как они крепятся к округлой поверхности, то здесь ручка имеет форму дуги, которая является частью овала этого уровня тулова сосуда.
Давайте более подробно остановимся на рисовании ручек на примере ручки у кружки.
КАК НАРИСОВАТЬ РУЧКУ КРУЖКИ ПОЭТАПНО
1. Наметьте места крепления ручки. Помните, что эти линии движутся параллельно овалам отверстия и основания.
2. Нарисуйте ближнюю к вам линию внешней поверхности ручки.
Это может показаться элементарным, но будьте внимательны. Лучше всего перед рисованием ощупать ручку, провести пальцем по внешней поверхности ручки, чтобы понимать, как идет эта поверхность в пространстве.
3. Нарисуйте дальнюю линию внешней поверхности ручки. Чтобы сделать это правильно, ведите линию, дублируя первую на одинаковом расстоянии от каждого изгиба.
Посмотрите, я нарисовала короткие линии, которые отделяют одну линию от другой. Обратите внимание, что они одинаковые по размеру и немного сходятся друг к другу вдаль по закону линейной перспективы.
4. Далее рисуем толщину ручки. Она уходит внутрь ручки.
5. В завершении рисуем внутреннюю часть ручки.
Для этого проводим линии прикрепления ручки к улову кружки. Помним, что эти коротенькие линии толщины идут параллельно овалам, по дуге.
От этих точек дублируем внутреннюю линию толщины. Проверяем себя. Там, где у нас идет поворот формы и теряется внешняя поверхность ручки, мы должны видеть внутреннюю.
Конечно, формы ручек у сосудов очень разнообразны, могут иметь разную ширину вверху и внизу, украшаться вензелями и наплывами массы. Поэтому будьте внимательны и следуйте той форме, которую видите.
Главное, не забывайте в рисунке ручки разделить внешнюю и внутреннюю поверхность и толщину.
ошибки в рисовании носиков
Их форма настолько разнообразна, что нет смысла ее описывать. Просто всегда помните при рисовании, что носик имеет некий объем, поэтому его место прикрепления имеет сложную округлую кривую.
А вот что важно помнить, чтобы не допустить ошибки в рисовании носиков, так это то, что носик всегда находится напротив ручки сосуда, а это значит, что в рисунке они всегда будут расположены на равном расстоянии от края сосуда, только один с видимой стороны, другой – с невидимой.
Носик и ручка в рисунке должны находиться в одной секущей плоскости, проходящей через центральную ось сосуда.
Тщательно проверяйте этот момент, чтобы эти элементы не съехали на одну сторону.
лежащие И НАКЛОНЕННЫЕ предметы
В рисовании лежащих и наклонных предметов есть одна распространенная ошибка, чьи корни тянутся из черчения. Если помните, при изображении цилиндра в аксонометрии, его овалы изображались с вертикальными осями.
Это условность, не отражающая реальности. Если мы попытаемся перевернуть такой рисунок, чтобы стороны цилиндра приобрели вертикальное положение, то увидим, что он выглядит деформированным:
Поэтому при рисовании лежащих предметов нужно следовать простому правилу – оси овалов всегда должны оставаться перпендикулярными к главной оси. Естественно, при этом они будут иметь некоторый наклон, а не останутся вертикальными.
Очень подробно мы останавливаемся на этой теме в курсе «НА ПЕРСПЕКТИВУ!», поскольку это важно для рисования не только сосудов, но и арок в архитектуре:
Ну, а что касается ошибок в рисовании посуды, то мы с вами, кажется, разобрали все детали. И я надеюсь, что теперь вы не будете испытывать затруднения в рисовании сосудов с ручками и носиками.
Если статья была вам полезна, делитесь ей в соцсетях, оставляйте комментарии.
Кака тема в рисунке вам еще интересна?