Пропп в я морфология волшебной сказки м лабиринт 2006

В википедии есть статьи о других людях с фамилией пропп. владимир герман вольдемар яковлевич пропп 16 28 апреля 1895, санкт-петербург

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пропп.

Влади́мир (Ге́рман Вольдема́р) Я́ковлевич Пропп (16 [28] апреля 1895, Санкт-Петербург — 22 августа 1970, Ленинград)[5] — советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета[4]. Получил мировое признание[4], является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике[4], одним из создателей современной теории текста[4]. Современные структуралисты считают В. Я. Проппа одним из своих предшественников[4].

Владимир Яковлевич Пропп
Vladimir Propp (1928 year).jpg
Дата рождения 16 (28) апреля 1895
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 22 августа 1970[1][2][3]
Место смерти
  • Ленинград, РСФСР, СССР[2]
Страна
  • Пропп в я морфология волшебной сказки м лабиринт 2006 Российская империя
  • Пропп в я морфология волшебной сказки м лабиринт 2006 СССР
Научная сфера фольклористика, этнография
Место работы ЛГУ
Альма-матер Петроградский университет
Учёная степень доктор филологических наук
Учёное звание профессор
Ученики Р. И. Беккер, Н. А. Бутинов,
Ю. А. Добровольская,
Н. И. Криничная, И. П. Лупанова,
М. П. Чередникова,
М. И. Шахнович
Известен как основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике,
один из основоположников современной теории текста[4]
Награды и премии Орден Трудового Красного Знамени
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

БиографияПравить

Родился 16 (28) апреля 1895 года в Санкт-Петербурге в семье поволжских немцев. Отец — Яков Филиппович Пропп (1858—1919), зажиточный поволжский крестьянин, родившийся в селе Гуссенбах (ныне с. Линёво, Волгоградская область). Мать — Анна Елизавета Фридриховна, урожденная Бейзель (?—1942).

В 1914-18 гг. изучал русскую и германскую филологию на филологическом факультете в Петроградском университете. Впоследствии преподавал немецкий язык в вузах Ленинграда. В годы Первой мировой войны Пропп собирался на фронт, однако в армию студентов не призывали. Тогда он сдал экзамены по анатомии, физиологии, хирургии, работал в лазарете санитаром и братом милосердия.

В послереволюционные годы, в период Гражданской войны и позже (1917-29) семья Проппов жила в своём доме на хуторе Пропп[4][6]. За это время Владимир Яковлевич был в отцовском имении несколько раз. В конце 1918 года навестил больного отца[4], в марте 1919 года приехал уже на похороны Якова Филипповича. На некоторое время остался здесь и работал на поле[4] с родственниками.

Работал школьным учителем в деревне Голый Карамыш[4], в 70 км от хутора.

Затем Пропп вернулся в Петроград. Летом 1923 года он приезжал в бывшее имение с женой[4].

20 декабря 1929 года в немецкой колонии Гуссенбах Медведицкого кантона произошло раскулачивание[4]. По акту, составленному ударной бригадой Гуссенбахского сельсовета, имущество Анны Пропп передали в колхоз им. Сталина[4].

С 1932 года Пропп преподавал и вёл научную работу в Ленинградском университете (ЛГУ). С 1937 года стал доцентом, с 1938 года — профессор филологического факультета ЛГУ, последовательно на кафедрах романо-германской филологии, фольклора и, вплоть до 1969 года, русской литературы; в 1963-64 заведовал кафедрой.

В период «борьбы с космополитизмом» (1949-52) преподавал на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета.

Был дважды женат. В браке с Серафимой Павловной Соколовой родились дочери Мария и Елена. От брака с Елизаветой Яковлевной Антиповой (1905-79) — сын Михаил (1937-18), гидробиолог, заслуженный деятель науки РФ.

Скончался 22 августа 1970 года в Ленинграде в возрасте 75 лет. Похоронен на Северном кладбище.

Исследование сказкиПравить

Самая известная работа учёного — «Морфология сказки» (Ленинград, 1928) — монография, посвященная структуре народных сказок. Исследуя фольклор, ученый выделил в сказках постоянные и переменные элементы. К постоянным он причислил действия, которые совершали персонажи для развития сюжета, и их последовательность. К переменным — отнёс языковой стиль произведений, количество действий и способы их исполнения, а также мотивировки и атрибуты персонажей. Над первым научным трудом Пропп работал 10 лет.

Известные учёные — литературовед Борис Эйхенбаум, этнограф Дмитрий Зеленин, лингвист Виктор Жирмунский — одобрили работу исследователя. Однако большой популярности тогда она не получила[7].

Пропп выделил повторяющиеся постоянные функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологическому изучению нарратива. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов.

В 1930-е годы Владимир Пропп выступает с докладами по фольклористике. Ученый представлял исследования «Сказочной комиссии» на отделении этнографии при Географическом обществе, на секции фольклора в Институте истории искусств, на секции «Живая старина» в Институте сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока им. Веселовско­го.

С 1937 года Владимир Пропп работал на кафедре фольклора в ЛГУ, где ему присвоили звание канди­дата филологических наук без аттестации и экзаменов, а через год назначили профессором.

Докторской диссертацией ученого стала рукопись книги «Исторические корни волшебной сказки» — продолжение предыдущей монографии.

В этой работе Пропп писал не о структуре сказок, а об их происхождении. Он изучал мифологию первобытных народов и объяснял истоки волшебной сказки в племенных обрядах инициации: их участники также проходили испытания, порой терпели неудачи, потом благополучно выполняли задания и получали «новый облик». Так сюжет любой сказки объяснялся обрядом инициации, в ходе которых дети получали новый статус.

«Морфология» и «Исторические кор­ни» представляют собой как бы две части или два тома одного большого труда. Второй прямо вытекает из первого, первый есть предпосылка второго. <…> Я по возможности строго методически и последовательно перехожу от научного описания явлений и фактов к объяснению их исторических причин».

В работе «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград, 1946) Пропп развивает гипотезу, разработанную Пьерром Сентивом (псевдоним Эмиля Нурри). Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации.

Очевидно, что структура сказок имеет характер инициации. Проблема — как выяснить, описывает ли сказка систему обрядов, относящихся к определённой стадии культуры, или же её сценарий инициации оказывается «воображаемым», не связан историко-культурным контекстом, но выражает внеисторическое архетипическое поведение психики.

В качестве примера Пропп обращается к тотемическим инициациям; этот тип инициации был недоступен для женщин, но основным персонажем славянских сказок оказывается как раз женщина: старая ведьма, Баба-Яга. Она выступает посвящающим старшим с точки зрения гипотезы о обрядовом происхождении сказки. А посвящающий, хотя всегда являлся мужчиной, имел символические признаки обоих полов, или даже только женские[8].

Пропп приводит этнографические данные, показывающие процесс разложения древней тотемической религии и превращения сакральных некогда устных преданий в сказки. Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящиеся в процессе его разложения, и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки.

ОпалаПравить

После выхода книги «Исторические корни волшебной сказки» в 1946 году Проппа уволили из Академии наук. Его обвинили в антимарксизме, идеализме и религиозности идей. В журнале «Советская этнография» вышла рецензия «Против буржуазных традиций в фольклористике (о книге проф. В. Я. Проппа „Исторические корни…“)». Здесь учёного раскритиковали за мистицизм, «извращение и фальсификацию истинной картины общественных отношений» и отсутствие опоры на труды Максима Горького — он тоже изучал сказки. И считал, что волшебные сюжеты — это мечты людей о лучшей жизни, об изменении реальности. В 1940-е годы это было серьезным обвинением — печатать другие работы автора «антимарксистской книги» никто не решался. За последующие 12 лет после выхода книги Пропп опубликовал лишь три статьи по фольклору, тезисы и статью о проблеме артикля в современном немецком языке.

Аграрные праздники и древнерусское искусствоПравить

Третью монографию «Русский героический эпос» Пропп издал в 1958 году. Он писал ее 10 лет, то бросая, то снова возвращаясь к работе. Проанализировав тексты всех известных ему былин, ученый нашел связь «развития эпоса с ходом развития русской истории», объяснил многочисленные загадки в былинах, описал специфику былинных героев, раскрыл особенности поэтики этого жанра.

Автор, анализируя фольклор, указывает на аграрный характер славянских праздников и верований, таких как Масленица, Семик. Базисом для книги во многом послужила работа Дж. Фрэзера «Золотая ветвь»[9].

Четвертая монография Владимира Проппа — «Русские аграрные праздники» — вышла в 1963 году. Изучая годовой цикл, сравнивая праздники между собой, ученый пришел к выводу, что частично они состоят из одинаковых элементов, иногда различно оформленных, а иногда тождественных.

В 1960-е годы выходили и другие работы фольклориста: «Об историзме русского эпоса (ответ академику Б. Л. Рыбакову)», «Фольк­лор и действительность», «Об историзме русского фольклора и ме­тодах его изучения». В последние годы жизни ученый увлекся древнерусским искусством: иконописью и архитектурой православных храмов. Он собрал тысячи фотографий и зарисовок икон, соборов, церквей, часовен. В планах у Владимира Проппа была работа о систематизации форм православных храмов[7].

Однако учёный не успел написать очередной масштабный труд. После смерти Владимира Проппа в СССР опубликовали еще две его книги: «Проблемы комизма и смеха» и «Русская сказка».

См. такжеПравить

  • Мономиф
  • Аарне, Антти Аматус
  • Чичеров, Владимир Иванович

Основные трудыПравить

  • Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
  • Русская сказка. — Л., 1984.
  • Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  • Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1989. — 233 с.
  • Русский героический эпос. — Лабиринт, 2006. — 624 с. — ISBN 5-87604-051-7.
  • Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собр. тр. В. Я. Проппа.) Науч. ред., комм. Ю. С. Рассказова. — М.: Лабиринт, 1999.

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Берков П. Н. Метод исследования народного творчества в трудах В. Я. Проппа (к 70-летию со дня рождения) // Вестник ЛГУ. Серия литературы, языка и истории. 1966. Вып. 1, № 2.
  • Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895—1970). М., 1975.
  • Неизвестный В. Я. Пропп. «Древо жизни. Дневник старости. Переписка» / Предисл., сост. А. Н. Мартыновой; Подгот.текста, коммент. А. Н. Мартыновой, Н. А. Прозоровой. — СПб.: Алетейя, 2002. — ISBN 5-89329-512-9.
  • Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. Изд-во СПбГУ, 2005. — ISBN 5-8465-0092-7.
  • Reinhard Breymayer: Vladimir Jakovlevič Propp (1895—1970) — Leben, Wirken und Bedeutsamkeit. B: Linguistica Biblica 15/16 (1972), 36-77 (67-77 Bibliographie).
  • Serena Grazzini: Der strukturalistische Zirkel. Theorien über Mythos und Märchen bei Propp, Lévi-Strauss, Meletinskij. Wiesbaden 1999 (DUV: Literaturwissenschaft).
  • Vilmos Voigt: Propp, Vladimir Jakovlevič. В: Enzyklopädie des Märchens, том 10 (2002), 1435—1442.

СсылкиПравить

  • Путилов Б. Н. Пропп, Владимир Яковлевич // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.
  • Исторические корни волшебной сказки
  • Морфология сказки
  • Морфология сказки, Л., 1928 (на сайте feb-web.ru)
  • Проблемы комизма и смеха.
  • Ольшанский Д. Рождение структурализма из анализа волшебной сказки / Toronto Slavic Quarterly, No. 25
  • Статья «Владимир Яковлевич Пропп и его любимое Линёво», сайт wolgadeutsche.ru
  • Владимир Пропп (1895—1970) / Литературная энциклопедия (2008)
  • Биография Владимира Проппа в Галерее русских мыслителей (Международного общества философов, 2007)
  • О Пропповском центре
  • V. Ya. Propp’s Structuralism
  • Владимир Пропп на портале «Культура»
  • Когут К. С. Неизвестный Пропп

Структурный
анализ волшебной сказки В.Я.Проппа на примере новеллы О.Генри «Дары волхвов».

Винокурова
Сайына Егоровна

Учитель
русского языка и литературы

МБОУ
Алеко-Кюёльская СОШ им Г.Г. Софронова,
с.
АлекоКюёль.

В данной работе мы
будем основываться на высказывание Федора Ивановича Буслаева «сказка переходит
в забавную новеллу». Рассмотрим и попытаемся доказать связь сказки с новеллой.
Для этого мы заранее познакомились с работой В. Я. Проппа «Морфология волшебной
сказки». Основываясь на данной работе проанализируем текст новеллы «Дары
волхвов» О. Генри. И утвердим предположение, что «Дары волхвов»может быть
отнесен к жанру волшебной сказки.

В.Я.Пропп выявил
31 функцию волшебной сказки. Эти функции являются обязательными для народной
волшебной сказки: отлучка, запрет, нарушение запрета, разведка вредителя и
выдача ему сведений, подвох и пособничество, вредительство или недостача,
посредничество, начало противодействия, отправка, первая функция дарителя и реакция
героя, получение волшебного средства, пространственное перемещение, борьба,
клеймение героя, победа, ликвидация недостачи, возвращение героя, преследование
и спасение, неузнанное прибытие, притязания ложного героя, трудная задача и ее
решение, узнавание и обличение, трансфигурация, наказание, свадьба. Однако не
все они обязательно присутствуют в одной сказке.

            В
новелле О. Генри можно найти 27 из вышеперечисленных функций.  Можно заметить,
что большинство функций, названные Проппом, в новелле воспроизводятся, но их
порядок варьируется в гораздо большей степени, чем это свойственно народной
сказке.

Новелла начинается
с описания квартиры знакомство с членами семьи, это не является функцией, но
все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную
ситуацию (i) в сказке. В новелле становится понятно, что Делла живет со своим
мужем в съемной дешевой квартире, так как муж зарабатывает не очень много для
семейного человека, а жена занимается хозяйством. Семья не может себе позволить
лишних трат, и получилось так, что перед Рождеством Делла поняла, что не сможет
преподнести любимому Джиму достойный подарок по очень простой причине — нет
денег.

1-3. Начальная
ситуация (i)

4. (16)функция Борьба
(Б) герой борется с нищетой.

5-7. Троичность –
народная примета. Можно отметить, что рождество является сказочным праздником,
время, когда происходят чудеса.

8-10. Знакомство с
героем. (17)функция Клеймение (К) Плачет, откуда найти деньги. Из-за слез у нее
опухают глаза.

11-14.Узнаем про
Джима, который на данный момент находится вне дома. (1)функция Отлучка (обозн.е)
(кто-то из членов семьи отлучается из дома); Антагонистом, я считаю, нищету
(бедность)

15-16. (31)функция
Свадьба (С) – узнаем, что они в браке. (мистер и миссис Джеймс Диллингем Юнг)

17-27.Чтобы
осуществить мечту ей препятствует нищета (антагонист) (4)функция Выведывание
(в) (антагонист т.е. нищета «знает» про их бедность). (5)функция Выдача (w)
(антагонист «получает» сведения о сумме денег).(7) функция Пособничество (g)
(невольно помогает врагу, расходы); (8)функция Недостача (а) (Делле не достает
денег, чтобы купить подарок Джиму). (25)функция Трудная задача. (З)функция
(герою предлагается трудная задача); Серое – повторы. Ретардация.

28-31.Библейские
персонажи – царица Савская и царь Соломон. Два главных богатства этой семьи –
волосы и часы. Часы переходили из поколения в поколение. Запрет на продажу, так
как является семейной реликвией. (2)функция Запрет (обозн. б1)

32-34.Как
утверждает В.Я. Пропп — в волосах заключается сила, на период у девушки
менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы,
а даже расчесывать. (2)функция  Запрет (обозн. б2)

35-38. (9)функция Посредничество,
соединительный момент (В) (Сообщается недостача и ведет к поискам денег); (11)функция
Отправка (герой покидает дом); (15)функция Путеводительство, пространственное
перемещение между двумя царствами -(R) (Делла остановилась к месту нахождения
предмета поиска); Старенький коричневый -повтор

39-46 (10)функция Начинающееся
противодействие (С) (Не купите ли вы мои волосы?); (3)функция Нарушение (обозн.
b1) (запрет нарушается); (18)функция Победа (П) (Нищета побеждается, у Деллы
появляются деньги); (26)функция Решение (Р) (задача решается, отстригает
волосы); (14)функция Снабжение, получение волшебного средства (Z) (в
распоряжение героя попадает волшебное средство, деньги); При помощи мадам у
Деллы появляются деньги. Думаю, мадам играет здесь роль волшебного помощника.
Потому что дает деньги на то, чтобы та достигла своей цели.

47-49. (19)функция
Ликвидация беды или недостачи (Л) (начальная беда или недостача ликвидируется);
Она покупает подарок.

50. (20)функция Возвращение
(герой возвращается);

51-52. (29)функция
Трансфигурация (Т) (герою дается новый облик); Мальчишка, удравший с уроков.

53-54. (6)функция Подвох
(г). А правильно ли она поступила, продав свои волосы. (если Джим не убьет меня
сразу)

55. Делла молится
богу. Библейские мотивы.

56-63. Облик героя
(12)функция Первая функция дарителя (Д). Делла испытывается, выспрашивается,
подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение волшебного средства
( гребешка)

64-72. (13)функция
Реакция героя (Г) (Делла реагирует на действия будущего дарителя);

73-78. (28)функция
Обличение (О) (Почему Джим смотрел на нее таким взглядом. Джим играет роль
дарителя. Дарит ей чудесные гребни.

79-82. Делл играет
роль дарителя. Дарит ему платиновую цепочку.

83-84. (30)функция
Наказание (Н) (дары нужно было спрятать)

85. (3)функция Нарушение
(обозн. b2) (запрет нарушается);

86-89. (27)Узнавание
(У) (героя узнают); Счастливый конец

Таким образом, проделанная
работа кажется достаточной для того, чтобы утверждать: «Дары волхвов» можно
рассматривать как волшебную сказку. Генри воссоздает схему волшебной сказки. Он
трансформирует традиционный «фольклорный» текст.

Проппом было
доказано, что изучение сказки – наука не менее сложная, чем другие науки.
Изучение волшебной сказки требует, возможно, еще больших усилий от
исследователя, чем любая другая наука. Слишком мало еще написано работ в этой
области и слишком много в этом еще неизвестного и непонятного – того, что
должно притягивать к себе новых людей. Новелла же О. Генри притягивают к себе
многим, и не в последнюю очередь – свойством вступать в диалог с фольклорными
«подтекстами».

Список
использованных источников.

1.         Буслаев
Ф.И. «Народный эпос и мифология»

2.         О.
Генри «Дары волхвов»

3.         Пропп
В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. //Электр.ресурс.  2012.

4.         Пропп
В.Я. Морфология волшебной сказки. М., Лабиринт. 2011.

Министерство
образования и науки Российской Федерации

Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«Дальневосточный
федеральный университет»

Гимназия
ДВФУ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема:
Особенности языка бытовых сказок

(ТЕЗИСЫ)

Выполнила:

                                                          ученица
3 класса «А»

                                                          Беляева
Анастасия

Руководитель:

                                                          учитель
русского языка и литературы

                                                          Постернацкая
Ирина Вячеславовна

Открытая
научно-практическая лингвистическая конференция

«ЯЗЫК.
КУЛЬТУРА. КОММУНИКАЦИЯ:

 язык
как объект научного изучения »

Владивосток
— 2020

Введение

Известно,
что бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую
очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название.
Мы знаем, что герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек,
он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако
преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Кроме того,
бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям?
Она учит нас самому доброму и хорошему, в бытовых сказках добро всегда
побеждает зло. Поэтому, мы считаем, что изучение и знание бытовых сказок в
современном мире является чрезвычайно актуальным.

Предмет
исследования: бытовые сказки

Цели
исследования:


изучить особенности языка бытовых сказок


доказать значимость бытовых сказок в жизни современного человека


обосновать необходимость знания бытовых сказок в современном обществе

Задачи:


изучить историю происхождения бытовых сказок;


понять что такое «бытовая сказка» и в чём её отличие от других сказок;


узнать виды бытовых сказок;


изучить тематику и дать общую характеристику сюжетному составу бытовых сказок;


выявить особенности языка бытовых сказок, проанализировав данные литературных
источников;


провести анкетирование среди учеников 3 классов на тему «Знание бытовых сказок»
и выяснить уровень их осведомлённости по этой теме;


сделать выводы об особенностях языка в бытовых сказках и о важности их
изучения.

Методы
исследования

Эмпирические:

— опрос-анкетирование.

Теоретические:


изучение источников литературы по данной теме;


наблюдение, сравнение, описание, анализ полученных данных;


обобщение результатов.

Тезисы

1. История происхождения бытовых сказок.

Ранние
бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, с формированием семьи и
семейного быта, во время разложения родового строя.  Затем, с возникновением
классового общества и обострением общественных противоречий, отмечают появление
более поздних социальных бытовых сказок.

2. Что такое «бытовая сказка»?

Согласно данным изученной литературы,
к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт народа.
Однако надо отметить, что в таких сказках обычное описание встречается редко.
Чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими
описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса
общества или сословия.

3. Виды бытовых сказок.

Среди бытовых сказок литературоведы
выделяют следующие виды:

социально-бытовые;

— сатирико-бытовые

4. Тематика и общая
характеристика сюжетного состава бытовых сказок.

В бытовых сказках действие происходит
в повседневной жизни, в обычном городе или деревне. Описывается быт того
времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги,
солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и
конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и
даже хитрости.

5. Особенности
языка бытовых сказок.

В ходе проведённого исследования
выявлено, что для бытовых сказок характерны краткость изложения, простая речь,
широкое использование диалога, обилие глаголов, пословиц, поговорок, загадок,
фразеологизмов, устаревших слов. Кроме того, имеет место гипербола.

Нами проведено исследование на тему
«Знание бытовых сказок» среди учеников 3 классов нашей гимназии. В
анкетировании участвовало 53 человека. По результатам опроса можно сделать
следующий вывод. Почти все ученики знают бытовые сказки, понимают в чём их отличие
от других сказок, но при этом, не все могут правильно назвать особенности языка
бытовых сказок.

Заключение

Выявленные в ходе проведённого
исследования особенности языка бытовых сказок доказывают их значимость и
диктуют необходимость  изучения данных сказок в современном обществе.

Список
использованной литературы

1.  Аникин В.П., «Русская народная
сказка», М.:Художественная литература, 1984.

2. Афанасьев
А.Н. Народные русские сказки. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский
детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука,
2002.

4. Померанцева Э.В., Русские сказочники – М.: «Просвещение», 1976.

5. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.:
Academia, 1928.

6. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт
(Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания
в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-31. 

7. Интернет –
ресурсы.

  1. Агарков В. А. Психическая травма. Термины [Электронный ресурс] / В. А. Агарков.
     — 2013. — Режим доступа: http://psyxotrauma.livejournal.com/1498.html,
    свободный. — Загл. С экрана. — Яз. Рус.
  2. Аксаков С. Т. Аленький цветочек [Текст] / С. Т. Аксаков. — М.: АСТ, Харвест,
    2000. — 80 с.
  3. Андерсен Х. К. Сказки [Текст] / Х. К. Андерсен. — М.: Азбука, 2014. — 160
    с.
  4. Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне [Текст] / Н.П.
    Андреев. — Л., 1929. — 221 с.
  5. Арутюнова Н. Д. Метафора // Лингвистический Энциклопедический Словарь [Текст]
    / Н. Д. Арутюнова. — М.: 1998. — С. 296.
  6. Асов А. Веды Руси. Книга Коляды [Текст] / А. Асов. — СПб.: Астрель, 2012.
     — 608 с.
  7. Асов А. Календарь русских волхвов [Текст] / А. Асов. — М.: ФАИР, 2011.
     — 384 с.
  8. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе [Текст]
    / А. Н. Афанасьев. — М.: Альфа-книга, 2010. — 1088 с.
  9. Бартлетт Ф. Ч. Психика человека в труде и игре [Текст] / Ф. Ч. Бартлетт.
     — М.: АПН РСФСР, 1959. — 142 с.
  10. Безруких А.В., Пилявина О. М. Архетипы в психотерапии [Электронный ресурс]
    / А. В. Безруких, О. М. Пилявина. — 2014. — Режим доступа: http://www.jungland.ru/node/1115,
    свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  11. Биркхойзер-Оэри С. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке [Текст]
    / С. Биркхойзер-Оэри. — М.: Когито-Центр, 2010. — 256 с.
  12. Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой [Текст] / Л. Бурбо.
     — М.: София, 2013. — 224 с.
  13. Вакуров А. Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение
    концепции. [Электронный ресурс] / А. Вакуров. — 2014. — Режим доступа:
    http://vakurov.ru/site/index.php? option=com_content&task=view&id=746&Itemid=51,
    свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  14. Васильев Л. Таинственные явления человеческой психики [Текст] / Л. Васильев.
     — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — 120
    с.
  15. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись
    ко мне передом… [Текст] / И. В. Вачков. — М.: Генезис, 2011. — 288 с.
  16. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире [Текст] / Е. Весельницкая. — СПб.:
    Фонд «Лики культур», 2000. — 160 с.
  17. Вспоминая, поддерживаем жизнь [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа:
    http://narrlibrus.wordpress.com/2009/01/25/remembering-lives/, свободный.
     — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  18. Галимзянова М. В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого
    [Текст]: дис… канд. психол. наук: 19.00.13. / М. В. Галимзянова. —
    СПб., 2006. — 327 с.
  19. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку
    уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В. И. Гарбузов.
     — СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
  20. Грейвс Р. Белая Богиня [Текст] / Р. Грейвс. — М.: У-Фактория, АСТ, 2007.
     — 656 с.
  21. Гуленко В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике
    [Текст] / В. В. Гуленко, В. П. Тыщенко. — Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та,
    1997. — 270 с.
  22. Жалевич А. Сокровища мировой мудрости. Теории, практики, советы [Текст]
    / А. Жалевич. — М.: Эксмо, 2013. — 768 с.
  23. Жуковский В. А. Сказки [Текст] / В. А. Жуковский. — Петрозаводск: Карелия,
    1982. — 120 с.
  24. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям
    о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет [Текст] / Т.Д.
    Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2011. — 128 с.
  25. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мужские сказки: тайный шифр. [Текст] / Т.Д.
    Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2013. — 334 с.
  26. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Он и Она: тайный шифр сказки отношений [Текст]
    / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2012. — 286 с.
  27. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
     — СПб.: Речь, 2014. — 272 с.
  28. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] /
    Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2010. — 240 с.
  29. Зыгмантович П. В. Тайны взаимоотношений, Или как любить долго и счастливо
    [Текст] / П. В. Зыгмантович. — СПб.: Речь, 2010. — 304 с.
  30. Игонин А. Л. Общество Анонимных Алкоголиков и перспективы его деятельности
    в России (обзорное сообщение) [Текст] / А. Л. Игонин // Наркология. — 2007.
     — № 1. — С. 54-58.
  31. Изард Э. К. Психология эмоций [Текст] / Э. К. Изард. — СПб: Питер, 2007.
     — 464 с.
  32. Ильин Е. Эмоции и чувства [Текст] / Е. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 784
    с.
  33. Калина Н.Ф., Тимощук И. Г. Основы юнгианского анализа сновидений [Текст]
    / Н. Ф. Калина, И. Г. Тимощук. — М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. — 304 с.
  34. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла [Текст]
    / А. Н. Капустина. — СПб.: Речь, 2014. — 104 с.
  35. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов [Текст] / Дж.
    Келли. — СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  36. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш.
    учеб. заведений [Текст] / Б. А. Маршинин, М. В. Голубев, Н. Н. Ямщикова и
    др.; Под ред. Б. А. Маршинина. — М.: Академия, 2002. — 224 с.
  37. Книзе О. А. Метамодель [Электронный ресурс] / О. А. Книзе. — 2005. — Режим
    доступа: http://knjazna.livejournal.com/65282.html, свободный. — Загл.
    с экрана. — Яз. рус.
  38. Книзе О. А. Метамодель: место мира или место в мире [Электронный ресурс]
    / О. А. Книзе. — 2005. — Режим доступа: http://knjazna.livejournal.com/65634.html,
    свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  39. Книзе О. А. Мужское и женское в социальных функциях. [Электронный ресурс]
    / О. А. Книзе. — 2007. — Режим доступа: http://knjazna.livejournal.com/209701.html,
    свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  40. Книзе О. А. Мужское и женское, часть вторая. [Электронный ресурс] / О.А.
    Книзе. — 2007. — Режим доступа: http://knjazna.livejournal.com/209933.html,
    свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  41. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития
    личности [Текст]/ С. Кови. М.: Альпина Паблишер, 2014. — 378 с.
  42. Козлов Н. И. Черты характера [Электронный ресурс] / Н. И. Козлов. — 2014.
     — Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/cherty_lichnosti,
    свободный. — Загл. С экрана. — Яз. Рус.
  43. Колакоглоу К. Сказочный проективный тест для исследования личности детей:
    Руководство [Текст] / Карина Колакоглоу; [Пер. с англ., адапт. и предисл.
    Е. А. Савиной]. — М.: Когито-центр, 2003. — 214 с.
  44. Корни Иггдрасиля: Volsunga saga/Пер. Ярхо Б.И. [Текст] — М.: Терра, 1997.
     — 258 с.
  45. Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем
    [Текст] / С. Криппнер, Д. Диллард. — М.: Издательство Трансперсонального
    Института, 1997. — 172 с.
  46. Кузина С. Тайны памяти-3: Почему воспоминания лгут? [Электронный ресурс]
    / С. Кузина. — 2010. — Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24589.3/757553,
    свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  47. Кутузова Д. Работа в сообществах: нарративный подход (материалы работ
    М. и Ш. Уайт, Д. Денборо и др.) [Текст] /Д. Кутузова// Консультативная
    психология и психотерапия. — 2007. — № 4.
  48. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. [Текст] / К. Леонгард.
     — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 541 с.
  49. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е.
    Личко. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург:
    Речь, 2009. — 256 с.
  50. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у респондентов [Текст]
    / А. Е. Личко. — М.: ООО АПРЕЛЬПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416
    с.
  51. Лосев А. Ф. Диалектика мифа [Текст] / А. Ф. Лосев. — М.: Правда, 1990.
  52. Лоуэн А. Депрессия и тело [Текст] / А. Лоуэн. — М.: Психотерапия, 2010.
     — 312 с.
  53. Любимов А.Ю. Мета-модель: новая редакция [Текст] / А.Ю. Любимов// Вестник
    НЛП. — 2006. — № 14.
  54. Макаров В., Макарова Г. Транзактный анализ — восточная версия [Текст]
    / В. Макаров, Г. Макарова. — М.: Академический Проект, Альма Матер, 2008.
     — 400 с.
  55. Марков В. А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса)
    [Текст] / В. А. Марков. // Тыняновский сборник: Четвертые тыняновские чтения.
     — Рига: Зинатне, 1990. — С. 133-145.
  56. Наговицын А.Е., Пономарева В. И. Типология сказки [Текст] / А. Е. Наговицын,
    В. И. Пономарева. — М.: Генезис, 2011. — 336 с.
  57. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание подготовили
    Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков [Текст] / А. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1985.
     — Т. 2. — 465 с.
  58. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание подготовили
    Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков [Текст] / А. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1985.
     — Т. 3. — 495 с.
  59. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание подготовили
    Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков [Текст] / А. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1984.
     — Т. 1. — 511 с.
  60. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под
    ред. Б. С. Братуся. — Т. 4. Внимание [Текст] /М.В. Фаликман. — 2-е изд.,
    стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 480 с.
  61. Платонов А. Иван Бесталанный и Елена Премудрая [Текст] / А. Платонов //Справедливые
    сказки. — М.: Волшебная страна, 2014. — 128 с.
  62. Применение телесно-ориентированных методов для лечения больных нервно-психическими
    расстройствами. Пособие для врачей и психологов [Текст] — СПб.: СПб НИПНИ
    им. В. М. Бехтерева, 2008. — 56 с.
  63. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт,
    2009. — 128 с.
  64. Пропп В. Я. Русская сказка [Текст] / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2008.
     — 384 с.
  65. Пушкин А. С. Сказки [Текст] / А. С. Пушкин. — М.: НИГМА, 2012. — 80 с.
  66. Райх В. Анализ характера [Текст] / В. Райх. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс,
    2000. — 528 с.
  67. Свирепо О.А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии
    [Текст] / О. А. Свирепо, О. С. Туманова. — М.: Речь, 2004. — 270 с.
  68. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] /Е.В.
    Сидоренко. — Спб.: Речь, 2010. — 350 с.
  69. Смирнов С. Как бросить курить во сне. [Электронный ресурс] / С. Смирнов.
     — 2013. — Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26027/2945542, свободный.
     — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  70. Спивак Л И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика,
    психофизиология [Текст] / Л И. Спивак, Д. Л. Спивак // Сознание и физическая
    реальность. — 1996. — Т. 1. — № 4. — С. 48-55.
  71. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. Пер.
    с англ [Текст] / М. Уайт. — М.: Генезис, 2010. — 326 с.
  72. Франц М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок [Текст] / М.-Л.
    Франц. — М.: Б.С.К., 2004. — 364 с.
  73. Фрейд З. Толкование сновидений [Текст] /З. Фрейд. — М.: Азбука-классика,
    2009. — 512 с.
  74. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. / Дж.Дж.
    Фрэзер / Пер. с англ. М. К. Рыклина. — М.: Академический проект, 2012.
     — 864 с.
  75. Что такое «семейный сценарий» [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа:
    http://medcentrnorma.ru/archives/5824, свободный. — Загл. с экрана. — Яз.
    рус.
  76. Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные
    тайны, годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
    [Текст] / А. А. Шутценбергер. — М.: Издательство Института психотерапии.
     — 2005. — 256 с.
  77. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях [Текст]
    / К. П. Эстес. — К.: София, 2014. — 448 с.
  78. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов [Текст] / К. Г. Юнг. [Пер. с англ.]
     — К.: Port-Royal, 1996. — 384 с.
  79. Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки [Текст] / П. И. Яничев.
    // Журнал практического психолога. — 1999 — № 10-11. — С. 27-37.
  80. Bastick T. Intuition, how we think and act [Text] / T. Bastick. — Chichester
    and New York: Wiley, 1982. — 494 p.
  81. Beck А.Т., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An Inventory for
    Measuring Depression [Text] / А.Т. Beck, C.H. Ward, M. Mendelson, J. Mock,
    J. Erbaugh // Archives of General Psychiatry. — 1961. — Vol.4. — June.
  82. Bettelheim B. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy
    Tales [Text]/ B. Bettelheim. — Thames and Hudson, 1976.
  83. Beverly E. Healing Your Emotional Self: A Powerful Program to Help You
    Raise Your Self-Esteem, Quiet Your Inner Critic, and Overcome Your Shame
    Paperback [Text] / E. Beverly. — Princeton, N.J.: Recording for the Blind
    & Dyslexic, 2006. — 259 p.
  84. Budzynski T.H. Some application of biofeedback-produced twilight states.
    In T. X.Barber (Ed.), Advances in altered states of consciousness & human
    potentialities (Vol. 1) [Text] / T.H. Budzynski. — New York: Psychological
    Dimensions, 1976. — Pp. 103-112.
  85. Dieckmann H. Twice-Told Tales: The Psychological Use of Fairy Tales [Text]
    / H. Dieckmann. — Illinois: Chiron Publications, 1986.
  86. English F. Transaktions Analyse. Gefule und Ersatzgefule in Beziehungen
    [Text] / F. English. — Hamburg: Herausgegeben von Michael Paula. Iskopress,
    1991.
  87. Feinstein D., Krippner S. Reconciling transcendent experiences with the
    individual’s evolving mythology [Text] / D. Feinstein, S. Krippner // The
    Humanistic Psychologist. — 1994. — № 22. — Pp. 203-227.
  88. Ferenzi S. La psychologie du conte [Text] / S. Ferenzi // Psychoanalyse
    II: Oeres Comletes 1913-1919. Paris: Payot, 1970.
  89. Green E.E., Green A.M., Walters E.D. Voluntary control of internal states:
    Psychological and physiological [Text] / E.E. Green, A.M. Green, E.D. Walters
    // Journal of Transpersonal Psychology. — 1970. — № 2. — P. 9-26.
  90. Kaes R. Contes et Divans (Fairy tales and couches) [Text] / R. Kaes. —
    Paris: Dunod, 1989.
  91. Karpman S. Fairy tales and script drama analysis [Text] / S. Karpman //
    Transactional Analysis Bulletin. — 1968. — № 7(26). — Pp. 39-43.
  92. Kris E. The personal myth: A problem in psychoanalytic technique [Text]
    / E. Kris. //Journal of the American Psychoanalytic Association. — 1956.
     — № 4. — С. 653-681.
  93. McLeester D. Welcome to magic theater: A handbook for exploring dreams
    [Text] / D. McLeester. — Worcester, MA: Saltus Press, 1976.
  94. Pieracci M. The Mythopoesis of Psychotherapy [Text] / M. Pieracci // The
    Humanistic Psychologist. — 1990. — № 18. — Pp. 208-224.
  95. Roheim G. Fairy tales and dream. In The Psychoana lytic Study of the Child.
    Vol. III. [Text] / G. Roheim. — New York: Internation’ al Universities
    Press, 1953.
  96. Schwartz K.E. A psychoanalytic study of the fairy tale [Text] /K.E. Schwartz//American
    J. Of Psychotherapy. — 1956. — № 10. — P. 740-762.
  97. Shapiro R., Katz C.L. Fairytales, splitting and development [Text] / R.
    Shapiro, C.L. Katz.//Contemporary Psychoanalysis. — 1978. — № 14 (4). —
    P. 591-602.
  98. Suryani L.K., Jensen G.D. Trance and Possession in Bali: A Window on Western
    Multiple Personality, Possession Disorder, and Suicide [Text] / L.K. Suryani,
    G.D. Jensen. — Oxford University Press, 1994.

Из научной работы на тему «Коррекция негативных личностных качеств на
основе сказочных историй» также можно прочитать:

  • введение в проблему
  • выводы по результатам исследования

Научная работа

 Защита ВКР по психологии, личный опыт » 2015-01-09 14:22:00

Однако, защитилась. По итогам вполне прилично, в процессе весьма странно. Начали за упокой, закончили за здравие: когда председате…

Научная работа

 Проживание сказок в личном мифе и компенсация акцентуаций характера » 2014-10-09 17:34:00

Проживание сказок действительно позволяет скомпенсировать акцентуации характера.
Интересно было бы только сравнить для чистоты экс…

Научная работа

 Самооценка эффективности рабочего процесса в сказкотерапии » 2014-06-02 16:07:00

Эту бы энергию да в мирных целях © 25 человек в рабочем процессе — это, оказывается, намноооого меньше, чем я способна оприключени…

Научная работа

 Проблемы методической базы исследования личного мифа » 2014-05-30 03:06:00

Личный миф — это абсолютно волшебный метод, как я считала, когда его применяла сама, когда меня учили его применять к другим, и ко…

Научная работа

 Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй » 2014-05-06 13:19:00

В связи с тем, что от обучения мне остались только ГОСы, научно-исследовательская практика и выпускная квалификационная работа. Ку…

Все записи →

Тема выпускной квалификационной работы: Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй. Исследование проводилось в 2014 году. Заметки накопились в ходе научной работы. Черты личности (свойства личности, личностные черты, личностные качества) – черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее – глубинные) особенности. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностные, ситуативные проявления. Анализ масок, прикрывающих травматические модели позволяет сделать вывод, что существует взаимосвязь между раннедетскими травмами (по Л. Бурбо) и склонностью к формированию определенных негативных личностных качеств.

Вы можете обсудить эту тему на форуме.


  • Прополят грядки как пишется
  • Прописью 1480 как пишется
  • Прописью семьдесят пять тысяч рублей как пишется
  • Проповедовать или проповедывать как пишется
  • Пропишет как пишется правильно