Пропасть ввиду засухи как пишется

Слайд 1тема урока система частей речи в русском языке презентация учителя русского языка и литературы мовчан марии юрьевныслайд 2повторим части

Слайд 1

Тема урока Система частей речи в русском языке Презентация учителя русского языка и литературы Мовчан Марии Юрьевны

Слайд 2

Повторим ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 3

Укажите имена существительные общего рода Вестибюль Регби Молодёжь Выскочка

Слайд 5

Укажите притяжательные прилагательные Весёлый Мамин Шоколадный Оловянный

Слайд 7

Укажите переходный глагол в прошедшем времени Работает Любит Бежал Вязал

Слайд 9

Укажите собирательное числительное Две пятых Полтораста Семеро Пятьдесят третий

Слайд 11

Укажите неопределённое местоимение Сколько Некоторые Себя Нечего

Слайд 13

Укажите отрицательное наречие Сгоряча Нигде Кое-где Туда

Слайд 16

Части речи имеют общие признаки Семантические (общее грамматическое значение Морфологические (набор признаков) Синтаксические (функция в предложении)

Слайд 19

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания Когда увид…ла мать что уже сыны её сели на к…ней она кинулась к м…ньш…му у которого в чертах лица выр…жалось более какой (то) нежности она схватила его за стремя она пр…липла к седлу его и с отчаян…ем в глазах (не) выпускала из рук своих.

Слайд 20

Заполните в тетради таблицу примерами из записанного предложения Самостоятельные (знаменательные) Служебные

Слайд 21

Отличай союзы от других частей речи! Чтобы (союз) Союз всегда пишется слитно Я хочу, чтобы ты дал мне совет. Что бы (местоимение с частицей) Всегда пишется раздельно Я спросил, что бы мне почитать об этом

Слайд 22

Тоже, также (союзы) ЖЕ в союзах нельзя опустить Я тоже это прочитал То же ( местоимение с частицей) Так же (наречие с частицей) Же можно опустить без изменения смысла предложения Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так же спокойно и в то (какое?) же время торжественно, как эти двое.

Слайд 23

Зато (союз) Зато = но Встретиться не удавалось , зато письма писали часто За то (местоимение с предлогом) Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам. тебе не по силам

Слайд 24

Потому, оттого (союз) Мне грустно , потому что весело тебе. По тому, от того (местоимение с предлогом) Вы не должны судить меня по тому , что я делаю.

Слайд 25

Различай предлоги и омонимичные части речи предлоги В течение (в продолжение) всего года он усердно занимался. существительные В течении реки много поворотов.

Слайд 26

В заключение (= под конец) статьи были подведены итоги. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. Вследствие (= ввиду) засухи река обмелела. В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Слайд 27

предлоги Несмотря (на) Пошли в поход, несмотря на непогоду деепричастия Не смотря Шел, не смотря себе под ноги

Слайд 28

Выполните практические задания

Слайд 29

Задание № 1 Распределите на две группы Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.

Слайд 30

Задание №2 Составить предложения с союзами тоже, чтобы, притом и омонимичными словами то же, что бы, при том.

Слайд 31

Задание №3 Решите тест ЕГЭ 1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. 2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. 3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. 4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды ТАК(ЖЕ), как и литературное творчество.

Слайд 32

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому? 2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки. 3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека. 4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

Слайд 33

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ. 2) Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ)время ее считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги. 3) Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ)необходима человеку. 4) Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его

Слайд 34

Домашнее задание Учить конспект. Индивидуальные задания: определить все слова как части речи (карточка).Дополнительно: читать параграф 6 введения http://rusgram.ru/sites/default/files/liter/person/morphology.pdf Повторять параграфы 32, учить план морфологического разбора на стр. 109.Упражнения 168,176, 180 выполнить по заданию. Выполнить морфологический разбор двух существительных (индивидуально)

Слайд 35

Информационные ресурсы Обобщающее повторение частей речи http://www.myshared.ru/slide/376563/ Морфологический разбор и признаки частей речи http://www.myshared.ru/slide/376520/ Маркасова Е.В., Спивакова Л.А. ОМОНИМИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКАhttp://www.gramma.ru/RUS/?id=6.67 Федотова Г.В. Слитное, дефисное, раздельное омонимичных частей речи. http://www.myshared.ru/slide/602145/

Процесс формирования голоса у человека происходит в голосовом аппарате, где движение воздуха запускается в энергетическом отделе – легких, и проходя сквозь резонаторный и артикуляционный отделы, превращается в голос.  В образовании голоса участвуют брюшные и дыхательные мышцы грудной клетки с диафрагмой. В его формировании – голосовые связки, расположенные в гортани, а за артикуляцию отвечает ротовая и носовая полости. Весь процесс управляется и контролируется ЦНС – все просто.

Виды нарушений голоса

Обобщенное понятие определяет виды частичного (дисфония) нарушения или полного (афония) отсутствия фонации. Афония, как потеря голоса, помимо шепота, ничем другим не характеризуется. Дисфония имеет более широкий спектр:

  • по громкости – тихий или слишком громкий голос;
  • по высоте тона – слишком низкий или чрезмерно высокий (фальцет);
  • по тембру – охриплый, осиплый голос, монотонный или лающий;
  • по резонансу.

От нарушений голосовой функции чаще всего страдают:

  • люди, чья профессия связана с интенсивной эксплуатацией голосоречевого аппарата;
  • подростки во время полового созревания;
  • дети и взрослые с нарушениями речи – ринолалия, дизартрия, заикание.

Причины сиплого голоса или его потери

Все причины голосовых нарушений делятся на 2 категории по наличию либо отсутствию структурных трансформаций голосового аппарата:

  1. Органические причины – объединены физиологическими нарушениями органов, участвующих в образовании и формировании голоса, включая ЦНС и головной мозг
  2. Функциональные – все расстройства голоса, не связанные с повреждением органов.

И те, и другие нарушения разделяются по центральному и периферическому признаку.

Хронический ларингит – одна из самых распространенных причин голосовых нарушений.

Органические

Среди органических предпосылок основную долю голосовых нарушений занимают патологии периферического характера, обусловленные воспалениями или физиологическими изменениями органов голосового аппарата:

  • Ларингиты в хронической форме
  • Термические и механические повреждения гортани
  • Узелки складок
  • Новообразования в гортани
  • Рубцы после хирургического вмешательства, стенозы
  • Другие последствия хирургических операций на гортани.

Функциональные причины

Причины, по которым нарушения голоса не связаны с повреждением органов голосообразования, называются функциональными, и также разделяются на центральные и периферические.

Независимо от причин, вызвавших охриплость и потерю голоса, в курс медикаментозного лечения целесообразно включать комплексный препарат Гомеовокс. Сбалансированный состав лекарственных трав обеспечивает смягчающее и противовоспалительное действие на гортань и голосовые связки.

Различные стрессовые ситуации и обстоятельства могут так повлиять на психологически и эмоционально неустойчивых людей, что их нервная система отреагирует нарушением голосовой функции.

Последствием сильных и продолжительных нагрузок на голосовой аппарат может стать фонастения, результатом которой является нарушение работы различных частей голосоречевого аппарата – дыхательной, резонаторной или артикуляционной.

Нарушения фонастенического типа характеризуются осиплостью и першением в горле, частичной потерей параметров голоса – тембра, тональности, громкости. Быстрое голосовое утомление наступает при обычных голосовых нагрузках. Причинами появления расстройств чаще всего являются перенапряжение связок и несоблюдение полного покоя для голосовых связок в период лечения заболеваний горла и дыхательных путей.

Мутационная дисфония относится к периферическим функциональным расстройствам голосовых функций в подростковом возрасте.   Наиболее частые причины мутационной дисфонии:

  • Респираторные инфекционные заболевания – ларингит и ларинготрахеит затрагивают голосовые связки и провоцируют патологическое развитие всего аппарата.
  • Чрезмерное напряжение голоса – в период подростковой мутации гортани грозит фиксации функциональных нарушений, выражающихся в охриплости голоса. Риску таких патологий подвержены подростки, игнорирующие в этот период физиологические рамки своего голоса, а также – усиленно практикующие вокал.
  • Психогенный фактор – нервно-психические патологии на фоне эмоциональных переживаний и потрясений, астенический синдром и просто – подростковая склонность к общению на повышенных тонах переходящем в крик – все это приводит к функциональной дисфонии и устойчивой охриплости голоса.
  • Расстройства эндокринной системы – неправильная выработка гормонов может сказаться на формировании у подростков хрипоты в голосе.

В подростковый, пубертатный период следует особо заботливо и бережно относиться к своему голосу.

Проявления нарушений

На симптоматику голосовых нарушений влияет характер причин – органический или функциональный.

Органические:

  • Боль и першение в гортани, голос сипнет, а при острых формах может и вовсе пропасть – ввиду неплотного смыкания связок. Это последствия воспалительного процесса при ларингите.
  • Возникшие в гортани новообразования, как доброкачественные, так и злокачественные – имеют свойство расти, и по мере роста оказывают влияние на голос – он становится хриплым, слабым или вовсе пропадает. Полная потеря голоса – нередкий случай после операции на гортани по удалению новообразований.
  • Потеря голоса – распространенное проявление парезов и атрофических параличей гортани. Как минимум, такие клинические показания характеризуются осиплостью голоса, изменением его тембра и угнетением силы.
  • Тихий, монотонный, сиплый голос – характерный признак органических нарушений, вызванных анартрией или дизартрией.

Функциональные:

  • Охриплость голоса, быстрая утомляемость связок плюс боли в шее – таковы признаки фонастении, являющейся наиболее распространенным голосовым расстройством функционального типа.
  • Осиплость голоса, вплоть до шепота – характерны для такого заболевания как парез гортани.
  • Грубый, глухой, сиплый голос проявляется у человека, страдающего спазмами гортани.
  • Изменения тембра голоса в сторону более хриплого и грубого, или напротив – чрезмерно высокого, характерны для патологии при естественной мутации. Срыв голоса в подростковом возрасте грозит дальнейшей фиксацией таких нарушений.

Осиплость и охриплость голоса – основные признаки функциональных расстройств голосового аппарата. Афония, как потеря голоса, встречается реже, чем при нарушениях анатомического характера.

Диагностика


Поставить точный диагноз могут врачи профильных специальностей:

  • Отоларинголог – изучает анамнез, проводит осмотр и ЛОР-диагностику на предмет физиологических изменений или воспалительных процессов в органах, составляющих голосовой аппарат. В его “арсенале” такие исследования, как ларингоскопия, стробоскопия, рентген и МСКТ.
  • Логопед или специалист более акцентированного на голосе направления – фонопед, изучают функциональные особенности нарушений и составляют стратегию коррекции.

Лечение нарушений голоса

Медикаментозное лечение при нарушениях голоса применяется при наличии воспалений.

Стратегия коррекции голосовых нарушений зависит от результатов диагностики и, соответственно – причин голосовых расстройств. Физиологические причины охриплости или осиплости голоса устраняются рядом медицинских мероприятий:

  • мануальная терапия передней стороны шеи;
  • ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • курс общеукрепляющего лечения.

В рамках курса лечения высокую эффективность показывают препараты, специально разработанные для восстановления голоса, такие как Гомеовокс. Их действие с первых дней применения благотворно сказывается на восстановлении функций гортани и голосовых связок, а состав не имеет возрастных ограничений и сочетается с любыми лекарствами.

Важнейшим фактором в эффективности логопедического восстановления нарушений голоса является своевременность ее применения для исключения психологической и физиологической фиксации патологий. Проще говоря, чем раньше запущен процесс восстановления голосовых функций логопедическими методами – тем они эффективней. Таких методов достаточно:

  • восстановление правильного дыхания;
  • психотерапевтический курс;
  • дыхательные и артикуляционные упражнения;
  • формирование скоординированности между фонацией и артикуляцией фонопедическими упражнениями.

В среднем, продолжительность восстановления голоса составляет от 2-х до 4-х месяцев при строгом соблюдении всех предписанных процедур и голосового режима. Итогом восстановления считается голос нормальной силы без признаков утомляемости и дискомфорта, с правильно поставленным дыханием.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Диктант на тему деепричастие 6 класс

Диктант на тему деепричастие 6 класс

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

2.Пишется одна буква н.

а) Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в) Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

3.Пишется буква я.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а) Совершенного вида

б) Несовершенного вида

6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а) Бечевка – е в корне слова (бечева)

б) Подожженный – страдательное причастие прошедшего времени

в) Сгущенка – е под ударением в суффиксе существительного

г) Плащом – о под ударением в окончании существительного

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

— Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а) Сильно не/доумевая

б) Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г) Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а) Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г) Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а) Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в) Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г) Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а) Варить, варивший, варившись

б) Положить, положив, положенный

в) Устроить, устроив, устроивший

г) Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а) Средство связи предложений – однокоренные слова

б) Тип речи – рассуждение

в) Способ связи предложений – параллельный

г) Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.
  1. 2.Дефис не пишется.
  1. 3.Пишется о.
  1. 4.Пишется одна н.

а) На улице безветре..о.

б) Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в) Эта девушка несдержа..а.

г) Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а) Стало тише на опушке леса.

б) Все жалобней выл щенок.

в) Брат выше сестры.

г) Они жили дальше от школы.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а) Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б) Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в) Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г) Наречие никогда не выступает в роли определения.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)

Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

  1. 2.Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

3. Найдите подчинительный союз:

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

  1. 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)

Контрольный диктант

№7 по теме «Частица»

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Урок русского языка ‘Деепричастие’ (6 класс)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый.

активизировать знания по теме «Деепричастие»;

формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота,

определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями,

находить суффиксы деепричастий,

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала,

работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

формировать языковое чутье, лингвистическую интуицию;

просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

1. Организационный момент. Формулирование темы и цели урока.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- путешествие. На протяжении довольно долгого времени мы работали с разделом лингвистики «Морфология». И вот сегодня — своеобразное подведение итогов.

— Какую часть речи мы изучили? (Деепричастие)

— Как можно сформулировать тему заключительного урока? (разные варианты)

— Тему сегодня мы сформулируем необычно, у нас же путешествие!(Слайд 1)

В стране изученных деепричастий.

-Чем мы будем заниматься на уроке, как вы думаете?

1) обобщим сведения о деепричастии

2) закрепим знания о правописании этой особой формы глагола

3) поговорим о выделении деепричастий и деепричастных оборотов на письме

4) потренируемся употреблять деепричастия в речи…

Результатом нашей работы должны стать прочные знания по данной теме, которые пригодятся вам не только для сдачи экзамена, но и помогут найти себя в дальнейшей взрослой жизни.

— Каждый раздел повторения, т.е. каждый этап урока имеет свой эпиграф, который отражен в презентации. Это поможет вам заполнять оценочный лист в течение нашего путешествия. Итак, в путь!

Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский (СЛАЙД №2).

2. Актуализация прежних знаний.

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам «Деепричастие».

Что называется деепричастием?

Какие признаки глагола имеет деепричастие?

Как изменяется деепричастие?

Что называется деепричастным оборотом?

Какова синтаксическая роль деепричастия?

Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Как образуются деепричастия совершенного вида?

Как пишутся деепричастия с НЕ?

3. Основная часть.

Теорию вы знаете хорошо, а вот умеете ли применять свои знания на практике?!

Проверка домашнего задания.

Нужно было составить и записать текст, используя деепричастия и деепричастные обороты (5-7). 2-3 ученика читают свои тексты.

— С домашним заданием вы справились. Конечно, не все ваши тексты пока еще могут быть напечатаны в журналах и учебниках! Но мы учимся. Давайте сейчас обратимся к тексту писателя М.Горького. Можно не сомневаться, что его рассказ мя примем за образец.

Перед вами текст (СЛАЙД №3).

Работа с текстом. Задание: прочитать текст, определить стиль и тип речи, найти деепричастия; доказать, что они относятся к данной части речи. Аргументируйте.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы.

Ветер, заигрывая, ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом.
(М. Горький)

-Выпишите из данного текста 3 словосочетания, которые вам больше всего понравились. Обозначьте главное слово, определите тип словосочетания.

Повторим орфографию. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица ( СЛАЙД № 4).

Проверка работы (Слайд 6,7)

Учитель: А теперь ответьте мне на вопрос. Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия?

Следующее задание — графический диктант (Слайд 8). Необходимо выписать суффикс и определить вид деепричастия.

Проверяем. (Слайд 9)

Повторение правила «НЕ с глаголами и деепричастиями».

Следующее задание графический диктант — вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с деепричастиями. Слитно — плюс. Раздельно — минус.

— Выполнили, проверим (Слайд 10).

Вспомним пунктуацию. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский ( СЛАЙД № 11).

Учитель: Деепричастия очень дружелюбные части речи, они нередко появляются со своими верными слугами — зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот).

Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

Тяжело, передвигаясь, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.

Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.

Выпишите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

Учитель: А теперь задание для самых внимательных. (СЛАЙД № 13). Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море поднимается, синея
Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея
Зовет меня к скалистым берегам,
Где море поднимается, синея,
К пустынным и далеким небесам.

Проверим умение правильно употреблять деепричастия. Хорошие речи приятно и слушать. Пословица ( СЛАЙД № 14).

Игра «Подскажи словечко». ( СЛАЙД № 15).

Дружба как стекло, … не сложишь. (разбив)

Не … броду не суйся в воду. (зная)

Не … несчастья, счастья не увидишь. (узнав)

Если учащиеся затрудняются, есть подсказка на следующем слайде 16.

«Аукцион фразеологических оборотов». (Слайд 17).

Даны фразеологизмы и их значения. Но их перепутали. Ваша задача — подобрать к каждому фразеологизму его значение (Устно).

Работать хорошо — сломя голову

Работать плохо — не солоно хлебавши

Бежать быстро, (мчаться) — засучив рукава

Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого — спустя рукава

Придумайте и запишите предложение, используя один из фразеологизмов.

— Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

— Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).

Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось.

Первое предложение разбираем устно, а второе письменно, деепричастие выделить.

-Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте попробуем исправить эти ошибки.

Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.

Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

1 и 2 предложения разбираем вместе устно, а третье самостоятельно записать.

Учитель: Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Слайд 20. Будьте внимательны. Желаю удачи!

Подведение итогов. Рефлексия

Мне стало известно, что.

Меня особенно привлекло и заинтересовало.

Я полностью понимаю, что.

То, что мне стало известно, может повлиять на.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его!

Диктант 6. Темы «Наречие» и «Деепричастие»

Ярко-красный автомобиль; по-другому думаешь; древнерусский язык; полкласса в друзьях; во-первых, сказал…; кто-нибудь поможет; Юго-Восточная Азия; отрежьте пол-лимона; кого-то попросишь; бело-розовый зефир; сделал волей-неволей; пробежал полдистанции; по-прежнему скучаю; англо-русский словарь; исходил пол-Петербурга; кое с кем встретишься; железнодорожная станция; кисло-сладкий апельсин; чёрно-белый телевизор; по-дружески поддержал; северо-западный ветер; давным-давно знаешь; нежно-лиловая сирень; древнегреческий эпос; кое-кому позвонишь; проплыл полбассейна.

Диктант 7. Темы «Наречие» и «Деепричастие»

По-зимнему холодно; настроен по-деловому; в десятых числах декабря; сделал волей-неволей; где-то забыл; обратился по деловому вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко; читаю по-английски; куда-либо отправишься; давным-давно знаешь; видимо-невидимо грибов; живёшь бок о бок со школой; повторил точь-в-точь; по-моему; ты по-заячьи труслив; откуда-нибудь приедешь; расположены справа налево; говоришь по-французски; по летнему времени; крепко-накрепко запомни.

Диктант 8. Темы «Наречие» и «Деепричастие»

Мальчонка, шёпот, горячо, задачей, чёлка, бельчонок, ещё, врачом, шоколад, умоляюще, шорох, лучом, свежо, с товарищем, свечой, бочонок, сверчок, малышом, большой, меньшего, грачом, дачей, певуче, медвежонок, на плечо, алычой, угрожающе, лучшего, ежовый.

Диктант 9. Темы «Наречие» и «Деепричастие»

Решение задач; вышла замуж; фальшь в голосе; отрежь хлеба; непромокаемый плащ; слушаешь музыку; становится невтерпёж; учащаяся молодёжь; богатырь могуч; сияешь от удовольствия; посетишь галерею; упадёшь навзничь; солнечный луч; нервная дрожь; ударил наотмашь; пытаешься понять; зеленеет плющ; небо без туч; работает на комбинате; ешьте аккуратнее; хорош гусь; распахнуться настежь; из печи калач горяч.

Диктант 10. Темы «Наречие» и «Деепричастие»

Некто, ничем, негде, никакой, никому, нечто, некуда, никем, некогда, некоторый, никто, несколько, незачем; ничто, некого, нигде, нисколько, нечем, никого, никуда, некому, некем, никогда.

Диктант 11. Темы «Наречие» и «Деепричастие»

Бок о бок, с налёту, никак, видимо-невидимо, квитанция, вмиг, под силу, возражение, давным-давно, до смерти, конверт, нисколечко, мало-помалу, мельком, налету, на миг, поражение, на глазок, точь-в-точь, на ходу, эпидемия, неистово, волей-неволей, необузданно, ничуть, на скаку, комбинат, нимало, по двое, почтальон, с разбегу, штемпель.

Диктант 12. Тема «Служебные части речи»

Не у кого узнать; ему нездоровится; непересекающиеся прямые; не переставая; не отказывайся; узнал впоследствии; не с кем поиграть; по прибытии поезда; не прийти из-за болезни; прямая осанка; не высохшие после дождя лужи; вследствие непогоды; невыученные уроки; междугородный телефон; не порежьтесь ножом; невелика потеря; по окончании матча; ждать в течение часа; не высокий, а коренастый боксёр; для того чтобы; непородистая собака; согласно договорённости; домик невысок; вопиющая неграмотность; как будто; не пишите некрасиво; масса впечатлений.

Диктант 13. Тема «Служебные части речи»

Никто не виноват; не двигаясь с места; ни с кем не ссоришься; ничья собака; ни о чём не договорились; нигде не нашёл; нисколько не трудно; ни слова не говоришь; дождь льёт не переставая; ничто не беспокоит; недоумевая; ничем не занят; ни перед кем не отчитываешься; никому не говори; ни один не ушёл; ни о ком не спрашивай; ни в чём не сомневаешься; не сделав; никого не беспокой; никуда не уходи.

Диктант 14. Тема «Служебные части речи»

Направились навстречу приехавшим; ветер со стороны моря; неурожай вследствие засухи; обмотал провод изолентой в целях безопасности; антенна наподобие тарелки; напишу в течение дня; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приёма на работу; познакомимся поближе в продолжение путешествия; отказать ввиду отсутствия мест; вымой посуду вместо меня; опоздал по причине поломки автобуса; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.

Диктант 15. Словарные слова

Кованый, на скаку, аквариум, паром, резиденция, на миг, бассейн, священный, бок о бок, благодаря тому что, претензия, вмиг, тренироваться, волей-неволей, впоследствии, комбинат, на совесть, сатира, вследствие того что, подвое, никак, с налёту, выровненный, галерея, ситуация, гимнастика, поразительный, эпидемия, неслыханный, гирлянда, дистанция, жёваный, предварительный, желанный, за границей, изобразить, как будто, квитанция, недосягаемый, классик, по окончании, конверт, кромешный, масса, налету, невиданный, тренер, ничуть, ориентироваться, период, по прибытии, реальный, силуэт, сиять, точь-в-точь, тревога, карикатура, чемпион, фантазия, нечаянный, шевелиться, кросс, почтальон, мало-помалу.

Приложение 2 Индивидуальные задания

Задания по теме «Причастие»

1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

Тайга ист..чала густой запах прелой древ..сины пр..правле..ый ар(а, о)матом плес..ни.

2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, фонетический разбор второго слова первого предложения.

Трава (з, с)г..ба..мая ударами ветра и дождя л..жилась на землю. Тучи охвач..ые синим огнём дрогнули.(М. Горький)

3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

Со..нце перед самым закатом вышло из(за) туч.. покрыва..щих небо.

4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

С выводами с..бирских уч..ных согл..сились приглаш..(н, нн)ые на д..баты эксперты (из)за(руб..жа).

5. Исправить речевую ошибку. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Пред..(е, я)вляемые высокие требования к аб..туриентам (не, ни)отпугнули ж..лающих попытат..ся стать студентами одного из лу..ших вузов страны.

6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить особенности лексики.

Знаменитая Троица Андрея Рублёва посв..ще(н, нн)ая пам..ти пр..подобного Сергия Радонежского стала вопл..щ..(н, нн)ым симв..лом ид..алов духовного ед..нения всеобщей любви и готовности к сам..пожертвованию.

7. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

Древние греки пытавш..еся тем или иным образом об..яснить существующий мир пользов..лись результатами астр..номических наблюдений ег..птян.

8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, записать числительное словами, сделать синтаксический разбор предложения.

Это малюс..нькая деревня со 180 ж..телями прил(е, и)пивш..ся среди скал (не, ни)большого плато.

9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий.

На стене краш..(н, нн)ой под кирпич.. в(е, и)сел понош..(н, нн)ый серый плащ.. .

10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий.

Стриж..(н, нн)ые кусты и (не, ни)высокие дер..вца обр..зуют ведущ..ю к уса(д, т)ьбе а(л, лл)ею.

11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастия, сделать синтаксический разбор предложения.

(Не)напом..нают(ли) вам (не)которые наши уроки Сказку о потер..(н, нн)ом времени

Задания по теме «Деепричастие»

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.

Тарантас в..ехал во двор шурша колёсами по кр..пиве и ост..новился перед крыльцом. (И. Тургенев)

2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, морфологический разбор деепричастия, сделать синтаксический разбор предложения.

Д..ржа кувшин над головой грузинка у(з, с)кою тропой сх..дила к берегу. (М. Лермонтов)

3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, сделать синтаксический разбор предложения.

Тихий голубой плёс м..нил к себе об..щая прохладу и п..кой. (А. Чехов)

4. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.

Сидя за комп..ютером старайтес.. держать спину прямой.

5. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастий, синтаксический разбор предложения.

Тщ..тельно отдел..вая свои произв..дения переж..вая муки творч..ства каждый писатель отводит огромную роль ч..тателю.

6. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.

Сопост..вляя различ..ные редакц..и мы имеем возможность просл..дить труд автора его поиск наибол..е точ..ного слова.

7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, словообразовательный разбор первого существительного, синтаксический разбор предложения.

Художник(аниматор) созд..вая мультипл..кац..о(н, нн)ый фильм словно ож..вляет р..сунки.

8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.

Друг за другом накр..нившись от ветра возвр..щались рыба..кие суда. (В. Некрасов)

9. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия и деепричастия, синтаксический разбор предложения.

Об..рнувшись я увид..ла метрах в двадцати от себя человека г..ган..ского роста стоявш..го возле ф..нтана.(В. Пелевин)

10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия и деепричастия, синтаксический разбор предложения.

Свеж..е ж..рные и масл..(н, нн)ые пятна со светлых тканей можно уд..лить посыпав загр..зне(н, нн)ый уч..сток порошком мела.

Задания по теме «Наречие»

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

С..дели в саду в тени вишен.. б..гато украш..ых ам..тистовыми бусами ягод. (М. Горький)

2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.

Первый утр..ий вет..рок бе(з, с) шор..ха осторожно ш..веля мол..чаем бурыми стебл..ми прошлогодн.. бурьяна проб..жал вдоль дороги. (А. Чехов)

3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать фонетический разбор глагола, морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.

Тесную обувь можно ра(з, с)т..нуть туг.. набив её влажной г..зетной бумагой.

4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения.

Лодка (с)размаху почти до пол..вины в(з, с)ползла на песок (в)месте с волной и пок..чнувшись (на)бок стала а волна ск..тилась назад в море.

5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения.

Дни бегут быстро (в)пр..пры(ж, ш)ку как ш..ловливые дети. (А. Бруштейн)

6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложений.

Со..нце уже зашло но (по)прежнему было жарко.

Мы всегда ж..ли дружно и редко друг на друга об..жались.

7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор наречий, сделать лексический разбор устаревшего слова.

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь буд..т город залож..н

(На)зло надме(н, нн)ому соседу.

8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор одного из наречий, синтаксический разбор предложений, сделать лексический разбор устаревшего слова.

Сл..за тихо круглилась на его зенице и пос..девшая голова его уныло понурилась. (Н. Гоголь)

9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.

Он кр..чал и махал рукою сильнее всех но за стуком и криками рабочих (не)было слышно его слов. (Н. Гоголь)

10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.

Ворота отв..рились и выехало войско. (В)переди выехали ровным ко(н, нн)ым строем шитые гусары. За ними кольчужники потом латники с коп..ями потом все в медных шапках потом ехали особняком лу..шие шляхтичи, каждый одетый (по)своему. (Н. Гоголь)

11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, выписать наречия, сделать морфологический разбор одного из них, сделать синтаксический разбор предложения.

Беше(н, нн)о зв..нела г..тара дробно стуч..ли к..блуки на столе в шкафу дребе..жала посуда а среди кухни огнём пылал Ц..ганок ре..л коршуном разм..хнув руки точ..но крыл..я (не, ни)заметно передв..гая ноги, гикнув пр..седал на пол и метался золотым стриж..м осв..щая всё (во)круг блеском ш(ё, о)лка а ш(ё, о)лк содр..гаясь и струясь словно горел и плав..лся. (М. Горький)

12. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.

Эти каме(н, нн)ые дерев..я ст..яли молч.. и (не, ни)подвижно днём в сером сумр..ке и ещё плотнее (з, с)двигались (во)круг людей по вечерам когда заг..рались к..стры. (М. Горький)

13. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, сделать синтаксический разбор предложения.

Но однажды гр..за грянула над лесом заш..птали дерев..я глухо грозно. (М. Горький)

14. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, сделать синтаксический разбор предложения.

Зимняя ноч.. т..нулась долго(долго) и ч..рные окна пустой дачи угрюмо гл..дели на обл..деневший (не, ни)подвижный сад. (Л. Андреев)

Задания по теме «Служебные части речи»

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор союзов.

Гора обр..сла тонкими и высокими ёлками словно ёж иглами. (А. Иванов)

2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.

Склоны гор открылись словно разв..рнулась книга на (з, с)гибе которой бл..стела как закла(д, т)ка, серебр..(н, нн)ая т..семка реки. (А. Иванов)

3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор союзов.

Чем меньше загр..мождена кв..ртира тем больше в ней воздуха тем ле..че дыш..тся её об..тателям.

4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.

(Не, ни)надобен и клад коли в сем..е лад.

5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.

Пословицы и пог..ворки всегда имеют (не, ни)только пр..мой но и переносный смысл.

6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор служебных частей речи.

Без труда (не, ни)вытащ..шь и ры..ку из пруда.

7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.

Возле телег под телегами и подале от телег везде были в..дны разм..тавшиеся на траве зап..рожц.. . (Н. Гоголь)

8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.

Последн..го, Ваню, я сп..рва было и (не, ни)заметил: он л..жал на земле см..рнёхонько пр..корнув под угловатую рогожу и только изредк.. выст..влял из(под) неё свою русую кудрявую голову. (И. Тургенев)

Ответы к индивидуальным заданиям

По теме «Причастие»

1. Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.

2. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Тучи, охваченные синим огнём, дрогнули.

3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

4. С выводами сибирских учёных согласились приглашённые на дебаты эксперты из-за рубежа.

5. Высокие требования, предъявляемые к абитуриентам, не отпугнули желающих стать студентами одного из лучших вузов страны.

6. Знаменитая «Троица» Андрея Рублёва, посвящённая памяти преподобного Сергия Радонежского, стала воплощённым символом идеалов духовного единения, всеобщей любви и готовности к самопожертвованию. (Лексика высокого стиля.)

7. Древние греки, пытавшиеся тем или иным образом объяснить существующий мир, пользовались результатами астрономических наблюдений египтян.

8. Это малюсенькая деревня со ста восьмьюдесятью жителями, прилепившаяся среди скал небольшого плато.

9. На стене, крашенной под кирпич, висел поношенный серый плащ.

10. Стриженые кусты и невысокие деревца образуют ведущую к усадьбе аллею.

11. Не напоминают ли вам некоторые наши уроки «Сказку о потерянном времени»?

По теме «Деепричастие»

1. Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился перед крыльцом.

2. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

3. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

4. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой.

5. Тщательно отделывая свои произведения, переживая муки творчества, каждый писатель отводит огромную роль читателю.

6. Сопоставляя различные редакции, мы имеем возможность проследить труд автора, его поиск наиболее точного слова.

7. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки. (Художник-аниматор — сложение слов.)

8. Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда.

9. Обернувшись, я увидела метрах в двадцати от себя человека гигантского роста, стоявшего возле фонтана.

10. Свежие жирные и масляные пятна со светлых тканей можно удалить, посыпав загрязнённый участок порошком мела.

По теме «Наречие»

1. Сидели в саду в тени вишен, богато украшенных аметистовыми бусами ягод.

2. Первый утренний ветерок, без шороха, осторожно шевеля молочаем, бурыми стеблями прошлогоднего бурьяна, пробежал вдоль дороги.

3. Тесную обувь можно растянуть, туго набив её влажной газетной бумагой.

4. Лодка с размаху почти до половины всползла на песок вместе с волной и, покачнувшись набок, стала, а волна скатилась назад в море.

5. Дни бегут быстро, вприпрыжку, как шаловливые дети.

6. Солнце уже зашло, но по-прежнему было жарко.

Мы всегда жили дружно и редко друг на друга обижались.

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

8. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась.

9. Он кричал и махал рукою сильнее всех, но за стуком и криками рабочих не было слышно его слов.

10. Ворота отворились, и выехало войско. Впереди выехали ровным конным строем шитые гусары. За ними кольчужники, потом латники с копьями, потом все в медных шапках, потом ехали особняком лучшие шляхтичи, каждый одетый по-своему.

11. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

12. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём веером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры.

13. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно.

14. Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад.

Ввиду правило слитного или раздельного написания

Ввиду слитно или раздельно? Ответ вы найдете в данной публикации. Это выражение зачастую употребляется с ошибкой. Страдают этим не только школьники, но и взрослые авторы текстов.

Когда человек сталкивается с правильным употреблением, трудно определить верное решение на слух, поэтому необходимо выучить определенные правила языка.

В этом заключается решение возникшей проблемы. Правильны оба варианта, все зависит, какую часть речи представляет интересующее нас слово.

Ввиду или в виду – как правильно

Предстоит рассмотреть, в каком контексте употребляется слово. Для этого стоит прибегнуть к конкретным примерам.

Правило и примеры слитного написания «ввиду»

«Ввиду» – предлог (производный). В конкретном предложении за ним выполнение этой функции. К слову невозможно обратиться с вопросом. У него нет смысла. Это не член предложения. Функция – связь слов в предложении.

Ввиду правило слитного или раздельного написания

Слитное написание скрывает под собой причинно-следственную связь. Условно, вместо исследуемого слова можно употребить синонимичное выражение «по причине», «из-за», «в силу каких – то причин».

Примеры

Пример Пояснение
1 Поход, который запланировали в среду, пришлось перенести, ввиду того, что метеоцентр сообщил о сильном дожде. Ввиду сильного дождя – по причине дождя, из-за чего, в силу дождя, как какого-то обстоятельства.
2 Ввиду отсутствия согласия, было решено не ходить на концерт, чтобы окончательно не рассориться. Решено не ходить на концерт ввиду отсутствия согласия. То есть из-за отсутствия согласия. По его причине.
3 Слушатель «Академии связи» не сдал зачет, ввиду болезни и большого количества пропущенных лекций. Слушатель не сдал зачет ввиду чего? Болезни. Болезнь стала причиной, что зачет не сдан.
4 Ввиду недостатка времени, Наташе пришлось отложить посещение спортзала. Наташа не пошла в спортзал. Почему? Причина из-за недостатка времени.
5 Ввиду вышеизложенного обстоятельства, есть предложение принять решение о невозможности субсидирования. Вышеизложенное обстоятельство стало причиной и не позволило предоставить субсидию.
6 Ввиду непредвиденных обстоятельств, дорожные работы прекращены. По какой причине работы остановлены виду неожиданных обстоятельств. Причина – обстоятельство. Остановка следствие.
7 Ввиду засухи, ожидается неурожай зерновых. Зерновых будет мало – сложившееся обстоятельство. Причиной этого стала засуха.
8 Ввиду плохой погоды, все полевые работы должны быть закончены не позднее пятого числа. Почему работы необходимо завершить к пятому? По причине того, что погода портится.
9 Ввиду последних событий, требуется усилить меры безопасности. По какой причине стоит быть осторожнее?
10 Ввиду предстоящего отъезда, квартиру придется продать. Почему придется расстаться с квартирой? Потому что готовится отъезд.

Важно! Причинно-следственная связь определяет слово «ввиду». В случае, когда имеется в контексте предложение объединения образа «причина следствие», написание «ввиду» одно – слитное.

Правило и примеры раздельного написания «в виду»

Это необходимо отложить в голове, что «иметь в виду» всегда, при любых обстоятельствах при написании употребляется как выражение из трех слов.

Примеры

Правильно Неправильно
Имейте в виду, я обязательно вернусь! Имейте ввиду, я обязательно вернусь.
Следует иметь в виду, чтобы отлично бегать, необходимо очень много тренироваться. Следует иметь ввиду, чтобы отлично бегать, необходимо очень много тренироваться.
Спасибо вам за напоминание, буду иметь в виду. Спасибо вам за напоминание, буду иметь ввиду.

Когда приходится задумываться о точном употреблении слова «ввиду», даже считающие себя грамотными люди не обращают внимания на парадоксальное раздельное употребление. В некоторых моментах «в виду» отражает непосредственные объекты, которые находятся перед глазами.

Ввиду правило слитного или раздельного написания

Примеры. В указанных примерах обозначается, что какие-то виды появились перед людьми.

Пример Пояснение
Маленьким купальщикам было объявлено, чтобы они находились в виду берега, где мелко. Малыши должны находиться перед глазами, чтобы их было видно.
Туристы шли вялой походкой, но в виду лагеря, ободрились и стали думать о скором ужине. Увидев лагерь, показавшийся перед глазами, ободрились.
Путешественники растерялись, находясь в незнакомом месте. Вскоре, отыскав музей, ободрились, узнав местность, где бывали когда-то, и выбрав дорогу в сторону гостиницы в виду знакомого переулка. Увидев знакомый переулок, он появился перед их взором.

 Раздельно «в виду» употребляется не только когда что-то появляется веред взором, но и в том варианте, когда что-то «предвидится», «предполагается».

Примеры.

Пример Пояснение
1 Опытный капитан сможет своевременно свернуть паруса в виду усиливающегося ветра, когда сильная качка, и не каждый справится с задачей. Капитан предусмотрел ситуацию.
2 Этот предприниматель обладает необъяснимой интуицией в виду быстрого падения цен, всегда находит варианты выгодной сделки. Предприниматель предвидел.
3 В виду возможного отсутствия сотрудника, пришел другой работник. Внимание! Неверное употребление! Причина можно заменить предлогом «из-за». Необходимо употребить предлог «ввиду».
4 В виду неожиданных заморозков работники разожгли костры. Работники развели огонь «из-за» чего.
5 Сотрудники понимали, что в виду плохого звука будет плохая слышимость, и установили дополнительные колонки. Внимание! Неверное употребление! Режиссер предполагал, что не все будут хорошо слышать артиста. «Из-за» плохого звука, по причине, потому следует использовать предлог «ввиду».
6 У меня в виду выгодное дело, поэтому все остальное заранее перенес на завтра. Я вижу выгодное дело.

 В предложениях говорится не о реальных вещах, а об их предугадывании. В первом случае капитан сворачивает паруса, предвидя сильный ветер. Во 2-м предприниматель находит варианты сделки, обладая феноменальным чутьем.

Стоит обратить внимание на эти варианты написания и запомнить правила. Грамотность немаловажный показатель в любом деле.

Приведенные примеры помогут понять, в каких случаях употребляется слитное, а в каких раздельное написание «ввиду».

Главная ошибка касательно предмета этой статьи – писать «иметь ввиду» слитно неверно! В сочетании с «иметь» данное выражение правильно пишется с предлогом: «иметь в виду». Слитное «ввиду» это уже другая часть речи. Рассмотрим, в каких случаях будет правильным то и другое.

Фразеологизм “иметь в виду”

Устойчивое словосочетание (фразеологизм) «иметь в виду» образует так называемую глагольную группу: словесную конструкцию, обладающую значением глагола. Расстановка ударений и единственно возможный вариант переноса в литературном тексте такие: «име́ть в ви-ду́».

Смысловое содержание – «учитывать», «учесть», «принимать во внимание», «принимать в расчёт», «брать в расчёт», «взять в расчёт», «вводить в расчёт». Все эти слова и выражения в официальной и специальной речи являются полными синонимами исходного:

  • «Присматривая участок под застройку, необходимо <(иметь в виду)/учесть> технические возможности подвода инженерных коммуникаций и величину финансовых затрат на производство соответствующих работ».
  • «Рассчитывая дозировку удобрений для огорода, следует <(иметь в виду)/(взять в расчёт)/(принять в расчёт)> характер почвы, текущие климатические условия, фазы и степень развития растений».

В обоих случаях взаимозамена слов и выражений в угловых скобках нисколько не искажает смысла фразы. То же касается прочих синонимов из перечисленных.

В общедоступном изложении (литературная и деловая речь, публицистика, частная переписка) полными синонимами, кроме вышеуказанных, будут также «подразумевать», «держать в уме», «думать (соображать) про себя»:

  • «Выплата процентов по всем пунктам настоящего договора подразумевается помесячная».
  • «Смотрю я на наш повзрослевший сад в цвету, да и соображаю про себя: а не мешало бы мне и пасеку завести!»

Здесь также замена выделенных выражений на исходное либо иной синоним (в подходящем времени и наклонении, см. ниже) ничуть не меняет смыслового содержания выражения.

Синонимы ограниченного действия (ограниченные) – «предполагать», «предусматривать», «предвидеть» (редко). В текстах, где первостепенны по важности четкость и однозначность изложения (деловых, публикациях общей направленности, специальных), употребление ограниченных синонимов нежелательно, т.к. порождает разночтения. В обиходных же высказываниях с ограниченностью синонимов можно не считаться:

  • «Взявшись разбивать виноградник в средних широтах, <предусмотрите/(имейте в виду)/предвидьте> возможность обустройства укрытий для растений в аномально холодные зимы».
  • «Отправилась я по магазинам, <(имея в виду)/предполагая>, что деньжат на карточке довольно, да подзабыла, что нужно и больному дедушке лекарств купить».

В данном случае «подзабыла» – антоним (противоположное по смыслу высказывание) глагольной группы в круглых скобках. Если бы там стоял один лишь глагол («предполагая»), то антонимом была бы, наоборот, иная глагольная группа: «упустила из виду». Это неформальное, но действенное для выразительности написанного правило: антонимом к глагольной группе желательно давать «чистый» глагол. Однако на глаголы как таковые оно не распространяется: антонимом к глаголу вполне может быть тоже глагол, но обратного значения.

Времена и спряжения

Словоформы (морфемы) от глагольных групп спрягаются «по глаголу»:

  • «Имея в виду долгосрочную экономию семейного бюджета, мы все-таки решили кредитоваться, чтобы заказать наружное утепление дома».
  • «Имей в виду: даром тебе это не пройдет!», и т.п.

Предлог “ввиду”

«Ввиду» – источник много меньшего количества ошибок. Это неизменяемое слово – предлог родительного падежа существительных. Пишется только слитно. Писать «в виду» раздельно – грубый ляп! Ударение и перенос: «вви-ду́». Значения: по причине, вследствие неких обстоятельств:

  • «Ввиду распространения нового вируса из Китая нефтяные котировки резко обвалились».
  • Ввиду приближения непогоды в виде сильного ветра, мокрого снегопада и гололеда коммунальные службы региона переведены на аварийный режим работы».

Там и там замена «по причине» и/или «вследствие» на исходную словоформу не приводит к перемене смысла фраз. Еще синонимы: «в результате», «в силу».

Как предлог «ввиду» употребляется преимущественно в официальной речи, подчеркивая весомость формулировок. Обиходным выражениям, напротив, придает сухость, «официальщину»; просторечным – «заумность». В обиходе, просторечии, а также в литературной речи уместнее будет употребление синонимов «из-за», «потому <что>»«потому <и>», «оттого <что>», «оттого <и>», «благодаря», «от» (изредка; наиболее часто – в одном и том же предложении с другими равнозначащими):

  1. «От родов располнела, потому что пренебрегла послеродовой гимнастикой».
  2. Для сравнения, «полностью изначальный» вариант: «Вследствие родов располнела, ввиду того, что пренебрегла послеродовой гимнастикой»абсолютно нечитабельно!
  • «Ввиду (Из-за) этой проклятущей непогоды чуть ли не сутки просидели без электричества».
  • «На летних каникулах режим не соблюдал, ввиду чего (оттого) и результаты по физкультуре неважные».

Особый случай

  • «Имея в виду берег, судоводителю следует удвоить осторожность».

В этом высказывании нет глагольной группы. Удаление глагола не меняет его смысла:

  • «В виду берега судоводителю следует удвоить осторожность».

Смысл пропадет, если вместо существительного с предлогом «в виду» поставить один лишь другой предлог «ввиду». Для проверки подставим «На виду у берега» – фраза вновь станет осмысленной. Однако этот нюанс характерен для специальной терминологии, более всего – морской и военной. В повседневном общении его можно разве что иметь в виду про себя.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

  • Пропали безвести как пишется
  • Пропала совесть чему учит сказка
  • Пропала совесть салтыков щедрин сочинение
  • Пропала совесть рассказ краткое содержание
  • Пропала совесть сочинение итоговое