Творческое наследие выдающегося русского поэта Александра Александровича Блока является искренней лирической исповедью, в которой с невероятной откровенностью и полнотой раскрывается душевный мир человека. Искренность и честность он считал необходимым и главным условием творчества.
«Блок был изумительно красив, как поэт и как личность», — писал о нем М. Горький, называя его также «эхом мира». Говоря о человеческой душе, раскрывая глубоко личные переживания, поэт думал и говорил не только о своем и о себе, он говорил об общем и обо всех, потому что, по его мнению, у настоящего художника личное всегда неразрывно связано с общественным.
Свой творческий путь Блок начал как поэт-символист. Первая же его книга, вышедшая в 1904 году, — «Стихи о Прекрасной Даме» — сразу принесла автору успех. Этот цикл привлекал читателей искренностью чувств, выраженных в нем, мечтой о прекрасном и необыкновенной музыкальностью стиха. Ранние стихотворения поэта наполнены атмосферой мистической тайны, проникнуты ощущением совершающегося чуда. В них чаще звучат восторженные ноты. Пусть все в них зыбко, неуловимо, окутано «шелками и туманами», но здесь «хорошо, как в чудном сне». Даже реальные чувства (стремление к «роскошной воле… в широком чистом поле») и переживания поэт старается передать как нечто «сверхреальное», скрывающееся в «туманной дали».
Однако постепенно непосредственное ощущение жизни все настойчивее проникает в лирику Блока, в ней отражаются события реальной жизни. Теперь поэт все чаще вбирает в себя впечатления окружающей действительности, он чувствует себя заодно с людьми, говорит о своей связи с природой, поет «высокий гимн» о том, как «вольна душа». Он узнает настоящую жизнь:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Но это не простое принятие жизни такой, какая она есть. Автор предъявляет к ней большие требования. Он понимает, что жизнь трудна, в ней постоянно идет борьба. И жить достойно в его понимании — постоянно идти на эту борьбу, идти на подвиг, через все испытания и преграды. Теперь его лирический герой живет не только воспоминаниями, мечтами и грезами. Он начинает действовать, «сыплет он стрелами колкими в чернолесья, в пустыри», поднимает «меч губительный» за прекрасное счастливое будущее.
Поэзия Блока носит трагический характер. Но его трагическое восприятие жизни в то же время не содержит пессимизма. Его стихи направлены в будущее, он верит, что наступит «новый век» и все будет по-новому. «Случайные черты», искажающие жизнь, не скрывают от поэта ее прелести и радости:
И я люблю сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный
И человечески-простой…
Источником этой веры стал для автора родной край. Много поэтических циклов Блок посвятил родному народу, его истории и родной природе. «Это все о России», — говорил поэт о своем творчестве. Он с любовью описывал полноводные реки, буйные вьюги и метели, закаты, костры в лугах, тревожные крики лебедей и плач журавлей — свою родину. Его стихи необычайно музыкальны, насыщены яркими образами, эпитетами, сравнениями и олицетворениями. Вот «ночь испуганно бежит», а «хриплый рог туманов утренних за спиной ее трубит», вот «поднялись над луговинами кудри спутанные мхов» и «метят взорами совиными в стаю легких облаков…». Чувства переполняют душу, льются через край, их невозможно передать прозой. Во всем этом чувствуется искренняя неподдельная любовь и любование родной стороной.
А. А. Блок стремился утвердить своей поэзией торжество добра, света, свободы, приветствуя «даль, освобожденную от ночной туманной мглы». Он хотел вдохнуть в людей веру в будущее, дать им силы для жизни:
Есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.
И в самом деле, стихотворения поэта с их правдой, искренностью, страстью помогали жить, верить и бороться его современникам, помогают они жить, любить, надеяться и мечтать и нам, живущим в XXI веке.
Александр Александрович Блок — поэт, который уловил противоречие и величие той эпохи, в которой он жил. Он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая искренне и бесстрашно пыталась определиться в сложной общественной и идейной борьбе, найти свое место в народной жизни России, в революции. Изменив свои представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разочарования, Блок осознал неразрывную связь судьбы поэта с судьбами родины и народа.
В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом:
Над печалью твоих нив заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
Как жить и плакать без тебя?
Поэт пытается понять будущее Родины, свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни «тысячеокой России» с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.
Перед Блоком в цикле «Пузыри земли» раскрывается мир природы: поздняя русская осень с ее чистотой и прозрачностью, русские леса с их «сквозящей» тишиной, кружевом тонких берез, печальной нежностью осеннего света. Цикл «Вольные мысли» — это многообразные картины жизни простых людей. Поэт пишет о глубочайших противоречиях городской жизни, о тяжести подневольного труда:
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине.
«Земля в снегу» — о слиянии поэта с творческой жизненной стихией:
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Россия у Блока — это таинственная страна, с ее дебрями, ворожбой, колдунами:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
Послереволюционные годы вызывают у поэта чувства смятения и тревоги, перерастающие иногда в отчаяние. Об этом идет речь в цикле «Снежная маска». В его стихотворениях выразились настроения, которые, по словам самого поэта, были внушены временем и перекликались с его сложной и драматической судьбой. Он пишет о труде рабочих, красоте северных людей, описывает красавицу-яхту с «драгоценным камнем фонаря» на тонкой мачте.
Тема народа, исторических судеб России органически сливается в творчестве поэта с темой революции. Блок стремится охватить мир в целом, романтическая мечта поэта обращена к реальной исторической действительности. Лирический герой Блока теперь — человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается неразрывная связь личного с общим, дух эпохи:
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего…
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
С открытым сердцем приняв революцию, уловив ее великое историческое значение, Блок не совсем ясно представлял себе ее силы и цели. В революционных взрывах эпохи «вихрей и бурь» создается, по Блоку, новый мир, новый тип человека, возрожденного к жизни. На служение ему должно быть поставлено и искусство, именно в этом для поэта смысл Октябрьской революции. Поэт был убежден в закономерности гибели старого мира и справедливости наступившего «возмездия», в том, что революция духовно освободит человека — возродит культуру, создаст новое искусство.
- Юный издатель и драматург
- Стихи о прекрасной даме
- «Искусство и революция»
А
лександр Блок написал свои первые стихи еще до гимназии. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в 17 — ставил пьесы на сцене домашнего театра и играл в них, в 22 — опубликовал свои стихотворения в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы». Создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы, автор критических статей, Блок стал одним из самых известных поэтов Серебряного века.
Юный издатель и драматург
Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Блок — старший, — был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра — дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители Блока расстались. В 1883–1884 годах Александр Блок жил за границей, в Италии — с матерью, тетей и бабушкой. Официально брак родителей Блока был расторгнут Синодом в 1889 году. Тогда же мать повторно вышла замуж — за офицера гвардии Франца Кублицкого-Пиоттуха.
Мать поэта Александра Блок. 1880. Варшава. Фотография: wikipedia.org
Александр Блок с матерью и отчимом.1895. Петербург. Фотография: liveinternet.ru
Александр Блок в детстве. Фотография: poradu.pp.ua
В 1891 году Александра Блока отдали сразу во второй класс Введенской гимназии. К тому времени мальчик уже пробовал сочинять — и прозу, и стихи. В 1894 году Блок начал выпускать журнал «Вестник», и в его литературной игре участвовала вся семья. В редакцию входили два кузена, троюродный брат и мать. Бабушка Елизавета Бекетова писала рассказы, дедушка Андрей Бекетов иллюстрировал материалы. Всего вышло 37 номеров «Вестника». Помимо стихов и статей, Александр Блок сочинил для него роман в стиле Майн Рида: он выходил в первых восьми номерах журнала.
В 1897 году Блок отправился с матерью в Германию, в курортный город Бад-Наугейм. Здесь он впервые по-настоящему влюбился — в жену статского советника Ксению Садовскую. Блоку на тот момент было 17 лет, его возлюбленной — 37. Поэт посвятил Садовской стихотворение «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни», которое стало первым автобиографическим произведением в его лирике.
Их встречи были редкими: мать Блока была категорически против общения сына со взрослой замужней дамой. Однако страсть юного поэта не оставила и в Петербурге, где он несколько раз встречался со своей дамой сердца.
В 1898 году Александр Блок окончил гимназию, а в августе того же года поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция молодого поэта не привлекала. Он увлекся театром. Почти каждые каникулы Блок проводил в имении деда — Шахматово. В соседней усадьбе Боблово летом 1899 года он ставил спектакли — «Бориса Годунова» , «Гамлета» , «Каменного гостя» . И сам же в них играл.
Стихи о прекрасной даме
Александр Блок и его жена Любовь Менделеева. Фотография: radiodacha.ru
Андрей Белый. Фотография: lifo.gr
Спустя три года Блок перевелся на историко-филологический факультет. Он начал знакомиться с петербургской литературной элитой. В 1902 году он подружился с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Валерий Брюсов поместил стихи Александра Блока в альманахе «Северные цветы».
В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой — Прекрасной Даме блоковской любовной лирики. Они были знакомы на тот момент восемь лет, около пяти лет Блок был влюблен. Вскоре в «Северных цветах» вышел цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — название для него предложил Брюсов.
В 1904 году в Москве Блок познакомился с Андреем Белым (Борисом Бугаевым), который стал его «заклятым другом»: Белый был влюблен в Любовь Менделееву. Блок боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством. Однако это не мешало ему регулярно заводить романы — с актрисой Натальей Волоховой, оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. С Андреем Белым поэт то ссорился, то вновь мирился. Они критиковали друг друга, взаимно восхищались творчеством и вызывали друг друга на дуэль.
В 1905 году Россию потрясла первая революция. Она отразилась и в творчестве Александра Блока. В его лирике появились новые мотивы — вьюги, метели, стихии. В 1907 году поэт закончил цикл «Снежная маска», драмы «Незнакомка» и «Балаганчик» . Блока публиковали в изданиях символистов — «Вопросы жизни», «Весы», «Перевал». В журнале «Золотое руно» в 1907 году поэт начал вести критический отдел. Спустя год вышел третий блоковский сборник — «Земля в стихах».
Общество ревнителей художественного слова
Александр Блок в роли Гамлета. 1898. Боблово. Фотография: drug-gorod.ru
Любовь Менделеева в роли Офелии. 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru
Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru
В 1909 году у Александра Блока умер отец и приемный сын — Любовь Менделеева родила его от актера Давидовского. Чтобы восстановиться после потрясений, поэт с женой уехали в путешествие по Италии и Германии. По впечатлениям из поездки Александр Блок написал цикл «Итальянские стихи».
После публикации цикла Блока приняли в «Академию стиха», она же — «Общество ревнителей художественного слова». Его организовал при журнале «Аполлон» Вячеслав Иванов, также туда входили Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов.
В 1911 году Блок снова отправился в путешествие за границу — на этот раз Франция, Бельгия и Нидерланды. Во Франции поэту не понравилось.
«Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) — невылазная грязь, прежде всего — физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции».
Александр Блок
В этом же году вышел его очередной стихотворный сборник — «Ночные часы». Спустя год Александр Блок дописал пьесу «Роза и Крест» и составил из пяти своих сборников трехтомное собрание стихотворений. Еще при жизни поэта его переиздали дважды. Блок писал литературные и критические статьи, выступал с докладами, читал лекции.
В конце 1912 года Александр Блок взялся переписывать «Розу и Крест». Он закончил ее в январе 1913 года, в апреле читал в Обществе поэтов и лично Станиславскому. В августе драму напечатали в альманахе «Сирин». Однако поставили пьесу нескоро — лишь через несколько лет во МХАТе .
В декабре 1913 года Блок лично познакомился с Анной Ахматовой — она пришла к нему с визитом, принеся с собой блоковский трехтомник. Первые два тома поэт подписал «Ахматовой — Блок»
, в третий вписал заранее подготовленный мадригал, который позже вошел во все сборники его стихотворений — «Красота страшна — Вам скажут»
.
В 1916 году Блока призвали на службу, табельщиком в инженерную часть Всероссийского союза. Войска базировались в Белоруссии.
«Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом — выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей».
«Искусство и революция»
«Скифы» . Его статьи вышли отдельным сборником — «Искусство и революция». Блок делал доклады в Вольной философской ассоциации, готовил к переизданию свою трилогию, был членом Театрально-литературной комиссии и редколлегии издательства «Всемирная литература».
В феврале 1919 года Блока арестовали по обвинению в связи с левыми эсерами. Однако через два дня отпустили — стараниями Анатолия Луначарского. В августе того же года вышел новый сборник стихов — «Ямбы», а Блока назначили членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса. Он много работал, сильно уставал. В одном из писем поэт писал: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…»
Здоровье Блока ухудшалось. Однако он продолжал писать и выступать, в 1920 году подготовил сборник лирики «Седое утро». 5 февраля 1921 года появилось стихотворение «Пушкинскому дому» , а 11 февраля в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Блок произнес знаменитую речь «О назначении поэта».
Весной 1921 года Александр Блок просил визу для лечения за границей, но ему отказали. Дальше разыгрывалась драма с огромным количеством действующих лиц, в центре которой оказался смертельно больной поэт. 29 мая Максим Горький написал Луначарскому письмо о необходимости выпустить Блока в Финляндию на лечение. 18 июня Блок уничтожил часть архивов, 3 июля — несколько записных книжек. Луначарский и Каменев выхлопотали разрешение на выезд 23 июля. Но состояние Блока ухудшилось, и 29 июля Горький вновь написал прошение — чтобы жене Блока позволили сопровождать его. 1 августа документы были подписаны, но Горький узнал об этом только спустя пять дней. Было поздно: утром 7 августа Александр Блок умер в своей квартире в Петрограде. Поэта похоронили на Смоленском кладбище.
Александр Блок
К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был единственным из символистов, кто пользовался широкой популярностью. Александр Александрович Блок (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), представитель младшего поколения русских символистов, один из самых музыкальных и трагичных поэтов XX в., а также драматург и критик, занимает уникальное место в истории русской литературы. Поэт прошел сложный путь, характерный для художников рубежа веков. В 1902 г. он сблизился с кругом петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и З. Гиппиус, которые в 1903 г. опубликовали его стихи в журнале «Новый путь». Своих первых почитателей Блок нашел в Москве, в кружке «Аргонавтов», дружба-вражда с А. Белым, лидером «Аргонавтов», продолжалась у Блока всю жизнь.
Прототип первого символистского цикла стихотворений, опубликованного под названием «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), – Л. Менделеева, ставшая женой Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» выявили влияние идей Вл. Соловьева. Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Долг поэта – молитвенное служение, духовное восхождение, необходимое для лицезрения Ее Красоты. В сборнике ощутимы настроения тревоги, духовного напряжения, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки».
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Для основных принципов структурной модели цикла существенными оказались группы образов: «Бог» и «небо»; «Ты», «Она», «Прекрасная Дама»; «природа»; «поэт», которые вовлечены в космическую жизнь и жизнь «города» . В последующем творчестве эти образы обогащаются новыми смыслами и значениями. Сквозным лейтмотивом поэзии Блока стала идея о воплощении Вечной Женственности, имеющей то божественные черты, то демонические, искаженные уродством самой жизни и психологией современника. Поэтический миф Вечной Женственности, созданный Блоком, имеет два полюса – культ Прекрасной Дамы и образы Незнакомки (стихотворение «Незнакомка» и одноименная пьеса) и Катьки (поэма «Двенадцать»). Сквозь призму Вечной Женственности поэт воспринимает и родину, ее судьбу.
Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» отражают сложный путь Блока от романтического дуализма и мистицизма ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, этапы преодоления иррациональности и импрессионистичности изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Юный Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимый разрыв «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и свободы художника.
Оживленную дискуссию в среде символистов вызвала поставленная Вс. Мейерхольдом в Театре Комиссаржевской пьеса Блока «Балаганчик» (1906), направленная против иллюзионизма и лжемистицизма. Пьеса была воспринята как отступничество от заветов символизма. А. Белый даже вызывал Блока на дуэль. «Балаганчик» Блок объединил еще с двумя пьесами: «Король на площади» и «Незнакомка» (обе – 1906), создав драматическую трилогию, выявляющую суть «маскарадной эпохи» и ее «трагическую вину» в смешении «планов бытия». Именно Блок выразил противоречивый дух Серебряного века и определил его доминирующий цвет – цвет серебра. Он возникает в образах «Снежной маски» и «Фаины», в снежной вьюге поэмы «Двенадцать».
В лирических произведениях Блок развивает традицию «чистой поэзии», восходящую к В. Жуковскому, М. Лермонтову, Я. Полонскому и А. Фету. На музыкально-стиховую ритмику поэзии Блока определенное воздействие оказал городской романс. Самый пронзительный из символистов, лирик и романтик, Блок стал и самым трезвым реалистом во взгляде на современного человека:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Свои первые три тома лирики Блок назвал «трилогией вочеловечивания». Стихотворения о чистом почитании Девы Марии, Царицы Чистой, иконы «Нечаянная радость» (одноименный сборник 1906 г.) соседствуют с воссозданием, вослед за В. Брюсовым, жизни большого города, где люди разобщены, а высокое профанируется, снижается до своей противоположности: Вечно Женственное превращается в образ Незнакомки.
Представляет интерес Блок и как комментатор своей же поэзии. В статье «Безвременье» (1906), анализируя психологию. и философию современного человека, потерявшего чувство праздника Рождества Христова и, как следствие этого, ощущение теплого очага, собственного дома, автор цитирует свои же стихи и Погружает их в неожиданный контекст.
Там, в ночной завывающей стуже,
В поле звезд отыскал я кольцо.
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
Вот плывут ее вьюжные трели,
Звезды светлые, шлейфом влача,
И взлетающий бубен метели,
Бубенцами призывно бренча.
С легким треском рассыпался веер,
Разверзающий звездную месть,
Но в глазах, обращенных на север,
Мне холодному – жгучая весть.
Автор пишет: «На сквозняках безлюдных улиц эти бродяги точно распяты у стен. Они встречаются глазами, и каждый мерит чужой взгляд своим и еще не видит дна, не видит, где приютилась обнищавшая душа человеческая. Только одежды взвиваются в лохмотьях снежной пыли. Кажется, эти люди, как призраки, поднимутся вместе с бурей в черную пропасть неба, точно полетят на крыльях. Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево, и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. Горе тому, кто заглядится в стеклянный, астральный взор. Он обречен на игру случайностей, на вечное кружение среди хлопьев, улетающих во мрак» . Позже в поэме «Двенадцать» такая же вьюга, сметающая все и всех на своем пути, будет кружить и несчастного Петьку-убийцу, одного из двенадцати, готовых разрушить последние человеческие пристанища, хранящие тепло очага: «Закрывайте етажи, / Нынче будут грабежи», – и стрелять в Христа, который движется «поступью надвьюжной»
с «кровавым флагом».
С точки зрения Вечной Души и Вечно Женственного разрабатывается основная тема лирики Блока – тема России, Родины. В цикле «На поле Куликовом» поэт говорит о неразделимости собственного пути и русской истории:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Воссоздавая решающий момент русской истории – битву в 1380 г. на Куликовом поле, Блок самоотождествляет себя и русского воина:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
Для раскрытия пути России, который проходит под знаком ее женственной и жертвенной души, – «Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу…» – Блок синтезирует различные уровни бытия: конкретно-исторический, символический и метафизический. Образы «разбойной красы» и «острожной тоски» сливались у поэта с чувством и ужаса, и любви:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
Русская душа многолика и неуловима: «Грешить бесстыдно, непробудно, / Счет потерять ночам и дням, / И, с головой, от хмеля трудной, / Идти сторонкой в божий храм…». Говоря о купце, отмаливающем грехи, поэт знает, о чем мечтает его «герой»: «…И на перины пуховые / В тяжелом завалиться сне…»:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Поэт хочет до конца пройти путь, не боясь всех испытаний, вместе с родиной:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?
Современникам была близка поэзия Блока и особенно его основной лейтмотив – Родина и Прекрасная Дама, в ее многочисленных ликах и даже личинах. Поэт угадал нечто глубоко спрятанное в русской душе, ее принципиальную антиномичность – свободу, переходящую в мятеж и грабеж, и возвышенную любовь, заканчивающуюся кощунством. Сам Блок в конце жизни о России сказал трагические слова:
Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.
Свою философию творчества и символистское миропонимание Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую гневно обрушился Брюсов. Эта статья является образцом художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться», – утверждает Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осмыслить что бы то ни стало вне символизма нельзя». Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства, совершенно не похожих на этот мир, только страшно влияющих на него; в тех мирах нет причин и следствий, времени и пространства, плотского и бесплотного, и мирам этим нет числа» . Для Блока эти миры не иллюзия, а реальность, которой и живет художник.
Блок выделяет две стадии символизма, которые онтологически противостоят друг другу. Символисту позволено все, он совершенно свободный творец-теург, т. е. «обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» , он вдохновляется лучезарным взором, или золотым и лазурным мечом, пронзающим все миры и достигающим сердца поэта. Это взор соловьевской «Лучезарной Подруги», имя которой дал сам «учитель» (так Блок называет Вл. Соловьева), взор Софии Премудрости Божией. Миры, пронизанные взором-мечом, окрашены для поэта в пурпурно-лиловые тона. «Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга». Но этой встрече мешают другие силы, «как будто кто – то, ревнуя теурга к Заревой ясности… внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствовать в сердце». Вторая стадия символистского действа-творчества противоположна первой. Гаснет пурпур, все застилается «сине-лиловым сумраком». Этот цвет, по мнению Блока, символизирующий особое состояние сознания и души, потерявшей путеводную нить, передал в своих живописных полотнах М. Врубель. Если бы, говорит Блок, он сам имел дар живописца, то переживание этого момента он изобразил бы так: «…в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз» . Происходит подмена, дьявольское обольщение, живое заменяется мертвым подобием. Ужас этого состояния и составляет главный страх поэта-символиста. Волшебный, полный значений и смыслов мир превращается в балаганчик, населенный двойниками-оборотнями, жизнь становится искусством (искусственной), появляется Незнакомка – «красавица-кукла, синий призрак, земное чудо».
О Незнакомке Блок пишет так: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено» . Таково современное состояние символизма, художник творит «не живое, не мертвое».
По Блоку, искусство – «ноша», «искусство есть Ад». «Из мрака этого Ада выводит художник свои образы», и в этом же мраке и темноте, он, тоскуя по угасшему золотому лучу, «сходит с ума и гибнет» . Блок вспоминает об участи М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Врубеля, В. Комиссаржевской. Современники Блока знали и о безумии Ф. Ницше. Предельная эстетизация, по сути, апокалипсических настроений, предчувствие конца искусства и жизни были свойственны эпохе в целом (трактат об искусстве Л.Н. Толстого; судьба ушедшего «в народ» и растворившегося там поэта-символиста А.М. Добролюбова).
В сокровенных напевах музы Блок слышал «Роковую о гибели весть». Уже в 1908 г. Блок отмечал: «…в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы, вызванное чрезмерным накоплением реальнейших фактов, часть которых – дело свершившееся, другая часть – дело, имеющееся свершиться… во всех нас заложено чувство болезни, тревоги, катастрофы, разрыва» . Символисты, убежден Блок, «пережили безумие иных миров, преждевременно потребовав чуда», и наказаны за это. Поэт призывал своих собратьев по перу к подвигу мужества и послушания, трезвению духа: «Мой вывод таков: путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе» .
Блок глубже всех символистов вскрыл главное противоречие символистского метода и способа мышления: противоборство в душе художника двух начал – божественного и демонического. Эту антиномичность знали и французские символисты. Эллис писал, что Ш. Бодлер умел прозревать во всех явлениях «два ряда отражения, отражения двух ликов, лика Мадонны и лика Сатаны» .
В поэме «Возмездие» поэт выразил свое творческое кредо и цель творчества:
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
В «Итальянских стихах» (1909) нашли отражение поездки в Западную Европу и любимую им Италию. Символически-романтическая драма «Роза и крест» (1913) отражает поиски Блоком синтеза надреальных и исторических смыслов в духе французского символизма и средневекового мышления с отголосками розенкрейцерства. Песня Гаэтана «Радость – страданье одно» отражает и стремление в создаваемом мифе о рыцаре включить мысль Ф. Достоевского о страдании как (необходимом моменте в достижении человеческого достоинства (и тем самым возможного счастья на земле), и осознание трагедии человека-рыцаря.
Многоцветная палитра и музыкальна ткань блоковской поэзии, насыщенная смелыми метафорами и вечными образами-символами, возвышенность романтически настроенной души, чутко улавливающей все обертоны мировой и космической жизни, сменяются трагическим гротеском и автоиронией. Цикл «Пляски смерти» – апофеоз «страшного мира», который лишь притворяется живым: «Как тяжко мертвецу среди людей / Живым и страстным притворяться!» В этот цикл вошло известное стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» о мертвенном круговращении: «Умрешь – начнешь опять сначала, / И повторится все, как встарь». Космическая жизнь лишена смысла: «Миры летят. Года летят. Пустая / Вселенная глядит в нас мраком глаз. / А ты душа, усталая, глухая, / О счастии твердишь, – который раз?».
В 1916 г. Блок был призван в армию. Служил в Белоруссии, на Полесье. Н. Гумилев об этом сказал: «Это то же самое, что есть жареные язычки соловьев». После февральской революции 1917 г. в качестве редактора поэт входил в Чрезвычайную комиссию по проверке политических преступлений царского правительства. По следам этой работы им было написано документальное исследование «Последние дни старого режима» (1919) . Октябрьский переворот воспринял как космически необходимую очищающую грозу. Драматизм его восприятия отражен в поэме «Двенадцать», произведении, которое завершает русскую классическую литературу и открывает первую страницу истории русской советской литературы.
Интерпретация поэмы «Двенадцать» включает, по крайней мере, две полярные точки зрения: по одной из них Христос освящает деяния двенадцати новых апостолов революции – красногвардейцев, идущих «державным шагом» по Петрограду, и тем самым поэма является оправданием революции. По иной интерпретации Христос, в которого двенадцать стреляют сквозь вьюгу, чтобы уничтожить все самое светлое и святое, восходит на Голгофу с кровавым флагом и символизирует путь страданий России. По этой трактовке автор поэмы «Двенадцать» разоблачает лжеценности новоявленных апостолов, выявляет антихристианскую суть революции, оправдывающую убийства и замахивающуюся на весь мир («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»). Символизм поэмы проявлен и на уровне ее структуры – двенадцати глав, и на уровне содержания – Петруха, убивающий Катьку из-за ревности, носит такое же имя, как и апостол Павел. Амбивалентность прочтения продиктована структурной сложностью поэмы, ее полифоничностью, предполагающей различные толкования, и личной тревогой, пронизывающей произведение. A.M. Пятигорский отметил: «Всю жизнь предчувствовавший и предвещавший революционную катастрофу Блок все ж таки несколько удивился, когда обнаружил, что убивать будут не только шлюху и «буржуя на перекрестке» из «Двенадцати», но и некоторым образом его самого» .
Свои воззрения на судьбы Европы и Азии в момент «крушения старого мира» Блок выразил в поэме «Скифы» (1918). Поэма «Возмездие» (1910–1921), в основе которой лежит биографическое начало, осталась незаконченной. Идея возмездия вызревала у Блока через углубление социальных тем (цикл «Город», 1904–1908) и осмысление страшного мира (цикл «Страшный мир», 1908–1916). В зрелой лирике Блока противопоставляется прошлое и настоящее, «прекрасный» и «страшный» миры, рай и inferno. «Страшный мир» осмысливается как аД. Подчеркивается не только небожественная, но кощунственная и богоборческая суть «здешней жизни»: «…В напевах твоих сокровенных / Есть проклятье заветов священных»; «И была роковая отрада / В попираньи заветных святынь»;»«Он разучился славить бога / И песни грешные запел»; «Собираюсь бросить злобный вызов / Небесам…»; «Был он только литератор модный, / Только слов кощунственных творец». Добру рая противостоит зло, высшей Истине противопоставлена ложь inferno, или «страшного мира». Победить зло реально можно, считал Блок, только став «вочеловеченным». В «Ямбах» утверждается цель жизнетворчества:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Е. Кузьмина-Караваева чувствовала, что Блок – «символ всей нашей жизни, даже всей России символ». Она говорила поэту: «Перед гибелью, перед смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи, – и вы за нее, во имя ее, как бы образом ее сгораете» .
В литературно-критическом наследии Блока, его публицистике ставятся вопросы творчества («О реалистах», 1907; «Стихия и культура», 1909; «О современном, состоянии русского символизма», 1910; «О назначении поэта», 1921), формулируется проблема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции («Интеллигенция и революция», 1918; «Катилина», 1919). Блок первым указал на качественное изменение системы ценностей в современном мире («Крушение гуманизма», 1919). Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким кризисом и душевной депрессией поэта. Одними из последних стихов Блока были стихи, посвященные Пушкину и воспетой им свободе. В своей речи о Пушкине, произнесенной за полгода до смерти, поэт говорил: «Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл» .
Лирика Блока обладает силой гипнотического внушения, чистая тоническая метрика, образы-символы, наделенные полисемантическими обертонами, оказали значительное воздействие на последующую русскую поэзию. Блок стал символической фигурой в русской культуре первой четверти XX в. М. Цветаева вручила ему свои произведения на одном из поэтических вечеров и посвятила ему стихи. Приехав в Петербург, С. Есенин первым делом пошел к Блоку. А. Ахматова послала ему журнал со своей публикацией, в «Поэме без героя» назвала Блока «трагическим тенором эпохи». Н. Клюев пишет ему письмо с просьбой объяснить суть современной культуры. В. Маяковский ему одному подает руку в революционные дни: «Здравствуйте, Александр Блок!» И. Северянин дарит ему свою книгу с надписью «Поэт!..». Вл. Ходасевич о поэзии Блока скажет: «…в ней очень рано и очень верно расслышали, угадали, почуяли «роковую о гибели весть». Блока полюбили, не понимая по существу, в чем его трагедия, но чувствуя несомненную ее подлинность» .
Блок, пройдя через многие творческие и жизненные испытания, сохранил любовь к жизни и человеку. Он создал неповторимый художественный мир. Музыкальная основа его лирики, блоковские образы родины стали золотым достоянием Серебряного века. Предчувствия Блока, рассыпанные в дневниковых записях, сбылись самым катастрофичным образом, как и его уверенность в пророческом смысле всего происходящего.
Сочинения
Блок А. Л.
Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л., 1960–1963.
А. Блок, А. Белый: Диалог поэтов о России и революции. М, 1990.
Литература
Авраменко А. П.
Блок и русские поэты XIX века. М, 1990.
Александр Блок: Новые материалы и исследования. Т. 92. М.,1980.
Громов П. Л.
Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.
Клинг О. А.
Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». М., 1998.
Максимов Д.
Поэзия и проза А. Блока. Л., 1975.
Минц З. Г.
Блок и русский символизм. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Из книги
100 великих россиян
автора
Рыжов Константин Владиславович
Из книги
История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции]
автора
Петелин Виктор Васильевич
Из книги
Некрополь
автора
Ходасевич Владислав
Гумилев и Блок
Блок умер 7-го, Гумилев — 27-го августа 1921 года. Но для меня они оба умерли 3 августа. Почему — я расскажу ниже.Пожалуй, трудно себе представить двух людей, более различных между собою, чем были они. Кажется, только возрастом были они не столь далеки друг от
автора
3. 13-й блок
3-аб. Наложение 13 блока библейских событий на фантомные и частично реальные европейские события 925-1053 гг н. э.3-в. Их оригинал из подлинной истории XIII-XVII веков н. э.Начиная с этого момента, а именно, с начала X века н. э., мы вступаем в частично достоверный, но пока
Из книги
Математическая хронология библейских событий
автора
Носовский Глеб Владимирович
Из книги
Русь, которая была
автора
Максимов Альберт Васильевич
А был ли прав Александр Блок?
«Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,-
С раскосыми и жадными очами!»
Александр
Из книги
От Ленина до Андропова. История СССР в вопросах и ответах
автора
Вяземский Юрий Павлович
Александр Блок
Вопрос 10.1Какие люди требуются для управления Россией?Блок об этом писал в мае 1917 года в своем дневнике. Три качества.Вопрос 10.2В дневниковой записи Блока от 1917 года мы встречаем следующие слова: «кто спускается, тот проваливается».Объясните, пожалуйста, их
Был ли «Черный блок»?
С осени 1915 года, начав «новый курс», царь обрушился на министров, осмелившихся иметь свое мнение. Из восьми министров, подписавших августовское письмо, были уволены двое, вскоре та же судьба настигла остальных шесть. Вот и представляется случай
Из книги
Санкт-Петербург. Автобиография
автора
Королев Кирилл Михайлович
Основание Пушкинского Дома, 1905 год
Александр Блок, Николай Измайлов
Впрочем, 1905 год памятен России не только Кровавым воскресеньем и разгромом флота в Цусимском проливе; в этом же году в Петербурге был основан Институт русской литературы (ИРЛИ), более известный как
Из книги
Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации]
автора
Фрезинский Борис Яковлевич
Из книги
Знаменитые писатели
автора
Пернатьев Юрий Сергеевич
Александр Александрович Блок
(16.11.1880 – 07.08.1921)
Русский поэт.Книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная Радость», «Снежная маска», «Земля в снегу», «Ночные часы», «Стихи о России», «За гранью прошлых лет», «Седое утро»; циклы стихов «Распутья», «Пузыри земли»,
Из книги
Тайны смертей русских поэтов
автора
Куропаткина Марина Владимировна
Александр Александрович Блок. Опустошенное сердце
Серебряный век в руcской литературе – особенный период. Он отмечен творчеством таких замечательных поэтов, как Валерий Брюсов, Андрей Белый и, конечно, Александр Блок. Удивительно талантливый и многогранный литератор,
Из книги
История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие
автора
Кузьмина Светлана
Александр Блок
К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был единственным из символистов, кто пользовался широкой популярностью. Александр Александрович Блок (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), представитель младшего поколения русских символистов, один из самых
Из книги
Хлыст [Секты, литература и революция]
автора
Эткинд Александр Маркович
Задание 14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вариант 1
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
Вариант 2
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В.Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
Вариант 3
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
Вариант 4
Полы в комнатушке были некраше(1)ые, на стенах висели, покосившись, запылё(2)ые, писа(3)ые маслом картины, а на столе стояла закопчё(4)ая посудина с травя(5)ым отваром.
Вариант 5
В творчестве Сальвадор Дали был неутомимым искателем, ненавидевшим обыде(1)ость и создававшим обновлё(2)ые образы и неожида(3)ые композиции.
Вариант 6
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
Вариант 7
Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осе(5)ие туманы эти колокола заменяли морякам маяк.
Вариант 8
Природа начала быстро перестраиваться, подчиняясь нежела(1)ой, незва(2)ой ра(3)ей осени: деревья торопились сбросить мороже(4)ую листву, на лугах нескоше(5)ая трава покрылась инеем.
Вариант 9
Церковь Василия Блаже(1)ого увенча(2)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(3)ую пробку стари(4)ого графина.
Вариант 10
Протопта(1)ая в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устрое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом — болотистой таинстве(4)ой тайгой.
Вариант 11
Я до сих пор виду дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золочё(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат по мощё(6)ой булыжником улице.
Вариант 12
Непроше(1)ые гости подошли струга(2)ому столу, на котором были расставле(3)ы деревенские яства: картошка, огурцы и клюкве(4)ый морс в глиня(5)ом кувшине.
Вариант 13
Этот стриже(1)ый по последней моде малый был ветре(2)ый, говорил быстро, пута(3)о, манеры его не были изыска(4)ы. Произнося свои речи, он крутил серебря(5)ую пуговицу на кителе, будто хотел её вовсе оторвать.
Вариант 14
День был безветре(1)ый. Вдоль берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики вышли к непаха(3)ому полю. Командира беспокоили пута(4)ые известия, получе(5)ые от разведчиков второй роты.
Вариант 15
В стари(1)ые времена лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
Вариант 16
Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого юной хозяйки дома.
Вариант 17
Услужливый труже(1)ик трактирного бизнеса предложил нам долгожда(2)ый ночлег в некраше(3)ой, но мастерски беле(4)ой комнатушке.
Вариант 18
Около гости(1)ицы на асфальтирова(2)ой дорожке стояла краше(3)ая скамейка, на которую неожида(4)о присел отдохнуть наш ю(5)ый герой.
Вариант 19
Каждый вечер наши гости непреме(1)о усаживаются на кожа(2)ом диване, возле которого стоит полирова(3)ый столик с крахмале(4)ой скатертью и вяза(5)ыми салфетками.
Вариант 20
На картине А.К. Саврасова, призна(1)ого во всём мире живописи, изображе(2)о весе(3)ее пробуждение природы: воздух, звенящий от грачи(4)ого гомона, посеревший снег.
Вариант 21
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на букве(2)о-звуковое письмо так и не были реализова(3)ы: обществе(4)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(5)ой в иероглифическом письме.
Вариант 22
В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают чётко зафиксирова(4)ы кинокамерой.
Вариант 23
Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю постичь глуби(2)ые основы произведения, оценить неожида(3)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(4)о логичные формы.
Вариант 24
Духовный кризис Сергея Есенина, вызва(1)ый крушением его революционно-религиозных иллюзий, нежда(2)ым осознанием ненужности в новой России, семейной и бытовой неустрое(3)остью, отразился на проблематике его любовной лирики.
Вариант 25
И казалось, будто где-то над этими нехоже(1)ыми тропами и малоезже(2)ыми дорогами, которые избра(3)ы безысходной природой для таинстве(4)ого зимнего ночлега, заря никогда не вспыхнет.
Вариант 26
Ряже(1)ые искре(2)е смеялись, но были немного смуще(3)ы и разочарова(4)ы оказа(5)ым приёмом. Всё говорило о том, что они незва(6)ые гости.
Вариант 27
Кто из нас не мечтал стать отважным путешестве(1)иком, чтобы, ступив на неизведа(2)ые земли незва(3)ым гостем, рассказать затем своим соотечестве(4)икам об открытых таинстве(5)ых племенах?
Вариант 28
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, тушё(3)ыми в пря(4)остях.
Вариант 29
Творческим коллективом созда(1)о подли(2)о новаторское произведение, тесно связа(3)ое с сокрове(4)ым замыслом пьесы.
Вариант 30
С фотографий, на которых запечатле(1)ы исти(2)ые учёные XX века, смотрят улыбающиеся лица — ни почте(3)ой солидности, ни маститого самоуважения.
Вариант 31
Сегодня многими призна(1)о, что невида(2)ые до сего времени темпы развития в сфере биокосмонавтики обусловле(3)ы открытиями российских учё(4)ых.
Вариант 32
Образ «машины времени», восходящий к Г.Уэллсу и его одноимё(1)ому роману, не был случайным для В.В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, носили технологический характер и были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса.
Вариант 33
Люди старшего поколения помнят, как у станций метро стояли деревя(1)ые будки, где мастера, чьи руки были сплошь перепачка(2)ы пастой разных цветов, заправляли использова(3)ые стержни для шариковых ручек.
Вариант 34
В конце XIX века был изобретён метастатический термометр переме(1)ого наполнения. За этим мудрё(2)ым названием скрывается устройство, предназначе(3)ое для определения не самой температуры, а лишь её изменения в небольшом интервале.
Вариант 35
Доподли(1)о известно, что в благоприятных условиях возможно соединение в определё(2)ом порядке многих тысяч атомов, при этом образуются такие сложные образования, как молекулы наследстве(3)ости ДНК.
Вариант 36
В итальянской скульптуре Возрождения возродили хиазм — то есть такую естестве(1)ую постановку человеческой фигуры, когда основная тяжесть тела перенесе(2)а на одну ногу, плечо опуще(3)о, другая нога согнута и соответствующее плечо поднято.
Вариант 37
Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплетё(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.
Вариант 38
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.
Вариант 39
На письме(1)ом столе — рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.
Вариант 40
В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Александр Блок создал особеННый поэтический мир, пронизаННый синим и пурпурным цветом, соткаННый из бликов и наполнеННый удивительной мелодичностью.
Все слова с НН, кроме особенный, — полные страдательные причастия прошедшего времени.
Прилагательное особенный образовано от особь, при помощи суффикса ЕНН
Ответ:
1234.
Ответ: 1234
Источник: ЕГЭ — 2015. Досрочная волна
Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи
ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.
Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал «Справки» обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.
14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).
14.1.1 Две НН в суффиксах
В суффиксах прилагательных пишется НН,
если:
1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый
старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)
Обратите внимание
: слово «странный»
с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.
Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный»
: подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» — особыми длинными палками или кнутами.
2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).
Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).
Обратите внимание:
Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:
багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.
14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н
В суффиксах прилагательных пишется Н
, если:
1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый
). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.
2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой
). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.
Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.
14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.
Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.
14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных
В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:
1) слово образовано от глагола совершенного вида
, С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:
от глаголов купить, выкупить (что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый
;
от глаголов бросить, забросить (что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый
.
Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид
2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый
).
3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне
).
ПРИМЕЧАНИЕ
: В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном
предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый
этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово — причастие в причастном обороте, взволнованный
чем? этим сообщением
. Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым
, и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это — имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.
Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой
и воспитаННой
. Здесь оба слова — имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами.
Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго
. А теперь выделенные слова — причастия.
В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия
или прилагательное, перешедшее из причастия.
Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный.
.
Обратите внимание
на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие)
. Эти слова пишутся по общему правилу.
Добавляем сюда ещё слова:
кованый, клёваный, жёваный
ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.
раненый
пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою
(две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый
, вид совершенный, есть приставка).
смышлёный
определить вид слова сложно.
14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных
В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:
слово образовано от глагола несовершенного вида
, то есть отвечает на вопрос что с предметом делали?
и при слове в предложении нет зависимых слов
.
тушЕНое
(его тушили) мясо,
стрижЕНые
(их стригли) волосы,
варЕНый
(его варили) картофель,
ломаНая
(её ломали) линия,
морЁНый
(его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),
НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.
тушЕННое в духовке
(его тушили) мясо,
стрижЕННые недавно
(их стригли) волосы,
варЕННый на пару
(его варили) картофель.
РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.
назвАный брат, назвАная сестра
— человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.- нАзванный
мною адрес;
посажЁный отец
(исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный
за стол;
придАное
(имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный
шикарный вид;
сУженый
(так называют жениха, от слова судьба) — сУженная
юбка, от слова сУзить, сделать узкой)
ПрощЁное
воскресенье (религиозный праздник)- прощЁнный
мною;
пИсаная красавица
(эпитет, фразеологизм)- пИсанная
маслом картина.
14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных
В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется
:
а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н
: гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить)
и другие.
б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН
: гладкоо
крашЕННый (о
красить), свежеза
морожЕННый (за
морозить) и др.).
Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.
Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:
14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях
И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.
Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.
Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.
Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:
1) по вопросу
: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?
2) по значению
(краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);
3) по наличию зависимого слова
(краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).
Краткие причастия | Краткие прилагательные |
---|---|
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? | мальчик образован (каков?) -от полной формы образованный (какой?) |
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? | девочка образованна (какова?)-от полной формы образованная (какая?) |
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? | дитя образованно (каково?) -от полной формы образованное (какое?) |
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? | дети образованны (каковы?) -от полной формы образованные (какие?) |
14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.
В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове
, например: спокойно
с одной Н, так как в прилагательном спокойНый
суфффикс Н; медленно
с НН, так как в прилагательном медлЕННый
НН; увлечённо
с НН, так как в причастии увлечЁННый
НН.
При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.
1) по вопросу
: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?
2) по значению
(краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)
3) по роли в предложении:
(краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же
относится к глаголу и является обстоятельством)
14.5. Н и НН в именах существительных
1.В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:
НН | Н |
---|---|
пленник (пленный) | нефтяник (нефтяной) |
образованность (образованный) | гостиница (гостиный) |
изгнанник (изгнанный) | ветреник (ветреный) |
лиственница (лиственный) | путаница (путаный) |
воспитанник (воспитанный) | пряность (пряный) |
гуманность (гуманный) | песчаник (песчаный) |
возвышенность (возвышенный) | копчёность (копчёный) |
уравновешенность (уравновешенный) | вкусное мороженое (мороженый) |
преданность (преданный) | торфяник (торфяной) |
От имён прилагательных образованы и слова
родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный)
и многие другие.
2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.
Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. | Н* |
---|---|
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) | труж/еник (от трудиться) |
дружин/ник (от дружина) | муч/еник (от мучить) |
малин/ник (малина) | пудр/еница (от пудрить) |
именин/ник (именины) | рож/еница (родить) |
измен/ник (измена) | своя́ч/е/ниц/а |
племян/ник | вар/еник (варить) |
беспридан/ница | НО: приданое (от придать) |
бессон/ница | уч/е/ник |
осин/ник | бессребр/еник |
звон/ница | сребре/ник |
Примечание к таблице
: *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.
Пишется НН и в словах путешеств/енник
(от путешествовать), предшеств/енник
(предшествовать)
Вспомните транскрипцию русских слов, которую вы писали в школе: для глагола «представляешь» одна должна выглядеть вот так: [пр’итставл’áиш] или с обозначением кратких безударных гласных — [пр’ьтставл’áьш]. Как вы помните из предыдущей части, эта словоформа в устной речи может звучать совсем не так.
Как видите, разница между разговорной реализацией и нормативной сильна. Можем ли мы утверждать, что такое несоответствие вызывает непонимание? В каких случаях слушающий поймёт редуцированную форму, которую произнёс собеседник, а в каких нет? Разберёмся сначала, как в упрощённом виде работает механизм восприятия.
Человек распознаёт устную речь. Под этим подразумевается, что он соотносит звуковой сигнал с единицами в ментальном лексиконе. Это слова, хранящиеся в долговременной памяти. Неверным будет сравнивать ментальный лексикон с каким-либо типом словаря. Слова в голове не расположены в алфавитном порядке. Сейчас исследователи сходятся в том, что ментальный лексикон представляет собой многомерную структуру, пронизанную многочисленными внутри- и межуровневыми связями. Чтобы проще всего представить эту структуру, нужно выделить 1) уровень формы и 2) уровень значения [1].
Чаще всего при восприятии речи активируются оба уровня. Но если рассмотреть изучение иностранного языка, можно привести примеры, когда это не так. Человек узнаёт звучание или написание слова, но не может вспомнить, что оно означает, — активируется только уровень формы. Или наоборот: хочет что-то сказать, но не может вспомнить подходящее слово.
В современных исследованиях предполагается, что восприятие речи состоит из двух основных процессов: активации и конкуренции. Звуковой сигнал активирует в памяти ряд слов-кандидатов, из которых потом слушающий выбирает наиболее подходящее [2].
Какие элементы слова оказываются наиболее важными для восприятия? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Во-первых, перцептивно важные элементы будут различаться в разных языках. В большей части английских слов ударение падает на начальную часть. Во французском не совсем корректно говорить об ударении отдельного слова, всё предложение может сливаться в фонетический фрагмент с одним ударением. Поэтому, когда мы рассматриваем важность каких-либо элементов, мы должны учитывать специфику русского языка: богатое словоизменение, нефиксированное и подвижное ударение, качественные изменения гласных (/о/ в безударной позиции произносится как [а], а /е/ — как [и]).
Одна из широко известных моделей восприятия речи – модель когорты. В ней сначала активируются словоформы, начало которых совпадает с началом услышанного. А затем когорта сужается за счёт отсеивания единиц, не совпадающих со следующими звуками. Такую фильтрацию можно сравнить с вводом слова в поисковике. С каждым следующим напечатанным символом уменьшается количество продолжений, которые предлагает алгоритм.
Но в этой аналогии надо обратить внимание на то, что поисковик ориентируется на написание слова. Так, на запрос «пои…» он предложит варианты «поиск», «поисковик» и другие. У человека же, воспринимающего звуковой сигнал [паи], активируются «поисковик», «поискать» и их словоформы, но не «поиск», где произносится [пóи].
Другим значимым элементом считается ударный гласный. Он практически никогда не редуцируется и произносится в слове наиболее отчётливо. Поэтому ряд исследователей считает ударный гласный или весь ударный слог одним из самых важных элементов.
Получается, что один из обязательных факторов для восприятия слова в устной речи — та или иная степень фонетического сходства со «стандартной» формой. Дальше информация анализируется на более высоких уровнях, не просто по звуковому совпадению. Слушающий пользуется различными стратегиями, важную роль в них играют контекст и частотность. Влияние контекста может быть разным: от простого наличия предшествующего звука до влияния прагматической информации — то, что мы ожидаем и не ожидаем услышать. В первой части был пример с восприятием слова «мельница» в предложении «Рыцарь атаковал мельницу». Из-за появления такого слова взгляд читателя несколько раз фиксировался на самом слове и перескакивал на слово назад, чтобы проверить «а правильно ли я прочитал(а) предыдущую часть». Похожую «запинку» могут вызвать неожиданные слова в устной речи.
В начале 50-х гг. XX века была показана зависимость восприятия речевых единиц от их частотности. В одной из работ на материале английского языка указывалось на то, что частотные словоформы лучше распознаются в шуме при предъявлении на слух или при короткой демонстрации напечатанного слова, чем малочастотные [3].
Можно ли определить, какой из этих факторов будет иметь большее значение? Будет ли человек в предложении, составленном намеренно с нарушением грамматики или смысла, игнорировать «лишние» звуки в словоформе или додумывать несуществующие, чтобы предложение стало более «правильным»? Как участник эксперимента запишет фразу [гр’и¢т св’е¢чку]? Как «горит свечку», проигнорировав грамматическую несочетаемость? Или воспримет первое слово как редуцированное «говорит», не обращая внимания на странность получившегося словосочетания?
[1] См.: Риехакайнен Е.И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность: [монография]. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. — с. 34.
[2] См.: Риехакайнен Е.И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность: [монография]. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. — с. 42.
[3] См.: Meunier F., Segui J. Frequency Effects in Auditory Word Recognition: The Case of Suffixed Words // Journal of Memory and Language. 1999. Vol. 41. P. 327– 344.
Арсений Анисимов
Список источников и литературы
- Фёдорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента: Учебное пособие. — М.: Спутник+, 2008. — 24 с.
- Риехакайнен Е.И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность: [монография]. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. — 270 с.
- Фонетика спонтанной речи / Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гейльман Н.И. и др.; Под ред. Н.Д. Светозаровой. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. – 248 с.
- Meunier F., Segui J. Frequency Effects in Auditory Word Recognition: The Case of Suffixed Words // Journal of Memory and Language. 1999. Vol. 41. P. 327– 344.