Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. писать обо всем и ни о чем

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

Авторская разработка  учителя
русского языка и литературы МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная
школа» Первомайского района Оренбургской области Горбунковой Альфии
Равильевны «В помощь выпускникам 11 класса. Книга-клише (структура итогового
сочинения)». Раздаточный материал. Сентябрь 2021 года.

Структура
(план) сочинения

 Любое сочинение состоит из
ТРЁХ ЧАСТЕЙ:

1. Вступление (60 – 70 слов) –
отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. Логический переход к
основной части.

2. Основная часть (200 – 250
слов) – включает несколько подпунктов:

* Тезис

  — доказательства, примеры
(один или несколько)

  — микровывод (обобщение
написанного)

  — логический переход к новой
мысли

3. Заключение (60 – 70 слов).

Структура
(план) сочинения

I. Вступление   раскрывает основную мысль, вводит в круг
рассматриваемых проблем. Состоит из трёх элементов, располагающихся друг за
другом:

Ø  объяснение ключевых слов темы или цитаты;

Ø  общие рассуждения о значимости предложенных
для пояснения понятий в жизни человека;

Ø  ответ-тезис на главный вопрос темы.

Темы, предложенные
для итогового сочинения, можно разделить на

3 типа:

Тема-вопрос: задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части.

Ø  будьте осторожны в формулировке вопроса – не
уходите от темы;

Ø  можно использовать клише: «можно ли утверждать,
что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», 
«действительно ли…» и т.д.

Тема-утверждение :  ( в том числе цитата): требуется обосновать уже имеющееся
утверждение.

Тема-назывное предложение: (ключевые слова): нужно сформулировать своё суждение
о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

2

Структура
(план) сочинения

III. Заключение  подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

ВЫВОД: принято
завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те
микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРИЗЫВ:
не используйте пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» (лучше не использовать
глаголы 2 лица: «берегите», «уважайте», «помните»); ограничьтесь формами
«нужно», «важно», «давайте» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выражение надежды позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок; выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

ЦИТАТА: подходящая
по смыслу и высказанная уместно; рекомендуется заранее подготовить цитаты по
всем тематическим направлениям.

ПОМНИТЕ! Смысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, и не
учитывать её общий смысл.

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Варианты вступления

v историческое

v биографическое

v аналитическое

v цитатное

v личностное

4

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Виды заключения

v обобщение
сказанного

v риторический
вопрос

v призыв к
читателю

v цитата

Обобщение
сказанного

   Итак, как подсказывает нам
история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает
человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути
вечного стремления  к  идеалу.

Призыв к читателю (риторический вопрос)

   Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой:
посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые
нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: каким
вы хотите быть – равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт
добро окружающим?

Цитата

  Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех
против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт
художественной литературы, именно равнодушие внутренне опустошает человека,
обрекая его на одиночество.

6

Клише
к итоговому сочинению

ДЛЯ  ТЕЗИСОВ

v  Сегодня
мы понимаем, что… (основная мысль сочинения).

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная
мысль сочинения).

v  Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что …(основная
мысль сочинения).

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – обращение к произведению

v  Так,
в лирическом стихотворении (название) поэт (Ф.И) обращается к теме…

v  Тема
(…) затрагивается в романе …(автор, название).

v  Тема(…)раскрывается
в произведении…(автор, название)

v  Проблема
(варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей.
Обращается к ней и …(Ф.И. писателя)  в… (название произведения).

v  Идея
(единства природы и человека и т.п.) выражена в стихотворении (произведении)…(автор,
название).

v  Мысль
о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе (автор,
название)

v  Вспомним
героя повести (рассказа) …(автор, название)

v  Обратимся
к роману…(автор, название)

v  Лирический
герой стихотворения …(автор, название) тоже размышляет об этом.

8

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

v Подводя итог
 сказанному, можно сделать вывод…

v Невольно
напрашивается вывод…

v Таким
образом, мы приходим к выводу…

v Итак, можно
сделать вывод, что…

v В
заключение хочется призвать людей к… .

vТак давайте не забывать о…! Будем помнить о…  .

vВ заключение хочется выразить надежду на то, что…

vХочется верить, что…

vПодводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что…

vОбобщая сказанное, хочу сказать, что…

vВсе приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте,
убеждают нас в том, что…

vЗаканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
должны…

v(Цитата) «…», — писал…(Ф.И.).В этих словах выражена мысль о … Автор
текста тоже считает, что…

v
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой
«…»? Думаю, надо…

10

Итоговое
сочинение

2021
– 2022 учебный год

Направления:

1. Человек
путешествующий:

дорога
в жизни человека.

2. Цивилизация
и технологии –

спасение,
вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание –

 вечная
тема.

4. Книга
(музыка, спектакль, фильм) –

 про меня.

5.Кому на Руси жить хорошо? –

 вопрос гражданина.

1

Структура
(план) сочинения

II. Основная часть  раскрывает идею сочинения и
связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых
предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ = ТЕЗИС + 2 АРГУМЕНТА

 Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно
аргументированно доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

ПОМНИТЕ!

·        
По  объёму основная
часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые.

·        
Оптимальное количество
тезисов, подкреплённых аргументами, может быть 2 (два).

·        
Каждому тезису – свой
аргумент.

 Связка – это переход от одной  мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно :

Ø  привести из литературных источников;

Ø  выделить в отдельный абзац.

В конце каждого абзаца
написать микровывод.

К тезису привести  два
литературных аргумента.

Если тезисов несколько, то к
каждому из них приводится свой аргумент.

Аргумент состоит из 3 элементов:

·      обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр
(если не знаем жанр, так и пишем «произведение», чтобы избежать фактических
ошибок);

·      его интерпретация – обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев) (!избегаем пересказа). Желательно несколько
раз упомянуть автора, используя речевые клише «автор(писатель) повествует/описывает/показывает/рассуждает/считает»

·      микровывод (завершает только одну из
микротем, а не всё сочинение; нужен для логичности и связности текста).

Формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или
авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише: например, «писатель
приходит к выводу» и т.п.

3

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Биографическое вступление

     Вся жизнь
великого русского мыслителя и писателя Ф. М. Достоевского – это
бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, став
знаменитым на весь мир писателем, Фёдор Михайлович ни на  минуту не
останавливался  в поиске своего предназначения.  Не случайно, рассуждая об  
ответственности
за сделанный выбор, возмездии и муках совести,
мы обращаемся к его роману «Преступление
и наказание».

Аналитическое вступление

  Согласно
толковому словарю, дорога – это путь сообщения, место, по которому
надо пройти или проехать, путь следования. Однако у этого слова есть и
переносное значение. Когда мы говорим: «Труд – дорога к успеху», мы имеем в
виду образ действий, направление деятельности.   

  Каждый должен
достойно пройти своей дорогой по избранному  пути, хотя это не всегда легко.

Цитатное вступление

  «Книги –
это духовное завещание одного поколения другому».
Мне кажется, эти слова А.И.
Герцена  очень точно определяют предназначение книги. Действительно, общаясь
с книгами как с друзьями, мы формируем свой характер, свои представления о
человеке, жизненных ценностях, своё отношение к происходящему в мире.

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту
тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не
только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и
своего поколения…

5

Клише
к итоговому сочинению

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё
определение этим понятиям.

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…

v  Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

v  Наверное,
каждый человек хоть раз задумался над тем, что значит…(понятие). Я считаю,
что…

v  Размышляя
над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:…

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

v  В
правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

v  Давайте
вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

v  Правильность
своей точки зрения могу доказать, обратившись к…

v  Обратимся
к произведениям художественной литературы.

v  За
примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.

v  Размышляя
о …, я не могу не обратиться к произведению (Ф.И.О. автора), в котором…

v  Размышляя
над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:… (ответ на вопрос, заданный
во вступлении)

7

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – интерпретация произведения
или его фрагмента

v   Автор повествует о …

v   Автор  описывает ….

v   Поэт показывает ….

v   Писатель размышляет о ….

v   Писатель обращает наше внимание …

v   Писатель заостряет  наше внимание на …

v   Он акцентирует внимание читателя на…

v   Этот поступок героя  говорит  о …

v   Мы видим, что герой поступил так потому…

v   Автор показывает, к каким последствиям привело…

v   Этому герою (или поступку) автор противопоставляет…

v   Писатель осуждает…

v   Он ставит нам в пример…

v   Автор подчёркивает…

v   Автор утверждает…

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – промежуточный вывод

v   Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…

v   Писатель считает, что…

v   Мы можем прийти к выводу…

9

На чтение 5 мин Просмотров 7.1к.
Обновлено

Данная статья раскрывает секрет того, как научиться писать итоговое сочинение за неделю. Когда до декабрьского сочинения остались считанные дни, выпускники пытаются использовать все возможности, чтобы получить заветный зачет. Но вот беда: одноклассники с сентября плодотворно занимались подготовкой к сочинению, а ты даже не посетил ни одной консультации. Не переживай, мы поможем наверстать упущенное и успешно справиться с испытанием. С чего же начать подготовку?

Структура сочинения

Во-первых, необходимо познакомиться со структурой сочинения.

Первый абзац – вступление

В нем нужно раскрыть смысл названия сочинения. Если название дано в форме вопроса («Что значит быть добрым?»), необходимо дать на него ответ. Если же название представляет собой утверждение («Доброта как важнейшее качество человека»), необходимо выразить свое согласие или несогласие с ним. Другими словами, нужно сформулировать тезис, который должен быть подтвержден примерами из литературы.

Второй и третий абзацы – аргументы

Подтверждать свою точку зрения, выраженную во вступлении, необходимо именно примерами из литературы. Обращаться можно и к произведениям из школьной программы, и к современной литературе. В данной части сочинения важно прокомментировать тезис с помощью примеров, а не просто пересказать содержание произведения. Например, если вы пишете сочинение по теме «Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?» и в качестве примера берете рассказ А. Платонова «Юшка», то нужно говорить о том, что Юшка был очень добрым. Это подтверждает его отношение к тем людям, которые его обижали: он никогда не отвечал злом на зло. Кроме того он ограничивал себя во всем, отдавая все деньги девушке, которая даже «дочерью ему не была». Из этого следует, что доброта Юшки была безгранична. Третий абзац – это аргумент из другого произведения, написанный по аналогии с первым.

Четвертый абзац – вывод

Прежде чем его формулировать, обратите внимание на тему. Вывод должен соответствовать содержанию сочинения. Вывод к перечисленным выше примерам может звучать так: «Приведенные примеры позволяют сделать вывод, что в русской литературе есть герои, обладающие безграничной добротой».

База аргументов

Во-вторых, нужно заранее собрать базу аргументов.

Когда до итогового сочинения остались считанные дни, а вы не прочитали ни одного произведения, можно прибегнуть к небольшой хитрости: подобрать аргументы из небольших рассказов. Их чтение занимает немного времени, зато вы без труда прокомментируете любую тему.

Мы рекомендуем вам прочитать рассказы А.П. Чехова: они небольшие по объему, но довольно интересные для аргументации. Чтение одного рассказа занимает не более часа. Рекомендуем следующие произведения А. П. Чехова:

—  «Злоумышленник»: Денис Григорьев откручивал от рельсов гайки, необходимые ему для рыбалки. Мужчина не осознавал, что тем самым он может стать виновником смерти пассажиров поезда.

— «На мельнице»: Мельник Алексей Бирюков неуважительно ведет себя с матерью. Старушка пришла к нему за материальной помощью, принесла гостинец – пряник, который мужчина побрезговал взять. Достав набитый купюрами кошелек, он достал оттуда двугривенный и протянул матери. Старушка, опустив голову, поплелась домой.

— «Спать хочется»: Тринадцатилетняя девочка Варька вынуждена работать на хозяев. Кроме работы по дому ей приходится смотреть за их маленьким ребенком, который постоянно плачет. Варька не спит уже который день, она теряет рассудок. В одну из бессонных ночей девочка душит ребенка, который мешает ей спать.

— «Хамелеон»: Полицейский надзиратель Очумелов пытается разобраться в деле мастера Хрюкина, которого укусила собака. В зависимости от того, кому принадлежит собака (генералу или другому человеку) Очумелов меняет свое решение, словно хамелеон подстраивается под ситуацию.

— «Дама с собачкой»: Гуров знакомится в Ялте с Анной Сергеевной. Между ними завязываются далеко не дружеские отношения. Но дома обоих ждут семьи, но их браки не дают им счастья. Поэтом они продолжают встречаться после возвращения с курорта.

Использование речевых клише

В третьих, можно в работе использовать «заготовки» в виде речевых клише. Это значительно облегчит написание работы и позволит логично сформулировать мысли. Предлагаем небольшой список таких клеше.

Для вступления

— Каждый из нас часто задумывался над вопросом…

— О (любви, добре, надежде) мы знаем из книг, фильмов…

— Как часто мы слышим о…

Для перехода к основной части

— О (любви, добре, надежде) написано немало произведений. Обратимся к ним.

— Об этом писал …

— Доказать свою точку зрения могу примерами из …

— Что же об этом написано в литературе?

Для аргументов

— Тема (любви, добра, надежды) раскрывается в произведении…

— Вспомним героя повести (рассказа, романа, поэмы)…

— Герой произведения … был …

Для заключения

— В заключение хочется сказать …

— Проанализировав художественные произведения, я пришел (пришла) к выводу…

— Таким образом, я понял (а) …

Выбор направления

Ежегодно для итогового сочинения формируются пять направлений. Если время не позволяет освоить каждое из направлений, можно выбрать одно из пяти и готовиться только к нему. Ведь на испытании предлагаются пять тем в соответствии с направлениями.

Как не ошибиться в выборе темы? Нужная вам тема будет под тем номером, которому соответствует номер направления. Эта хитрость позволит сэкономить время и лучше подготовиться к написанию сочинения.

Надеемся, что данная информация была вам полезной. Мы стремимся к тому, чтобы каждый выпускник получил зачет на итоговом сочинении. Поэтому вы можете обратиться к нам за помощью в любой момент, и мы обязательно поможем разобраться с трудностями. Оставляйте вопросы в комментариях к данной статье. Удачи!

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Промежуточный вывод в итоговом сочинении клише

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

  • Промо как пишется со словами
  • Промо видео как пишется
  • Промедол по латыни как пишется
  • Проложу как пишется правильно
  • Проложенный маршрут как пишется