Методическая
разработка урока по изобразительному искусству в 7 классе по программе
«Изобразительное искусство 7 класс под редакцией Шпикаловой Т.Я.». Данный урок
является одним из вариантов знакомства с жизнью дворян в царской России. Урок
позволяет продемонстрировать обучающимся свои знания и умения, опираясь на уже
имеющиеся знания по истории и литературе. Разнообразные виды взаимодействия
позволяют обучающимся развивать коммуникативные и личностные компетенции. Погружение
в XIX
век позволяет обучающимся ощутить себя лицеистами и потренироваться в
написании слов (Приглашения на бал) так, как это делали на уроках чистописания.
3.
Технологическая карта урока «Урок чистописания в XIX веке.
Приглашение на бал»
Содержание
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Мотивационно-целевой этап урока
Эмоциональный настрой на урок. Урок
сопровождается презентацией.
Слайд 1
Учитель
обеспечивает положительный настрой и мотивацию на урок.
-Доброе
утро!
Положите
перья, непроливайку и промокашку на парту. Откройте тетради.
Начинаем
урок чистописания! — с этих слов начинался урок в школах XIX века.
Приветствуют
учителя, слушают.
Настраиваются на
позитивный лад.
Актуализация
знаний
Слайд
2-3
А что такое ЧИСТОПИСАНИЕ? (((Это
умение соблюдать правильное начертание букв. Красиво писать учили на уроках
чистописания. В 1969 году чистописание упразднили. Теперь мы учимся
красиво писать на уроках русского языка.)
—Легко ли было
работать учителем чистописания, учить детей соблюдению графических норм? (Нет,
нелегко. Учитель сам должен был правильно красиво писать)
-Знаете ли вы как проводились уроки чистописания в
школах XIX века?
Чем писали? Легко ли было быть учеником более 100лет назад? Все ли слова,
сказанные вначале урока, вам известны?
Отвечают на
вопросы учителя
Целеполагание
и планирование действий обучающимися.
Слайд
№4
Учитель
организует постановку целей и планирование действий с обучающимися:
-Сформулируйте тему урока.
-Определите задачи, которые мы сможем
сегодня решить.
По ходу урока я буду задавать вам вопросы, на которые вы постараетесь дать
достойные ответы, используя знания с уроков истории, литературы, физики и
искусства.
—
Работать на уроки мы будем в группах и индивидуально. Внимание, активность,
аккуратность позволят вам добиться отличных результатов!
Ученики
формулируют цель деятельности (научиться), также формулируют шаги по
достижению цели (повторить, выяснить, применить)
Процессуальный этап урока
Первый шаг по достижению поставленной цели.
Слайд № 5-8
Слайд
№9-12
Известно,
что учителем чистописания в Царском Лицее, где учился А.С. Пушкин был Фотий Петрович
Калинич.
Фотий
Петрович родился в 1788 году в семье казачьего старшины. Он обладал
прекрасным голосом и был привезён в Петербург, чтобы учиться пению. Но судьба
сложилась по-другому. Уже в 23 года его пригласили преподавать. Учителем он
был строгим и требовательным. Сам красиво писал. Его рукой написаны все
аттестаты лицеистов. Проработал в Лицее 43 года.
КТО из
лицеистов был самым старательным? (Есть
свидетельство о том, что красиво писали Горчаков, Кюхельбекер, Данзас и даже
Пушкин, если он очень старался.)
-Легко
ли было быть учеником 100лет назад?
Удивительно,
но уроки чистописания не приносили детям никакой радости.
Задание
1(Приложение 1).
У вас на
партах конверты. Представьте, вы ученики лицея того времени.
Прочитайте воспоминания известных писателей об уроках чистописания того
времени, так как это делали писатели в своих произведениях .
(представители
групп зачитывают отрывки)
Вот как
об этом вспоминает Лев Толстой. (ученик зачитывает отрывок из
повести «Детство»)
Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Пошехонская старина»
пишет о том, как учились чистописанию в 19 веке.
Писатель
Аксаков в повести «Детские годы Багрова-внука» тоже пишет о том, как
учились чистописанию в 19 веке.
Слушают учителя,
участвуют в беседе.
1
группа— Лев Николаевич Толстой в повести
«Детство»: «Когда дошло дело до чистописания, я от слёз, падавших на
бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на обёрточной бумаге».
2 группа- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в
произведении «Пошехонская старина» пишет о том, как учились чистописанию в 19
веке: «Перо вертелось между пальцами, а по временам и вовсе выскользало из
них; чернил зачерпывалось больше, чем нужно; не прошло четверти часа, как
разлинованная четвертушка уже была усеяна кляксами. Недели с три каждый день
я, не разгибая спины, мучился по два часа сряду, покуда наконец не достиг
кой-каких результатов».
3
группа —Писатель Аксаков в повести «Детские
годы Багрова-внука»: «Дядя начал меня учить чистописанию, или
каллиграфии, как он называл, и заставил выписывать палочки, чем я был очень
недоволен, потому что мне хотелось прямо писать буквы; но дядя утверждал, что
я никогда не буду иметь хорошего почерка, если не стану правильно учиться
чистописанию, что наперёд надобно пройти всю каллиграфическую школу, а потом
приняться за прописи. Не видя конца палочкам с усами и без усов, кривым
чертам и оникам, я скучал и ленился»
Изучение новой темы через решение проблемной
ситуации
Слайд №13-14
Слайд
15-16
Учитель
организует изучение нового материала через решение проблемной ситуации.
—Что
такое оники?
Это старое
название буквы О. И это не случайно. Начертание букв было округлое и шрифт имел
плавные формы и начертания.
-Чем писали
лицеисты? На это вопрос вы ответ найдете, работая в группах.
Задание
2(Приложение
2).
Перед вами
карточки с изображением разных приспособлений для письма, которыми писали ученики
в разное время. Работая в группе расположите представленные предметы для
письма в хронологической последовательности от самого простого до
современного, подберите для каждого описание из представленных карточек.
Ответьте на
вопрос-
— Почему урок
чистописания вызывал у учеников столько нежелания? Работаете пока звучит
Венский вальс. (3 минуты)
-Выполняется
проверка выполненной работы. Готовые хронологические табло выставляются на
мольберты.
—Посмотрите
на доску, обратите внимание как аккуратно писали гусиным и металлическими
перьями в тетради.
-Ваши тетради
выглядят так же?
Работа
в группах.
Раскладывают
рисунки предметов для письма в хронологической последовательности от самого
простого до самого современного и отвечают на главный вопрос.
Готовые задания
наклеивают на лист, демонстрируют на доске
Первичное
закрепление по проверке выполненной работы в группах
Слайд
№17
Задание
№3 (Приложение
3).
Объясните
значение слов промокашка, непроливайка, перочинный нож
Заслушивают
ответы на главный вопрос.
— Как вы
думаете, легче ли стало учиться писать современному школьнику?
— Что бы вы
вернули в современную школу?
Отвечают на главный
вопрос.
Выполняется
словарная работа в группах (по 1 слову группе)
Двигательная
пауза
Для того, чтобы
наши руки подготовить к письму, нужно размять пальчики.
Выполняют действия за учителем
Постановка
творческой задачи. Объяснение задания.
Слайд №18-19
Практическое
выполнение.
Впереди вас ждет
бал, который подведет итоги Погружения в 19 век. Но на бал без приглашения не
приезжали. Нам необходимо подписать приглашения на бал, но так как это делали
в 19 веке.
-Можем ли мы
сразу выполнить это задания?
Посмотрите, как
писали буквы алфавита в лицее. Похожи они на современные буквы? Чем
отличаются?
-Давайте
потренируемся начертанию букв на отдельном листе (Приложение 4).
Показ
учителем написания элементов букв, с помощью документ-камеры тушью и пером.
-Объяснял учитель 19 века так:
«Чернила служат для того, чтобы ими писать. Они жидки и
текут, если их вылить. Если обмакнуть в них перо, то на пере останется часть
чернил. Если обмакнуть перо в чернила слишком глубоко, то часть их в виде
круглого шарика или капли упадет с пера и сделает чернильное пятно. Чернила,
налитые в склянку или в другой сосуд, имеют ровную или горизонтальную
поверхность. Обыкновенные чернила имеют черный цвет; но бывают также чернила
красные, зеленые, голубые и других цветов. Готовых чернил природа не
производит; их делают или приготовляют люди из чернильных орешков, железного
купоросу, уксусу и поды. Поэтому чернила суть произведения не природы, а
искусства. Чернила наливаются в небольшие стеклянные сосуды, называемые
чернильницами».
Главное
правило-писать надо старательно, красиво и грамотно!
А сейчас подпишите
приглашения на бал используя образец рукописного шрифта «Идеал» (Приложение
5) для своего одноклассника, вытянув имя ученика по жребию.
Работаете
индивидуально пока звучит «Вальс художника»- 5 минут.
Повтор
элементов начертания букв за учителем строго по алгоритму.
Выполняют
работу сначала на тренировочных листах.
В
приглашения вписывают фамилию и имя одноклассников из
Рефлексивно-оценочный этап урока
Подведение
итогов
Фото-выставка
готовых Приглашений на бал, через документ-камеру.
Обсуждают
творческие
работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их
творческо-художественной деятельности.
По
ходу анализа подводится и итог работы на уроке.
Выставляют
отметки в дневник
Организация
рефлексии деятельности.
Учитель
организует подведение предметного итога и рефлексию деятельности по следующим
вопросам:
-Удалось ли вам побывать на уроке чистописания в
царском Лицее?
-Что получилось лучше всего?
-Над чем еще нужно поработать?
Оцените себя. Поставьте оценку за работу на уроке себе,
своей группе.
Участвуют
в рефлексивной беседе.
Самооценка.
Комментарий
домашнего задания.
Потренироваться
в написании шрифтов Создать свою монограмму.
Записывают
домашнее задание
1
группа— Лев Николаевич Толстой в повести
«Детство»: «Когда дошло дело до чистописания, я от слёз, падавших на бумагу,
наделал таких клякс, как будто писал водой на обёрточной бумаге».
2 группа- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в
произведении «Пошехонская старина» пишет о том, как учились чистописанию в 19
веке: «Перо вертелось между пальцами, а по временам и вовсе выскользало из них;
чернил зачерпывалось больше, чем нужно; не прошло четверти часа, как
разлинованная четвертушка уже была усеяна кляксами. Недели с три каждый день я,
не разгибая спины, мучился по два часа сряду, покуда наконец не достиг
кой-каких результатов».
3
группа —Писатель Аксаков в повести «Детские годы
Багрова-внука»: «Дядя начал меня учить чистописанию, или каллиграфии, как
он называл, и заставил выписывать палочки, чем я был очень недоволен, потому
что мне хотелось прямо писать буквы; но дядя утверждал, что я никогда не буду
иметь хорошего почерка, если не стану правильно учиться чистописанию, что
наперёд надобно пройти всю каллиграфическую школу, а потом приняться за
прописи. Не видя конца палочкам с усами и без усов, кривым чертам и оникам, я
скучал и ленился»
6. Список литературы
1. Боголюбов Н.Н.
Методика чистописания. — Л., 1963.
2. Дьяконов И.М. О
письменности: Предисловие к книге//Дирингер Д. Алфавит, 1963. — с.6.
3. Занков Л.В.
Обучение и развитие. Избранные психологические труды. — М., 1990. — часть 1,
гл. 3.
4. Потапова Е.Н.
Радость познания. — М., 1990.
5. Проненко Л.И.
Каллиграфия для всех. — М.: Книга, 1990.
6. Руссков С.П.
Каллиграфия для учителей. — М., 2010.
7. Фридрих И.В. Из
истории письма. — М., 1992.
«Редкий» — проверочное слово к букве «Д»
Написание слова «редкий» проверим краткой формой этого прилагательного «редок» или однокоренными словами «реденький», «редеть».
В корне анализируемого прилагательного происходит фонетический процесс оглушения корневого конечного звука «д» перед глухим звуком «к»:
ре д к ий — корень/окончание
По этой причине в корне слова слышится звук «т»:
Но в русском языке главенствует не фонетический принцип правописания, «как слышу, так и пишу», а морфологический, согласно которому необходимо сохранить морфему в первозданном виде, независимо от фонетических процессов оглушения, озвончения, уподобления звуков.
Редкий цвет глаз
Как проверить букву «д» в слове «редкий»?
Как правильно пишется слово «редкий» или «реткий»?
Чтобы выяснить, какую букву, «д» или «т», выбрать в написании этого качественного прилагательного, поищем проверочное слово. С этой целью полную форму качественного прилагательного преобразуем в краткую форму единственного числа мужского рода, в которой после нужного нам звука появляется беглый гласный звук «о»:
ре́дкий дар — дар ре д ок.
Теперь отчетливо слышен звук «д» в корне проверяемого слова.
С осеннего неба неумолимо накрапывал ре́дкий дождик.
Другой вариант проверки написания согласного звука в корне слова: подбор однокоренных слов, в которых опять же после сомнительного согласного звука должен находиться гласный звук. С этой целью вспомним однокоренные слова:
- ре д енький
- ре д еть.
Проверочное слово «редок», а также «реденький», «редеть» доказали, что в слове «редкий» следует написать букву «д», несмотря на его звучание. |
Ре́дкий кустарник мелькал вдоль уходящей вдаль дороги.
Однокоренные слова к слову слову Редкий
Все однокоренные слова на странице кликабельны! Нажмите на любое слово, чтобы подобрать к нему однокоренные слова или воспользуйтесь поиском.
Однокоренные, родственные, проверочные слова к слову Редкий:
Вы находитесь на странице слова «Редкий». Корень слова «Редкий» — редк. На этой странице вы найдете однокоренные (родственные) слова к слову «Редкий», а также сможете подобрать проверочные слова к слову «Редкий».
Помните, что среди предложенных на этой странице родственных слов (Изредка, Нередкий, Нередко, Реденький, Редеть. ) не всегда можно найти проверочные слова.
Какое значение, понятие у слова «Редкий»? Здесь тоже есть ответ на этот вопрос. Относительно слова «Редкий», такие слова, как «Изредка», «Нередкий», «Нередко», «Реденький», «Редеть». являются родственными к слову «Редкий» и имеют общий корень: «редк». Однокоренные слова «Редкий», «Изредка», «Нередкий», «Нередко», «Реденький», «Редеть». связаны друг с другом отношением словообразования. Эти слова имеют разные приставки, суффиксы и возможно относятся к разным частям речи.
Предложенные здесь однокоренные слова к слову «Редкий» (Изредка, Нередкий, Нередко, Реденький, Редеть. ) можно использовать в различных текстах, чтобы избежать однообразия и тавтологии в письменной речи, а также, чтобы проверить слово на ошибки (не все слова). Возможно получится более логично выразить вашу мысль в том или ином контексте, заменив слово «Редкий» на родственные ему слова: «Изредка», «Нередкий», «Нередко», «Реденький», «Редеть». Каждое из однокоренных слов к слову «Редкий» имеет свое собственное значение.
Чтобы не совершать банальных ошибок при употреблении родственных слов для слова «Редкий», таких как «Изредка», «Нередкий», «Нередко», «Реденький», «Редеть». нужно обратиться к толкованию этих слов и в итоге выбрать наиболее подходящее под ситуацию.
Вы можете посмотреть список однокоренных (родственных) слов к ним, перейдя на их страницу нажатием левой кнопкой мыши по ним.
Мы очень рады, что вы посетили наш словарь однокоренных слов, и надеемся, что полученная вами информация о родственных словах к слову «Редкий», оказалась для вас полезной. Будем с нетерпением ждать ваших новых посещений на наш сайт.
Д.з. к 21 сентября
А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________
не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________
любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________
нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________
искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________
ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________
обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________
погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________
не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________
необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________
ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________
Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________
растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________
экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________
сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________
нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________
т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________
скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________
скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________
ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________
прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________
глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________
созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________
2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.
А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.
Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,
в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.
Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.
3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».
Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________
Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________
Зар_сль___________________ з_рница ______________________________
Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________
Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________
Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________
Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________
Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________
Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________
Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________
Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________
В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________
Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________
Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________
Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________
4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Пром_кашка подр_внял кусты
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С
Во_хождение на вершину ра_паковать вещи
Чере_чур много и_течь кровью
Во_полнить пробклы прои_шедший случай
Во_звание шалишь и_подтишка
Мирово_зрение _гинуть навсегда
Чре_мерный восторг _даться на милость
Ра_жечь ни_ринуться с обрыва
Бе_системный _гореть дотла
_двинутые парты ни_посланная милость
Бе_брежное небо живу _десь
Комментарии
- Арина Будная написал(а):
А) уплотнение слоёв ____плотный___ расколотая ваза___скол__отделённая деревня _____отдельно ___ бескрайняя долина ___дол____обнажить пороки______наг____ внезапно озлобился ____злоба____не нужно усложнять __сложный_____ дальняя сторона___стороны___ любит смаковать_____смак_____ раскроить ткань _____крой___нельзя голодать __голодный____ упростить выражение __просто___искреннее покаяние ___каяться__________намолоть кофе___молотый____умолять о пощаде ___молится___ умалять достоинства ___мал__обнажить недостатки ___наг____ облокотиться о перила ___локоть___поглощать свет _____глотка_____ дрожит от холода ___дрожь___не хочу отравиться ____отрава____ нужно подбодрить ____бодрый______необходимо оснастить _____снасть______ мудрый старожил ____старый___ сторожил огород ____сторож______ утопические идеи _____утопия_____
Б) интенсивное нагревание ___нагрев______ угнетение бесправных ______гнёт_____растрепать волосы _____трёпка_____обделил ребёнка ______делит___экономика развивается ___развитие____ флаги развиваются____вить___спешите к нам _____спешка______ спишите данные_______переписка_______ навевать тоску ______веять________ навивать кудри _________вить_______ прожевать мясо _________жёванный _____адрес проживания ____жить____ тисненная обложка___________________ стеснённые условия____тесно____
скрепить печатью ______крепко_______ скрепя сердце _____крепкий_____скрипучая телега______ скрип_______ скрипичный ключ____скрипка_____чистоплотное животное _____чисто______ честолюбивый человек _____честь____пристяжная лошадь______ пристяжка_____ пристежной воротничок _____пристёгивать____глаза слипаются _______липкий______________ ослеплён фарами _____ослеп________созревают озимые _______зимы _____лишился своих земель _____земли_____
2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.
А) озарение, поклонение, поплавок, сотворение, плавун, угорелый, пловец, пловчиха, заря, коленопреклонённый, зарница, загореть, озарять, зоревать, пригарь.
Б) подбирать, приберу, отдирал, задеру, отпирал, запереть, затирание, оттереть, замирать, придираться, приберусь, заберу, подстелить, застилать, выжигание, выжечь, блестеть, заблистать, почитать, прикоснуться, касание, поднимать, предприниматель, сочетать,
в) предполагать, предложение, растение, выросший, сращение, приросший, полагать, Ростислав, ростовщический, подскочить, скакал, скачок, отрасль.
Г) плащ промокает, не промочи ноги, обмакни перо, макать в сметану, промокашка, подровнять кусты, решить уравнение, выровнять дорожки, равнение на знамя, высокий уровень, бескрайняя равнина.
3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».
Эскалатор ________с. с._________ сторожил посёлка ____сторож________
Сокращение _____краткий__________ ростовщик _______исключение________
Заросль _____ чередующаяся-3 _______ зарница ________ чередующаяся-1 ______
Ровесник_____ чередующаяся — 3______ ватага______ с. с. ______________
Поклонился ____поклон_____ плавучий остров_____ чередующаяся -1_____
Папоротник_____ с. с. _______ пропаганда________ с. с. _______
Тисненая обложка_________ промокают ботинки_____ чередующаяся-4 _______
Поглощать (пищу)___ глотка____ примирить друзей________мир__________
Зажигательная (смесь)____ чередующаяся-2__ упоминаемые (сведения)____помин______
Долины______дол_______ далёкие (страны)_______даль_________________
Примерять ботинки ____мерка____ умалять достоинства_____ мал_______
Сочетать _______искл. — 2______ выплавка стали______ плавить________
Предполагать___ чередующаяся -3___ предположение____ чередующаяся -3______
Зачарованный ___чары_____ подскочивший_______ чередующаяся-3 _______
Ростовщический__ исключение -3 _____ заминать __заминка_______
Подровняйтесь___ чередующаяся -4_____ плавники____ чередующаяся -1________
Отраслевой____ чередующаяся -3________ трафарет ____с. с.__________
Палисадник_______ с. с.______________ собирательное____ чередующаяся-2 _____
Касательная_____ чередующаяся-2____ прикосновение___ чередующаяся -2____
Вопиющий произвол_____вопль__________ роптать на судьбу_______ропот________
Усложнить задание______ чередующаяся-3 _______ угнетение_______гнёт_______
Замарать рукава____ маркий_____________ оснащенный _______снасть__
Разредить посевы_____редкий______ сплотиться__________ плотный__________
Упоминать_____ поминки_______________ сотв_тённый____________________
4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Упоминание противопоставление
Зам_рший предпол_гающий
Покл_нившийся оз_рённый
Укр_щение сокращение
Фантасм_гория вест_бюль
Вым_кли Диф_рамб
Р_зонанс возрождение
Обрамление пл_вчихин
Пром_кашка подр_внял кусты
Прик_сновение закл_нание
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С
Восхождение на вершину распаковать вещи
Чересчур много истечь кровью
Восполнить пробелы происшедший случай
Воззвание шалишь исподтишка
Мировоззрение сгинуть навсегда
Чрезмерный восторг сдаться на милость
Разжечь низринуться с обрыва
Бессистемный сгореть дотла
сдвинутые парты ниспосланная милость
Безбрежное небо живу здесь
Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.
А) уплотнение слоёв — плотный
расколотая ваза — осколок
отдалённая деревня — даль
бескрайняя долина — дол
обнажить пороки — наг
внезапно озлобился — злоба
не нужно усложнять — сложный
дальняя сторона — стороны
любит смаковать — смак
раскроить ткань — крой
нельзя голодать — голод
упростить выражение — просто
искреннее покаяние — каяться
намолоть кофе — молотый
умалять о пощаде — молится
умалять достоинства — мал
обнажить недостатки — наг
облокотиться о перила — локоть
поглощать свет — глотка
дрожит от холода — дрожь
не хочу отравиться — отрава
нужно подбодрить — бодрый
необходимо оснастить — снасти
мудрый сторожил — сторож
сторожил огород — сторож, сочетание оро
утопические идеи — утопия
Б) интенсивное нагревание — греет
угнетение бесправных — гнёт
растрепать волосы — трёпка
обделил ребёнка — дело
экономика развивается — развитие
флаги развеваются — развееваются
спешите к нам — спешка
спишите данные — списывать
навевать тоску — веет
навивать кудри — навить
прожевать мясо — жёванный
адрес проживания — жизнь
теснённая обложка — ?
стеснённые условия — тесно
скрепить печатью — скрепка
скрепя сердце — крепко
скрипучая телега — скрип
скрипичный ключ — скрипка
чистоплотное животное — чисто
честолюбивый человек — честь
пристежная лошадь — пристёгивать
пристежной воротничок — застёжка
глаза слипаются — липко
ослеплён фарами — ослеп
созревают оз_мые — ?
лишился своих земель — земли
2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.
А) озарение, поклонение, поплавок, сотворение, плавун, угорелый, пловец, пловчиха, заря, коленопрклонённый, зарница, загореть, озарять, зоревать, пригарь.
Б) подбирать, приберу, отдирал, задеру, отпирал, запереть, затирание, оттереть, замирать, придираться, приберусь, заберу, подстелить, застилать, выжигание, выжечь, блестеть, заблистать, почитать, прикоснуться, касание, поднимать, предприниматель, сочетать,
в) предполагать, предложение, растение, выросший, сращение, приросший, полог, Ростислав, ростовщический, подскочить, скакал, скачок, отрасль.
Г) плащ промокает, не промочи ноги, обмакни перо, макать в сметану, промокашка, подровнять кусты, решить уравнение, выровнять дорожки, равнение на знамя, высокий уровень, бескрайняя равнина.
Ïðîìîêàøêà | 21-1-2021 21:09
Ïðîìîêàøêà
ïåðåìåùåíî èç êóïëÿ-ïðîäàæà — ðóæüÿ Ôîðóì ÷èòàþ äàâíî, íî çàðåãèñòðèðîâàëñÿ «èñêëþ÷èòåëüíî âîëåþ ïîñëàâøåé ìÿ æåíû» (ñ) |
voronovu531 | 21-1-2021 21:12
voronovu531
×èòàë òîëüêî â êíèãàõ ïðî òàêóþ ìîæåøü ïîçæå ñäåëàþ ôîòî èç êíèãè |
Ïðîìîêàøêà | 21-1-2021 21:26
Ïðîìîêàøêà
 Èíòåðíåòå äàæå íè÷åãî íå íàø¸ë. |
voronovu531 | 21-1-2021 21:49
voronovu531
ñåé÷àñ ðàäèè âàñ ñèæó ëèñòàþ êîïåéêî |
voronovu531 | 21-1-2021 21:54
voronovu531
Âîò ÷òî òîëüêî ïðî 28é íàø¸ë ÿ äóìàþ âîçìîæíî èëè ýòî ïðÿì ñïåö âåðñèÿ èëè ñòâîëû âçÿëè îò ýòîé ìîäåëè èçíà÷àëüíî è âîçìîæíî êîëîäêà ëåãêîñïëàâíàÿ … êàêîé âåñ ó âàñ? |
Ïðîìîêàøêà | 21-1-2021 22:07
Ïðîìîêàøêà
Íå ìî¸ ðóæü¸ ïîêà. Âåñ íå èçìåðÿë… |
Bukmeker1976 | 21-1-2021 23:22
Bukmeker1976
À,ïî÷åìó íåò? ÖÊÈÁ ÑÎÎ- êîíòîðà âîëøåáíàÿ..áûëà! |
áàáà_ìàíÿ | 22-1-2021 10:17
áàáà_ìàíÿ
à ÷¸ íåò? ñäåëàëè èç òîé äåðåâÿõè, êàêóþ êëàäîâùèê âûäàë. ýòî-æ íå äëÿ êîíêðåòíîãî çàêàç÷èêà äåëàëîñü, ñêîðåå âñåãî, à òàê, ïîêàçàòü, ÷òî ðàáîòàþò. íåáîñü, â òåõçàäàíèè âîîáùå ïðîìûñëîâîå ðóæüå óêàçûâàëîñü |
Ïðîìîêàøêà | 22-1-2021 12:41
Ïðîìîêàøêà
Âîïðîñ â òîì — äåëàëîñü ëè îíî íà ñàìîì ÖÊÈÁå, èëè ýòî êàêîå-òî «íàðîäíîå òâîð÷åñòâî»? |
Bukmeker1976 | 22-1-2021 13:17
Bukmeker1976
Íàäî ñìîòðåòü íà ñîñòîÿíèå ñòâîëîâ è êîðîáêè,à äåðåâî ìîã ñäåëàòü çàíîâî êàêîé-íèáóäü ïëîòíèê,êîòîðûé íå ñòàë çàìîðà÷èâàòüñÿ ñî ñòÿæíûì âèíòîì.È íèêàêîé ìóòàöèè: åñòü áàçà ÌÖ-6 — êîðîáêà è ìóôòà,à äàëüøå çàïðåññîâûâàé òðóáêè ëþáîãî êàëèáðà.Ïîë âåêà ðóæüþ,êòî òåïåðü âñïîìíèò |
áàáà_ìàíÿ | 22-1-2021 13:26
áàáà_ìàíÿ
íååå, òóò êîëîäêà ÿâíî ìåíüøå, ÷åì ó ñòàíäàðòíîãî 12-ãî. ïðåäïîëàãàþ, ÷òî ýòî îäíî èç òåõ ðåäêèõ ðóæåé, êîòîðûå äåëàëè òîëüêî ðàäè ðåàëèçàöèè ÷åðòåæåé — òèïà îò÷åòà î ôàêòå ïðîèçâîäñòâà. äîâåëè äî ïðåäïðèÿòèÿ ïëàí âíåäðåíèÿ íà ïÿòèëåòêó, «ðàçðàáîòàëè» âåðñèþ ìö-6 â «Õ» êàëèáðå, ïåðåñ÷èòàëè ðàçìåðû, ñôîðìèðîâàëè ïàêåò òåõäîêóìåíòàöèè, ñëåïèëè îäèí ýêçåìïëÿð — åñòü åäèíè÷êà â îò÷åò î âûïîëíåíèè ïëàíà íà ïÿòèëåòêó. |
Bukmeker1976 | 22-1-2021 13:34
Bukmeker1976
À,Âû íå â êóðñå,÷òî áûëè ÌÖ-6 20-ãî êàë.â ëåãêîñïëàâå?Ïðîáëåìà âîòêíóòü òðóáêè 28 êàëèáðà? |
áàáà_ìàíÿ | 22-1-2021 15:15
áàáà_ìàíÿ
ìîæ è íà 20 êîëîäêå, à ìîæ è åù¸ ìåíüøå, ïî ôîòî íå îïðåäåëèòü, íî ÿâíî ìåíüøå 12 |
Ïðîìîêàøêà | 22-1-2021 15:21
Ïðîìîêàøêà
Òàê-òî âðîäå íîðìàëüíî, ñ ó÷åòîì åãî âîçðàñòà.)
Òàê ïîêà íå êóïèë, åù¸ ñîìíåâàþñü â «íåâåäîìîé çâåðóøêå». |
Ïðîìîêàøêà | 22-1-2021 15:35
Ïðîìîêàøêà
Ìåíüøå, è íå òîëüêî ïî òîëùèíå. edit log |
Wildalex | Äåðåâî — íîâîäåë. Æåëåçî íàñòîÿùåå. Ñ áîëüøåé äîëåé âåðîÿòíîñòè, äåëàëèñü äëÿ ïîäàðêîâ, íà ñòàðîì äåðåâå ìîãëà áûòü ñåðåáðÿííàÿ òàáëè÷êà, íî ñóòü â äðóãîì. Ñåðèéíûé íîìåð çàêàí÷èâàåòñÿ íà 9-êó, ýòî îçíà÷àåò, ÷òî èìåííî ýòî ðóæüå â äåñÿòêå ïåðâûõ. Åñëè, êîíå÷íî, áûëà âîîáùå âòîðàÿ äåñÿòêà. |
áàáà_ìàíÿ | 22-1-2021 17:06
áàáà_ìàíÿ
òàì ïàëåö åñòü
ñàìî ñîáîé ïî ýêñòðàêòîðó âèäíî, ÷òî ìóôòà ìàëåíüêàÿ. |
xant-1966 | 22-1-2021 17:23
xant-1966
ÒÑ…áåðè, íå ïðèâèðåäíè÷àé. |
Ïðîìîêàøêà | 22-1-2021 18:37
Ïðîìîêàøêà
À êàê óáåäèòüñÿ-òî? edit log |
Wildalex | Õîðîøèé âîïðîñ. Ñóäÿ ïî êîðîáêå — 20-êà ýòî íå ÌÖ-6, à ÌÖ-106. Ïåðâîå — ñïîðòèâíîå, âòîðîå — îõîòíè÷üå è ïîïðîùå. 28-ÿ âàøà — ýòî ÌÖ-6, ÷òî è ïî íîìåðó áüåòñÿ, à âîò äåðåâî ñòîèò îò ïðîñòîé îõîòíè÷üåé ÌÖ-106. Âîò âàðèàíò, ãäå ÷åòêî âèäíà ðàçíèöà. |
Wildalex | Ñ íèêåëèðîâàííîé êîðîáêîé ÌÖ-6, ñ ÷åðíîé ÌÖ-106 È íà ÌÖ-106 ñòîèò î÷åíü ïîõîæåå äåðåâî. |
Bukmeker1976 | 23-1-2021 18:37
Bukmeker1976
Âû íå â òåìå… |
Ïðîìîêàøêà | 23-1-2021 19:06
Ïðîìîêàøêà
Íå ôàêò. Âðîäå áû, íóìåðàöèÿ íà ÖÊÈÁå áûëà ñêâîçíàÿ ïî ãîäó, íåçàâèñèìî îò ìîäåëè.
Íå, êîðîáêà 20-êè èìåííî ÌÖ-6. Ó 106 îíà äðóãàÿ, äàæå âíåøíå. |
Wildalex |
Ìîæåò áûòü, íàñòàèâàòü íå áóäó. Íî ïðåäîñòàâëåííîå ìíîé ôîòî èç ñòàòüè î ÌÖ-6 è ÌÖ-106 ïîêàçûâàåò ðàçíèöó â äåðåâå. È íà ÌÖ-106 ñòîèò èìåííî ïðîñòîå äåðåâî. |
Ïðîìîêàøêà | 25-1-2021 20:32
Ïðîìîêàøêà
Ïðàâèëà ðàçäåëà çàïðåùàþò çäåñü îáñóæäàòü êóïëþ/ïðîäàæó, öåíó è ïðî÷èé ìàðêåòèíã. |
kuiv1989 | Ñòâîëû êàêîé äëèíû, åñëè íå òðóäíî? |
Ïðîìîêàøêà | 4-2-2021 21:00
Ïðîìîêàøêà
675ìì |
Bukmeker1976 | 4-2-2021 21:36
Bukmeker1976
Õîðîøàÿ ÌÖ-øêà,ë¸ãêàÿ òàêàÿ,äàìñêèé âàðèàíò,àãà. |
Ïðîìîêàøêà | 4-2-2021 21:46
Ïðîìîêàøêà
Ãäå íàïèñàíî?
Êàê ïðåçåíòîâàëè, òàê è íàïèñàë. Äëÿ îáñóæäåíèÿ… |
Ïðîìîêàøêà | 6-2-2021 19:40
Ïðîìîêàøêà
Ñïàñèáî ó÷àñòíèêó ôîðóìà Shotguncollector, îòâåò íà âîïðîñ òîïèêà ïîëó÷åí. |
Ïðîìîêàøêà | 6-2-2021 20:52
Ïðîìîêàøêà
Íó äà ?♂️ edit log |
Êîñòÿ Ñàïðûêèí | 6-2-2021 22:14
Êîñòÿ Ñàïðûêèí
Îäíîçíà÷íî áðàòü, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü. |
Ïîñëåäíèé èç ìîãèêàí | ðóæåé Ãåðèíãà ïîëíî, åðåìåíêîâñêîå îäíî)))) |
kuiv1989 | «ýêñêëþçèâíîå æåíñêîå ðóæüå» Îíî ðæàâîå. ? |
Bukmeker1976 | 7-2-2021 15:24
Bukmeker1976
Çàòî ðåäêîå.Ðæàâ÷èíó ìîæíî óáðàòü íàæäà÷íîé øêóðêîé.Äàæå ðàáîòíèê áàíêîâñêîãî áèçíåñà ëåãêî ñïðàâèòñÿ ñ òàêîé çàäà÷åé. |
kuiv1989 | Äàæå ðàáîòíèê áàíêîâñêîãî áèçíåñà ëåãêî ñïðàâèòñÿ Êòî ýòî? edit log |
-
gehka3
Катярко
- Откуда: Днепр
Сообщение
15 баксов за 3.5 грамм… МХ4 20гр тихо рыдает в уголке……
-
WWQ
Member
Сообщение
надо тестов дождаться, может там прорыв в «паставарении» и оно ушатает гелид с крионавтом нагнав жм
-
gehka3
Катярко
- Откуда: Днепр
Сообщение
WWQ
seraphic
В формуле — присутствует, внутри пасты — ну пыль может в какой то там малопроцентной доле, как в своё время «серебрянка» была моднопопулярной, с люминиевой стружкой тех же отходов производства, на КаПиТошке замешанная
-
Polaris
Member
- Откуда: Харьков
Сообщение
А по тестам будет как GD900 с Китая 4 $ за 50 грамм ?
-
Besmertnik
Member
- Откуда: м Маріуполь
Сообщение
Ну СОшки и вертушки у них годные, может и тут не подкачают (ждём тестов)
-
seraphic
Member
- Откуда: Дон.обл
Сообщение
gehka3
короч по формуле только запах графена
-
nemadimi
Member
Сообщение
если близко к металлу, то топ, ежели нет, то грош цена таким новостям
-
Capz
Member
- Откуда: Краматорск
Сообщение
Через пол года ждем под брендом RZTK
-
Grossmeister
Member
- Откуда: Київ
Сообщение
Согласно антиваксерам, весь графен ушел на мРНК вакцины. Так что Scythe наверняка нас обманывает.
-
nv_ua
Member
- Откуда: ČR
Сообщение
dacota2017
На бумаге крутотень, на деле как-то не слышал о ней.
Точно знаю, что TFX получше будет
Отправлено спустя 15 минут 54 секунды:
Grossmeister
Плохая шутка.
-
Cirax
Member
- Откуда: Киев
Сообщение
Так TFX ещё в полтора раза дороже.
-
ronemun
Advanced Member
Сообщение
давно пора на основі тонких гнучких металопакетів з мікросотами як в теплових трубках — теплопередача в 10 раз вища за мідь. Така собі промокашка. Правда в нано пори все одно необхідна термопаста
-
WWQ
Member
Сообщение
и динамометрическим ключем потом ее обжимать крест-накрест…
-
Creature4O
Member
Сообщение
Опять маркетологи бушуют…
- спойлер
- Графе́н (англ. graphene) — двумерная аллотропная модификация углерода, образованная слоем атомов углерода толщиной в один атомю. То есть если толщина слоя больше одной молекулы, то это уже не графен, а графит
-
ronemun
Advanced Member
Сообщение
аналогічні розробки давно ведуться, і вже дійшли до впровадження в мобільну техніку на рівні прототипів. Вся суть — забрати тротлінг у зарашніх смартфонів — ріддину установку не поставиш, міді вже давно не хватає, тай вона важка, графен ще в тумані, але при цьому тре максимально використати весь наявний обєм, не виточуючи під кожен смартфон свій тепловідвід, але при цьому не резинка — її теплопередача занадто мала. Вихід — мякі радіатори, подушки з фольги наповнені як теплові трубки, з мяким мікротрубчатим наповнювачем для стікання фазавого реагента. Капілярний ефект дає тягу, що значно сильніша за помпу, при цьому загальна теплопередача більше ніж в 10 раз вища за мідь і в 5 раз за водянку
Последний раз редактировалось ronemun 01.12.2021 16:51, всего редактировалось 1 раз.
ИЗБРАННЫЕ МЕСТА
Письмо первое
Сударыня! быть может – сударь, но в сердце что-то подсказывает – сударыня!
Намедни вечером одинокий, обледенелый и сломленный душевно внутренне, без путеводной звезды, без друга-проводника, без опоры-покровителя, как перст, как анчар или саксаул, держал путь от трамвайной остановки к мансарде слякотным тротуаром – сволочи-дворники посыпят по утру солью и отправляются да – на боковую, да – чаи гонять, а почтенные граждане скользят и садятся в грязь, – вдруг в снегу, что сугробом на газоне в кучу собран, однако не вывезен, увидел краешек голубого конверта.
Посиневшими, скрюченными от минус двадцати пальцами – мороз ныне ударяет такой, что ни под какой подмышкой не отогреешь – ухватил я оный предмет. Как он размок! Но адрес все-таки, стараючись, немалые приложив усилия, разобрал…! И тут надежда, что питает, цитирую, юношей, а я – юноша в самом соку молодческих лет, хорош собой, начитан и развит, пробудилась во мне: кто ведает – не Всевышний ли благосклонно посылает мне отправление сие?!
Если Вы – госпожа, может пригреете меня, в круг друзей своих введете, а там, вдруг! найду себе покровителя. Себе, и скрытым во мне талантам, и уму моему – ведь я и впрямь не глуп, далеко неглуп, только беден чрезмерно, – а там, глядишь, найду свою судьбу в одной из Ваших состоятельных или обеспеченных подруг или, чем Асмодеи не шутят, Вы, да – Вы сама, очаруетесь мной и составите мне наше счастье… Вот куда занесли меня, перехватив дыхание, мечты.
Но, коль Вы – господин, то и то весть, как нестрашно. Вы можете стать покровителем, и старшим другом, и нежным руководителем. Когда Вы – госпожа пожилая, то есть в почтенном возрасте, будьте мне матерью, а – солидный господин – отцом родным…
Впрочем, понимаю, догадываюсь: Вы незнакомы со мной, кто зовет в дом чужого и так вот, сразу, привечает (пригревает, приголубливает, опекает) и протежирует? Даже женщина, потомок Евы, простолюдинка она, или – графиня, или – даже супружница начальника секретного Департамента, находится в интересном положении девять целых месяцев, а ведь грядущий ребенок – ее родной, в чем нет места сомнениям (один лишь только отец ребенка может сомневаться, он ли он), а тут чужой человек, прямо скажем – с улицы; не с мостовой, допустим, не из подворотни – с тротуара, но однако. Нянька моя, мудрая женщина – царство ей Небесное, память ей вечная и благодарность моя до гробу – говаривала в простоте душевной: «Чтоб человека узнать, прежде-то надоть аж пуд соли съесть с им» (каллиграфию сохраняю без изменения, за что прошу великодушного прощения). И права была, ей-Богу, права! Правило сие через жизнь мою так красной нитью и проходит. Да ведь не с каждым сядешь и пуд соли есть. Нет, не с каждым.
И вот, все прекрасно понимая, осознавая, принимая, убедительно прошу: не выбрасывайте писульку мою на помойку, не спешите! Ответьте мне! Может, одним ответом Вашим человека спасете. А будет мне ответ Ваш – Лучом Света в Темном Царстве. Посредством писем Вы сможете узнать меня, мою душу, мой пульс… «Умом Россию – поется – не понять – Большое видится на расстоянии».
Или, перефразируя слова другого поэта: «Вы – диспетчер света».
Мы бы могли обсудить с Вами проблемы или номера новейших журналов. Вот, к примеру, листали ли Вы последнюю книгу г-на Успенского? Или г-на Зиновьева? Как они кажутся Вам? Не слишком ли данные господа снисходительны к евреям? Не пришла ли пора нашим братьям-евреям покинуть пределы Земли нашей? Оставить наши пенаты? Известные своей необъятностью и широтой и гостеприимством, но доколе?! Погостевали и – пожалуйте в свои Палестины. Впрочем, а вдруг Вы сами-еврейка, или, соответственно, еврей? Так это ничего. Я лично к евреям зла не питаю и отношусь снисходительно. Между тем, они могли бы приложить старания, чтобы внешне не отличаться. Как минимум.
Еще хорошо бы поговорить о театре. Театральные новости. Театральный подъезд. Театральный разъезд. «Порвалась связь времен». «Свет погас. Я вышел на подмостки». А были ли Вы на Мочалове в роли разбойника? Особенно хорош в сцене с шалашом! А топорик, вбитый в чурбак? Художественно точно, и символ, и цитата. Непосредственная реакция зала. Рукоплескания! Аплодисменты! Овации! Бурные. Несмолкаемые. Ради всех Святых, не возомните, что я революционер какой-нибудь. Мне бы только из бедности выбраться, куда был опущен судьбою, избравшей мне родителей честных, исполнительных и трудолюбивых, но больно бедных.
А Сумбатов-Южин? Сумбатов-Южин!
Еще раз низко прошу простить мне мою легкую навязчивость – не судите строго. И лишь об одном умоляю, припав губами к голубому конверту и преломив колено: ответьте! А там… Ах, голова кругом идет!
(«Ах, как кружится голова, как голова кружится!») Счастье-то какое! Неужто кончится мое одиночество?
За сим примите мои извинения и уверения. С почтением, примите оброненное Вами письмецо с моим совокупно.
Ваш, искренне Ваш, Анкундин Сахаров.
P. S. Страшная мысль пронзила внезапно мой светлый мозг: «А вдруг как Вы да не ответите!!…!!!
А.Ш.
Письмо четвертое
Сударыня! Не успел ознакомиться с посланием Вашим, как сей же час – где перо, где бумага, где промокашка (как люблю я их! – эти волшебные лоскутки розовой бумаги – приложил, прогладил ладонью, убрал, и – буквы замерли, приняли строгую форму, прекрасны замершие завитушки, ибо уже писал Вам в цидульке моей за нумером 3: я – человек, любящий порядок во всем, поклонник строгости и аккуратности пророк – вот, стихами заговорил) – помните, как гениально сказал один поэт: «и руки тянутся к перу, перо – к бумаге»? Истинно так.
Вы спрашиваете, чем я вообще живу, чем занимаюсь? Поведаю. Нам скрывать или конфузиться не к чему. Числюсь за одной из многочисленных в нашей Империи контор, где службу исполняю, пусть и не великую, но важную, ибо понимать требуется, как ежели бы крупные чины вдруг да лишились нас, людей маленьких и вроде бы незначительных, то погрязли бы (утонули бы) в бескрайнем море-окияне сводок, отчетов, тофесов и докладных. А теперь прикиньте в уме: ежели мы решаем, какие бумаги положить начальству на стол, какие – под сукно, какие – в долгий ящик, то это мы непосредственно, хоть и неявно, решаем политику.
Наша Контора среди прочих других остальных ничем таким особым существенно не отличается, так – винтик в государственной машине аппарата. Для обеспечения граждан правами и обязанностями должна работать исправно и бесперебойно, налаженно и слаженно. Естественно, о нас не пишут, не говорят, наших фамилий вы не знаете, но когда поразмыслить, есть среди нас свои Ангелиновы, Гагановы и Никулины, или – как сказал другой популярный поэт – тысячи тонн словесной руды. Известно, что писательский народ изображает нас такими-этакими Акакиями, Девушкиными, Мечиками, но ведь и в нас бьются высокие чувства, ведь и нами подчас овладевают высокие стремления, нам доступны вершины мечтаний, дерзость снов, любовь, благодарность. Поэзия, в конце концов, подчас охватывает нас, и сердце бьется в упоеньи. Да! Легко и красиво презирать и отказываться от нашего труда, но ведь и его кому-то вершить надо. И мы взяли на себя.
И еще намотайте себе на ус (не про Вас будет сказано – это я увлекаюсь) благородные господа, как правильно оценить то или иное поступившее сообщение, когда – не в курсе политических событий, не листали новейших сочинений отечественных сочинителей? Совсем напротив, начальство наше настоятельно рекомендует своим служащим посещать театры, вернисажи, присутственные места и даже различные митинги и собрания. А ведомо ли Вам, любезная моему сердцу госпожа, что и многие из поэтического Олимпа тоже служат? И служат не с меньшим прилежанием и старанием, чем Ваш покорный слуга. Служить бы рад – помните?
Нас воспой, О! Муза, нас!
Простите – опять сорвался. Наговорил невесть чего, да и том ли следует писать прекрасной незнакомке, однако накопилось, наболело, вот и накатило!
Затем остаюсь с глубоким почтением – Анкундин.
P. S. Счастлив был узнать, что Вы почти моя ровесница, но хотя я незначительно превзошел Вас в годах, Вы превосходите меня по воспитанию и положению. Странное совпадение стечений обстоятельств. Уж не судьба ли звонит в колокольчик? А?
А.
Письмо седьмое
***! Сладкой обязанностью наполнен мой каждый день. Поутру, лишь плесну водицы в лицо, бегу вниз к почтовому ящику – нет ли весточки от моей корреспондентки? На работе томлюсь ожиданием – не ждет ли меня дома письмецо в конверте. В обед все выглядываю в окно – не идет ли мой славный Гименей с медной бляхой и толстой сумкой на ремне. И, отходя ко сну, в томлении предаюсь мечтам, об утре, которое мне, быть может, доставит весточку от * * *!
Вы задали мне вопрос, я Вам отвечаю. Я доверяю это Вам, и только Вам. Ни одна живая душа ни слухом, ни духом и ведать не должна о том, что ниже поведаю Вам. Умоляю, заклинаю, падаю на колени, но почему-то чувствую себя вынужденным поведать Вам одну-другую сокровенную мысль.
Существует версия: правительство наше – арена борьбы двух различных отделов германской разведки? Господа Зубатов, Бронштейн, Растригин, Столыпин, Иегуда, Скобелев, Юпатов и прочие, чьи грузинские, польские, дворянские и еврейские имена промелькнули в последние дни на страницах наших газет в первых заголовках, суть немецкие агенты или игрушки в их руках. Мне неизвестно доподлинно – так ли это, однако, наблюдая нашу Империю изнутри, чуть ли не с самого дна ее бездонного сосуда, мы видим и чувствуем: не все далеко так уж ладно в нашем, недатском, королевстве.
И поверьте, когда придут, когда грянут изменения, когда разразится очистительная гроза, то грядет она отсюда, снизу, из наших контор, наших департаментов. Присяжные поверенные, статские советники встанут у кормила и не двадцатью хлебцами накормят наш многострадальный народ, а равно и справедливо распределят между достойными гражданами, способными оправдать справедливость, проявленную по отношению к ним, самостоятельным ответственным трудом на благо своей Родины. Вот.
Начальство наше поддержит нас. Поддержит и возглавит. Ведь они – это мы, прошедшие по всем ступеням школы работы, служения, исполнительности и ответственности.
Сие не есть заговор, а назревшая необходимость, которую не осознают только наиболее закоснелые круги. А если это и заговор, то – заговор, зародившийся и сложившийся (сформировавшийся) в самых недрах верхов правительства, откуда, собственно говоря, и осуществляется непосредственное и тайное руководство всеми революционными организациями.
Именно мы, суконные рядна, кувшинные рыла, а не салонные мечтатели, глумливые интеллигенты или чахоточные писатели, спасем Отечество. И – не народные мстители. Так.
Вы, верно, напугаетесь, придете в обморок, от моих откровений, сожгете их или отнесете дворнику. Бог – Вам судья. Но знайте – пусть я беден, пусть одинок, но бьются во мне и трепещут чувства великие. Великие, как воды дней нашей жизни.
Рукой дрожащей запечатываю послание мое сие. Нет, не суда, не доноса боюсь. Боюсь, что напугал Вас. Что не ответите мне. И опять я останусь один-одинешенек, как Александр Великий Македонский перед битвой под Киликией, в каковом состоянии пребывал после смерти моей добродетельной матушки, чьими стараниями и хлопотами удалось мне заполучить эту небольшую службу, а уж затем начальство обратило свое доброкачественное внимание на мою старательность и образованность, которая и Вам наверное бросилась в прекрасные очи, ведь я легкостью необычайной обращаюсь к стихам величайших из классиков и стодневных поэтов и мою жажду служить, продвинуло меня на нынешний пост, минуя ряд классов. Провенциум рици!
Но не службу боюсь потерять. А Вас, дружбу Вашу, благосклонность и покровительство Ваше.
И еще напишите мне, ходите ли Вы в церковь, к заутреней, и, если ходите, то в какую? Вот ведь место, где мы могли бы встретиться, не обращая внимания на себя любопытных взоров. С каким восторгом я молился бы рядом с Вами.
А большего мне и не надо.
Ваш верный Анкундин.
Письмо десятое
С величайшим праздником Вас, именины сердца моего! Усыпая ли вечером, погружаясь в мир сладостных нег и грез, пробуждаясь ли утром, благословляя поднявшееся солнышко, готовое светить нам до самых вечерних часов, я ту же секунду вспоминаю о Вас, любезная моя сударыня, госпожа моя – я есмь Ваш верный рыцарь, Ваш паж, Ваш Квентин Дорвард, Ваш княгиня Волконская, готовый следовать за Вами, хоть на край света, хоть в Вилюйск, хоть в Париж, к басурманам, не знающим ни слова из нашего великого и могучего языка, сочетающего крепость германского с нежностью чухонского. А ведомо ли им вообще, что неслучайно именно на нашем реченьи осуществлен самый боговдохновенный стих Книги Книг, перед которым даже иудейские источники бледнеют немочью. Известно: сами древнееврейские тексты есть суть несохранившиеся переложения с нашего древнего языка.
Мы с Вами говорили о Боге. Кто он – Бог? Каков он – Бог? В Калуге, кажется, два философа и один поэт возвели Новый Храм. Они там танцуют и читают поэмы. Если таково служение Ему, то что с нами, с нашей Конторой, с землекопом, землепашцем, градостроителем? В детстве, о – детство, я мечтал об астролябии, смотреть и думать.
Вчера при обстоятельствах особых и необычных, имел я беседу с одним весьма опасным человеком. Ведомо ли Вам, что утверждал он, развернув историческую картину в переспективе?! Он утверждал, что хитрованные жидовины не силой, не умом, а токмо лишь хитростью своей безразмерной опутали нас и весь мир своими библейскими штучками. Где славные норманны, где бесстрашные готты, где славяне, покорявшие половину мира? – все исчезли в воронке мутного потока христианских учений. Выпита их кровь, опутаны их ноги, дрожат руки. Все служат Момоне. Не подумайте, ради, ради, ради Николая-Угодника, что я разделяю мысли непотребные его. Однако, согласитесь – столь абсурдные, на первый, непредубежденный, взгляд мысли имеют под собой мысли особые. Простой земледелец, наблюдающий жизнь не из окна кареты, не отказался от старых наших верований, хотя и посещает церковь исправно. А сколько в нем простоты и мудрости, сколько в нем истинного понимания жизни, природы, самой сути человеческой жизни! Поверьте – наши древние религии были не менее велики и замечательны, чем всякие прославленные Веды, усердно изучаемые знатоками, не ведающими о богатстве, хранящемся под самыми их профессорскими пенсне.
Но не о том речь: вчера возвернувшись с нашего с Вами свидания – такой полет охватил меня, такой восторг, что стены обиталища моего показались мне еще более тесными, чем всегда – размечтавшись, я упал на софу и, уткнувшись в подушку, повторял нежнейшее имя Ваше и отчество Ваше. Здесь негромкий, но властный стук в дверь прервал мои стеснения. Хозяйка пришла с известием: некий чин изволил навестить скромную хижину мою. Чин, указанный, оставил визитку, из которой я понял, что он желает и намеривается беседовать со мной о Вас! Я немедля телефонировал ему.
Однако, к вящей радости моей, его никак не интересовало знакомство наше. Совсем напротив – он одобряет, отзывается о Вас, как о исключительно честной женщине и патриотке, известной своими верноподданническими чувствами. И, тогда, я понял, какому доверию облачен Вами, какому доверию Вам обязан: кто в мире, кроме меня, знает о Ваших истинных взглядах, чувствах, о буре, кипящей в сердце Вашем!
Но верьте – я не предам Вас! Я – Ваша каменная стена. Пусть и не разделяю взглядов Ваших, но ведь и в моем правоверном сердце живет стремление к справедливости (о! как замирает оно, когда представляет себе граждан, охваченных единым порывом труда, когда рисует себе общие отдыхи и общие праздники, и все оприходовано, приведено в порядок, все расписано по календарям, все представлено в циркулярах; тлеющее превращается во всепоглощающее, и готов уже представить прожекты свои по инстанциям начальству) и – разве могу я предать тот вечер, когда стоя на берегу канала и, Вы, глядючи на меня, декламировали о буревестнике – над седой равниной моря ветер тучи собирает – и пели вдвоем – я другой страны такой не знаю, где так вольно дышит человек! Ничто, ни один приказ не вырвет из уст свидетельств об этих, сокровенных минутах нашей жизни!
А! просматривали ли сегодняшнюю газету? Как Вам нравится наш Булгарин, попросивший в Бенилюксе политического убежища? Причуды жизни. Оппозиционеры посещают приемы и ведут дискуссии с власть придержащими. Александр Герценович приглашен в столицу, для вручения премии Мира. А Булгарин бежит за рубеж с романами за пазухой. А в чем-то смелость их, романов этих? Мы по службе были ознакомленны с писаниями Пшебышевских и Арцыбашевых, других имен не пропишу дабы не оскорблять Вашего глаза. И в том, что там написанно, – и есть сопротивление?! И второе – когда видишь, что в родном тебе государстве что-либо неладно, имей смелость остаться и бороться с недостатками, хотя бы с отдельно взятыми. А иначе – предатель ты! Запад-то и так рад любой хуле, положенной на нас. И понятно почему – во всем мы их обогнали, загнули им салазки. Вот к примеру: писалось, что лампочка суть изобретение западное, а новейшие археологические розыскания опровергнули данную версию: еще 500-700 лет тому назад наши предки опускали горящую лучину в бычий пузырь. Не хватало только электричества, однако… Я и чертеж в руках держивал.
Один из тех романов, кстати, повествует о половых сношениях между солдатами Западного и Восточного фронта. Автор-то не знает Истории. Слышал звон. Указанные сношения имели место, а потому имели, что побеждаемый враг в середине войны был вынужден против наших славных бойцов выставить женщин и детей. А женщины любой страны готовы сдаться для милости победителя-славянина без репараций и контрибуций. И аннексий. Вспомните записки казака П. о посещении города Парижа по поражению Бонапарта! Сведущий человек уверял меня, что после многочисленных побед наших все народы суть славяне, и убедительно показал сие на цифрах, прибегая не более как к сложению, умножению и геометрической прогрессии. Таким образом: все конфликты-не вражды народов, а-проблема отцов и детей. Задача наша (задача отцов) объединить все народы под свое отеческое покровительство.
Что-то расписался я сегодня, да и темы выбрал престранные, но с кем как не с Вами мне делиться?
Вот и всё, разлюбезная сердцу моему, душа моя, полет души и нежной страсти. Спокойной ночи.
Твой А. Угадайте кто!
Письмо тринадцатое
Милая моя! Мы поругались вчера напрасно. Неужели какие-то картинки с выставок важнее наших отношений? Да, и меня покоробило, когда конями топтали то, что Вы называли искусством, но… Вы уже слышали, что понимаю под словом «искусство» я.
Приобретите, когда Вас не затруднит, последний номер газеты. Оказывается: топтание полотен копытами коней есть акт художественный, современный запланированный. Содержание картин, техника исполнения специально отбирались к потоптанию. Однако я не торжествую. Неужто есть вещи способные нас разлучить?!
К тебе сквозь туманы, леса и поляны летит мой конверт голубой. Летит мой листочек, родной голубочек, в тот дом, где расстались с тобой. Слова Владимира Замятина, музыка Юрия Милютина.
Анкундин Сахаров, по-прежнему Ваш, с надеждой и…
Письмо семнадцатое
Любимая, кажется, после того объяснения, которое имело вчера вечером между нами, я вправе называть Вас так. Любимая моя, моя единственная. Казалось бы, еще вчера или позавчера, когда одинокий и бедный возвращался домой со службы в свою конуру, свое нерадостное убежище, где пропадал в полной растерянности перед окияном мыслей, сомнений и мечтаний, нашел голубое письмо, а сегодня – я один из самых счастливых людей на земле – я любим прекрасной, обеспеченной, и образованной дамой. Я просидел весь вечер перед зеркалом, пытаясь понять, что Вы нашли во мне. Не говорит ли в Вас сострадание? Жалость к несчастному? О, нет! – воскликнул я – я достоен любви, я всегда знал, всегда верил: ждет и меня прекрасное, ждет и меня незнакомка, что примеряя по вечерам шляпу с перьями, что проходя между шумными столами ресторанов, она выглядывает меня, и шепчет: «Где ты, мой принц, мой Арлекин, мой Пьеро? И вот он-я, пожалуйста, сохранивший себя для Вас в чистоте помыслов, тела и взглядов на жизнь.
Вы открыли мне глаза на многое, еще вчера я был готов, как Исаак Ньютон ждать милости от падающего яблока, а сегодня уже готов их взять сам, скрещивая и селекционируя новые неведомые виды жизни и общественного устройства. Я – Ваш, берите меня, и не ошибетесь. В огонь, воды, медные трубы, с корабля на бал с сумой и без – я готов следовать за Вами, куда и как прикажете. «Любовь-кольцо», дорогая.
Помните ли Вы тот вечер, когда мы возвращались с бала от графини Ланской? Я все напевал – истопи ты мне баньку по-белому – когда Вы обратили мое внимание на пьяненького, спавшего в придорожной канаве и лишь чудом не попавшего под колеса проезжавшего транспорта, которого становится слишком много (наше вмешательство в дела природы поистине могут нанести нам самим непоправимый ответный удар), так вот: в тот вечер Вы сказали: «Дорогой, ты поешь песню, которая, возможно, наиболее ярко выражает чувства и чаянья нашего народа, но, как это не парадоксально, именно ему, она продолжает оставаться неизвестной». Тут вмешался наш кучер. Если Вы обратили внимание, за последние годы воспитание в нашем многострадальном государстве упало и каждый кучер, забывая о своем шестке, вмешивается в разговор? «Уж не думаете ли вы, – сказал он, – что если каждого научить читать, то он самого господина Пушкина поймет?» – «Именно так я и думаю», – успешно возражали Вы. «Вот уж чего не думаю, – отвечал дворник, то есть кучер, – я с отличиями закончил три университета, однако общение с лошадьми дало мне больше, чем стихи и Пушкина, и Гоголя вместе взятых». – «Это скорей говорит о вас. А я уверена, что пробудись, как этот пьяница, наш народ, он не только Пушкина, но и Гегеля поймет не по учебникам, а впрочем, как это вам удалось с таким количеством дипломов устроиться кучером, ведь, какое ни на есть, а государство вложило в вас силы и средства не для того, чтобы со своими дипломами стегали кнутом несчастных животиных?» – «Не стегать, так вас и не повезут, а ведь вам желаемо все ж-таки доехать до дому, а не на одиннадцатом номере добираться. А работаю я кучером, ибо нахожусь на распутьи: с одной стороны, с таким образованием да на такой работе, можно хорошую карьеру сделать в одном известном ведомстве; с другой стороны – может станется, уеду я ко всем чертям на вольные хлеба, а с такой работы и разрешение легче вытребовать».
К чему вспомнил я тот разговор? Не к тому, что и наш лифтер, и хозяйка моя, выдра, – простите за грубое слово о женском поле, и, как известно мне стало, швейцар в учреждении нашем – все в две стороны смотрят, то ли доносить продолжать, то ли в революционеры податься, а к тому, что и я сам на распутьи после всех бесед наших, песен и поэм, кажется иногда мне, что, дай мне сейчас паспорт на руки или пушку, уже никто никогда не свернет меня с освободительного пути, а с другой стороны, разве служить верно не более достойный путь? Изложил я эти соображения эти в своем очередном докладе, предлагая направить нашу энергию, наш ум на пользу государству и отечеству. Впервые, за многие годы безукоризненной службы, меня вызвал Сам, директор нашей конторы, отдав должное смелости и честности моего прожекта, он справедливо указал на некоторые недостатки его, а затем спросил, не кажется ли мне, что сегодня, когда третий год подряд неурожай, когда алчный запад простирает свои взгляды на наши леса и нивы, когда среди молодежи разврат и полное отсутствие идеалов, когда предательски бегут самые надежные граждане нашего общества и даже Его величество выпускают за границу лишь в сопровождении охраны, оставляя в заложниках всю царскую семью, не будет ли правильней прежде, чем менять сложившиеся условия, поначалу укрепить то, что есть, а уже потом… Вы бы нашлись, что ему ответить? Я – нет.
Жду ответа, как соловей лета,
твой-Ваш Анкундин.
Письмо двадцатое
И не знаю, вправе ли обращаться к тебе, любимая. Вы поймете, прочитав эту короткую исповедь сына века до конца. Никакого письма я не находил. Оно было вручено мне. То есть я нашел его, но это входило в план операции познакомиться с Вами, войти в доверие и сообщать о Вас все. Но Ваша любовь, Ваша искренность, Ваша необыкновенность явили мне всю подлость моего поступка, всю низость моей службы. Больше не могу. Простите, когда сможете. И – прощайте.
Авраам Шахаров.
Послесловие
Высокий чин весело рассматривал молодого бледного вида человека, стоявшего перед ним на ковре:
– Что же это вы так легко, батенька, оскоромились? Две пары женских глаз, и вы поплыли? Ваша подопечная (впрочем, тоже – наш агент) посильней оказалась. Передавая последнее ваше письмецо, она плакала, однако долг исполнила исправно. «Любовь-кольцо», говорите? У кольца-то два конца! Мил-человек, провалили первое же задание! Эх, молодость – молодость! Ступайте, о нашем решении получите извещение по форме.
Молодой человек повернулся и вышел, разглядывая сетки, натянутые в лестничных пролетах. Он горько вздыхал до самого подъезда. Однако, выйдя на улицу, явно взбодрился: кто знает, может, судьба еще будет благосклонна к нему, следующий раз он бы уже не попался, а пока – домой, собрать узелок и спать, что-то принесет завтрашний день. Замечтавшись, он поскользнулся и сел прямо на дорожку. Девичий смех заставил его оглянуться по сторонам: он увидел чистоту небес, яркое солнце, белизну снега и голубой конвертик, лежащий на сугробе под самым его носом.
(Впервые опубликовано в журнале «Континент» №46 (1985))