Пролог к сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Урок литературы в 5 классе. а.с. пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях тема: путешествие по сказке а.с.пушкина. цель

Урок  литературы в 5 классе. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой   царевне и семи богатырях»

Тема: Путешествие по сказке А.С.Пушкина.

Цель :Научить учащихся ориентироваться в тексте художественного произведения и давать ему характеристику. Дать представление о художественных средствах, приемах, которые использует писатель для реализации своих замыслов. Закрепить знание литературных терминов: литературная сказка, зачин, эпитет, положительный герой. Учить анализировать поступки героев, делать выводы.

Задачи:

  1. Научить детей творчески осмысливать прочитанные произведения. Учить делать выводы, анализировать прочитанное. Закрепить знания детей о сказках. Учить ориентироваться в тексте

  2. Повысить внутреннюю культуру, разбудить фантазию учащихся. Воспитывать интерес к художественной литературе Вызвать желание познакомиться с другими сказками А.С.Пушкина.

  3. Развить творческие способности глухих и слабослышащих детей, активизировать мышление, речь, память.

  4. Следить за звукопроизношением. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, ввести в речь учащихся литературные термины.

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Предметы(зеркало .веретено ,яблоко), слайды с иллюстрациями произведений художников к « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Термины: литературная сказка ,эпитет, образ, зачин, положительный герой, отрицательный герой.

Словарная работа: волшебный предмет, диалог, герой, противопоставление, сказочные помощники.

Тип урока: урок-игра «Путешествие»

Ход урока:

1Организационный момент.

2Фонетическая ритмика.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

2. Вступительная беседа.

-Из какой сказки эти слова? /Из « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

-Кто автор этой сказки?/Александр Сергеевич Пушкин/

-Как называется начало сказки? (зачин)

-Что мы прочитали? ( Мы прочитали зачин сказки)

3 Сегодня на уроке мы совершим путешествие по «Сказке о мертвой   царевне и о семи богатырях» Для путешествия нам нужна карта. Карта находится в конверте, но их 5. Давайте посмотрим, в каком же конверте находится наша карта.

Сказка

Литературная Фольклорная

В стихах В прозе о животных Бытовая Волшебная

На конверте надписи «Фольклорная сказка о животных». «Фольклорная сказка бытовая» « Фольклорная сказка волшебная» «Литературная сказка стихотворной формы» «Литературная сказка в прозе»

-« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»-фольклорная сказка или литературная?/Литературная/

-Почему?/У литературной сказки есть автор. « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» написал А.С.Пушкина.

-«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в прозе или в стихах?

( Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана в стихотворной форме)

-«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А С Пушкина — литературная сказка стихотворной формы

-Ребята, а кто придумал фольклорную сказку? (народ)

Вот мы нашли карту и отправляемся в путешествие

4 На нашей карте есть много станций.

1 Станция «Волшебная» (яблоко, зеркало, веретено)

-Какой предмет из « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?/яблоко, зеркало/

-Какой предмет волшебный? Почему? /Волшебный предмет – зеркало ,т.к. оно умеет говорить./

Диалог царицы и зеркала./ Читают дети/

2 Станция «Эпитеты»

Какие эпитеты из « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? О ком так говорит А.С.Пушкин?

Эпитеты «сон пустой» ,«горда, ломлива, своенравна и ревнива», «добродушна ,весела» ,«нраву кроткого такого». «мерзкое стекло»

Постоянные эпитеты: «милый друг» , «гость желанный» , «черной зависти», « в глушь лесную»

3 Станция «Помощники»

-Кто в сказке является помощником?(ветер, солнце, месяц, собака «Соколко».

-Кому помогают ветер, солнце и месяц? /Они помогают королевичу Елисею.

-Кому помогает Соколко? /Собака помогает богатырям.

-Кто из помощников разговаривает?

Инсценировка. Елисей обращается за помощью к Солнцу, Месяцу и Ветру.(Дети распределяют роли и показывают отрывок из сказки)

4 Станция «Положительный герой»

Нам необходимо заполнить таблицу.

-Ребята кто в сказке положительный герой, а кто отрицательный?

(Положительные герои : царевна, королевич Елисей, помощники: солнце, месяц, ветер. Отрицательный герой : царица.)

-Почему умерла царица?/ от злости, от зависти/

-Ребята. А кого она любила?/ Она любила себя/

Пушкин так показывает, что нельзя любить только себя.

5 Станция «Художественная»

Просмотр слайдов с иллюстрациями к « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина известных художников.

Беседа о том, какой эпизод из сказки взял художник для иллюстрировании.

5 Наше путешествие по « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина закончилось. Кто может сказать, чем сказка А.С.Пушкина похожа на фольклорную?

/В сказке есть волшебные предметы, есть семья/

6 А. С Пушкин написал много сказок. У нас есть выставка рисунков к произведениям А.С.Пушкина. Это рисовали старшеклассники./Ученики рассматривают рисунки и читают названия произведений /

Подведение итогов.

Вам понравилось путешествие? Что мы делали? Учитель предлагает дать оценку работы на уроке каждому ученику.

Предполагаемый результат:

Ребята ближе познакомились с сказкой А.С.Пушкина, с героями сказки, почувствовали себя в сказке. Свободнее стали оперировать литературными терминами.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

0+

Центр дистанционных мероприятий

Как принять участие?

Как принять участие?:

Зарегистрироваться на сайте  (необязательно) нужно только для оплаты.

Выбрать мероприятие в котором хотите принять участие.

Заполнить заявку, подписать конкурсные работы и оплатить, для оплаты скачайте на сайте квитанцию.

Заявку, работы и оплату необходимо отправить на нашу почту babyart.dou@mail.ru.

Дата публикации: 20.03.2019

Автор: Ахметшина Руфания Нургаязовна,
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ «ООШ № 168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями»
Авиастроительного района г. Казани

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текста.
Содержательная: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её идейно-художественного своеобразия.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро», «зло»; воспитание любви к сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.
Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД: обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.
Коммуникативные УУД: учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.
Предметные: понимание ключевых проблем сказки; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа.
Необходимое оборудование: учебник — «Литература», 5 класс, автор — Меркин Г.С.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, таблица с заданиями.
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

Ход урока

«Под именем любым зло будет злом,
Как и добро останется добром»
У. Шекспир

1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться в
окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
Учитель. Как вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)
Учитель. Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с обсуждения понятий «добро» и «зло»?
Ученик. Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.

2.Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Учитель. Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Те, кто выписал значение слов «добро» и «зло» по словарю В.И. Даля, прочитают вслух. Подойдите ко мне те, кто выбрал сочинение, прочитайте друг у друга и выберите лучшее.
Ученики. Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Учитель. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов)
• «Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
• Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
• «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
• Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)
Учитель. Прочитайте сочинение, а вы, ребята, внимательно послушайте и проанализируйте его: соответствует ли оно правилам написания .
На экране план сочинения.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III.Заключение.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Моя любимая бабушка
У меня есть бабушка. Все зовут ее Эльвира Ильинична, а для меня она – моя любимая бабушка Эля. Она очень добрая, все ее уважают.
На летних каникулах я еду в гости к бабушке в деревню. Я многому учусь у моей любимой бабушки. Бабушка научила меня выращивать цветы. Вместе с ней мы ухаживаем за огородом и садом, собираем яблоки и делаем заготовки на зиму. С моей бабушкой никогда не бывает скучно. Моя бабушка очень интересный человек, она знает много удивительных историй. Перед сном бабушка рассказывает мне сказки или забавные истории из ее жизни. В деревне мою бабушку тоже очень любят. Она помогает всем соседям справиться с болезнями. Иногда бабушка лечит даже животных, и я называю ее доктором Айболитом. Бабушка всегда возит с собой старый медицинский чемодан с лекарствами и уколами.
Моя бабушка Эля во всем является для меня примером. Я хочу быть похожей на неё. Я люблю бабушку за ее доброту, отзывчивость и гостеприимство.

Учитель. Справился ли ваш одноклассник с заданием?
Ученик. Саша хорошо справился с заданием, раскрыл все пункты плана.
Ученик. А я считаю, что Саша допустил речевую ошибку, он почти в каждом предложении употребил слово бабушка.
Учитель. Как бы вы исправили эту ошибку?
Ученик. Убрать повтор слов (она, мы с ней, у неё)
Учитель. Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание?
Ученики. На удовлетворительном.
Учитель. Почему?
Ученик. Не все хорошо справились с сочинением.
Учитель. Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам. Проведем викторину.
Учитель. Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…
Ученик. Литературные.
Учитель. Чем они отличаются?
Ученик. У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть автор.
Учитель. В чём сходство народной и литературной сказки?
Ученик. В сказках всегда добро побеждает зло.
Ученик. В сказках бывают волшебные предметы.
Ученик. В сказках есть присказка, зачин, концовка.
Ученик. Сказочные выражения, постоянные эпитеты.
Учитель. Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ученик. Царица и царевна.
Учитель. Это народная сказка?
Ученик. Нет. Литературная.
Учитель. По какому признаку вы догадались?
Ученик. Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.
Учитель. Чем близка она по содержанию к народной?
Ученик. Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии, победа добра над злом.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас на партах лежат листы самооценки, оцените себя.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
0 — если не участвовали в беседе.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:
«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»

Учитель. Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере ответить на поставленный вопрос).
Учитель. Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю получить ответы и проверить себя, анализируя сказки. А именно сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы, для чего мы определяли ключевые слова «добро» и «зло», как связаны эти слова с проблемой урока?
Ученик. Раскрыть понятия «добро» и «зло» по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Ученик. Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках, сравним их.
Ученик. Мы будем анализировать текст.
Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей
работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в процессе изучения
сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.
5. Реализация построения проекта.
Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Работа с текстом.
Учитель. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом. Работа в парах.
Чернавку кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?
Учитель. Почему?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)
Проверка по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь богатырей) ,отрицательные (царица )
Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики. В персонажах Царевны и царицы.
Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.
Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученик. Ненависть, зависть.
Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель. А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель. Ребята, что вы можете сказать о царице? С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Проводится физкультминутка для учащихся.
Учитель. А теперь немного отдохнём. Все встаньте.
Проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений. Если это герои сказок А.С. Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – приседаете на корточки.
Золотой петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей.
Учитель. Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Ученик. Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель. Что сделала героиня в доме?
Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель. Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».
Учитель. Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученик. Царица, переодетая монахиней.
Учитель. На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученик. Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель. Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель. В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».
Учитель. Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
0 — если не участвовали в беседе.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.
Учитель. Хорошо, ребята. Сейчас я вам предлагаю составить сравнительную характеристику царевны и царицы.
Работа в группах по заданному плану. Заполнение таблицы.
1. Описание внешности- 1 группа
2. Черты характера-2 группа
3. Отношение окружающих к героине-3 группа
4. Отношение автора к героине-4 группа
5.Цветовая гамма-5 группа
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

 

Царевна

Царица

Внешность

Черты характера

   

Отношение окружающих к героине

   

Отношение автора к героине

   

Цветовая гамма

   

Моё отношение к героине

   

Цветовая гамма
Моё отношение к героине

Учитель. А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).

 

Царевна

Царица

Внешность

Белолица
          Черноброва

Высока
           Стройна
            Бела

Черты характера

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Отношение окружающих к героине

Они любили её (Чернавка, богатыри)

Боялись её,           не любили

Отношение автора к героиням

Тёплое отношение (моя душа, к алым губкам)

Холодное отношение (гневная баба, злая мачеха)

Цветовая гамма

Черный (зависть)

Белый
          Красный
           Румяный

Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
0 — если не участвовали в беседе.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Теперь вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».
Вы ставите знак + если согласны с утверждением.
Вы ставите знак — если не согласны с утверждением
1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.
2. В сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.
3. Главная мысль сказок выражена пословицей «Добро не умрет, а зло пропадет».
4. В сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.
5.Создатель литературных сказок-народ.
6. «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.
7.Характерная черта литературной сказки-реальные события.
Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

+

+

+

Учитель. Кто написал без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
2 балла — если нет ошибок
1 балл — если 1- 2 ошибки
0,5 балл – если 3 ошибки
0— если 4 ошибки
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.
«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»
(У.Шекспир)
Учитель. Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?
Ученик. Я считаю, что добро бессмертно, если добрый человек и умрет, его добрые дела не забудутся.
Ученик. Я думаю, что добрый человек сеет вокруг себя добро, и люди становятся намного добрее, и это качество души всегда будет жить.
Ученик. А зло всегда наказывается.
Учитель. Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?
Запишите понравившуюся пословицу. Объясните свой выбор.
Все любят добро, да не всякого любит оно.
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
Добро сотворить — себя увеселить
Доброму Бог помогает.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Плох тот ветер, который не приносит добра.

Учитель. Подберите синонимы к словам «добро» и «зло»? Обменяйтесь тетрадями.
Ученики. Добро: помощь, милосердие, сострадание, отзывчивость, забота…
Зло: ненависть, жестокость, равнодушие, зависть, бессердечие…

Учитель. Давайте сделаем вывод. Каким должен быть добрый человек?
Ученик. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Ученик. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить.
Ученик. Добрый человек бывает вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:
1. Я научился…
2. Я узнал на уроке…
3. Мне было трудно, когда…
4. Мне было интересно…
Ученик. Я научился сравнивать героев произведений.
Ученик. Я научился искать информацию по учебнику.
Ученик. Я узнал, как проявляется «добро» и «зло» в сказках.
Ученик. Мне было трудно, когда нужно было объяснить смысл эпиграфа к уроку.
Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу.
Ученик. Мне было интересно, выполнять графический диктант.
Учитель. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка? Считаете ли вы себя добрыми?
Ученик. Эта сказка научила меня быть добрым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Я понял, что в жизни всегда рядом добро и зло. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. Я считаю себя добрым человеком. Ложась спать, я всегда стараюсь вспомнить о том, какие добрые поступки я совершил сегодня.
Ученик. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла, такой является Чернавка. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. Наша задача быть такими как царевна, и тогда зла будет меньше.
Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:
1. Составьте кластер по теме «Царевна и её помощники».
2. Какой эпиграф предложили бы вы к нашему уроку? Объясните свой выбор.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро и зло?»
Учитель. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Каждая сказка Пушкина имеет свои неповторимые особенности, но у неё всегда есть что-то общее с народными сказками, потому что их источник — устное народное творчество.

— От кого в детстве Пушкин слышал народные сказки?

От своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, дворового Никиты Козлова. Но больше всего — от няни Арины Родионовны Яковлевой. Вы знаете, что источником «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» послужила сказка народная, записанная поэтом со слов Арины Родионовны. Обратимся к тексту и докажем это.

— Есть концовка и зачин, как в народной сказке. (Зачитывает концовку «И я там был … ».)
— Поэт использует магические числа 3, 7. Три раза обращение к солнцу (интонация теплая, восхищённая), к месяцу (интонация задушевная, дружеская), к ветру (гимн ветру). Отсюда, соответственно, выбор глаголов: к солнцу обратился, за месяцем погнался, к ветру кинулся.
— Повторяются целые эпизоды, а иногда отдельные выражения, слова: ждёт-пождёт, в путь-дорогу снарядился.
— В сказке Пушкина, как и в народной, добро побеждает зло.
— В сказке Пушкина много разговорных слов и выражений: вертеться, подбочась, закрасневшись, молодцы честные, спрос не грех.
— Чем же отличается произведение Пушкина от сказки подлинно народной?
(Сказка Пушкина написана в стихотворной форме.)

Кто придумал их так ладно?
— Их придумал народ.

Почему Пушкин свою сказку назвал «Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях»?
— В тереме у богатырей происходят главные события. Царевна у них нашла приют, а потом съела отравленное яблоко и заснула «вечным сном».

— Наверное, Пушкин назвал сказку «О мёртвой царевне», чтобы читатель переживал. Потому что все, даже богатыри, подумали, что она мёртвая. Не поверил в её смерть только королевич Елисей.

— Семь богатырей положили в хрустальный гроб царевну, потому что думали, что она умерла. Они её не так любили, как королевич Елисей, даже забыли потом про неё. Но она не умерла, её оживил королевич Елисей.

— Если так, то сказка должна была бы называться «О спящей царевне и о королевиче Елисее». Что же это за семь богатырей? Ведь не только и не столько о них речь?

Помните русскую поговорку «у семи нянек дитя без глазу? Что- то общее есть в поговорке и в названии пушкинской сказки? (Как же так: рядом семь богатырей, а царевна — мёртвая?)

Подумайте, кто ещё, кроме лесных братьев, принимал участие в судьбе царевны. Ученики наперебой называют: мачеха, зеркальце, чернавка, Соколко, Елисей.

— Расскажите, какова их роль в судьбе царевны. Как они к ней относятся? Как она — к ним?

В ходе поиска ответов на эти вопросы и их обсуждения выписываем слова, которые характеризуют чувства героев сказки: любит (о Елисее и царевне), любит, как братьев, уважает (царевна богатырей), жалеет (чернавка царевну), завидует, ненавидит (царица царевну).

Вывод, к которому приходим как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

— А теперь ещё раз обдумаем сказку и попытаемся понять, почему только Елисею удалось спасти царевну. Ведь и зеркальце было чесаным, и чернавка не злодейкой, и братья добрыми, и Соколко чутким.

Проблемная ситуация создана, возникла потребность в более тщательном анализе сказки.

Обращаемся к началу сказки:

— Что удивляет нас больше всего? Какое настроение создаётся вступлением к сказке — рассказом о царице?

Ученики отмечают, что сказка начинается печально, и здесь много странного: непонятно, почему умирает царица. Умирают обычно от тоски, а не от радости.

— Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

… молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

— Охарактеризуйте эту царицу. Чего в ней нет по сравнению с её предшественницей? (Нет теплоты, душевности, мягкости, любви, свойственных первой царице.)

Вторая царица красива, но в общении холодна, бездушна.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойства зеркальце имело:
Говорить оно умело.

— Это необыкновенный предмет. К нему царица благосклонна, ласкова. Почему?
— Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести, её ничего не интересует.
— Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

— Но в это время что происходит в сказке? (Подросла и расцвела молодая царевна.)
— Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених — королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито?

Оно сказало царице правду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось.

Далее смотрим инсценировку разговора царицы с зеркальцем.

— В этой сцене начинается борьба света и тьмы в сказке. царица поначалу «высока, стройна, бела», «всех румяней и белее», но при появлении кроткой царевны мачеха «чёрной зависти полна». Как проявляет себя зло?

Царица-мачеха принимает страшное решение: признаётся чернавке в том, что она хочет не просто избавиться от соперницы, но люто расправиться с ней.

— Обратимся к эпизоду «Чернавка и царевна в лесу». Почему чернавка не исполнила приказ царицы? Почему отпустила царевну?

Как Пушкин отвечает на этот вопрос? Найдите слова в тексте.

Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
А сама пошла домой.

— Но сочувствие царевне не доходит у чернавки до самоотвержения. Она не хочет пожертвовать своей жизнью и на словах исполняет злой приказ царицы. Когда зеркальце честно сказало царице, что царевна «живёт без всякой славы средь зелёной дубравы у семи богатырей», царица была так яростна, что чернавка призналась во всём и под угрозой пытки и смерти отступила от желания делать добро. Став «нищей черницей», она произносит добрые слова.

Самая трагичная сцена сказки — когда от откушенного яблочка царевна погружается в смертельный сон. Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь царевне. Яблоко отравлено. Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит её.

Что я имею в виду? (Помощь нищей чернице-монахине.)
— Кто больше всего волнуется за царевну? (Пёс Соколко.)
— Найдите строки, говорящие о его беспокойстве. (Залаял, хлопочет, лает, не пускает. Пёс предчувствует беду.)
— Как поэт называет чернавку? (Старушонка.) А царевна? (Бабушка.) Как в этих словах показано отношение автора и царевны к чернице?

Автор сердится на черницу, принёсшую кроткой царевне смерть под видом румяного яблочка, а царевна жалеет «нищую черницу».

— Ни правдивость (зеркальца), ни готовность помочь (чернавки) не только не спасают царевну, но скорее ведут её к гибели. Итак, царевна у семи богатырей.

— Почему царевна решила, что в тереме люди добрые живут?
— В чём их доброта ?
— Почему Соколко пропустил царевну в терем?
— Отчего «братья милую сестрицу полюбили?
— Как они восприняли отказ стать одному из них женой?

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
Конечно, здесь видно смущение «румяных усачей», но не горечь, не боль, не трепет чувств, как у Елисея. (Он нетерпелив, отчаянен.)

Смерть царевны поразила братьев:
Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И С молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить её хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили

— Но какое-то неверие в свершившееся заметно в их действиях?

Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили.

Осторожно при винтили, вероятно, не только оттого, что гроб был хрустальный. В
этом действии и любовь к царевне, и неверие в её смерть. И всё-таки братья смирились,
поверили.

— Почему же смог разбудить царевну лишь королевич Елисей?
— Елисей не унывает, а действует.
— Он неутомим в поисках.
— Он бесстрашный.
— Елисей не видит царевну «мёртвой», перед ним «спит царевна вечным сном». Он её любит, готов всё преодолеть) и потому именно он спасает царевну.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт.
— Какой вывод вы сделали, прочитав этот эпизод?
А царевич Елисей
Был царевне
Всех милей.
Он её от смерти спас.
И поэтому сейчас
В сердцах школьной детворы
Поселилися они. (Самоцкая.)
— и зло рассыпалось осколками разбитого мачехой зеркала. От тоски царица-мачеха умирает. Какова же главная мысль сказки?

Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают. Такой урок мы извлечём из сказки.

Урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»


13.05.2015


15098


0



Цели: познакомить с текстом литературной
сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить
художественные особенности произведения.

Ход урока

Анализ текста сказки. Пролог

Чтение первых 12
строк пролога.

Вопросы:

1. С
каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

2. Что
хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет;  (очи) разболелись,  глядючи
не видать (друга);  вьется
(вьюга); (снег) валится; (девять месяцев) проходят; (глаз) не
сводит
?

Печаль
внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять
строки наполняются грустью: умирает царица.

3.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью
которого можно продолжить развитие действия.)

4.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

5.
Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

6.
Какую интонацию нужно задать при чтении?

7.
Какой ритм чтения будет уместным?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется
новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

…Молодица

Уж и
впрямь была царица:

Высока,
стройна, бела,

И умом
и всем взяла;

Но
зато горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

Охарактеризуйте
интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные
первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ей в
приданое дано

Было
зеркальце одно,

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

Это
необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце
сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме
пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная,
первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И
царица хохотать,

И
плечами пожимать,

И
подмигивать глазами,

И
прищелкивать перстами,

И
вертеться, подбочась,

Гордо
в зеркальце глядясь.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При
чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель
внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и
царевной.

Кажется,
все вопросы решены: у царевны есть жених – царевич Елисей, она ничем не мешает
мачехе.

Почему
же зеркальце разбито?

Оно
вдруг сказало правду! Царевна «…всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…» Единственное, что беспокоит мачеху,– красота падчерицы.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она
вторая.

Что же
замышляет царица?

Позвала
к себе Чернавку

И
наказывает ей…

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав ее, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

В ЛЕСУ

Вот
царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь
моя!

В чем,
скажи, виновна я?

Чернавка
оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая
молодую соперницу мертвой.

Во
дворце – переполох, все царство взволновалось:

И
молва трезвонить стала:

Дочка
царская пропала!

На
поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

У БОГАТЫРЕЙ

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем все шла да шла

И на
терем набрела…

Царевна
решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у
ворот, – пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался,
понимая, что это добрая гостья.

Пушкин
далее показывает, как старательна героиня:

Дом
царевна обошла,

Все
порядком убрала,

Засветила
Богу свечку,

Затопила
жарко печку,

На
полати взобралась

И
тихонько улеглась.

Все
работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские
крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать
удивила царевна семерых богатырей.

На
основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь,
умение себя держать.)

В
следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев.  Она 
понимает,  что  огорчит 
их  отказом,  но 
иначе  поступить не может:

Ой вы,
молодцы честные,

Братцы
вы мои родные, –

Коли
лгу, пусть Бог велит

Не
сойти живой мне с места,

Как
мне быть? Ведь я невеста.

Для
меня вы все равны,

Все
удалы, все умны,

Всех я
вас люблю сердечно…

Но
другому я навечно отдана.

Мне
всех милей

Королевич
Елисей.

Богатыри
не обиделись на отказ царевны.

Попробуем
составить характеристики героинь:

Царица-мать

Царевна-падчерица

Царица-мачеха

Любящая

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Скромная

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Гневная

Злобливая

Эгоистичная

Черствая
душой

Хитрая

    Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие
сказки переносит нас во Дворец, где злая царица уже знает, что
красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

…Иль
не жить,

Иль
царевну погубить.

Что же
на этот раз придумала коварная красавица?

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая
трагичная сцена сказки – это получение яблока царевной и ее смертельный сон.
Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной
деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко
царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является
защитником девушки:

Пес
залаял…

Ходит
по двору, клюкой

Отгоняя
пса.

Ох,
ты, дитятко девица!

Пес
проклятый одолел,

Чуть
до смерти не заел.

Посмотри,
как он хлопочет!

Пес
предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но
царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о
недобрых намерениях черницы.

Следует
обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой,
царевна – бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто
повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка,
постой немножко», –

Ей
кричит она в окошко.

(Чтобы  создать 
завывающие,  тревожные  звуки, 
этим  поэт  настораживает читателя; хочется подсказать
царевне о надвигающемся несчастии.)

ЯБЛОЧКО

Соку
спелого полно,

Так
свежо и так душисто,

Будто
медом налилось!

Видны
семечки насквозь…

Как не
съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна
мертва.

Вопросы:

1. В
какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2.
Когда это происходит второй раз?

3.
Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

4.
С  какими 
героями  вам  приятно 
общаться,  с  какими 
неприятно? Почему?

Домашнее
задание:
работать по
вопросам в учебнике.


  • Произведения для сочинения материнская любовь
  • Произведения с путешествиями для сочинения
  • Проигравшему спортсмену как пишется
  • Произашла или произошла как пишется
  • Произведения про науку для сочинения