Пролог к поэме руслан и людмила собирательная картина сюжетов образов и событий народных сказок

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страница 93-95а. пушкин нянеразмышляем о прочитанном1. к кому обращено стихотворение?

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95

А. Пушкин «Няне»

Размышляем о прочитанном

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.

Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.

3. Как вы понимаете слова и выражения:

Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.

Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.

Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.

Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.

Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.

Сравнения: будто на часах.

Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».

Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса

— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.

— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.

— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.

— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.

— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.

— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.

А. Пушкин «У лукоморья»

Размышляем о прочитанном

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.

В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.

2. Каково общее настроение этого отрывка?

Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.

Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».

Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».

Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.

Фонохрестоматия.

1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.

Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.

Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.

А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.

3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.

AVvXsEivy6xqQa4d6JWihBwVq6dTCZw49yaCEGfw7Uyp34rPgdFl9LhmWGwbJEbVfIDNWjb8uEO76brgigIZoNuWqRa9iWTKU6PRIZKr6FP0PHvj9fTFZU3zY7 EhNWO6tGjIAbDzcd9nub8jIv2T3b66ltShUTu7G11MDsBkAkfZPMwzsqoW1c Kz BMGmTQ=w400 h266

«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова — Заярского»

Учебная программа (под ред. В.Я.Коровиной): Программа по литературе для 5–9    классов под редакцией В.А.Коровиной  М.: «Просвещение», 2021

Учебно-методический комплекс:   В.Я Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература  5 класс. М.: «Просвещение», 2021

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

– Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

– Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

– Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

– учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и  письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий  интонационный рисунок устного рассказывания;

– пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

– выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице).

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной  литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование раздела

1

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

1

2

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

11

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Загадки, пословицы и поговорки ХМАО

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Легенды и мифы ХМАО

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Сказки бабушки Аннэ

3

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

Теория литературы. Летопись.

2

Возникновение древнерусской литературы

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

4

Из русской литературы XVIII века.

2

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

5

Из литературы XIX века.

40

Русские басни. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. 

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

«Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна»

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

Баллада В.А.Жуковского«Кубок»

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«Няне». Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…» — пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино»

Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место». Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы). Поэтический образ русской женщины.

«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. «Чудная картина». Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. «Хирургия». Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды», А.Н. Плещеев «Весна». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок). А.Н. Майков «Ласточки». И.З. Суриков «Зима»(отрывок)

Поэты ХМАО – Югры о природе.

6

Из литературы XX века

17

Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…»

«С добрым утром!». Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка»

Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

«Теплый хлеб»

«Заячьи лапы»

Андрей Платонович Платонов. «Никита»

Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро»

Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Писатели улыбаются

2

Саша Черный. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.«Кавказский пленник»

«Игорь-Робинзон»

Юлий Черсанович Ким. «Рыба – кит». Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

7

Из зарубежной литературы

8

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева».  Краткий рассказ о писателе.

«Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»

Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

8

Повторение изученного в 5 классе

2

Итого

85

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

По плану

Фактически

Тема урока

Примечание

Введение 1ч

1

Введение Роль книги в жизни человека.

Устное народное творчество – 11ч

2

УНТ. Малые жанры фольклора.

3

Р.К. Загадки, пословицы и поговорки ХМАО

4,5,6

Сказка – вид народной прозы. Поэтика волшебной сказки. Волшебная сказка и ее герои

7

«Царевна-лягушка» – встреча с волшебной сказкой.

8

Р.К. Легенды и мифы ХМАО

9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

10

Особенности сюжета сказки.

11

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

12

Р.К. Сказки бабушки Аннэ.

Из древнерусской литературы – 2ч

13

Возникновение древнерусской литературы.

14

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  

Из русской литературы 18 века – 2ч

15

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

16

Роды и жанры литературы.

Из русской литературы 19 века – 40ч

17, 18

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

19

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

20

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

21

«Спящая царевна». Сходство и отличия с народной сказкойПролог к поэме руслан и людмила собирательная картина сюжетов образов и событий народных сказокПролог к поэме руслан и людмила собирательная картина сюжетов образов и событий народных сказок

22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

23

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

24

«У лукоморья…» – пролог к поэме «Руслан и Людмила»

25

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

26  27  28

Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Стихотворная и прозаическая речь. Рифма и ритм. Мои любимые сказки А.С. Пушкина

29

А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

30

Мир детства в изображении А.Погорельского.

31

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.  «Бородино».

32

Патриотический смысл стихотворения «Бородино».

33

Эпитеты и сравнения в стихотворении «Бородино».

34

Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре.

35

Сюжет повести «Заколдованное место».

36

Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

37

Контрольное изложение по произведению Н.В.Гоголя

38

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»

39

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

40

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму».

41

История отношений Герасима и Татьяны.

42

Герасим и Муму. Счастливый год.

43

Прощание с Муму.

44

Духовные и нравственные качества Герасима

45

Р.р. Сочинение «Герасим – главный герой рассказа»

46

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая…»

47

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник».

48

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

49

Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

50

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

51  52

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

53

Образы природы в русской поэзии. Природа в разные времена года в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова,  И.З. Сурикова.

54

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе

55

Р.К. Поэты ХМАО о природе

56

Р.р. Сочинение «Мой любимый уголок природы»

Из русской литературы 20 века – 17ч

57

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

58

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

59

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

60

Глава «Кукла» – кульминация повести.

61

Контрольное изложение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

62

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка»  

63

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.  

64

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

65

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб».

66

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».  

67

Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

68

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

69

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель А.

Платонова в рассказе «Никита».

70

Жизнь как борьба добра и зла.

71

В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро».

72

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

73

Р.р. Сочинение (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

Писатели улыбаются – 2ч

74

Юмор в произведениях.  Рассказы Саши Чёрного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

75

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Из зарубежной литературы – 8ч

76

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

77-78

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

79

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

80

Два мира сказки «Снежная королева».

81

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

82

Том Сойер и его друзья.

83

Джек Лондон  (слово о писателе). «Сказание о Кише».

                                                                    Повторение изученного в 5 классе – 2ч

84

Повторение изученного. Литература на лето

85

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии».

Композиция и строение стиха в стихотворении

Анализируя стихотворение «Дуб зеленый у моря», необходимо отметить своеобразное построение этого произведения. Состав пролога к стихотворению состоит из двух частей. В этом случае первая часть, так сказать, играет вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть — его половиной. В стихотворении есть и лирический герой — его автор, которому кот-ученый (еще один герой оперы) рассказывает сказки. Классический поэтический размер ямбического тетраметра делает астрофический стих мелодичным и плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертый стих исключен из принятого Пушкиным порядка. В нем 6 строк: первая и вторая строки — смежные рифмы, третья и шестая — скрещенные, четвертая и пятая — смежные. Пятый стих состоит из пяти скрещенных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующий стих — четверостишие с прилегающими рифмами. Затем следует двухстрочный куплет, а завершается пьеса рифмованное четверостишие с кольцами.

10. Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» полон сказочных персонажей. Все они включены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному рассказу, который, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Но особенно хочу выделить образованного кота. Станьте не просто персонажем, а активным главным героем.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал историю лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» — это текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй о культурном коте.

Это такая удивительная легенда, которую создает Пушкин, еще больше заинтриговав читателя.

20. Чему учит

Он учит любви к традициям, языку, фольклору коренных жителей. Прочитав это произведение, вы невольно окунетесь в волшебную атмосферу и по-другому начинаете воспринимать сказочную литературу.

17 героев пушкинского «Лукоморья Все эпитеты из сказки Пушкина «У Лукоморья…» В каких сказках Пушкина есть Баба Яга
Краткий анализ стихотворения «Кривизной дуба…» по плану
17 героев пушкинского «Лукоморья
Все эпитеты из сказки Пушкина «У Лукоморья…»

Искать: Искать Искать: Искать

19. Моё отношение

Мне очень нравится знакомство с Русланом и Людмилой, потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, мастерски созданной талантом великого русского поэта.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые ворота: «… эти двери позволяют нам войти в святилище человеческой природы, место, откуда исходит его жизненная сила» (М. Коллинз)

Природа не позволяет снять покров с ее красоты, и вы не можете заставить ее с нее машинами, о чем ваш дух не угадает (В.С. Соловьев)

Как посмела эта красавица, твоя драгоценная душа, пустить ее блуждать по миру, погибнуть в далекой стране?… Нет на свете предательства печальнее, чем предательство самому себе (Н. Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно расти, вы не можете построить дерево, вы можете посадить его и ухаживать за ним, ждать его времени, и когда оно вырастет, вы не должны жаловаться, что дуб вырос из семени, а не вяз »(Т.С. Элиот, английский поэт ХХ века)

3. Род

По своей природе это фантастические сюжетные тексты.

Средства выразительности

Основная задача Александра Сергеевича Пушкина в этом стихотворении — перенести читателя в мир сказок и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых он придает стихотворению динамизм.

Здесь также мы видим большое количество эпитетов, которые способствуют приданию морю сказочности, а также свойствам и цветам.

Также в произведении можно встретить метафоры, персонификации, эллипсы, анафоры. Благодаря совокупности этих средств выражения поэзия приобретает волшебный и сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, который открывается нашему сознанию, очарованные образом и непринужденной манерой повествования автора. Мы заинтригованы, заинтересованы, вовлечены в происходящее.

2. Литературное направление

Произведение явно относится к романтизму.

18. Актуальность

Произведение остается актуальным и по сей день: люди продолжают читать и любить сказки, особенно пушкинские.

Образы и символы

Эта работа включает в себя огромное количество разных изображений. Каждый из которых содержит определенный символ. Например, образованная кошка символизирует науку и образование; образ эльфа, характерный для русских сказок, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невидимые звери — вымышленные существа, встречающиеся в основном в сказках; морской человек и тридцать прекрасных рыцарей — герои, чья работа — охранять границы; Баба Яга — тоже давний знакомый, которого можно встретить во многих русских сказках; Царь Кащей — тоже частый герой русских сказок, смерть которого сконцентрирована в игле.

Главные герои анализируемого стихотворения — ученый кот, рассказывающий сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык образный, блестящий, точный. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющийся, развивающийся и многослойный образ.

Кроме того, текст богат старославянской лексикой («золото», «куриные ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более подходящим по стилю и отсылает к тем древним временам в событиях происходить.

11. Лирический герой

Лирический герой — это проекция авторского «Я», художественный образ поэта.

Удивительным образом он вошел в сказочный мир варпа и услышал историю образованного кота, которая затем была перенесена на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебная кривизна моря — это тот чудесный мир фольклорных сказок, который Арина Родионовна открыла своей любимой ученице.

А образованный кот — это переосмысленный образ няни, этакого сказочного двойника человека, от которого Пушкин слышал вдохновляющие его волшебные истории.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Опция 1

Учебное произведение по поэме А.С. Пушкина «В Лукоморье дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети выучат задолго до школы, ведь простой слог и обилие сказочных образов облегчают запоминание. Произведение можно найти в любом списке рекомендованной литературы для детей.

Состав и жанр

Композиция пьесы по своей структуре напоминает народную сказку. Основные части четко различимы: пословица с описанием моря и эрудированного кота, основная часть со списком сказочных персонажей и классическая концовка феи «. а я был там и я мед пил..».

Форма сказки обусловлена ​​тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» — это пролог к ​​сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэзия полна волшебных событий. Затем он начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. НРАВИТЬСЯ. У Пушкина было огромное количество фольклорного материала, потому что он вырос на русских народных сказках.

Ее няня Арина Родионовна знала несметное количество сказок, легенд, поверий, былин, в которых было собрано настоящее сокровище русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич постарался максимально точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается с описания волшебного пейзажа сказочной страны, где будут разворачиваться события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится недалеко от моря. Воображение читателя — это многолетний дуб, над элементами которого подвешена золотая цепочка. А центральная фигура — культурный кот, рассказывающий сказки. Это обобщенный образ сказителя всех русских народных сказок, в том числе Бояна, Садко и других.

После вступления в сцену автор рисует чудеса, постоянно происходящие в волшебной стране. Гоблин, русалка, невидимые животные, хижина на гусиных лапках. Все персонажи изображены на фоне русских пейзажей, которые хорошо видны в описываемой поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на один из самых запоминающихся образов стихотворения: «Колдун приводит героя…». Этот факт говорит о фольклорном происхождении сюжета стихотворения. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор заявляет: «Есть русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности образа, поэт использует традиционный сказочный финал «И я был там..»

Измерение

Произведение написано ямбическим тетраметром, одним из самых популярных размеров текстов XIX века, что придает стиху измерение и подчеркивает повествовательный характер стихотворения.

Картины русской мифологии

Стихотворение наполнено образами сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует персонификации: кот «заводит песню», ступа с Бабой Ягой «гуляет, гуляет одна», коричневый волк «обслуживает».

Самая запоминающаяся метафора стиха гласит, что Лукоморье «пахнет Россией». Это основная цель пролога. Даже возле леса и долины Лукоморья они «полны видений». Эта линия имеет метафорическое значение и в то же время является частью художественно-стилистического приема: анафоры.

Автор использовал множество эпитетов. Вот несколько примеров: «неизвестные тропы», «невидимые звери», «прекрасные рыцари».

Особый колорит придает использование древнерусских слов: брег, золото, холка, преемственность.

В хронологии использованы образы из русской мифологии: Баба Яга, Кащей, рыцари, колдун. Но эти персонажи передают общую картину России. Герои олицетворяют мощь земли Русской, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт акцентирует внимание читателя на изображении родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда вдохновляли его.

Вариант 2

Поэма «Зеленый дуб у Лукоморья» написана Пушкиным в 1824–1825 гг. Точная дата этой работы неизвестна. Это введение в сказочную композицию Руслана и Людмилы. Этот отрывок настолько полюбился читателям, что оторвался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление к сказке «Руслан и Людмила» навеяно сказками Пушкина о няне, которые он рассказывал поэту долгими зимними вечерами во время ссылки в Михайловском. Этот дуб рос у моря в уютной бухте Лукоморье. Это старорусское слово. Нет лучшего места для кота-сказочника. Поэт рассказывает читателям, что ученый-кошачий рассказал ему историю Руслана и Людмилы. И где, как не в бухте, видно, как

… На песчаном и пустом берегу,

И тридцать красивых рыцарей

Поочередно выходят чистые воды,

И дядя их с ними на море;

Во вступлении отражены и другие сказки, которые няня рассказала поэту. Впоследствии Пушкин написал все эти рассказы в стихах. В предисловии к Руслану и Людмиле он случайно упомянул их героев. Строчками этого стихотворения Пушкин знакомит читателя с особенным и волшебным миром. Основная идея вступительного стихотворения к стихотворению — стремление поэта подчеркнуть сказочность и одновременно национальность произведения.

Состав и структура стиха в стихотворении

Анализируя стихотворение «Дуб зеленый у моря», необходимо отметить своеобразное построение этого произведения. Состав пролога к стихотворению состоит из двух частей. В этом случае первая часть, так сказать, играет вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть — его половиной. В стихотворении есть и лирический герой — его автор, которому кот-ученый (еще один герой оперы) рассказывает сказки. Классический поэтический размер ямбического тетраметра делает астрофический стих мелодичным и плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертый стих исключен из принятого Пушкиным порядка. В нем 6 строк: первая и вторая строки — смежные рифмы, третья и шестая — скрещенные, четвертая и пятая — смежные. Пятый стих состоит из пяти скрещенных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующий стих — четверостишие с прилегающими рифмами. Затем следует двухстрочный куплет, а завершается пьеса рифмованное четверостишие с кольцами.

Средства художественного самовыражения

Поэзия становится динамичной благодаря обилию глаголов: ходить, ходить, зажигать, говорить, бродить, сидеть, стоять, врываться, выходить, очаровывать, нести, горевать, служить и т д. В нем много изображений, но они упомянуты как бы мимоходом. Таким образом, Пушкин показывает, кому, какие истории рассказывал ему ученый-кошачий.

Сказочность, замкнутость того мира кривизны, о котором говорит поэт, подчеркивается неизвестными, невидимыми эпитетами. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают почувствовать цвет и форму предметов и событий и помогают читателю представить, что происходит. Эпитеты: зеленый, золотой, ученый, курица, песочный и пустой, коричневый.

Древние славянские народы — золотые, куриные, брег, часто уносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании выходящих из моря всадников используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и долина полны видений;

Волны устремятся туда навстречу рассвету.

Глубокий смысл Пушкин придает словам: «Там русский дух .. там пахнет Россией!» Что это за русский дух? Это природа, очарование каждого сезона в отдельности и любовь к нему. Это образ жизни, культура русского народа: необыкновенная, самобытная, которая дает русскому народу силы противостоять любой проблеме; это русские сказки и легенды, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, требующая терпения, смирения и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: комедия «Ревизор Николай Васильевич Гоголь», написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного провинциального городка, высмеивает пороки его жителей, осуждает их отрицательные характеристики. Одно из них — «хлестаковщина”.

Темы, проблемы

Поэму «Зеленый дуб у моря» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения — перенести читателя в мир сказок, познакомиться со сказочными существами, встречающимися в основном стихотворении. Поэтому основная задача стихотворения — подготовить читателя к дальнейшему чтению большого произведения.

Здесь мы видим самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все проникнуто неповторимым «русским духом», который Александр Сергеевич пытается передать читателю. Автор также показывает силу русского народа, его мощь, которой всегда так восхищался Пушкин. В этом произведении поэту удалось собрать все хорошее и красивое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства выросли на образцах русских героев, сказочных персонажей, которые отличаются невероятной силой, отвагой, отвагой и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас с детства.

Это происходит здесь:

  • гоблин
  • сирена,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на куриных ножках,
  • ведьма,
  • герой
  • рыцари моря,
  • принцесса с коричневым волком.

Одним словом, в извилистом море полно сказочных существ, которые бродят «неизвестными тропами» и оставляют свои следы.

Система образов сложна, ярка и оригинальна. Все они взаимодействуют друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Кроме того, большинство изображений были придуманы не Пушкиным, а взяты из многочисленных народных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, мгновенно вспоминая их и связанные с ними истории.

Но самое удивительное — это конец работы. В центре сказки автор ставит себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сама была там, поужинала, посидела под знаменитым зеленым дубом и даже послушала образованного кота. Он вспомнил один из своих рассказов, написал их и теперь представляет на суд читателя.

Таким образом, магия проникает в реальную жизнь, становится реальной — прием, характерный для романтических произведений.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэзии.

У Лукоморья дуб зеленый

Композиция стихотворения имеет структуру старинной русской сказки — выделено несколько частей:

  • вступительная (поговорка о самом Лукоморье);

  • основная часть (список мифических существ и героев сказок);

  • заключительная часть.

При этом у текста есть отличительная особенность: первая часть служит началом и концом, а вторая — центром стиха.

Стихотворение написано ямбическим тетраметром с использованием пирра в первом стихе, что делает повествование более плавным и размеренным.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «зеленый дуб», «золотая цепь», «ученый кот», «неизвестные тропы», «невидимые животные» и так далее. Благодаря таким красивым и точным определениям поэт рисует красочный, поистине сказочный образ.

Кроме того, слова «невидимый», «неизвестный» подчеркивают автономность прекрасного мира, его фантастическую замкнутость.

Автор использует технику аллитерации, рисуя звуками развивающуюся мягкость, спокойствие действия:

Там лес и долина полны видений;
Волны устремятся туда навстречу рассвету.

Есть много инверсий, играющих важную стилистическую функцию. Они приближают художественный текст к фольклорному, делая его более плавным, юмористическим:

У моря дуб зеленый;
Золотая цепочка на том дубе:
И днем ​​и ночью кот ученый
Все крутится в цепях.

Вышеупомянутый шаг практически соткан сальто. Таким образом, язык произведения становится более загадочным и глубоким.

Основная мысль

Основная идея произведения — подготовить читателя к чудесному миру сказок, настроиться на нужное настроение. Как таковой, этот отрывок не несет смысловой нагрузки, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль такая незначительная. Против. Это произведение с детства любили все дети, его изучают в школе.

Большинство взрослых и по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые проходили с ними на протяжении всей их жизни. Потому что это произведение интересно читать не только детям, но и старшему поколению. Ведь иногда хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в чудесный мир сказок. И Александру Сергеевичу это удалось в полной мере.

17. Значение произведения

«Лукоморье» имеет огромное значение для всей сказочной литературы русского автора.

Это яркий пример волшебного текста, который мгновенно вовлекает в происходящее, интригующе и увлекательно одновременно.

13. Композиция

Композиция произведения линейна.

Хотя текст собран из миниатюр, показывающих искривление под разными углами, в нем четко выделяются основные композиционные моменты.

В начале мы видим начало, или начало, в этом сказочном тексте оно будет почти таким же. К ним относятся описание извилистого моря, дуба и кота, рассказывающего сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что происходит дальше, настраивает его на нужное настроение и одновременно предваряет основное действие.

Затем мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные персонажи. Удивительно, но все происходит более-менее одновременно.

Жизнь в изогнутом море бьет ключом, здесь постоянно что-то происходит, буквально каждую минуту, и вовсе не последовательно, а параллельно:

Проходящий принц
Пленить грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун приводит героя;
В тюрьме там скорбит принцесса,
И коричневый волк ей верно служит;
Есть ступа с Бабой Ягой
Иди, гуляй один,
Там царь Кащей сгорел за золото…

Затем автор дает кульминацию, в которой он говорит: «Там русский дух . там пахнет Россией!» Эти слова очень важны для понимания всей работы в целом.

Сказки, по Пушкину, проникнуты духом русского народа, хранят душу своего коллективного творца. Они первобытные, глубоко национальные, живые и настоящие. Не зря предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем введении к Руслану и Людмиле».

Более того, по законам любой линейной композиции должно происходить расцепление, и оно происходит:

И вот я, и я пил мед;
На берегу я увидел зеленый дуб;
Он сидел под ним и кот ученый
Он рассказывал мне свои истории.

Автор сообщает, что сам побывал в сказочном изгибе моря, вспомнил сказку об образованном коте и теперь готов рассказать ее всем, кто хочет послушать.

Ход урока

Слайд 1, 2

Осмотр портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, окончив гимназию, Пушкин написал первое большое литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Слайд 3

Поэма имела огромный успех. Он продавался как горячие пирожки.

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победившему ученику проигравшего учителя в тот торжественный день, когда он закончил свое стихотворение« Руслан и Людмила»».

Слайд 5

Но критики, сторонники устаревших книжных теорий в искусстве, пришли в ужас от нее. В вольной трактовке Пушкиным легенд античности на том же языке они увидели неприемлемое с их точки зрения проявление демократических устремлений: «Обратите внимание на ужасный новый объект, поднимающийся посреди океана русской литературы».

В 1828 году Пушкин написал пролог к ​​поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на полемику вокруг его стихов, утверждая, что обычные люди могут жить

чудесный. В то же время пролог стал своеобразным художественным этюдом сказки.

Слайд 6

II. Прослушивание учащимися пролога.

Слайд 7

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостный, как читатель встречает сказки, а сказка для людей — такой же праздник, как нарядно вышитый костюм, ярко раскрашенная игрушка).
  2. Кто рассказывает читателю сказку? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы слушали вступление — пролог к ​​стихам Пушкина Руслана и Людмилы. Эти строки можно назвать мощным и ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа.

Слайд 8

Лукоморье — это популярное старинное название изогнутого морского побережья. Берег выгнулся аркой..

Слайд 9

Неизвестно (следы) — неизвестно.

Слайд 10

Invisibles (животные) — неизвестные, такие, которых никто не видел.

Слайд 11

Сэнди Брег — (устарело). Такой же, как и на берегу.

Слайд 12

Витязь — В Древней Руси: храбрый и доблестный воин.

Слайд 13

По очереди — (устарело). То же, что и хвост.

Слайд 14

Capture — взять в плен.

Слайд 15

Подземелье — место уединения.

Слайд 16

Холка на золоте — сохнет на золоте.

Дети объясняют значение этих слов с помощью учителя.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

Слайд 17

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает основное направление: «Есть чудеса…» Словами чудес Пушкин подчеркнул самое главное: мир сказки прекрасен, а красота его в чудесном).
  2. Есть ли в услышанном вами прологе начало и конец, традиционные для сказки? (Там есть).
    Найдите их в тексте и снова внимательно слушайте. Читают ли они то же самое? (Начало и конец читаются с разными интонациями).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера начала передана таинственной интонацией, а финал читается с легким юмором, поскольку последние слова пробуждают нас ото сна миром, в который они вводят читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, устаревшие слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза — мозаика. Весь мир сказок раздроблен на яркие кусочки. Мы будем читать текст небольшими фрагментами, передающими загадочный мир сказки.

Слайд 18

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже полтора века привлекает внимание художников. Назовите изображения словами из текста.

VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.

  1. Какие произведения устного народного творчества вам запомнились слушать
    «Рядом с варпом…»? («Кощей Бессмертный», «Мария Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и др).
  2. Какие сказки А.С. Пушкина, сохранившие художественные особенности русских народных сказок, вам запомнились?
    («Сказка о золотом петушке»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде».

IX. Викторина по сказкам Пушкина (Приложение 1).

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» полон сказочных персонажей. Все они включены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному рассказу, который, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Но особенно хочу выделить образованного кота. Станьте не просто персонажем, а активным главным героем.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал историю лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» — это текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй о культурном коте.

Это такая удивительная легенда, которую создает Пушкин, еще больше заинтриговав читателя.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «Дуб зеленый у моря» является прологом к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Они написаны, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, рассказанных им Пушкину, есть такие слова: «У моря кривизны есть дуб, и на этом дубе золотые цепи, и по этим цепям ходит кошка: поднимается — он рассказывает сказки, идет вниз — поет».

Из этих строк Пушкин сначала написал эпиграф в тетрадь, в котором писал сказки, и только потом превратил их в пролог к ​​поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога о Лукоморье впервые был опубликован во втором издании поэмы в 1828 году. И стихотворение стало как бы одной из сказок о волшебном коте.

И, как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным произведением искусства. Мы все с радостью и удовольствием учимся в начальной школе и рассказываем детям, укладывая их спать. Ведь согласитесь, для ребенка нет более выразительного сказочного спектакля, в котором каждый ряд представляет собой кусочек волшебной мозаики.

Ослепительные и яркие кусочки, которые, несмотря на свои небольшие размеры, в свою очередь превращаются в маленькие сказки о русалке, Бабе Яге, прекрасных рыцарях и многом другом. И они — окна тех великих сказок, из которых они происходят. И вся поэма «Дуб зеленый у Лукоморья» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором сразу хочется оказаться.

Лирический герой

Лирический герой — это проекция авторского «Я», художественный образ поэта.

Удивительным образом он вошел в сказочный мир варпа и услышал историю образованного кота, которая затем была перенесена на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебная кривизна моря — это тот чудесный мир фольклорных сказок, который Арина Родионовна открыла своей любимой ученице.

А образованный кот — это переосмысленный образ няни, этакого сказочного двойника человека, от которого Пушкин слышал вдохновляющие его волшебные истории.

Что за дуб?

также интересно понять, что за дуб описал Пушкин:

«И вот я, и я пил мед;
Я увидел у моря зеленый дуб».

Путешествуя по Днепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин услышал от стариков легенду о знаменитом запорожском дубе, растущем на острове Хортица.

Византийский император Константин Порфирогенит писал о нем: «Пройдя это место, русские достигают острова Сан Грегорио (остров Хортица) и на этом острове приносят свои жертвы, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, колют стрелы вокруг, другие приносят куски хлеба, мяса и все, что есть у каждого, как того требует их обычай».

Еще в 1870-е гг. Запорожский краевед Я.П. Об этом дубе Новицкий упомянул: «Пять лет назад на острове Хортица засох священный дуб. Он был разветвленный и колоссальной толщины, сто пятьдесят лет назад стоял в пятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

7. Идея

Пушкин написал свое знаменитое вступление к Руслану и Людмиле, чтобы заинтриговать читателя и подготовить его к волшебной истории, которая вот-вот начнется.

В этом смысле «У Лукоморья зеленый дуб» можно назвать началом, характерным для всех русских народных сказок.

14. Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» тетраметром ямба. Именно это измерение делает повествование плавным, мелодичным, характерным для русского фольклора.

Во-первых, перекрестная рифма типа АБАБ. Однако в строках:

Там лес и долина полны видений;
Там волны разойдутся к рассвету
На пустынном песчаном пляже,
И тридцать красивых рыцарей
Поочередно выходят чистые воды,
И дядя их с ними море…

принятый заказ изменяется. Первые две строки рифмуются парами BB, за которыми следует рифма, окружающая GDDG.

Порядок еще больше нарушается. Разберем вторую половину стихотворения:

Проходящий принц
Пленить грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун приводит героя;
В тюрьме там скорбит принцесса,
И коричневый волк ей верно служит;
Есть ступа с Бабой Ягой
Иди, гуляй один,
Там царь Кащей томится за золотом;
Есть русский дух… есть запах России!
И вот я, и я пил мед;
На берегу я увидел зеленый дуб;
Он сидел под ним и кот ученый
Он рассказывал мне свои истории.

Первые пять строк написаны смешанным шрифтом: ЕЖЕЖ. Почему именно это сделал Пушкин, непонятно, но некоторые исследователи считают, что такой прием приближает поэтический текст к устному, делает его более многогранным и необычным.

Кроме того, мы наблюдаем соседние рифмы: ZZII, KKLL, MMNN.

Последнее четверостишие пояса рифм: OPPO.

Как видно из этого анализа, текст пушкинского Лукоморья богат и необычен не только по содержанию, но и по форме.

12. Сюжет

Как таковой четкой сюжетной линии нет.

Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю самые разные сказочные образы и рисует динамичную картину необыкновенного мира.

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях «Слова о полку Игореве» и в стихах Пушкина, но и в русском фольклоре. Афанасьев в своем произведении «Древо жизни» отмечал, что так называлось место, отведенное для границы миров в восточнославянской мифологии, где мировое древо растет, опираясь на преисподнюю и достигая небес. Карамзин также писал, что слово Лукоморье использовалось в значении северного царства, где люди впадают в спячку в течение шести месяцев и бодрствуют в течение шести месяцев.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье — это некое условное место на окраине ойкумены, чаще всего расположенное на севере.

Источники

  • https://PoetPushkin.ru/poemy/u-lukomorya-dub-zelenyj-analiz.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-u-lukomorya-dub-po-planu/
  • https://MakingBook.ru/literatura/u-lukomorya-geroi.html
  • https://MyBagazh.ru/analiz/u-lukomorya-dub-zelenyj-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/a-s-pushkin-u-lukomorya-dub-zelenyj-polnyj-analiz-stihotvoreniya.html
  • https://litfest.ru/analiz/u-lukomorya.html
  • https://nauka.club/literatura/u-lukomorya-dub-zelenyy-analiz.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/623957
  • https://cyrillitsa.ru/history/74417-lukomore-kto-o-nem-rasskazal-pushkinu.html

  • Прокофьев сказки старой бабушки история создания
  • Прокофьева сказки про машу и ойку читать
  • Прокомментируйте поведение героев в рассказе м шолохова родинка
  • Прокофьев петя и волк симфоническая сказка для детей слушать и смотреть
  • Прокомментируешь как пишется правильно