Прокомментируйте поведение героев в рассказе м шолохова чужая кровь

Вариант 2это очень психологичный, жизненный рассказ. конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка,

Вариант 2

Это очень психологичный, жизненный рассказ. Конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка, когда отнимают у «зажиточных» зерно в пользу бедных… В стране новые порядки насаждают, люди ещё не оправились от трагедий, например, от потери близких.

Вот и главный герой – дед Гаврила – не любит большевиков. Его сын Пётр на стороне белых воюет. Вот только нет от него давно уж вестей… А тем временем большевики захватывают деревню, всё перестраивают по своему. Первая часть произведения показывает перемены в жизни. Образ деда обозначен таким самовольным, даже ершистым. Он не особенно подчиняется новым «хозяевам», шапку перед ними не снимает. В его душе теплится надежда, что вернётся сын – с победой, что выгонит красных. Но пока Петра нет, хозяйство приходит в упадок, так как Гаврила уже староват для работы по дому, в саду, в огороде… Он живёт ожиданием сына-героя. Старуха его потихоньку теряет надежду, плачет. Однажды, увидев её в слезах, дед её даже побил! После этого у несчастной начал глаз дергаться. Всё это показывает нрав деда, его неспокойное состояние. Он сам уже, на самом деле, теряет веру, но боится этого, поэтому все вокруг должны подтверждать его мысли.

Во второй части появляется вестник – сослуживец Петра. Приехал он из Турции, где воевал с красными. Сам бы он и не хотел приносить это известие, надеялся, что семья Петра уже знает о его судьбе. Но дед пришел к нему сам! И пришлось сослуживцу рассказать, что Петра «зарубили». Это огромная трагедия для Гаврилы. А тут ещё так некстати пришли требовать зерна, а ещё банда налетела… Стала изба Гаврилы полем сражения! Дед со старухой убежали, но через несколько дней вернулись к трупам. И вот Гаврила видит того продкомиссара, которым всех пугали. А он-то почти мальчик – чуть усы пробивались. И автор называет юношу зацелованным смертью сыном чужим. Гаврила тут же вспоминает своего Петра, также зарубленного где-то на чужой земле. Уже жалость в его сердце!

И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…

Анализ рассказа «Чужая кровь» Шолохова М.А.

«Чужая кровь»

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Г аврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломана скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С брлью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости, оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять. Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши-им. расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак-геримй для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социальноисторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания жизни главного персонажа — деда Гаврилу. Он проживает со своей женой. Старые родители долго ждут возвращения своего сына, который отправился воевать в 1917 году. Они не теряют надежды и каждый раз представляют, как солдат приезжает в родные края и переступает порог их дома. Дед не желает верить в то, что его сына нет в живых. Он убежден, что Гражданская война пощадила его. Семья готовится к возвращению самого близкого им человека.

В глубине души Гаврила знал правду, но тщательно скрывал ее, пытаясь обмануть не только жену, но и самого себя. Однажды на пороге дома главных героев появляется Прохор — сослуживец их сына. Он принес дурное сообщение: их Петра больше нет в живых. Парень героически погиб, защищая Родину.

Когда война закончилась, наступило время большевиков. Они старались разузнать больше информации о местности, где жил Гаврила. Но стоит учесть, что казаки имели другой уклад жизни и не приветствовали чужаков на своей территории. Народ начинает бунтовать, и разворачиваются военные действия. На следующее утро после сражения дед Гаврила на улице находит едва дышащего солдата и забирает его домой. Такое решение он принял только потому, что увидел в нем сходство с сыном Петром.

Вскоре парень поправился. Ему нравилось находиться здесь, к нему хорошо относились, окружили заботой и даже называли сыном.

Солдата звали Николаем, но старики время от времени называли его Петром. Долгое время прожил парень рядом с дедом и его старухой. Он был трудолюбивым и помогал поднимать хозяйство. Гаврила отдал ему все вещи, которые когда-то принадлежали его сыну. Николай называл старика отцом. От этого у него сердце наполнялось теплом.

Через некоторое время солдат получил письмо с Урала, в котором говорилось, что он должен вернуться на родину, чтобы поднимать завод. Старики загрустили и уговаривали его остаться. Но все же он принял решение вернуться. Гаврила знал, что если Николай уедет, то назад не вернется. От этого ему было грустно и больно, ведь он считал его родным. Николай уехал и пообещал, что будет приезжать, только старики понимали, что это их последний разговор.

Автор кратко описал чувства каждого героя, с точностью передал настроение повествователя. Шолохов использовал несколько литературных стилей одновременно:

  • новаторский прием;
  • узкое народное творчество.

Эти сопоставления в произведении создают особенную обстановку и построение всего текста. Не стоит оставлять без внимания и словарное наполнение, которое передает характер рассказа «Чужая кровь» Шолохова. Анализ помогает провести оценку военного времени и всего, что с ним связано.

Продразверстка

Дед жил сам по себе, новостей не знал. Появление в воскресный день на крыльце председателя и троих с винтовками его удивило — о — краткое содержание не позволяет передать все подробности разговора — включает описание страшного для казаков процесса изъятия хлеба. То, что было нажито тяжелым трудом, теперь переходило советской власти. Не мог спасти своего добра и Гаврила.

Вдруг ко двору подскочили несколько конных казаков. Раздались выстрелы, затем находившийся впереди кубанец шашкой изрубил продотрядника… Все произошло стремительно. Наблюдавший за происходящим Гаврила не сразу сообразил, что подскочивший к нему казак спрашивает овса. Но тут раздался крик: «С горы пехота», и конные выехали со двора — заканчивает главу Шолохов.

Чужая кровь

Выстрелы в станице утихли лишь к вечеру. Старик вышел во двор и увидел рядом со скирдом уложенных в ряд полураздетых продотрядников. Гаврила нагнулся над убитыми. Его взгляд привлек совсем молодой — не больше девятнадцати лет — мальчишка. Дед неосознанно дотронулся до его груди и вдруг почувствовал слабое биение жизни. Он втащил раненого в дом, где обмыл кровь, а затем до устали растирал «гадливо-холодную» грудь.

Четверо суток пролежал спасенный без сознания. Гаврила со старухой вливали ему в рот молоко и бараний бульон. А когда парнишка стал подавать признаки жизни, старик сидел у его постели и слушал бессвязные речи. Все чаще он чувствовал, глядя на юнца, как закипают внутри слезы, и испытывал непрошеную жалость. А когда однажды заехал к нему командир проезжавшего мимо полка и попросил позаботиться о раненом, Гаврила твердо ответил: «Поберегем».

Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.

Лишь на шестнадцатый день парень впервые заговорил. Старик, узнав, что его зовут Николаем, коротко сказал: «… мы Петром кликать будем».

Обретенный сын

Николай медленно шел на поправку: благодаря заботе стариков раны затягивались, и он набирался сил. Гаврила чувствовал, что все больше прикипает к нему душой. Он даже испытывал чувство ревности к жене, когда выходил на двор, а она оставалась рядом с «Петром». Как-то дед приказал ей достать из сундука вещи, что готовил для своего сына.

Наконец по весне Петр сказал: «Сегодня встану, отец!» Последнее слово доставило Гавриле «смущенную радость» — пишет Шолохов. Чужая кровь — краткое содержание не включает описания всех переживаний, что испытали старики, ухаживавшие за чужим сыном — вдруг стала родной.

Николай рассказал, что воспитывался при заводе, там же работал до войны. Узнав, что у парня нет семьи, Гаврила предложил ему остаться у них навсегда. Петюшка ответил, что пока поживет лето, а там видно будет.

Горькая новость

Утром появился Прохор. Разговор начался неспешно. Обсудили жизнь при погоду. Отец словно боялся задать главный вопрос — показывает Шолохов.

«Чужая кровь» — краткое содержание рассказа вы читаете — произведение о том, какой трагедией стала для народа Подобно приговору прозвучали для Гаврилы слова Прохора: «Срубили! … Насмерть… Своими глазами видал». Единственного сына, кормильца, ради которого всю жизнь трудился! А ночью старик вышел на гумно и негромко позвал: «Сынок! Петро!» Затем лег на притоптанный снег и «тяжело закрыл глаза»…

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

Кручина старого отца

Дед Гаврила просыпался рано. Закурив, он каждое утро думал об одном — о пропавшем на войне сыне. Петро был у них один. Когда началась война, старик — бывший воин-казак — справил ему обмундирование и проводил с наказом воевать славно, как было принято в их роду. И с тех пор, как сын сел на коня, браво поправил шашку и съехал с родимого база, его никто не видел. На какой земле довелось сложить Петру голову? Тяжелые мысли ни на минуту не отпускали старого Гаврилу.

Через месяц после отъезда сына в станицу вошли красные. С той поры в душе деда зрела жгучая ненависть к новой власти. Он намеренно носил шаровары с красными лампасами, а грудь украшал полученными за годы службы царю медалями и крестами.

Описанием чувств Гаврилы продолжается рассказ «Чужая кровь». Краткое содержание (Шолохов подробно описывает, как приходило в запустение некогда крепкое хозяйство) второй главы заключается в том, что отец тешил себя надеждой на возвращение сына. Он приготовил для него полушубок, мундир, сапоги, папаху, которые лежали в сундуке, дожидаясь хозяина.

Неспешно уходило время, пока однажды Гавриле не сообщили новость: из Турции вернулся сослуживец Петра. Дед тут же отправился к Прохору, но дома его не застал. Всю ночь не спал старик, дожидаясь известий о сыне.

Чужая кровь — краткое содержание рассказа Шолохова

В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре. Это единственный их сын, и оттого потеря еще тяжелее. Дед Гаврила вспоминает, как покупал сыну на службу обмундирование, коня, как гордился им, какие наставления давал, провожая его в армию.

Через месяц после его ухода в село пришли красные. Поскольку сын его воевал в Белой армии и даже за хорошую службу получил звание урядника, дед Гаврила не желает подчиняться новой власти: демонстративно носит свои награды, полученные в прежнее время при царской власти. Председатель Совета станицы говорит, чтобы дед их снял, что теперь они никому не нужны. Гаврила спорит, но медали все же больше не носит, хотя в душе осталась обида. Лошадей у деда забрали красные, потом совсем никудышних взяли махновцы. Все, что было нажито за жизнь, пошло прахом, оказалось разворовано. И все же по старой привычке весной дед Гаврила так же выходил пахать и сеять. Он знал, как тоскует мать по пропавшему сыну, слышал, как она плачет ночами.

И все-таки хотят верить старики, что сын живой, что он еще вернется. Отказывая во многом себе, они отдают овчины скорняку, чтобы сшили на сына полушубок, режут ягненка, чтобы сшить ему папаху, готовят сапоги. Повесили это всё в доме – и кажется, что сын где-то здесь, лишь ненадолго вышел. Гаврила застает жену, когда она баюкает, как ребенка, новую папаху, сшитую для Петра.

Однажды соседский парень рассказал старикам, что из Турции вернулся Прохор Лиховидов, который служил в одном полку с их сыном. Гаврила торопливо идет к нему, но не застает дома. Затем Прохор приходит сам в их дом. Старики замечают, как он постарел, как не по-казацки одет. Он рассказывает, что сам видел, как назначенный в разъезд Петр погиб в стычке с красными под Новороссийском. Мать кричит и воет от горя. Гаврила вдруг говорит, что не верит, не хочет верить этим сообщениям. Выйдя ночью из дома он в темноту зовет Петра.

В станице говорят о продразверстке. Однажды в воскресенье председатель и с ним еще трое начальников с винтовками приходят во двор к Гавриле и требуют отдать излишки хлеба. Дед Гаврила пытается воспротивиться, кричит, что его грабят, однако власть говорит, что может забрать хлеб и силой и грозит деду оружием.

В этот момент за забором показался всадник, который начал стрелять в продотрядников. Затем подъезжают еще несколько человек. В результате короткой перестрелки те, кто пришли изымать хлеб, убиты. Конные требуют у старика овес для коней, но он не успевает им что-либо ответить, как раздается команда, и они спешно покидают станицу.

Вечером, выйдя на двор, Гаврила видит лежащие трупы, но, случайно прикоснувшись к одному из них рукой, ощущает живое тепло и притаскивает совсем молодого человека в дом. Они с женой обмывают его от крови, укладывают на постель. Затем в течение нескольких месяцев его выхаживают: поят отварами трав, заботятся о нем. Постепенно он всё больше и больше оживает. К весне сумел уже встать с постели и выйти на улицу. Старики отдали ему вещи, приготовленные для сына.

Когда он смог разговаривать, они узнали, что зовут его Николай, что он с Урала. У Николая совсем нет родных: отец погиб, мать где-то бродит. Он работал там на чугунолитейном заводе, потом партия послала его на продразверстку. Старики говорят, что называть его будут Петром, как погибшего сына. Николаю не удалось полностью восстановиться после ранения: плохо действовала правая рука. Тем не менее весной и летом он помогал Гавриле в поле, они вместе выполняли всю работу.

Николай получает письмо от рабочих со своего завода, они зовут его вернуться. Да и сам он тоскует и хочет на Урал. Гаврила его уговаривает остаться, быть для них сыном, но Николаю очень дорог завод и его товарищи. В один из дней осенью он уезжает. Гаврила провожает его, рассказывает о станице и окрестностях.

Также читают:

Рассказ Чужая кровь (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Наступило время великого поста. В это время заболела одна женщина, которая проживала на определенном расстоянии от города. Доктору стоило больших усилий добраться до места назначения

С первых страниц произведения перед нами предстает Неточка, которой недавно исполнилось 8 лет. Девочка живет в довольно таки стесненных условиях. Ее мать старается обеспечить семью

Этот роман увидел свет в 1980 году в одном из выпусков журнала «Новый мир». Позже Чингиз Айтматов выпускал повести к роману, которые по итогу вошли в его состав.

Поэма начинается со слов мельника, который ругает свою дочь за то, что она имела глупость встречаться с князем, да еще и не требуя от него дорогих подарков. В это время входит князь, которого она так усердно защищала

Чужая кровь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

Чужая кровь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

Река Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою. Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.

Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.

К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.

Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.

Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.

Чужая кровь — кратчайшее содержание рассказа Михаила Шолохова

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину.

Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».
———————————————

Краткое содержание Чужая кровь Шолохов

Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою. Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.

Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.

К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.

Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.

Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шолохов. Все произведения

Чужая кровь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Героя рассказа Фазиля Искандера «Петух» никогда не любили петухи. Так начинается рассказ. Мальчик летом жил у родственников в деревне, находящейся в Абхазии. Когда все уходили на работу

Произведение «Хождение по мукам» Алексея Николаевича Толстого состоит из трех книг. В трилогии описываются события первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.

В первой части стихотворения «Крокодил» одноименный персонаж идет по улице Петрограда. За ним бегут взрослые и детишки, дразнят и обзываются. А невоспитанный барбос кусает крокодила за нос, рассерженный

Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» — это драматическая история об истории одной семьи во время Второй Мировой Войны. Главные герои — это семья молодого мужчины Бориса, который сам вызвался идти на фронт

По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии

                                         
Конспект урока
литературы

1.    
Слово
учителя.

     Василь Быков принадлежал к поколению писателей-
фронтовиков, п поэтому все его произведения обращены к фактам Великой
Отечественной войны. В рассказе «На Черных Лядах» время действия- гражданская
война. И в этой книге, как и во всем творчестве В. Быкова, выражена простая
истина: жизнь не прощает двуличия. Приспособленчества, лицемерия, душевной
глухоты и духовной трусости, а правда на стороне тех, кто поступает так, как
велит совесть, и кто не изменяет своим принципам даже ценой жизни. Герои его
прозы оказываются в драматических ситуациях выбора, когда по самому высокому
счету проверяются их духовные резервы.

     Сегодня мы прочитаем рассказ «На Черных Лядах»,
впервые напечатанный в журнале «Звезда» № 1 за 2000 год, покажем гражданское и
писательское мужество В. Быкова, сказавшего о гражданской войне как о трагедии
народа, осмыслим мотивы поведения героев произведения в экстремальной ситуации.

Запишем тему:

                  В МИРЕ, РАСКОЛОТОМ НАДВОЕ.

          Гражданская война в изображении В. Быкова.

                                                     (В
гражданской войне нет победителей. В 

                                                      
ней есть только побежденные- мы все. Весь

                                                      
народ.

                                                                                      Б.
Васильев

                                                      
Как всегда, на войне главная плата- жизнь и

                                                      
кровь, и платит тот, кто виноват всех меньше. 

                                                                                      
В. Быков)

                                                  
эпиграфы закрыты до конца урока

2. Беседа.  

     На уроках литературы уже говорили о страшных
событиях начала ХХ века- революции и гражданской войны, которые раскололи
общество и страну надвое, заставили каждого сделать выбор: с кем я? за кого
я? Как воспринимали данные события А.А. Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский?      
                                           

    
Гражданская война воспринималась в литературе по-разному: и как трагедия
народа, влекущая за собой необратимые последствия (Бабель, Шолохов, Аверченко,
Артем Веселый), и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее
победу большевиков в революции (М, Светлов «Гренада», А. Фадеев «Разгром», Б.
Окуджава, говорящий о « комиссарах в пыльных шлемах»). Свое слово об этом
сказал и Василь Быков. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Как
уже в самом начале произведения показано, что «мир расколот надвое»? (стр.1)

Есть
ли в рассказе другие факты, говорящие о жестокости, непримиримости, вражде,
захлестнувшей людей? (стр. 2 Аксеневич и Курбыка, стр.4 знакомые отца В.
Сулашика, стр.5 продразверстка у Австрияка, стр.6 допросы Метельского в
подвале, стр.8 погибший Блажевич).

К
какой мысли приходим мы, узнав об этом? (погибнуть не самое худшее из всего,
страшнее- попасть в руки красных).

Кто
же они, герои рассказа В. Быкова. Послушаем индивидуальные задания о прошлом
каждого повстанца. (8 человек)

Метельский
стр.2,6,11

Казак
стр. 2,10

Дед
стр. 3, 7, 8

Кожухарь
стр. 3, 7

Игорь
Забелло стр. 3,8

Австрияк
стр. 3, 5, 6

Командир
стр. 1-4, 9, 11, 12

Сулашик
стр. 4, 12

С
какой целью автор включил в произведение рассказы о прошлой жизни этих людей?
(невозможно остаться в стороне: общая беда)

Что
же объединяет героев рассказа? (понимание, что самоубийство- возможность
облегчить жизнь родным)

В.
Быков называет членов этого отряда «обреченные». Кто обрекает людей на такую
бесславную смерть? («красные мясники»)

Какой
композиционный прием использовал писатель для изображения повстанцев и их
преследователей?

Назовите
другие особенности композиции рассказа (совмещение 2 временных пластов, завязка
действия (решение умереть), вынесенная за пределы произведения, кольцевая
композиция, повествование по схеме: рассказ- причина-результат, внутренние
монологи, открытый финал, рассказ о жизни Сулашика после гибели остальных).

Приведите
примеры средств выразительности языка, передающих отношение автора к своим
героям, их трагической судьбе. (сравнение -облава на людей «как на волков»,
пейзаж, очеловечивание сорок, символы (яма), экспрессивная лексика,
фразеологизмы, метафоры- мертвел от страха, в душу хлынула радость).

Как
эти особенности помогают писателю выразить свое отношение к происходящему, и
каково оно?

(Это
страшная трагедия. Большевики обличаются всем ходом повествования. Самоубийство
героев понимается как протест злу, стремление защитить родных. Символ «яма»-
могила для измученных, голодных, обреченных людей; крах былых надежд; гибель
страны; могила революции; гибель антибольшевистского восстания; крах
националистических идей; бездна, если человек не остановится в своей злобе,
вражде; конец жизни).

3.Выводы.

 Открываем
эпиграфы, прочитаем их и запишем.

 Прокомментируйте,
как слова Б. Васильева и В. Быкова помогают нам понять идею произведения.

Состояние
людей, вовлеченных в гражданскую войну, В. Быков охарактеризовал как
опустошенность, ощущение бессмысленности своих действий, безнадежность.
Продолжением нашего разговора о гражданской войне станет изучение творчества
М.А. Шолохова, его «Донских рассказов» и романа «Тихий Дон».

            
4. Домашнее задание.

Прочитать
2-4 произведения из цикла «Донские рассказы» и ответить на вопросы:

Какие
приметы времени интересуют писателя? В чем своеобразие конфликта? Какие
проблемы волнуют М.А. Шолохова?  Определите авторскую позицию. Каковы
особенности языка?

«Срезал» — краткое содержание и пересказ рассказа В. М. Шукшина

Здесь даны основные сведения о рассказе В. М. Шукшина «Срезал», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Срезал» был написан Василием Макаровичем Шукшиным в 1970 году . В нём обозначены серьёзные нравственные проблемы:

  • невежественность некоторых сельских жителей;
  • зависть к чужому успеху;
  • паразитирование пустозвонов на «информационном взрыве»;
  • ехидство и зазнайство агрессивных «всезнаек», владеющих поверхностными, а не системными знаниями.

Главные герои рассказа

  • Глеб Капустин — житель деревни Новая, работает на пилораме. Это ехидный мужик, завистливый к успехам других людей. Он довольно начитан, но кругозор его ограничен разрозненными сведениями из журналов и газет. Очень самодоволен, в гостях абсолютно не умеет себя вести тактично по отношению к хозяевам.
  • Константин Иванович Журавлёв — кандидат наук. Умён, деликатен, легко теряется при столкновении с демагогическим агрессором, так как не привык к беспредметным разговорам.
  • Валя — тоже кандидат наук, жена Журавлёва.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В родную деревню навестить мать приезжает кандидат наук Константин Иванович Журавлёв с семьёй.

Вечером мужики собрались возле дома Глеба Капустина, славящегося умением «срезать», то есть ставить в неловкое положение гостей из города — бывших односельчан. Они идут в дом матери Журавлёва послушать о городской жизни, рассказать о своей и, главное, понаблюдать, как Капустин «срежет» кандидата своей эрудицией.

Константин Иванович приветливо встретил гостей, усадил за стол. Стали вспоминать детские годы. Глеб не участвовал в этих разговорах (он рос в соседней деревне), но готовился к словесной атаке. И вот во время душевной беседы Капустин внезапно берёт разговор на себя и начинает забрасывать кандидата различными вопросами, стремясь огорошить его демагогическими приёмами и снисходительными репликами.

Константин Иванович теряется под таким напором невежественного человека, желающего выглядеть умнее его. Из уст Капустина сыплются несуразные реплики, которые кажутся Журавлёву и его жене абсурдными и смешными, а мужикам — очень умными. Глеб, психологически подавив собеседника, читает ему нотации о том, что нужно повышать свой уровень знаний и вести себя с народом скромнее. Журавлёв, не ожидавший такого агрессивного отношения к себе, теряется, а мужики безоговорочно признают, что Глеб кандидата «срезал».

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В деревне, которая называется Новая, приехал к Агафье Журавлёвой сын с семьёй: женой и дочкой-школьницей. Все жители небольшой деревни тут же узнали, что Константин Иванович и его жена — кандидаты наук, что Агафье привезли подарки: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки».

Тем же вечером мужики собрались на крыльце Глеба Капустина — ждали его с работы. Сорокалетний Капустин, начитанный, ехидный мужик, славился тем, что «срезал» в разговоре знатных земляков, приезжавших в родную деревню погостить. Хотя деревушка Новая маленькая, но таких людей было немало: «один полковник, два лётчика, врач, корреспондент…» И повелось, что когда эти люди приезжали, сельчане приходили к ним в избу послушать про городскую жизнь, рассказать о своей. И тут-то Капустин с большим удовольствием «срезал» знатного человека — попросту выставлял его в неловком, даже унизительном положении. Многие односельчане, особенно матери знатных, были этим недовольны, но немало было и тех, кто одобрял такое поведение. В прошлом году Глеб в споре победил даже полковника: тот спутал фамилию графа, который приказал поджечь Москву в 1812 году. Этой победой Глеб очень гордился.

И вот мужики пошли проведать гостей Агафьи Журавлёвой. В дороге Глеб узнаёт, что гости приехали на такси и что какой специальности они кандидаты — неизвестно.

Константин Иванович с радостью встретил односельчан, его мать подала гостям угощенье. Стали вспоминать детство. Глеб в разговоре не участвовал — он родом был из другой деревни. Когда за столом все разговорились, тут-то Капустин напал на кандидата: засыпал его вопросами.

Узнав, что Константин Иванович работает на филфаке, и посчитав, что такая работа относится к философии, Капустин стал допытываться как кандидат относится к вопросу о первичности духа и материи, затем пошёл просто поток вопросов. Выглядело это так, как будто Капустин ведёт допрос кандидата. Вопросы были несуразные: то как именно сейчас определяет понятие невесомости философия, то ему понадобилось мнение кандидата о «проблеме шаманизма в отдельных районах Севера», то как он относится «к тому, что Луна тоже дело рук разума», а внутри неё разумные существа живут.

Ответы Капустина не удовлетворяют, он критически их комментирует и изо всех сил старается выглядеть более умным, чем Константин Иванович. Мужики при этом очень внимательно следят, как Капустин «срезает» кандидата.

Под потоком дурацких вопросов язвительного Капустина Константин Иванович теряется и не знает, как разговаривать с этим странным человеком. Заметив, значительный взгляд кандидата на жену, «Глеб взмыл ввысь» для нанесения сокрушительного удара.

Он начинает поучать супругов, что нужно читать газеты и развиваться, потому «что кандидатство — это ведь не костюм, который купил — и раз и навсегда», что его надо «поддерживать». Капустин обвиняет их, что они пускают пыль в глаза своим высоким положением, приезжая на такси с кучей чемоданов. И ещё даёт им совет почаще спускаться на землю — «падать будет не так больно».

Ошеломлённый этой речевой атакой, Константин Иванович сказал, что его оппонент «покатил бочку» и «с цепи сорвался». На что тот торопливо перебил кандидата и выдал очередное длинное нравоучение о недопустимости жаргона. Когда же Константин Иванович, обращаясь к жене, назвал его типичным демагогом-кляузником, Капустин с торжеством дал отповедь, что никогда не писал кляуз и анонимок.

Глеб посоветовал кандидатам быть скромнее. На вопрос Вали, в чём заключается эта нескромность, он не даёт прямой ответ и предлагает им самим подумать над этим.

И напоследок Капустин поучает кандидатов быть собраннее, когда выезжают в народ, чтобы в дураках не остаться. Усмехнувшись, он вышел из избы победителем.

Мужики, расходясь от Журавлёвых, изумлялись уму и ловкости Глеба, удивлялись, откуда он всё знает. В их голосе слышалось даже сочувствие к кандидату, которого «причесал» дошлый Капустин. Глеб изумлял и даже восхищал их своей начитанностью, но любви у сельчан к нему не было, так как Капустин был жесток.

Утром на работе Глеб небрежно интересуется: «Ну как там кандидат-то?» и слышит в ответ: «Срезал ты его». Он обязательно должен услышать подтверждение, что он умнее городского «выскочки». Капустин уверен, что много умного наговорил кандидату, так что «пусть подумает на досуге».

Заключение к краткому пересказу

В рассказе «Срезал» Шукшина раскрыта тема невежественности пустозвонов, желающих показать свою значимость и способность к интеллектуальным разговорам. Капустин смешон со своей тягой к демонстративности, нравоучительству и сильнейшей завистью к чужому успеху. Из рассказа можно сделать вывод, что разговаривать с самонадеянным и напыщенным глупцом, считающим себя умным человеком, бессмысленно. Лучше не нервничать, как Журавлёв, а относиться с юмором к глупостям, изрекаемым с умнейшим видом, так как глупцу невозможно что-либо доказать.

Идея рассказа: осуждение зависти к людям, добившимся значимых успехов в своей работе.

Советуем не ограничиваться кратким содержанием и кратким пересказом, а прочитать рассказ полностью, чтобы насладиться своеобразным языком шукшинской прозы.

Василий Шукшин — Срезал:
Краткое содержание

В деревеньку Новую в гости к старой Агафье Журавлевой приехал средний сын Константин Иванович, «богатый, ученый». С собой он захватил жену Валентину да дочку школьного возраста. Костя, теперь житель городской, на виду у всей деревни к дому матери подъехал на такси. И с собой привез уйму вещей для комфортного отдыха и быта. Уже вечером мужики узнали главное: Костя и его жена – кандидаты наук. Каких, неизвестно. Значит, вся надежда на Глеба Капустина, сорокалетнего белобрысого въедливого мужика, работника пилорамы, со смаком «срезавшего» (ставившего на место) всех наведывавшихся в деревню «знатных людей». А таких в деревне было не меньше пяти, от полковника до врача.

С одной стороны, людям было в диковину послушать свежего, городского, выбившегося в люди, человека, с другой – приятно посмотреть, как местный мужичок Капустин «срежет знатного», утрет нос выскочке. Тот самый полковник засыпался на вопросе о войне 1812 года. Переврал историческую фамилию. Арбитром спора стала учительница, и победа осталась за Капустиным. Его насмешливые фразы в диалогах с приезжими становились крылатыми.

И в этот раз, как кулачный боец, Капустин вместе с прочим деревенским людом постучался в хату к Журавлевым, подсел к гостеприимному столу. Кандидат с удовольствием вспомнил детство, а после на него коршуном налетел Капустин. Узнав, что «знатный» с филфака, он живо перевел разговор в плоскость философии. Костя имел в виду другой филфак, но разговор продолжил.

Перескакивая от невесомости к шаманизму, красуясь непонятной терминологией, напористой интонацией, Капустин наслаждался восхищением односельчан. А кандидат с женой вначале терялись, потом смеялись, затем чуть рассердились. Но поддерживать якобы ученый разговор не стали. Тогда-то факт стал фактом: Капустин «срезал» кандидата новейшей проблемой контакта с лунной цивилизацией. Пусть все знают, что народ не лыком шит, и газеты читает, и телевизор смотрит, и в состоянии проэкзаменовать любого кандидата. «Скромней надо» быть, ведь «кандидатство – это не костюм, который купил – и раз и навсегда». Мол, ученый человек должен быть во всеоружии и готов отчитаться перед воспитавшим его народом.

Семейная пара Журавлевых в изумлении, они не понимают, в чем их «нескромность», какой вызов они бросили деревенским своим приездом. Услышав отповедь Капустина, Костя заподозрил в нем типичного кляузника, жалобщика. Однако и тут промахнулся: все знали, что Капустин анонимок не писал. Героем уходил Капустин от Журавлевых. Мужики уважительно смотрели ему вслед. Они даже немного сердились на жестокость Глеба, напавшего на растерянных кандидатов. Теперь не раз Капустин спросит на работе «о кандидате», и окружающие подтвердят: «Срезал ты его».

Читательский дневник по рассказу «Срезал» Шукшина

Сюжет

Деревушка Новая с любопытством наблюдает за визитом к старой матери сына Кости Журавлева, выбившегося в городе в кандидаты наук. Мало того, он привез с собой и жену-кандидата. «Щелкнуть по носу» зарвавшихся приезжих приходит местная знаменитость Глеб Капустин, пилорамщик. В разгар застолья, среди воспоминаний о детских проказах, он заводит речь о шаманах и жителях луны. Костя не готов всерьез поддерживать нелепую псевдонаучную беседу, и мужики решают, что Капустин вновь срезал «знатного» гостя. Капустин снисходительно советует кандидату ходить в народ более «подготовленным».

Отзыв

Колоритная зарисовка из жизни советской деревни, вполне универсальная для любого времени. Авторский озорной крестьянский, мужицкий юмор. Автор подшучивает и над Капустиным, и над мужиками, которые в восторге от его ума. Тема истинного знания и ложного, зависти, простодушия, мнимой и настоящей пропасти между деревенским и городским жителем. Предвзятость к уму и достижениям человека, знакомого с детства, односельчанина. Важен не статус человека, а его душевные качества. Доступность информации – не синоним знания, образования. Настоящий ученый не кичится своими знаниями, умеет говорить со всяким человеком на его языке, умеет разделять работу и отдых, уважает всякий труд, как умственный, так и физический.

Краткое содержание Шукшин Срезал

Повествование начинается с приезда Константина Журавлева, кандидата наук, с женой и дочерью. Журавлев, теперь городской житель, приехал к матери, старухе Агафье, чтобы навестить ее и заодно отдохнуть в родной деревне.

Ближе к вечеру, селяне собираются после работы у дома местного жителя Глеба Капустина. Капустин прославился своим умением «срезать» любого, по меркам местных, «знатного», бывшего выходца из села. Все вместе они отправляются в гости к интеллектуалу Журавлеву. Издалека компания идущих выглядит так, словно «ведут опытного кулачного бойца»: стало известно, что по соседству объявился соперник, «некий новый ухарь».

Журавлев встречает аборигенов тепло, усаживает за стол, но беседа не перерастает в вечер воспоминаний, как ожидалось. Очень быстро она становится напряженной. Глеб ведет себя довольно агрессивно, хотя и без грубости — что называется «держит марку». Капустин многословен, «политика» его проста – выдавать на одно слово оппонента пять. Якобы апеллируя к учености Журавлева, Капустин ставит того в тупик неожиданными, часто не связанными друг с другом вопросами – например, о первичности духа и материи, о понятии невесомости, о «проблеме шаманизма» на территориях Севера. Загнанный таким напором в угол кандидат теряется, хотя еще пытается отвечать гостю доброжелательно. Однако разговор становится абсурдным, в основном, конечно, по вине Капустина.

Это «зрелище» явно нравится местным, ведь они уже не раз становились очевидцами того, как Глеб, психологически давя на оппонента, «щелкает его по носу», чтобы он «не задирался выше ватерлинии». «Скромнее надо быть, дорогие товарищи», — заключает Капустин. Когда же жена Журавлева интересуется, в чем именно проявилась, по его мнению, их нескромность, Глеб, как обычно уходя от прямого ответа, отвечает назидательно: мол, вот останетесь одни и задумайтесь на досуге.

Позже, в обсуждении увиденного и услышанного, мужики жалели «срезанного» беднягу и восхищались Глебом, но в целом капустинская демагогия служила только средством увеселения. Это был своего рода «народный театр», простой, без изысков. И «жертвой» этого балагана обычно выступал выскочка, интеллигент, хлюпик, отчего-то добившийся в жизни большего. Такова в первую очередь была позиция Капустина, маскировавшая скрытую зависть: «А то слишком много берут на себя».

В свое время рассказ «Срезал» вызвал активную критику и обсуждение в литературных кругах. Мнения спорящих разнились, особенно если речь заходила о главном герое рассказа — Глебе Капустине. Кто-то посчитал, что с ним можно связать свежее социальное явление, уникальное для 1970-х годов, и Глеб выступил как представитель толпы болтунов, «паразитирующих на том, что называют информационным взрывом». Другие же критики, напротив, утверждали, что Глеб вместе с остальными селянами – сторона, пострадавшая от «чванства» горожан, и его поза обусловлена всего лишь желанием показать, что и они тоже не лыком шиты. Образу Глеба приписывали и признаки ницшеанства, и гордость носителя «морали рабов». Капустина преподносили и как некий шарж на Степана Разина, который своим поведением указывает на возникшую и ширящуюся пропасть между городом и деревней.

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» был написан и опубликован в журнале «Новый мир» (1970 г.), а позже включен в прижизненные сборники автора «Характеры» (1973 г.) и «Беседы при ясной луне» (1974 г.).

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

Срезал. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование ведется от имени Бромдена. Это здоровый мужчина, но в силу неких обстоятельств, притворяется глухим, слабоумным и немощным человеком. Все действие происходит в психиатрической клинике.

Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения.

Это произведение знакомо всем нам с детства. Яркие и сочные стихи Чуковского всегда нравились детям и большим и маленьким.

В книге описываются события в 1850-е годы в США. В те годы в Америке развивалось рабовладение. Главным героем книги является британец Эдвард. Он приехал в Америку и поселился в Новом Орлеане. В городе он живет год и ведет разгульную и беззаботную жизнь

Рассказчик однажды поймал журавлёнка и принёс к себе домой. Там попробовал кормить птицу лягушками. Она скушала все 5 штук. Жена поинтересовалась, сколько молодой журавль может их съесть. 1 класс

  • Прокомментируйте фрагмент рассказа дьявол был громаден как утес
  • Проклянуть или проклясть как пишется правильно
  • Проколоть или приколоть как пишется
  • Прокомментируйте в сочинении рассуждении мысли выраженные в последней части 4 упражнения
  • Проклинать кого нибудь как пишется