Прокофьев сказки старой бабушки ноты для фортепиано

золушка балет сергея прокофьева. музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. хореография балета имела множество

«Золушка» — балет Сергея Прокофьева. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.

Знаменитая история Шарля Перро о несчастной сироте, которую тиранят мачеха и две дочери, а потом она едет на бал, теряет туфельку и находит свою любовь. Эта история признана самой любимой сказкой всех времен. Ведь классические сказки не стареют, поскольку они перекликаются с нашей жизнью и сейчас.

 История создания начинается с того, что после успешной премьеры балета «Ромео Джульетта», автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.

В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем. В «Золушке» Прокофьева — Сергеева четко разграничены волшебное царство и жизнь людей — мир сказки и мир быта. И действуют в «Золушке» не жители Золотого века;нет, они прекрасно знают сословные различия и придворный этикет.
Сергееву труднее всего далась попытка стилистически объединить несколько обезличенно — традиционную Золушку и броскую индивидуальность Принца, несомненно побывавшего в стране Трех апельсинов…

Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс, причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини. Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты. Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам», которая на тот момент еще не исполнялась в стране. Прокофьев создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Работа шла успешно до начала лета следующего года, когда уже были закончены два акта из трех. Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Балет был отложен на долгих два года, в течение которых композитор скитался по стране, работал над оперой «Война и мир» и инструментальными сочинениями. В 1943 году он приехал в Пермь, где тогда находился в эвакуации театр. Здесь он окончательно обсудил все детали с либреттистом и балетмейстером, после чего, к весне следующего года, закончил клавир и стал работать над партитурой. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть па де шаль, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

«Па де шаль» — прозрачный изящный танец с грациозной, чуть стилизованной мелодией. Постепенно его движение ускоряется, в нем появляются как бы отзвуки бурной тарантеллы — это своего рода предвестие ссоры названых сестер Золушки из-за шали.

«Фея-бабушка и фея Зимы» — составлен композитором из двух разных эпизодов балета: вариации феи Зимы из второй половины 1-го акта (среди всех фей времен года) и появления феи-бабушки, пришедшей на помощь Золушке. Она являет собой резкий контраст предшествующей части таинственным звучанием хроматизированной темы (кларнеты) на фоне аккордов арф, тремоло струнных. Сказочный колорит усиливает вступление флейты-пикколо со своей пассажеобразной мелодией. Оркестровка прозрачна: из медных использованы только валторны, мерные удары тарелок и дробь малого барабана привносят комический оттенок — словно готовится кульминация циркового номера.

Мазурка (из сцены бала) — блестящая, с капризной по-про- кофьевски мелодией, с контрапунктирующими линиями и неожиданным лирическим соло трубы — состоит из нескольких колен и заканчивается торжественно и пышно на фортиссимо.

«Золушка и принц» — лирическое адажио героев балета на придворном балу. Виолончели и фаготы широко распевают прекрасную, бесконечно длящуюся мелодию. Нежно и бережно звучат скупые аккорды аккомпанемента. Музыка достигает огромной экстатической кульминации.

«Три апельсина» — номер, заимствованный композитором из своей оперы «Любовь к трем апельсинам». В балете он оправдан тем, что, не узнанная мачехой и сестрами, Золушка угощает их апельсинами. Это острый и вместе с тем изящный миниатюрный марш с легким оттенком гротеска. На фоне прозрачно оркестрованного аккомпанемента с мелодическими подголосками грубовато звучит тема в низком регистре фаготов. Затем она переходит к скрипкам, исполняющим ее особым приемом sul ponticello (у подставки).

«Аморозо» — апофеоз балета, очень тихое, но торжествующее звучание лейттемы Золушки — ее мечты и ее любовь. Прекрасные мелодии звучат на фоне тремолирующих струнных, арпеджио фортепиано и арфы. Далее к ним присоединяются струящиеся пассажи деревянных, а затем постепенно инструменты один за другим замолкают. Заканчивается «Аморозо» уходящим ввысь пассажем челесты, стихающим аккордом струнных с одинокой тубой внизу.

Вот, что говорила Уланова о « Золушке»: «Дай Бог, если что-то у меня получалось. Этот балет ставил Захаров, у меня с ним издавна — полное взаимопонимание. И образ Золушки меня очень привлекал. В столь трудных жизненных обстоятельствах она не сломлена, она остается доброй,чистой девушкой. Она верит, что в мире есть добро, свет, справедливость. И вера ее побеждает. Если подобная вера исчезает, человек опускается, теряет себя. А она возвысилась. Вот над этим я работала. Балетмейстер, естественно, держался единожды избранного им пути, использовал приемы драмбалета. Но было в его «Золушке» довольно много танцев, не таких сложных, как теперь делается, но тем не менее тут пантомима не забивала танцевальные эпизоды. Кое-что внес постановщик из «арсенала» классических балетов, в которых нередко изображались персонажи, символизирующие силы природы. И здесь Захаров поставил дивертисмент, где танцевали Весна, Лето, Осень, Зима. Танцы были интересными и такими «характеристичными», что ли… Сразу понятно становилось — кто есть кто. Но надо вспомнить то время: 1945 год. Только что отгремели салюты Победы. У всех — радостное, приподнятое настроение. Кончилась наконец кровопролитная война. И вот появляется зрелищный, красочный балет с прекрасной музыкой в классическом стиле. К месту и ко времени. Спектакль прожил свою жизнь. Но музыка жива и привлекает балетмейстеров новых поколений, которые находят в ней прежде нераскрытое. Сейчас довольно много разных постановок «Золушки» — они далеко не равноценные, но в искусстве нужны поиски…»

В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.

«Золушку» ставили и другие балетмейстеры, такие как: Константин Сергеев, Олег Виноградов, А. Ратманский, Фредерик Аштон, Рудольф Нуриев, Маги Марен, Хайнц Шперли, Кирилл Симонов ,Алексей Мирошниченко.

 Таким образом, балет «Золушка» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора.

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Балет «Золушка» С.С. Прокофьева

Мама трёхлетней девочки Виталины с детства мечтала научиться играть на фортепиано.
Однако когда она сама была ребёнком, её семье жилось нелегко: денег, которые зарабатывали её отец и мама, едва
хватало лишь на самое необходимое для жизни, и поэтому её родители не могли позволить себе совершить такие
немыслимые траты — купить дочери пианино, которое стоило очень-очень дорого.

И тогда, в своём детстве, будущая мама Виталины клятвенно пообещала самой себе, что когда она станет взрослой,
обязательно купит себе пианино и научится на нём играть.

И вот этот долгожданный момент настал: в квартире, где она жила вместе со своим мужем и дочерью, появилось
привезённое в специальной картонной упаковке из магазина «Музыка» электропианино.

Папа Виталины распаковал коробку, осторожно достал из неё небольшой по размеру изящный музыкальный инструмент и
положил его на журнальный столик. Пианино блестело и сверкало, привлекая и радуя взоры присутствующих. Виталина не
выдержала: подбежала к журнальному столику и только попыталась дотронуться своими пальчиками до клавиш пианино, как
мама резко крикнула:

Не смей! Нельзя!.

И они ещё долго стояли около чудесного музыкального инструмента и молча любовались им. Наконец, папа Виталины сказал:

Ну, всё! Посмотрели и достаточно.

После чего взял пианино своими руками и положил его обратно в коробку, а коробку вместе с находящимся внутри пианино
отнёс и положил в платяной шкаф. Дверцу шкафа он закрыл на ключик и передал ключик своей жене, маме Виталины.

Шли дни за днями. Мама Виталины ежедневно по часу в день упражнялась в игре на пианино. Она разучивала по нотам
лёгкие фортепианные пьесы, ноты которых ей присылала по электронной почте её жившая в другом городе близкая подруга,
преподавательница музыки, пианистка.

Когда несколько месяцев тому назад мама Виталины поделилась с подругой-пианисткой своими вожделенными планами
приобрести в ближайшем будущем электропианино и постараться сначала самой научиться играть на нём, а впоследствии,
быть может, научить этому и свою дочь, которой недавно исполнилось три годика, её подруга-пианистка вместе с
обещанием ей помочь с присылкой нот произнесла:

Я настоятельно советую тебе, дорогая подруга, не подпускать твою дочь к
музыкальному инструменту, не разрешать ей даже прикасаться к нему до тех пор, пока вашей дочери не исполнится хотя
бы пять лет. Вы же с мужем хотите видеть свою дочь талантливой?!.

Мама Виталины не поняла смысла этой странной рекомендации, но не стала задавать ей вопросов с целью выяснить для
себя, что она имела в виду. Она тепло попрощалась с подругой и отключила телефонную связь. Но потом постоянно
размышляла над словами её подруги, пытаясь разгадать их тайный смысл.

Виталина, каждый раз присутствуя на этих музыкальных занятиях её мамы, с наслаждением слушала эти прекрасные мелодии
песенок и танцев, которые исполняла своими ловкими пальцами её мама.

Сама Виталина не смела даже приближаться к чудесному музыкальному инструменту: мама строжайшим образом запретила ей
это делать. Мама объясняла дочери:

Виталина, ты ещё очень маленькая, ты ещё не обладаешь необходимыми навыками и умением правильно,
грамотно нажимать клавиши этого пианино. Если ты вдруг начнёшь беспорядочно барабанить
своими пальцами по клавишам пианино, оно может обидеться и даже
надолго «заболеть». И тогда прекратятся мои на нём занятия, и музыка перестанет звучать в этой комнате. Ведь ты
этого не хочешь!?.

И Виталина вынуждена была скрепя сердце согласиться с мамой. Она продолжала оставаться единственной и самой преданной
слушательницей своей мамы. А маму это очень вдохновляло, и она старалась как можно лучше и без ошибок исполнять на
пианино фортепианные произведения, чтобы это её исполнение вызывало всякий раз у её дочери искреннее восхищение и
восторг.

Что касается папы Виталины, то он воспринимал скептически, с прохладцей появившееся новое увлечение своей жены. Он
считал это самой обыкновенной её блажью, женским капризом, прихотью и терпеливо-снисходительно относился к её
«экзерсисам» на пианино. Тем более, что бòльшую часть дневного времени он проводил на работе.

Вечером он, уставший, возвращался домой. Виталина, которая всегда с нетерпением ждала его прихода, каждый раз с
радостью и восторгом бросалась ему на шею, но папа, подхватив её на руки и нежно поцеловав дочку, тут же опускал её
на пол и уходил к себе в комнату отдыхать.

Мама в процессе своих музыкальных занятий всё же находила время беседовать с Виталиной о том, как нужно тренировать,
развивать пальцы, чтобы, нажимая клавиши пианино, звуки получались красивыми, полнозвучными. Она говорила:

Надо научить пальцы своими подушечками легко и отрывисто касаться клавиш, будто
они бегают, резвятся, танцуют. Все пальчики, их — пять на правой руке и пять на левой,
должны быть в одинаковой мере ловкими, послушными, сильными, тогда пианистка может ими
искусно управлять и ими гордиться.

Да, мама, ты права, что не подпускаешь меня к пианино. Ведь это очень трудно — управлять
всеми десятью пальцами, которые по очерёдности и в разной последовательности должны нажимать
клавиши. Я этому никогда не научусь! — с горечью произнесла Виталина.

Ну что ты, не отчаивайся! Подрастёшь, и у тебя всё получится. Например, у
сороконожек, которые по виду напоминают гусениц, этих ножек не сорок, а гораздо больше, и всеми своими ножками они
запросто управляют. Ты ведь умней и способней, чем эти сороконожки, не так ли?!.

Виталина, выслушав слова своей мамы, отошла в задумчивости от пианино, приблизилась к своему стульчику, стоящему у
стены, и села на него.

Когда мама уходила в магазин за покупками и оставляла Виталину на какое-то время одну дома, а музыкальный инструмент
находился запертым в шкафу, она подходила к шкафу и разговаривала через дверцу шкафа с пианино:

Милое чудесное пианино, спасибо тебе за прекрасную музыку, которую ты даришь нам. Я тебя очень-очень
люблю и всегда буду тебя любить.

Минуло несколько месяцев. В последнее время мама Виталины уже не прятала в шкаф электропианино, и оно оставалось
лежать выключенным на журнальном столике.

Однажды Виталина, когда мамы не было дома, не устояла перед соблазном: подошла поближе к музыкальному инструменту,
чтобы хотя бы дотронуться своей рукой до инструмента и ласково погладить его. Она отодвинула мамин стул, который был
слишком высоким для неё, чтобы на него залезть и сесть, и стала перед пианино, с восхищением и любовью глядя на
него.

Пианино неожиданно для Виталины само включилось. Вдруг высветилась клавиша, и на ней ярко сверкала цифра «1».
Виталина, не раздумывая, тут же нажала своим большим первым пальцем правой руки эту клавишу; клавиша пропела
приятный звук, и свет у неё погас.

Затем засветилась с цифрой «2» соседняя, справа от первой, клавиша, которую Виталина немедленно нажала указательным
вторым пальцем своей правой руки; клавиша пропела на сей раз чуть более нежный звук, чем был у первой
клавиши. Через мгновение свет погас и в этой клавише.

Последовательно стали высвечиваться, петь и гаснуть клавиши с цифрами «3», «4», «5». Их Виталина нажимала
соответствующими пальцами правой руки. Это упражнение для пяти пальцев своей правой руки Виталина проделала вместе с
«волшебным» пианино ещё четыре раза, после чего оно само выключилось. Виталина со страстным чувством произнесла:

Спасибо, Волшебное пианино, за проведенный со мной урок музыки! Я буду твоей самой усердной ученицей.
Ты во мне не разочаруешься!.

И после этих слов побежала в свою комнату, села на свой стульчик, стоящий у невысокого
письменного столика, положила правую руку на этот столик и начала пальцами выстукивать своё музыкальное «домашнее
задание», полученное от её Учителя — Волшебного пианино.

Спустя две недели под руководством и с помощью Волшебного пианино и благодаря безупречно выполняемым
«домашним заданиям» Виталина уже научилась прекрасно исполнять на музыкальном инструменте добрый десяток простеньких
пьес: песенок, танцев, маленьких этюдов.

В один из дней, когда мама Виталины отошла в магазин за покупками, а сама Виталина, пользуясь её отсутствием,
разучивала на пианино новые пьесы, заданные ей её Учителем — Волшебным пианино, неожиданно вернулся
домой её отец. Он услышал звучащую в соседней комнате прекрасную музыку, зашёл туда и остолбенел от изумления: его
доченька своими маленькими детскими пальчиками искусно играла на пианино удивительно приятные на слух музыкальные
произведения.

Он со слезами на глазах подскочил к дочери, подхватил её на руки, обнял, нежно поцеловал и взволнованным голосом
произнёс:

Доченька, какая же ты у меня талантливая! Как это тебе удалось: самостоятельно овладеть искусством игры
на таком сложном музыкальном инструменте как пианино!? Как же я тобой горжусь и восхищаюсь! Извини, что я так мало
уделял тебе внимания. Теперь я буду относиться к тебе по-другому, обещаю!.

Виталина испуганно и быстро затараторила:

Папочка милый, только не говори маме о том, что я играла без её спроса на пианино,
— она сильно заругает меня за это и будет очень недовольна моим совершённым проступком.

Хорошо, — ответил отец, — я не выдам тебя. Но вот что я предлагаю: скоро мамин
и твоей любимой бабушки праздник — Международный женский день 8 Марта; давай устроим в этот праздничный день для
нихтвой концерт, — для них это будет неожиданный драгоценный подарок, настоящий сюрприз! Согласна?.

Да, — ответила с энтузиазмом Виталина.

Наступил день 8 Марта. Виталина уже с самого раннего утра попросила свою маму одеть её как можно более наряднее, как
принцессу.

Ведь это и мой праздник, — пояснила Виталина и добавила, — а тебя и
бабушку я поздравлю вечером, когда все гости соберутся у нас за праздничным столом.

Вечером, когда все приглашённые уже прибыли, мама всё ещё хлопотала на кухне, готовя праздничные угощения для гостей.

Гостям было скучно, и папа Виталины объявил:

Дорогие друзья, в честь сегодняшнего праздника моя дочь приготовила для всех
нас маленький праздничный концерт, с которым сейчас и выступит перед нами.

Он подошёл к электропианино, включил его, придвинул к пианино невысокий стул, подозвал
Виталину и усадил её на него.

Виталина начала играть. Исполнила двумя руками вместе, как настоящая профессиональная пианистка, одну, потому другую
и затем все остальные десять-двенадцать музыкальных пьесок. Громкие аплодисменты, овации, крики «браво», «бис»
звучали после исполнения ею каждой прекрасно сыгранной пьесы. Стоящая в дверном проёме кухни мама Виталины в
полуобморочном состоянии смотрела во все глаза на происходящее немыслимое чудо.

Она догадалась, что, конечно же, Виталина нарушила её запрет не прикасаться к пианино, но в настоящий момент была
безумно рада этому. Теперь она поняла смысл слов своей подруги-пианистки, которая просила не торопиться с обучением
их дочери игре на пианино, потому что всё запретное, которое вызывает у ребёнка постоянно
растущий интерес, постепенно становится для него всё более и более вожделенным.

Так пробуждается настоящий большой талант у ребёнка.

Свидетельство о публикации
№2021-377 от 29 октября 2021.

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 Московского района Санкт-Петербурга

В процессе работы над исследовательской работой по музыке на тему «Страницы музыкального календаря» автором была поставлена цель изучить биографии и создать календарь памятных дат русских композиторов.

Подробнее о работе:

В основе индивидуального проекта по музыке лежит изложение общих сведений о композиторах. Среди них Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, Д. Д. Шостакович, А. П. Бородин.

В готовом проекте по музыке «Страницы музыкального календаря» автором был проанализирован теоретический материал по теме исследования, и были выбраны памятные даты из жизни и творчества композиторов, которые и станут содержанием музыкального календаря.

Оглавление

Введение
1. Музыкальный календарь.
1.1. Николай Андреевич Римский-Корсаков
1.2. Модест Петрович Мусоргский
1.3. Сергей Васильевич Рахманинов
1.4. Сергей Сергеевич Прокофьев
1.5. Петр Ильич Чайковский
1.6. Михаил Иванович Глинка
1.7. Дмитрий Дмитриевич Шостакович
1.8. Александр Порфирьевич Бородин
1.9. Оформление страниц музыкального календаря.
Заключение
Список литературы

Введение

Данный проект на тему «Страницы музыкального календаря» является творческой работой, результатом проекта станет изготовленный календарь музыкальных дат.

Работа выполнена в соответствии с этапами работы в проекте, исходя из задач ФГОС.

Работа адресована учащимся средней школы для пополнения знаний, связанных с изучением вопросов музыкальной литературы.

Календарь может быть использован учителем при проведении уроков музыки в качестве иллюстрационного материала, а также при организации внеурочной деятельности.

Актуальность. При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы, актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыкальной культуры, носит социальный характер, так как является составляющей общественной культурной жизни общества.

Данная тема является частью вопросов музыкальной культуры, как одного из видов искусства – музыки.

Музыка, как вид искусства является частью жизни людей. Она отражает их нравственные и гражданские позиции, является эмоциональным достоянием.

Изучение музыки, как вида искусства и музыкальной культуры в целом начинается с изучения творчества и музыкальных произведений в рамках школьного предмета – «Музыка».

Постичь основы искусства музыки – задача каждого ученика.

Особое значение изучения предмета и, связанных с ним вопросов жизни и творчества русских композиторов, имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где жили и творили великие русские композиторы.

Содержание проекта отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной нравственной, культурной, общественной деятельности.

Цель проекта: Создать календарь памятных дат русских композиторов.

Задачи:

  1. Создать образ календаря памятных дат.
  2. Выбрать из ряда русских композиторов, имена тех, чье творчество изучается учащимися в рамках школьного обучения предмета «Музыка».
  3. Найти информацию, связанную с жизнью, творчеством выбранных русских композиторов.
  4. Создать образ страницы календаря.
  5. Подобрать иллюстративный ряд, ряд текстов соответственно творчеству самого композитора.
  6. Оформить календарь.
  7. Обсудили с куратором тему проекта. Согласовали цели и задачи, определили период сдачи и сроки выполнения каждого из этапов проекта. Определили образ творческой работы.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Жизненный путь композитора начался 18-го марта 1844-го года в городе Тихвин.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в семье дворян и получил музыкальное образование в рамках своего воспитания. Когда ему исполнилось 12 лет он стал кадетом морского корпуса, а в 1862 году, будучи морским офицером, он отправился в кругосветное путешествие.

Уже в 1861 году он встретил композитора Милия Балакирева, который только укрепил его растущую любовь к музыке и убедил его заняться музыкой более серьёзно.

В 1865 году Балакирев возглавил премьеру «симфонии No1» Римского-Корсакова. Успех симфонии-поэмы «Садко» и его первой оперы «Псковитянка» привел Римского-Корсакова к уходу из флота. Он стал инспектором русской морской часовни (до 1884 года).

В 1871 году его попросили стать профессором оркестровки и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. Сам он не думал, что он подходит для этого из-за отсутствия профессиональной подготовки.

Его друзья по «могучей кучке» убедили его принять это назначение. Позже он указал, что ему нужно много учиться, чтобы опередить своих учеников. Он обучил многих русских композиторов, в том числе:

  • Анатолия Лядова
  • Антона Аренского
  • Максимилиана Штейнберга
  • Игоря Стравинского
  • Сергея Прокофьева

С 1874 по 1881 год Римский-Корсаков был директором и дирижером музыкальной школы,

с 1883 по 1894 год — заместителем директора Хофзангерскапеля и с 1886 по 1900 год — дирижером концертов русской симфонии, организованных музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым в Санкт-Петербурге.

Он также успешно выступил в качестве дирижера за рубежом. Он был членом «русской пятёрки», основанной Балакиревым и состоящей из пяти композиторов, которые под влиянием идей Владимира Стасова поддерживали русскую национальную музыку.

Он освободил себя для своих друзей. Таким образом, он завершил работы Александра Даргомыжского (Каменный гость), Бородина (Князь Игорь) и Мусоргского (Борис Годунов, Хованщина, Ночь на Лысой горе).

В 1874-1880 годах он понял, что ему не хватает знаний, так как он уделял так много времени развитию русской музыки. Через самообучение и стимулирующие контакты с Чайковским, ему удалось поднять свой уровень до профессионального уровня.

Это привело, среди прочего, к серьезному пересмотру его первой симфонии, датируемой 1865 годом, в 1884 году.

Свою работу в консерватории ему пришлось прервать после революции 1905 года из-за его симпатий к революционному студенческому движению, но в 1907 году ему было позволено вернуться и продолжать работать.

В конце своей жизни Римский-Корсаков страдал от стенокардии. Он скончался в Лабинске в 1908 году и был похоронен на кладбище в Тихвине, Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Модест Петрович Мусоргский

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в деревне Карево (Псковская область). Его отец — потомок древнего княжеского рода, а мать — дворянка. В семье был еще один ребенок, Филарет. До десяти лет Модест вместе с братом учился дома. В 1849 году мальчики поступили в училище Петришуле в Петербурге. В 1852 году Мусоргский меняет место учебы. Он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, которая являлась привилегированным училищем. После ее окончания юноша служил в Преображенском полку.

Модест Мусоргский в юношеские годы был образованным офицером, обладающим хорошими манерами. Он знал несколько языков и хотел стать «музыкусом». Поэтому Модест вступил в музыкальный кружок Милия Балакирева, композитора и дирижера. Юноша читал оркестровые партитуры и развивал талант. В 1849 году будущий композитор учился играть на фортепиано под чутким руководством Антона Герке. У Модеста был красивый камерный баритон. Юношу часто приглашали на вечеринки, потому что он пел красивые арии и играл на пианино.

1852 год — важный жизненный этап молодого композитора. В это время была создана фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1858 году Модест создал два скерцо. Мусоргский не всегда дорабатывал начатое. Его первая неоконченная работа — написание музыки к трагедии «Эдип». Также у композитора были планы по поводу написания оперы по роману «Саламбо» и пьесы «Женитьба».

Знаменитая опера «Борис Годунов» — то, что композитор сделал от начала и до конца. В 1870 году он представил материалы дирекции Императорских театров. Комитет не принял произведение. Премьера оперы состоялась через четыре года после того, как автор внес в нее изменения. В 1872 году композитор работал над двумя произведениями: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Эти оперы также не были закончены.

Модест Петрович был членом «Могучей кучки». Это объединение композиторов во главе с Милием Балакиревым. Участники содружества встречались и разговаривали о развитии хорового искусства, музыки. В 70-х годах организация распалась.

Мусоргский написал много произведений, в которых стремился к реализму и к яркому раскрытию слов. Для оркестра — «Ночь на Лысой горе», «Взятие Карса». Для фортепиано — «В деревне», «Интермеццо», «Швея». К неоконченным пьесам и романсам относится «Крапивная гора. Небывальщина» и «Надгробное письмо». К выдающимся произведениям относятся «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти». В копилке композитора есть сборники с нотами для голоса с фортепиано. Это «Ночь. Фантазия», «Отверженная».

Модест Мусоргский был новатором. Его творчество многие не понимали. Композитор не мог с этим смириться. В 1870-х годах у него появилась нервная лихорадка и пристрастие к спиртным напиткам.

У Модеста некоторое время была должность младшего столоначальника. Когда он уволился, исчез постоянный источник доходов. Композитор жил на деньги друзей и довольствовался небольшими заработками. Жены и детей у него не было.

Умер Модест Петрович Мусоргский 28 марта 1881 года, находясь в военном госпитале в Петербурге. Сюда композитора отвезли из-за приступа белой горячки. Похоронен Мусоргский на Тихвинском кладбище, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Семеново в Новгородской губернии. Его отец происходил из дворян, а мать была дочерью директора кадетского корпуса.

Мальчику музыка нравилась с раннего детства. Сначала с сыном занималась мать, а потом уроки игры на фортепиано давала А. Д. Орнатская. В 1882 году Сергей поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге. Мальчик плохо учился и прогуливал уроки. Поэтому родители отдали его в частный московский пансион музыкального педагога Н. С. Зверева. Здесь царила строгая дисциплина. Ученики посещали оперные спектакли и изучали ансамблевое музицирование. Через четыре года между педагогом и Рахманиновым произошла ссора. Юноша покинул пансион. Его приютили родственники Сатины.

В 1888 году Сергей поступил в Московскую консерваторию. Он играл на фортепиано и изучал композицию. В это время юноша написал Первый фортепианный концерт, несколько романсов и пьес. Также была создана Прелюдия до-диез минор. Впоследствии это произведение стало одним из самых известных.

После окончания консерватории Рахманинов давал частные уроки и работал в женских институтах. В 24-летнем возрасте его пригласили в Московскую русскую частную оперу. Здесь Рахманинов был вторым дирижером и подружился с Шаляпиным. Вскоре Сергей бросил свою работу. Он полностью сосредоточился на композиции.

В 1897 году дирижер Глазунов решил познакомить петербургскую публику с музыкой молодого композитора. Премьера Первой симфонии завершилась плохо. Слушатели по достоинству не оценили новаторскую музыку Рахманинова. Этот случай произвел огромное впечатление на композитора. Он ничего не сочинял на протяжении трех лет. Врач-гипнотизер Даль помог Сергею преодолеть депрессию.

В 1901 году композитор закончил Второй фортепианный концерт. Его пригласили стать дирижером в Большом театре.

В 1902 году Рахманинов заключил брак с двоюродной сестрой Натальей Сатиной. В семье родилось две дочери — Ирина и Татьяна.

В 1906 году Рахманинов путешествовал по Италии. Три года он жил в Германии и сочинял музыку. В 1909 году пианист и дирижер гастролировал по Канаде и по США. В этом же году был создан Третий фортепианный концерт.

В 1917 году Рахманинов получил сообщение из Швеции. Его пригласили в Стокгольм на концерт. Композитор согласился. Вместе с семьей Сергей Васильевич уехал за границу, оставив имущество.

Вскоре Рахманинов стал известным в Европе. Он зарабатывал на жизнь как пианист. В 1918 году Сергей Васильевич отправился в Нью-Йорк. Рахманинов давал много концертов. Популярность пианиста была огромной. До 1926 года Рахманинов не создал ничего особенного. У него был творческий кризис, связанный с выездом из России. В 1926-1927 годах Рахманинов написал несколько русских песен и создал Четвертый концерт. В 1941 году композитор закончил последнее произведение — Симфонические танцы.

К известным произведениям Рахманинова относится симфоническая фантазия «Утес», Цыганское каприччио, опера «Скупой рыцарь», поэма «Колокола».

Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 года в городе Беверли-Хиллз. Причина смерти — меланома. Композитора похоронили на кладбище Кенсико.

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины).

С раннего детства мама будущего композитора привила ему любовь к музыке. Она стала первым музыкальным учителем Сергея Сергеевича. Свою первую музыку – пьесу для фортепиано – он сочинил в пять лет, ноты для которой записала Мария Григорьевна. Все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже сам. Мама так же учила его французскому и немецкому, а отец – математике.

Большое впечатление на него произвело посещение в 1900 году оперы. После этого Сергей Сергеевич решает написать свою оперу и через полгода заканчивает оперу «Великан». В 1902 году исполняет отрывки из своих произведений Сергею Танееву, и благодаря его просьбе Рейнгольд Глиэр продолжает обучение Прокофьева.

В 1904 году поступает в Петербургскую консерваторию. Одним из его преподавателей того времени был Николай Римский-Корсаков. Впервые публично выступает в роли композитора и исполнителя в петербургском кружке «Вечера современной музыки» 31(18 по старому стилю) декабря 1908 года. В 1909 году оканчивает консерваторию как композитор, но продолжает обучение в консерватории по классу фортепиано (окончил в 1914 году) и органа (обучался до 1917 года). После выступлений в Петербурге и Москве растет его известность.

В 1911 году выходит первое печатное издание произведений Прокофьева. В 1914 году за исполнение своего Первого фортепианного концерта награждается золотой медалью и почетной премией имени А.Г. Рубинштейна. Прокофьев был единственным сыном в семье из-за чего не подлежал призыву в армию во время Первой мировой войны (1914-1918), что позволило ему продолжать занятия музыкой. В 1915 году впервые выступает за границей, в Италии.

В конце 1917 года принимает решение уехать из России, и в мае 1918 года уезжает в Японию. В Токио дал два концерта, которые не пользовались успехом. В августе 1918 года, получив визу США, покидает Японию. В 1919 году женится на испанской певице Каролине Кодине, после переезда в СССР поменявшей имя на Лина Ивановна. Со второй половины двадцатых годов много выступает в Америке и Европе в роли пианиста и дирижера, в основном со своими произведениями.

В 1924 году и в 1928 году у Сергея и Каролины рождаются двое сыновей – Святослав (1924-2010) и Олег (1928-1998). Во второй половине тридцатых годов принимает решение переехать в СССР вместе с семьей.

В 1936 году Прокофьев с женой и детьми переезжает в СССР в Москву. С 1936 по 1939 года дважды выезжает за границу с концертами. В период Второй мировой войны продолжает работать над своими произведениями. Самым значимым творением композитора за этот период считается опера «Война и Мир». В 1941 году Прокофьев уходит из семьи и к Мире Александровне Мендельсон, с которой расписывается в 1948 году.

В 1948 году выходит постановление с резкой критикой нескольких композиторов и Прокофьева. Как следствие, выходит секретный приказ, который запрещает исполнение некоторых произведений Прокофьева. Так же часто подвергаются критики все его произведения. Ситуация меняется в 1949 году после того, как Сталин отменил секретный приказ. С 1949 года большую часть времени проводит на даче, продолжая работать.

Умер Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года, в селении при Камско-Воткинском заводе (сейчас это город Воткинск, Удмуртия). Отец композитора был горным инженером. Пётр Ильич был средним ребенком в семье, у него был старший брат Николай, младшая сестра Александра и младший брат Ипполит. Детей обучала гувернантка из Петербурга, француженка — Фанни Дюрбах.

В 1850 году семья Чайковских переехала в Петербург, где Пётр Ильич поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 году.

Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции.

Однако любовь к музыке все же взяла верх, и композитор поступил в Петербургскую консерваторию, которую закончил в 1866 году с серебряной медалью.

В тот же год (1866) Пётр Ильич написал свою первую симфонию — «Зимние грёзы».

Три года спустя в 1869 году Чайковский написал оперу «Воевода» , а так же увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 году — знаменитый Первый фортепианный концерт, а в 1876 году знаменитый балет «Лебединое озеро».

В 1877 году композитор увлеченно пишет оперу «Евгений Онегин», которая настолько захватывает его, что он совершает импульсивный поступок — женится на студентке Антонине Ивановне Милюковой. Однако сделал он это вовсе не по любви, а чтобы прекратить сплетни о его не традиционной ориентации. Но, это были вовсе не сплетни, и поэтому брак распался несколько недель спустя. Официально супруги так и не развелись.

Настоящей вершиной творчества Чайковского стала опера «Пиковая дама» написанная им в 1890 году.

Чайковский так же писал музыку к балетам, самые известные его работы — это «Спящая красавица», написанная 1889 году, и, конечно знаменитый балет «Щелкунчик», написанный в 1892 году.

В 1891 году Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта».

В 1892 году Пётр Ильич купил дом в подмосковном городе Клин, где прожил свои последние годы. Сейчас этот дом является домом-музеем Чайковского.

Умер Пётр Ильич Чайковский 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге.

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.

После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».

В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.

В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.

После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.

В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».

С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге.

Первые уроки музыки Дмитрию давала мама, а уже в 1915 году начинается его серьезное музыкальное обучение с начала в Коммерческой гимназии Марии Шидловской и с 1916 года в частной школе И.А. Гляссера. К этому времени относятся его первые опыты сочинения музыки. В 1919 году поступает в Петроградскую консерваторию. После смерти отца в 1922 году Дмитрию приходится искать работу. Он подрабатывает пианистом в кинотеатре и продолжает обучение. В этот период большую помощь ему оказал директор консерватории А.К. Глазунов.

В 1923 году оканчивает консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году по классу композиции, но продолжает обучение в аспирантуре, совмещая с преподаванием. Дипломной работой стала Первая симфония, которая приносит Шостаковичу мировую известность. Первое исполнение симфонии за рубежом состоялось в 1927 году в Германии. В этом же году на Международном конкурсе пианистом имени Шопена получает почетную грамоту.

В 1936 году Сталин посещает оперу «Леди Макбет Мценского уезда», после чего в газете «Правда» выходит критическая статья «Сумбур вместо музыки». Ряд произведений композитора попадают под запрет, который будет отменен только в шестидесятых годах. Это подталкивает Шостаковича отказаться от оперного жанра. Выход Пятой симфонии композитора в 1937 году комментирует Сталин словами: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику».

С 1939 года Шостакович – профессор Ленинградской консерватории. Война застает Дмитрия Дмитриевича в Ленинграде, где он начинает писать Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Первое исполнение состоялось в Куйбышеве в 1942 году, а в августе того же года и в Ленинграде. За эту симфонию Шостакович получает Сталинскую премию. С 1943 году преподает в Москве.

В 1948 году выходит постановление Политбюро, в котором резкой критике подвергаются видные советские композиторы: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие. И как последствие, обвинение в профнепригодности и лишения званий профессора Ленинградской и Московской консерваторий. В этот период Шостакович “пишет в стол” музыкальную пьесу «Антиформалистический раек», в которой высмеивает Сталина и Жданова и постановление Политбюро. Пьеса впервые исполняется только в 1989 году в Вашингтоне.

Тем не менее Шостакович демонстрирует покорность власти и этим избегает более тяжких последствий. Пишет музыку к фильму «Молодая гвардия». И уже в 1949 году его даже выпускают в США в составе делегации в защиту мира, а в 1950 получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах». Но вот к преподавательской деятельности он возвращает только в 1961 году, занимаясь с несколькими аспирантами в Ленинградской консерватории.

Шостакович был трижды женат. С первой женой Ниной Васильевной он прожил до ее смерти в 1954 году. У них было двое детей Максим и Галина. Второй брак с Маргаритой Кайновой быстро распался. С третьей женой Ириной Антоновной Дмитрий Дмитриев прожил до своей смерти. Дети у него были только от первого брака.

Во многих европейских академиях и в США Шостакович был почетным членом (Королевская академия музыки Великобритании, Французская академия изящных искусств, Национальная академия США и другие).

Последние годы жизни Шостакович боролся с раком легких. Умер Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр Порфирьевич Бородин

Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.

Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно.

В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым. В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору.

Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

«Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер. Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальней» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики.

Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист.

Умер 27 февраля 1887 г. в Петербурге.

Заключение

Работа над проектом по музыке на тему «Страницы музыкального календаря» выполнена. Цель достигнута: календарь памятных дат оформлен. Задачи выполнены. Материал был использован как пробный вариант художественной работы в ходе урока «Музыка» для учащихся 6-х классов, этот же материал стал элементом художественного оформления при проведении внеклассного мероприятия среди учащихся 5-х классов «Музыкальные портреты Петербурга».

Список литературы

  1. «Музыкальный вернисаж» Ткачева Елена Евгеньевна. Издательский дом «Книжный мир», 2004

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Сергей Прокофьев — крупнейший художник-новатор огромного дарования, давно стал нашей национальной гордостью. Признано, что это один из самых исполняемых композиторов современности. Творчество Сергея Прокофьева получило широкое признание во всём мире.

Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Солнечная, словно заряженная жизненной энергией музыка Сергея Прокофьева дорога великому множеству людей и в этом надо, прежде всего, искать «секрет» её широчайшей популярности.

Сергей Прокофьев обогатил русское и мировое искусство выдающимися произведениями, проникнутыми глубокой человечностью, самобытностью, остротой образных характеристик, свежестью и оригинальностью средств музыкальной выражения.

В произведениях Прокофьева с первых же тактов ярко проявляется неповторимое своеобразие стиля гениального композитора: строгие очертания мелодии, их широкий распев, неразрывное интонационная связь с народными истоками; напор «стальных» ритмов, смелость гармонических сдвигов, неисчерпаемая фантазия в использовании темброво-оркестровых красок. 

Сергей Прокофьев создал множество произведений для фортепиано. Чудесной страницей творчества композитора стала музыка для детей и юношества. Мир детей и юношества, запечатлённый в музыкальных образах, окрашенных светлым колоритом — это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева. К этим фортепианным произведениям относятся: цикл  «Мимолётности», «Сказки старой бабушки», «Четыре пьесы» соч.32, альбом пьес «Детская музыка».

«Мимолётности»  представляет собой цикл из двадцати миниатюр  для фортепиано. Эпиграфом к циклу миниатюр Прокофьев взял две строки из стихотворения К. Бальмонта:

«В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой, радужной игры».

Пьесы цикла чередуются по контрасту: лирические с танцевально-скерцозными или взволнованно-драматическими. Сергея Прокофьева увлекла в «Мимолётностях» импрессионистическая идея – передать минутные впечатления, «игру мгновенья», мимолётное настроение. Лирическая направленность «Мимолётностей» приводит Прокофьева в дальнейшем к «Сказкам старой бабушки» и другим шедеврам его лирического дара.

«Сказки старой бабушки» – четыре пьесы для фортепиано, лирические  миниатюры, в которых сочетается сказочная  повествовательность с фантастикой. Русские мелодии  звучат в пьесах, в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Цикл написан в 1918 г. во время пребывания композитора в Америке. Может быть не случайно, находясь вдалеке от  Родины, он говорит с вдохновенной простотой и печалью о родимой стороне и это стало своеобразным проявлением  ностальгии.  Цикл  открывает элегический  эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стёрлись в её памяти, другие не сотрутся никогда». Все четыре «Сказки» выдержаны в темпе неторопливого рассказа. Этот цикл проникнут мягким лиризмом, теплотой и задушевностью. Национально — русское качество этих пьес является  одной из главных составляющих стиля композитора.

Цикл «Четыре пьесы» соч. 32 – Танец, Менуэт, Гавот и Вальс – относятся к числу лучших работ молодого Сергея Прокофьева. По обаянию мелодики, по остроумию и оригинальности мысли они близки его «Мимолётностям», «Сказкам старой бабушки» и «Детской музыке».

Альбом  «Детская музыка» двенадцать программных пьес для фортепиано очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом. Все они связаны с миром детских впечатлений. Есть среди них и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово – танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»), и фантастические  картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и, наконец, замечательные зарисовки  русской природы, летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц над лугами»).

Все  фортепианные произведения Прокофьева, написанные для детей и юношества очень контрастны между собой, в каждом произведении есть своя история, мечта, жизнь, в каждом звуке слышно воспевание русской природы и земли.

Музыка  Сергея Прокофьева разговаривает со слушателями, она может спросить их о чём-либо, навеять прекрасные воспоминания, подарить надежду, веру и любовь.

Как говорил сам Сергей Сергеевич Прокофьев: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её.

И действительно, Сергей Сергеевич Прокофьев служил народу, он создавал великие произведения для человека, он вёл за собой своей музыкой, давал надежду и защиту для народа, вёл человека к светлому будущему.

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Фортепианная музыка Сергея Прокофьева для детей и юношества

Меню сайта

  • Главная

  • Форум

  • ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / SACRED MUSIC

  • Правила добавления материалов

  • Для Вас, преподаватели

  • Учебные пособия

  • Джаз

  • Ноты. Партитуры. Либретто. Клавиры.

  • Полезные сайты

  • Описание сайта

  • Правила сайта

  • Гостевая книга

  • Портреты для материалов

  • Друзья и партнеры

  • Наша Почта

  • Правообладателям

  • Обратная связь

  • Памятные даты

  • Наши баннеры

  • Тональность

  • Фонотрон

  • Поддержка сайта

~~~

Категории раздела

Аудио
[2446]

Скачать аудиозаписи

Аудио+Видео
[37]

Скачать аудио + видео

Видео
[3692]

Скачать видеозаписи

Новости
[35]

Объявления

Другое измерение: НОВОЕ

[2021 Дек 25] [Документальное кино]
Клавесин. 2018 (0)
[2021 Дек 24] [Документальное кино]
Клавесинное искусств… (0)
[2021 Дек 24] [Кино]
Мария Терезия. Женщи… (1)
[2021 Дек 09] [Документальное кино]
Пьяцолла. Истории в … (0)
[2021 Дек 01] [Видео]
«Camerata taurica». … (0)

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

[2021 Авг 20]
Jacob Obrecht /… (0)
[2021 Май 13]
Словари и песно… (0)
[2021 Фев 16]
Кьяра Маргарита… (2)
[2021 Фев 01]
Жуан Домингуш Б… (0)
[2020 Дек 18]
Людвиг ван Бетх… (0)

ДЖАЗ

[2021 Дек 29] [видео]
Джаз от народных арт… (0)
[2021 Сен 30] [видео]
Георгий Гаранян: Про… (0)
[2021 Сен 05] [видео]
Bobby McFerrin and G… (0)
[2021 Июл 27] [видео]
Советский джаз. Сдел… (0)
[2021 Июн 02] [видео]
Рэй Чарльз. Концерт … (0)

Ноты. Партитуры.

[2021 Ноя 04] [Партитура]
Ынсук Чин — Алиса в … (0)
[2019 Сен 07] [Клавир]
Лысенко Н.В. Гулак-А… (0)
[2019 Сен 07] [Клавир]
Оперы и балеты русск… (4)
[2019 Сен 07] [Клавир]
Оперы и балеты заруб… (1)
[2019 Май 26] [Клавир]
Верди. Клавиры опер (0)

Календарь

«  Декабрь 2021  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Архив записей

Главная » Архив материалов


« 1 2 18 19 20 21 22 414 415 »

Валентин Сильвестров: Диалоги / Valentin Silvestrov: Dialogs. 2008

s01700272

Категория: Видео |
Просмотров: 681 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 12
| Комментарии (0)

Георгий Свиридов. Время вперёд! 2015

s60405321

Россия. 2015

Категория: Видео |
Просмотров: 746 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 11
| Комментарии (0)

Галина Уланова. Избранники. 2001

s96009600

Из цикла документальных телепередач «Избранники. Россия. Век XX»

Категория: Видео |
Просмотров: 662 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 10
| Комментарии (0)

Штраус. Король вальса. 2004

s47612201

Документальный. BBC MMV

Категория: Видео |
Просмотров: 934 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 09
| Комментарии (0)

Вольфганг Амадей Моцарт — Дон Жуан / Wolfgang Amadeus Mozart — Don Giovanni (2021)

s85698908

Salzburg Festival, 7/VIII-2021

Категория: Видео |
Просмотров: 1022 | Добавил(а): Жанна |
Дата: 2021 Авг 08
| Комментарии (2)

Арам Хачатурян и Нина Макарова. Больше, чем любовь. 2007

s13192087

Из цикла телепередач ГТРК «Культура»

Категория: Видео |
Просмотров: 763 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 08
| Комментарии (0)

В. Губаренко. Камерная симфония №2 для скрипки с оркестром. 2006

s46209801

Киев. ДТРК «Культура»

Категория: Видео |
Просмотров: 915 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 07
| Комментарии (0)

Малер и Брукнер (Кристиан Тилеман и Элина Гаранча) / Mahler and Bruckner (Christian Thielemann and Elīna Garanča) 2021

s07184181

Salzburg Festival, 3/VIII-2021

Категория: Видео |
Просмотров: 1009 | Добавил(а): Жанна |
Дата: 2021 Авг 07
| Комментарии (0)

Леся Дычко / Леся Дичко. Юбилейный авторский вечер (ч.ч. 1,2,3). 2005

s71353043

Киев. ДТРК «Культура»

Категория: Видео |
Просмотров: 861 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 05
| Комментарии (0)

И.С. Бах. Соната для виолончели и клавира (BWV 1029)

s61309289

Укртелефильм

Категория: Видео |
Просмотров: 1055 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 04
| Комментарии (0)

Е. Станкович. Камерная симфония № 8 для голоса, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных инструментов. 2006. Киев

s86195843

Государственный камерный ансамбль «Киевские солисты». ДТРК «Культура»

Категория: Видео |
Просмотров: 995 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 03
| Комментарии (0)

Модест Мусоргский — Картинки с выставки (Буниатишвили) / Modest Mussorgsky — Pictures at an Exhibition (Buniatishvili)

s09499912

International Center of Culture and Arts (October Palace) (Kiev, Ukraine), 2015

Категория: Видео |
Просмотров: 1045 | Добавил(а): Жанна |
Дата: 2021 Авг 03
| Комментарии (2)

Е. Станкович. Камерная симфония №3. 2006. Киев

s41008394

Государственный камерный ансамбль «Киевские
солисты». ДТРК «Культура»

Категория: Видео |
Просмотров: 1029 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 02
| Комментарии (0)

С.С.Прокофьев. «Ромео и Джульетта». 1995

s06566237

Балет. Opera National de Paris

Хореография Рудольфа Нуреева

Категория: Видео |
Просмотров: 1696 | Добавил(а): Elena1951 |
Дата: 2021 Авг 01
| Комментарии (4)

К 80-летию Риккардо Мути: Шуман, Брамс, Штраус (2021)

s60827991

Milano, 2021

Категория: Видео |
Просмотров: 1080 | Добавил(а): Жанна |
Дата: 2021 Авг 01
| Комментарии (2)

1-15 16-30 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 6196-6210 6211-6212

Перейти на страницу:

Важное

Прокофьев сказки старой бабушки ноты для фортепиано

Прокофьев сказки старой бабушки ноты для фортепиано

Онлайн радио #radiobells_script_hash

Профиль

Среда 2021 Дек 29
21:02


Ваш IP: 77.246.156.39

noava

Старая форма входа

Обновления форума

1. Воробкевич С. Невига…

(0)

2. СТОЛ ЗАКАЗОВ

(193)

3. В. Сильвестров

(0)

4. Лисенко. Сила тяжінн…

(0)

5. Лисенко М.В. Оплески

(0)

6. Глінка М.І. 2004

(0)

7. Лисенко М.В. Музичні…

(0)

Яндекс / Гугл-поиск

Поиск

по заголовкам

по всему сайту

Наша кнопка

Прокофьев сказки старой бабушки ноты для фортепиано


Поиск нот

Скачать бесплатно ноты, табы, минусовки, тексты песен, mp3

Поиск бесплатных нот, табов, минусовок, текстов песен и mp3


Набор нот от нашего участника

Друзья и партнеры

Прокофьев сказки старой бабушки ноты для фортепиано

  • Сайт музыкальных педагогов
  • OrpheusMusic.Ru — Все о музыке на одном портале
  • Оперные и балетные либретто
  • Юрий Корчинский
  • Сайт посвященный Саверио Меркаданте

  • Прокофьева сказка про башмачки текст
  • Прокрустово ложе как пишется
  • Прокофьева сказка о ленивой девочке маше
  • Прокопия ивановича привезли в больницу глубокой ночью его провожала жена сочинение
  • Прокофия ивановича привезли в больницу глубокой ночью сочинение