Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке с.с. прокофьева петя и волк тип урока: изучение нового материала.задачи урока: познакомить с инструментами

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока: 

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  
  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Оборудование: 

  • мультимедийное оборудование;
  • стенд с афишами;
  • баян, фортепиано;
  • компьютерные программы  (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
  • плакат «Симфонический оркестр»;
  • карточки с названиями музыкальных инструментов;
  • презентация урока;
  • игра «Узнай музыкальный инструмент»;
  • тесты;
  • ответы к тестам;
  • В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).

Методы: 

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • метод контрастного сопоставления;
  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приложение 1Слайд 1

Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний 

Учитель: Музыку какого композитора сейчас прозвучала?

Дети: Музыка русского композитора С.С.Прокофьева.

Приложение 1. Слайд 1

На экране – портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет. 

Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка»  дети вывешивают на стенд с афишами.

3. Содержание и организация учебного занятия

У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».

Слайд 1  (На экране – название сказки)

Приложение 1 Слайд 2

У:  Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение 1. Слайд 3

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Приложение 1. Слайд 4

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1. Слайд 5

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1. Слайд 6

У:  Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Даша П.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил М.: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Никита Ш.:  «Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).
У:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

 Приложение 1. Слайд 7

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический  оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Приложение 1. Слайд 8

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Приложение 1. Слайд 9

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.  На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».

 Приложение 1. Слайд 10

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1. Слайды  11, 12

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У:  Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
У: К какой группе инструментов относится флейта?
Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».

Приложение 1. Слайды   13, 14

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Приложение 1. Слайды  15, 16  (Проверка ответов: на экране – Кошка).

Приложение 1. Слайд 17

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.

Приложение 1. Слайд 18

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1. Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).

Приложение 1. Слайд  21

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

4. Повторение

Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Тестирование

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа в парах).

Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка: ответы к тестам).

Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.

6. Итог урока.

Приложение 1. Слайд 23

Приложение 1. Слайд 24

На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Д: Волк, Охотники.

Приложение 1. Слайд 25

На экране остаются  Волк, Охотники.

У: На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

7. Домашнее задание

Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕСКИЙ САД                                            « СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»  СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ  СУРГУТСТКОГО РАЙОНА  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  ХМАО—ЮГА.

 Волшебные звуки музыки П.И. Чайковского

Конспект тематического занятия для детей старшей группы  

Подготовила музыкальный руководитель- 1 категории  Китова Елена Алексеевна.

Конспект тематического занятия по слушанию музыки в  старшей группе.

« Волшебные звуки музыки Петра Ильича Чайковского».

Цели занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи.

Обучающие.

  • учить детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, темп)
  • учить игре на детских музыкальных инструментах, вовремя вступать после музыкального вступления; точно выполнять ритмический рисунок
  • учить различать музыкальные жанры, расширять словарный запас.
  • активизировать действия детей в музыкально – игровой и танцевальной   деятельности.

Развивающие.          

  •  развивать координацию движений в соответствии с музыкой;
  • развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  • развивать чувство ритма через музыкально-двигательные упражнения;
  • активизировать воображение детей через слушание музыкальных произведений;

Воспитывающие.

  • воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки. 
  • воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.

Планируемые результаты.

• Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Развитие воображения путем восприятия музыки.

• Развитие чувства ритма, звуковысотного и ладотонального слуха.

• Развитие творческого воображения посредством музыкально-ритмических движений.

• Привитие любви к музыке и литературе.

• Установление дружеской взаимосвязи (МР – дети);

• Создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия. 

Тип занятия.

 Игровой.

Методы обучения: 

Беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование. 

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, ноутбук  с аудиозаписями, микшерный пульт, фортепиано.

Ход занятия.  

Заставка ( слайд 1).

Раздел музыкально- ритмические упражнения.

Под музыку « Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, дети заходят в зал.

 Проходят по кругу маршевым шагом.  Останавливаются на месте, с окончанием музыки.

Музыкальный руководитель.

 Здравствуйте  дети,  скажите пожалуйста, вам знакомо  произведение, которое сейчас прозвучало?.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель .

 Вопросы:

  • Какая звучала музыка? Какой характер?
  • Какой жанр музык вы услышали ( марш ,песня или  танец)?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель.

 Почему вы думаете, что звучал марш?

Ответы детей.
Музыкальный руководитель.

Правильно, мы маршировали под эту музыку. Поэтому звучал марш. Но марши бывают разные, военные, эстрадные, и детские -как этот. А кто  скажет, кто написал это произведение? Писатель, художник, или  композитор?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель.

Конечно ,только  композитор  пишет музыку, а писатель пишет рассказы  и сказки, которые мы с вами  читаем.  А зовут этого великого композитора?

Ответы детей.
Муз. Руководитель. ( слайд 2)

 Правильно.Петр Ильич Чайковский. И сегодня мы с вами продолжим знакомство с его прекрасной музыкой, совершим с вами удивительное путешествие в музыкальную страну и встретимся с новыми героями  его  музыкального альбома, но сначала мы расскажем о нём.

Музыкальный руководитель.

Жил Чайковский композитор.

Много пьес он сочинил.

Сочинял он и для взрослых,

Но детей не позабыл.

И про утро, и про куклу,

Польку, вальс, мазурку, хор,

Про лошадку и про маму.

Мы их любим до сих пор! ( слайд 3).

Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в городе Воткинске 7мая 1840 года.

Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.

 Она умела красиво петь и играть на пианино.

В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра. У детей была немецкая воспитательница Фанни.  ( Слайд 4).

 Она говорила, что Петю любили все, потому что чувствовали, как он любил всех, и был очень добрым, дружил с феей музыки. Давайте и мы сегодня с вами пригласим к нам фею Музыки.

Музыкальный руководитель.( Слайд 5).

Фея Музыки, явись,

Чтоб с тобой мы унеслись

Ты возьми нас всех с собой,

Детский нам Альбом открой!

Появляется Фея( Слайд 6)

 Здравствуйте мои друзья! На ваш зов прилетела я!

Чтоб в мир музыки попасть , нужно вам музыкальную загадку отгадать.

Слушайте внимательно.

Дом пустой, голос густой.

Дробь отбивает ,ребят созывает.

Ответ детей:

Барабан. ( слайд7)

Фея музыки.

Желаю вам приятного путешествия по страницам  Детского альбома. ( Слайд8)

Музыкальный руководитель. ( раздаются звуки барабанной дроби)

 Слышите, как стучат барабаны! Они разговаривают между собой.

Давайте и мы свами простучим как барабаны.  ( слайд 9).

Раздел:

упражнение для развития ритма.

Упражнение. « Бам , бам барабан».

Дети стучат кулачками на слог, бам, бам.

Текст.

Бам бам ,бам бам бам,

Мы стучим как барабан.

Музыкальный  руководитель.

Как вы думаете, что можно делать под бой барабанов?

Дети (шагать)

Правильно, шагать или маршировать.

Музыкальный руководитель. ( слайд 10).

У Чайковского был племянник Володя, которого он учил музыке. Мальчик любил играть в деревянных солдатиков, и Чайковский сочинил для него «Марш деревянных солдатиков». ( слайд 11  ,12).

Давайте  мы с вами украсим музыку марша звучанием музыкальных инструментов.

И вспомним с вами, что такое симфонический оркестр. (показ слайдов) ( 13 ,14,15)

Вопросы к слайдам.

Что такое оркестр? ( Слайд 13,14)

Кто главный в нем ?  ( Слайд15)

Ответ.(дирижер).

Какие  инструменты входят в оркестр?( скрипки, барабаны, духовые инструменты).

Ответы детей .

Музыкальный руководитель.

Мы  на прошлом занятии  знакомились с какими инструментами, кто помнит ?

Ответ детей. ( ударными).

Муз рук. Правильно. Давайте мы свами вспомним, какие это инструменты.

( показ слайдов 16)

Раздел игра на музыкальных инструментах.

Застучали барабаны, ( слайд17)

И трубы раздался звон.

Марш солдатов  деревянных

Зазвучал со всех сторон.

Звучит марш « Деревянных солдатиков».

Дети на слог  та ..та.., исполняют партию в музыкальном оркестре.

Оркестр: бубны, треугольники, тарелки, маракасы.

Музыкальный руководитель.

Какой замечательный оркестр у нас с вами получился. Все очень старались и слушали друг друга.

Раздел.

Слушание.  

Музыкальный  руководитель.

 Сегодня мы с вами будем знакомиться  с новым музыкальным произведение, из детского альбома П. И Чайковского. Называется оно…давайте послушаем ,может вы сами услышите название в музыке.?

Вопросы:

Что  услышали в музыке?

О чем музыка рассказала?

Что можно делать под эту музыку?

Ответы детей.( скакать на лошадке).

Муз рук. Вам сама музыка рассказала ,как стучат  копытца у лошадки .

Давайте и мы с вами изобразим, как можно скакать на лошадке. ( слайд18).

Раздел

Музыкально – ритмические упражнения.

Дети выполняют под музыку прямой галоп( нога ногу догоняет, цокают языком).

Раздел ( слайд19)

— танцевальное творчество.

Дети, угадайте эту музыку из Детского альбома. Звучит полька

Как вы думаете, кто танцует эту польку?

Дети (игрушки,)   ( Слайд20)

Давайте и мы с вами превратимся в игрушек.

Девочки у нас будут куколки,  это высокие звуки, мальчики –мишки, волки, слоники, петрушки-это низкие звуки.

Раздел – музыкальное  творчество.

 Музыкальный руководитель.( берет куклу в руки)

 В детском альбоме П.И. Чайковского есть история куклы. ( Слайд 21)

У одной девочки заболела любимая кукла, и Чайковский сочинил музыку «Болезнь куклы». Девочка сидит у кроватки своей куклы, и слышно, как капают её слёзы.

Тише, тише, тишина:

Кукла бедная больна.

Дайте, что ей нравится,

И она поправится.

Звучит  пьеса из альбома П.И.Чайковского  «Болезнь куклы»

Музыкальный руководитель.

Вопросы детям:

1 Что вы услышали в этом произведении, о чем вам рассказала музыка?

2 Радостная или печальная?

Давайте мы с вами нашу куклу пожалеем и покачаем, вот так ( плавные движения руками).

Может нашей кукле станет легче, и она поправиться. ( слайд22).

Музыкальный руководитель.

Чайковский любил сочинять музыку к сказкам, поэтому в его альбоме и появились  такие произведения как  «Сладкая греза»,  « Баба Яга».

Раздел –музыкально – игровая деятельность.

Звучит музыка «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Я знаю, что это произведение вы очень любите, даже рисунки рисуете, так оно вам понравилось, а называется оно ..

Дети: «Баба Яга». (  слайд 23)

В зал влетает  Баба яга.

Баба яга .Ох и злющая  я! Заберу всех я.

Проводиться игра « Баба  Яга».

Дети встают в круг поют дразнилку ,идут по кругу.

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала ножку сломала,

Села в ступку полетела, УУУУУУ!!!!!

На начало второй фразы разбегаются чтобы , Яга их не поймала.

В конце игры, убегает, из зала.

Музыкальный руководитель.  ( слайд23).

Вот и закончилось  сегодня  наше путешествие по стране волшебных звуков великого композитора Петра Ильича Чайковского ,но мы с его альбомом  будем знакомиться еще на других занятия, слушать новые произведения и путешествовать по миру музыки. Давайте вспомним с каким новым произведением мы сегодня познакомились .

Ответы детей.(игра в лошадки).

Музыкальный руководитель.

На сегодня наш альбом закрывается.

Ой, посмотрите, какой- то странный предмет оставила нам Баба Яга.

Находит сундучок ,в нем сладкие угощения для детей.

Муз. руководитель. Действительно  музыка не перестает нас удивлять.

Музыкальная гостиная «Удивительный мир сказки в творчестве С.С.Прокофьева»

Цель: Познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Сергея Прокофьева.

Задачи:

обучающие: познакомить с особенностями творчества С.Прокофьева; формирование знаний о творчестве С. С. Прокофьева и его музыкальном наследии;.

развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; развивать интонационный опыт учащихся; сопоставлять интонационное звучание  разных музыкальных инструментов;

воспитывающие: воспитывать культуру слушания симфонической музыки; формирование интереса к творчеству и к музыке С. С. Прокофьева.

 Вход под музыку из симфонической сказки «Петя и волк».

Музыкальное приветствие.
М.Р. Знакома ли вам музыка под которую вы вошли?
Ответы детей: Тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк».
М.Р: Для чего Прокофьев написал эту сказку?
Ответы детей: чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
М.Р: Давайте вспомним темы героев сказки и назовём инструменты симфонического оркестра, которые исполняют эти темы.
Ответы детей.
М.Р: Какие вы сказки знаете?
Ответы детей.
М.Р: За что мы любим с вами сказки?
Ответы детей.                                                                                                                                        
М.Р :Мы любим сказки за то, что в них много чудесного, удивительного и необыкновенного. Но!.. Какие бы приключения не происходили с героями сказок, почти всегда всё заканчивается  благополучно. Добро побеждает зло.
Сегодня мы познакомимся со сказочной музыкой С.Прокофьева. Через всё творчество композитора проходит «сказочная линия». Прокофьев – увлекательный сказочник. Любовь к сказке объясняется тем, что до конца своих дней он сохранил юную свежесть восприятия музыки, способность радоваться чуду жизни.

СЛАЙД 1. М.Р :Познакомимся с балетом «Золушка», который написан на сюжет сказки Ш.Перро. Что такое балет?

Ответы детей.(Балет – музыкальный спектакль, в котором драматическое действие передаётся средствами танца (хореографии)).

М.Р :Давайте вспомним, какой была Золушка в сказке?

Ответы детей: (Добрая, трудолюбивая, заботливая, скромная)

М.Р :Какой самый яркий эпизод в сказке можно выделить?

Ответы детей.( Когда Золушка попадает на бал)

СЛАЙД 2  Звучит «Вальс» из 2 действия (до боя часов)

М.Р :Какой же танец танцевала Золушка? Какой он по характеру и настроению?

Ответы детей. (Вальс – не быстрый, немного печальный, плавный)

М.Р :Мечта Золушки сбылась – она на балу танцует с принцем. Её чувства очень точно передаёт музыка вальса.
СЛАЙД 3 Звучит Вальс и Полночь.

М.Р :Что случилось с музыкой? Что изображает музыка?

Ответы детей.

М.Р :Музыкальная тема часов вторгается в вихрь вальса. Властные, призывные звуки валторны напоминают голос, предупреждающий о том, что отпущенное Золушке время кончается. Часы начинают бить. С каждым ударом их «сползающие звуки становятся всё более громкими, страшными и зловещими. После двенадцатого удара волшебство кончилось.

СЛАЙД 4
М.Р :
— А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажут  веселую,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Чем птичка просвищет нам? Флейтой,

Закрякает уткой…гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой.

О какой сказке ?

Ответы детей.
М.Р :Правильно о симфонической сказке «Петя и волк». Эта сказка любима всеми в мире и взрослыми и детьми. На гастролях с оркестром в Америке С.С. Прокофьев познакомился с Уолтом Диснеем. Дисней был настолько потрясен сказкой, что создал мультфильм. Но не один мультфильм был отснят по сказке. У нас в России создали два мультипликационных фильма: один рисованный, другой кукольный. По сей день мультипликаторы вдохновляются сказкой «Петя и волк». Так анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году был удостоен премии «Оскар».
Я предлагаю, и вам сегодня восхитится удивительным сочетанием мультипликации и симфонической музыки.

5 Просмотр мультипликационного фильма.

Ведущий. Если вы были  внимательны, то легко сможете ответить на мои музыкальные загадки. Сейчас прозвучит музыкальные фрагменты, ваша задача их узнать.
Игра УГАДАЙКА

М.Р : Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Ответы детей

М.Р :А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Муз. руководитель. Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

Какая музыка, прозвучавшая сегодня, больше всего вам понравилась и запомнилась?

Ответы детей.

До свидания!

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Сергей Прокофьев «Петя и волк»Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.

Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки

Пионер Петя группа струнных инструментов
Птичка флейта
Утка гобой
Кошка кларнет
Дедушка фагот
Волк валторны
Охотники большой барабан и литавры

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.

Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.

Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

Продолжительность сказки
30 мин.

Прокофьев «Петя и волк» содержание Прокофьев «Петя и волк» краткое содержание 

175 176

Интересные факты

  • Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
  • Прокофьев настрочил текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки у него было написано так:

«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

  • Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
  • Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».

Уолт Дисней

  • Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
  • Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
  • Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.

История создания музыкальной сказки «Петя и волк»

Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.

Сергей Прокофьев

В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».

Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична была очень сильно взволнована и даже растеряна, однако спустя время между ними завязались крепкие дружеские отношения.

Наталья Ильинична Сац

Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.

В процессе работы над произведением Прокофьев и Сац настолько сблизились, что даже перешли на ты, но вот однажды Сергей Сергеевич сильно рассердился на Наталью Ильиничну. Дело в том, что Сац немного переусердствовала и, чтобы усилить темпы работы, поручила молодой поэтессе литературно осмыслить обдуманный материал. Девушка, преклоняясь перед талантом известного композитора, сочиняя ночью и днём, вскоре принесла свои наработки Прокофьеву. Прочитав плоды её творчества, Сергей Сергеевич так прогневался, что изрядно попало не только поэтессе, но и Наталье Ильиничне. Несмотря на недовольство композитора, обсуждение будущего произведения активно продолжалась пока Прокофьев не сказал: «Хватит теперь я сам». После того как Сергей Сергеевич произнёс эти слова прошло несколько дней. Сац с нетерпением ожидала вестей от композитора. И вот, наконец, желанный телефонный звонок и разговор, в котором Прокофьев сообщил, что сказка закончена и ждёт дальнейшего распоряжения. Через неделю после завершения работы над партитурой началась подготовка к премьерному показу, который по стечению различных обстоятельств прошёл в Московской филармонии. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич. Возможно потому, что симфоническая сказка была рассчитана не на взрослую, а на детскую аудиторию ожидаемой зрительской реакции на сочинение не последовало. Однако когда «Петю и волка» — так было названо произведение, впервые в рамках фестиваля советского искусства представили в Центральном детском театре, успех был ошеломительным. Этот показ, на котором присутствовали иностранные гости из разных стран, состоялся 5 мая 1936 года.

Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкПрокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

духовой джазовый

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкОвал 37» />

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкПрокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Овал 41» />

Овал 40» />

Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкПрокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Петя – струнные инструменты

б) Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкПрокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Птичка — флейта

в) Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волкПрокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

  • Прокофьев сказка о жадном мальчике
  • Прокопьевск по английски как пишется
  • Прокомментируйте каждый пример из ученических сочинений с точки зрения содержащихся в них ошибок
  • Проконсультировать как пишется правильно
  • Прокомментируйте поведение героев в рассказе м шолохова алешкино сердце выразите свое отношение