Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru
Связанные страницы:
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как путешествия могут изменить человека? тема №101 3 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.
Посмотреть аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», а также вы можете посмотреть темы итогового сочинения 2021-2022.
Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему как путешествия могут изменить человека?
В жизни человека может быть много путешествий. Больших и маленьких, интересных и утомительных, лёгких и сложных. Есть мнение что из путешествия люди возвращаются не такими, какими были раньше. Действительно ли путешествие меняет человека?
Однозначно ответить нельзя, так как как человеком преследуются разные цели. Путешествие обогащает личность, делает разносторонней, оставляет в памяти приятные воспоминания, расширяет кругозор, даёт возможность познакомиться с новой культурой.
Странствия открывают новые имена и тайны, меняют отношение к жизни. Попробую в этом разобраться. Литература прославилась немалым количеством произведений, в которых герои путешествовали, познавая мир, меняя свои взгляды и совершенствуясь. Например, в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» главный герой путешествует от одной планеты к другой. Во время странствий он знакомится с жителями этих планет, их привычками, укладом жизни, системой ценностей. Все они очень разные и вместе помогают понять принцу важное. Например, то, что самого главного невозможно увидеть глазами. Более того, он приобрёл важный опыт и понимание истинных ценностей, освоил важность заботы в своём доме и о тех, кто ему доверился. Каждый из жителей планет — иллюстратор к определённому восприятию смысла жизни. Так лис научил его дружить. Чтобы подружиться, нужно создать узы, нести ответственность за отношения. Мальчик понял, что не хочет, как пьяница, находиться в плену своей страсти и в тоже время страдать от неё. Маленький принц освоил много полезных вещей и изменил своё отношение к жизни. В произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» главный герой также отправляется в путешествие. Он знакомится с истинным положением народа, наблюдает вседозволенность помещиков и чиновников. Конечно, для героя это встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Жители деревни рассказывают, что шесть дней круглосуточно и без отдыха работают на барщине и только седьмой посвящают себе и своей большой семье.
Плачевное состояние дорог, городских построек, рассказы местных наводят повествователя на размышления о корыстолюбии, вреде чинопочитания, причинах пьянства. Путешествие преображает личность рассказчика, открывает ему глаза на беззаконие, порождённое крепостным правом. Главным героем овладевает внутреннее негодование, огорчение и ужас.
Таким образом, путешествия играют важную роль в жизни человека, помогают понять её смысл, увидеть то, что может изменить его мировоззрение, дают понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям. Путешествия — это уникальная возможность познать себя и открыть новые грани окружающего мира.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №2
Мир полон приключений и интересных памятников культуры. Путешествовать любят многие люди. Это закономерно, ведь хочется отдыхать, узнавать новое в культуре народов, стран. Но может ли путешествие изменить мировоззрение человека, повлиять на его мысли? Для ответа на данный вопрос стоит рассмотреть некоторые тезисы.
Путешествие – способ расширить представления о жизни. Это мнение находит подтверждение в русской литературе.
Стоит вспомнить повесть «Очарованный странник», которую написал Н.С. Лесков. В неё герой по фамилии Флягин много путешествует по стране. Он был в разных землях, видел жизнь кочевых татар, познакомился с их обычаями. В сцене, когда Иван Флягин видит соревнование татар, он решает сам попробовать себя и свои силы в непростом «задании». Он садится напротив татарина, и они бьют друг друга кнутами. Победителем стал Флягин. Он оказался у татар, где ещё лучше узнал их позицию. С ней он был не согласен, т.к. имел свои взгляды на жизнь. Однако Иван научился у татар тому, что нужно ценить свою землю и своих людей, чтить традиции. Также Флягин осознал мысль о том, что важно уважать других людей. Иван изменил мировоззрение, потому что он попадал в разные ситуации. И они были возможны благодаря путешествиям, в которых был герой повести. Оставался бы он на одном месте, то вряд ли смог бы расширить свои взгляды и осознать многие важные для честной жизни истины.
Как видно, путешествие позволяет увидеть обычаи других народов, что способствует осознанию многих вещей. Включая и любовь к своей земле. Путешествие способно не просто повлиять на взгляды человека, но и может научить его разбираться в людях.
Примером написанному выше служит роман «Мёртвые души», который нередко величают поэмой в прозе за красоту и величие описания русской природы. Николай Гоголь сумел показать глазами пройдохи Чичикова Русь. Герой путешествует. Он оценивает характеры и нравы. Города и поместья помещиков всегда отличаются друг от друга, потому что имеют свой темп жизни, свои условия проживания. И всё это влияет на характеры людей. Чичиков учится находить подходы к разным людям. И в этом плане ему помогают путешествия. Павел Чичиков изучает характеры. Он интересуется ситуациями, происходящими во владениях помещиков. Чичиков хитёр, но он постоянно узнает новое, потому что человек – существо уникальное, которое можно годами изучать, так и не поняв полностью его природу и ход неординарных мыслей. Чичиков также оценивает местность. Он начинает многое понимать в поведении людей, анализируя их места проживания. При этом Павел открывает для себя красоту природы. И это важный момент, который помогает ему отдыхать от дел.
Путешествия помогут любому человеку увидеть много нового, научиться разгадывать характеры людей.
Завершая свои мысли, напишу вывод. Мировоззрение человека может поменяться, если он будет много путешествовать. Новые люди, обычаи, другая обстановка – всё это накладывает печать перемен на людей. Путешествия вдохновляют, позволяют видеть то, что раньше осталось незамеченным людьми.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №3
Путешествия меняют мировоззрение человека — это факт, который известен с давних пор. Веками люди отправлялись в дорогу, чтобы набраться ума и опыта, узнать много нового и интересного. В пути мы находим себя и новые пути реализации того, что в себе открыли. Подтверждение этому мы находим в литературных произведениях.
Изменения в характере путешественника мы можем наблюдать в диалектике души Ивана Флягина, героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Персонаж всю жизнь провел в странствиях и извлек много полезного из своих приключений. Сделать это ему помогла феноменальная открытость. Он охотно общался с людьми и был восприимчив к их мудрости. Это и помогло ему усвоить уроки, данные ему дорогой. Он изучал традиции и характеры окружающих, мотал на ус поучительные эпизоды и делал выводы. Несмотря на то, что образования Иван не имел, он стал зрелым и умным собеседником, знающим жизнь не понаслышке. Он побывал и среди татар, и в средней полосе России, и на Кавказе, и в столице. Его богатый опыт был интересен слушателям. Благодаря ему Иван стал хорошим проповедником и состоялся на духовном поприще. В путешествии он приобрел такие качества характера, как открытость, терпимость, любознательность.
Метаморфозы характера путешественника мы видим и в образе Макара Чудры, героя одноименного рассказа М. Горького. Он отличается внимательностью, любознательностью и нестандартным мышлением. Его взор проникает в суть вещей. Так, он вовсе не завидует тем, кто ведет оседлый образ жизни. Макар утверждает, что они — рабы своей земли, собственность своей собственности. Они зависимы от зоны комфорта и привязаны к ней так, будто ею ограничивается весь мир. В этом их главная ошибка. Они сознательно лишают себя шанса узнать о том, что происходит вокруг, поэтому в их судьбе ничего не меняется. Они не знают о новых возможностях и перспективах. Совсем по-другому живет Макар. Он счастлив и свободен, ведь странствует по свету и узнает новую информацию каждый день. Это помогло ему стать мудрее. Каждый его день — это открытие, а не рабское преклонение перед материальными ценностями.
Таким образом, путешествия могут изменить человека в лучшую сторону. Он приобретает в дороге опыт и уникальные знания, которые развивают его личность. Те, кто повидал мир, отличаются высоким уровнем эрудиции и многочисленными навыками адаптации в иных условиях.
Аргументы для сочинения:
А. Грин в повести «Алые паруса» описал жизнь Артура Грэя — юноши, который предпочел морское дело дипломатической службе. Артур ушел в море юнгой, многому научился и со временем стал капитаном своего собственного судна. Читатель становится свидетелем эволюции его характера. Инфантильный мечтатель, рожденный с серебряной ложкой во рту, превращается в сильного мужчину, который сам может себя обеспечить. Если бы Артур остался под родительским крылом, его мир был бы ограничен поместьем и бытом аристократа с его условностями и рамками. А в море он увидел многое и освободился от предрассудков своей среды. Поэтому он не увидел ничего плохого в союзе с обычной девушкой из Каперны. Богатый дворянин избрал дочь бедного моряка себе в спутницы. Кроме того, мы видим и необыкновенную мудрость героя: он научился делать чудеса своими руками. Высокий уровень развития Артура — это следствие его кочевого образа жизни.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Лучший список литературных произведений для подготовки к итоговому декабрьскому сочинению 2021-2022 учебного года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022.
Ссылка для скачивания списка литературы: скачать
Аргументы к направлениям:
- Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
- Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- 1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- 2. А. Камю «Посторонний»
- 3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- 4. А. Островский «Гроза»
- 5. А.А. Ахматова «Реквием»
- 6. А.А. Блок «Двенадцать»
- 7. А.В. Иванов «Тобол»
- 8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- 9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- 10. А.И. Солженицын «В круге первом»
- 11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- 12. А.Н. Островский «Гроза»
- 13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- 14. А.Н. Толстой «Петр I»
- 15. А.П. Платонов «Чевенгур»
- 16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
- 17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- 18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
- 20. А.С. Пушкин «Памятник»
- 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- 22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- 26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- 27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- 28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- 29. В. Быков «Обелиск».
- 30. В. Гюго «Отверженные»
- 31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- 32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- 33. В.А. Каверин «Два капитана»
- 34. В.А. Каверин «Открытая книга»
- 35. В.А. Чивилихин «Память»
- 36. В.В. Быков «Обелиск»
- 37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- 38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- 39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- 40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- 41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- 42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- 43. В.П. Катаев «Трава забвения»
- 44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- 45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- 46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- 47. Ги де Мопассан «Пышка»
- 48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
- 52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
- 53. Дж. Оруэлл «1984»
- 54. И. Стоун «Жажда жизни»
- 55. И. Тургенев «Муму»
- 56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- 57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- 58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- 59. К. Булычев «Город без памяти»
- 60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
- 61. Л. Андреева «Предстояла кража»
- 62. Л. Лоури «Дающий»
- 63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- 64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- 65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
- 66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- 67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- 68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- 69. М.А. Шолохов «Родинка»
- 70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- 71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- 72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- 73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- 74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к литературе позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Примерные темы:
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе Рособрнадзора.
Как отмечается в сообщении, дополнительные даты — 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение в 11-м классе — это допуск к участию в едином государственном экзамене. Ученики с ограниченными возможностями здоровья вправе написать изложение вместо сочинения.
Какие темы будут на итоговом сочинении 1 декабря 2021 года
В конце августа министр просвещения Сергей Кравцов объявил пять тем для письменной работы:
1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»,
2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»,
3. «Преступление и наказание — вечная тема»,
4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»,
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Во время проведения письменной работы обучающимся запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио-и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
В прошлом году итоговое сочинение (изложение) началось в 10:00 по местному времени и продолжалось три часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания увеличили на полтора часа. Рекомендуемый объем сочинения составлял не менее 350 слов, изложения — не менее 200 слов.
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Читать еще…
источник