Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.
Основная информация
Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.
Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.
В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.
Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.
Тематические направления
В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:
Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.
Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.
Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению можно искать в:
- дорожных приключениях литературных героев;
- тематике дорог в разных видах искусства;
- дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
- путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
- личном опыте путешествий.
Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.
Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:
Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.
Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:
- экологические проблемы человечества;
- технологические инновации и их опасность;
- вызовы пандемии;
- баланс технологий и духовных ценностей;
- роль технологий в литературных произведениях.
Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:
Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»
Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.
В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:
- рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
- анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
- привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.
На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:
Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).
Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.
В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:
- художественные тексты (в том числе и сценарии);
- дневники и мемуары;
- искусствоведческие труды критиков и различных ученых.
Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:
Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.
В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:
- самом понятии «гражданин»;
- личной ответственности человека;
- общественной справедливости;
- понятии счастья и его составляющих;
- понятии долга;
- взаимопомощи и взаимовыручке;
- государственном устройстве и путях его совершенствования.
Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.
Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:
Структура сочинения
Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.
План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:
- Вступление (Постановка проблемы).
- Основная часть (Комментарий и аргументация)
- Заключение (Вывод).
Клише
Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:
Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.
Шаг 3. Формулируем тезис.
Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.
Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:
Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.
Заключение
Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.
Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.
Читайте также:
- Изложение ОГЭ в 2022 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?
Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года
- Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
- Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
- Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
- Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
- Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.
Объём, структура, время
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.
Структура:
- Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
- Основная часть (200-250 слов)
Тезис 1.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
- Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
- Переход-связка к тезису 2.
Тезис 2.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
- Микровывод.
- Переход-связка к выводу.
- Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.
Как получить зачёт
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Частые ошибки
По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!
Соответствие теме
Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Аргументация. Привлечение литературного материала
По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Композиция и логика рассуждения
В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Качество письменной речи
Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- речевые штампы и канцеляризмы;
- употребление просторечной лексики;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление плеоназмов;
- речевые повторы;
- избыточное употребление синонимов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Лайфхак: редактируйте!
Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза.
Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило.
Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения.
На что обращать внимание при постановке знаков препинания:
- Сложное / простое предложение.
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Уточняющие члены предложения.
- Обращение, прямая речь.
- Вводные слова.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.
Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.
Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Счастье-та эмоция,которую мы чаще всего испытываем ,когда всё хорошо.Очень трудно радоваться окружающим вещам,когда в твоей жизни наступает «черная полоса».Быть счастливым всегда невозможно.Как без чёрного не было бы белого,так без грусти не было бы счастья.Так что же значит обрести счастье?По моему мнению,это значит суметь после тяжёлого периода не сломиться и снова начать видеть прекрасное,радоваться мелочам.Как же это сделать?Я считаю,что только в согласии с собой и окружающим миром можно обрести счастье.
Ярким примером этого является главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».В начале произведения Родион Раскольников с трудом переносит свое унизительное положение — нищету.Герой не принимает себя и критикует общество.В это время в его жизни происходит переломный момент.Подтверждая свою теорию,Родион убивает старуху-процентщицу.Герой проходит через череду тяжёлых жизненный выборов.Это дает ему возможность посмотреть на жизнь с другой стороны.Герой переосмысляет свою роль в этом мире.В конце произведения Раскольников раскаивается и приходит к вере в бога.Уже в тюрьме герой принимает себя и окружающий мир,обретает счастье.
Другой пример — Илья Ильич Обломов из одноименного произведения И.Гончарова.Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.Ему лень.Нелюбовь к себе делает его несчастным.И даже когда герой влюбляется в Ольгу,его радость не длится долго.Он все ещё не уверен в себе и не хочет меняться.Его стимул к переменам угасает и он возвращается к своему обычному образу жизни.Видя это,Олга оставляет его.Герой снова одинок и несчастен.В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.
Итак,обрести счастье можно, обретя духовное равновесие,любя себя и окружающих.
Здравствуйте, Дарья!
На мой взгляд, тема сочинения не соответствует тематическим направлением этого года. Сочинение проверяю только потому, что вы слишком долго ждали проверки, не хочется вас разочаровывать.
Вам удалось выстроить рассуждение в соответствии с требованиями. Вместе с тем анализ литературных произведений выполнен на поверхностном уровне.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Дарья, исходя из вашего комментария литературных произведений, можно сделать вывод о том, что тексты вы не читали, даже в кратком содержании. Вероятно, вы пересказываете чей-то пересказ, отсюда наивное толкование жизненных коллизий, описанных в романах.
Так , говоря о судьбе Раскольникова, вы рисуете его жизненный путь в странной логике: чтобы обрести счастье, ему пришлось убить старуху. Такое понимание идейного содержания произведения является ошибочным и не опирается на сюжет: во-первых, Достоевский не указывает на то, что Раскольников раскаялся, во-вторых, счастье он обрел в любви к Соне и благодаря ей (вы ничего не пишете про это).
Говоря о судьбе Обломова, вы тоже не углубляетесь в сюжет, рассуждаете поверхностно, не опираясь на текст. Вы утверждаете, что в браке с Агафьей Пшеницыной герой не обрел счастья, но это не так: он по-своему любил эту женщину, был с ней счастлив.
Дарья, поскольку итоговое сочинение является аттестационной работой по литературе, следует опираться на прочитанные тексты, стараться анализировать их на уровне, достойном выпускника школы.
Нелюбовь к себе делает его несчастным.
Фактическая неточность: в тексте нет указаний на то, что Обломов не любил себя, скорее наоборот.
Видя это,Олга оставляет его.
Фактическая неточность: Обломов сам написал Ольге о разрыве отношений.
В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.
Неточность.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Ошибки
В это время в его жизни происходит переломный момент.Подтверждая свою теорию,Родион убивает старуху-процентщицу.
В этом месте требуется хотя бы минимальное пояснение: что за теория, почему из-за нее нужно кого-то убивать. Иначе получается логический скачок, мысли изложены непоследовательно.
Счастье-та эмоция,которую мы чаще всего испытываем ,когда всё хорошо.Очень трудно радоваться окружающим вещам,когда в твоей жизни наступает «черная полоса»
Вы путаете понятия «счастье» и «радость», это не синонимы, не одно и то же. Счастья не бывает от вещей (как вы пишете). Счастье — гораздо более сильная эмоция, чем ощущение, что «всё хорошо».
К 4 (речь)+ 1 балл
Ошибки
В конце произведения Раскольников раскаивается и приходит к вере в бога.
Раскольников ничего не знал о произведении и не мог раскаяться в его конце. Корректно писать так: в конце произведения читатель узнает, что Раскольников…
Уже в тюрьме герой принимает себя и окружающий мир,обретает счастье.
Корректнее говорить о каторге, а не о тюрьме.
Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.
На что указывает местоимение ЭТО? На окружение? На Обломова? Непонятно.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4
Ошибки
Орфография
Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.
не делает.
Пунктуация
Его стимул к переменам угасает ЗПТ и он возвращается к своему обычному образу жизни.
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
Грамматика
Герой проходит через череду тяжёлых жизненный выборов.
Нарушение согласования. Выборов (каких?) жизненных.
В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.
Не находит (чего?) счастьЯ
Общий вывод по работе
Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако оно довольно слабое с точки зрения глубины содержания. Думаю, на самом экзамене вы сможете выстроить более глубокое рассуждение.
Удачи!
сочинение егэ на тему счастья аргументы из литературы
Счастье — это состояние наивысшего удовлетворения жизнью. Чтобы правильно охарактеризовать это понятие, требуются примеры из литературы, которые Многомудрый Литрекон приготовил специально для Вас.
А. С. Солженицын, «Матренин двор». Героев рассказа трудно назвать счастливыми: они бедно живут и постоянно теряют своих родных в войнах. Советская деревня едва сводит концы с концами, но работает, не переставая. Такова и Матрена, но в этой старой женщине видится внутренний свет, который подпитывает ее. Она действительно счастлива, когда помогает людям и жертвует собой. Значит, счастье заключается именно в том, чтобы быть нужным. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба». Герой повести, Андрей Бульба, стал предателем лишь потому, что стремился с счастью. В его мировоззрении произошел перелом после встречи с прекрасной панночкой. Он понял, что ратные походы и Сечь не принесут ему блаженства, а вот любовь, всепоглощающая и могущественная, подарит ему то, ради чего живут люди. Только в объятиях любимой женщины он почувствовал прилив жизненной энергии и полное удовлетворение, значит, именно любовь является истинным ликом счастья. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Традиционно люди ищут счастье в любви, однако главный герой романа нашел в нем только разочарование. Страсть к Вере стала для Григория необходимостью лишь тогда, когда она навсегда покинула его. Чувства к Бэле были столь же трагичны и обернулись смертью героини. Так, все поиски счастья Печорина закончились неудачей и показали читателю, что оно, как и любой идеал, недостижимо, поэтому и прекрасно. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой всю жизнь искал счастья, но находил лишь иллюзии его. Ни в свете, ни в деревне он не смог обрести гармонию с миром и собой. Поздно он понял, что мог стать счастливым только с Татьяной, ведь только семья и любовь могут стать неиссякаемыми источниками духовного наслаждения. И. С. Тургенев, «Ася». Главная героиня повести влюбилась в Н. Н. И нашла в себе смелость признаться ему, но мужчина не смог ответить ей столь же решительно. Она разочаровалась в нем и уехала, а он осознал, что навсегда лишился своего счастья. Значит, настоящее блаженство кроется именно во взаимной любви и близости родственной души. А. Грин, «Алые паруса». Главная героиня видела свое счастье в исполнении заветной мечты. Она хотела дождаться отважного капитана на судне с алыми парусами и уехать из родной деревни в странствие по морю. Когда это произошло, она действительно ощутила всю полноту жизни. Значит, суть счастья заключается в том, чтобы воплотить грезу. А. П. Чехов, «Невеста». Героиня рассказа, как и все люди, мечтала о счастье, но обстановка, в которой она жила, явно к этому не располагала. Друг семьи помог Наде раскрыть глаза и увидеть, что ее маленький городок засасывает обывателей в трясину повседневности и не дает им реализовать мечты. Они просто засыпают в унылых и комфортных браках. Тогда Надя сбежала из дома и обрела призвание в большом городе. Видимо, счастье — это возможность найти свое место в жизни. Л. А. Андреев, «Праздник». Главный герой рассказа был несчастен и чувствовал неудовлетворенность своей жизни. Он ощутил разочарование в дружбе и любви, нигде не мог найти гармонии и радости. Но в церкви во время службы к нему пришло озарение: он был счастлив здесь и сейчас! Это мимолетное состояние воодушевления, на мой взгляд, и есть наивысшее наслаждение, которому нужно всего лишь открыть дорогу в сердце. Н. В. Гоголь, «Мертвые души». В лирических отступлениях автор повествует о том, как мимолетна молодость. Когда-то он был любопытен и пытлив, с надеждой вглядывался в новые места, но с годами потерял радость бытия, стал скучен, и мир вокруг тоже потерял былое очарование. Вместе с ним ушло и счастье, ведь оно заключается в духовной молодости — вечной свежести восприятия, которая позволяет видеть поводы для радости в каждом дне. Н. В. Гоголь, «Шинель». Главный герой повести был одиноким и забитым клерком, но перемена внешнего вида открыла перед ним новые горизонты. Сменив старую одежду на новую, он ощутил полноту жизни и даже уважение окружения, которого ему так не хватало. В своей гармонии с миром вокруг он нашел счастье, ведь признание и дружба были его главными духовными потребностями.
Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Подвиг (ОГЭ по русскому языку)
Автор: Самый Зелёный · Published 03.01.2019
Аргументы на тему: Почему важно сохранять исторические памятники? (для итогового сочинения)
Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2020
Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое неуверенность в себе? (ОГЭ по русскому языку)
Автор: Самый Зелёный · Published 31.05.2019
Счастье — это состояние наивысшего удовлетворения жизнью. Чтобы правильно охарактеризовать это понятие, требуются примеры из литературы, которые Многомудрый Литрекон приготовил специально для Вас.
Счастье — это состояние наивысшего удовлетворения жизнью. Чтобы правильно охарактеризовать это понятие, требуются примеры из литературы, которые Многомудрый Литрекон приготовил специально для Вас.
А. С. Солженицын, «Матренин двор». Героев рассказа трудно назвать счастливыми: они бедно живут и постоянно теряют своих родных в войнах. Советская деревня едва сводит концы с концами, но работает, не переставая. Такова и Матрена, но в этой старой женщине видится внутренний свет, который подпитывает ее. Она действительно счастлива, когда помогает людям и жертвует собой. Значит, счастье заключается именно в том, чтобы быть нужным. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба». Герой повести, Андрей Бульба, стал предателем лишь потому, что стремился с счастью. В его мировоззрении произошел перелом после встречи с прекрасной панночкой. Он понял, что ратные походы и Сечь не принесут ему блаженства, а вот любовь, всепоглощающая и могущественная, подарит ему то, ради чего живут люди. Только в объятиях любимой женщины он почувствовал прилив жизненной энергии и полное удовлетворение, значит, именно любовь является истинным ликом счастья. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Традиционно люди ищут счастье в любви, однако главный герой романа нашел в нем только разочарование. Страсть к Вере стала для Григория необходимостью лишь тогда, когда она навсегда покинула его. Чувства к Бэле были столь же трагичны и обернулись смертью героини. Так, все поиски счастья Печорина закончились неудачей и показали читателю, что оно, как и любой идеал, недостижимо, поэтому и прекрасно. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой всю жизнь искал счастья, но находил лишь иллюзии его. Ни в свете, ни в деревне он не смог обрести гармонию с миром и собой. Поздно он понял, что мог стать счастливым только с Татьяной, ведь только семья и любовь могут стать неиссякаемыми источниками духовного наслаждения. И. С. Тургенев, «Ася». Главная героиня повести влюбилась в Н. Н. И нашла в себе смелость признаться ему, но мужчина не смог ответить ей столь же решительно. Она разочаровалась в нем и уехала, а он осознал, что навсегда лишился своего счастья. Значит, настоящее блаженство кроется именно во взаимной любви и близости родственной души. А. Грин, «Алые паруса». Главная героиня видела свое счастье в исполнении заветной мечты. Она хотела дождаться отважного капитана на судне с алыми парусами и уехать из родной деревни в странствие по морю. Когда это произошло, она действительно ощутила всю полноту жизни. Значит, суть счастья заключается в том, чтобы воплотить грезу. А. П. Чехов, «Невеста». Героиня рассказа, как и все люди, мечтала о счастье, но обстановка, в которой она жила, явно к этому не располагала. Друг семьи помог Наде раскрыть глаза и увидеть, что ее маленький городок засасывает обывателей в трясину повседневности и не дает им реализовать мечты. Они просто засыпают в унылых и комфортных браках. Тогда Надя сбежала из дома и обрела призвание в большом городе. Видимо, счастье — это возможность найти свое место в жизни. Л. А. Андреев, «Праздник». Главный герой рассказа был несчастен и чувствовал неудовлетворенность своей жизни. Он ощутил разочарование в дружбе и любви, нигде не мог найти гармонии и радости. Но в церкви во время службы к нему пришло озарение: он был счастлив здесь и сейчас! Это мимолетное состояние воодушевления, на мой взгляд, и есть наивысшее наслаждение, которому нужно всего лишь открыть дорогу в сердце. Н. В. Гоголь, «Мертвые души». В лирических отступлениях автор повествует о том, как мимолетна молодость. Когда-то он был любопытен и пытлив, с надеждой вглядывался в новые места, но с годами потерял радость бытия, стал скучен, и мир вокруг тоже потерял былое очарование. Вместе с ним ушло и счастье, ведь оно заключается в духовной молодости — вечной свежести восприятия, которая позволяет видеть поводы для радости в каждом дне. Н. В. Гоголь, «Шинель». Главный герой повести был одиноким и забитым клерком, но перемена внешнего вида открыла перед ним новые горизонты. Сменив старую одежду на новую, он ощутил полноту жизни и даже уважение окружения, которого ему так не хватало. В своей гармонии с миром вокруг он нашел счастье, ведь признание и дружба были его главными духовными потребностями.
Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Подвиг (ОГЭ по русскому языку)
Автор: Самый Зелёный · Published 03.01.2019
Аргументы на тему: Почему важно сохранять исторические памятники? (для итогового сочинения)
Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2020
Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое неуверенность в себе? (ОГЭ по русскому языку)
Автор: Самый Зелёный · Published 31.05.2019
Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2020
Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Подвиг (ОГЭ по русскому языку)
Такова и Матрена, но в этой старой женщине видится внутренний свет, который подпитывает ее.
Litrekon. ru
02.07.2017 20:13:08
2017-07-02 20:13:08
По мнению моему, счастье — это состояние души наивысшее, человека удовлетворение жизнью, полнота и осмысленность осуществление, жизни своего человеческого призвания. Несомненно, всех для людей счастье свое, как и жизни смысл, но оно его за свою жизнь испытать должен каждый.
Проблема поиска счастья повести в раскрывается «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева. юной Сердце героини сумел тронуть господин Н. Н., привязывается который Гагиным. Постепенно герои ощущают счастливыми себя. Для героини счастье — это когда, любовь чувствуешь, что за спиной вырастают счастье. Но крылья героев, то есть женитьба, совместная состоялось, не жизнь по многим причинам. Господин Н. Н. не выдержал любовью испытания, он боялся ответственности, а когда решился Асе сделать предложение, было уже поздно, уехала она с братом и не вернулась.
Наши эксперты проверить могут Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ПРОВЕРКУ НА ОТПРАВИТЬ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя школ ведущих и действующие эксперты Министерства просвещения Федерации Российской.
В повести Васильевича Николая Гоголя «Шинель» главный герой, Акакиевич Акакий Башмачкин решает купить новую ведь, шинель его старая пришла в негодность. новой о Мечта покупке сопутствует ему, жизнь совершенно меняется в связи с предвкушением отменной шинели. становится Герой счастливым, когда обретает новую Это. шинель чуть ли не единственное, чего он так желал искренне. В этот момент Башмачкин чувствует полноценным себя членом общества, коим он не был Обычная. никогда шинель приносит ему столько Ещё.
Счастья одним ярким примером счастья служить может рассказ «Косцы» Ивана Алексеевича Лирический. Бунина герой, слушая песню крестьян, траву косивших, почувствовал счастье, ведь в ней полнота отражалась русской души, которая была лёгкой и непосредственной. «Бесконечное счастье рождается песней, грустью с вспоминаются далекие, невозвратные дни. Ощущение тоски доброй тоже можно назвать счастьем.
Образом Таким, счастье для каждого своё, но однажды бы хотя испытать его должны всё, иначе ведь жизнь была бы бессмысленной.
Посмотреть сочинения все без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это введите сочинение команду /id98752
Если!
Внимание Вы заметили ошибку или опечатку, текст выделите и нажмите Ctrl+Enter.
Тем окажете самым неоценимую пользу проекту и другим Спасибо.
В повести Васильевича Николая Гоголя «Шинель» главный герой, Акакиевич Акакий Башмачкин решает купить новую ведь, шинель его старая пришла в негодность. новой о Мечта покупке сопутствует ему, жизнь совершенно меняется в связи с предвкушением отменной шинели. становится Герой счастливым, когда обретает новую Это. шинель чуть ли не единственное, чего он так желал искренне. В этот момент Башмачкин чувствует полноценным себя членом общества, коим он не был Обычная. никогда шинель приносит ему столько Ещё.
По мнению моему, счастье — это состояние души наивысшее, человека удовлетворение жизнью, полнота и осмысленность осуществление, жизни своего человеческого призвания. Несомненно, всех для людей счастье свое, как и жизни смысл, но оно его за свою жизнь испытать должен каждый.
Проблема поиска счастья повести в раскрывается «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева. юной Сердце героини сумел тронуть господин Н. Н., привязывается который Гагиным. Постепенно герои ощущают счастливыми себя. Для героини счастье — это когда, любовь чувствуешь, что за спиной вырастают счастье. Но крылья героев, то есть женитьба, совместная состоялось, не жизнь по многим причинам. Господин Н. Н. не выдержал любовью испытания, он боялся ответственности, а когда решился Асе сделать предложение, было уже поздно, уехала она с братом и не вернулась.
Наши эксперты проверить могут Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ПРОВЕРКУ НА ОТПРАВИТЬ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя школ ведущих и действующие эксперты Министерства просвещения Федерации Российской.
В повести Васильевича Николая Гоголя «Шинель» главный герой, Акакиевич Акакий Башмачкин решает купить новую ведь, шинель его старая пришла в негодность. новой о Мечта покупке сопутствует ему, жизнь совершенно меняется в связи с предвкушением отменной шинели. становится Герой счастливым, когда обретает новую Это. шинель чуть ли не единственное, чего он так желал искренне. В этот момент Башмачкин чувствует полноценным себя членом общества, коим он не был Обычная. никогда шинель приносит ему столько Ещё.
Счастья одним ярким примером счастья служить может рассказ «Косцы» Ивана Алексеевича Лирический. Бунина герой, слушая песню крестьян, траву косивших, почувствовал счастье, ведь в ней полнота отражалась русской души, которая была лёгкой и непосредственной. «Бесконечное счастье рождается песней, грустью с вспоминаются далекие, невозвратные дни. Ощущение тоски доброй тоже можно назвать счастьем.
Образом Таким, счастье для каждого своё, но однажды бы хотя испытать его должны всё, иначе ведь жизнь была бы бессмысленной.
Посмотреть сочинения все без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это введите сочинение команду /id98752
Если!
Внимание Вы заметили ошибку или опечатку, текст выделите и нажмите Ctrl+Enter.
Тем окажете самым неоценимую пользу проекту и другим Спасибо.
Проблема поиска счастья повести в раскрывается «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева. юной Сердце героини сумел тронуть господин Н. Н., привязывается который Гагиным. Постепенно герои ощущают счастливыми себя. Для героини счастье — это когда, любовь чувствуешь, что за спиной вырастают счастье. Но крылья героев, то есть женитьба, совместная состоялось, не жизнь по многим причинам. Господин Н. Н. не выдержал любовью испытания, он боялся ответственности, а когда решился Асе сделать предложение, было уже поздно, уехала она с братом и не вернулась.
Ру Учителя школ ведущих и действующие эксперты Министерства просвещения Федерации Российской.
Happy. jofo. me
02.12.2018 5:44:36
2018-12-02 05:44:36
Классическая отечественная литература всегда охотно общечеловеческие поднимала темы. Это и понятно: читателю легче и интереснее всего сопереживать именно тем которые, героям чем-то похожи на них. Самые чувства сильные у людей пробуждают те персонажи, которые тем живут же, чем и они. Антон Павлович своей в Чехов небольшой пьесе «Вишневый сад» несколько поднимает тем: социальное неравенство, жадность, перипетии семейные.
Философские аргументы, проблема счастья и воли вопросы
Но самой важной темой, которая линией красной проходит через все произведение и «его» склеивает части, выступает именно тема Проблема. счастья человеческого счастья, как ни странно, литературных в поднимается произведениях не так часто. Казалось бы, может что быть важнее? Ведь если несчастлив человек, он не ценит жизнь, а это является серьезной самой проблемой, которая только может человеку к прийти. Дело в том, что проблема человека счастья – это не решенный вопрос, потому все что трактуют само понятие счастья по-Для. разному кого-то это – обилие денег, кого для-то – радостные лица родных за праздничным Чехова. У столом же это — вишневый сад.
Внутренний фоне на конфликт внешнего
Но почему же литературоведы считают, Вишневый «что сад» — произведение о счастье? Какие приводят они аргументы? Проблема счастья в пьесе практически связана с каждым персонажем. Например, Раневская что, считает лишится последней радости в жизни, вырубят если ее любимый вишневый сад, в котором почти прошла вся ее жизнь. Ее дочь Аня выйти мечтает замуж – в этом она видит для счастье себя. Старый Фирс рад и что, тому может заботиться о своих господах, и приносит это искреннюю радость ему. Лопахин же прекрасным является образцом человека, который находится в меркантильного поисках счастья. Итак, проблема счастья в «саде Вишневом» — это не только внутренний конфликт персонажа каждого. Это еще и главная мысль, одновременно которая остается довольно неуловимой. Среди критиков литературных распространено такое мнение, что себе по сам вишневый сад символизирует то недостижимое, о мечтает чем каждый персонаж, но в итоге эта мечта недостижимая уходит от них. Уходит она что, потому мало кто приложил достаточно чтобы, усилий ее удержать. Таковы основные аргументы. счастья Проблема – тема очень широкая, и Чехов мастерски сумел раскрыть ее, вложив в уста героев несколько всего удачных реплик.
Человечность – превыше Интересно
Всего, что каждый персонаж ведет очень себя человечно. В «Вишневом саде» нет ни героя одного, который мог бы называться слишком или картинным шаблонным. Например, старенький Фирс каждой в встречается третьей семье – такой себе сердобольный пожилой мужчина, который готов отдать рубашку последнюю, пусть даже и у самого ничего Автор. нет показывает его как бы мельком, но этот именно персонаж вызывает больше всего Читатель. сострадания не знает, чего хочется Фирсу, и он только видит безграничную заботу и любовь, которую выказывает тот своим господам. А вот Лопахин раздражение вызывает. Человек, который изначально пытался семью поддержать, в итоге наносит им удар в спину. что, Видно он немного раскаивается, но большая часть раскаяния его все-таки напускная. Лопахин – бизнесмен идеальный, поэтому у него такие мелочные Проблема. аргументы счастья кажется ему нелепой, него у ведь на первом месте – материальные блага, а сравнишь разве их с эфемерным счастьем?
Трагедия Раневской
Хочется Каждому урвать свой небольшой кусочек в каждого, но не у жизни это получается гладко. Проблема произведениях в счастья русской литературы поднимается с помощью обычных изображения русских людей, которые живут жизнью простой. Неудачливая Раневская пытается отыскать счастье свое в другой стране, куда она после бежит трагической смерти сына. Но она не найти может там долгожданный покой, потому ведь что и туда она повезла свои наивный и предубеждения характер. Она все равно Россию в возвращается, оставшись практически без средств к Поразительно. существованию, но ее вишневый сад просуществовал без целых нее пять лет, и она не вспоминала о заграницей нем. Однако когда появилась реальная уничтожения угроза этого сада, символа ее былой жизни счастливой, она запаниковала. Человек слаб, что потому привязывается не только к другим людям, но и к вещам и территории, а Раневская не может представить себе, символ что ее прошлого счастья вдруг куда-то Любовь.
Денется, которая спасает мир
Многие писатели российские поднимают тему поиска собственного жизни в места и удовлетворенности этой самой жизнью. акцентируют же Поэты гораздо больше внимания на неразделённой Например. любви, проблема счастья в «Поэме без Анны» героя Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты меня выдумал» вырастает именно из осознания лирическим своего героем несчастья на поприще любви.
В «Вишневом тема» саде любви также поднимается, и она также точно связана со счастьем. Дочь Раневской мечтает Аня выйти замуж и создать собственную поэтому, семью потерю вишневого сада она гораздо переживает легче матери. Ей не понять, как символичен и дорог для Раневской этот участок засаженный, земли деревьями, потому что в ее возрасте совсем приоритеты другие. Она молода и смотрит в Раневская, а будущее уже отжила свои лучшие поэтому, годы прошлое для нее значит много так. Возможно, этим Чехов пытается читателю намекнуть, что хорошее ждет нас впереди только, а тужить о прожитых годах глупо.
Разное Такое счастье для всех
Литературоведы не приводят зря свои неопровержимые аргументы: проблема Вишневом в «счастья саду» — очень противоречивая тема. сих до Критики пор обсуждают это произведение, и к мнению единому так и не пришли. Когда это рассматривается произведение в школе или университете, лучше предоставить всего ученикам и студентам возможность свободно заключать и не рассуждать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы понравилось даже то, с каким жаром молодое поколение проблеме о рассуждает счастья – вопросе, на который человечество не вот может уже который век найти ответа единодушного. Если когда-нибудь секрет будет и счастья раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится ведь, открытием счастье – это что-то очень локальное и индивидуальное. То, что Раневской кажется драгоценным, имеет не практически никакой цены в глазах ее дочери, а между разница ними всего лишь в одно Главное. поколение – чтобы люди никогда не уставали ответ искать на этот важный вопрос: «Что я сделать должен, чтобы стать счастливым?»
Но почему же литературоведы считают, Вишневый «что сад» — произведение о счастье? Какие приводят они аргументы? Проблема счастья в пьесе практически связана с каждым персонажем. Например, Раневская что, считает лишится последней радости в жизни, вырубят если ее любимый вишневый сад, в котором почти прошла вся ее жизнь. Ее дочь Аня выйти мечтает замуж – в этом она видит для счастье себя. Старый Фирс рад и что, тому может заботиться о своих господах, и приносит это искреннюю радость ему. Лопахин же прекрасным является образцом человека, который находится в меркантильного поисках счастья. Итак, проблема счастья в «саде Вишневом» — это не только внутренний конфликт персонажа каждого. Это еще и главная мысль, одновременно которая остается довольно неуловимой. Среди критиков литературных распространено такое мнение, что себе по сам вишневый сад символизирует то недостижимое, о мечтает чем каждый персонаж, но в итоге эта мечта недостижимая уходит от них. Уходит она что, потому мало кто приложил достаточно чтобы, усилий ее удержать. Таковы основные аргументы. счастья Проблема – тема очень широкая, и Чехов мастерски сумел раскрыть ее, вложив в уста героев несколько всего удачных реплик.
Разное Такое счастье для всех
Литературоведы не приводят зря свои неопровержимые аргументы: проблема Вишневом в «счастья саду» — очень противоречивая тема. сих до Критики пор обсуждают это произведение, и к мнению единому так и не пришли. Когда это рассматривается произведение в школе или университете, лучше предоставить всего ученикам и студентам возможность свободно заключать и не рассуждать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы понравилось даже то, с каким жаром молодое поколение проблеме о рассуждает счастья – вопросе, на который человечество не вот может уже который век найти ответа единодушного. Если когда-нибудь секрет будет и счастья раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится ведь, открытием счастье – это что-то очень локальное и индивидуальное. То, что Раневской кажется драгоценным, имеет не практически никакой цены в глазах ее дочери, а между разница ними всего лишь в одно Главное. поколение – чтобы люди никогда не уставали ответ искать на этот важный вопрос: «Что я сделать должен, чтобы стать счастливым?»
Хочется Каждому урвать свой небольшой кусочек в каждого, но не у жизни это получается гладко. Проблема произведениях в счастья русской литературы поднимается с помощью обычных изображения русских людей, которые живут жизнью простой. Неудачливая Раневская пытается отыскать счастье свое в другой стране, куда она после бежит трагической смерти сына. Но она не найти может там долгожданный покой, потому ведь что и туда она повезла свои наивный и предубеждения характер. Она все равно Россию в возвращается, оставшись практически без средств к Поразительно. существованию, но ее вишневый сад просуществовал без целых нее пять лет, и она не вспоминала о заграницей нем. Однако когда появилась реальная уничтожения угроза этого сада, символа ее былой жизни счастливой, она запаниковала. Человек слаб, что потому привязывается не только к другим людям, но и к вещам и территории, а Раневская не может представить себе, символ что ее прошлого счастья вдруг куда-то Любовь.
Внутренний фоне на конфликт внешнего
Старый Фирс рад и что, тому может заботиться о своих господах, и приносит это искреннюю радость ему.
Happy. jofo. me
09.09.2019 16:41:48
2019-09-09 16:41:48
Источники:
Https://ctege. info/primeryi-sochineniy-ege/primeryi-sochineniy-ege-2019-po-russkomu-yazyiku. html
Https://litrekon. ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-15-3-na-temu-chto-takoe-schaste/
Https://happy. jofo. me/1660528.html
Https://happy. jofo. me/520632.html
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
→ Направления ИС.
→ Примерные темы.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.