Материалы для сочинения на тему: «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?» 11 класс
Источник: 4ege.ru
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.
Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.
Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.
В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.
Купить Мастер и Маргарита. Коллекционное иллюстрированное издание
Связанные страницы:
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы отчетности в 2021 году итоговое Сочинение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
Направления итогового сочинения 2021-2022 года (+ комментарий)
Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.
Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.
По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет.
Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.
Как писать итоговое сочинение 2021: план действий и лайфхаки
Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.
Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).
Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться.
Какие произведения прочитать для итогового сочинения
Забвению не подлежит
- М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
- А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
- “Слово о полку Игореве” (18 минут)
- М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
- А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)
Я и другие
- А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
- К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
- М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
- В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
- А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)
Время перемен
- С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
- А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
- Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
- А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
- М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)
Разговор с собой
- “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
- “Герой нашего времени (2006)
- “Мастер и Маргарита” (2005)
- “Отцы и дети” (2008)
- “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)
“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
- А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
- А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
- А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
- В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
- Дж.Роулинг “Гарри Поттер”
Идеальный объем декабрьского сочинения – 350-400 слов
- Мысли по выбранной теме, подводящие к тезису
- Тезис
- Речевой мостик к аргументу
- автор и название произведения
- пересказ четкой ситуации
- микровывод
Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису).
Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
- Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
- Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.
То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме. Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.
Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.
В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.
В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).
- Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
- Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
- Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
- Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
- Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот.
Темы итогового сочинения 2021-2022
Как известно, итоговое сочинение пишут у себя в учебном заведении, то есть в школе, лицее
Разрешено взять:
— документ, удостоверяющий личность;
— ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
— лекарства и питание;
— специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов).
Запрещено брать:
— средства связи;
— фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
— справочные материалы;
— письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
— собственные орфографические и толковые словари;
— тексты литературного материала для использования в сочинении.
Тогда тебя имеют право не допустить к экзамену. Время никак не продлевается, инструктаж не проводится. В общем, опаздывать на итоговое сочинение нельзя.
А если нарушить порядок во время экзамена?
Нарушитель удаляется из аудитории, и на него составляется акт. Работа в таком случае не проверяется, а вопрос о повторном допуске к экзамену решает педагогический совет.
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение. Оно должно состоять из трёх основных частей:
I. Вступление (60−70 слов). Здесь нужно отразить идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (200−250 слов), включающая несколько подпунктов:
а) Тeзис 1 (20−30 слов):
— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);
— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);
— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.
б) Тeзис 2 (20−30 слов):
— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);
— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);
— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.
III. Заключение (60−70 слов)
Также в интернете ты легко найдёшь готовые клише, аргументы, примеры введения и заключения для итогового сочинения и другие полезности. Литературу, которая пригодится в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2020/2021 учебного года, мы собрали в этом документе.
Итоговое сочинение 2021-2022 ЕГЭ официальные направления для тем
За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.
Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».
Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде
Как получить высокую отметку за списанное сочинение: 5 шагов
Далее, если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».
Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
- Объём не менее 250 слов
Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.
- Самостоятельность
Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.
Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.
Советы по подготовке
Читайте
Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.
Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.
Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.
Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.
Итоговое сочинение 2021: всё, что нужно о нём знать
Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.
Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.
Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.
Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Разберемся, о каких же событиях, деятелях, достижениях и явлениях можно написать. Это могут быть исторические сражения, восстания, революции:
- Восстание декабристов
- Первая мировая война
- Гражданская война
- Великая Отечественная война
- Научные открытия, полет в космос
Хорошо, если вы собираете в свою копилку разные материалы. Выберите направление и начинайте набрасывать формулировки — темы-вопросы, темы-понятия, тезисы, темы-провокации, темы-цитаты.
Создайте банк произведений по сформулированным темам. Выберите небольшие произведения — очерки, рассказы. Между прочим, короткий литературный жанр действует на ребят сильнее, особенно очерки, ведь это практически документальный материал с элементами художественного произведения. К тому же, небольшие жанры читаются легче и быстрее.
«Дайте ребятам возможность формулировать личное мнение — без клише, без взрослых мыслей, без сочинительства — чтобы не порвать ткань настоящего сочинения».
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Произведение Юрия Полякова «Сто дней до приказа» до сих пор интересно всем ребятам, даже тем, кто не очень любит читать. А с особым увлечением его читают молодые люди в армии.
«Какой еще опыт может быть у юного человека? Конечно же, опыт взаимодействия с ровесниками. Сюда же можно отнести тему отцов и детей. Обратите внимание на соединительный союз и — он означает, что начинать стоит не с противостояния, а, наоборот, с поиска точек соприкосновения».
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Посмотрите вместе с детьми постановки по классическим произведениям:
- видеоспектакль-мюзикл «Бедная Лиза» Театра у Никитских ворот;
- видеоспектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина».
Вспомните «Женский разговор» Валентина Распутина, дневники Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова, «Горе от ума» Грибоедова.
Итоговое сочинение 2021: как подготовиться
- А. Воронков объяснил школьные линейки без участия родителей
- Онищенко заявил о грандиозном изменении в ЕГЭ: учителя попросили
- Пензенские родители приняли участие во всероссийском собрании
- В Пензе назвали допустимую длительность школьных линеек
- В Пензенской области определились с форматом Дня знаний
- А. Воронков о средствах на антитеррор: Сразу найти невозможно
- Эхо осквернения: А. Воронков рассказал о патриотизме в школах
- В минобре назвали число школ с низкими результатами обучения
- В области следователи не подтвердили ни одного факта поборов в школах
- Пензенцам рассказали, перейдут ли школы на дистанционные уроки
В 2021 году тебе предстоит писать итоговое сочинение по русскому языку? Чек-лист (Инструкция) «Как написать итоговое сочинение в 2021 году» подготовлена специально для тебя! Ты сможешь легко и быстро понять структуру сочинения, как сформулировать тезис, найти подходящие аргументы (примеры из литературы), сделать правильные «связки», заключение. Уникальные (то есть, не списанные откуда-то, а специально созданные для Инструкции) сочинения-примеры помогут увидеть, как все эти структурные элементы используются в тексте сочинения и полностью раскрывают тему. Будь уверен в том, что с нашей Инструкцией ты отлично справишься с заданием «написать итоговое сочинение» и получишь высокие баллы!
Чек-лист (Инструкция) «Как написать итоговое сочинение в 2021 г.»
Вы легко справитесь с написанием итогового сочинения и получите высокие баллы, ведь в Чек-листе:
- приведены в качестве примеров эксклюзивные сочинения, написанные только для данной Инструкции по разным направлениям и чья уникальность подтверждена программой «Антиплагиат», (примеры четырех сочинений).
- понятно и просто рассматривается структура итогового сочинения;
- на примере конкретного сочинения подробно разбирается вступление, основная часть, заключение;
- четко показано, какие лучше использовать клише для формулирования зачина, тезиса, аргументов (примеров из литературы), как осуществлять связку между примерами и делать промежуточные выводы, как писать исчерпывающий вывод – общий по всей теме сочинения;
- Инструкция включает формулировку требований к итоговому сочинению 2021 года, направления сочинений, критерии сочинения, основные принципы подсчета слов в вашем сочинении, речевые клише (слова, которые можно использовать в сочинении), приведен список литературы по направлениям сочинения.
Помимо детального разбор сочинения на тему «Что помогает человеку верить в добро?», для рассмотрения предлагаются итоговые сочинения на следующие темы:
Направление: Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году перенесено на 15 апреля.
Регистрация на участие в экзамене производится на основании письменного заявления учащегося. Заявление на участие в промежуточном экзамене (и на обработку персональных данных) необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. В некоторых регионах, например в Москве, подать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) можно самостоятельно через онлайн-сервис.
Сам экзамен проводится обычно в школе. Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.
В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт – незачёт». Если учащийся получает неудовлетворительный результат, то он может переписать работу, но не более двух раз в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая). Дополнительные сроки предусмотрены также и для того, чтобы итоговое сочинение (изложение) смогли написать те учащиеся, которые отсутствовали на экзамене по уважительной причине.
Выбрать изложение вместо итогового сочинения могут следующие выпускники:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Направления итогового сочинения 2021-2022
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).
2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.
3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.
В 2021 году, итоговое сочинение было перенесено с 5 апреля на 15 в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой. В РФ такого вида тестирование проводят несколько раз в году:
- 15 апреля 2021 года — основной срок;
- 5 мая 2021 года — дополнительная дата для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам в основной срок;
- 19 мая 2021 года — дополнительный день для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам 2 декабря или 3 февраля.
Чтобы принять участие в сочинении (изложении) в указанные выше даты, нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения:
- с 9 по 18 ноября 2021 года — для участия 2 декабря 2020 года;
- с 11 по 20 января 2022 года — для участия 3 февраля 2022 года;
- с 12 по 21 апреля 2022 года — для участия 5 мая 2022 года.
Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит изложений. При этом темы (направления) не меняются.
Во время написания итогового сочинения выпускникам разрешается пользоваться толковыми и орфографическими словарями. Правда, их нельзя приносить из дома. Вся справочная литература выдается в школе. Также запрещается пользоваться коммуникационными устройствами: смартфонами, планшетами, аппаратурой, воспроизводящей аудио, фото и видео. Всевозможные заметки, личная литература и т.п. под запретом. Если они будут замечены на экзамене, выпускника удаляют из класса.
Сочинение является тестом на знание литературы. Как к любому экзамену, к нему предъявляются определенные требования. Например, сочинение не может содержать меньше 350 слов. Если выпускник сдал работу, объем которой не дотягивает до такого критерия, то он может не получить зачет по данному экзамену.
Особые требования предъявляются к тексту. Он не может быть заимствован, даже частично. Если комиссия заметит, что вы выучили чей-то текст и отразили в сочинении, вам не видать успешной сдачи экзамена. Члены комиссии могут любое сочинение проверить на плагиат.
Также не поощряется использование большого числа цитат. Применяя их, нужно обязательно указывать источники.
Если сочинение лишено логики и не соответствует теме, то выпускник вероятнее всего получит двойку. Тезисы и аргументация должны быть грамотно оформлены. Также оценивается умение использовать термины.
Официальные темы (направления) итогового сочинения на 2021-2022 учебный год
Министр просвещения России Сергей Кравцов объявил пять открытых направлений для тем итогового сочинения, которое все выпускники 11 классов будут писать в декабре. «Зачет» по итоговому сочинению является допуском к ЕГЭ.
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году. Сами темы выпускники традиционно узнают уже непосредственно перед написанием, сообщили в пресс-службе ведомства.
— Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
— Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
— Преступление и Наказание — вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
— Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).
— Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки
Объявлены направления тем итогового сочинения для выпускников школ
Итоговое сочинение ворвалось в школьное образование в 2014 году. С тех пор оно ежегодно проводится в 11 классе в качестве допуска к единому государственному экзамену. Основной целью сочинения является проверка способности школьника самостоятельно мыслить и аргументировать свою точку зрения, опираясь на художественную литературу. Выпускники имеют право участвовать в ЕГЭ, получив зачет по декабрьскому сочинению.
В день проведения итогового сочинения выпускники должны прибыть в ППЭ для участия в испытании. Процедура проведения итогового сочинения идентична проведению ОГЭ и ЕГЭ. Перед тем, как попасть в аудиторию, каждый выпускник должен пройти через пропускной пункт: металлоискатель и паспортный контроль. Затем следует занять свое место в аудитории. Номер аудитории и место можно узнать у организаторов вне аудитории или на специальном стенде в ППЭ. Войдя в аудиторию, необходимо занять свое место. Рассадка происходит в шахматном порядке, чтобы каждый выпускник был в поле зрения камеры. Затем следует ждать указаний организаторов. Во время испытания выпускники имеют право выходить из аудитории по разрешению организаторов. При этом рабочие материалы необходимо сдать организаторам, а при возвращении взять обратно и продолжить работу.
Этот вопрос очень волнует школьников. Они надеются на то, что будут писать сочинение в стенах родной школы. Ведь итоговое собеседование как допуск к ОГЭ в 9 классе проходило именно в школе. Однако в 11 классе формат работы немного другой: он не требует индивидуальной беседы с каждым школьником. Поэтому проходить испытание будет в пункте проведения экзаменов. Такие пункты формируются в зависимости от количества участников экзаменов, территориальной доступности и аудиторной вместимости. Как узнать, где находится ППЭ? Об этом сообщит школьная администрация. Скорее всего, это соседняя школа, в которой задействованные в качестве аудиторий кабинеты оборудованы средствами видеонаблюдения.
Темы итогового сочинения формируются в соответствии с пятью направлениями. Направления озвучиваются в выступлении министра просвещения в начале сентября. С этого момента можно начинать интенсивную подготовку. Для начала необходимо разобраться с понятиями, которые станут основой для формулировки темы. Актуальные направления вы можете посмотреть у нас на сайте в разделе «К итоговому сочинению». Мы стараемся сделать жизнь выпускников более комфортной, поэтому разработали примерные темы в соответствии с направлениями, чтобы вы начинали готовиться уже сейчас.
Точные темы сочинения станут известны за 15 минут до начала испытания. Выпускник узнает их из контрольно-измерительных материалов, которые получит в аудитории. Материалы будут содержать 5 тем в соответствии с 5-ю направлениями. Выпускник может выбрать любую тему для написания работы. Важно верно вписать номер темы в бланки, чтобы проверяющие смогли правильно оценить работу.
Наступает самый волнительный момент – ожидание. В течение нескольких дней школьники не находят себе места от неизвестности и волнения. Ведь результаты будут доступны лишь через неделю. Все дело в том, что проверяет работы специально сформированная комиссия, члены которой прошли специальную подготовку. Состав комиссии небольшой, а работ выпускников много. Чтобы результаты были объективными, работы требуется тщательно проверить. Затем происходит подведение итогов и внесение результатов в электронную базу. Узнать свою участь выпускники смогут в образовательной организации, которую посещает выпускник. Кроме этого можно самостоятельно посмотреть количество набранных баллов на специальном электронном ресурсе для выпускников, введя свои данные (ФИО и дату рождения). Кроме самих результатов там публикуются и отсканированные бланки с сочинениями. На электронном ресурсе результаты появятся немного позднее, с разницей в 1-2 дня.
Объявлены темы итогового сочинения выпускников российских школ
Давно стало фактом то, что при несогласии выпускников с оценкой их экзаменационных работ они могут подать апелляцию. Иногда перепроверка работы может показать другой результат. Но этот результат не всегда является удовлетворительным: баллы могут измениться в меньшую сторону или остаться такими же. Несмотря на это выпускники часто используют такую возможность. В нашей ситуации всё по-другому. Процедура апелляции при проведении итогового сочинения не предусмотрена. Это связано с тем, что выпускникам дается максимум три попытки. Однако при получении повторного незачета школьники могут написать заявление о перепроверке работы другими экспертами.
“Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передаётся от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах…”
А теперь превратим это в темы.
“При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми…”
“Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задаёт сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя…”
Похожие записи:
В 2021 году основная дата итогового сочинения – 5 апреля, а дополнительные – 21 апреля и 5 мая. Времени достаточно, чтобы разобраться с направлениями и наработать для каждого небольшой список наиболее подходящих произведений. Для успешного написания сочинения необязательно знать всю русскую литературу, ключевые произведения могут быть универсальными аргументами. Направления, примерные темы и литературу к ним мы сегодня подготовили для Вас. Список произведений для итогового сочинения от Многомудрого Литрекона представлен вместе с другим дидактическим материалом, который пойдет на пользу выпускникам.
Забвению не подлежит
«Забвению не подлежит» – одно из самых легких направлений этого года. Темами на пробниках становились исторические события и явления, народная память о них, незабвенное искусство, личность в истории.
Примерные темы
- Почему важно знать историю?
- Почему важно помнить о войне?
- Что такое историческая память?
- Как личность влияет на историю?
- Какие личности остаются в истории?
- Почему важно сохранять искусство?
- В чем состоит роль исторических памятников в истории?
Литература
«Слово о полку Игореве» (краткое) – автор произведения на примере злоключений Игоря обличает распри и феодальную раздробленность. «Слово» – не только литературный, но и исторический памятник. Читая такие произведения, можно узнать об общественной мысли того периода. Сохранять память о древнерусской литературе – сохранять память о народе, историю России.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – пример важности сохранения искусства, классической литературы. В поэме раскрыты вечные темы и проблемы, имена героев стали нарицательными.
А. С. Пушкин «Медный всадник» (краткое) – влияние личности Петра Первого на историю Россию и жизнь обычных людей, раскрытие вопроса о том, как интересы государства оказываются выше личных на примере наводнения в Петербурге и трагедии Евгения.
Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – раскрытие личности Наполеона, Кутузова, Александра I и других исторических персонажей, вопрос о том, как народные массы вершат историю. Кроме того, роман может быть аргументом по теме сохранения исторических памятников (так как по нему можно изучать Отечественную войну 1812 года) и памятников искусства.
А. П. Чехов «Чайка» – сравниваются настоящая литература и произведения ради заработка, а также рассматривается влияние искусства на жизнь людей.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – сохранение настоящего искусства, которое останется в истории, несмотря на политическую повестку.
М. Булгаков «Белая гвардия» (краткое) – влияние исторических событий на повседневную жизнь людей, память о войне и ее уроки (а гражданские войны – самые страшные).
М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – как люди оказываются в водовороте событий, в ощущении безвременья и зыбкости, что рушит их судьбы (на примере семьи Мелеховых). Здесь поднимаются и тема исторической памяти, и проблема неведения народа, которое ведет к разрушению страны.
М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – пример того, что о войне необходимо помнить и ее историю изучать, чтобы не допустить повторения страшных событий, ведь война рушит судьбы людей.
А. Твардовский «Василий Теркин» (краткое) – поэма о том, как простой человек поневоле становится героем, подчеркивается важность этого события для истории, задача современных людей помнить о таких трагедиях и не повторять их.
А. Фадеев «Молодая гвардия» – повесть о том, как группа смелых молодых людей вышла против зла и вошла в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.
В. Быков «Сотников» (краткое) – подвиг обыкновенного человека, выбор им пути чести привел к тому, что он вошел в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.
К. Симонов «Живые и мертвые» – роман о том, как обычному, совершенно невоенному человеку пришлось адаптироваться к страшным обстоятельствам. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.
В. Шукшин «Мастер» – сохранение искусства и значение исторических памятников, его влияние на отдельного человека.
Список книг для итогового сочинения 2021 года дополнит подборка аргументов по этому направлению.
Я и другие
«Я и другие» – это самое абстрактное направление этого года, по которое может подойти любая тема, так что с ним нужно быть настороже. Темами являются конфликты и взаимоотношения людей, самоидентификация человека в обществе;
Примерные темы
- Как понять других людей?
- Почему важно оставаться собой в обществе?
- Как общество влияет на человека?
- Почему люди не могут понять друг друга?
- Что такое общественное мнение/толерантность/конфликт?
- Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Может ли человек жить без общества?
Литература
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – непонимание между людьми, разные взгляды на события общественной жизни. Чацкий не мог потерять себя, поэтому выступил против сложившегося общественного мнения и уклада, что привело к конфликту.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – взаимоотношения героя с обществом, другом Ленским, влюбленной в него Татьяной. Раскрытие проблем непонимания между людьми, конфликтов и их последствий (например, если бы Онегин избежал бы конфликта с Ленским, то последний остался бы в живых).
М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – герой вступает в конфликт с обществом и остается один, но оказывается, что убежать от людей невозможно.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин представляет собой «лишнего человека», который не находит применения своим способностям, а потому скучает и приносит зло. Он не находит понимания ни у кого, кроме Веры, с которой он не может быть вместе.
И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов пытается устраниться от любых проблем и сложностей, избежать любых конфликтов, но это невозможно и приводит к непониманию с близкими.
И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров остается собой в обществе, высказывает новаторские идеи, но пока он совершенно один, и его прогрессивные мысли никто не понимает. Подробно раскрывается конфликт с Павлом Петровичем Кирсановым, представляющим собой существующий общественный порядок.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников попал под влияние разрушительных идей и совершил преступление, тем самым стал на антиобщественный путь, преступил законы морали и нравственности.
Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин не находил понимания среди окружающих, его считали глупцом, а он просто был добрым и хотел помочь всему миру. Герой не шел против своих идеалов, даже если из-за следования им он что-то терял.
Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов искали себя, пытались сохранить свою индивидуальность в среде лживого дворянского общества, шли против общественного мнения ради следования высшим нравственным ценностям.
М. Горький «На дне» (краткое) – среда бродяг разрушала и затягивала, такое общество ломает человека, убивает лучшие его чувства, а подчас и его самого.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – Мастер сохранил себя, свое творчество, и ради этого выступил против общества, которое не принимало его произведение. В этом конфликте общество было неправо.
М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов не мог понять, с кем он хочет быть – с красными или белыми, с Аксиньей или Натальей. Герои, живущие в период перемен, оказались в водовороте событий, которые захлестывают их. Слом общественного строя ломает и запутывает отношения между людьми.
М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – Андрей Соколов остался собой, несмотря на бесчеловечные условия вокруг, не стал предателем, не переступил через свои ценности. В данном примере читатель находит те идеи и чувства, которые объединяют людей.
Дополнить список произведений для итогового сочинения 2021 поможет подборка аргументов по этому направлению.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» подразумевает рассуждение на тему портрета современников, отношений отцов и детей, предпочтения современной молодежи в искусстве, литературе и других сферах.
Примерные темы
- Почему родители и дети не понимают друг друга?
- Почему опыт предков важен для современного человека?
- Какие ценности остаются вечными?
- Можно ли считать современное поколение потерянным?
- Нужно ли читать в современном мире?
- Как изменилось современное искусство?
- Может ли классическая литература отвечать на вопросы современных читателей?
- Как можно описать современного человека?
Литература
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев сначала не понимал решения отца отправить его служить в глушь, однако служба закалила характер героя и дала ему шанс найти настоящую любовь. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин столкнулся с тем, что не может найти приложение своим способностям, поиск себя – вечная тема для каждого молодого человека. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.
И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров действительно выступает против мира «отцов», зато непонимание Аркадия Кирсанова с Николаем Петровичем оказывается надуманным. Это говорит о том, что дело не в непонимании отцов и детей, а в непонимании между людьми, имеющими разные взгляды. Произведения классической литературы остаются близкими для нас, ведь там раскрываются вечные проблемы.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников понял, что теории о сверхлюдях разрушительны, потому что оправдывают насилие. А милосердие остается вечной ценностью. Произведения классической литературы остаются значимыми и отвечают на вопросы современности.
Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин выше всего ставил вечные ценности – доброту, милосердие. Он следовал им и помогал людям, даже в ущерб себе. Произведения классической литературы о молодежи по-прежнему отражают характер и мировоззрение молодых людей.
Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – любимые герои поступали в соответствии с нравственными принципами, именно поэтому они все же пришли к гармонии. Произведения классической литературы нужно читать и в наше время, ведь они пропагандируют вечные ценности, которые делают людей лучше.
А. П. Чехов «Чайка» – рассуждения о современном для того периода искусстве, непонимании окружающими новаторских произведений Константина Треплева. Здесь автор изображает конфликт отцов и детей. Произведения классической литературы заставляют нас задуматься о том, что было и будет важно всегда.
М. Горький «Мать» – мать не сразу поняла революционные воззрения своего сына, но, поняв, стала его верной союзницей. Произведения вроде этого убеждают нас в том, что старшее поколение должно прислушиваться к младшему и поддерживать его, ведь новые люди выступают на стороне прогресса.
Л. Улицкая «Сонечка» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (генетическое заболевание, отношения личности и общества в современных реалиях).
Т. Толстая «Кысь» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы, раскрывается роль технического прогресса в жизни общества.
Л. Петрушевская «Глюк» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (наркомания).
Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим» помогут выпускникам найти новую литературу для аргументов. Там Вы найдете не только книги для итогового сочинения, но и полноценные аргументы.
Время перемен
Направление «Время перемен» – одно из лучших в 2021 году, потому что оно конкретное и ясное. Темы такие: изменения в обществе, современные проблемы, меняющие привычное течение жизни, открытия;
Примерные темы
- Всегда ли нужны перемены?
- Всегда ли изменения бывают к лучшему?
- Почему люди боятся перемен?
- Как влияет технический процесс на жизнь современного общества?
- Всегда ли хорош технический прогресс?
- Какие решения меняют жизнь человека?
Литература
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – фамусовское общество боялось перемен, потому что ему не хотелось потерять свое выгодное положение. Но страх перемен стал причиной его регресса.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Пугачев хотел прийти к власти, чтобы сделать жизнь народа легче, но его политические амбиции приводили к кровопролитию. Поэтому не все перемены к лучшему, ведь многие из них чреваты жертвами и страданиями.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин испугался перемен в своей жизни, пожалел «постылую свободу» и отверг Татьяну, а потому потерял свой шанс на личное счастье.
И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров не находил понимания, потому что общество пугал радикализм воззрений героя. Он хотел перемен, но люди по природе своей консервативны, поэтому его путь преобразований был чужд большинству.
М. Горький «На дне» (краткое) – бродяги боялись менять даже свое отвратительное, угнетенное положение, потому что впереди была неизвестность и необходимость действовать, а не только возможность жаловаться и страдать. Нищенская среда засасывает, а ведь в ней царит апатия — главный враг изменений к лучшему.
М. Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – ощущение перемен, бури, которая изменит жизнь к лучшему.
М. Горький «Старуха Изергиль» (краткое) – Данко хотел изменить жизнь своих соплеменников, отдал за это жизнь, осветив дорогу сердцем, но сам погиб. Перемены привели к лучшему и спасли жизнь племени.
А. П. Чехов «Вишневый сад» (краткое) – ситуация с садом символически отображает общественную ситуацию начала XXI века, предчувствие перемен. Но не все изменения в пьесе к лучшему. Дворяне стали жертвами прогресса и не смогли к нему приспособиться.
Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова искали себя и принимали решения, меняющие их жизни. Пьер Безухов увлекся идеями декабристов, которые хотели справедливости в обществе. Только изменения и рискованные шаги в неизвестность позволили героям найти себя и свое счастье.
Е. Замятин «Мы» (краткое) – общество боялось перемен, даже любого проявления эмоций, жизни не по расписанию. Диктатура, полное отсутствие индивидуальности – в государстве из повести необходимы были перемены, но властные круги пытались помешать их совершению. Отсутсвие изменений привело к деградации всех сфер жизни.
М. Булгаков «Роковые яйца» – технический прогресс, открытия, которые привели к трагедии.
Л. Петрушевская «Глюк» – современные проблемы, негативное влияние технического прогресса на людей.
Дополнить список литературы для итогового сочинения 2021 года поможет подборка аргументов по направлению «Время перемен».
Разговор с собой
Направление «Разговор с собой» — очевидное и понятное, но все же опасное для тех, кто не любит размышлять о философских категориях. Здесь рассматриваются психологические вопросы, восприятие человеком самого себя, совесть и воля, переживания.
Примерные темы
- Что такое совесть?
- Важно ли быть нравственным человеком?
- Что такое мораль?
- Как найти себя?
- Можно ли человеку идти против своей совести?
- Что помогает найти смысл жизни?
- Почему важно совершенствовать себя?
- Что такое честь?
- Почему важно быть честным?
- Существуют ли люди без недостатков?
- Почему важно найти гармонию в жизни?
Литература
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (краткое) – Лиза отдалась своей любви, доверилась Эрасту, а он поступил бесчестно и трусливо. В этом примере поднимаются проблемы совести, чести, богатства и бедности внутреннего мира.
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – Чацкий не пошел против совести, не стал приспособленцем, остался честным человеком в обществе, которое было против него. У него хватило силы для того, чтобы отстаивать свои взгляды. У него есть богатый внутренний мир и индивидуальность.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин не мог найти смысл жизни, чувствовал себя лишним в обществе, потому что не смог выйти за рамки своего эгоизма.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев ставил честь превыше всего, что помогло ему остаться честным человеком в сложное время. В этом примере поднимаются темы совести и важности нравственных ценностей.
А. С. Пушкин «Выстрел» (краткое) – Сильвио всю жизнь потратил на ненависть и приготовления к тому самому решающему выстрелу. И только тогда, когда случай представился, он понял, что был неправ. Это пример ложного жизненного пути.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – Мцыри нашел гармонию в свободе, он был счастлив краткий миг за всю прошлую жизнь. Он нашел себя в непобедимом стремлении к свободе.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорина нельзя назвать человеком без недостатков, он нарушал нормы чести и морали, однако он все равно привлекателен, так как честен с собой, в отличие от фальшивого общества.
И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов -добрый, честный и милосердный человек, однако его добрые качества не могут быть никуда приложены из-за инертности и пассивности героя.
Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (краткое) – повесть о том, что никакая любовь не может оправдать нарушение норм морали.
Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – нарушение морали, чести и нравственности чаще всего описывались автором в дворянском высшем свете, где люди безнравственны (Элен и Анатоль Курагины, их отец). Ростовы, Болконские, несмотря на принадлежность к светскому обществу, – люди честные, эти семьи автор считает гармоничными, ведь в них на первом месте стоит любовь.
Н. Островский «Как закалялась сталь» – Павел Корчагин ради своих идей преодолевал себя, работал на благо дела, даже будучи слепым. Герой – образец несгибаемости и мужества.
М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов искал правды в политике, но так и не мог найти, так как среди красных и среди белых были страшные злоупотребления властью и преступления. Он запутался в жизни, потому что поздно понял, в чем заключается наивысшие ценности.
Подборка аргументов поможет Вам разнообразить список произведений для итогового сочинения 2021.
Для успешной сдачи итогового сочинения, как Вы видите, достаточно прочитать одно крупное произведение (например, «Войну и мир»), а также 5-10 небольших (например, рассказы А. П. Чехова и несколько современных произведений). Однако мы все же рекомендуем читать больше, а эта подборка поможет Вам понять, в каком направлении двигаться.
Автор: Мария Копусова
Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. Не сахар, но и не деготь в чистом виде, конечно. Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию не такие уж скверные темы для аргументов, какими они могли бы быть. В нашей копилке Вы можете найти литературные примеры по ним, варианты тем, списки литературы и образцы сочинений, проверенных экспертами из школ и вузов. А пока вот направления наших совместных усилий. Каждое из них снабжено комментарием, чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело. Как говорится, «если бы мы знали, что это такое, мы бы знали, что это такое». Кстати, направления и темы итогового сочинения 2021-2022 Вы найдете в этом списке.
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.
Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.
Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.
Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!
Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для выполнения работы предоставляется несколько дней, основным днем является 1 декабря 2021 года. Дополнительно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тематика будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как подготовиться к экзамену, узнаете здесь.
Основные правила
1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
- Сочинение должно быть написано самостоятельно
- Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022
По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?
До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а послезавтра подбираете интересные аргументы.
На курсе подготовки к итоговому сочинению в MAXIMUM Education вас ждет именно такая система: за оставшийся месяц вы научитесь писать логичные и интересные тексты без грамматических и орфографических ошибок. А главное — вы поймете формат итогового сочинения и самостоятельно напишете 2 пробника, которые наши преподаватели проанализируют с вами индивидуально. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к итоговому сочинению системно.
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Какие темы предоставлены для написания сочинения в 2021 году
Как правило, тематика для написания итогового сочинения предоставляется ученикам на выбор. Известен список литературы, который поможет подготовиться к сочинению на любую из выбранной темы. Предлагаются на выбор такие тематики:
- цивилизация и технологии;
- преступление и наказание;
- кому на Руси жить хорошо;
- книга – про меня;
- дорога в жизни человека.
Каждая из тем рассматривается с точки зрения ученика, раскрывается основная проблематика сочинения, или посвящается любимому произведению. Также это тесно связано с российской литературой, в частности, произведениям писателя Достоевского. Рассматривается положительное или отрицательное влияние технологических достижений на человечество и описание своего мировоззрения, опираясь на персонажей из литературы.
В зависимости от интересов, каждый ученик сможет выбрать для себя подходящую тему, заранее подготовиться, прочитать литературу и отлично сдать экзамен.
Как подготовиться к написанию сочинения
В первую очередь необходимо определиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше определиться с одной, и узнать рекомендуемый объем написания. Как правило, на выполнение данного задания даётся не более 3 часов, оно не должно превышать более чем 350 слов. Но и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.
Ученикам стоит обратить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, рассмотрения персонажей и своего мировоззрения. Как правило, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет рассматривать именно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Не стоит забывать, что все сочинения тщательно проверяются на антиплагиат, поэтому полностью цитировать абзацы из любимого произведения не стоит.
Наверняка каждый понимает, что и орфография, исправления и любые помарки также недопустимы, заранее стоит поработать над почерком, чтобы у комиссии не возникало вопросов. Не нужно откладывать в долгий ящик подготовку: если начать сейчас, то к моменту написания сочинения гарантированно получится справиться с любой выбранной темой.
Завершается прием заявлений на участие в итоговом сочинении
-Подать заявление необходимо до 17 ноября. Это можно сделать в своей школе.
-Итоговое сочинение писать обязательно, оно является допуском к ГИА.
-Темы сочинений будут известны выпускникам за 15 минут до начала.
-Дополнительные даты проведения – 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Читать еще…
источник