Произведения где есть доброта для сочинения

Повесть лидии чарской отчасти напомнила мне другую, более известную нашумевшую детскую повесть чучело. перипетии жизни лены икониной, у которой

Повесть Лидии Чарской отчасти напомнила мне другую, более известную нашумевшую детскую повесть – “Чучело”. Перипетии жизни Лены Икониной, у которой долго не складывались отношения в семье дяди и в гимназии, похожи на злоключения Лены Бессольцевой.
Обе девочки – чистые сердцем, искренние и отважные не побоялись отстаивать свое право – поступать согласно велению своего сердца.
Лене Икониной повезло больше: ей не пришлось уезжать, отношения с родными улучшились настолько, что, выбирая между двумя домами – домом дяди и домом своей хорошей подруги графини Анны Симолинь, Лена все же решает остаться у дяди.
После своего чудесного спасения, она по-новому взглянула на своих родных – на дядю, на маленького Толика, на горбунью Жюли, на вдруг расчувствовавшихся Нину и Жоржа, и поняла, что все они по-своему любят ее, только любовь пришла в сердце каждого из них – своим путем. Но все вместе они – одна семья.
**
Очень хорошие, светлые чувства остаются после прочтения этой повести. А еще, было очень интересно взглянуть на жизнь детей конца 19 века, посетить с ними уроки родного языка, закона Божьего, отпраздновать Рождество. Книга, без сомнения, станет одной из моих самых любимых.

Разделы:
Литература
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело. В.Г.Белинский.
Ход урока
– Имя писательницы, о произведении которой мы
будем сегодня говорить, многим известно. Лидия
Чарская посвятила своё творчество детям. Детские
поступки, характеры, взаимоотношения – всё
охватила она в своих повестях и рассказах.
– Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести ..”
являются слова В.Г.Белинского “Детские
книги….”.
– Как вы понимаете слова русского критика? (Обсуждение)
– Какие чувства воспитывает в читателях
Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки
маленькой гимназистки”. (Анализ повести)
– Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы
учащихся).
– Поговорим о главной героине произведения.
Начнём с имени.
– Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)
– Как звала её мамочка? (Ленушка)
– Какую характеристику имеет в грамматике
суффикс –ушк?
(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь,
нежность матери к ребёнку).
– Расскажите кратко историю Лены.
(Пересказ событийных моментов: трагические
события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к
дяде, знакомство с двоюродными братьями и
сёстрами).
– Как приняли Лену в семье дяди?
– Что вы можете сказать о новых родственниках
Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить
рассказ о новых родственниках Лены).
Глава 4 “Семейство Икониных”.
Глава 5 “Разбитая ваза”.
Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.
– Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье
дяди?
– Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа
в группах)

Друзья:
Проводник Никифор Матвеевич
Его дочь Нюра
Графиня Анна Симолинь
Дуняша (служанка в доме Икониных)
Враги
Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
Тётя Нелли.
– Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама
уделяла мало времени детям, считала, что
мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала
внимания на бедняжку Жюли).

(Работа в группах.)

– Характеристика детей. (Учащиеся ведут
обсуждение в группах, находят цитаты,
подтверждающие их ответы, затем работаем всем
классом).
Вывод:
Нина – похожая на мать – надменная красавица.
Жорж – эгоистичный мальчик.
Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех
из-за своего уродства.
Толя – ещё совсем маленький мальчик,
повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя
первый изменил своё отношение к Лене. В какой
момент это произошло?
(Читаем главу “Филька
пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по
ролям
)

– В мальчике проснулось чувство жалости.
– Как назвал Толю старший брат? (Пятница)
– Героя какого произведения вспомнил Жорж?
(Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.
– А почему именно Пятница?
– Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к
таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

– А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу
стало жалко эту девочку)

Поиграем
: 1 ученица – Жюли, она отвечает на
вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?
Почему строила козни?
Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая
игра)


(
Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он
задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку
учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с
табличкой “Воровка”. Это было стыдно,
унизительно, несправедливо).
– Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её
поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна
Симолинь).
– С кем из сказочных героев ассоциируется эта
героиня? (Вспомните названия произведений, в
которых героям в их беде помогают добрые
волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто
больше”)

“Морозко”
“Золушка”
“Госпожа Метелица”
“Кощей Бессмертный”
“Царевна-лягушка” ….
– Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и
настоящего друга, и доброго заступника.
– Как вы думаете, какой момент в повести можно
считать наивысшим подъёмом в развитии действий,
т.е. кульминацией?
(Лена услышала от тёти Нелли , что перевернулся
поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что
погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги
Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)
– Как повела себя Лена?
(Выборочное чтение главы 21 – 23)
– В семье Икониных переживали об исчезновении
Лены?
– “Переживали” – это слово было знакомо
семейству до появления Лены в их доме?
– Что значит “переживать”?
– Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа
в группах
)

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления
Лены в нём и с появлением девочки.
(До- жестокость, эгоизм, одиночество,
недружелюбие
С появлением – дружба, внимание, радость,
сопереживание.)
– Графиня предложила Ленушке стать её названой
сестрой и остаться жить в её доме.
– Какой выбор сделала Лена?
(Осталась в семье дяди).

Работа в группах

– Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя
ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать
утешением…”? (Обсуждение).
– И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского:
“Детские книги пишутся для воспитания, а
воспитание – великое дело”.
Действительно, Лидия Чарская делала великое
дело – воспитывала и продолжает воспитывать
(ведь умирает писатель, но его книги живут)
сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся)
:
1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки
маленькой гимназистки”.
2. Написать сочинение – рассуждение на тему
“Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?
11.12.2010

Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

18.10.2021 23:16:25

Автор: Наталья Бостоногова


Приходя в книжные магазины или изучая различные источники, я часто сталкиваюсь с тем фактом, что в современном мире очень популярна так называемая литература для подростков. И тогда я задалась вопросом, почему? Проанализировав некоторые книги такого жанра, я пришла к выводу, что чаще всего главными героями таких произведений являются люди от четырнадцати до восемнадцати лет. И ведь неспроста — это легко можно объяснить. Читатели, знакомясь с текстом, как правило, ищут персонажа, с которым легко себя ассоциировать. Представлять себя на его месте, рассуждать о том, как поступил бы, окажись в подобной ситуации. Если главный герой — человек, ещё находящийся в поисках себя, читателям той же возрастной категории будет комфортно сопоставлять себя с ним.  

Описанный мной приём используется не только в книгах, но и в других способах передачи истории: кино, играх, театральных постановках и т.д. Но зачем он нужен? Одним из важнейших правил написания книги или сценария, является создание персонажа, который будет вызывать симпатию у читателя. Например, произведения, в которых главный герой является абсолютным злом и совершает ужасные поступки, малоизвестны, потому что повествуют о человеке, которому сложно сопереживать и с которым нелегко себя ассоциировать. Именно поэтому чаще всего основных персонажей многих текстов можно разделить на архетипы: молодой искатель приключений, его верный друг или дева в беде. Читателям приятно переносить на себя подобные образы и потому произведения, где они есть, пользуются популярностью.  

Что касается меня, я нечасто ассоциирую себя с определёнными героями, но есть те, на которых я стараюсь равняться, которым симпатизирую больше остальных или в которых вижу схожие с моими черты характера. Одним из таких персонажей является Цзинь Цзысюань из романа “Магистр дьявольского культа” китайской писательницы Мосян Тунсю. Этот молодой человек, несмотря на высокий социальный статус, был исключительно умён, добр и храбр. Так, в период войны он, рискуя своими репутацией и жизнью, смог защитить друга от гибели. Пройдя через испытания судьбы, Цзысюань усмирил свой тяжёлый характер и обрёл счастье в семье. Я ассоциирую себя с этим персонажем, потому что по ходу сюжета он развивается, как личность и учится признавать свои ошибки.

Таким образом, многие люди при знакомстве с произведением, ассоциируют себя с литературными героями, потому что это помогает понять их поступки, ощутить себя на их месте и проявить симпатию.  


Здравствуйте, Наталья!

В своей работе вы размышляете на тему популярности книг и героев, речь у вас достаточно грамотная, однако вы допускаете слишком много логических ошибок и мало внимание уделяете литературному аргументу.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Наталья, итоговое сочинение — литературоцентричное, главную роль в нем играет анализ литературного произведения. Большую часть вашей работы занимают размышления о книгах и персонажах, анализ произведения скудный, собственно анализу посвящена одна строка. У вас есть риск получения незачета.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Приходя в книжные магазины или изучая различные источники, я часто сталкиваюсь с тем фактом, что в современном мире очень популярна так называемая литература для подростков.

А почему она так называемая?.. Литература для подростков — нормальное название.

И тогда я задалась вопросом, почему?

В первом абзаце вы выдаете банальные истины за результат глубокого анализа. То, что в книгах для подростков действуют подростки и молодежи приятно читать про ровесников, — совершенно естественный факт, который не нуждается в доказательствах.

Описанный мной приём используется не только в книгах, но и в других способах передачи истории: кино, играх, театральных постановках и т.д.

Какой прием вы описывали?..

Одним из важнейших правил написания книги или сценария, является создание персонажа, который будет вызывать симпатию у читателя.

Нет такого правила. И далеко не во всех книгах есть симпатичные персонажи. Или автор их, может, и задумал, но читателю они все равно несимпатичны.

Именно поэтому чаще всего основных персонажей многих текстов можно разделить на архетипы: молодой искатель приключений, его верный друг или дева в беде.

Почему поэтому? Мы выделяем архетипы, потому что нужны герои, которым читатели будут сопереживать? Нет такой логики. Это ВСЕ архетипы, которые встречаются?

Этот молодой человек, несмотря на высокий социальный статус, был исключительно умён, добр и храбр.

Почему несмотря на? Высокий социальный статус категорически не предполагает ума, доброты и храбрости?

К4 (речь) + 1 балл

Именно поэтому чаще всего основных персонажей многих текстов можно разделить на архетипы

… можно выделить несколько архетипов основных персонажей.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 6

Орфография

Нет ошибок.

Пунктуация

Одним из важнейших правил написания книги или сценария, является создание персонажа, который будет вызывать симпатию у читателя.

Необоснованное обособление дополнения.

Читателям приятно переносить на себя подобные образы ЗПТ и потому произведения, где они есть, пользуются популярностью.

Запятая разделяет два простых предложения с сочинительной связью.

Я ассоциирую себя с этим персонажем, потому что по ходу сюжета он развивается, как личность и учится признавать свои ошибки.

Нет сравнения, запятая не нужна.

Таким образом, многие люди при знакомстве с произведением, ассоциируют себя с литературными героями, потому что это помогает понять их поступки, ощутить себя на их месте и проявить симпатию.

Запятая между подлежащим и сказуемым!

Грамматика

Представлять себя на его месте, рассуждать о том, как поступил бы, окажись в подобной ситуации.

Эта форма требует объекта действия: окажись я, окажись он, окажись этот человек.

Так, в период войны он, рискуя своими репутацией и жизнью…

Формально тут определение относится к двум однородным членам, но в случае с подобными абстрактными существительными множественное число некорректно.

Общий вывод по работе

Итак, Наталья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует поработать над логикой и больше внимания уделять анализу книги.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

   Конфуций говорил, что : «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие». Не могу не согласиться с данным утверждением. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один герой из романа М.А. Булгакова говорил, что трусость является главным пороком. Именно, преступление ,связанное с ним, никак нельзя оправдать. Бессердечие или же трусость проявить милосердие к человеку является тяжким преступлением. Тему бессердечия, трусости и милосердия раскрывает М.А. Булгаков в своем произведении «Мастер и Маргарита».
    Иешуа, герой романа «Мастер и Маргарита» переживает предательство, пытки, несправедливый приговор , и все это он переживает из-за трусости людей. Его прокуратор, Понтий Пилат осознает невиновность Иешуе, но не может объявить об этом, поскольку боится лишиться своего статуса.  В скором времени Иешуа казнили, причем мучительным способом, а прокуратор долго винил себя в смерти Иешуа. Таким образом автор хочет донести до нас мысль о том, что проявление бессердечности, трусости  Понтия Пилата является тяжким преступлением.
    М.А.Булгаков так же затрагивает проблему милосердия. Эта проблема раскрывается при помощи Маргариты. Она прошла множество испытаний, стала ведьмой, хозяйкой бала висельников и убийц, и была награждена одним желанием. Но, не смотря на желание вернуть Мастера, Маргарита тратит свое желание на то, чтобы Фриде больше не подавали платок, которым она задушила своего ребенка. Булгаков считал, что в люди еще могут исправится, пока в их душах сохраняется сострадание к ближнему.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бессердечие и вправду является самым тяжким  преступлением из всех. Не умение или трусость  проявить милосердие, делает человека уязвимым во многих обстоятельствах, лишает нравственных принципов и рассудка. Лишь тогда, когда человек проявляет свое милосердие к ближнему, его  душа возвышается.

Здравствуйте, Ксения.

Вам  удалось выстроить рассуждение по заявленной теме, приведя в качестве аргументов примеры из литературных произведений. Но есть серьезные замечания.

К-1: тезис сформулирован с нарушением логики: вы подменяете понятие «бессердечие» » трусостью» или недостаточно понятно объясняете в своем рассуждении, как они связаны. Почему бессердечие — это трусость? Покажите, что именно трусость часто приводит к бессердечию, а это преступление по отношению к человеку. Больше рассуждений на основе анализа фрагментов из произведения.

К-2 (Аргументация) :Первый аргумент зачтен. но нужно больше рассуждений на основе анализа фрагментов из произведения.

Второй аргумент  не зачтен, так как, во-первых, не соответствует содержанию романа «Мастер и Маргарита». Маргарита не проявляет милосердия   к Фриде. Перечитайте внимательно фрагмент произведения,  гл. 24: «Я о милосердии говорю, —  объяснил  свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного  глаза…..Воланд , обратившись  к Маргарите, спросил: —  Вы,  судя  по  всему,  человек исключительной  доброты?  Высокоморальный человек?

    —  Нет, — с  силой ответила Маргарита,  —  я  знаю, что с вами можно разговаривать только  откровенно, и откровенно вам скажу:  я  легкомысленный человек.»                                                            Где здесь милосердие Маргариты? Она  отрицает, утверждает, что лишь легкомысленна.  Легкомысленно пообещала , что Фриде не будут подавать платок. И еще одно важное замечание: Фрида не раскаялась  в содеянном преступлении. Это звучит парадоксально, но это так.

во-вторых, аргумент не соответствует теме сочинения( бессердечие-милосердие). Можно использовать тему милосердия, выстраивать как контраргумент, но у Вас этого нет. Возьмите пример проявления милосердия там, где оно есть. Например, в финале романа Иешуа  Га-Ноцри через Левия Матвея просит Мастера, автора романа,  простить Понтия Пилата, который  «около двух тысяч лет» страдает от своего  «бессмертия и славы» (гл. 32. «Прощение и вечный приют»).Вот это будет пример милосердия.

К-3  1 балл, но учтите указанные замечания, так как  есть грубые логические ошибки.  В теме ТЕЗИС уже сформулирован, Вам надо согласиться или нет с этим высказываем и раскрыть его смысл, доказав аргументами. Вы же выдвигаете новый проблемный вопрос, не связанный с ключевым словом тезиса, и далее подменяете бессердечие  трусостью, а  это не одно и то же.

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие». Не могу не согласиться с данным утверждением. Какое преступление никак нельзя оправдать?

К-4 Речевые ошибки:

переживает предательство, пытки, несправедливый приговор , и все это он переживает из-за трусости людей.

лексический повтор («переживает» )и лексическая несочетаемость слов («переживает предательство, пытки, приговор»).

Пилат- не личный прокуратор Иешуа Га-Ноцри.

лишиться должности ( да и  не только должности, Пилат боится  вообще оказаться преступником и подвергнуться суду, если не вынесет приговор Иешуа Га-Ноцри.)

Понтий Пилат осознает невиновность Иешуе, но не может объявить об этом, поскольку боится лишиться своего статуса.  В скором времени Иешуа казнили, причем мучительным способом, а прокуратор долго винил себя в смерти Иешуа.

Лексический повтор  (три раза ), и имя Иешуа не изменяется по падежам. (Иешуе)

Эта проблема раскрывается при помощи Маргариты.

лексическая несочетаемость слов.

бессердечие и вправду является самым тяжким  преступлением из всех.

«вправду»- просторечное слово, неуместное употребление.

К-5  Орфография:

ТАКЖЕ (это  союз)

М.А.Булгаков так же затрагивает проблему милосердия
Не умение или трусость  проявить милосердие

Неумение — слитно.

Пунктуация:

Неправильное оформление прямой речи( запятая и союз ЧТО не нужны):

Конфуций говорил, что : «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие». Не могу не согласиться с данным утверждением.

Вводная конструкция, нужна запятая:

Таким образом  автор хотел донести ….

Именно, преступление ,связанное с ним, никак нельзя оправдать.

Не нужна запятая, не вводное слово.

Ксения, выстраивайте логическую схему сочинения, внимательно читайте произведения ( не в пересказе и  не пересказывая уже готовые аргументы к сочинениям, ведь известно, что в интернете много «мусора», искаженных анализов произведений). Ваша неудача в этом сочинении- нарушение логики. Вы сбились в само начале пути- во вступлении, четко выражайте мысли. Поэтому примите во внимание  замечания,  и желаю творческих успехов, Вы можете писать хорошие работы.

На чтение 33 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Тезисы

  • Доброта — это одно из основных формирующих качеств нравственной и полноценной личности.
  • Эмпатия, щедрость, отзывчивость и искренность — основные проявления доброты.
  • Добрый человек не только приносит пользу, как окружающим, так и себе, но и не требует ничего взамен, являясь примером для подражания.
  • Все эти примеры лишь подтверждают утверждение о том, что без доброты, которую мы порой не замечаем, наш мир уже давно бы изжил себя.
  • Основной двигатель прогресса — укрепляющаяся с годами нравственность, направляющая справедливые и благородные поступки.
  • Доброта — это важнейшее качество человека, определяющее его отношение к окружающему миру.
  • Все божественные законы говорят о необходимости деятельной доброты в жизни людей.
  • Сила доброты решает многие социальные и нравственные проблемы общества.
  • Истинная доброта всегда измеряется в поступках.
  • Доброта к животным — это мера нашей человечности и гуманности.

Аргументы

В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова — воплощение духовности, чистоты и доброты. Она помогает всем, не думая о себе или своей выгоде. Именно поэтому она приняла участие в судьбе Родиона, не прося ничего взамен. Она жалеет всех своих родственников и хочет для них всего самого лучшего, несмотря на то, что они вовсе не так добры к ней. Мачеха упрекала ее и устраивала сцены, отец пил, сводные сестры и брат никак не могли себя обеспечить. Для достижения своей благой цели девушка готова на все — даже торговать собой. Только благодаря ей несчастные дети не погибли от голода. Её доброта делает не только мир лучше, но и людей вокруг. Ее поддержка помогла Родиону исправиться и начать путь искупления своих грехов.

В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» главная героиня олицетворяет собой не только дух русской женщины, но и безмерную любовь к окружавшим. Все жители деревни обращались к Матрене за помощью, и она никому не отказывала: работала неофициально и без платы, воспитывала чужую дочку и содержала ее за свой счет. Все соседи в любой момент могли позвать ее, и она приходила, чтобы вновь взять на себя часть тяжелой крестьянской работы. Тяжелая жизнь в прошлом не сказалась негативно на душе героини, она искренна в своих поступках и проявлениях, даже если понимает, что её теплотой пользуются. Она же делает всё вокруг лучше и прекраснее, облегчая суровую и скудную жизнь крестьян своим участием.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня воспитывалась в любви, мягкости, доброте и взаимопонимании. Но когда она выходит замуж за Тихона, который боится своей матери, жизнь потихоньку превращается в ад. Кабаниха давит всё живое рядом с собой, и Катерина — не исключение. Купчиха изводит домашних упреками, подозрениями и придирками, никогда не бывает довольной. Невестка подвергается регулярным нападкам свекрови и испытывает постоянный стресс. Но из-за своей природной доброты Катерина сглаживает конфликты и не перечит Кабанихе. Она до последнего надеется на мирное урегулирование конфликта. Эти нападки не делают девушку черствой или злой, она остается благодарной каждому дню, излучая улыбку. Однако добрые люди очень уязвимы, ранимы, и Катерина ненадолго задерживается в доме Кабанихи. Отчаявшись найти понимание, она уходит из жизни.

В произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль» Софья — одна из главных персонажей. Девушка отличается нравственностью души, добротой и искренностью. В переводе её имя означает «мудрость». Благодаря этому качеству она не отчаивается, оказываясь в трудных обстоятельствах. Даже несмотря на грубость и насилие Простаковой, Софье добрыми помыслами удается отстоять себя и своё право на счастье. Ее великодушие раскрывается в финале произведения, когда ее обидчики предстают перед своеобразным судом. Тогда героиня прощает их, даже несмотря на то, что они пытались ее похитить и выдать замуж насильно. Однако истинная доброта всегда проявляется в умении отпустить обиду и помириться.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Фенечка — воплощение доброты, искренности и честности. Она любит Николая Петровича и сына Митю. Для неё нет ничего важнее семьи. Девушка сумела согреть жизнь своего супруга теплом и заботой, а после рождения сына целиком посвятила себя материнству. Ее доброта проявляется в понимании и смирении: когда в поместье вернулся старший сын Николая Петровича, она не показывалась ему на глаза и не выходила к завтраку. Она же не торопила барина с женитьбой, хотя уже родила от него сына. Все эти жертвы говорят о том, что интересы других людей для Фенечки дороже, чем ее собственные. Она делает все возможное, чтобы жизнь семьи была лучше, и в этом стремлении забывает о себе.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Мария Болконская поистине добра и красива душой. Молодая женщина ухаживает за своим престарелым отцом, а потом и воспитывает племянника. В семейной жизни она терпит много обид и лишений: князь Болконский суров и строг, а иногда и просто груб с ней. Он эгоистично удерживает дочь рядом с собой, не давая ей шанса выйти замуж и не вывозя ее в свет. Герой потешается над ее интересами и даже читает письма подруг. Она же отдаёт все силы на то, чтобы её близкие были счастливы, и не просит ничего взамен, терпеливо и смиренно принимая причуды батюшки. Мария не думает о собственном счастье, а живет во имя благополучия родных, тем самым выполняя свой нравственный долг.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой — доброй души человек, не желающий никому зла. Илья Ильич спокойно лежит на диване и думает о своем, не смешиваясь в политику и не делая карьеру. Его доброта проявляется в речах и общей безобидности. Но это прекрасное качество никак не реализуется на окружающем его мире. Обломов слишком ленив, чтобы помогать другим и жертвовать своим привычным укладом жизни. Он не прибавляет зла, но и не противостоит ему. Например, участь крестьян, которые кормят и поят барина, Илью Ильича волнует не настолько, чтобы поехать в деревню и хотя бы посмотреть, в каком она состоянии. Автором подчеркивается, что доброта исключительно на словах утопична и не несет никакой пользы. Истинная доброта всегда выражается в поступках.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня так искренне любит своего возлюбленного, что отдает в его владения всю свою жизнь. Также она трепетно заботится о своей престарелой матери, постоянно помогая ей и неся на своих плечах содержание семьи и хозяйство. Девушка не требует взаимности в своих добрых поступках, она просто оберегает тех, кто ей дорог. Но когда Лиза узнает о неверности любимого, её доброе сердце не может перенести такое предательство, и она кончает жизнь самоубийством. Эта сцена ярко подчеркивает, что её намерения и чувства бескорыстны, и она любила Эраста не потому, что он — дворянин и богач. Но ее чистая душа не была оценена по достоинству. Очень часто доброта остается в тени, а ее отсутствие приносит людям успех, но не покой. Так, Эраст до конца своих дней мучился от осознания вины.

В сказке Г.Х Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается тема истинной доброты по отношению к себе и миру вокруг. Главный герой был отвергнут и не принят обществом из-за их внешних отличий, но это не сломило персонажа, он продолжил свой путь с улыбкой, излучая душевный свет. Герой не винил свое окружение и не мстил ему за грубость и отторжение. Зато он помогал всем на своем пути, если видел, что требуется участие, и был вознагражден судьбой. Именно внутренняя доброта в конце произведения помогает ему обрести красивую внешнюю оболочку в дополнение к прекрасной душе. Сказка учит нас тому, что отзывчивость и великодушие намного важнее внешности и аксессуаров.

Настоящая власть и сила коренятся в доброте и искренности — эти мысли подтверждаются в сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Царевна выбирает Руслана исходя из его природных нравственных качеств, она уверенна, что справедливый правитель — это человек, способный к эмпатии и любви к своему народу. Ведь власть дает просвещенному монарху способность помогать и делать жизнь своего народа лучше. Ее выбор не обманул ожиданий: Руслан защитил Русь от печенегов, а свою жену — от злого колдуна. При этом на своем пути он не раз помогал даже своим врагам, не сражаясь без нужды и доверяя людям до последнего. Это и есть проявления настоящей доброты.

Содержание:

Рассказ «Чудесный доктор»

Как аргумент для сочинения, «Чудесный доктор» А. И. Куприна подходит идеально. Автор описывает семью, которая страдает от голода и болезней. Герой произведения — Емельян Мерцалов. У него нет денег, еды, смертельно больна одна из дочерей. Отец всего семейства не может справляться с чёрной полосой в жизни и хочет совершить самоубийство. Но мужчина встречает доктора Пирогова, и тот решает ему помочь:

  • даёт безвозмездно деньги;
  • лечит младшую дочку от болезней;
  • помогает справиться с проблемами.

Тогда у семьи всё начинает налаживаться. У Мерцалова появляется желание жить и надежда на светлое и счастливое будущее. Пример показывает проявление доброты и человечности. Профессору было важно, чтобы у мужчины всё наладилось, он показал, что все проблемы можно решить.

Возможно, читая это произведение, в каждом зажжётся искра отзывчивости.

Повесть «Капитанская дочка»

В произведении А. С. Пушкина можно встретить проявление добра и заботы. Василиса Егоровна всегда окружала свою семью теплом и уютом. Ей всегда были интересны дела мужа, но только из-за её доброты. Благодаря этой женщине, на службе мужа царит спокойствие, любовь и умиротворение. И также она окружила своей заботой и Петра Гринёва.

Сам же Пётр тоже относится доброжелательно ко всем. Первый раз, когда он встретил Пугачёва, подарил свой заячий тулуп, чтобы тот не замёрз. Совершенно незнакомому человеку отдал свою вещь, что означает очень доброе и бескорыстное сердце.

Из этой повести можно сделать вывод, что нужно с пониманием и добрым сердцем относится не только к близким, но и чужим людям. Здесь описывается доброта, как качество счастливого человека. Делай добро, тогда оно вернётся обратно.

«Матрёнин двор»

Очень хорошо подходит рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», как аргумент для сочинения. В произведении рассказывается о женщине, которая проявляет искреннюю доброту к людям:

  1. Помогает односельчанам с проблемами.
  2. Приютила девочку.
  3. Всегда приходила на помощь.

Женщина бралась за любую работу, даже мужскую. Она старалась всем помочь, ни разу не взяв денег. Все считали её странной, никто не относился понимающе и с состраданием. Над бедной женщиной подшучивали и не воспринимали всерьёз. Но всё это было неважно. Она считала себя полезной для окружающих и помогала всем, чем могла.

«Уроки французского»

В. Г. Распутин затронул тему доброты и милосердия в своём произведении. Читатель сталкивается с жестокостью, добром и отзывчивостью. Главными героями становятся мальчик, рассказывающий эту историю, и учительница Лидия Михайловна, которая старается помочь парнишке всеми способами.

Мальчику не на что было жить, поэтому ему приходилось зарабатывать, играя в чеку на деньги. На выигрыш он покупал себе молока. Когда учитель об этом узнала, начала ему помогать.

Первым делом позвала его на дополнительные занятия по французскому языку, чтобы накормить обедом, но он отказался из-за гордости и стеснительности.

После этого Лидия Михайловна посылает ему посылку, но поняв, от кого подарок, парень пересылает обратно.

После неудачных попыток и рассуждения о последствиях, учитель решается на игру с ним. Но директор школы узнал об этом и уволил Лидию Михайловну.

Этот рассказ учит смелости, упорству, доброте и самое важное — жертва собой, своей работой. Показывается, какой отчаянный поступок можно совершить ради кого-то.

«Мальчик в полосатой пижаме»

Известная и трагичная история Дж. Бойна о военном времени. Мальчик по имени Бруно обладает добротой и сочувствием с самого детства. Его отец — военный офицер, который хочет дать сыну самое лучшее. Парнишке это неинтересно, поэтому он отправляется исследовать новые территории.

Недалеко от своего дома он натыкается на концентрационный лагерь, где встречает парня своего возраста Шмуэля.

Познакомившись, Бруно понимает, что ему запрещено дружить с ним. Мальчишка приходит тайно, приносит еду, играет с ним через колючую проволоку.

Когда пришёл день отъезда Бруно, мальчик решает помочь Шмуэлю найти его отца и одевается также, как узник. Но итог истории трагичен, всех заключённых загоняют в газовую камеру. Поиски приводят родителей Бруно к одежде, в которой он был, тогда всё стало ясно.

Эта история показывает, что добро и сочувствие в каждом человеке сидит с самого детства. Конечно, последствия печальны, но Бруно показал, что в мире тоже существует добро. Эта история о мальчике, который пожертвовал собой.

Все произведения подходят для сочинения на тему «Доброта». Примеры из литературы по-разному отвечают на вопрос: «Почему человек должен быть отзывчивым?». Но главное, что неравнодушие, сострадание и доброту нужно воспитывать в себе с самого детства. И иногда нужно принести что-то в жертву, чтобы совершить поистине добрый поступок.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Автор: · 16.01.2019

Часто окружающий мир оказывается жестоким к людям. Может даже показаться, что доброта не имеет права на существование. Однако это чувство горечи и злобы не должно стать жизненным девизом, ведь доброта – это путь к спасению отдельного человека и мира в целом. Каждый читатель должен помнить об этом, поэтому Многомудрый Литрекон сделал список, где описал (своими словами) литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3, отвечающие на вопрос «Что такое доброта?». Если Вы хотите дополнить подборку, пишите в комментариях, чего недостает, и мы добавим.

  1. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» — яркий пример доброты, спасающей жизни. Семья Мерцаловых находится в бедственном положении: отец потерял работу, они живут в сыром подвале, дочь заболела, а лечить ее не на что, остальные трое детей голодают. Мерцалов-старший обошел всех, у кого можно занять, но безуспешно. Тогда он решает покончить с собой, но встречает доктора Пирогова, который становится для Мерцаловых ангелом-хранителем. Он осмотрел больную дочь, бесплатно выписал ей лекарство и оставил деньги перед отходом. С этого времени бедность отступила. Пирогов не отвернулся от незнакомых людей, пожертвовал своим временем, деньгами и планами, и эта доброта заслуживает огромного уважения.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса», был одним из немногих, кто проявил доброту к маленькой Ассоль. Девочку не любили в городе, она подвергалась несправедливым насмешкам. Сказочник встретил Ассоль, когда она относила игрушки, сделанные ее отцом, на продажу в лавку. Он рассказал, что после того, как девочка вырастет, ее заберет из этого недружелюбного места прекрасный принц, который приплывет на корабле с алыми парусами. Доброта Эгля дала Ассоль надежду на будущее счастье. Она смогла пережить несправедливое отношение к себе, вспоминая доброго сказочника и его историю.
  3. Василиса Егоровна, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отличается добротой и сердечностью. Она любопытна и лезет во все дела своего мужа Ивана Кузьмича, коменданта крепости, но все это делает из добрых побуждений. Именно благодаря этой женщине даже на службе царит семейная и теплая атмосфера. Окружила она заботой и главного героя, Петра Гринева. С такой же простотой и любовью она до своей смерти пыталась защитить свою семью от бунтовщика Емельяна Пугачева. На ее примере читатель убеждается, что доброта – это сила, которая рождает в человеке внутреннее благородство.
  4. Наталья Савишна, героиня повести Л. Н. Толстова «Детство», служит у семьи Иртеньевых почти всю жизнь. Это добрая, простодушная и честная старушка. Она обожает своих господ, несмотря на то, что именно из-за них надежда на собственное счастье оказалась несбыточной. Даже после получения вольной Наталья Савишна остается с Иртеньевыми, потому что не может оставить их без своей заботы. Она бережет их имущество и видит в этом свое предназначение, потому что хочет всеми способами помочь семье. Великодушие в сочетании с жертвенностью делает образ героини практически святым. На ее примере мы видим, что доброта – это, прежде всего, отказ от эгоизма.
  5. Доброта и душевная красота присуща скромной крестьянке Лизе, героине повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Она трогательно окружает заботой свою мать, пытаясь обеспечить ее старость. Влюбленная в дворянина Эраста девушка полностью отдается чувству, делает все ради него. Однако ему наскучила такая преданность, герой уехал от Лизы, не найдя в себе силы даже окончательно расстаться с ней. Убедившись в его неверности, героиня решается на самоубийство. Но даже перед смертью она думает о маме и передает ей деньги, которые дал несостоявшийся жених. Данный пример говорит о том, что доброта – это стремление дарить тепло своего сердца другим людям.
  6. Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», пережил настоящий ад: бои на передовой, концлагерь, потеря всей семьи. После войны у него не было смысла жить. Но солдат встретил сироту Ванюшку, который тоже лишился всех близких и теперь вынужден бродяжничать. И Соколов сказал ребенку, что его отец выжил, и это он сам. Андрей не прошел мимо, тем самым дал надежду, что жизнь продолжается, и мальчику, и самому себе. Значит, доброта – это, прежде всего, сила, которая помогает душе возродиться даже после самых жестоких потрясений.
  7. В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня проявляет истинную доброту, помогая всем односельчанам справляться с трудностями крестьянской жизни. Всю работу в селе она осуществляет безвозмездно и живет не ради наживы, а для того, чтобы быть полезной обществу. Она, к примеру, пустила в дом рассказчика, хоть и сама нуждалась в средствах. Подобное отношение к окружению – проявление добросердечности, которая заключается в бескорыстной любви к людям.
  8. В рассказе А. Платонова «Юшка» тщедушный и больной герой жил одиноко и замкнуто, поэтому соседи относились к нему с пренебрежением. Даже их дети нападали на него, так как мужчина не оборонялся и не жаловался, получая побои и издевательства. Все считали его жалким, однако после его смерти выяснилось, что Юшка тратил все сбережения на содержание и образование сироты. Только тогда люди поняли свою ошибку. Этот пример учит нас тому, что истинная доброта скромна, ведь ее суть – это бескорыстная помощь, не требующая оваций.
  9. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Володя нуждался в еде и стал играть в азартные игры, чтобы хоть как-то прокормить себя. Заметив это, преподавательница решила помочь мальчику, и сама согласилась играть с ним, чтобы он, гордый и непреклонный, принял ее помощь в виде проигрыша. За это героиня поплатилась работой, но от своего дела не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта – это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других людей.
  10. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» одинокая старушка доживала свой век в деревне, пока ее единственная дочка работала в городе. Хоть пожилая женщина и не получала должного внимания от Насти, она не позволяла себе осуждать ее и винить, прощала ей равнодушие. Великодушие дало матери силы смириться с поведением дочери и простить ее. Этот пример говорит о том, что доброта – это безграничная жертвенная любовь, возвышающая и очищающая душу.
  11. Силу доброты показывает А. Н. Островский в пьесе «Гроза». Катерина была несчастна в доме мужа, никто ее не поддерживал в противостоянии с Кабанихой, которая постоянно распекала ее упреками и придирками. Любовь и понимание героиня искала в супружеской измене, но так и не нашла. Поняв ошибку, жена признается в предательстве мужу, будучи не в силах его обманывать. Катерина была слишком добра, чтобы жить во лжи. Таким образом, доброта – это универсальный нравственный ориентир, позволяющий человеку поступать правильно.
  12. Обломов, герой одноименного романа И. А. Гончарова, отличается добротой и сердечностью. Он никому не желает зла, не гонится за богатством и привилегиями, ищет лишь покоя. Но при этом он не делает абсолютно ничего, чтобы проявить свои прекрасные качества и принести пользу людям. Он лежит на диване и ждет, когда его жизнь улучшится сама. Так, его обманывают, он теряет возлюбленную, но не может найти в себе силы сделать хоть что-то. Автор дает понять, что доброта без деятельности становится бесполезной.
  13. Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех: отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Чтобы обеспечить этих детей, Соня торгует собой. Совершая страшный грех, Мармеладова остается чистой и доброй. Она никого не винит в своих несчастьях, помогает всем окружающим. Она облегчает жизнь Родиону Раскольникову, совершившему убийство: помогает прийти к покаянию. Соня очищает все вокруг, ведь доброта – это способность делать мир лучше.
  14. Марья Болконская, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», отличается добротой и сердечностью. Она заботится о своем престарелом отце, который изводит ее своими придирками, а также воспитывает маленького племянника. Болконская отдает всю себя ради благополучия близких, мысленно уже попрощавшись с собственным счастьем, выполняя свой нравственный долг. Но ее доброе сердце обретает и любовь: Марья встречается с Николаем Ростовым, они женятся, она счастлива в семье. На ее примере читатель видит, что доброта – это нравственное превосходство человека над обществом, которое дает ему способность менять жизнь к лучшему.
  15. М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон» показал весь спектр человеческих качеств, там есть место и доброте. Ильинична, мать семейства Мелеховых, отличается этим свойством характера, выражая собой лучшие качества материнства. Она способна понять и принять слабости каждого члена семьи, все простить и вытерпеть. Каждый из Мелеховых ощущает на себе ее заботу, всю себя она отдает ради счастья близких. Вся жизнь прошла в тяжелом труде, изменах и побоях мужа, но Ильинична все равно не считает ее несчастливой, потому что все это было ради детей. Доброта матери часто забывается, но без нее жизнь становится серой и печальной.

Доброта – важнейшее качество человека. Она освещает все вокруг, побуждает и окружающих быть лучше. Пусть не всех, пусть кто-то отвечает на доброту предательством. Но добрые поступки остаются в памяти люлей, а иногда и в вечности.

Автор: Мария Блинова

Автор: · Опубликовано 15.06.2017 · Обновлено 16.06.2017

Аргументы из литературы

  1. (53 слова) Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
  2. (37 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
  3. (51 слово) В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
  4. (60 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
  5. (45 слов) В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
  6. (58 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
  7. (52 слова) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
  8. (50 слов) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
  9. (55 слов) В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
  10. (54 слова) В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.

Примеры из жизни

  1. (53 слова) Я в первый раз задумался о доброте, когда заметил, что моя сестра украдкой подкармливает кота на улице. Она экономила карманные деньги, чтобы купить ему еду, обделяла себя за ужином, чтобы угостить любимца, и даже под дождем умудрялась выбегать к нему с гостинцем. Тогда я понял, что доброта делает людей возвышенными и хорошими.
  2. (53 слова) Своей добротой меня потрясла одна собака. К котам она относилась плохо, всегда лаяла на них, но как-то раз в ее логово забрел котенок. Он еле открыл глаза, видимо, рано остался сиротой. К моему удивлению, собака не только его не тронула, но и пригрела в своей будке. Так он и вырос под ее опекой.
  3. (58 слов) Другой пример могу привести из жизни. Как-то раз я увидел, как брат и сестра шли из школы, как вдруг на брата напали ребята постарше. Девчонку они не трогали, но она, не раздумывая, вступилась и начала атаковать. Парни смутились, отошли, а отважная девочка никому даже не сказала о том, что произошло. Я понял, что это и есть настоящая доброта.
  4. (58 слов) Приведу в пример доброту нашей классной руководительницы. Она была строга, никто особо не ожидал от нее ничего хорошего. Но как-то раз, узнав о том, что одна из «неблагополучных» девочек не вернулась домой, она ночью поехала искать ее одна. Найдя ее в сомнительной компании, женщина не побоялась хулиганов и увела девчонку домой. С тех пор я уважаю ее безмерно.
  5. (49 слов) Лично я почувствовал желание сделать доброе дело, когда увидел передачу, где показывали больных детей. Им нужны были дорогие операции, а я, оглянувшись на свою обеспеченную и счастливую жизнь, понял, что могу обойтись и без мороженого. Я перевел небольшую сумму и был счастлив, что смог сделать что-то по-настоящему важное.
  6. (59 слов) О доброте мне поведал отец, когда в очередной раз вернулся с перевязанной рукой. Он сдавал кровь. Я очень боялся уколов и не понимал его мотивации. Тогда он сказал, что сам когда-то лежал в больнице после аварии, и ему кровь жертвовали всем родным поселком. Я представил эту готовность помочь, объединяющую абсолютно разных людей, и осознал, что доброта – движущая сила человечества.
  7. (57 слов) О доброте я узнал, когда впервые попал в больницу. Мне было страшно и одиноко. Ко мне пришла сестра, я уже забился под одеяло, ожидая уколов, но тут она улыбается и начинает просто болтать со мной. Все процедуры она обыгрывала так, будто это пустая формальность. Тогда я понял, как важно, кем бы ты ни был, оставаться добрым человеком.
  8. (53 слова) Я считаю по-настоящему добрым моего друга. Как-то раз мальчишки поймали лягушку и хотели ее надуть. И тут он как вскричит на нас благим матом, как выхватит ее у главного зачинщика шалости, что никто сориентироваться не успел. Он ее выпустил, но трепку мы с ним получили изрядную. А все равно за добро стоит постоять.
  9. (66 слов) Из моего опыта мне вспоминается ситуация, когда в нашем сарае завелась бездомная кошка. Я очень жалел ее, но боялся сказать о ней бабушке, ведь она не любила живность в доме. Так я и кормил ее тайком, пока не заметил, что бабуля делает то же самое. Она объяснила, что боялась брать кошку из-за моей астмы. С тех пор я твердо знаю, что мягким характером пошел в нее.
  10. (68 слов) О доброте я узнал, когда меня посадили с одной девочкой. Она не знала математику, в отличие от меня, и я страшно этим гордился, не давал списывать. Но вот химия у меня «не пошла», а вот она была первой умницей в классе. И вот на решающей контрольной она видит, что я заваливаюсь, и … дает списать! С тех пор мы дружим, а я понял, что доброта важнее математики.

План: 1. Введение2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»3. А.И. Куприн «Чудесный доктор»4. А.И. Солженицын «Матренин двор»5. В.Г. Распутин «Уроки французского»6. М.А. Шолохов «Судьба человека»7. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»8. Маркус Зусак «Книжный вор»9. Вывод

Введение

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В своей повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин демонстрирует, как главный герой Петр Гринев совершает добрый поступок относительно Емельяна Пугачева. Когда тот становится их провожатым в плохую погоду, Петр отдает ему заячий тулуп, даже не догадываясь о том, что перед ним находится Пугачев. Несмотря на то что слуга Гринева Савельич был против того, чтобы отдавать незнакомому человеку тулуп, Петр совершенно бескорыстно отблагодарил их спасителя. Такой добрый поступок породил еще одни добрые поступки. В этот раз – со стороны Пугачева, который узнает Петра Гринева, когда того собираются казнить. Пугачев спасает главного героя от смерти, а позже помогает ему в освобождении его возлюбленной Маши Мироновой, которую в плен захватил Швабрин. Фактически поступок, когда Петр Гринев отдает Пугачеву заячий тулуп, полностью влияет на его дальнейшую судьбу. Так, автор повести показывает, что любое добро вернется к человеку в двойном размере. Петр Гринев с помощью благородного поступка Маши Мироновой оказывается освобожденным от ареста. Он встречает свою возлюбленную, и жизнь их наполняется счастьем. А.С. Пушкин показывает, к чему приводят добрые намерения человека: к истинному счастью рядом с любимым человеком.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

Повествует о добром поступке и Александр Иванович Куприн. В своем рассказе «Чудесный доктор» он изобразил по-настоящему жестокое общество, которому все равно на судьбы других людей. Эгоизм, равнодушие, корысть и жестокость – вот что характеризует общество, описанное в «Чудесном докторе». Автор рассказывает о тяжелом положении семейства Мерцаловых, у которых нет никаких средств к существованию. У них нет ни лекарств, ни денег на них, ни еды, чтобы прокормиться. Отца семейства уволили из-за его болезни, поэтому положение его семьи было катастрофичным. И самое страшное: окружающие не хотели помочь Мерцаловым просто выжить. Среди жестоких людей выделяется доктор Пирогов. Когда в парке он встретил Емельяна Мерцалова, он стал расспрашивать его о жизни его семьи. Неравнодушие доктора Пирогова стало причиной того, что отец семейства Мерцаловых не совершил самоубийство, о котором думал несколько минут назад. У Емельяна появилась надежда и вера в человечество. Прибывший домой к Мерцаловым доктор Пирогов выписал им лекарство, оставил денег и дал важный совет: никогда не падать духом. Эти слова, а также помощь в материальном плане стали настоящим чудом для целого семейства. А.И. Куприн изображает, как один маленький добрый поступок может кардинально изменить жизнь не одного человека, а целого семейства. Поступок доктора Пирогова навсегда запомнился каждому члену семейства Мерцаловых, на фоне бездушного общества он был настоящим рождественским чудом, спасшим их жизни.

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Добрым человеком можно назвать и героиню рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Главная героиня всю жизнь поступала благородно и добродетельно. Матрена совершала добрые поступки, так как у нее было огромное сердце, желающее всем любви и счастья. Женщина никогда ничего не просила взамен за свое добро. Почти все жители деревни обращались к Матрене за помощью, и она не могла отказать им. Несмотря на то что многие окружающие ее люди пользовались ее добротой, Матрена искренна в своих поступках. Она милосердна и способна к самопожертвованию. Тяжелая жизнь, с которой пришлось столкнуться Матрене, не озлобила героиню, а сделала ее только сильнее и добрее. Образ Матрены олицетворяет праведную жизнь. Она помогает даже своему бывшему жениху, который на протяжении многих лет строит ей козни. Матрена помогает перевезти собственную горницу, в результате чего погибает. Так, А.И. Солженицын показывает, что, к сожалению, зло победило добрые начала, олицетворенные Матреной.

В.Г. Распутин «Уроки французского»

На тему добра и зла рассуждает и Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского». В центре повествования – жизнь мальчика, мать которого живет в другом городе. Рассказчику довольно тяжело, часто он голодает. Его учительница Лидия Михайловна, преподающая французский язык, видит, что мальчик находится в трудном положении, поэтому решает ему помочь с помощью игры в замеряшки. В момент игры в комнату к Лидии Михайловне заходит директор школы. На следующий день он принимает решение уволить учительницу, которая совершила педагогическое преступление, сыграв со своим учеником в замеряшки. В рассказе «Уроки французского» не зря повествование ведется от лица того самого мальчика. В.Г. Распутин показывает его отношение к происходящему. Повествователь уважает свою учительницу, которая ценой собственной работы поделилась с ним жизненной мудростью. Ведь главное, что она сделала для ученика, – это не помощь в материальном плане, а преподавание нравственных уроков, позволяющих ответить, что же такое доброта и милосердие. Урок Лидии Михайловны на всю жизнь запомнился мальчику, теперь он знал: в любой ситуации необходимо оставаться человеком.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Проявлением добра является и поступок главного героя рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». В ходе войны Андрей Соколов потерял всех своих близких. Но такая потеря не озлобила героя, а сделала его только сильнее. Встретив сироту Ванюшку, который также потерял всех родных, Андрей Соколов принимает решение усыновить его. Герой совершает добро не только словами, но и делом. Он понимает, насколько мальчику будет сложно в этом бесчеловечном мире, поэтому отдает ему собственное тепло. М.А. Шолохов показывает, насколько поступок центрального персонажа отличается самоотверженностью, милосердием и добротой. Усыновив Ванюшку, Андрей Соколов теперь вновь обретает смысл жизни. Получается, что его добрый поступок относительно другого человека становится добром и для самого себя.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

О вечной борьбе добра и зла писал зарубежный сказочник Ганс Христиан Андерсен. В своей сказке «Снежная королева» писатель продемонстрировал конфликт между Снежной королевой, олицетворяющей зло, и Гердой, воплощающей добрые начала. Девочка не побоялась трудностей и препятствий, которые оказались на ее жизненном пути, она с искренним желанием отправилась на поиски и спасение своего друга Кая. Герда совершала только добрые поступки, поэтому все те, кого она встречала на пути, стремились помочь ей найти Кая. Доброта девочки, ее жертвенность и искренность помогают ей победить Снежную королеву и избавить своего друга от злых чар. Г.Х. Андерсен иллюстрирует то, что в борьбе зла и добра побеждают силы добра. Герда осмелилась пойти против Снежной королевы и остановила ее злые намерения относительно мальчика Кая.

Маркус Зусак «Книжный вор»

Тема добра и жестокости поднимается в романе Маркуса Зусака «Книжный вор». Автор произведения описывает трудное для всего мира время: нахождение Гитлера у власти. В центре повествования лежит судьба девочки Лизель Мемингер. Ей и ее семье приходится жить в обществе, наполненном жестокости: людей учат ненавидеть друг друга. Против евреев ведется настоящая охота. Караются даже те, кто хоть как-то помогает им спастись. В условиях такой жизни семья Лизель устраивает приют в своем подвале одному еврею. Приемный отец Лизель отказывается вступать в партию нацистов, теряя при этом большинство своих клиентов. Он дает еврею Максу надежду на счастливую жизнь, напоминая, что он, как и все, является в первую очередь человеком, которому следует помогать. Этот поступок учит Лизель настоящей доброте. Она отзывчиво относится к Максу, приносит ему книги, которые они вместе читают. Несмотря на то что было тяжело прокормить самого себя, семья главной героини обеспечивает пищей и еврея, подвергая свою жизнь опасности каждую минуту. М. Зусак показывает, что в мире, в котором царствует насилие и бесчеловечность, маленький добрый поступок становится спасением в жизни. Если бы не семья девочки, Макса давно бы убили. Ради спасения чужой жизни и стоит, по мнению автора, совершать добрые поступки.

Вывод

Таким образом, добро – это то, что делает жизнь человека счастливой. В некоторых случаях оно даже спасает чью-то жизнь. Это говорит о том, что всегда следует совершать добрые поступки, даже если они кажутся ничтожно маленькими. Даже одно слово, которое произнесено из искреннего желания помочь знакомому или незнакомому человеку, способно кардинально изменить жизнь человека. Многие писатели и поэты в своих произведениях говорили о том, что добро обязательно победит зло. Конечно, в мире существует зло, однако добро имеет огромную силу, которая никогда не даст победить злу.

Используемые источники:

  • https://bank-argumentov.info/dobrota-argumenty-egje-i-ogje/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/argumenty-dobrota.html
  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-15-3-na-temu-dobrota/
  • https://literaguru.ru/oge-argumenty-k-sochineniyu-chto-takoe-dobro/
  • https://www.sochinyashka.ru/argumenty/argumenty-k-ege-na-temu-dobrota.html

На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Что такое добро? Есть ли оно в современном мире? Какова его роль в жизни человека? Эти вопросы помогут написать сочинение на тему «Добро».

Введение

Каждый человек нуждается в добром отношении к себе. Только добро способствует тому, что человек делается лучше с каждым днем. Добро может быть разным: один поступок может помочь человеку в выборе, а другой – сможет спасти жизнь. Независимо от степени доброты, благие намерения навсегда остаются в памяти человека, для которого они были совершены. Доброта способна изменить человека, сделать его счастливым.

Первый аргумент

На тему добра и доброты писали многие русские и зарубежные писатели и поэты. Так, А. И. Куприн в святочном рассказе «Чудесный доктор» продемонстрировал, как один добрый поступок изменил жизнь целой семьи. Мерцаловы были очень бедны, им не хватало средств к существованию. Семью постигали неудачи и несчастья: заболел отец семейства, в результате чего его отстранили от службы, умерла одна девочка, а другая лежала без сознания. Ситуация по-настоящему плачевная, Емельян Мерцалов не знает, где ему найти денег, чтобы прокормить семью. Он идет просить милостыню, однако понимает, что все кончено. Мерцалова начинают посещать мысли о самоубийстве. Именно в этот момент происходит встреча главы семейства с доктором Пироговым, который неравнодушно отнесся к ситуации и помог бедной семье. Он не только дал им наставление никогда не падать духом, но и помог в материальном плане. Этот поступок стал началом возрождения семьи, и он навсегда запомнился всем членам семьи, в которой произошло чудо благодаря доктору.

Второй аргумент

Вывод

Таким образом, добро – это необходимый элемент в жизни каждого человека. Оно может изменить мировоззрение, оно способствует нравственному очищению, оно делает человека лучше. Добрые поступки способны направить человека на истинный путь и спасти жизнь целой группы людей.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Что такое добро?», на примере рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» и рассказа В. Распутина «Уроки французского» рассмотрит доброту и ее проявления, которые играют большую роль в жизни человека.

Прививать это прекрасное качество должны человеку с самого раннего детства, то есть учить его любить свою Родину, уважать и ценить старших, бережно относиться к природе. Только в таком случае человек станет личностью. Этому нас учат детские книги и фильмы. Примером проявления доброты может служить главная героиня произведения Солженицына «Матренин двор». Старушка, имеющая открытое сердце, безвозмездно помогает своим односельчанам справляться с жизненными трудностями. При том, что женщина сама нуждается в средствах, но все равно размещает рассказчика в своем доме и угощает самой крупной картошкой. Такое отношение к окружению – проявление добросердечности, которая несет в себе бескорыстную любовь к людям.

Не менее важным является умение сопереживать чужому горю. У каждого из нас время от времени случаются сложные жизненные обстоятельства, и без посторонней поддержки человек может морально погибнуть.

Каждый раз, совершая даже самый незначительный добрый поступок, мы делаем этот мир лучше. Будь то это помощь бездомным животным или пожертвование в благотворительную организацию на помощь бедным детям, все это делает наше будущее светлее. В современном мире, когда каждый ищет свою выгоду, остаётся мало места доброте. Некоторые люди ради собственной идеи, становятся равнодушными к окружающим и совершают низкие поступки. Глядя на них необходимо задумываться о своих действиях и ни в коем случае не совершать таких ошибок, которые превращают нас в бездушных существ.

Таким образом, можно сделать следующее заключение, будьте милосерднее, не давайте места злобе и коварству в своём сердце, ведь как говорил один известный философ «только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит».

Сочинение 2

Доброта – что означает это слово? Кого можно назвать добрым человеком? Мы всегда будем спрашивать себя об этом, спорить. Потому что доброта не имеет четкого определения. Это внутренние ощущения, и у каждого человека они свои. Можно лишь сказать, что доброта – это что-то светлое, она греет сердце и душу.

Что это слово значит лично для меня? Я считаю, что доброта – это искренние проявления милосердия, сочувствия и заботы. Добрый человек никогда не сможет никому навредить, он наоборот тянется помочь, ему не жалко ничего для других. Также я думаю, что добро должно распространяться на все вокруг. Будь то человек, животное или растение. Попробую доказать свою точку зрения с помощью аргументов из литературы и реальной жизни.

Рассуждая над представленной темой, я сразу вспомнила произведение русской писательницы Анны Никольской «Вадимкины слезы». В данном рассказе ведется повествование о мальчике Вадиме, которому мама наказала утопить щенков. Однако Вадим не мог этого сделать: «слезы подступили к горлу, стали душить». Мальчик осознавал, что щенки хоть и только родились, ничего не понимают, но они живые! По совету знакомой, главный герой отнес их охотнику, ведь у того ощенилась собака: «может возьмет старик твоих-то». Вот она, настоящая доброта – ценность чужой жизни.

Замечательным примером послужит рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Произведение знакомит читателей с юношей по имени Гриша и его бабушкой – Дуней, к которой он приехал на каникулы. Каждую ночь бабе Дуне снятся пережитые во время войны тяготы, и она кричит, плачет во сне. Внук думал о том, как же помочь, потому что одно только воспоминание о слезах близкого человека ранило сердце. Мать посоветовала Грише просто крикнуть «молчать», чтобы бабушка прекратила шуметь, но сердце его «облилось жалостью и болью». Мальчик опустился на колени и стал успокаивать ее. После чего он ушел на кухню и заплакал, эти слезы «шли от сердца», Грише было жалко «бабу Дуню и кого-то еще». После той ночи он не рассказывал бабушке ни о чем, так было нужно, это было ее исцеление.

 В данном рассказе мальчик постоянно проявляет доброту сердца: когда он помогает и сочувствует родному человеку и, когда испытывает боль о том, что пришлось пережить бабе Дуне и другим людям когда-то. Нельзя назвать человека добрым, если он не способен искренне сопереживать и не желает помочь в трудную минуту.

В данной теме нельзя обойтись без примера из жизни. Стоит упомянуть довольно известную историю, которая произошла в деревне Баилово (Болгария). Нищий дедушка по имени Добри каждый день ходил пешком до столицы (расстояние около 10 километров), чтобы просить милостыню возле местного храма. Он никогда не брал собранные деньги себе и жил на скромную пенсию. Пожертвования дедушка  отдавал другим, однажды даже оплатил счета детского дома, который просто закрылся бы. Это один из самых ярких примеров доброты в жизни, когда человек готов отдать другим, не имея многого.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что моя позиция верна. Доброта – это все самые искренние и светлые чувства. Когда человек не может поступить плохо вопреки всему, воспринимает чужие горе и боль с понимаем и по-настоящему хочет помочь.

Сочинение Что такое доброта человека

Вне зависимости от культуры, религиозных и политических взглядов, в мире существуют нормы морали, которые признают все. И в основе всех нравственных и моральных ценностей лежит доброта. Она является фундаментом существования человеческой цивилизации, и вопрос воспитания этого душевного качества будет актуален во все времена. Есть ли чёткое определение того, что такое доброта и подчиняется ли она каким-либо законам?

В первую очередь доброта – это нечто положительное и в то же время безвозмездное по отношению к окружающим.  Желание сделать окружающих счастливыми, а их жизнь лучше, не требуя ничего взамен.  Даже маленькое дело, способствует достижению общего блага, поэтому не стоит путать доброту с самоотверженностью.  Достаточно в меру своих возможностей помогать другим, нуждающимся в твоей заботе. Доброта – не всегда нечто материальное. Не только владельцы благотворительных фондов способны оказать помощь ближнему. Гораздо чаще – это нужные слова поддержки или сочувствия, товарищеская помощь в трудную минуту.  Миролюбивое, ласковое и нежное отношение не только к людям, но и ко всему окружающему миру, его флоре и фауне.  Доброта не знает расовых, культурных и гендерных стереотипов. Добрый человек не признаёт отличий и относится ко всем, как к равным. Только ответственный и отдающий себе отчёт человек способен понять важность этого свойства человеческой души.  Чувствовать ответственность за чужую жизнь и счастье дано не каждому. Делая добро другим, такие люди сами чувствуют себя счастливее, потому что их доброта не проходит даром.  Есть, те кто принимают доброту за слабость, но, как показывает практика, они недальновидны и не думают о завтрашнем дне.

Доброта имеет свойство возвращаться. Во вселенной есть негласные законы, по которым она существует. Если ты что-то отдаёшь, то непременно получаешь взамен. В случае с добротой, взамен ты получаешь доброту. Иногда не сразу, иногда совершенно с неожиданной стороны, но получаешь в удвоенном размере. Сложно дать однозначное определение этому явлению, но, тем не менее, оно существует, и будет существовать до тех пор, пока существует человечество в нынешнем виде.

Вариант с примером из литературы

Для того чтобы обрести в себе уверенность, быть счастливым человеком и иметь желанных друзей, необходимо приложить некоторые внутренние усилия. Это касается тех качеств характера, которые относятся к положительным. Так, например, в каждом из нас должна присутствовать доброта.

Умение незамедлительно, доброжелательно реагировать на неприятности окружающих людей, чтобы помочь им и представляет содержание данного понятия. Это душевное свойство бесценно, так как человек, который им обладает, на свете не одинок. У таких людей всегда есть рядом тот, кто в трудную минуту окажет взаимную помощь.

Если доброта искренняя, то это заметно с первой минуты. Ведь невозможно оказаться возле стаи злых собак равнодушному человеку, который, не задумываясь, решил прийти на помощь нуждающемуся человеку. В жизни случается немало непредвиденных ситуаций, которые носят разрушительный характер. Но справиться с ними возможно, когда люди способны сопереживать друг другу, проявлять сострадание и терпение тогда, когда человек попал в беду. Вокруг «доброты» всегда вращается и вера в людей, и милосердие, и другие качества, которые будто дополняют ее.

Таким образом, с понятием доброта мы начинаем знакомиться с ранних лет. Даже не осознавая, что это за термин, ребенок произносит его в нужной ситуации, связывая с такими терминами как помощь, ощущением радости, честность. Если доброта будет превосходить другие качества, то в мире исчезнет недоверие, агрессия, непонимание.

Среди бесчисленных произведений русской литературы есть огромное количество примеров, в которых доброта превосходит злобу. Это делает героев по-настоящему счастливыми. Так, например, смелый и находчивый офицер Жилин из произведения А. К. Толстого «Кавказский пленник» без сомнений идет навстречу даже представителям того народа, который является врагом. Он пытается избавить от недугов больных, порадовать девочку захватчика, смастерив ей куклу из дерева. Этот герой предан своему народу, он не бросает по пути изнеможенного Костылина. Открытый всему миру он несет людям добро, несмотря на те условия, в которых оказался по воле судьбы. Здесь налицо отсутствие корысти, равнодушия, что помогает сделать свои цели достижимыми.

Начиная с заботы о ком-либо, понимания, оказания помощи нуждающимся, человек приходит к пониманию слова «доброта». Осознавая себя наделенным этим качеством, на душе становится легко. Ведь такое участие в жизни других людей делает нас счастливее.

<glav>Другие темы:</glav>← Трусость↑ 9 классЭгоизм → `

Доброта

dobrota.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Натюрморт. Цветы в вазе Головина (описание для 6 класса)

    Картина Цветы в вазе — одна из работ русского художника Александра Яковлевича Головина, написанная его гениальными руками в 1910 году. Он был мастер создания натюрмортов, так как очень любил цветы и даже выращивал их у себя в саду

  • Сочинение Школьная жизнь (с фразеологизмами)

    Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому

  • Тема судьбы в произведении Герой нашего времени (9 класс)

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времен» был написан в 1840 году. В романе, как и во всех произведениях этого писателя, поднимается вопрос судьбы.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chto-takoe-dobro.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/9-klass/dobrota

  • Произведения для аргументов к итоговому сочинению
  • Произведения для аргументов итогового сочинения по направлению человек путешествующий
  • Произведения для итогового сочинения 2022 по направлению путешествие
  • Произведения для итогового сочинения 2022 иностранные
  • Произведения в качестве аргументов для сочинения огэ