Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
Автор:
Самый Зелёный
·
«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных…» — звучит круто, но на деле «чудные открытия» сулят большие испытания. Выпускникам предстоит сдать экзамен на допуск к ЕГЭ, и далеко не каждый из них пишет также вдохновенно и охотно, как Пушкин. И на великого поэта не удастся свалить насущные дела («А кто будет делать? Пушкин?!»). Придется самим искать литературные аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» для итогового сочинения 2021-2022 года. Но не во глубине сибирских руд, не все так уж плохо! Многомудрый Литрекон поможет, подготовив подборки по всем направлениям. Приятного просвещения! А если чего-то нужного нет — не стесняйтесь написать об этом в комментариях, и мы все добавим. Кстати, не забудьте посмотреть на темы, направления и пример сочинения этого года.
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? И.А. Гончаров в романе «Обломов» описал героя, с которого хочется взять пример. Это Андрей Штольц. Успешный и целеустремленный мужчина сделал себя сам и всего добился без родительской помощи. С ранних лет он много учился и даже работал. Андрей рос активным ребенком и не боялся трудностей. Поэтому он поехал в большой город делать карьеру, не воспользовавшись протекцией. Ему хватило смелости и упорства, чтобы устроиться на службу и сделать карьеру. Штольц дослужился до чина, давшего ему право на личное дворянство. Потом он занялся бизнесом и стал негоциантом — международным торговцем. Так он увеличил наследный капитал в десять раз. Его история мотивирует читателя на достижения и преодоление себя.
- Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.
- Способно ли искусство врачевать душевные раны? А.И. Куприн в произведении «Яма» показал, как искусство способно исцелять людей и пробуждать в их душах огонек добродетели и надежды на лучшее. Однажды известная певица решила посетить публичный дом вместе со своими друзьями, чтобы разнообразить свои впечатления. Ровинскую ожидало потрясение. Среди публичных женщин нашлись вполне грамотные и умные собеседницы, которые рассказали о настоящей жизни притона и ее связи с внешним миром. Они провели параллели между браком без любви, в котором жили многие женщины, и продажной любовью. Ровинская решила спеть в знак уважения к этим девушкам. И вдруг песня обнажила эти циничные и порочные души. Женя, самая злая и насмешливая из женщин, расплакалась прилюдно. Песня пробудила ее душу. Она сожалела о своей загубленной жизни и даже призналась певице в том, что больна сифилисом, но специально заражает клиентов, чтобы отомстить им. Будучи десятилетним ребенком, она была продана в публичный дом родной матерью. Именно сила искусства заставила Женю вскрыть нарыв обиды на мир и заглянуть внутрь себя. Песня заставила ее задуматься над тем, как быть дальше.
- Какой вид искусства Вам ближе и почему? Из всех видов искусства мне ближе всего литература, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна жила в деревне и была нелюдимой девушкой, зато много видела и узнавала в книгах. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и изучить людей. Ее кругозор расширился, поэтому Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Татьяна стала самобытной натурой со своей индивидуальностью, чем привлекла и богатого генерала на ярмарке невест в Москве. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно. Поэтому она ценила семью и брак выше страсти и даже первой любви, которая обманула ее ожидания. Я тоже стремлюсь к развитию, а потому люблю читать и всем советую начать.
- Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению.
- Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? Ф.М. Достоевский в книге «Бедные люди» доказал, что люди, которые много читают, расширяют свой опыт до нескольких жизней и становятся более мудрыми, зрелыми, рациональными. Так, Варя, несчастная провинциальная девушка, обманутая богатым купцом, смогла найти утешение и возможность для развития в литературе. Знакомый студент показал ей качественные книги и приучил к чтению Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Варя читала и получала новые знания о мире. Это совершенствовало ее ум и характер. Даже такая молодая девушка была грамотнее, дальновиднее и добродетельнее своего дальнего родственника Макара Девушкина, который писал с ошибками и являлся очень ограниченным человеком, хотя был вдвое старшее ее. Книги показали Варе другой мир, где можно было жить добродетельно и с пользой для общества. Она начала работать и обеспечивать себя. Очевидно, что именно литературный опыт нескольких жизней развил героиню и помог ей найти силы и справиться со своей травмой.
- Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.
- Зачем человек читает книги? Джек Лондон в романе «Мартин Иден» продемонстрировал пользу литературы для человека. Его герой, не получивший образования из-за бедности, смог найти необходимые знания для развития в книгах. Если в начале повествования Мартин чувствует себя дикарем среди интеллигентных людей и не может встать вровень с ними, то в финале он превосходит их и становится модным писателем благодаря своему увлечению чтением. Самообразование оказалось более эффективным, чем хождение по университетам и школам. Нужные книги открыли перед Мартином весь мир, полный новых достижений и премудростей. Его эрудиция и неповторимый опыт стали основой успеха в мире искусства. Вот для чего современному человеку следует брать пример с Мартина и читать побольше.
- Почему люди в 21 веке не перестают читать? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» наглядно показал, что чтение помогает человеку развиваться и расширять кругозор. Найдя любовь и счастье вне брака, Анна стала изгоем в светском обществе и была лишена привычных видов досуга. Люди отвернулись от нее, она больше не могла наносить визиты и являться на балы. Всюду за спиной или даже в глаза она слышала обвинения и колкости. Поэтому Анна и Алексей долгое время путешествовали за границей, где никто не знал об их положении. Анна пристрастилась к чтению и изучению искусства. Она ездила по галереям, позировала Вронскому и знакомилась с художниками. Литература превратила ее интерес в твердое знание. Поэтому даже Константин Левин, который был предубежден, нашел общие темы в разговоре с Анной и отметил высокий уровень ее ума. Ему было интересно беседовать с такой развитой и эрудированной женщиной. Чтение помогло Анне идти вперед и становиться лучше, несмотря на осуждение общества.
- Может ли чтение быть опасным? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показал, как чтение может негативно повлиять на воспитание человека. Софья Фамусова много читала, но в ее репертуаре были преимущественно любовные романы французского происхождения. Они развили фантазию девушки, но лишь в одном русле. Она начала оценивать реальных людей через призму литературных клише. В результате героиня стала легкой добычей для обманщика Молчалина, который просто примерил на себя роль героя-любовника французского покроя. Софья же разыгрывала сцены из книг в жизни и довольствовалась выдуманной любовью по шаблону. Она сама лгала себе и не заметила неискренности Молчалина. В финале героиня болезненно восприняла его разоблачение, ведь иллюзия сильно расходилась с реальностью.
- Какие качества помогает воспитать в себе литература? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» показал мотивирующий пример, который учит нас идти вперед и добиваться своих целей. Вера родилась в небогатой семье и росла в атмосфере угнетения и бесправия. Мать хотела обогатиться за счет выгодной партии для дочери, фактически торговала красотой Веры. Но помощь студента Лопухова помогла девушке спастись из домашнего плена и начать обучение. Героиня стала сама обеспечивать себя и совершенствовать знания в самых разных областях. Оказалось, что у Веры были способности к предпринимательству. Она организовала свою мастерскую и помогла десяткам работниц заработать на жизнь честным трудом и вырваться из темного подвала зависимости и невежества. Параллельно Вера занималась самообразованием и даже получила медицинский диплом, что позволило ей проявить себя и в науке. Ее вдохновляющий пример может воспитать в нас такие качества, как целеустремленность, сила духа и смелость.
- Чему учит читателя классическая литература? А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» дает читателю важные жизненные уроки. Так, ему необходимо работать над собой, чтобы искоренить лень. Ведь именно из-за бездеятельности Гаев и Раневская потеряли свое имение. А вот Лопахин, который встает в 5 утра и заканчивает работу лишь к вечеру, смог из нищего малограмотного мальчишки превратиться в богатого купца, нового владельца вишневого сада. Это значит, что усердие, целеустремлённость и саморазвитие дают человеку успех и реализацию в обществе. Также важно сохранять доброту, понимание, стремление помогать другим на всех ступенях, ведущих вверх. Лопахин выручает Раневскую деньгами и советами, проявляет отзывчивость и такт. Он мог бы самоутвердиться за счет ее бедности, но не стал. Именно так нужно вести себя, чтобы содействовать процветанию мира вокруг, а не его разрушению.
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Юноша заразил соплеменников уверенностью в успехе предприятия и дал им силу превозмогать страх. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута. После прочтения этой истории любой из нас посмотрит на свои несчастья другими глазами и получит мотивацию преодолевать себя на пути к идеалу. Ведь Данко смог, а мы почему не сможем?
- Могут ли новые технологии заменить искусство? Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» показал, что даже феноменальное развитие технологий не может уничтожить надобность человека в искусстве. Люди эры Форда не читают книг, не смотрят кино, не ходят в театр, не слушают музыку. Творчество им заменяют дешевые суррогаты примитивного толка. Поэтому у них нет индивидуальности и настоящих чувств. Они всегда одинаково веселы и беспечны, потому что сома решает все мелкие проблемы, а душевных терзаний у них нет. Но можно ли назвать героев полноценными людьми? Ведь Джон, явившийся из мира, где еще оставался Шекспир, был совсем другим. На его фоне все другие персонажи кажутся бездушными куклами, у которых нет своего лица и характера. Их внутренний мир максимально универсален и населен навязанными шаблонами. А настоящей личности у них нет. Без искусства люди не могут развиваться полноценно и обрести себя самих.
Не хватает аргументов? Пишите, какие нужны, и Литрекон добавит!
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про меняподборкапример из литературысписок
Читайте также:
Тезисы
- Проблема искусства существует такое же долгое время, как и само искусство: никогда не прекращались и, скорее всего, не прекратятся толки о том, что это такое и какой цели оно должно служить.
- Настоящее искусство — это произведение неоспоримой художественной ценности.
- Настоящее искусство — это уникальное произведение, которое вызывает у людей сильные чувства.
- Настоящее искусство — это творческий порыв, который привносит на нашу жизнь новаторство и показывает индивидуальность автора.
- Настоящее искусство — это произведение, которое заставляет людей думать, фантазировать, сопереживать героям и становиться лучше.
- Настоящее искусство — это средство духовного обогащения личности.
- Истинное искусство — это сила таланта, очищающая души людей от налета повседневности и посредственности.
- Сила искусства заключается в том, что оно преображает людей нравственно и духовно.
- Настоящее искусство — это инструмент преображения человеческой души, заставляющий людей смотреть по-иному на окружающую действительность.
- «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» Л.Н. Толстой.
- «Искусство есть одно из средств единения людей». Л.Н. Толстой
- «Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства». Т. Драйзер
Аргументы
А.И. Куприн, «Яма». Настоящее искусство всегда пробуждает лучшие порывы души человека. Это подтверждает пример из повести Куприна «Яма». Женя была продана родной матерью в публичный дом. Тогда девочке было всего 10 лет. Много боли и страданий пережила она за свою короткую жизнь и стала очень циничной и злой девушкой. Свое обвинение миру она повторяла не раз, но выразить его в полной мере ей помог роковой случай: она заболела сифилисом. В те времена болезнь была почти не излечима. Но Женя решила использовать ее, чтобы мстить. Но однажды в их публичный дом пришла известная певица, чтобы получить острые впечатления. Женя сначала обругала ее за неуместное любопытство, но вызвала лишь жалость. Тогда Ровинская спела романс, и все девушки замерли. Женя была потрясена этой музыкой и силой голоса. Бедная девушка разрыдалась и пала на колени перед певицей. Она вспомнила всю свою жизнь за эти несколько минут и изложила свои горькие чувства в исповеди Ровинской. Настоящее искусство тронуло ее загрубевшую душу и заставило по-иному взглянуть на мир.
Н.В. Гоголь, «Портрет». Настоящее искусство — это произведение несомненной художественной ценности и значимости. Его видно сразу среди сотен подражаний. Это подтверждает пример из повести Гоголя «Портрет». Главный герой ради больших заказов и славы отказался от своей музы и стал писать то, что модно и актуально. Он перестал совершенствовать свой дар, ведь публика хотела вовсе не этого. Однако Чартков не смог пройти мимо работы своего бывшего товарища. Он увидел картину и потерял дар речи. Она была талантлива, и это было видно с первого взгляда. У нее был свой стиль, свое новаторство, свой посыл. И Чартков понял, что ему никогда не сравняться с этим уровнем мастерства. Он осознал, как много потерял в погоне за прибылью. После этого он начал скупать все талантливые полотна и уничтожать их, что никто не увидел эту запредельную красоту. Этот пример учит нас тому, что настоящее искусство обладает такой художественной ценностью, что пройти мимо и не заметить его просто не реально. Оно бросается в глаза и остается в душе навсегда.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Настоящее искусство способно подарить человеку надежду и веру в свои силы. Такой пример мы встречаем на страницах романа-эпопеи «Война и мир». Однажды Николай Ростов проиграл огромную сумму в карты. По законам того времени он мог не платить только в одном случае — если застрелится. А его семья и так имела много долгов, и этот удар мог бы быть фатальным для ее бюджета. Николай уже совсем было решился на отчаянный поступок, но вдруг услышал пение сестры. Наташа пела очень красиво, звуки ее мелодичного голоса успокоили брата. Они вселили в него уверенность, что эта проблема решаема, что все в жизни преодолимо. Этот голос вернул Николаю жажду жизни и надежду. Именно такое сильное влияние настоящее искусство имеет на людей и их мировоззрение. Оно помогает нам преодолевать страх, отчаяние и сомнения. Оно мотивирует нас к действиям и борьбе с судьбой.
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Настоящее искусство актуально всегда, ведь находит отклик в душе и говорит о главном, о вечном, о необходимом. Это подтверждает пример из повести «Гранатовый браслет». Главный герой ушел из жизни, ведь потерял последнюю возможность любить свою избранницу. Желтков писал ей анонимные письма несколько лет, но она была замужем и принадлежала к другому социальному кругу. В конце концов, чаша терпения брата и мужа Веры была переполнена подарком на именины, который осмелился прислать обожатель. Георгий получил запрет на любые попытки связаться с Верой, и она же сама подтвердила это желание никак не контактировать с Желтковым. Чтобы не досаждать никому, Георгий убил себя, но напоследок оставил письмо, в котором просил Веру послушать сонату Бетховена. Он предугадал, что героиня будет винить себя в сего самоубийстве, и подумал, что гениальная соната ее утешит. Он оказался прав: героиня послушала ее и обрела уверенность в том, что он ни в чем ее не винит. Настоящее искусство обладает властью над людьми и внушает им новые чувства, новые мысли. Оно способствует личностному росту и самоанализу, а потому необходимо каждому из нас.
А.И. Куприн, «Тапер». Что такое настоящее искусство? Это высшая степень мастерства. Чтобы доказать это, приведу пример из рассказа «Тапер». Главный герой пришел играть на праздник, потому что более признанные музыканты не смогли быть вовремя. Юному исполнителю было всего 14 лет. Сначала хозяева были скептически настроены по отношению к нему: что может уметь такой юный музыкант? Однако игра Юры развеяла все сомнения. Он оказался настоящим талантом, потому что его музыка проникла в душу слушателей и оставила там неизгладимый след. Хозяева заслушались мелодией и были поражены качеством ее исполнения. Даже присутствующий композитор отметил мастерство подростка и даже взял над них шефство. В чем же был секрет Юры? А в том, что он был по-настоящему талантливым человеком, который к тому же много работал над собой и все время посвящал игре на пианино. Настоящее искусство определяет именно степень мастерства создателя и исполнителя.
И.А. Крылов, «Волк на псарне». Настоящее искусство отделяет от ненастоящего только время: одни произведения всегда интересны публике, а другие проходят быстро, как мода на них. Отличный пример настоящего творчества, проверенного временем, — это басни Крылова, которые знают все — от мала до велика. Произведения И.А. Крылова следуют правилу гражданственности, но все политические воззрения писателя вуалировались под жанром басни. Например, «Волк на псарне». Сюжет заключается в том, что волк проник на псарню, и там начался переполох, но ловчий быстро справился с этим беспорядком, нагнав на волка стою гончих. В контексте этой басни волк – это Наполеон, ловчий – Кутузов, который умело выгоняет Бонапарта из России. «Ты сер, а я, приятель, сед», — утверждает ловчий. Этой репликой Крылов хотел показать, что Кутузов – истинный мастер своего дела с огромным опытом за спиной. И хоть исторический контекст басни уже далек от нас, на роли волка и ловчего всегда найдутся новые кандидаты, ведь суть человеческих взаимоотношений не меняется. В отображении сути и состоит главный признак настоящего искусства.
«Повесть о Шемякином суде». Настоящее искусство всегда служит интересам общества и личности, отстаивает наши права. Приведем пример из 17 столетия, когда литературные произведения напоминали собой сказки, задача которых заключалась в том, чтобы обличить пороки общества и, следственно, донести до читателя определенную мораль – в литературе видны первые зародыши сатиры. На ум сразу приходит «Повесть о Шемякином суде». В этом произведении обвиненный в нескольких преступлениях бедняк, проявивши смекалку, завернул в ткань камень и грозил этим судье. Судья же принял этот камень за посул и выносил решения в пользу бедняка. Это произведение обличает подкупность и несправедливость всей судебной системы. До сих это произведение актуально и значимо, потому что в нем затронуты вечные социальные проблемы. Настоящее искусство всегда отражает то, что больше всего волнует людей.
Ф. И. Тютчев, «А.А. Фету» («Тебе сердечный мой поклон…»). Многие люди считают, что настоящее искусство проверяется не глубиной и общественной важностью поставленных проблем, а красотой и яркостью изобразительного таланта. Примером тому служит целая тенденция в отечественной литературе. Чистое искусство или искусство ради искусства – это литературное движение, концепция которого отрицает дидактизм, морализаторство и какую-либо политическую направленность в творчестве. Яркие представители этого движения – А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. В посвящении Фету Тютчев выразил свой взгляд на истинное искусство лаконично, но вполне ясно. «Иным достался от природы инстинкт пророчески-слепой,— Они им чуют-слышат воды и в темной глубине земной…Великой Матерью любимый, стократ завидней твой удел — Не раз под оболочкой зримой ты самое ее узрел…» — пишет он. Настоящий талант Тютчев видит в том, что поэт может почувствовать природу и отразить все ее богатство в красивых стихах. Он дарит читателю красоту и гармонию окружающего мира. В этом и состоит признак настоящего искусства.
Л.Н. Толстой: «Что такое искусство?». Интересны и эстетические взгляды Толстого, изложенные в статье «Что такое искусство?». В этой работе красной нитью проходит мысль о том, что искусство должно объединять людей, а значит, оно должно быть простым, чтобы человек любого состояния, образования смог его понять. Поэтому автор отрицает элитарное искусство. Писатель выступает против использования сложных аллегорий и метафор. Именно за чрезмерную барочность Толстой критикует Шекспира. Более того, искусство должно приносить и радость, и наслаждение, оно должно заражать положительными эмоциями. Бетховен пришелся не по вкусу Толстому, так как музыка известного композитора вызывала в душе писателя множество разнообразных и совершенно не сочетаемых эмоций, что приводило к сильной тревоге. Стоит отметить, что, по мнению автора, наличие в произведении большого количества деталей препятствует пониманию текста. Толстой признавал, что и в его произведениях много деталей. Именно поэтому он стал издавать детский журнал, чтобы как-то исправить свое положение. Идеалом произведения для Толстого является Библия. Там нет ничего лишнего, и этот текст доступен всем и каждому.
М.Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Молчалины». Рассуждая о природе настоящего искусства, следует упомянуть М.Е. Салтыкова-Щедрина и его журналистскую деятельность. Салтыков-Щедрин известен больше как публицист, а его сказки нельзя назвать сказками в их исконном значении. Писатель считал, что настоящее искусство должно служить на благо родине, вскрывать тайники и открывать читателям глаза на современную действительность. Салтыков-Щедрин был демократом и публиковался в журналах такой же направленности, например, в «Современнике» или в «Отечественных записках». В своих произведениях писатель обличал либералов как людей, не имеющих четкой гражданской позиции. Для автора совершенно очевидно, что либералы хоть и имели сначала какую-то идею, но потом поняли, что идею эту невозможно переложить на действительность, и они стали прогибаться под власть. Также он обличает и либеральную прессу. Например, в очерке «Господа Молчалины» есть газета «Чего изволите?», прототипом которой была либеральная газета А.С. Суворина «Новое время». Название подобрано как нельзя кстати: «чего изволите?» обращено одновременно к власти и к читателю. Получается, что издатель пытается усидеть на двух стульях. Салтыков-Щедрин выступал против чистого искусства и натурализма. По его мнению, настоящее искусство всегда помогает человеку разобраться в серьезных проблемах и сформулировать свою гражданскую, философскую и личную позицию.
А.П. Сумароков, «Наставление хотящим быти писателями». Что такое настоящее искусство? Об этом размышляли и спорили люди еще в XVIII веке, когда появлились первые трактаты на тему искусства. А.П. Сумароков издал «Наставление хотящим быти писателями». Основой для этого произведения стал трактат французского классициста Буало «Искусство поэзии», но в творении Сумарокова виден особенный почерк русского классицизма. Сумароков рассматривал искусство как своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались моралистические функции. Кроме того, Сумароков остро чувствует и поднимает проблему создания национального языка, чего не делал Буало, так как во Франции эта проблема к XVIII веку уже была решена. Сумароков отмечает различие родов и жанров литературы и принадлежность определенного языка к каждому из этих жанров. Автор выделяет комедию, трагедию и оперу. Комедия, например, не должна быть глупой: «Смешить без разума — дар подлыя души». В основу большей части трагедий Сумарокова положена отечественная тематика. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного или полулегендарного характера. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Главной определяющей трагедий классицизма является внутренняя борьба долга и чувства, в которой победу всегда одерживает долг. Таким образом, настоящее искусство — это произведение, которое учит людей быть лучше и обеспечивает их духовный рост.
М.В. Ломоносов, «Учение о трех штилях». Всем известно «Учение о трех штилях» М.В. Ломоносова. Он тоже пытался выразить научный взгляд на настоящее искусство и его признаки. По мнению автора, литература должна разделяться на три штиля: высший, средний и низкий – и каждому из них свойственен свой язык. К высшему стилю следует относить оду, трагедию, героическую поэму и ораторскую речь. Этому стилю присуща торжественная речь, в которой необходимо использовать церковнославянизмы, например, «агнец», «десница», «перст», «уста». Средний штиль – элегии, драмы, эклоги, сатиры и дружеские сочинения, в которых смешиваются церковнославянизмы и язык образованного дворянства. К низкому штилю причисляются комедии, басни, песни и письма. В этих жанрах уместно использование разговорного языка. Стоит так же отметить, что высший стиль определяет и содержание произведений. Например, оды писали для прославления императоров («Ода на день восшествия Елизаветы Петровны»), героические поэмы создавались для отражения самых ярких и важных для истории военных событий. Настоящее искусство служит разным целям, но главный его признак, который выделил автор, состоит в четком следовании законам творчества: произведение должно быть создано по всем актуальным стандартам, присущим этому роду искусства. Художник должен быть столь же компетентен, как ученый, и тогда его шедевры будут обладать несомненной художественной ценностью.
К.Ф. Рылеев, «К временщику». Говоря о проблеме искусства, стоит упомянуть и романтиков XIX века. В Российской Империи романтизм характеризовался гражданственностью: противостоянием радикалов и монархической власти. Достаточно вспомнить К.Ф. Рылеева и его стихотворение «К временщику», которое было адресовано А.А. Аракчееву. В этом стихотворении обличаются лживость и подхалимство простого рядового временщика, который возомнил себя всемогущим. Это произведение вызвало фурор среди публики и до сих пор является актуальным, ведь власть имущие часто забывают о том, что служат народу, а не наоборот. Этот пример позволяет сделать вывод о том, что душу человека пробуждают ото сна те произведения искусства, которые отстаивают идеалы справедливости и гуманности. Их и нужно признать «настоящими».
Нестор, «Повесть временных лет» и другие летописи. С ранних времен, когда только-только появлялась письменность, литературные произведения носили исторический характер. На Руси священниками велись летописи с описанием всех событий, выпадавших на долю государства. Пример такого литературного памятника – Ипатьевская летопись или же «Повесть временных лет». Дело в том, что летописи имели локальный характер, описывались только те события, которые писчий мог увидеть своими глазами, поэтому летописи несколько отличались друг от друга. В состав летописи могли входить и литературные памятники, например, «Слово о полку Игорове», которое было найдено Мусиным-Пушкиным в 1785 г. в Ярославле именно в составе летописи. Примерами исторических произведений является «Житие Александра Невского», «Сказание о погибели Рязанской земли» и т.д. Далее литературные произведения приобретали клерикальный характер («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие протопопа Аввакума»). Образовывались жанры: апокриф, летопись, хронограф, житие, хождение, слово и т.д. Получается, что на раннем этапе развития искусство не ставило перед собой каких-то высоких целей: оно фиксировало исторические события и являлось поучением для следующих поколений людей. Но это и определило его ценность. Значит, настоящее искусство с давних пор определяется тем, насколько оно поучительно для человека.
Старинные легенды. Настоящее искусство определяется богатством содержания, а не формой или авторством. Доказательством этого тезиса служит факт, что многие древние произведения не имеют автора, и это неслучайно. Если взять в расчет жанровую специфику литературы XI-XVI веков, то можно заметить, что она не имеет никакого характерного литературного почерка автора, ведь это не так важно: это литература для всех и каждого по отдельности. Личность автора отходит на задний план, так как важно не то, кто на писал, а то, что написал. Данное явление можно более красочно объяснить на примере иконописи. Авторы икон в Древней Руси никогда не подписывали своего имени: они считали, что их рукой творит сам Бог, поэтому ставить свою метку на иконе – это непростительное малодушие и богохульство. Именно поэтому мы не можем определить все работы такого известного русского иконописца, как Андрея Рублева. Более того, придумывались и различные сказания, в которых творец иконы сам Бог. В подтверждении данной мысли стоит сказать о Спасе Нерукотворном, иконе XIV в. Легенда гласит, что раньше существовало такое государство, как Эдесса, и царь его, Авгарь, был болен проказой. Он просил Христа явиться и вылечить его. Христос не смог прийти к Авгарю, так как божественный свет ослепил бы царя. Тогда Иисус умылся и послал ему полотенце, которым вытерся. Авгарь обнаружил на этом полотенце лик Христа и вылечился. Даже у этой легенды нет автора и даже письменной версии, а ведь она живет уже несколько столетий и не теряет своего влияния на слушателя. Это означает, что настоящее искусство определяется только глубиной содержания, а не формой, эпохой или авторством.
А.Н. Бруханский, «М. Н. Муравьев и «легкое стихотворство». Настоящее искусство не должно быть привязано к морали или политической обстановке. Творчество всегда нацелено на раскрытие эмоций личности, на поиск красоты и гармонии в мире. Поэтому многие люди трактовали настоящее искусство, как отражение чувств и сокровенных мыслей индивидуума. А.Н. Бруханский в научной работе «М. Н. Муравьев и «легкое стихотворство» пишет, что даже в конце 18 века некоторые группы литераторов вставали против классицизма и противопоставляли свойственному классицизму стремлению к долгу благодаря отказу от страстей именно эти же самые страсти. Такое явление впервые возникло во Франции в конце XVIII века и называется оно «легкой поэзией». Писателями воспевался культ дружбы и любви, высоко ценилось эпикурейство. К «лёгкой поэзии» обращались молодой Вольтер, П.Ж. Бернар, Ж.Б. Грессе, Ш. Мильвуа, К.Э.Л. Шапель, Г. А. Шолье. Вершиной «лёгкой поэзии» стало творчество Э.Д. Парни, у которого гедонистические мотивы, описание любви как галантной игры. Эти люди были правы в своем стремлении к освободить искусство от служения долгу и дать ему выполнять свою главную функцию — поиск красоты и пробуждение высоких чувств в человеке.
Аристотель, «Поэтика». Вспомним Аристотеля как первого человека, систематизировавшего искусство и изложившего взгляды на такие жанры, как трагедия и комедия в трактате «Поэтика». Аристотель утверждал, что главная задача искусства – это подражание миру, а вовсе не жалкая искаженная его копия, как считал Платон. Задача поэта – это говорить о том, что могло бы случиться. Таким образом, Аристотель разделяет литературу и историю, задача которой освещать уже минувшие события. К сожалению, вторая часть трактата о комедии не сохранилась, но зато мы имеем исчерпывающий материал об основах трагедии. Именно трагедию древнегреческий философ считал важнейшим родом поэзии, а саму поэзию выдвигал на первый план среди всех видов искусств. Трагедия соединяет в себе изображение событий и изображение эмоций, что присуще соответственно эпосу и лирике, но наглядного изображения на сцене нет ни в одном из этих родов. Аристотель отмечает, что именно в трагедии возможно выразить какую-либо идею. Философ выделяет фабулу и характеры в качестве главных элементов. Из всех средств художественной выразительности Аристотель больше всего ценит метафору и говорит о том, что именно в трагедии это средство может найти наибольшую свободу выражения. «Это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство», — замечает Аристотель. Кроме этого, в трагедии следует использовать и общеупотребительные слова, так как это может придать ясность произведению. Аристотель утверждает и то, что трагедия должна быть динамичной, то есть должна сохраняться напряженность конфликта, которая потом вытекает в катарсис – душевное очищение после пика эмоций, получаемых после кульминации. Именно катарсис является главным признаком настоящего искусства.
Автор: Полина Болондь
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98699-050-7
Рассматривается сложное, подвергшееся кардинальным переменам состояние современного российского театра, его роль в культурной жизни страны, ответственность его творцов в деле сохранения самобытных традиций театрального искусства. Книга вносит новый оригинальный вклад в понимание отечественного театра как влиятельного фактора культурной жизни России. Для театроведов, искусствоведов, исследователей и специалистов в области культуры, деятелей искусства.
Логос, 2009, 272 с., 84х108/32
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 5-98704-124-4
Автор вспоминает о своей командировке в Стокгольмский университет. Но не преподавание русского языка, а секретное задание стало поводом для направления автора в «шведский рай». Удалось ли выполнить задание КГБ и как проходила «операция», вы узнаете, прочитав эту исповедь порядочного человека, известного лингвиста.
Логос, 2007, 232 с., 84х108/32
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-608-1
Адольф Гильдебранд (1847–1921) — немецкий скульптор и теоретик искусства. Его художественно-теоретические взгляды сложились под влиянием идей неоидеализма и неоклассицизма. Они во многом обусловили основные черты его произведений: внутреннюю замкнутость, некоторую холодность образов, пластическую ясность, компактность и известную статичность форм, лаконизм, архитектоническую четкость композиции. Концепции Гильдебранда, раскрывающие основные закономерности взаимодействия форм и пространственных представлений в искусстве, продолжают сохранять эстетическую, теоретическую и практическую ценность, а следовательно, и актуальность. В 1914 году на русский язык было переведено его главное произведение, которое публикуется с современным комментарием. Часть статей А. Гильдебранда, вошедших в издание 1914 года, в репринтной публикации не приводится.
Для деятелей искусства и культуры: живописцев, скульпторов, дизайнеров, литераторов, режиссеров театра и кино, искусствоведов. Представляет интерес для интеллектуальных читательских кругов.
Логос, 2011, 138 с. Место вып. ориг. изд. и изд-во: М.: Мусагетъ.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-821-4
Первый том содержит послание современникам из XX века, посвященное судьбам демократии, но не только, а прежде всего человеку. Лиричное и одновременно эпическое произведение, охватывающее почти весь советский период жизни страны. Насыщенное наблюдениями, фактами, обобщениями философского масштаба и обращенное к читателю — каждому из нас. Несущее неприукрашенную правду.
Логос, 2014, 544 с.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-822-1
Во втором томе автор рассматривает XX век в России в человеческом измерении. Как остаться человеком в условиях тоталитарного общества? На этот вопрос даются ответы в «Письмах о советской школе», сборниках «Философия и жизнь» и «Человеческий капитал». Ответы глубокие, многоплановые, настаивающие на главенстве истины, справедливости и добра. Перед читателями предстает «другая» история нашей страны, которую все мы призваны постичь и осмыслить.
Логос, 2014, 672 с.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-822-1
В первой книге третьего тома исторические реалии недавнего прошлого России рассмотрены в тесной связи с фундаментальными, как часто говорят, вечными, философскими и нравственными проблемами. Чем обусловлена та уникальная ситуация, которая сложилась в стране после 1917 года? Ответ на этот вопрос во многом содержится в «Критических заметках о марксизме», ряде эссе, посвященных трудам Н. А. Бердяева, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта. И ответ этот обращает читателей к сегодняшнему дню России, к сложному положению в нашем Отечестве, во многом неопределенной в политическом отношении обстановке.
Логос, 2014, 580 с.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-824-5
Во второй книге третьего тома осмысливаются пути России с философских, экономических и политических позиций на фоне нашей действительности. Обдумываются эмоционально, с участием таких «героев нашего (и прошлого) времени», как Маркс, Ленин, Гегель, Бердяев, Сталин. Мыслителей противоречивых, во многом несовместимых друг с другом, оставивших след и в истории человечества, и в истории мысли. В споре с ними доказывается, что высшая ценность — свобода, а мера ее — демократия. Это, считает автор, предопределяет путь России, на который она наконец-то выходит.
Логос, 2014, 664 с.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98699-133-7
В настоящее из будущего, из «сломанной ветки» прилетает группа астронавтов. Их путь оказался тупиковым, но опыт, которым они хотят поделиться с человечеством, бесценен. Передать его можно только через чутких и восприимчивых «проводников». На эту роль выбраны женщины. Начинается космическая учеба. Творческий тандем мужского и женского разума творит чудеса и приносит пользу обеим сторонам. Они преодолеют все противоречия, поймут сокровенные тайны Мироздания и откроют миру универсальный культурный код Леонардо да Винчи. Представляет интерес для широкого круга читателей.
Университетская книга, 2010, 280 с., 60х90/16
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-506-0
Ласковая комедия по мотивам смутных воспоминаний о романах скандинавских писателей.
Логос, 2010, 132 с., 60х84/16
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-627-2
Лирические стихи, раскрывающие философские искания, поэтические размышления, высвечивающие обаяние внутреннего мира тонко чувствующего человека — нашего современника. Для широкого круга читателей
М.: Логос, 2012. – 192 с.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-231-3
Иисус Христос оставил тайное завещание. Расшифровка показала, что Завещание ставит людей перед труднейшим выбором, который каждый должен сделать самостоятельно.
Логос, 2007, 304 с., 84х108/32
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-617-3
Рассказы и стихи, вошедшие в сборник, содержат юмористические зарисовки, лирические переживания, необычные наблюдения. Все эти произведения отражают неординарную позицию нашего современника, много повидавшего на своем пути и глубоко осмыслившего пережитое.
Печатное слово, 2011,112 с., 70х100/32
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-360-3
Об успехах и неудачах, любовных увлечениях и сексуальных похождениях, заблуждениях людей разного возраста и положения в обществе: студентов и аспирантов, инженеров и научных работников, преподавателей и профессоров, оказавшихся в водовороте судьбоносных событий, рассказывается с неподдельной искренностью и прямотой, порой граничащей с натурализмом. Полем для жизненных коллизий явились учебные и научные процессы или опытно-конструкторские разработки: ракета для запуска с подлодки, активная зона первого ядерного ракетного двигателя, ядерная энергетическая установка, а также пушка-гаубица.
Логос, 2008, 488 с., 60х90/16
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
70-летию МФТИ посвящается
ISBN 978-5-98699-174-0
Воспоминания о различных сторонах жизни коллектива МФТИ, нашедшие отражение в книге, охватывают период с 1966 по 2012 год. События в жизни коллектива Физтеха представлены на широком фоне социальных и политических преобразований в России.
Для историков современности, науковедов, исследователей проблем образования.
Университетская книга, 2016, 360 с., 60х90/16.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-239-9
Рассматривается новейшая история нашего отечества с новых, порой неожиданных точек зрения. В ней собраны заметки о русской провинции, об испытаниях, выпавших на долю населения страны на рубеже XX–XXI столетий, о талантливых людях, олицетворяющих живой дух и совесть народа.
Для широкого круга читателей.
Логос, 2007, 228 с., 84х108/32
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
ISBN 978-5-98704-808-5
Шутливые фантастические истории, в большинстве своем изложенные в стихах. Для детей среднего возраста и их родителей.
Золотая рыбка
Плавно скользит за волною волна
Как за улыбкой улыбка
Плещется в черной воде луна
Как золотая рыбка
Я ль из породы трусливых тихонь
Удаль моя просто скрыта
Выловлю рыбку, возьму на ладонь
И попрошу
Корыто
Логос, 2015, 80 с.
Спасибо инвесторам из казино Вулкан
Шедевр – это такое произведение искусства, которое признаётся всеми людьми как самое лучшее произведение. К подобным творениям можно отнести литературные, музыкальные произведения, изобразительное искусство, архитектурные сооружения и многое другое.
Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Шедевр» для учащихся выпускных и других классов.
Что такое Шедевр – сочинение
В своей речи мы часто употребляем слово «шедевр», но что оно значит? Обычно под этим понятием подразумевается какое-то выдающиеся произведение искусства: литературное произведение, картина, фильм или постановка в театре. Действительно, таких предметов очень много. В каждой стране есть свои выдающиеся авторы.
Например, творчество Александра Пушкина можно назвать литературным шедевром. В своих стихотворениях, повестях, поэмах, романах автор изображал чувства человека во всех их проявлениях.
Многие его герои становились образцами поведения для читателей нескольких поколений. Например, искренняя любовь между Петром Гриневым и Машей Мироновой, основанная на понимании и поддержке, из «Капитанской дочки». Или же чувство долга, присущее Татьяне Лариной из «Евгения Онегина».
Писатель заложил основы русского литературного языка и сделал писательство серьезной профессией, источником дохода. Его по праву можно назвать родоначальником русской литературы.
Но действительно ли, что шедевры встречаются только в искусстве? Нет, совершенные явления можно встретить и в природе. По-своему прекрасны реки, озера, моря. Своей красотой завораживают поляны и леса.
Горы вдохновляют человека своей мощью и величием. Стада диких животных символизируют собой великолепие. Эти явления также окончательно завершены и прекрасны и достойны именоваться шедеврами.
Не зря природа служила вдохновением для писателей, которые создавали литературные шедевры. Например, творчество Михаила Лермонтова пронизано чувством любви к Кавказу и очарованностью им.
Автор изображает своих героев на склонах гор, на берегах быстрых рек, в диких зарослях. По-своему природой восхищался и Пушкин, описывая осень в своих стихотворениях.
Шедевров очень много. Человек окружен совершенными явлениями, но не всегда их замечает, так как считает, что шедевром должно быть что-то большое и глобальное.
Да, озеро Байкал — это, бесспорно, шедевр, но это не значит, что Онежское озеро менее прекрасно. Оно тоже является шедевром природы.
Шедевр — это совершенный предмет или явление, которое прекрасно и не требует изменений.
Сочинение на тему Шедевр
Творчество – замечательный вид деятельности. Красивое и гармоничное искусство дарит большие ценности. В порыве вдохновения талантливый человек способен на гениальные творения. Он может создать великолепный творческий шедевр.
Вдохновение всегда приходит неожиданно. Этому способствуют чтение литературных произведений, прослушивание музыки, созерцание картин в галерее, наслаждение живописными пейзажами в природе, наблюдение за растениями и животными, общение с интересными людьми.
Настоящий шедевр рождается там, где «танцует» муза. Сколько уникальных лирических творений было создано Пушкиным, Тютчевым, Блоком, Есениным и Лермонтовым! Поэты находились в состоянии высшего духовного сознания для претворения в жизнь своего творчества. Примеров очень много.
Пушкина вдохновляла на стихи его драгоценная супруга Н. Гончарова; Есенина – природа, деревня, русский народ, женщины; Тютчев и Майков были очарованы утренними зорьками и временами года. Их литературные шедевры наполнены светом любви к миру.
Одарённый человек способен на великие дела. Он добр, щедр, справедлив, благороден. В душе его царит милосердие и любовь к окружающему миру. Благодаря таким качествам он поднимается духовно очень высоко. Духовность – важная состояние души. Она рождает блистательные шедевры: лирику (поэзию), прозу, живопись, музыкальные композиции.
Творческие натуры – чувствительные люди. Они глубоко понимают мир и живут в слиянии со Вселенной. Мироздание открывает им свои тайны. У них всегда присутствует озарение, которое окрыляет и благоприятствует рождению творческих изысков.
Шедевр – поэзия человеческой души. Он очень многолик, и в каждом мгновении живёт своё отражение!
Что я понимаю под словом Шедевр
Шедевром можно назвать уникальный и неповторимый плод творчества человека, аналогов которому нет, и не может быть. Соответственно, такая работа является верхом мастерства – ее невозможно превзойти, улучшить либо перерасти.
В произведении, называемом шедевром, не только полностью раскрыты душа и внутренний мир автора, закончена тема и расставлены все точки над «и» — в нем также имеется и глубинный смысл, который может послужить наукой для следующих поколений.
Зачастую шедевры создаются спонтанно – ведь приступая к сочинению очередного стихотворения, поэт не может предугадать, станет ли оно бриллиантом поэзии века, работая над черновой версией новой инструментальной партии, композитор не может пообещать, что эта мелодия обязательно останется в веках – соответственно, удачные творения становятся шедеврами не только благодаря самим создателям, но и благодаря народной любви и признанию.
Шедевральное произведение значительно выделяется среди прочих работ автора – даже, если они являются отличными. Кстати, шедевров не бывает много – бывали случаи, когда у известного писателя, среди десятков хороших книг, находилась всего лишь одна, которая признавалась шедевром.
Тем не менее, это не делало остальные работы плохими. Просто между понятиями «отличная книга» и «шедевр» есть разница. Шедевр – это не просто нечто отличное или хорошее, шедевр – это лучшее.
Причем лучшее не только среди творчества одного человека, но и в сравнении его с современниками. Даже если кто-либо из схожих по уровню таланта и виду деятельности, людей попытается создать творение, которое затмит так называемый «шедевр» — вероятность удачного исхода крайне низкая. Просто потому, что настоящий шедевр очень сложно затмить и превзойти.
Многие считают понятие «шедевр» классическим. Но, на самом деле, это не зависит от эпохи. Допустим, шедевром можно назвать как творение Вагнера или Брамса, так и песню Виктора Цоя, как произведение Михаила Булгакова, так и книгу Ника Перумова и т.д. Просто у каждого времени свои гении.
Также шедевр обладает способностью проникать в душу и завоевывать любовь миллионов – следовательно, несмотря на глубинный смысл, он доступен для человеческого восприятия.
Наверное, в этом и состоит искусство – рассказать о сложных вещах так, чтобы это смогли понять и прочувствовать представители различных поколений, обладающие разным уровнем образованности и социальным статусом.
Паустовский в поиске шедевра — эссе
Что такое шедевр? Каким он должен быть и где его искать? Именно над этими вопросами задумывается К. Г. Паустовский. Размышляя над проблемой, автор делится с нами своими воспоминаниями об осенней прогулке на лодке по реке Оке.
Писателя заворожило пение летевших на юг журавлей:
«Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом».
Засмотревшись на них, он вспомнил, что его просили написать о том, что такое шедевр.
К. Г. Паустовский пытается показать читателям, что шедевры окружают нас повсюду, что сама природа создает шедевры, стоит лишь поискать их вокруг:
«Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганном киноварью и чернью».
Эти рассуждения приводят автора к мыслям о том, что же именно стоит понимать под словом шедевр.
Он рассказывает нам, что один из верных признаков шедевра заключается в том, что они остаются жить с нами надолго, почти навсегда. Мы являемся их неотъемлемой частью и только дополняем их своими мыслями, наполняем своим смыслом.
И действительно, автор любого шедевра старается вложить всё самое лучшее в свое произведение, но не может рассказать и передать нам все то, что сам хотел в него вложить. Часто бывает, что люди способны найти даже большее, чем хотел сам автор.
В этом и суть шедевров, каждый видит в них то, что хочет увидеть, дополняет их своими мыслями и наполняет своим смыслом. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, приоткрывают нам занавес в мир, как оказывается, густо наполненный шедеврами и дают их правильное понимание и восприятие.
Автор считает, что мир полон шедевров. Он рассказывает нам о том, что не стоит воспринимать шедевры как что — то строго созданное человеком, на пример стихи или картины. Шедевры повсюду, ведь природа творец не хуже человека.
Трудно не согласиться с автором. Действительно, стоит лишь выйти на улицу в любое время года и оглядеться.
Осенью нас окружат тысячи падающих с деревьев золотых и бронзовых шедевров, покрывающих землю, словно одеяло. Зимой – чудесные природные рисунки на окнах или неповторимость каждой снежинки. Летом и весной – расцвет природы, закаты и рассветы, пение птиц и шелест утреннего ветерка.
Всё это шедевры, являющиеся неотъемлемой частью нашей жизни. В заключение стоит отметить то, как важно понимать и находить шедевры во многих окружающих вещах. Шедевр не обязательно должен быть сложным и непонятным, может даже наоборот, он будет простым и повседневным, главное понять это и наслаждаться всеми радостными мелочами жизни.
Сочинение-рассуждение про Шедевр
«Шедевр», — произносим мы это красивое французское слово… Какие ассоциации оно вызывает, что достойно такой высокой оценки?
Один считает шедевром литературу и живопись, второй – архитектуру и кино, а третий – природу и музыку. Разные мнения объединяет одно: что-то нас так удивляет, волнует и восхищает, что мы испытываем нечто особенное, что можно назвать заимствованным у французов словом.
Шедеврами можно считать картины Леонард да Винчи и Рафаэль Санти, скульптуры Микеланджело и дворцы Казакова, картины Репина и Сурикова, поэмы А.С. Пушкина и романы Л.Н. Толстого и М.А.Булгакова.
Каждое из данных произведений заслуживает такого высокого звания. Кроме того, эти и другие необыкновенные создания рождают у человека много чувств, мыслей, влияют на это жизнь, возможно даже меняя её. Остановимся на одном из таких творений – романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Несомненно, он рассказывает о любви, верности и преданности. Однако, автор вложил в него также и философские категории истинной ценности жизни, протянув параллели между древностью и современностью, а также между религиозным и светским представлением о жизни и душе.
Герою данного произведения, мастеру отказано в вечности, хотя он написал бессмертную книгу. Писатель поплатился за неё всем, что у него было. Он отдал за неё свободу, любовь, творчество.
Однако, отказавшись от своего творения, он сохранил свою жизнь. Что это была за жизнь, когда в сумасшедшем доме, он думал только об одном – о любимой, и своей книге. Однако его возлюбленная оказалась сильнее. Она тяжело переживала разлуку с любимым человеком и готова была на всё, чтобы опять встретиться с ним.
Её любви, жизненной силы и энергии хватило на двоих. Когда он, затравленный и измученный увидел её, то не смог поверить, что это возможно. Маргарите также пришлось лишиться всего, что у неё было, она потеряла даже больше, чем мастер. Однако, молодая женщина ни о чём не жалела и прошла этот ужасный путь до конца.
За это она получила своего возлюбленного и возможность спокойно существовать с ним вдали от мира. Поднимая тему предательства и преданности, достоинства и способности верить в себя, честности и подлости, жестокости и человеколюбия, а также многие другие Булгаков создаёт необыкновенно метафоричные и узнаваемые образы.
Это и позволяет назвать книгу шедевром. Ведь каждый читатель видит в ней для себя что-то свое, самое важное. Однако мне кажется, что одной из важнейших тем является истинное творчество, тем более, что фраза о нём стала крылатой: «рукописи не горят».
Таким образом, шедевром является тем произведением, который становиться интересным, значимым, привлекательным для людей на все времена.
Читайте также: Доброта и жестокость – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Шедевром называется особенное произведение искусства, которое олицетворяет наивысшее достижение человека, мастера в этот исторический период времени. Это те создания, которыми можно любоваться бесконечно.