Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- А. Камю «Посторонний»
- А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- А. Островский «Гроза»
- А.А. Ахматова «Реквием»
- А.А. Блок «Двенадцать»
- А.В. Иванов «Тобол»
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- А.И. Солженицын «В круге первом»
- А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- А.Н. Толстой «Петр I»
- А.П. Платонов «Чевенгур»
- А.П. Чехов «Злоумышленник»
- А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин «Медный всадник»
- А.С. Пушкин «Памятник»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- В. Быков «Обелиск».
- В. Гюго «Отверженные»
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- В.А. Каверин «Открытая книга»
- В.А. Чивилихин «Память»
- В.В. Быков «Обелиск»
- В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- В.П. Катаев «Трава забвения»
- В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- Ги де Мопассан «Пышка»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Дж. Лондон «Мартин Иден»
- Дж. Оруэлл «1984»
- И. Стоун «Жажда жизни»
- И. Тургенев «Муму»
- И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- К. Булычев «Город без памяти»
- Л. Андреев «Иуда Искариот»
- Л. Андреева «Предстояла кража»
- Л. Лоури «Дающий»
- Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- М.А. Шолохов «Родинка»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — так Пушкин наверняка описал бы подготовку к итоговому сочинению, когда сидишь и не знаешь уже, что писать, где искать, как аргументировать свою мысль. В такие минуты хочется отвлечься и сменить пластинку. И нет ничего лучше аудиокниги, которая поможет раскрыть трудную тему в самом неожиданном и оригинальном ключе. А где такие взять? Да из статьи Многомудрого Литрекона! Он подготовил список произведений для итогового сочинения 2021-2022 года. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Здесь Вы найдете список книг для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Мы постарались сделать подборку максимально содержательной. Если что-то упустили, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях! Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
- А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
- А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
- И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
- М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
- М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
- И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
- А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
- Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
- А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
- М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
- Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
- А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
- А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
- А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
- А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
- А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
- Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
- Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
- Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
- Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
- Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
- Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
- М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
- М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
- М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
- А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
- А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
- А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
- М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
- А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
- А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
- В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
- А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
- А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
- Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
- И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
- А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
- Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
- М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
- А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
- К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
- Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
- Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
- А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
- И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
- М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
- А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
- И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
- Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
- И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
- Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
- А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
- И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
- А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
- М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
- М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
- В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
- В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
- В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою
- И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
- А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
- С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
- С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
- А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
- В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие.
- Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным. - Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
- К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
- О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!
Автор: Виктория Комарова
Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Еще раз о направлениях
Напомним, сочинения по каким направлениям ждут выпускников.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и Наказание — вечная тема
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Напомним, что готовиться только по одному направлению — непозволительная роскошь. Надо выбрать хотя бы два, а лучше — три. А из произведений предпочесть те, которые пришлись по вкусу и могут быть «приложены» к большому количеству тем.
Начнем именно с таких.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Этот роман из года в год становится любимым выбором старшеклассников. Его многие читали и приняли близко к сердцу, автор затрагивает множество тем и проблем. Львиная доля которых – вечные. В данном случае роман можно использовать для аргументации по первому направлению (жизненный путь; ошибка на жизненном пути, ломающая судьбу; спутники героя и др.)
Естественно, это произведение не может не понадобиться при работе по третьей теме: как бы она ни была сформулирована, отсылки к роману, пожалуй, неизбежны. Здесь может понадобиться не просто знание романа, а его реально хорошее знание. Так что стоит все же перечитать само произведение, а не свои записи или краткое содержание.
Можно обратиться к роману и при работе над четвертым направлением. Понятно, что никто из школьников не убивал старушек, но любой мог
- заблуждаться и осознать ошибку под воздействием любви или мук совести (как Раскольников);
- обмануться в человеке (как Дуня в Лужине);
- быть деятельным и неунывающим, готовым помочь другу (как Разумихин);
- уметь распутывать головоломки и отлично понимать людей (как Порфирий Петрович).
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
В параллель с романом Достоевского так и просится повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемично по отношению к «Преступлению и наказанию». Автор спустя век снова ставит вопрос, допустимо ли убийство «по совести», — и ответ уже не столь очевиден в новых реалиях.
К повести можно обратиться при работе над теми же направлениями.
- Поиск пути. Удобнее всего связать с поисками своего места в жизни сыном Тамары Ивановны. Но можно рассмотреть вообще любого героя повести. Ошибки в выборе пути – это, конечно, образ Светы. Спутники — опять Иван, который ищет единомышленников.
- Третья тема. Преступление и возможность избежать наказания. Убийство того, кто «недостоин жить». В повести все искажено и перепутано. Кто преступник? Насильник или убившая его мать жертвы? А может, следователь, готовый за деньги закрыть дело?
- Ну, и конечно, к четвертой теме подходит. Ведь каждый из старшеклассников ищет свой путь и делает свой выбор, как Светка и Иван. Здесь же красота, вечные и преходящие ценности и т.п.
- А еще повесть В. Распутина подходит ко второму направлению. «Цивилизация», хлынувшая в нашу страну после Перестройки, принесла с собой много красивой одежды, новые «ценности» и свободу от стыда и совести.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Еще один лидер по использованию для аргументов на сочинении. Но на этот раз роман не так универсально востребован. Мы можем взять из него аргументы по первому и третьему направлениям.
- Выбор пути — это одна из проблем романа. Можно обратиться к одному или нескольким образам: Понтий Пилат, Иешуа, Мастер, Иван Бездомный и т.д. Есть даже собственно дорога – сквозь время и пространство —скачка демонов в конце произведения.
- Преступление и наказание – тоже в центре размышлений автора. Это и наказание Понтия Пилата, и все наказанные им: от безвинного Иешуа до Иуды и первосвященника. Это все наказанные резвящимися демонами из свиты Воланда и им самим: Берлиоз, Майгель, Фрида (да, у нас на глазах Маргарита прощает ее, но до этого-то Фрида была наказана), да просто несчастные, согласившиеся петь в хоре Коровьева или обменявшие свои старые платья на новые в варьете.
Брать произведение по четвертому направлению не стоит рекомендовать ученикам: роман очень сложный и многоплановый, редкий школьник сможет работать с ним в рамках свободной темы достаточно корректно. Как бы не нахватать фактических ошибок.
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
Повесть, конечно, напрашивается к направлению про технологии. Ведь профессор Преображенский — самый настоящий ученый-новатор, создатель нового … существа. Которому уже и сам не рад. Стоит ли брать на себя функции Бога? Точно ли ко благу будет преображение созданного природой (или Творцом)?
Путь и выбор тут тоже налицо, так что к первому направлению можно подобрать какие-то аргументы. Кстати, интересно было бы порассуждать о Шарикове, ведь его человеческий путь проходит у нас на глазах. А вот был ли у него выбор?
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Проблемы цивилизации, выбора пути и преступления перед природой и памятью. Три направления совершенно очевидные.
Цивилизация (электростанция, город) выступает антиподом деревеньке на Матёре с ее старухами, Лиственем и Хозяином. Что важнее? Горячая вода или дом, построенный прадедом? Электричество или могила матери? И как выбирать?
Перед выбором стоит внук Дарьи Андрей. Пойдет работать на электростанцию или не пойдет? Да нет, его выбор уже сделан…
Путь. Павел ночью в тумане не может найти Матёру. Остров, который он знает, как свою ладонь. Который он любит. Который он предал.
Преступление. Остров, родной клочок земли для десятков людей, будет затоплен. Нет, людям дадут новое жилье. Но погибнут могилы, на которых столько поколений плакали, огороды, которые пОтомсвоим поливали, дома, которые с любовью строили и обихаживали. Погибнут растения и животные, непобежденный Великий Листвень и Хозяин острова.
А еще преступники те мужики, которые пришли сносить могилы. «А че такого? Нам приказали. Все равно же все затопит!» И какое им за это наказание? А они уже заранее наказаны неизлечимой душевной слепотой и глухотой.
А еще это произведение можно взять за основу для рассуждений по теме четвертого направления (почему бы и нет?Сейчас проблемы экологии и исторической памяти многих затрагивают). И про хорошую жизнь и ответственность гражданина (пятое направление) тоже можно написать, опираясь на этот текст.
Если этого мало
В заключение еще небольшой список литературы к сочинениям из не очень длинных произведений.
- Э. Веркин «Кусатель ворон», С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый край», Я. Вагнер «Вонгозеро».
- О.Хаксли «О дивный новый мир!», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Р. Шекли «Страж-птица».
- А. П. Чехов «Студент», «Спать хочется», Г. К. Честертон «Перстень прелюбодеев», А. Кристи «Десять негритят».
- Э. Веркин «Герда», Д. Рубина «Все тот же сон!», Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».
- А. Платонов «Песчаная учительница», А. Куприн «Чудесный доктор», Е. Водолазкин «Дом и остров».
Желаем приятных встреч с прекрасными книгами!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Лучший список литературных произведений для подготовки к итоговому декабрьскому сочинению 2021-2022 учебного года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022.
Ссылка для скачивания списка литературы: скачать
Аргументы к направлениям:
- Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
- Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- 1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- 2. А. Камю «Посторонний»
- 3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- 4. А. Островский «Гроза»
- 5. А.А. Ахматова «Реквием»
- 6. А.А. Блок «Двенадцать»
- 7. А.В. Иванов «Тобол»
- 8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- 9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- 10. А.И. Солженицын «В круге первом»
- 11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- 12. А.Н. Островский «Гроза»
- 13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- 14. А.Н. Толстой «Петр I»
- 15. А.П. Платонов «Чевенгур»
- 16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
- 17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- 18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
- 20. А.С. Пушкин «Памятник»
- 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- 22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- 26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- 27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- 28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- 29. В. Быков «Обелиск».
- 30. В. Гюго «Отверженные»
- 31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- 32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- 33. В.А. Каверин «Два капитана»
- 34. В.А. Каверин «Открытая книга»
- 35. В.А. Чивилихин «Память»
- 36. В.В. Быков «Обелиск»
- 37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- 38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- 39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- 40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- 41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- 42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- 43. В.П. Катаев «Трава забвения»
- 44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- 45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- 46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- 47. Ги де Мопассан «Пышка»
- 48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
- 52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
- 53. Дж. Оруэлл «1984»
- 54. И. Стоун «Жажда жизни»
- 55. И. Тургенев «Муму»
- 56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- 57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- 58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- 59. К. Булычев «Город без памяти»
- 60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
- 61. Л. Андреева «Предстояла кража»
- 62. Л. Лоури «Дающий»
- 63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- 64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- 65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
- 66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- 67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- 68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- 69. М.А. Шолохов «Родинка»
- 70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- 71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- 72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- 73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- 74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»